Сравнительный анализ реализации различных форм собственности в национальных экономиках России и Казахстана | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19988648/59/22

Сравнительный анализ реализации различных форм собственности в национальных экономиках России и Казахстана

В работе проанализированы истоки и причины социального неравенства и трудовые доходы населения. Отмечается, что в условиях экономического развития необходим комплекс мер по преодолению социальных пропорций. В статье проводится сравнительный анализ статистических показателей РФ и Республики Казахстан в части основных фондов, среднегодовой численности, занятых в экономике по формам собственности, а также по распределению предприятий и организаций по формам собственности. Исследование сфокусировано на названных статистических показателях иностранной формы собственности в обеих странах. Проанализированы данные официальной статистики по распределению уставного капитала (фонда) организаций по видам экономической деятельности по акционерам (учредителям), также даны сравнительные характеристики в разрезе сфер деятельности.

Comparative analysis of the implementation of forms of property in Russia and Kazakhstan.pdf Введение Проблемы социального неравенства актуальны в странах СНГ, и в настоящее время большинство публикаций исследует дифференциацию трудовых доходов населения. К примеру, в [1] обсуждаются вопросы и причины социального неравенства в России: противоречивые итоги приватизации, несовершенство рынка труда, высокий уровень коррупционных доходов, плоская шкала налогообложения, отраслевой перекос экономики, дифференциация уровней развития регионов, несовершенство доступа к общественным благам и неравенство населения перед законом. Анализ коэффициентов фондов и Джини, кривой Лоренца и сравнение с нормативным уровнем и значением в других странах наглядно показывают высокую степень социального неравенства в российском обществе. Социально-экономическое неравенство проявляется прежде всего в неравенстве доходов среди населения и в неравных возможностях доступа к национальным ценностям. Основная причина неравенства - это не столько реальность разных способностей людей, сколько механизмы распределения, доминирующие в обществе [2]. Сюда можно отнести влияние форм собственности на долю бедных и богатых, которые нацелены на современный рынок труда, к примеру частная собственность. Бедность и социальное неравенство представляют собой одну из актуальных проблем современности не только в России, но и во всем мире, можно отметить, что более равномерное распределение богатства в обществе не происходит автоматически по мере экономического роста, а является плодом сознательных и планомерных политических усилий [3, 4]. Особенно критически проявилось социальное неравенство трудовых доходов населения в январских трагических событиях текущего года в Республике Казахстан. С 1 января 2022 г. в Казахстане повысили цену на сжиженный газ с 50-60 до 120 тенге за литр, это вызвало недовольство людей. 2 января протесты начались в Жанаозене, затем жители других регионов в знак поддержки соотечественников вышли на многочисленные уличные демонстрации. В итоге это все привело к массовым беспорядкам в стране, введению режима чрезвычайного положения. В Мангистауской области недовольные ценовой политикой местных властей на сжиженный газ жители вышли на улицы. Они потребовали снизить стоимость газа до 60 тенге, учитывая размер минимальной заработной платы [5]. Больше половины населения Казахстана сейчас зарабатывает около $ 1300 в год (50 000 тенге, около 99 380 руб.), заявил на встрече с представителями бизнеса президент страны К.-Ж. Токаев. «Международные эксперты, в частности KPMG, утверждают, что всего 162 человека владеют половиной состояния, в то время как у половины населения доходы не превышают и 50 000 тенге. Это чуть больше $1300 в год. На такие деньги прожить невозможно, ситуацию нужно срочно менять» - заявил глава государства РК. По словам президента Казахстана, в 2020 г. на зарплаты населения приходилось меньше одной трети национального дохода Казахстана. Доля налога составляла 7,3%, тогда как наибольшая часть - 61,5% являлась прибылью бизнеса. Президент сравнил эту ситуацию с Россией. По его словам, в этой стране доля зарплат составляла 46,7%. «Налицо явный дисбаланс и очевидная проблема справедливости распределения национального дохода», -резюмировал Токаев. Ранее глава государства РК назвал «недопустимый разрыв» между доходами богатых и бедных граждан первопричиной беспорядков в стране, начавшихся после Нового года [6]. Материалы и методы На постсоветском пространстве в 1990-х гг. началась массовая приватизация государственных предприятий. Это явление составило сущность рыночных реформ, внедряющих институт частной собственности в Казахстане и России. Массовая молниеносная приватизация была нацелена на развитие предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций с целью роста производительности труда и объёма экспорта отечественной продукции. Сегодня рабочие места предоставляются предприятиями различных форм собственности: государственной, частной, иностранной, а также смешанной собственности. Данные о роли государственной и негосударственной (частная, иностранная, а также смешанная) собственности в экономике дает официальная статистика по Казахстану [7] и России [8]. Начнем проведение сравнительного анализа статистических показателей Российской Федерации, Республики Казахстан с показателя основных фондов (табл. 1-3). Таблица 1. Основные фонды по формам собственности (на конец года; по полной учетной стоимости) в Казахстане [7] Год Млн тенге В процентах к итогу Все основные фонды В том числе по формам собственности Все основ-нов-ные фонды В том числе по формам собственности Государ ственная Частная Собствен-ствен-ность других государств, их юрид. лиц и граждан Государ-дарственная Част ная Собственность других государств, их юрид. лиц и граждан 1995 1 385721 633 274 734 577 17 870 100 45,7 53,0 1,3 1999 2 879 651 727 186 1 866 373 286 092 100 25,3 64,8 9,9 2000 3 401 831 642 307 2 485 478 274 046 100 18,9 73,1 8,0 2005 7 573 663 1 022 834 5 217 740 1 333 089 100 13,5 68,9 17,6 2010 26 396 858 3 143 970 19 067 353 4 185 535 100 11,9 72,3 15,8 2015 66 594 199 15 326 921 38 523 532 12 743 746 100 23,0 57,8 19,2 2018 124 705 827 16 849 654 69 151 563 38 704 610 100 13,5 55,4 31,1 В табл. 1 представлены данные по Республике Казахстан за период 19952018 гг., в котором прослеживается динамика увеличения (при двух исключениях) абсолютных показателей стоимости основных фондов по всем формам собственности: государственной, частной и иностранной. При этом происходит последовательное снижение доли государственной собственности в стоимости основных фондов за период 1995-2010 гг., в 2015 г. произошел резкий рост этой доли с последующим ее снижением в 2018 г. Доля частной собственности в стоимости основных фондов достигла своего пика (73,1%) в 2000 г. и постепенно снилась до 55,4% в 2018 г. За анализируемый период 1995-2018 гг. доля иностранной собственности достигла трети от стоимости основных фондов в экономике Казахстана, в то время как доля государственной собственности составила в 2018 г. всего 13,5%. Перейдём к сравнению статистических показателей стоимости основных фондов обеих стран. Во-первых, с точки зрения представления статистических показателей основных фондов по формам собственности в Казахстане информация более детализированная, а в России используется более упрощенная их форма. В целях универсализации подхода будем называть «Собственность других государств, их юрид. лиц и граждан» в статистике РК иностранной собственностью. Во-вторых, в 2018 г. доля государственной собственности по исследуемому показателю основных фондов по формам собственности в Российской Федерации существенно выше (23%) по сравнению с Республикой Казахстан (13,5%) (табл. 2). Таблица 2. Основные фонды по формам собственности (на конец года; по полной учетной стоимости) в Российской Федерации [8] Год Млн руб. (до 1998 г. - млрд руб.) В процентах к итогу Все основные фонды В том числе по формам собственности Все основные фонды В том числе по формам собственности государственная негосударственная государственная негосу-дарственная 1995 5 182 040 2 176 457 3 005 583 100 42 58 2000 16 605 251 7 140 258 9 464 993 100 43 57 2010 9 3185 612 20 500 835 72 684 777 100 22 78 2016 183 403 693 42 182 849 141 220 844 100 23 77 2017 194 649 464 42 822 882 151 826 582 100 22 78 2018 2 109 450 524 48 554 819 162 385 705 100 23 77 Очевидно, что происходит поступательное увеличение абсолютных показателей стоимости основных фондов как по государственной, так и по негосударственной форм собственности. Другая ситуация наблюдается по относительным показателям: после 2000 г. доля негосударственной формы собственности резко увеличилась с 57 до 78% (табл. 3). Таблица 3. Доля основных фондов в государственной собственности в Казахстане и России в динамике, % Год Казахстан Россия 1995 45,7 42 2000 18,9 43 2005 13,5 22 2010 11,9 23 2016 23,0 22 2018 13,5 23 Источник: составлено автором. Таким образом, в период 1995-2018 гг. в России доля основных фондов государственной формы собственности существенно выше, чем в Казахстане. Далее проанализируем показатели среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности в обеих странах. Данные табл. 4 по Республике Казахстан позволяют говорить о тенденции увеличения за период 1998-2018 гг. абсолютных показателей среднегодовой численности занятых в экономике по всем формам собственности, кроме частной, где численность занятых поступательно сокращается с 2010 г. При этом в 2000 г. произошло однократное снижение показателя в государственной форме собственности с последовательным увеличением до 2018 г. За весь анализируемый период доля государственной формы собственности увеличилась с 27 до 31,9%, в то время как доля частной собственности составила в 1998 г. более 71% с увеличением до 75,1% в 2000 г., и далее с постепенным снижением до 63% в 2018 г. Доля иностранной собственности увеличилась с 2 до 5,1%. Таблица 4. Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности в Казахстане [7] Год_| 1998 | 2000 | 2010 | 2016 | 2017 | 2018 Тысяч человек Всего в экономике 6 127,6 6201,0 8 114,2 8 623,8 8 553,3 8 585,2 В том числе по формам собственности: государственная 1 656,5 1 315,5 1 890,6 2 513,0 2 682,5 2 736,9 частная 4 352,2 4 755,7 6 020,7 5 735,7 5 461,7 5 407,6 собственность других государств, их юридических лиц и граждан 118,9 129,8 202,9 375,1 409,2 440,7 В процентах к итогу Всего в экономике 100 100 100 100 100 100 В том числе по формам собственности: государственная 27,0 22,9 23,3 29,1 31,4 31,9 частная 71,0 75,1 74,2 66,5 63,9 63,0 собственность других государств, их юридических лиц и граждан 2,0 2,0 2,5 4,4 4,8 5,1 Таблица 5. Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности в России [8] Год 1998 2000 2010 2016 2017 2018 Тысяч человек Всего в экономике 66 330 51 237 46 719 44 446 44 299 44 150 В том числе по формам собственности: государственная, муниципальная 27 945 23 961 20 213 17 730 17 329 17 153 частная 22 750 17 523 21 246 21 502 21 857 21 883 собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 474 422 199 164 160 160 Смешанная российская 14736 7706 2366 2086 2016 1 972 Иностранная, совместная российская и иностранная 425 1626 2653 2769 2703 2 719 Год_| 1998 | 2000 | 2010 | 2016 | 2017 | 2018 В процентах к итогу Всего в экономике 100 100 100 100 100 100 В том числе по формам собственности: государственная, муниципальная 42,2 46,8 43,3 39,9 39,1 38,9 частная 34,3 34,2 45,5 48,4 49,3 49,6 собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 0,7 0,8 0,4 0,4 0,4 0,4 Смешанная российская 22,2 15,0 5,1 4,7 4,6 4,5 Иностранная, совместная российская и иностранная 0,6 3,2 5,7 6,2 6,1 6,2 Итак, численность занятых в российской экономике по государственной форме собственности динамично снижается с 1998 до 2018 г. Число занятых в экономике по частной форме собственности в период 19982018 гг. систематически росло. Количество и доля занятых в общественных и религиозных организациях (объединениях) снижаются вплоть до 2018 г. Численность занятых в экономике со смешанной формой собственности существенно снизилась, в то время как по иностранной, совместной российской и иностранной мы наблюдаем увеличение соответствующей доли за весь период. Доля занятых в государственной форме собственности увеличивается к 2000 г. и затем немного снижается до 2018 г. и составляет 38,9% от всей доли в экономике. Доля занятых в частной форме собственности поступательно увеличивается и достигла к 2018 г. почти 50%. Занятость в собственности общественных и религиозных организаций (объединений) составляет менее 1%. Доля смешанной российской формы собственности значительно снизилась в 2010 г. и постепенно продолжала снижаться до 4,5%. При этом доля иностранной, совместной российской и иностранной формы собственности увеличилась за весь период с 0,6 до 6,2%. Сравнение табл. 4, 5 по РФ и РК позволяет отметить за период 1998-2018 гг. общую тенденцию. Численность занятого населения в государственном секторе уменьшается и преобладает частный сектор. Также важно, что доля занятых по иностранной форме собственности выше в РФ, чем в Казахстане. Важным и интересным аспектом сравнительного анализа является изучение официальной статистики по количеству действующих предприятий и производств по формам собственности. По данным табл. 6 можно отметить, что в период 2000-2018 гг. доля государственной собственности действующих предприятий и производств снизилась с 7,6 до 6,1%, в том числе республиканская собственность уменьшилась в 5 раз, а коммунальная возросла. Доля предприятий с частной формой собственности занимает стабильную позицию порядка 8788%, при этом собственность совместных предприятий с иностранным участием повысилась с 3 до 4,8%. Считаем целесообразным сформировать обобщающий показатель по собственности совместных предприятий с иностранным участием, собственности иностранных юридических лиц и собственности иностранных физических лиц: в 2018 г. такая доля предприятий и производств в РК составила 11% против 4,6% в 2000 г. Таблица 6. Количество действующих предприятий и производств по формам собственности в Казахстане [7] Всего в экономике 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2018 г. коли чество доля, % коли чество доля, % коли чество доля, % количе ство доля, % количество доля, % По всем формам собственности 14326 100 13322 100 11 252 100 11 619 100 12 486 100 Государственная собственность, в т. ч.: 1094 7,6 1247 9,4 818 7,3 777 6,7 758 6,1 республиканская собственность 591 4,1 608 4,6 220 2,0 130 1,1 104 0,8 коммунальная собственность 503 3,5 639 4,8 598 5,3 647 5,6 654 5,2 частная собственность, в т. ч. 12999 90,7 11690 87,7 9 920 88,2 10 242 88,1 10 950 87,7 собственность граждан 1020 7,1 705 5,3 1 0 - - - собственность негосударственных юридических лиц и их объединений, в т. ч. 11 979 83,6 10985 82,5 9 919 88,2 10 242 88,1 10 950 87,7 собственность предприятий без государственного и иностранного участия 11 049 77,1 10178 76,4 9 210 81,9 9 492 81,7 10 164 81,4 собственность предприятий с участием государства (без иностранного участия) 487 3,4 254 1,9 196 1,7 196 1,7 175 1,4 собственность совместных предприятий с иностранным участием 424 3,0 541 4,1 505 4,5 547 4,7 600 4,8 Всего в экономике 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2018 г. коли чество доля, % коли чество доля, % коли чество доля, % количе ство доля, % коли чество доля, % собственность общественных, в том числе религиозных объединений 19 0,1 12 0,1 8 0,1 7 0,1 11 0,1 Иностранная собственность, в т. ч. 233 1,6 385 2,9 514 4,6 600 5,2 778 6,2 собственность иностранных юридических лиц 230 1,6 385 2,9 383 3,4 418 3,6 466 3,7 собственность иностранных физических лиц 3 0,02 - - 131 1,2 182 1,6 312 2,5 При этом за анализируемый период 2000-2018 гг. доля действующих предприятий и производств с собственностью предприятий без государственного и иностранного участия в РК составляет 81,4% всей экономики, в то время как доля собственности предприятий с участием государства (без иностранного участия) уменьшилась с 3,4 до 1,4%, а доля собственности общественных, в том числе религиозных, объединений составляет лишь 0,1%. Таблица 7. Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России [8] Всего в экономике Тысяч В процентах к итогу 2000 2010 2016 2017 2018 2000 2005 2010 2015 2018 Число предприятий и организаций - всего по формам собственности: 3346 4823 4765 4562 4215 100 100 100 100 100 государственная 151 119 108 103 99 4,5 2,5 2,3 2,3 2,3 муниципальная 217 246 203 196 190 6,5 5,1 4,3 4,3 4,5 частная 2510 4104 4122 3936 3620 75,0 85,1 86,5 86,3 85,9 собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 223 157 144 141 137 6,7 3,3 3,0 3,1 3,3 Смешанная российская, иностранная, совместная российская и иностранная 246 197 188 186 169 7,4 4,1 3,9 4,1 4,0 Согласно данным табл. 6, 7, на протяжении всего периода 2000-2018 гг. прослеживается общая для двух стран устойчивая тенденция минимизации доли государственных (республиканских) предприятий - до 0,8% в РК и 2,3% в РФ, а также муниципальных в РФ с 6,5 до 4,5%. Доля коммунальной собственности в РК также минимальна (0,8%). В Казахстане доля иностранной формы собственности увеличилась с 1,6 до 6,2, а в Российской Федерации уменьшилась с 7,4 до 4,0%. Частный сектор экономики в обеих странах характеризуется ростом числа предприятий и организаций. Наконец, проанализируем распределение уставного капитала (фонда) организаций по видам экономической деятельности по акционерам (учредителям) в России (табл. 8). Таблица 8. Распределение уставного капитала (фонда) организаций по видам экономической деятельности по акционерам (учредителям) в РФ[8] (в процентах к итогу по виду экономической деятельности) о Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Финансово-кредитные организации Физические лица о Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Финансово-кредитные организации Физические лица Добыча полезных ископаемых Производство бумаги и бумажных изделий 2017 0,5 4,9 80,9 12,3 1,2 2017 0,0 0,7 90,4 2,6 6,2 2018 0,5 4,4 82,5 10,8 1,5 2018 0,0 0,6 86,8 2,3 10,1 В т.ч. добыча угля Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 2017 0,5 0,0 90,7 7,2 1,9 2017 65,9 13,5 19,2 0,3 0,8 2018 0,5 0,1 94,9 2,8 1,0 2018 69,5 13,8 14,0 0,1 2,3 Добыча сырой нефти и природного газа Производство кокса и нефтепродуктов 2017 0,4 7,9 89,5 1,3 0,5 2017 0,0 0,0 98,4 0,0 1,5 2018 0,4 7,3 90,4 1,2 0,4 2018 0,0 0,0 98,6 0,0 1,1 Добыча металлических руд Производство химических веществ и химических продуктов 2017 0,0 0,0 35,5 61,1 3,4 2017 2,9 0,0 91,5 3,3 2,0 2018 0,0 0,0 44,1 50,7 5,2 2018 2,4 0,7 83,5 2,7 1,3 Добыча прочих полезных ископаемых Производство резиновых и пластмассовых изделий 2017 1,9 1,0 85,3 10,5 1,3 2017 6,9 0,5 74,3 0,0 17,6 2018 1,9 1,0 85,5 10,2 1,3 2018 7,7 0,5 81,1 0,0 10,3 о Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Финансово-кредитные организации Физические лица о Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Финансово-кредитные организации Физические лица Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 2017 0,3 3,1 94,7 - 1,7 2017 33,0 0,7 59,4 0,0 6,9 2018 0,5 2,5 93,4 1,7 1,5 2018 26,9 0,8 65,6 0,0 6,7 Обрабатывающие производства Производство прочей неметаллической минеральной продукции 2017 10,9 1,2 80,7 1,6 3,8 2017 0,1 1,0 82,3 6,4 7,1 2018 14,3 1,0 76,8 1,3 3,2 2018 0,1 1,0 82,3 6,4 7,1 В т.ч.: производство пищевых продуктов Производство металлургическое 2017 1,4 4,1 82,4 0,4 11,2 2017 0,6 1,4 96,5 1,1 1,1 2018 1,3 3,5 81,1 0,6 12,5 2018 0,6 1,6 95,1 1,0 1,4 Производство напитков Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 2017 0,0 2,7 83,0 - 12,3 2017 41,6 0,3 52,3 0,8 4,0 2018 6,0 2,4 78,1 - 11,8 2018 43,4 0,3 50,8 0,6 4,1 Производство табачных изделий Производство компьютеров, электронных и оптических изделий 2017 - - 97,8 - 2,2 2017 22,7 0,6 69,2 0,3 4,2 2018 - - 98,2 - 1,8 2018 14,6 0,4 49,2 0,2 3,1 Производство текстильных изделий Производство электрического оборудования 2017 0,0 7,6 73,1 3,5 15,5 2017 3,5 0,3 90,4 0,1 5,2 2018 0,0 0,0 77,8 0,0 14,2 2018 2,2 0,8 90,0 0,1 6,0 Производство одежды Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 2017 6,6 0,1 36,5 0,1 53,6 2017 0,0 0,0 87,5 3,7 1,9 2018 6,! 0,1 52,8 0,0 38,6 2018 0,0 0,0 89,8 2,6 1,1 Производство кожи и изделий из кожи Производство мебели 2017 - - 91,3 - 8,5 2017 0,4 0,1 75,9 0,0 23,5 2018 - - 93,3 0,1 6,5 2018 0,3 0,1 78,1 0,0 21,4 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха О Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Финансово-кредитные организации Физические лица О Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Финансово-кредитные организации Физические лица 2017 0,0 7,9 85,0 0,8 6,0 2017 38,1 9,0 51,9 0,5 0,4 2018 0,0 2,1 91,9 0,7 5,1 2018 37,0 10,7 47,1 4,1 1,1 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 2017 0,6 0,4 92,6 0,5 4,9 2017 32,8 62,4 4,5 0,0 0,2 2018 0,9 0,4 93,1 0,5 4,6 2018 32,7 63,0 3,8 0,0 0,3 Производство прочих транспортных средств и оборудования В т.ч.: забор, очистка и распределение воды 2017 22,0 0,2 69,1 2,9 0,7 2017 13,1 84,0 2,8 - 0,1 2018 41,3 0,1 55,9 2,0 0,2 2018 13,8 83,8 2,3 0,0 0,1 Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха Сбор и обработка сточных вод 2017 44,4 5,2 38,8 10,3 1,0 2017 79,6 10,0 9,2 0,4 0,7 2018 39,8 5,2 39,4 12,5 0,9 2018 78,8 12,0 8,0 0,4 0,7 В т.ч.: производство, передача и распределение электроэнергии Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья 2017 46,4 3,4 37,3 11,5 1,1 2017 88,0 2,3 9,3 0,0 0,3 2018 42,9 3,5 35,6 14,5 1,0 2018 87,1 4,6 8,0 0,0 0,3 Производство и распределение газообразного топлива Услуги в области ликвидации последствий загрязнений и прочие услуги, связанные с удалением отходов 2017 0,1 49,8 48,8 1,1 0,2 2017 62,2 31,7 5,2 - 0,9 2018 10,3 17,7 71,5 0,5 0,1 2018 68,6 12,8 6,3 - 12,3 Из табл. 8 видно, что за период 2017-2018 гг. максимальная доля среди учредителей организаций по видам экономической деятельности принадлежит коммерческим организациям (кроме финансово-кредитных), минимальную позицию занимают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. В сфере добычи сырой нефти и природного газа доля органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляет 7,3% среди всех акционеров. Акционерами обрабатывающих производств являются коммерческие организации (кроме финансово-кредитных): они составляют 76,8%, в то время как федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления - всего 14,3%. Среди всех видов экономической деятельности по «деятельности полиграфической и копированию носителей информации» доля федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления очень высока - 69,5%, при этом почти равные доли мы видим у органов исполнительной власти субъектов России и коммерческих организаций (кроме финансово-кредитных) - по 14%. В области производства кокса и нефтепродуктов доля коммерческих организаций (кроме финансово-кредитных) достигает 98, 6%. В сфере производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, акционеры из числа федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и коммерческих организаций (кроме финансовокредитных) составляют 43,4 и 50,8% соответственно. В сферах обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха равные доли у федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и коммерческих организаций (кроме финансово-кредитных). При этом доля коммерческих организаций производства и распределения газообразного топлива больше в два раза, чем на производстве передачи и распределения электроэнергии. Максимальная доля акционеров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизация отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 63,0%, в то время как доля в сфере сбора, обработки и утилизации отходов; обработки вторичного сырья максимальная - 87,1%, нежели в остальных видах экономической деятельности. Данные официальной статистики Казахстана по распределению уставного капитала (фонда) организаций по видам экономической деятельности по акционерам (учредителям) не представлялись, возможно, по причине отсутствия такой информации. Выводы «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» говорит о том, что обеспечение экономического роста (как цель государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности) должно быть основано на комплексной модернизации производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности [9]. Исходя из задач, можно сказать, что основным критерием является повышение уровня и улучшение качества жизни населения, а также повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз и обеспечение экономического роста. В Стратегии экономической безопасности определены основные задачи, направленные на устойчивый рост сферы материального производства, такие как комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики, обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики, поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса [10]. В Указе Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» поставлены задачи сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов страны, снижение бедности и безработицы, рост уровня жизни населения во всех регионах на основе общественно-политической стабильности, устойчивого социально-экономического развития, укрепления экономической и экологической безопасности, снижения системных рисков, развития международного сотрудничества [11]. В статье проводился сравнительный анализ основных фондов, среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности и распределений предприятий и организаций по формам собственности. На основе проведенного анализа, согласно официальной статистике Республики Казахстан и Российской Федерации, за период 1995-2018 гг. происходят похожие изменения господствующей формы собственности в разрезе общего количества предприятий, их уставных капиталов (учредителей), основных фондов и численности - с государственной на частную форму собственности.

Ключевые слова

занятые в экономике, формы собственности, государственная собственность, частная собственность, иностранная собственность, социальное неравенство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Саринова Alfiya ZhumabayevnaНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры экономикиassiya_prog@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Дегтярева И.В., Шалина О.И. Социальное неравенство в российском обществе: причины, возможности нивелирования // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. Уфа, 27-28 мая 2016 года. Уфа : РИК УГАТУ, 2016. С. 230-234.
Козлова О. В. Причины социально-экономического неравенства в РФ // Проблемы социальной справедливости и современный мир : материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Череповец, 24-26 марта 2016 года / под ред. О.В. Козловой (отв. ред.), А.Е. Новикова, Н.В. Алексеевой. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2016. С. 35-40.
Корф В. И. Причины бедности и социального неравенства в современной России // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 5 ч. Белгород, 30 сентября 2017 года / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород : Агентство перспективных научных исследований, 2017. С. 102-105.
Кудинова О. Д. Социальное неравенство в современной России // Актуальные вопросы современной науки : сб. ст. по материалам XV Международной научнопрактической конференции : в 3 ч. Томск, 24 октября 2018 года. Томск : Дендра, 2018. С. 150-155.
Протесты и беспорядки в Казахстане: хронология событий. URL: https://www.nur.kz/incident/emergency/1949799-protesty-i-besporyadki-v-kazahstane-hronologiya-sobytiy (дата обращения: 30.05.2022).
Токаев оценил доход большей части казахстанцев в $1300 в год. URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 30.05.2022).
Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/(дата обращения: 30.11.2021).
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 30.11.2021).
Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 30.05.2022).
Пикалова Д.В. Состояние основных фондов российских предприятий как фактор экономической безопасности // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения : материалы ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции. Санкт-Петербург, 05 апреля 2019 года / соста. Н.В. Мячин. СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 593-598.
Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» - ИПС "Эдшет". URL: https://adilet.zan.kz (дата обращения: 30.05.2022).
 Сравнительный анализ реализации различных форм собственности в национальных экономиках России и Казахстана | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19988648/59/22

Сравнительный анализ реализации различных форм собственности в национальных экономиках России и Казахстана | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19988648/59/22