Особенности ценообразования на маркетплейсах
Маркетплейсы преобразовали традиционные механизмы рыночного взаимодействия, переведя их в цифровой формат, позволив покупателям получить доступ к большему количеству товаров, а продавцам к более широкой аудитории. Этот переход привел к изменению поведенческих моделей потребителей - покупатели получили возможность сравнивать цены, читать отзывы и принимать решения, основываясь на большем объеме информации, а продавцы, в стремлении успешно конкурировать за внимание потребителей, столкнулись с необходимостью быстро адаптироваться к новым условиям. Целью данной работы является исследование особенностей ценообразования в рамках платформенной бизнес-модели с акцентом на анализ факторов, характерных для маркет-плейсов. На основе проведенного анализа выявлено, что к важнейшим системным факторам в рамках организации продаж на маркетплейсах относятся: высокий динамизм и интерактивность платформ, специфические поведенческие модели, обусловленные сетевыми эффектами, а также глобальный охват и ценовая прозрачность. Результаты имитационного моделирования позволили наглядно продемонстрировать, что использование стратегии динамического ценообразования приводит к существенному увеличению совокупной маржинальной прибыли. Интеграция в бизнес-процессы ценообразования алгоритмов машинного обучения и анализа данных открывает новые возможности для повышения эффективности и точности прогнозирования, а также обеспечивает способность оперативной адаптации к динамичным рыночным условиям внутри маркетплейсов с учетом конкурентного окружения и поведенческих моделей потребителей. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
платформенная экономика,
маркетплейсы,
ценообразование,
факторы ценообразования,
машинное обучение,
стратегии ценообразования,
динамическое ценообразование,
алгоритмическое ценообразованиеАвторы
Варнухов Артем Юрьевич | Уральский государственный экономический университет | ассистент кафедры бизнес-информатики | vudyart@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Kenney M., Zysman J. The platform economy: restructuring the space of capitalist accumulation // Cambridge journal of regions, economy and society. 2020. Vol. 13, № 1. P. 55-76.
The 100 largest companies in the world by market capitalization in 2023 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/263264/top-companies-in-the-world-by-market-capitalization/(дата обращения: 12.01.2025).
Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // n-Economy. 2018. Т. 11, № 6. С. 22-36.
Abbas A.E. et al. Business data sharing through data marketplaces: A systematic literature review // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. 2021. Vol. 16, № 7. P. 3321-3339.
Cano J.A. et al. A bibliometric analysis and systematic review on E-marketplaces, open innovation, and sustainability // Sustainability. 2022. Vol. 14, № 9. P. 5456.
Digital economy report 2024 // UNCTAD. URL: https://unctad.org/publication/digital-economy-report-2024 (дата обращения: 12.01.2025).
Платформа поставки данных ФНС России // Платформа ПД ФНС РФ. URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/ecommerce (дата обращения: 12.01.2025).
Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms // International journal of industrial organization. 2015. Vol. 43. P. 162-174.
Filistrucchi L. et al. Market definition in two-sided markets: Theory and practice // Journal of Competition Law and Economics. 2014. Vol. 10, № 2. P. 293-339.
Kenney M., Zysman J. Work and value creation in the platform economy // Work and labor in the digital age. Emerald Publishing Limited. 2019. Vol. 33. P. 13-41.
Haile N., Altmann J. Value creation in software service platforms // Future Generation Computer Systems. 2016. Vol. 55. P. 495-509.
Rysman M. The economics of two-sided markets // Journal of economic perspectives. 2009. Vol. 23, № 3. P. 125-143.
Rochet J.C., Tirole J. Two-sided markets: a progress report // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37, № 3. P. 645-667.
Stark D., Pais I. Algorithmic management in the platform economy // Sociologica. 2020. Vol. 14, № 3. P. 47-72.
Acs Z.J. et al. The evolution of the global digital platform economy: 1971-2021 // Small Business Economics. 2021. Vol. 57. P. 1629-1659.
Zeng J., Tavalaei M. M., Khan Z. Sharing economy platform firms and their resource orchestration approaches // Journal of Business Research. 2021. Vol. 136. P. 451-465.
Sutherland W., Jarrahi M.H. The sharing economy and digital platforms: A review and research agenda // International Journal of Information Management. 2018. Vol. 43. P. 328-341.
Goldfarb A., Tucker C. Digital economics // Journal of economic literature. 2019. Vol. 57, № 1. P. 3-43.
Vallas S., Schor J.B. What do platforms do? Understanding the gig economy // Annual review of sociology. 2020. Vol. 46, № 1. P. 273-294.
Головина Т.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14, № 4. С. 551-564.
Hein A. et al. Digital platform ecosystems // Electronic markets. 2020. Vol. 30. P. 87-98.
Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. Platform ecosystems // MIS quarterly. 2017. Vol. 41, № 1. P. 255-266.
Ложникова А.В., Андреева И.Е. Великая перезагрузка капитализма: от разделения ценности к распределению дохода // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2022): материалы XXI Международной конференции имени А.Ф. Терпугова. Томск, 2023. С. 432-436.
Shastitko A.E., Markova O.A., Morozov A.N. Antitrust risks of platform pricing // Russian Journal of Economics. 2024. Vol. 10, № 2. P. 151-167.
Amaldoss W., Du J., Shin W. Pricing strategy of competing media platforms // Marketing Science. 2024. Vol. 43, № 3. P. 488-505.
Chen L., Mislove A., Wilson C. An empirical analysis of algorithmic pricing on amazon marketplace // Proceedings of the 25th international conference on World Wide Web. 2016. P. 1339-1349.
Hagiu A. Two-sided platforms: Product variety and pricing structures // Journal of Economics & Management Strategy. 2009. Vol. 18, № 4. P. 1011-1043.
Armstrong M.Competition in two-sided markets // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37, № 3. P. 668-691.
Weyl E.G. A price theory of multi-sided platforms // American Economic Review. 2010. Vol. 100, № 4. P. 1642-1672.
Jullien B., Pavan A., Rysman M. Two-sided markets, pricing, and network effects // Handbook of industrial organization. Elsevier. 2021. Vol. 4, № 1. P. 485-592.
Reinartz W. Customizing prices in online markets // Symphonya. Emerging Issues in Management. 2002. Vol. 1. P. 55-65.
Den Boer A.V. Dynamic pricing and learning: historical origins, current research, and new directions // Surveys in operations research and management science. 2015. Vol. 20, № 1. P. 1-18.
Законопроект № 568223-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8 (дата обращения: 12.01.2025).
Федеральный закон от 28.12.2024 № 546-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 26-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280050 (дата обращения: 12.01.2025).