Современная концепция регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств
Предмет. Социально-экономическое неравенство является проблемой глобального масштаба, которая так или иначе затрагивает любую страну. Высокий уровень неравенства служит угрозой для устойчивости демократических институтов и экономического роста, в связи с чем большое количество ученых привлекают внимание к этой проблеме последние пару десятков лет, в течение которых общий уровень социально-экономического неравенства вырос как во внутристрановом, так и в межстрановом аспекте. Достаточно ли тех усилий, которые предпринимаются регуляторами сегодня для того, чтобы сдержать рост социально-экономического неравенства, и все ли из того, что делается, концептуально правильно? Эти вопросы очень актуальны в последние несколько лет. Целью исследования является сравнительный анализ и развитие целеполагания и концепции государственного регулирования социально-экономического неравенства в глобальном масштабе в программе ЦУР ООН и в России на уровне документов стратегического планирования. Методами исследования послужили анализ и синтез информации из программы устойчивого развития ООН и документов стратегического планирования социально-экономического развития России. Получены выводы, что целеполагание и концепция регулирования социально-экономического неравенства на уровне ООН и в России асимметричны относительно кривой распределения доходов домохозяйств и имеют заметный сдвиг на ее левый конец. Борьба с бедностью - ключевой приоритет в усилиях по борьбе с социально-экономическим неравенством в мире. При этом регулирование неравенства на правом конце кривой распределения доходов и внятная государственная политика оптимизации темпов роста доходов и богатства самых богатых домохозяйств отсутствуют или представлены в документах стратегического планирования очень слабо. В качестве рекомендаций предлагается использовать и развить концепцию регулирования социально-экономического неравенства на основе теории Ф. Бургиньона «бедность - экономический рост - неравенство».
Development of the modern concept of regulation of socio-economic inequality of households.pdf Введение Неравенство - одна из наиболее труднопреодолимых проблем в развитии человечества, сравнимая с ядом змеи, который в малых дозах может успешно применяться в лечебных целях, при этом его чрезмерное количество смертельно опасно для жизни. Проблемы несоразмерности и несправедливости распределения доходов и богатства относительно способностей и талантов людей широко обсуждаются во многих странах [1]. Наибо-46 Дорофеев М.Л. Современная концепция регулирования лее очевидной целью борьбы с избыточным экономическим неравенством является стремление к социальной справедливости и создание равных возможностей для всех, чтобы каждый мог получить равные шансы на процветание. Экономисты рассматривают проблематику регулирования социальноэкономического неравенства в контексте поиска компромисса между неравенством и ростом [2-6]. Природа неравенства, по мнению социологов, тесно связана с действием не только экономических, но также социальных и экзистенциальных сил [7]. Опыт реформирования экономики Китая показывает, что сглаживание чересчур высокого уровня социально-экономического неравенства вполне способно стать более приоритетной целью развития, чем просто банальные «достижение и сохранение высоких темпов экономического роста» [6, 8-10]. Неравенство противоречит демократическим ценностям и может разрушить эффективные общественные институты, что приведет к возникновению большого спектра других социально-экономических проблем. С этой точки зрения сохранение баланса равенства возможностей в обществе является залогом устойчивости демократического общества. Данную идею в экономическом направлении развили D. Acemoglu и J.A. Robinson [9] в своей книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные». Авторы предложили теоретическую концепцию «правильного» институционального устройства работы любой экономики, выделив инклюзивные и экстрактивные экономические институты, от которых во многом зависит баланс равенства возможностей для всех членов общества. Когда система институтов в стране выстроена экстрактивно, ее экономика настроена на увеличение уровня экономического неравенства. В таких условиях происходит быстрое обогащение «правящей элиты», а большая часть общества обречена на бедность и нищету; повышается вероятность деградации системы политических сдержек и противовесов; часто нарушаются и не могут быть защищены права собственности; исчезают экономические мотивации экономических агентов; происходит отток финансового и человеческого капитала из страны; снижается эффективность государственного управления; растет коррупция; деформируется система перераспределительных отношений и т.п. Инклюзивные экономические институты являются полной противоположностью экстрактивных и создают условия для «созидательного разрушения», равенства возможностей, политического плюрализма, надежной защиты прав собственности, эффективной системы государственного управления экономикой, обеспечивающей качественные общественные блага и способствующей обогащению большинства. Одной из наиболее важных целей по регулированию неравенства является ликвидация неравенства возможностей, которое возникает из-за разных стартовых возможностей людей. С этой точки зрения создание и развитие инклюзивных экономических институтов является чрезвычайно 47 Методология /Methodology важной задачей в любой стране, заинтересованной в росте благосостояния своих граждан. В последние годы стала также актуальна проблема негативного влияния экономического неравенства на экологию из-за перепроизводства и пере-потребления, в том числе обусловленных ростом достатка наиболее обеспеченных граждан [11]. В данной статье рассмотрена и дана оценка действующей концепции регулирования социально-экономического неравенства на уровне ЦУР ООН и в документах стратегического планирования России. Также предлагается алгоритм развития существующей системы государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства в России на основе модели «треугольник Ф. Бургиньона». Материалы и методы исследования Информационной базой исследования стали официальные документы ООН [12-13] с описанием целей устойчивого развития, а также «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г.» [14] (далее - Концепция) и «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года от 31 декабря 2015 г.» (далее - Стратегия) [15]. На основе анализа и синтеза этой информации дана оценка существующей концепции регулирования социально-экономического неравенства на глобальном уровне и в России. Результаты 1. Взгляд на регулирование экономического неравенства через призму ЦУР ООН. ООН призывает стран-участников обеспечить такие условия функционирования их экономик, в которых никто не будет оставлен без внимания. Исключение какой-либо части общества из экономической жизни не позволяет достичь устойчивости развития. Высокое неравенство может стать причиной роста количества преступлений, болезней и негативного влияния на окружающую среду. В этой связи генеральной целью ООН по регулированию неравенства в целом и экономического неравенства в частности является снижение его уровня как внутри стран, так и между ними [16]. В рамках глобальной программы ООН разработано 17 целей устойчивого развития (рис. 1), среди которых есть пять целей, напрямую связанных с борьбой с бедностью (красные маркеры), и две цели по борьбе с неравенством в широком смысле (зеленые маркеры). Цели, отмеченные желтыми маркерами, косвенно помогают бороться с бедностью и снижать неравенство за счет создания экономических возможностей и увеличения шансов на построение лучшей жизни для каждого члена общества. Несмотря на определенные достижения по борьбе с бедностью и усилия по борьбе с неравенством, ООН отмечает, что эти проблемы до сих пор 48 Дорофеев М.Л. Современная концепция регулирования сохраняются. Рассмотрим более подробно концепцию борьбы с неравенством в структуре ЦУР ООН. На рис. 2 представлены шесть задач по сокращению внутристранового неравенства в рамках 10-й цели устойчивого развития ООН. На рис. 3 показаны еще четыре задачи по борьбе с неравенством, в большей степени сфокусированные на межстрановом аспекте. По данным рис. 2 и 3 можно заметить, что большая часть рекомендаций и концептуальных идей ООН по регулированию экономического неравенства связана с идеями по борьбе с бедностью. Современная концепция регулирования неравенства во многом строится на целеполагании по регулированию экономического неравенства «снизу». Ликвидация экстремальной нищеты и борьба с бедностью как ультимативные цели понятны по своей сути и в принципе универсальны для всех стран с точки зрения их практической реализации. В то же время экономическое неравенство служит гораздо более комплексным и нестандартным экономическим явлением для разных стран. Регулирование этой проблемы в рамках внутристранового аспекта необходимо проводить с учетом специфики каждой отдельно взятой страны. Концепция ООН логична и охватывает много важнейших вопросов по проблематике бедности и неравенства, однако в то же время нельзя назвать ее исчерпывающей. С нашей точки зрения, в данной концепции уделено недостаточно внимания регулированию экономического неравенства «сверху», не предложены концептуальные идеи по настройке глобальной фискальной системы, оптимизации предельной налоговой нагрузки по всей кривой распределения доходов, в особенности на ее правом конце (для богатых и сверхбогатых домохозяйств). Рис. 1. Регулирование экономического неравенства и бедности в целях устойчивого развития ООН. Источник: составлено автором на основе [12-13, 16-18] 49 Методология /Methodology Цель №10 из 17 целей устойчивого развития ООН: Задачи по сокращению неравенства внутри стран 10.1. К 2030 году постепенно достичь и поддерживать рост доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране. Регулирование внутристранового экономического неравенства «снизу», путем борьбы с нищетой и бедностью. 10.2. К 2030 году поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, инвалидности, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии и экономического или иного статуса. Нормотворческие практики для защиты прав и обеспечения возможностей для всех групп граждан. Очевиден акцент на социально незащищенных слоях общества. 10.3. Обеспечить равенство возможностей и уменьшить неравенство результатов, в том числе путем отмены дискриминационных законов, политики и практики и содействия принятию соответствующего законодательства, политики и мер в этом направлении. Очень широкая, при этом недостаточно конкретная задача по балансировке возможностей и результатов для всех членов общества. Концептуально она предельно близка к теме экономического неравенства. 10.4. Принять соответствующую политику, особенно бюджетно-налоговую политику и политику в вопросах заработной платы и социальной защиты, и постепенно добиваться обеспечения большего равенства. Регулирование внутристранового неравенства и «снизу» (поддержка социально-незащищенных слоев населения) и «сверху» (большее равенство в доходах за счет налоговой политики). 10.5. Совершенствовать методы регулирования и мониторинга глобальных финансовых рынков и учреждений и более последовательно применять такие методы. Очень важный аспект регулирования экономического неравенства по богатству (наиболее проблемного вида), обеспечения фин. стабильности и устойчивости, ликвидация проблемы избегания налогов, недобросовестных практик финансовых организаций. 10.7. Содействовать упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики. Важный аспект борьбы с нищетой и бедностью и регулирования экономического неравенства «снизу». Рис. 2. Общая концепция и список задач по регулированию внутристранового экономического неравенства в соответствии с целью № 10 ЦУР ООН. Источник: составлено автором на основе [12-13, 16-18] Реализация данной концепции на уровне отдельно взятой страны потребует дополнительной проработки вопросов прогрессивного налогообложения, межстрановой координации усилий по избеганию налогов крупными налогоплательщиками, эффективной антимонопольной политики и адекватного регулирования быстрой экспансии транснациональных корпораций и экосистем в различных секторах мировой экономики. Главное, что бы мы хотели подчеркнуть, - важно не зацикливаться только на бедности, но и продумывать и прорабатывать стратегии того, как можно решать проблему неравенства в комплексе с другими задачами социальноэкономического развития. 50 Дорофеев М.Л. Современная концепция регулирования Рис. 3. Направления достижения цели № 10 ЦУР ООН в части борьбы с межстрановым экономическим неравенством. Источник: составлено автором на основе [12-13, 16-18] 2. Решение проблемы социально-экономического неравенства на основе триединства факторов «бедность - неравенство - экономический рост». В 2004 г. Ф. Бургиньон в своем исследовании [19] предложил концепцию экономического развития на основе регулирования бедности, экономического роста и неравенства, получившую название «треугольник Ф. Бургиньона» (рис. 4). Работа Ф. Бургиньона, посвященная проблеме бедности, начинается с описания дилеммы целеполагания в развитии страны и решения проблемы выбора между экономическим ростом, ликвидацией бедности и (или) борьбы с экономическим неравенством. Автор сразу же предлагает оригинальное и логичное решение этой дилеммы. Сначала он пишет, что дилемма выбора между одним из трех составляющих треугольника «Бедность -Неравенство - Рост» (рис. 4) является ложной для разработки адекватной стратегии развития. Вместо этого концептуально следует фокусироваться на одновременном и комплексном решении всех трех задач в рамках двух направлений финансового регулирования: 1) ликвидация абсолютной нищеты в любых ее проявлениях; 2) выработка оптимальной политики фи-51 Методология /Methodology нансового перераспределения для максимизации темпов экономического роста с учетом специфических особенностей страны. Рис. 4. Треугольник Ф. Бургиньона «Бедность (нищета) - Неравенство (поляризация) - Рост (доходов или потребления)» или «Poverty-Growth-Inequality (PGI) Triangle». Источник: составлено и дополнено автором на основе [19] Из концепции Ф. Бургиньона заслуживают внимания следующие идеи: 1. Бедность и нищета зависят от экономического неравенства и интенсивности перераспределения доходов, а также от уровня развития экономики и темпов ее роста. 2. Феномен взаимосвязей между социально-экономическими категориями треугольника Ф. Бургиньона проявляется в том, что неравенство (в части поляризации доходов и богатства) и экономический рост взаимосвязаны между собой и оказывают обоюдное влияние друг на друга. При этом они в одностороннем порядке оказывают влияние на уровень предельной нищеты и бедности в стране (см. направление стрелок на рис. 4). 3. Ликвидация предельной нищеты является необходимым, но недостаточным условием для оптимизации неравенства и максимизации темпов экономического роста. 4. Концепция Ф. Бургиньона учитывает, что влияние изменений факторов друг на друга будет зависеть от первоначального уровня доходов и экономического неравенства в стране и может различаться для разных стран. 52 Дорофеев М.Л. Современная концепция регулирования Таким образом, концепция регулирования социально-экономического неравенства может быть представлена в виде функции максимизации темпов экономического роста на основе эффективного перераспределения доходов, богатства и наследства через механизм бюджетно-налоговой системы с учетом для оптимизации уровня экономического неравенства, минимизации бедности и ликвидации предельной нищеты. 3. Концепция государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств в России. Л.В. Костылева [20] провела анализ социальной политики государства на предмет ее потенциала для снижения экономического неравенства и бедности населения России. Всего было проанализировано порядка 35 нормативно-правовых документов по вопросам повышения благосостояния и снижения бедности российских домохозяйств. В перечне рассмотренных документов особое значение отведено «Концепции долгосрочного социально-экономи-ческого развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г.» [14] и «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года от 31 декабря 2015 года» [15]. Они представляют собой развернутое описание стратегического плана развития России и являются одними из немногих официальных документов, в которых фигурирует проблематика регулирования социальноэкономического неравенства. Интересен тот факт, что в Концепции и Стратегии впервые стал фигурировать конкретный показатель оценки уровня социально-экономического неравенства домохозяйств - децильный коэффициент фондов. Более того, в результате принятия ряда мер государственного регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств, ожидалось снижение этого показателя с 16,8 раза в 2008 г. до 12 раз в 2020 г. В Концепции содержатся конкретные цели, задачи и целевые ориентиры параметров социально-экономического развития, сгруппированные в два этапа развития России: первый с 2008 по 2012 г. и второй с 2013 по 2020 г. На текущий момент Россия в своем историческом развитии уже прошла оба этих этапа и с этой точки зрения наступил подходящий момент для анализа сделанных прогнозов и качества их исполнения. Формальный анализ Концепции показал, что она представляет собой объемный документ (более 190 страниц), который плохо структурирован. В материалах Концепции содержится много повторяющейся и избыточной информации, приложения не лучшим образом отражают содержание основного текста документа, значения ключевых показателей в основном тексте и приложениях расходятся. В документе не хватает цифрографического материала, дорожных карт и прочих вспомогательных информационных элементов, что затрудняет восприятие предлагаемой программы развития. Большое количество обозначенных в положениях Концепции направлений развития России не сопровождается конкретными целевыми показателями эффективности. Многие цели развития размыты, в связи с чем оценка их фактической реализации представляется затруднительной. Например, 53 Методология /Methodology на с. 67 Концепции написано про решение проблемы беспризорности детей к 2015 г. Если речь шла про полную ликвидацию данного явления в России, то очевидно, что эта цель так и не была достигнута к 2020 г. [21]. Анализ содержательной части Концепции показал, что в программе учтен широкий спектр жизненно необходимых задач по переходу к развитой инновационной несырьевой экономике, подходящий для развивающихся стран. В программе Концепции сформулированы требования по обеспечению высоких стандартов благосостояния домохозяйств и роста социального благополучия населения; поставлена задача увеличения качества государственного управления и роста доверия к органам государственной власти; предусмотрен принцип сбалансированного пространственного развития; обоснована необходимость формирования и развития институтов экономической свободы и справедливости; сформулирована задача по повышению инновационности и конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке; описан план по расширению стратегического сотрудничества с ключевыми международными торговыми партнерами и многое другое. Изучение состава и прогресса в исполнении национальных целей развития России также показывает, что проблеме социально-экономического неравенства не уделяется должного внимания [22]. Этот вопрос раскрывается там даже меньше, чем в программе устойчивого развития ООН. Россия борется с экономическим неравенством в рамках достижения цели по снижению уровня бедности относительно прошлых периодов. Основным методом по снижению уровня бедности к 2020 г. должно было стать обеспечение высоких темпов экономического роста, но с 2014 г. мы видим, что этот метод работает очень плохо [23]. С нашей точки зрения, при условии внесения актуальных корректировок, должном структурировании Концепции, удалении излишней и повторяющейся информации и дополнении вспомогательными цифрографическими материалами описанная в нем программа вполне бы могла и сегодня стать основой для разработки новой актуальной концепции долгосрочного социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу до 2030 г. Обсуждение результатов В заключительной части данной статьи предлагается порядок развития действующей системы государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств в России (рис. 5). В качестве входящей информации следует взять портфель действующих документов стратегического планирования, которые используются в настоящее время и затрагивают вопросы регулирования социальноэкономического неравенства. 54 Дорофеев М.Л. Современная концепция регулирования Рис. 5. Алгоритм совершенствования системы государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств в России. Источник: составлено автором На основании этих документов следует проработать концепцию государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств в России как отдельный стратегический документ, учитывающий содержание и приоритеты входящей информации. В соответствии с этой концепцией следует внести корректировки в действующую социально-экономическую политику России и использовать необходимые 55 Методология /Methodology методы и инструменты государственного финансового регулирования для того, чтобы оптимизировать уровень социально-экономического неравенства домохозяйств. Ключевыми методами и инструментами воздействия будет следующее: 1. Регулирование социально-экономического неравенства «снизу» (нижние 50% домохозяйств) должно проводиться за счет методов борьбы с нищетой и бедностью. В данной сфере в России уже существует достаточно эффективная система регулирования. Ее слабой стороной является то, что правительству далеко не всегда удается обгонять инфляцию при индексации пенсий и при поддержке нижней группы домохозяйств по доходам. Также есть проблема адресности финансовой поддержки. 2. Регулирование социально-экономического неравенства «в центре» (средние 40% домохозяйств) во многом связано с созданием возможностей для экономического роста. Для этого необходимо развивать качество экономических институтов, повышать уровень инклюзивности экономики, улучшать инвестиционный климат, бороться с коррупцией, повышать качество государственного управления. 3. Регулирование социально-экономического неравенства «сверху» (верхние 10% домохозяйств) - оптимизация прогрессивности налоговой системы, ликвидация возможностей по избеганию налогов для крупных налогоплательщиков, антимонопольная работа. Развитие системы государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств в порядке, указанном на рис. 5, необходимо проводить с поправкой на существующие методологические проблемы оценки экономического неравенства [3], с учетом страновой специфики и особенностей социально-экономического развития страны, т. е. важно видеть и контролировать экономический смысл за цифрами и моделями в каждой конкретной ситуации, а также ставить его во главу угла в процессе принятия регуляторных решений. Заключение Проблема социально-экономического неравенства в современных условиях очень актуальна. Важность ее решения заключается в обеспечении равных возможностей для всех людей, чтобы каждый мог раскрыть свой потенциал и принести максимальную пользу для общества. В статье рассмотрена существующая концепция регулирования экономического неравенства в рамках ЦУР ООН. Анализ этих материалов позволил сделать вывод, что в программе устойчивого развития ООН очень много внимания уделено борьбе с бедностью, но при этом мало информации о том, как странам следует координировать усилия для борьбы с неравенством «сверху» (оптимизация прогрессивных налогов и решение проблем избегания налогов). Рассмотрена и проанализирована концепция Ф. Бургиньона, согласно которой эффективная борьба с неравенством должна проводиться в трех 56 Дорофеев М.Л. Современная концепция регулирования направлениях: снижение уровня бедности, ускорение экономического роста и оптимизация уровня экономического неравенства. Также мы проанализировали стратегические документы социальноэкономического развития России и выявили картину, похожую на то, что мы увидели в документах ООН. Россия прикладывает много усилий по борьбе с бедностью и это является наиболее сильной составляющей действующей политики по борьбе с социально-экономическим неравенством. Но в остальных аспектах действующие меры выглядят разрозненными, нечеткими и плохо формализованными уже на уровне стратегического планирования. В этой связи на основе концепции Ф. Бургиньона предложен алгоритм развития действующей системы государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства домохозяйств в России.
Ключевые слова
устойчивое развитие,
ЦУР ООН,
бедность,
богатство,
экономический рост,
экономическое неравенство,
домохозяйства,
доходыАвторы
Дорофеев Михаил Львович | Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации | кандидат экономических наук, доцент департамента Общественных финансов | dorofeevml@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Россошанский А.И. Социально-экономическое неравенство населения в контексте развития социального государства современной России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 7 (98). С. 108-117.
Дорофеев М.Л. Анализ причин долгосрочных изменений экономического неравенства в мировой экономике // Финансы: теория и практика. 2020. № 24 (6). С. 174- 186. doi: 10.26794/2587-5671-2020-24-6-174-186
Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы регулирования экономического неравенства и пути их решения // Банковское дело. 2021. № 8. С. 24-30.
Любимов И.Л. Неравенство и экономический рост: вызовы для российской экономики // Российское предпринимательство. 2016. № 17 (1). С. 11-22.
Чиньяно Ф. Тенденции неравенства доходов и его воздействие на экономический рост // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. № 10 (3). С. 97-133.
Michalek A., Vybost’ok J. Economic Growth, Inequality and Poverty in the EU // Social Indicators Research. 2018. doi: 10.1007/s11205-018-1858-7
Куракин Д. Трагедия неравенства: расчеловечивая «тотального человека» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19, № 3. doi: 10.17323/1728-192x-2020-3-167-231
19 съезд КПК: внешние и внутренние последствия и перспективы реформ в Китае // Сравнительная политика. 2018. № 2.
Acemoglu D., Robinson J.A. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. Published in the United States by Crown Publishers. N.Y. : Crown Publishing Group, 2012. 571 p. URL: https://norayr.am/collections/books/Why-Nations-Fail-Daron-Acemoglu.pdf
Tridico P., Paternesi M.W. Economic growth, welfare models and inequality in the context of globalization // Economic and Labour Relations Review. 2018. № 29. Р. 118-139. doi: 10.1177/1035304618758941
Wiedmann T., Lenzen M., Keyfler L.T. et al. Scientists’ warning on affluence // Nat Commun. 2020. № 11. Р. 3107. https://doi.org/10.1038/s41467-020-16941-y. URL: https://www.nature.com/articles/s41467-020-16941-y.pdf
UN. The Sustainable Development Agenda. URL: https://www.un.org/sustainablede-velopment/development-agenda/(accessed 11.07.2021).
UN. 17 Goals to Transform Our World. URL: https://www.un.org/sustainabledevel-opment/ru/inequality/(accessed: 11.07.2021).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. URL: http://static.govemment.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygy tfmGzmAX.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 05.08.2021)
ООН. Почему важно равенство. URL: http://www.un.org/ru/development/devagenda/pdf/Russian_Why_it_matters_Goal_10_Equality.pdf (дата обращения: 15.08.2021).
Цели в области устойчивого развития ООН. Цель 10: Сокращение неравенства внутри стран и между ними. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/inequality/(дата обращения: 18.08.2021).
Росстат. Цели устойчивого развития. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/reporting-status (дата обращения: 19.08.2021).
Bourguignon F. The poverty-growth-inequality triangle. The World Bank Policy Research // Working Paper (28102). 2004. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/449711468762020101/pdf/28102.pdf (accessed: 11.07.2021).
Костылева Л.В. Неравенство населения России: тенденции, факторы, регулирование / под рук. В. А. Ильина. Вологда : Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2011. 223 с.
Блинков А.П., Дробнева О.А. Беспризорность и безнадзорность среди несовершеннолетних // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции : материалы межведомственной научно-практической конференции. Волгоград, 6 марта 2020 года. М. : Спутник+ 2020. С. 27-29.
Мониторинг национальных целей России. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/ДАЙДЖЕСТ%20НАЦЦЕЛИ.pdf (дата обращения: 14.08.2021).
Указ о национальных целях развития России до 2030 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 14.08.2021).