В работе рассмотрена необходимость вопроса импортозамещения информационно-коммуникационных технологий. Стратегия импортозамещения состоит в переходе к более сложным наукоемким товарам, развитии уровня производства и инноваций, повышении качества товара, а также в развитии образования широких слоев населения. ИКТ с невероятной скоростью внедряется во все сектора деятельности общества: в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т. п. Импортозамещение ИКТ является серьезным и важным процессом, который можно считать необходимым для страны, в том числе с точки зрения безопасности. Была поставлена задача провести анализ и оценку политики импортозамещения в России на современном этапе. Было отмечено отставание развития сферы ИКТ в Российской Федерации по сравнению с другими странами. Остается низким удельный вес сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости по сравнению с другими странами. Положительные тенденции отмечены по затратам на инновационную деятельность на «Сектор ИКТ» и количеству патентных заявок на изобретения в сфере ИКТ, но не соответствуют аналогичным показателям за рубежом. Превалирование импорта высокотехнологичных товаров, в которые и входят продукты ИКТ, над экспортом данных товаров создает возможность возникновения угрозы и свидетельствует о высоком уровне зависимости отечественной промышленности от зарубежных ИКТ. В качестве проблем реализации политики импортозамещения выделены низкий спрос на отечественные продукты в данной сфере и малый объем инвестиций.
Import substitution of information and communication technologies in Russia.pdf Введение В течение длительного времени экономика Российской Федерации зависела от импорта зарубежной продукции, в том числе импорта информационно-коммуникационных технологий, что в свою очередь сказывалось на ее развитии. На сегодняшний день данная зависимость также является проблемой для экономики РФ. Однако показатели зависимости имеют динамику снижения, так как Правительство РФ разрабатывает и внедряет все больше мер, стимулирующих отечественное производство ИКТ товаров и услуг. Импортозамещение ИКТ является серьезным и важным процессом, который можно считать необходимым для страны, в том числе с точки зрения безопасности. В процессе сотрудничества с зарубежными разработчиками у отечественных компаний возникает высокая зависимость от них -появляется возможность возникновения таких обстоятельств, при которых страны-разработчики откажутся сопровождать созданное ими программное обеспечение в РФ. Данная ситуация может повлечь за собой множество негативных последствий, таких как технические сбои в работе технологий, возникновение хакерских атак и др. Это позволяет сделать вывод о важности задачи импортозамещения ИКТ. Технологии ИКТ-сектора внедрены почти во все сферы жизнедеятельности общества. Именно поэтому импортозамещение ИКТ является важным направлением в политике государства, так как развитие отечественного производства ИКТ стимулирует экономическое развитие страны в целом, что в свою очередь характеризуется укреплением безопасности экономики страны, расширением спроса на товары отечественного производства, повышением уровня жизни населения и пр. Материалы и методология Для более детального анализа импортозамещения ИКТ в российской экономике необходимо уделить внимание насыщенности рынка продуктами ИКТ, их развитию. Наиболее полную картину дает такой показатель, как индекс развития информационных и коммуникационных технологий (ICT Development Index, IDI). Индекс включает в себя совокупность 11 статистических показателей, которые отражают навыки применения ИКТ населением, а также их доступность и использование [1]. Расчет показателей, входящих в индекс развития ИКТ, производится по 190 странам мира (рис. 1). Российская Федерация в данном рейтинге занимает 45-ю позицию с индексом ИКТ 7,07, поднявшись в течение шести лет на 17 позиций. Данный успех возможен благодаря общему развитию сектора ИКТ и инфраструктуры электронного правительства. К 2020 г. Россия потеряла 9 позиций и опустилась на 52-ю. Мировые тенденции развития сектора ИКТ характерны и для России: за анализируемый период в российском секторе ИКТ существенно изменился вклад в валовую добавленную стоимость организаций, оказывающих ИКТ-услуги (ИТ-услуги и телекоммуникационные услуги). Согласно данным Минцифры, сектор ИКТ занимает недостатоно высокую долю в экономике России по сравнению с другими зарубежными странами (рис. 2) [2]. Рис. 2. Удельный вес сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости по странам. 2020 г. [2] Так, в 2019 г. величина удельного веса валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в России (3,0%) была сопоставима с такими странами, как Греция (3,0%), Мексика (3,2%) и Испания (3,2%). Во многих развитых странах вклад сектора ИКТ в национальную экономику намного выше, чем в России. В группу стран с наибольшими значениями удельного веса валовой добавленной стоимости сектора ИКТ входят Южная Корея, Люксембург, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Япония, Индия, Венгрия, Швеция, Чехия и Эстония [3, с. 109-110]. Затраты на инновационную деятельность на «Сектор ИКТ» представлены на рис. 3. Анализируя представленный график, можно заметить, что наиболее резкий рост затрат произошел в 2019 г. Рост связан с тем, что организации стремятся выйти на международный рынок с наиболее конкурентоспособной продукцией, а также составить конкуренцию поставляемым зарубежным продуктам ИКТ на внутреннем рынке страны. Рис. 3. Затраты на инновационную деятельность на «Сектор ИКТ», млн. руб. [4] В рейтинге стран по числу патентных заявок на изобретения в сфере ИКТ Россия занимала 15-е место на конец 2019 г. (таблица). Таблица 1. Рейтинг стран по числу патентных заявок на изобретения в сфере ИКТ в 2019 г., ед. [5] Страна Страна 1 Китай 346 069 8 Великобритания 6 962 2 США 154 683 9 Нидерланды 4 946 3 Япония 105 030 10 Канада 4 126 4 Республика Корея 66 669 5 Германия 18 157 14 Сингапур 2 668 6 Швеция 10 270 15 Россия 2 665 7 Франция 9 917 16 Индия 1 903 Распределение патентных заявок на изобретение в области ИКТ в Российской Федерации соответствует мировым тенденциям, в большей степени это компьютерные технологии (35,2%) (рис. 4). Мир ■ Россия Рис. 4. Общемировая структура патентных заявок на изобретения в сфере ИКТ по областям, % [2] Для более детального анализа эффективности политики импортозаме-щения информационно-коммуникационных технологий необходимо рассмотреть долю экспорта и импорта в их общем объеме (рис. 5, 6). Сравнивая две диаграммы, можно заметить, что доля импорта высокотехнологичных товаров, в которые и входят продукты ИКТ, гораздо больше доли экспорта данных товаров. Также следует отметить, что во все годы динамика как экспорта, так и импорта имеет одинаковое направление, кроме 2015 г. 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 5. Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта, % [4] Аналогичная динамика отмечается и в отношении импорта товаров ИКТ (рис. 7). Исходя из рис. 7, можно увидеть, что в период 2015-2016 гг. произошло снижение показателя с 9,1 до 8,4%, однако далее видна динамика роста данного показателя. Наиболее резкий скачок произошел в период 2017-2018 гг. - до 9,9. Данная ситуация возможна из-за введения санкций 2014-2015 гг. рядом стран в сторону РФ, предусматривавших некоторые запреты на поставку товаров в РФ. Рис. 7. Импорт товаров ИКТ, % от всего импорта товаров [4] Для российского сектора ИКТ характерно незначительное количество компаний, работающих в нем (рис. 8). Как видно из рис. 8 наибольшее количество организаций, работающих в данном секторе, на 1 тысячу человек наблюдается в Швеции, Нидерландах и Чехии. В России данный показатель составляет менее единицы. До недавнего времени российские ИТ-игроки присутствовали на зарубежных рынках точечно. Согласно исследованию международной BCG [3], всего на Россию приходится более 10 тыс., или 3% от общего числа ИКТ-компаний, основанных в развивающихся странах с 2014 г.: в их числе «Яндекс», Mail.ru Group, Wildberries, Playrix и 1С. По данным 2019-2020 гг., в рейтинге крупнейших поставщиков по версии TAdviser [7] наиболее крупной компанией в этой сфере стала «Диасофт». Рис. 8. Количество предприятий в ИТ-секторе на 1 тыс. чел., ед. [6] Крупнейшими заказчиками продуктов ИКТ являются государственные структуры, финансовый сектор и телеком. Так, по данным CNews Tenders можно выделить тройку лидеров по затратам на ИКТ: - Минкомсвязь - контракты на 82,84 млрд руб.; - ФНС - на 17,64 млрд руб.; - МВД - 10,32 млрд руб. [8]. Таким образом, основным инвестором в данной области для России является государство, которое до 2024 г. планирует направить порядка 600 млн руб. [9]. Но при этом размер частных инвестиций довольно мал. Результаты Причиной введения политики импортозамещения, в том числе на рынке ИКТ, стали масштабные санкции в отношении российских компаний с 2014 г., которые ввели ограничение доступа к иностранным ИТ-продуктам: при попадании российской организации в санкционные списки ее могут моментально отключить, например, от зарубежного облачного сервиса, а также она будет ограничена в возможности закупок зарубежных продуктов и поддержке ранее внедренных решений западных вендоров. Как свидетельствуют количественные и качественные показатели, предусмотренные в государственных стратегиях и программах, мероприятия, направленные на импортозамещение на российском рынке ИКТ, способствуют росту спроса и предложения российских ПО. Перечень российского ПО за последний год существенно увеличился, как и расширился спектр его применения. С введением дистанционного режима вследствие пандемии коронавируса в 2020 г. начался интенсивный переход организаций на российский софт, так как потребовалось развернуть рабочие места на домашних компьютерах и обеспечить защищенный удаленный доступ к корпоративным информационным ресурсам. Согласно результатам опроса отечественных ИКТ-экспертов, проведенного TAdviser [7] весной 2021 г., среди наиболее актуальных проблем им-портозамещения программных продуктов и «железа» являются: зависимость от зарубежных поставщиков; противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям; отсутствие полноценных российских аналогов зарубежных ИКТ-решений; нехватка финансирования; недостатки в образовании и науке; консерватизм потребителей, госзаказчиков; отсутствие современного производства элементной базы; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности. Приведенные проблемы со стороны спроса свидетельствуют о низком уровне технологических решений, предоставляемых российскими ИКТ, их несоответствии запросам потребителей. Причиной этому может являться низкий объем инвестиций в данный сектор. Как показал анализ, основным инвестором в данной области для России является государство, но при этом размер частных инвестиций довольно мал. Обсуждение Несмотря на разработку и внедрение множества мер политики им-портозамещения, стимулирующих данный процесс в отрасли ИКТ, имеются некоторые проблемы. Основными из них являются: высокая дифференциация государственной поддержки развития ИКТ-сектора в регионах РФ; проблема подготовки высококвалифицированных кадров и их оттока за рубеж; разработка ИКТ-товаров и услуг, не соответствующих потребностям обычных пользователей. Решение выявленных проблем заключается в совершенствовании системы выделения бюджетных средств в рамках государственных программ регионам, а также в совершенствовании статистической базы субъектов сектора ИКТ и расширении субъектов - получателей грантов и льгот в рамках политики импортозамещения ИКТ. Однако быстрого результата в ближайшей перспективе в данной области не стоит ждать. Это - целенаправленная государственная политика, несомненно, долгосрочный тренд, преференции для российского программного обеспечения и софта, исходящие из складывающихся реалий и их постепенная и плановая реализация.
| Руденко Марина Николаевна | Пермский государственный автономный национальный университет | доктор экономических наук, профессор | m.ru.ko@mail.ru |
| Чернявский Сергей Владимирович | Центральный экономико-математический институт Российской академии наук | доктор экономических наук, профессор | vols85-85@mail.ru |
| Чернявский Владимир Сергеевич | Центральный экономико-математический институт Российской академии наук | кандидат экономических наук | vchern2007@bk.ru |
| Субботина Юлия Дмитриевна | Пермский государственный автономный национальный университет | кандидат экономических наук | ydsubbotina@mail.ru |
Рейтинг стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/it-index
Цифровая экономика: 2022 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 124 с.
Официальный сайт Boston Consulting Group. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/
Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/
Индикаторы цифровой экономики: 2021 : статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.
Россия от цифровизации к цифровой экономике / Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. Сентябрь, 2018. URL: https://stolypin.institute/institute/rossiya-ot-tsifrovizatsii-k-tsifrovoy-ekonomike
Российский интернет-портал и аналитическое агентство TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru
CNews: интернет-издание о высоких технологиях. URL: https://www.cnews.ru/book/CNews_Tenders
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.