Он такой в единственном роде своем (материалы книги: Латышский сын сибирского народа, или Сказания о Владимире Гаге : книга интервью / сост. А.А. Земцов, С.В. Негруль. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2015. 580 с.) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19988648/59/2

Он такой в единственном роде своем (материалы книги: Латышский сын сибирского народа, или Сказания о Владимире Гаге : книга интервью / сост. А.А. Земцов, С.В. Негруль. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2015. 580 с.)

He is one of a kind (materials of the book: Zemtsov, A.A. & Negrul, S.V. (2015) Latyshskiy syn sibirskogo naroda, ili Sk.pdf Книга сказаний - Сага - уникальна по форме, она состоит из 40 профессионально разработанных и проведенных структурно однородных интервью сотрудников экономического факультета (ЭФ), Высшей школы бизнеса (ВШБ) Томского государственного университета (ТГУ), Томского филиала «Газпромбанка», деловых партнеров нашего Героя. Книга уникальна и по содержанию: она раскрывает учебную, научную, деловую жизнь Владимира Антоновича Гаги, который после тяжелого испытания в молодости смог накопить колоссальный запас знаний (ТГУ) и практического опыта («Сиб-электромотор»), претворить его в эффективно действующие структуры: кафедра организации и планирования производства (системного менеджмента и предпринимательства) - возродитель, Высшая школа бизнеса -организатор и, наконец, Томский филиал «Газпромбанка» - организатор. Книга предназначена для знающих Героя или слышавших о нем, для изучающих эффективный полиорганизационный менеджмент, для новых героев. Предисловие Экономический факультет Томского государственного университета существует уже пятьдесят лет. В семидесятые-восьмидесятые годы XX в. закончилась волна творческих командировок в Москву и Ленинград, результатом которой стал довольно большой слой кандидатов наук разных специальностей, в котором был и я, кандидат экономических наук 1980 года «рождения». Стали появляться первые доктора. Постепенно ЭФ становился обычным, нормальным факультетом ТГУ. Но процесс «воспроизводства» научных кадров на разных кафедрах осуществлялся не одинаково, как и управление ими, что всегда интересовало меня (и не только меня, я думаю). В начале-середине девяностых наши эфовские кадры стали осваивать финансовые сферы, устраиваясь в банки (иногда создавая их), аудиторские фирмы, страховые компании, государственные организации. Успехи у всех были разные, и к концу девяностых почти все окончательно вернулись на факультет, кроме команды Владимира Антоновича Гаги, который почти одновременно создал ВШБ и Томский филиал «Газпромбанка». В это же время защитила свою социологическую диссертацию Светлана Негруль, с которой мы достаточно часто обсуждали и ее социалистические методы исследований, и, в частности, содержание и факторы успеха вузовского управления. Все это, вместе взятое, в какой-то момент времени явилось основой идеи: выявить, рассмотреть причины и сам процесс успеха, спросив об этом В. А. Гагу и его сотрудников, соратников и контрагентов, причем используя в расспросах специально разработанные профессионалом интервью. Эта идея некоторое время обсуждалась авторами и была высказана Герою, который одобрил ее. После этого нами была разработана программа, которая включала составление анкеты, списка интервьюируемых, методику опроса, которую мы назвали «Капитан». Наши обязанности со Светланой разделились достаточно естественным образом: составив списки (вместе), я договаривался с коллегами (почти все соглашались), потом Светлана проводила встречи и записывала интервью, расшифровывала полученные записи, потом их перепечатывали наши помощницы, затем мы их читали. Все это заняло довольно много времени, а жизнь продолжалась, как всегда, разнообразно и непредсказуемо. На одном из поворотов я почувствовал, что основная идея проекта и ситуация перестали соответствовать друг другу, проект был остановлен. Материалы лежали без движения 10 лет, и летом 2014 г. проект был перезапущен. Многие работают в тех же структурах, многие изменили место работы, место жительства, некоторых уже нет с нами. Текст прошел минимальное редактирование, в основном убраны повторы, длинноты, отнор-мирована грамматика. Проект выполнялся нами в инициативном порядке, небольшое вознаграждение получали распечатчики интервью. Книга вышла в своем физическом облике благодаря финансовой поддержке Е.Г. Новоселовой (Газпромбанк) и А.П. Тютешева (Сибирская Аграрная Группа) и работе ИД ТГУ (К.Г. Шилько). Таким образом, перед вами записи бесед с людьми, которые знали Героя и работали вместе с ним в разных сферах, анализ интервью и их синтез не проводился. Хочется поблагодарить наш экономический факультет, на котором большинство из участников училось, всех его преподавателей, лаборантов, деканов, заведующих кафедрами, дававших и дающих добротное экономическое образование тем, кто желает его получить, что подтверждается в подавляющей степени успешным переходом выпускников факультета от развитого социализма к специфическому капитализму, а также всех неэкономических участников как из ТГУ, так и из других организаций. Надеемся, что наша совместная работа позволит читателям познать Героя со многих, очень разных сторон и прожить вместе с участниками захватывающую полифоническую сагу, лучше узнать себя, полюбив нашу прекрасную Сибирь, где все мы оказались во время повествования. Декан Сахарова З.Е. Высшая школа бизнеса (ВШБ) Директор: В.А. Гага Кафедры Организации и планирования промышленных предприятий (ОиППП)_ Системного менеджмента и пред при 11 и мате л ьства (СМИП) Зав.: В.А. Гага Политической экономии Зал.: А.П. Бычков Финансов и учета Зав.: А.А. Земцов Гос, регулирования Зав.: А. Л. Шушарин ТФ СК «Согаз» Директор: Л.П. Миронова Факультеты Банковского дела. Декан: А. А. Земцов Международных отношений Декан С. В Вольфсон_ Статистики Декан: Г. А. Иващенко ТФ Газпромбанк Зам. М.Ю. Овчинников Управляющий: А.А. Гага Зам. Е.Г. Новоселова О Владимире Антоновиче Гаге рассказывали... Гага Владимир Антонович доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой системного менеджмента и предпринимательства (СМиП), ранее ОиППП ЭФ ТГУ; директор Высшей школы бизнеса ТГУ; управляющий Томского филиала «Газпромбанка». Абрамов Анатолий Петрович кандидат технических наук, доцент, начальник Г осударственной налоговой инспекции (ГНИ) по г. Северску. Акатаев Чингис Маметович управляющий Томского филиала «Росбанка». Алексеенко Алексей Юрьевич ТФ «Газпромбанка», начальник отдела. Бельская Г алина Станиславовна кандидат экономических наук, доцент кафедры политэкономии ЭФ ТГУ. Бондаренко Сергей Александрович управляющий Томского филиала «Внешторгбанка». Бычков Александр Петрович доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой политэкономии ЭФ ТГУ, председатель диссертационного совета. Васечко Дмитрий Юрьевич генеральный директор ЗАО «Сибкабель». Волович Владимир Федорович доктор юридических наук, профессор, декан факультета права ВШБ ТГУ, зав. кафедрой теории и истории государства и права, административного права Юридического института ТГУ. Вольфсон Савелий Вольфович кандидат исторических наук, доцент, декан факультета международных отношений ВШБ ТГУ. Головчинер Георгий Михайлович ТФ «Газпромбанка», начальник отдела. Дерябин Владимир Семенович доцент кафедры СМиП ЭФ ТГУ. Добрусина Маргарита Ефимовна кандидат экономических наук, доцент кафедры СМиП ЭФ ТГУ. Евстратов Юрий Иванович кандидат юридических наук, доцент, ТФ «Газпромбанка», начальник отдела. Зельвенский Юрий Давыдович кандидат экономических наук, бизнесмен. Земцов Анатолий Анатольевич доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов и учета ЭФ ТГУ, декан факультета банковского дела ВШБ ТГУ, директор Томского территориального института профессиональных бухгалтеров (ТИПБ). Зудилина Людмила Николаевна заместитель начальника управления Федеральной налоговой службы (ФНС) по Томской области. Иванилова Татьяна Петровна ТФ «Газпромбанка», начальник отдела. Иващенко Галина Алексеевна кандидат экономических наук, доцент, декан факультета статистики ВШБ. Ищенко Ирина Анатольевна управляющий Томского филиала «Сибакадембанка». Каз Семен Маркович доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета ЭФ ТГУ. Миллер Елена Владимировна кандидат экономических наук, заместитель управляющего ТФ «Газпромбанка». Миронова Любовь Павловна старший преподаватель кафедры СМИП, директор Томского филиала СК «Согаз». Новоселова Елена Георгиевна кандидат экономических наук, доцент, заместитель управляющего ТФ «Газпромбанка». Носкова Тамара Ивановна главный бухгалтер ТФ «Газпромбанка». Овчинникова Людмила Владимировна ТФ «Газпромбанка», начальник отдела. Овчинников Михаил Юрьевич заместитель управляющего ТФ «Газпромбанка». Озеров Яков Михайлович кандидат экономических наук, директор Регионального делового центра. Резников Леонид Михайлович директор ТНХК. Сагайдачная Надежда Константиновна старший преподаватель кафедры финансов и учета ЭФ ТГУ. Сахарова Зинаида Егоровна кандидат экономических наук, доцент, декан ЭФ ТГУ. Селеннова Наталья Юрьевна кандидат экономических наук, доцент, ТФ «Газпромбанка», начальник отдела. Телегина Надежда Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры СМиП ЭФ ТГУ. Тюленева Наталия Александровна кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета ЭФ ТГУ. Тютешева Наталья Петровна директор туристического агентства «Тезаурум Трэвел». Черемисина Светлана Васильевна кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета ЭФ ТГУ. Штейнбок Михаил Яковлевич управляющий ТФ «Роспромбанка». Шушарин Александр Леонидович доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственного регулирования национальной экономики ЭФ ТГУ. Гага Владимир Антонович И: Владимир Антонович, могли бы Вы рассказать о своей автобиографии, какие периоды жизни Вы считаете наиболее важные для вашего профессионального становления. В.А.: Я родился в Кемеровской области, поселок Унга. На окрестностях этого места сегодня расположен Кедровский угольный разрез и рядом с тем домом, где я родился, построил дачу Поварич Илья Прохорович. Это декан, сейчас ректор Кемеровского университета. Это я говорю по случайности такой, мы с ними работаем, сотрудничаем, с нашей помощью его супруга докторскую защищала. Затем я закончил семь классов в Курганов-ской средней школе, недалеко от поселка Унги, там шахта «Южная» была. Поступил в техникум химико-технологический, Кировский район Кемерова, там во время практики случилась авария, и в результате я повредил ногу, ампутировали ее и с тех пор я пользуюсь протезом. Дальше там учиться не было смысла, поскольку это было химическое производство, выпускало специзделия, и сложно было продолжать учебу. Я закончил среднюю школу, поступил в ТГУ. Закончил его с отличием, затем работал на заводе «Сибэлектромотор», в литейном цехе экономистом около года. Там тогда первые системы хозрасчета внедряли, затем меня перевели заместителем начальника отдела труда и заработной платы, я с год проработал, затем перевели начальником ОТиЗ, это уже был 64-й или 65-й год. В 1968 году грянула новая экономическая реформа, или первая экономическая реформа, тогда предприятиям разрешили определенную самостоятельность, предприятия получили ресурсы, их надо было распределять. Мною были разработаны системы оценки персонала, рабочих, связь тринадцатой заработной платы с конечным результатом труда. Системы получили распространение в электротехнической промышленности, на их основе я защитил кандидатскую диссертацию, затем был переведен и работал на кафедре ОиППП, заведовал ею. Тогда надо было подготовить персонал этой кафедры, там работали пожилые люди, были приняты на работу молодые специалисты, они были направлены в аспирантуры столичные, закончили их, стали кандидатами, после кандидатов мы работали по государственным программам, были хоздоговорные темы, они защитили докторские. Встал вопрос об открытии в совете по политэкономии специальности по защите кандидатских и докторских 07 специальности. Поэтому Земцов, Бурыхин у нас уже здесь защищали докторские. Это была одна из самых оснащенных кафедр докторами наук в области конкретной экономики, видимо, в Сибири во всей, нормальная университетская кафедра, где почти половина были доктора экономических наук. Затем началась перестройка, надо было научить новых руководителей, новых менеджеров, это был их запрос, основам новой экономики. Была организована школа менеджеров, там был факультет для высшего управленческого персонала, в принципе руководители крупных предприятий проходили у нас годичную подготовку, они сдали кандидатский минимум в свое время, кто-то из них потом защитил кандидатские, это Шпетер, генеральный директор Домостроительного комбината, Козловская Оксана Витальевна, Есаулов - это директор Юр-гинского машзавода. Но для работы на кафедре уже требовались новые знания, мне предложили открыть Томский филиал «Газпромбанка», я этот филиал открыл непосредственно, и вот с того времени работаю на трех должностях, заведую кафедрой, являюсь директором школы бизнеса и управляющим. В общем, все системы сегодня выведены на хороший уровень, и дальше работать надо над их совершенствованием. Ну, школы бизнеса, подобной нашей, в России, видимо, ни в одном университете нет, она масштабная, в ней обучается около 3 тысяч, у нее 8 факультетов, практически все бизнес-специальности присутствуют. Что касается филиала «Газпромбанка», то это тоже один из крупнейших филиалов «Газпромбанка», по разным показателям мы занимаем разные рейтинги, но все они в интервале от первого места до четвертого. По прибыли, например, в прошлом году четвертые были, сегодня, по-моему, нас немножко потеснила Тюмень, мы на пятое отошли, по численности мы первые, по работе с населением, по приему вкладов там мы в числе первых, так до сих пор и работаем. И: Владимир Антонович, а в вашей семье были когда-нибудь лидеры, начальники какие-нибудь, среди ваших предков? В.А.: Ну, я не знаю, у меня предки в 1907 году по столыпинской реформе, дед переехал из Латвии, это был обычный крестьянин в Латвии, земли не хватило на всю семью, и старший брат остался там, а два переехали сюда, тогда это было такое течение, когда Прибалтика переселялась в Сибирь, целые поселки организовывались латышские, эстонские, литовские. Вот в Кемеровской области все, кто переехал, организовали поселок Латыши. Но из родственников, по линии матери, по-моему, кто-то работал председателем колхоза, кто-то еще возглавлял какие-то структуры, дед мой был председателем поселкового совета, но всех мужчин в 1937 году забрали и расстреляли, вот так, сказать до уровня какого-то крупного менеджера они не выросли. Один дядя учился в политехническом в Кемерово, но его тоже забрали. И: А по какой причине родственники из Латвии уехали? В.А.: Это были условия столыпинской реформы, здесь предлагали земли, предлагали подъемные, предлагали кредиты. Вот дед мой приехал весной, а к осени он уже обустроил усадьбу на те подъемные, которые ему давали, уже был пятистенный дом построен, и скот был, и уже посевы были, т.е. он за один сезон освоил ... участок, это вот на те подъемные, которые получил, т.е. достаточно приличные. Но и вот в поселке Латыши все они имели хутора, и это была такая зажиточная прослойка Сибири. И: Кем были ваши отец и мать по профессии? В. А.: Первая их профессия - это крестьяне, как все в России. Затем отец работал на шахте, работал на железной дороге простым рабочим. А мать была домохозяйкой, растила детей. Так принято было, женщины не должны были работать, они должны были воспитывать детей. И: А кто был ведущим в семье мать или отец? В.А.: Ведущим в плане обеспечения семьи ресурсами, заработком был отец, а в плане воспитания детей, ведения семейных дел была мать. И: Отец много времени вам уделял? В.А.: В те времена послевоенные отношение к детям, оно несколько иное, чем сейчас. Мы вместе всей семьей работали на приусадебном участке, на покосе, летом заботились о том, чтобы на зиму запастись продуктами питания для себя, для скота. Зимой ходили в школу учились. Уделять внимание в те времена - это значит вместе работать, зарабатывая на жизнь, от сегодняшнего поколения мы отличаемся чем, что мы тогда понимали, что стоит трудов ведро картофеля, что стоит трудов буханка хлеба, что стоит трудов крынка молока, все это обеспечивалось трудом, все мы вместе, вся семья работала. Сегодня отец работает, а дочь или сын не знают, насколько тяжело добываются эти ресурсы, они их используют. А тогда, как Вы говорите, много ли уделяли внимания, да все свободное время родители уделяли нам, потому что мы вместе с ними работали, зарабатывая на жизнь. Когда были совсем еще маленькие, летом в колхозе работали, возили копны на волокушах, пацан маленький сидит на лошади, а ссади волокуша, подъезжаешь к небольшой копешке сена, которую нагребли женщины, как правило, перекладывают на волокушу, и ты везешь к большому стогу, там мужчины берут это привезенное сено, забрасывают на стог наверх, таким образом копнится сено. Работали не только с родителями, но и со всем поселком. И: А братья или сестры у Вас есть? В.А.: У меня есть брат младший, у меня есть сестра самая младшая, я самый старший. И: Можно сказать, что младший брат и сестра на Вас ориентировались в детстве? В.А.: Я не знаю, в те сложные времена такого термина, как ориентировались, может быть, и не было. У родителей были ограниченные возможности в плане содержания ребенка, который учится где-то за пределами поселка, родители уделяли каждому внимание. У нас родители старались дать всем образование детям, в этом и было их внимание. Мы уезжали, как я уехал в Томск, я учился в университете, младшая сестра уехала тоже, она училась в ТИСИ, закончила, а брат учился в химико-механическом техникуме в Кемерово. И: Кем Вы в детстве хотели, мечтали стать? В.А.: Ну, тогда все мечтали быть пилотами, летчиками, трактористами, шоферами. Это послевоенные годы, Россия оснащалась техникой, и молодежь, конечно, хотела водить эту технику, самолеты, автомобили, трактора. И: По какой причине Вы поступили в химико-технологический техникум? В.А.: Ну, потому что после семи классов куда-то в военное училище на летчика или на какую-нибудь специальность, связанную с транспортом, набора не было, надо было среднюю школу кончать, но была напряженка с бюджетом в семье, поэтому меня отправили учиться в техникум, а летного техникума не было, просто рядом в Кемерово. Это был индустриальный химический город, там были учебные заведения химического плана. Я съездил, посмотрел химический завод, казалось интересно. И: А вот в школе какие предметы Вы больше всего любили? В.А.: В школе для меня любимыми предметами были математика, физика. И я даже занимал призовые места в школе, когда учился, по Кузбассу среди школьников области на олимпиадах по математике, физике. Помню, мне был сделан подарок - радио, в те годы это считался великолепный подарок. Радио - это громкоговоритель, который включался в сеть электрическую. Сегодня об этом никто не знает, сегодня все представляют радиоприемник, это включили радиоприемник, настроились на волну, а тогда радиофицированы были поселки, а вот таких больших радиоприемников было мало и стоили они дорого, где можно было много волн ловить. Но почти в каждую семью была проведена такая радиоточка, и вот мне подарили этот динамик, я помню, гордился, что мне это был подарок. И: А в школе Вы хорошо учились? В. А.: Я учился с четверки на пятерку, золотую медаль я не получил, не хватило чего-то ... И: А в целом в школу нравилось Вам ходить? В.А.: В те годы нравилось, не нравилось, сложно было сказать, надо было учиться. Надо было и все, если не учишься, значит, родители не воспитывали серьезно. Дискриминационные меры применяли все время, поэтому и нравилось. И: А кто из учителей на Вас очень большое впечатление произвел или повлиял сильно на Вашу жизнь? В. А.: Мне запомнились советы преподавателя по русскому языку. Примерно до девятого класса я по русскому языку получал или двойки, или тройки, потому что когда я рос, была жива бабушка, и я на русском языке практически не говорил, а говорил на латышском. Когда я пошел в школу, я плохо знал русский, в результате это все тянулось, я писал диктанты с ошибками, я писал сочинения с ошибками. А мне преподаватель подсказала такой метод, я много любил читать художественной литературы, читал все, что можно было достать тогда в библиотеке, она мне рассказала, когда читаешь, задумайся, почему в каком-то слове, например, корова пишется о, почему запятая стоит, почему стоит двоеточие, почему закончилось предложение, т. е. попытайтесь читать не только понимая смысл, но и понимая основы правописания. Ну, вот я стал так читать литературу и примерно через полгода я вышел по русскому на четыре и пять, т. е. я писал уже сочинения на четверку и пятерку. И: Вот эти принципы, они и в другом виде деятельности могут же применяться, заставляя задумываться над смыслом? В.А.: Да, конечно. Разумеется, во всей менеджеровской деятельности бессмысленная деятельность к положительному конечному результату не приведет, поэтому все время надо думать. И: Если вспомнить детство, какой-нибудь случай запомнился из детства, яркий какой-нибудь? В.А.: У нас в поселке на хозяйственном дворе наверху был скворечник, и в этом скворечнике весной жили скворцы, а летом воробьи. Мы тогда считали скворцов элитной птицей, а воробьев какой-то сорной, тогда их было очень много, они шелушили подсолнухи, по сути, если опоздал убрать подсолнухи, то они их вышелушивали и стаями носились по поселкам, сегодня их не стало, это птички редкостные. И вот они жили, гнездились, они раз в год выводили птенцов, и вот мне как мальчишке было интересно залезть, поймать этого птенца. Я взял молоток, залез на крышу, но это бабушка увидела и она подбежала к краю крыши и стала возмущаться, что я убьюсь или будут какие-нибудь там проблемы. Я тоже испугался, молоток по краю крыши пополз и ударил бабушку, но он небольшой был молоточек, травмы там какой-то не случилось, но она заплакала, и как-то на меня тогда это произвело впечатление, нельзя делать то, что старшие запрещают. Старшие не разрешали, а я сделал, в результате случилась вот такая проблема. И: Вы говорили, что когда пошли в школу, говорили только на латышском, а сейчас Вы можете латышский язык как-то вспомнить, разговаривать на нем? В.А.: Ну, я на нем очень плохо говорю и очень плохо понимаю. Вот у меня дочь старшая уехала и живет в Риге и хорошо знает этот язык. Как-то я с внуком попытался говорить на этом языке, но он сказал: «Деда, ты лучше никогда, ни с кем не говори, потому что ты так плохо говоришь на этом языке, что слушать страшно», поэтому я не использую его как язык. И: Вот если вернуться лет на сорок назад, когда Вы закончили ВУЗ, в чем Вы видели тогда смысл своего обучения, какая у Вас тогда цель была? В.А.: Мне было интересно познать механизм работы предприятия, его экономическую сторону, его организационную сторону, его систему мотивации, стимулирования, финансовую систему. Когда я учился на факультете, я уже представлял, что это сложный механизм, и у меня до сих пор это желание не исчезает, познать, как работает хозяйственная система, как можно ее настраивать, перестраивать, для меня сейчас остается еще много загадок. И: А что повлияло на ваше решение стать экономистом? В.А.: В силу того, что я имел физические недостатки, мне больше ничего не оставалось, как идти на экономический факультет или на юридический. Я пошел на экономико-юридический факультет, был конкурс тогда на юридический факультет на специальность «правоведение», когда сдал экзамены, я все на четверки сдал, то я попадал в выборочный балл. А декан был тогда Ким Андрей Иванович, он встретил меня как-то в коридоре и говорит: «Молодой человек, вот ты будешь в выборочном, но в деле лежат почетные грамоты за призовые места в конкурсах по математике и физике, ты возьми на всякий случай, там еще два дня оставалось, сдай математику на экономический, и сдай географию». Я пошел и сдал на пятерку и математику, и географию в тот же день когда он мне сказал. На экономический я оказался по баллам первый, из двадцати баллов у меня было восемнадцать. Ну а когда началось зачисление, факультет был один экономикоюридический. Я с одним молодым человеком, Слава его звали, жили в одной комнате, и он тоже в выборочный попал, и я в выборочный, но поскольку у меня еще хорошие оценки были по математике, по географии, то что я сдал, и олимпиад у него не было, то предпочтение отдавалось мне, хотели зачислить меня на юридический факультет, и вот Слава попросил: «Ты можешь на экономический идти, тебе какая разница, а я уже не смогу ни на экономический, ни на юридический», я как бы отдал ему свое место, а сам оказался на экономическом. И: ВлаДимир Антонович, вот Вы говорите, что поскольку травма была, поэтому путь на экономиста или на юриста был открыт. Что Вам помогло преоДолеть возникающие труДности, связанные с травмой? В.А.: Я не знаю, трудностей-то больших не было, получил протезы, да и ходил, учился. И: Я так поняла, что Вы на произвоДстве работали после окончания вуза, Да? В.А.: Да. И: А что повлияло на ваше решение поступить в аспирантуру? В. А.: Я когда заканчивал факультет, Александр Петрович тогда оставлял меня в аспирантуре и говорил как-то, что у меня диплом с отличием, тогда мало было таких выпускников, что ваша судьба в аспирантуре быть. А в это время я уже хотел создать семью, и девушка была знакомая или любимая, и семью надо было содержать, т. е. на аспирантские, которые я бы получал, семью нельзя было содержать, зарплата была маленькая, но кроме того, завод как молодому специалисту квартиру гарантировал, поэтому ради семьи и квартиры я пошел на завод. Когда освоился с заводом, меня, по-моему, опять же Александр Петрович встретил, говорит: «Ну, ты что надумал в аспирантуру?», я говорю: «Наверно, пойду». Пошел и сдал вступительные экзамены и поступил в аспирантуру. И: Понравилось Вам учиться в аспирантуре? В. А.: Я всегда интересовался хозяйственным механизмом, как механизмом, где одно колесико цепляется за другое и в целом выдается продукция, и вращается там какой-то огромный механизм этого предприятия. Мне интересна была аспирантура с точки зрения того, а что написано умными людьми, нет ли там какого-то секрета, найдя который, можно успешно работать, успешно управлять предприятием, улучшать его деятельность. Но вот так я выучил Маркса, выучил много литературы, много времени провел в библиотеках, но я до сих пор не нашел ответа на этот вопрос. Видимо, он очень сложный. И: Если вернуться снова в Детство ваше, в Детстве Вы какие книги любили читать? В.А.: В детстве все тогда поголовно читали книги про войну, все, что было написано про войну, все прочитано. И: А любимая книга была какая-нибудь? В.А.: Любимая потом появилась, «Битва в пути», это уже название - то военное, это записки главного инженера, автора я уже забыл, строительная организация работы крупного предприятия. Из последних военных, по-моему «Записки военного корреспондента» Симонова, что-то так запомнилось. Что касается литературы сегодняшнего дня, то, перегрузив себя производственной работой, я упустил контроль за текущей литературой, называя произведения, я могу ошибиться в авторе, хотя порой что-то удается прочитать. Сейчас мне попалась книга Форда, она в полухудожественном стиле написана, но пытаюсь ее осилить. И: Вот сейчас много литературы по поводу того, как достичь успеха. Т.е. там написано, что, прочитав эту книгу, Вы будете знать, как добиться в жизни большего, вот как Вы к этим книгам относитесь? В.А.: Когда попадается такая литература, я ее пролистываю и смотрю, делаю вывод, что у меня это в жизни уже было. И: Ничего нового, да? В.А.: Видимо, эти книги пишут те, кто имел производственный опыт и чего-то добивался, но а поскольку я все время в производственном опыте, то для меня такого интереса, что я прочитаю и найду там что-то интересное для того чтобы мне можно было применить на практике... В ряде случаев я сомневаюсь, что там есть такой совет, а в других случаях у меня просто времени нет, приходится специальную литературу, в данном случае банковскую, читать в свободное время, потом остаются же диссертации, курсовые, дипломные, это требует много времени. Поэтому произведения романтической направленности, они остаются где-то в стороне. Когда я учился, тогда молодежь увлекалась поэзией, я помню, в третьем корпусе была там 17 аудитория боковая, нам разрешали там собираться молодежи. Там набивалась целая аудитория, читали свои стихи, там чьи-то стихи, я тогда, как и все, увлекался Есениным, Блоком, Бальмонтом, Андреем Белым, память была тогда хорошая, я много знал наизусть. И потом была какая-то романтическая направленность. Когда я учился в школе еще в 10 классе, я заметил, что летом в поселках молодежь собирается и устраивает танцы, а поскольку я не танцор, то как-то и делать вроде бы нечего было на вечеринках. Я попросил отца, и он купил мне гармонику хромку, и через полгода был лучшим гармонистом деревни, ну а игра на гармонике это уже с молодежью все время, и мелодии, и слова на мелодии, и потом, видимо, как продолжение увлечение поэзией. Сам я не писал и не пробовал, поскольку считал, что это потеря времени. И: Книги про успех, они пользу приносят, должны существовать, как жанр? В.А.: Я думаю, да, потому что тот, кто идет в производство, тот, кто идет в бизнес, он представление должен иметь, куда он идет. А в те годы, когда я уходил на практику, таких книг не было, тогда не советовали, как научиться работать, а говорили, иди да работай. И: На собственном опыте все? В. А.: Да. Я думаю, что учиться на основе знаний всегда дешевле. Поэтому человеку, который начинает свою жизнь сегодня, - хорошо, есть книги и их можно прочитать, что-то использовать. И: Как Вы относитесь к жанру автобиографий? В.А.: Ну, у меня есть какой-то интерес, есть своя биография, есть своя жизнь. Интересно, читаешь другого и сравниваешь, а как он прожил. И: То есть Вы читали разные мемуары, автобиографии? В.А.: Да, иногда, по пути в транспорте, в гостинице что-то под руку попадалось. И: А чья автобиография самое сильное впечатление на Вас произвела? В.А.: Вот я сейчас читаю биографического плана, хотя и по сути это художественная литература, это относительно нашего первого менеджера Форда. Практически Форд построил не только конвейер, но он многое сделал из того, что потом в социальной жизни, в отношениях с рабочими мы до сих пор применяем и используем. И: Давайте вернемся к периоду, когда Вы закончили ВУЗ, если сравнить ваши ожидания в начале профессионального пути и результат сегодняшнего дня, как Вам кажется, результат превзошел ожидания? В.А.: Вообще говорят, что нет солдата, который не мечтает стать генералом, но я как-то в те годы не мечтал стать директором, банкиром, профессором. У меня были мечты чисто прагматические. Когда работал в цехе, у меня была мечта внедрить хороший хозрасчет между участками в литейном цехе, на основе этого участка построить систему, которая нравилась бы людям, я помню, это сделал. Когда работал на заводе, то надо было строить мощные заводские системы оценки персонала, подразделений, и все время уходило не только на обслуживание текущего, но и на эти но-вовведенческие структуры. А что касается, как Вы говорите, стремления к должности, но когда работал заместителем начальника отдела, даже не мечтал, у меня быстро этот процесс шел, быть начальником, потому что я только еще осваивал функции менеджера руководителя в отделе организации труда, но вот тут моего начальника избрали председателем профкома, дело осталось без руководителя. Я определенное время отказывался, боялся быть руководителем, но вот директор меня все-таки убедил, и так я, а завод пятитысячный, это крупнейший завод российский электропромышленности, оказался начальником отдела. Когда начальником оказался, дальше должность, если идти вверх, быть директором, это была такая далекая должность и она в те годы казалась настолько сложной и трудной, что мечтать о директоре и не приходилось, просто уважение, признание, почтение к тому человеку, который управлял крупнейшим предприятием. А так чтобы мечтать стать вместо него, может быть, когда-то в нетрезвом состоянии появлялась такая мысль. А потом, когда я защитился и перешел в ВУЗ, то всякий кандидат мечтает быть доктором, поэтому я мечтал быть доктором, я и стал доктором. А вот когда я работал профессором и заведующим кафедрой, тогда в университете был открыт институт социальноэкономических исследований, я был директором этого института год или два, если не больше, ну и он был такой местный, я в принципе поднял его, вывел на российский уровень, наши ученые вошли тогда в государственную программу. Но вот так на Ваш вопрос я ответил, единственное, кем я хотел быть, это кандидатом, когда работал на заводе, и профессором, когда работал в университете, а вот быть управляющим у меня даже мысли не было. Это тоже интересный вопрос, был Свиридов ректором, а в те времена была в банках неустойчивая ситуация, а я был директором школы менеджеров или уже школы бизнеса, и мы имели сбор хороший в сентябре около трех миллиардов в тех деньгах, они в Жилсоцбанке эти деньги в сентябре были собраны с обучающихся и лежали, ректор говорит: «Все кругом шатается, смотри, мы потеряем университетские деньги. Поэтому ты, если можно, попробуй где-нибудь в банк устроиться, чтобы самому деньги университетские охранять». Ну а здесь вот случай подвернулся, Толмачев Вячеслав Емельянович, генеральный директор Томсктрансгаза, встретил меня и сказал, что не может открыть филиал, уже три управляющих было, не получается, помоги мне, открой. Я согласился, помог ему, открыл, тут стали говорить, чтобы я книжку трудовую с университета забрал и передал ее в «Газпромбанк», для меня тогда это было как-то не очень интересно, я как-то критически относился к банковской деятельности. Я обещал, обещал, но эту трудовую книжку так и не забирал, не увольнялся с университета. Я, наверно, года два работал в банке, назначенный на должность без трудовой книжки, трудовая книжка была в университете, но а потом мне все больше и больше стала эта должность нравиться, опять же с точки зрения того, что здесь можно что-то внедрять, проводить новации и какой-то конечный результат ясен - есть прибыль, тебя сравнивают с другими подразделениями «Газпромбанка». Сейчас я получил звание «капитан Газ-промбанковского бизнеса», такое у нас звание почетное есть, т.е. я самый, самый управляющий, у меня там скульптура капитана стоит. Сегодня являюсь академиком Международной академии наук высшей школы и технологической академии. Технологическая академия, там есть банковская секция, называется она новые банковские технологии, сама академия в своем составе содержит членов: космонавтов и тех, кто обеспечивает космос, я там был членкором, потом действительным членом этой академии, это тоже почетная академия, можно сказать, что это вторая докторская, сколько дают за конкретные результаты, за то, что я что-то в России сделал в области банковских технологий заметного и существенного. Потом мне присвоили звание заслуженный работник высшей школы, Ельцын подписал перед своим уходом в конце декабря. На сегодняшний день я получил все ученые степени, которые в России есть, все почетные звания, какие есть, сейчас я в вольном режиме работаю. И: Вот Вы сказали, что есть такая поговорка: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, а что для Вас значит быть генералом? В.А.: Сейчас для меня быть генералом - это иметь вот это звание «почетный капитан». У нас звездочек нету, но я управляющий, но не только просто управляющий, но и оказывается признанный системой управляющей, звание капитана присуждается на основе тайного голосования, т. е. как ученую степень присуждают на основе тайного голосования, так и у нас присуждается степень капитана. Голосуют сами управляющие, т. е. коллеги, но если коллеги решили, что я передовой, то в принципе я генерал. И: Вы знаете, есть такое понятие масштаб личности, т.е. личность должна соответствовать тому месту, которое занимает, как Вы оцениваете свой масштаб личности, могли бы Вы Федеральным банком руководить? В.А.: Я думаю, что нет. В те годы, когда я получал практику, работая вот в этом банке, я возрастной ресурс уже выработал и о каком-то Федеральном банке или большей должности я не задумывался, меня устраивает то, что я имею и, наверно, то, что я академик, я профессор, я заведующий кафедрой, я директор школы бизнеса, думать о том, чтобы в банке еще какие-то должности занимать, мне не надо. Есть такое негласное правило среди директоров школ бизнеса, университетов всей планеты: директором школы бизнеса может быть специалист, который сам умеет зарабатывать прибыль. Вот я директором школы бизнеса работаю и буду признан как директор, пока я сам умею зарабатывать прибыль. Поэтому все-таки первичны ученые степени и школа бизнеса, и факультет, а банк - это то место, где я подтверждаю себя как ученый. Поэтому для подтверж

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земцов Анатолий АнатольевичНациональный исследовательский Томский государственный университет; Томский территориальный институт профессиональных бухгалтеровдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов и учета ЭФ; декан факультета банковского дела ВШБ ТГУ; директор
Всего: 1

Ссылки

 Он такой в единственном роде своем (материалы книги: Латышский сын сибирского народа, или Сказания о Владимире Гаге : книга интервью / сост. А.А. Земцов, С.В. Негруль. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2015. 580 с.) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19988648/59/2

Он такой в единственном роде своем (материалы книги: Латышский сын сибирского народа, или Сказания о Владимире Гаге : книга интервью / сост. А.А. Земцов, С.В. Негруль. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2015. 580 с.) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19988648/59/2