Цель статьи - разработка модели (алгоритма) оценки эффективности системы муниципальных закупок для учреждений культуры (на примере Уссурийского городского округа). Результаты данного исследования могут быть полезны контрольно-счётному органу Уссурийского городского округа, уполномоченному на проведение мониторинга закупок и аудита в сфере закупок; общественным объединениям, осуществляющим общественный контроль; муниципальным заказчикам для комплексной оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений культуры. Определены основные коэффициенты расчета эффективности закупок учреждений культуры Уссурийского городского округа, которые впоследствии включены в (модель) алгоритм оценки эффективности. На основании проведенных расчетов предложенных показателей сформирован рейтинг учреждений культуры Уссурийского городского округа по уровню эффективности закупочной деятельности. Разработанная и предлагаемая модель (алгоритм) оценки эффективности закупок учреждений культуры поспособствует комплексной оценке и качественным проверкам со стороны контрольных органов бюджетных средств муниципальных образований.
Procurement of Goods, Works, Services for the Needs of Cultural Institutions of Ussuriysk Urban District: Efficiency Eva.pdf Введение Государственным и муниципальным закупкам на сегодняшний день уделяется достаточное внимание, так как данная система государственных заказов связана с распоряжением бюджетных средств во всех сферах удовлетворения потребностей населения. Одним из основных вопросов местного значения Уссурийского городского округа (далее - УГО) является обеспечение культурного досуга населения, следовательно, средства местного бюджета ежегодно направляются на исполнение этой функции (322,15 млн руб. в 2018 г.; 364,48 млн руб. в 2019 г. и 376,62 млн руб. в 2020 г.). Основным инструментом их распоряжения являются муниципальные закупки, которые осуществляют муниципальные учреждения культуры УГО. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок предполагает проведение таких контрольных мероприятий, как аудит и мониторинг закупок. В свою очередь, аудит, как контрольное мероприятие, хоть и необ- А.А. Старченко, Ю.Б. Шатов 78 ходим в данной системе, однако он не может в полной мере оценить, насколько эффективно осуществляются закупки товаров, работ и услуг для нужд муниципальных учреждений культуры УГО, а способен лишь определить нарушения в данной сфере в установленный период. Поэтому выбранная тема исследования является актуальной в данный момент для изучения темы закупок, контрольно-счетного органа УГО, уполномоченного на проведение мониторинга закупок и аудита в сфере закупок; общественных объединений, осуществляющих общественный контроль; государственных (муниципальных) заказчиков. Вследствие этого для комплексной оценки эффективности закупок авторами данной работы предлагается модель (алгоритм) оценки эффективности закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений культуры УГО. Материалы, на основе которых проведено исследование, можно разделить на три большие группы: 1) законодательная база, регулирующая сферу закупок (Конституция РФ [1, ст. 8], Бюджетный кодекс РФ [2, ст. 72], федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] и иные нормативно-правовые акты); 2) общенаучные аспекты закупочной деятельности, которые представлены понятиями сущности системы государственных и муниципальных и контрактной системы в Российской Федерации [4; 5, с. 18; 6, т. 17, с. 80], различными подходами к расчету эффективности государственных и муниципальных закупок [7, т. 24, с. 512-515; 8, № 4, с. 110-112; 9, № 1, с. 32-33;10, с. 144; 11, № 2, с. 110]; 3) информационные ресурсы, содержащие в себе данные, характеризующие систему закупок в учреждениях культуры УГО [12, 13]. Постановка задачи Целью исследования выступает анализ закупочной деятельности бюджетных учреждений (на примере учреждений культуры Уссурийского городского округа). Кроме того, проведенный анализ позволяет сформировать модель (алгоритм), с помощью которой можно оценить, насколько эффективно вышеуказанные учреждения осуществляют свои закупки. На пути к достижению поставленной цели была рассмотрена сущность системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации; проведено исследование существующих методик оценки эффективности закупок; исследована структура и объем закупок в учреждениях культуры Уссурийского городского округа; а также выявлены факторы, влияющие на эффективность, и подобраны соответствующие показатели, способные оценить эффективность. В настоящей работе использовались статистико-экономический метод, который позволил собрать статистическую информацию по структуре и объёму закупок учреждений культуры УГО; экономический анализ, спо- Оценка эффективности закупок товаров, работ, услуг 79 собствовавший определению факторов, влияющих на эффективность закупок для нужд учреждений культуры УГО; а также общенаучные методы исследования - синтез, анализ, метод сравнения, которые позволили системно изучить предмет исследования. Результаты Одной из основных функций муниципальных органов власти служит удовлетворение потребностей населения, проживающего на территории данного муниципального образования. Реализация политики в сфере культуры также является одной из направлений деятельности органов местного самоуправления (далее - МСУ) по удовлетворению потребностей граждан, так как развитие культурного и просветительского образования населения служит составной частью их духовного развития. Поэтому необходимо управлять этой сферой так же, как и другими сферами социальной жизни людей. Органом управления культурным развитием населения в УГО является управление культуры администрации УГО. Так, управление культуры представляет собой муниципальный орган, который отвечает за исполнение функций по формированию у населения УГО духовного развития. В свою очередь, организационные мероприятия, за которые ответственно управление культуры, проводят подотчетные ему муниципальные бюджетные учреждения и автономные учреждения г. Уссурийска, представленные на рис. 1. Учреждения культуры УГО Централизованная клубная система (ЦКС) Централизованная библиотечная система (ЦБС) Театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской Уссурийский музей Детская школа исскусств (ДШИ) Городские парки Культурный центр "Горизонт" Рис. 1. Учреждения культуры, подотчетные управлению культуры администрации УГО. Источник: составлено авторами Исходя из анализа структуры управления культуры и организации деятельности культурной политики в УГО, можно сделать вывод о том, что организация закупок для нужд учреждений культуры в УГО происходит децентрализованно. Децентрализованные закупки - это такая структура закупок, в которой многочисленные заказчики самостоятельно организуют обеспечение своих нужд [14, № 51, с. 53]. Иными словами, муниципальные учреждения культуры сами несут ответственность за организацию закупочного процесса, а также за совершенные ошибки в ходе закупок. А.А. Старченко, Ю.Б. Шатов 80 Мнение экспертов области закупок, таких как О.Л. Перерва, С.Е. Степанов, С.С. Незимова [15, № 3, с. 15], В.И. Таланцев, М.К. Александрова [16, № 11, с. 102], подтверждают, что основными факторами, влияющими на эффективность осуществления закупок, являются: размер цены объекта закупки и доля экономии бюджета впоследствии; уровень конкуренции между участниками закупок; качество поставленных товаров, работ, услуг; а также уровень соблюдения законодательства со стороны как заказчика, так и любого участника закупки (основные виды нарушений законодательства о закупках учреждениями культуры УГО представлены на рис. 2). Закупочная деятельность учреждений культуры УГО не исключение. Нарушение сроков предоставления различной документации (планов закупок, конкурсной документации и др.) Нарушение правил составления конкурсной Незаконность выбора конкурентного способа Нарушения при ведении реестра муниципальных Рис. 2. Основные нарушения законодательства в области закупок, наблюдаемые у учреждений культуры УГО. Источник: составлено авторами На основании выделенных факторов, влияющих на осуществление закупок учреждениями культуры УГО, предлагаются показатели расчета эффективности закупок, представленные в табл. 1. Первым коэффициентом выступает коэффициент экономии бюджетных средств, отмечаемый многими исследователями, как один из самых глав- Оценка эффективности закупок товаров, работ, услуг 81 ных показателей к оценке эффективности закупок. Коэффициент экономии рассчитывается как отношение между разностью начальной максимальной цены контракта и цены, по которой в итоге был заключен контракт, и начальной максимальной ценой контракта, умноженное на 100%. Данный расчет позволит увидеть, сколько процентов составляет экономия бюджета при определенной закупке, и, если процент ниже 25, следовательно, уровень экономии маленький, соответственно, и эффективность расходования бюджетных средств низкая. Коэффициент конкуренции между участниками закупочного процесса также считается одним из наиболее важных показателей эффективности, так как конкуренция напрямую влияет на снижение начальной максимальной цены контракта (на экономию бюджетных средств). Рассчитывается данный показатель как отношение между конкурентными видами закупок и общим числом осуществлённых закупок. Так, к конкурентным видам закупок относятся: - конкурсы; - аукционы (закрытые, открытые); - запрос предложений; - запрос котировок. Полученный процент и будет говорить, насколько закупки учреждения конкурентны. Таблица 1. Коэффициенты оценки эффективности муниципальных закупок Показатель Способ оценки Коэффициент экономии бюджетных средств - К1 Рассчитывается согласно формуле: РрІг) *100%, где Рн - начальная максимальная цена контракта закупок; Рк -цена, по которой заключен контракт Коэффициент конкуренции - К2 Рассчитывается согласно формуле: Су/С * 100%, где Су - конкурентные виды закупок; С - всего осуществленных закупок Коэффициент качества поставляемых товаров, работ, услуг - КЗ Рассчитывается согласно формуле: ^/с*100%, где Q - закупки, характеристика которых является соответствующей техническому заданию и специфике контракта; C - всего осуществлённых закупок Коэффициент соблюдения законодательства в области закупок - К4 Рассчитывается согласно формуле: D/c*100%, где D - число закупок без нарушений контрактного законодательства; С - всего осуществлённых закупок Источник: составлено авторами. Коэффициент качества поставляемых товаров, работ, услуг - коэффициент, который рассчитывается как отношение между закупками, характе- А.А. Старченко, Ю.Б. Шатов 82 ристика которых является соответствующей техническому заданию и специфике контракта и общим количеством осуществленных закупок и говорит о том, сколько процентов составляют в общем объеме качественные закупки. И, наконец, коэффициент соблюдения законодательства в области закупок характеризуется как отношение между числом закупок без нарушений контрактного законодательства и их общим числом. Данный показатель демонстрирует то, сколько в общем числе закупок составляют закупки, которые при проверке не выявили никаких нарушений. Для оценки эффективности осуществления закупок предлагается использовать алгоритм действий, представленный на рис. 3. Рис. 3. Алгоритм расчета эффективности закупок товаров, работ, услуг учреждений культуры УГО. Источник: составлено авторами В начале расчета необходимо сделать анализ всей статистики по закупкам, которые осуществляют бюджетные учреждения (в нашем случае учреждения культуры УГО) за определенный период (5 лет). Кроме того, для дальнейших вычислений есть необходимость в поиске информации о нарушениях законодательства в сфере закупок, которую, как правило, должна ежегодно отражать в своих отчетах Контрольно-счетная палата УГО. После того как сформирована аналитическая таблица со статистическими данными, следует приступать к вычислению коэффициентов. Стоит отметить, что для поиска статистической информации по двум коэффициентам (K3 и K4) использовались отчеты Контрольно-счетной палаты УГО. Однако, как показала практика, контрольно-счетный орган Оценка эффективности закупок товаров, работ, услуг 83 УГО проводит свои контрольные мероприятия выборочно и нерегулярно. Так, например, некоторые виды учреждений культуры в период с 2016 по 2020 г. аудиту со стороны Контрольно-счетной палаты не подвергались. Соответственно, сделать вывод о том, что закупки, осуществленные данными видами учреждений культуры УГО, являются качественными и соответствуют законодательству о контрактной системе в полной мере нельзя, так как нет этому статистических доказательств. На основании вышеприведенного анализа некоторых показателей оценки эффективности осуществления закупок учреждениями культуры УГО предлагается применить в данном случае набор показателей, представленный на рис. 4. Оценка эффективности осуществления закупок учреждениями культуры УГО ■-ГГ”- Коэффициент экономии бюджетных средств (К1) Коэффициент конкуренции между участниками закупочных процедур (К2) Рис. 4. Показатели оценки эффективности закупок для учреждений культуры УГО. Источник: составлено авторами Таким образом, вышеприведенные показатели помогут в последствие оценить, насколько эффективно учреждения культуры УГО осуществляют свою закупочную деятельность. Расчет первого коэффициента - экономии бюджета - в среднем по всем учреждениям культуры по годам показал, что в 2017 и 2020 гг. наблюдалась наивысшая экономии бюджетных средств - 15,7 и 14,3 соответственно (рис. 5). 20 10 0 % 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 5. Среднее значение экономии бюджета по всем видам учреждений культуры УГО за 5 лет. Источник: составлено авторами Еще одним коэффициентом, способствующим определению эффективности учреждений культуры УГО в закупочных процессах, является коэффициент конкуренции. В данном случае при расчете, как было выше сказано, необходимо уделять внимание конкурентным видам закупок (конкурсы, аукционы (закрытые, открытые), запрос предложений, запрос котировок). А.А. Старченко, Ю.Б. Шатов 84 Так, основным видом конкурентных закупок при процессе их осуществления учреждениями культуры, является электронный аукцион. А вот неконкурентным - заключение контракта с единственным поставщиком, при котором снижение цены не предполагается. На рис. 6 показаны средние значения уровня конкуренции всех учреждений культуры по годам. 100 0 У 20,85034014 37,32142857 10,47619048 25,04637031 66,75958188 Ш % / jSB* «яЭ1 Ж/ 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 6. Средние значения уровня конкуренции по всем видам учреждений культуры за 5 лет. Источник: составлено авторами Из рис. 6 видно, что наивысшее снижение НМЦК в связи с заключением контрактов на основании конкурентных закупок (электронных аукционов) происходило в 2020 и 2018 гг. - 66,8 и 37,3% соответственно. Если связать данный факт с рис. 4, видно, что самая высокая среди всех лет экономия бюджета также наблюдается в 2020 г. На основании проведенного анализа коэффициентов экономии бюджетных средств и коэффициента конкуренции можно составить рейтинг учреждений культуры УГО по уровню эффективности осуществления закупок за 2016-2020 гг. (табл. 2). Таблица 2. Рейтинг учреждений культуры УГО по уровню эффективности осуществления закупок за 2016-2020 гг. Учреждение культуры УГО Сумма показателей, % Место МБУК ЦБС 81,41 1 МБУК ЦКС 70,81 2 МБУДО ДШИ 64,22 3 МБУК «Театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской» 22,22 4 МАУК «Г ородские парки» 20,26 5 МБУК «Уссурийский музей» 20,00 6 МАУК МЦКД «Горизонт» 12,58 7 Источник: составлено авторами. Таким образом, согласно табл. 2 учреждениями культуры в Уссурийском городском округе, которые наиболее эффективно осуществляют свою закупочную деятельность, являются МБУК «Централизованная библиотечная система» УГО, МБУК «Централизованная клубная система» УГО и МБУДО «Детская школа искусств» УГО, сумма показателей которых составляет более 50%. У остальных учреждений культуры данная сумма ниже 25%, что говорит о низкой эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для их нужд. Оценка эффективности закупок товаров, работ, услуг 85 Проведенный анализ статистических данных по закупкам, осуществляемым учреждениями культуры УГО, разработка системы коэффициентов, измеряющих уровень эффективности осуществления закупок, позволили сделать следующие выводы: 1) учреждения культуры УГО осуществляют свои закупки децентрализованно, т.е. самостоятельно, что значительно осложняет процедуру в целом; 2) для подробного анализа и лучшего результата оценки эффективности закупочной деятельности необходимы данные проверок Контрольносчётной палаты УГО (в свою очередь, контрольные мероприятия данным органом проводятся нерегулярно и выборочно по всем муниципальным учреждениям). Исходя из этого, наблюдается нехватка данных для полной ясности картины эффективности осуществленных закупок, т.е. подтверждается наличие проблемы, которая указана во введении настоящей работы. Выводы Система государственных и муниципальных закупок является на сегодняшний день одним из финансовых инструментов управления различного рода ресурсами общественного сектора экономики и направлена на осуществление функций обеспечения потребностей населения. Кроме того, данная система выступает государственным регулятором экономики, так как напрямую связана с распоряжением государственных финансов. Новизна научного исследования заключается в разработке соответствующего алгоритма оценки эффективности закупочных процедур, которые осуществляют бюджетные учреждения. Разработанный алгоритм направлен на упрощение процедур оценки эффективности реализации закупок и на обеспечение принципа открытости и прозрачности контрольных процедур в части распоряжения бюджетных средств. Поэтому на основании проделанной работы рекомендуется обратить внимание на эффективность контрольных мероприятий, которые осуществляет Контрольносчетная палата УГО в целях увеличения данных мероприятий, так как они способствуют глобальной оценке эффективности осуществления закупок не только учреждениями культуры, но и бюджетными учреждениями в целом.
Конституция Российской Федерации : от 12.12.1993 : принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/1efbc1b5ebdab46ae63fe9219156c319914287b3/
Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ: принят Гос. Думой 17.07.1998 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ: принят Гос. Думой 25 марта 2003. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
Шешукова Т.Г., Мальцева А.А. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21, № 3. С. 149-158.
Мамедова Н.А., Байкова А.Н., Морозова О.Н. Управление государственными и муниципальными закупками : учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 347 с.
Шмелёва М.В. Эффективность осуществления закупок как цель российской контрактной системы // Правовая парадигма. 2018. Т. 17, № 1. С. 79-83.
Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 9. С. 505-521.
Кремповая Н.Л. Оценка эффективности закупок в контрактной системе // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2017. № 4. С. 108-112.
Лапин А.Е., Киселева О.В., Кумунджиева Е.Л. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Бизнес. Образование. Право. 2016. № 1 (34). С. 30-35.
Мячин Н.В. Методика оценки эффективности функционирования сферы закупок для обеспечения государственных нужд России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 143-147.
Федченко Е.А. Формирование системы показателей эффективности использования бюджетных средств // Вестник Финансового университета. 2016. № 2. С. 106-116.
Киселёва В.Н. Современные подходы к организации системы закупок: централизованная, децентрализованная и гибридная модели // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2018. № 51. С. 50-61.
Управление культуры администрации Уссурийского городского округа. URL: http://uss-culture.ru/
Синапс - поиск и аналитика тендеров. URL: https://synapsenet.ru/
Перерва О.Л., Степанов С.Е., Незимова С.С. Использование анализа больших данных для определения факторов эффективности процесса государственных закупок // Вестник евразийской науки. 2018. № 3. С. 9-18.
Таланцев В.И., Александрова М.К Закупки товаров, работ и услуг для муниципальных учреждений образования: проблемы и пути совершенствования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 100-107.