Парадоксы семейного бизнеса | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19988648/69/11

Парадоксы семейного бизнеса

В зарубежных исследованиях, в отличие от российских, сложилась достаточно глубокая традиция изучения семейного бизнеса. Однако и там до сих пор нет единства мнений как по вопросу его результативности по сравнению с несемейными предприятиями, так и факторов, обуславливающих это. Открытым остается и вопрос о вкладе социально ответственного поведения в эффективность деятельности компаний. Цель нашего исследования - оценить, насколько эффективно управляются в России семейные компании по сравнению с несемейными социально ответственными предприятиями. Достигнутое в результате приращение знания позволит приблизиться к решению очерченного выше круга проблем. В работе проведен сравнительный количественный анализ результативности деятельности крупнейших российских семейных предприятий и наиболее социально ответственных несемейных компаний. Для этого, используя U-критерий Манна-Уитни, были проанализированы две выборки. Первая состоит из 12 случайно отобранных несемейных компаний, занимающих лидирующие позиции в «Рейтинге социальной ответственности российских компаний»; вторая - из 12 семейных компаний, входящих в тот же рейтинг. Изучение списка компаний, попавших в выборку, показало, что ни одна из семейных компаний не относится по критерию «социальная ответственность» к группе лидеров, в отличие от исследованных несемейных предприятий. Анализ экономических показателей результативности их деятельности свидетельствует, что российские семейные компании, хотя в целом и занимают в «Рейтинге социальной ответственности» более низкие позиции, по сравнению с несемейными являются, несмотря на это, более эффективными по показателю ROE и находятся на сопоставимом уровне по показателю «чистая прибыль». Все это позволило выдвинуть и аргументировать гипотезу, что параметр «доверие», являясь мало измеримым рейтингами «социальной ответственности», играет существенную роль в управлении семейными компаниями. Он с успехом выполняет часть функций, возлагаемых в несемейных компаниях на деятельность, обозначаемую термином «социальная ответственность». Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

социальная ответственность, семейные компании, доверие, эффективность, социальный капитал, ценности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каз Евгения МихайловнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга, Институт экономики и менеджментаgk123a@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Anderson R.C., Reeb D.M. Founding-family Ownership: Corporate Diversification, and Firm Leverage // Journal of Law and Economic. 2003. № 46 (2).Р. 653-684.
Kelly L.M., Athanassiou N., Crittenden W.F. Founder Centrality and Strategic Behaviour in the Family-owned Firm // Entrepreneurship Theory and Practice. 2000. № 25 (2). Р. 27-42.
Shaker M.C., Astrachan J.H. Myth and Realities: Family Business' Contribution to the US Economy - a Framework for Assessing Family Business Statistics // Family Business Review. 1995. № 9 (2). Р. 107-119.
Labbe P. SMEs in the Global Economy // Canadian Business Review. 1994. № 21. Р. 22-25.
Morgan A. Small Business: Canada's Strategic Sector for the 1990s // Canadian Business Review. 1994. № 21. Р. 13-17.
Bloom N., Van Reenen J. Measuring and Explaining Management Practices Across Firms and Countries // Quarterly Journal of Economics. 2007. № 122 (4). Р. 1351-1408.
Block J., Miller D., Jaskiewicz P. Ownership Versus Management Effects on Performance in Family and Founder Companies: A Bayesian Reconciliation // Journal of Family Business Strategy. 2011. № 2 (4). Р. 2з2-245.
Miller D., Minichilli A., Le Breton-Miller I., Corbetta G., Pittino D. When do Non-family CEOs Outperform in Family Firms?: Agency and Behavioral Agency Perspectives // Journal of Management Studies. 2024. № 51 (4). Р. 547-572.
Rosenblatt P., Mik L., Anderson R., Johnson P. The Family in Business. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
Leach P. Family Businesses: The essentials. London: Profile, 2007.
Kets de Vries M. The Dynamics of Family Controlled Firms: The Good and the Bad News // Organizational Dynamics. 1993. № 21 (3). Р. 59-71.
La Porta R., Lopez-De-Silanes F., Shleifer A. Corporate Ownership Around the World // Journal of Finance. 1999. № 54 (2). Р. 471-517.
Audretsch D.B., Hulsbeck M., Lehmann E.E. Families as Active Monitors of Firm Performance // Journal of Family Business Strategy. 2013. № 4 (2). Р. 118-130.
Wagner D., Block J., Miller D., Schwens C., Xi G. A Meta-analysis of the Financial Performance of Family Firms: Another Attempt // Journal of Family Business Strategy. 2015. № 6. Р. 3-13.
McConaughy D.L., Walker M.C., Henderson G.V., Mishra C.S. Founding Family Controlled Firms: Efficiency and Value // Review of Financial Economics. 1998. № 7 (1). Р. 1-19.
Anderson R.C., Reeb D.M. Founding Family Ownership and Firm Performance: Evidence from the S&P 500 // Journal of Finance. 2003. № 58 (3). Р. 1301-1328.
Martikainen M., Nikkinen J., Vahamaa S. Production Functions and Productivity of Family Firms: Evidence from the S&P 500 // The Quarterly Review of Economics and Finance. 2009. № 49 (2). Р. 295-307.
Westhead P., Cowling M. Performance Contrasts Between Family and Nonfamily Unquoted Companies in the UK // International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 1997. № 3 (1). Р. 30-52.
Jorissen A., Laveren E., Martens R., Reheul A. Real Versus Sample-based Differences in Comparative Family Business Research // Family Business Review. 2022. № 18 (3). Р. 229-246.
Smith M. Real Differences Between Family and Nonfamily SMEs: a Comparative Study of Australia and Belgium // Journal of Management and Organization. 2022. № 14 (1). Р. 40-58.
Baumol W. Perfect Markets and Easy Virtue: Business Ethics and the Invisible Hand. Oxford: Basil Blackwell, 1991.
Eccles R.G., Ioannou I., Serafeim G. The Impact of Corporate Sustainability on Organizational Processes and Performance // Management Science. 2014. № 60 (11). Р. 2835-2857.
Edmans A. Does the Stock Market Fully Value Intangibles? Employee Satisfaction and Equity Prices // Journal of Financial Economics. 2011. № 101 (3). Р. 621-640.
Bebchuk L.A., Cohen A., Wang C.C. Learning and the Disappearing Association Between Governance and Returns // Journal of Financial Economics. 2023. № 108(2). Р. 323-348.
Borgers A., Derwall J., Koedijk K., Host J. Stakeholder Relations and Stock Returns: On errors in Investors' Expectations and Learning // Journal of Empirical. Finance. 2023. № 22 (С). Р. 159-175.
Badia G. Socially responsible investing worldwide: Do markets value corporate social responsibility? // Journal of Business Ethics. 2020. № 134 (2). Р. 157-172.
Волков Д.А. Масштабы семейного бизнеса и эмоциональное восприятие // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 12 (16). С. 47-51.
Гергерт Д.В., Пономарева Т.В. Семейный бизнес как объект междисциплинарного исследования: обзор методологических подходов // Вестник Пермского университета. Экономика. 2018. Т. 13,№ 1. С. 90-105.
Корчагина Е.В. Исследования семейного бизнеса в России: подходы к определению и концептуальные особенности // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, № 4. С. 37-45.
Левушкин А.Н. Семейное предпринимательство и семейный бизнес: понятие, правовая природа и перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 11 (96). С. 19-25.
Волков Д. А. Семейный бизнес: вовлечение семьи в управление, владение и организацию процессов // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 12 (16). С. 52-55.
Center for Family Business at the University of St. Gallen. Switzerland, EY's Global Family Business Center of Excellence. Version 3.0. URL: https://2021.familybusiness-index.com/v2/index.html (дата обращения: 10.02.2025).
РБК. РБК представляет крупнейшие компании России. URL: https://www.rbc.ru/rbc500.
Forbes. 100 крупнейших компаний России по чистой прибыли - 2024. Рейтинг F orbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/497814-100-krupnejsih-kompanij-rossii-po-cistoj-pribyli-2023-rejting-forbes.
Интерфакс - центр раскрытия корпоративной информации. URL: https://www.e-disclosure.ru.
PwC. Частный и семейный бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. 2016. URL: https://www.pwc.ru/ru/new-site-content/fbs/family-business-survey_rus.pdf.
Dinneen L.C., Blakesley B.C. Algorithm AS 62: A generator for the sampling distribution of the Mann-Whitney U statistic // Journal of the Royal Statistical Society. Series C (Applied Statistics). 1973. № 22(2). Р. 269-273.
Lopez V., Garcia A., Rodriquez L. Sustainable Development and Corporate Performance: A Study Based on the Dow Jones Sustainability Index // Journal of Business Ethics. 2024. № 75 (3). Р. 285-300.
Савина Т.Н. Концептуальные основы методологии исследования социально ответственного инвестирования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 9 (408). С.52-62.
Сорокин Д.Е. Фактор доверия // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 133-138.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2013.
Arregle J.L., Hitt M.A., Sirmon D.G., Very P. The Development of Organizational Social Capital: Attributes of Family Firms // Journal of Management Studies. 2023. № 44 (1). Р. 73-95.
Pearson A.W., Carr J.C., Shaw J.C. Toward a Theory of Familiness: A Social Capital Perspective // Entrepreneurship Theory and Practice. 2008. № 32 (6). Р. 949-969.
Gedajlovic E., Carney M. Markets, Hierarchies, and Families: Toward a Transaction Cost Theory of the Family Firm // Entrepreneurship Theory and Practice. 2022. № 34 (6). Р. 1145-1171.
Putnam R.D., Leonardi R., Nanetti R.Y. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton: Princeton University Press, 1993.
Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. № 94. Р. 95-120.
Солнцев М.М. Семейный бизнес более живуч, чем несемейные предприятия // Ведомости. 2012. 20 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/fmance/articles/2012/06/20/semejnyj_bolee_zhivuch_chem_nesemejnye_predpriyatiya.
Фернандес-Араос К., Сонни И., Йорг Р. Бизнес одно - семья другое // Harvard Business Review Россия. 2015. Август 31. URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/a16355.
Dyer W.G. Cultural change in family firms. San Francisco: Jossey-Bass, 1986.
Yu A., Lumpkin G.T., Sorenson R.L., Brigham K.H. The Landscape of Family Business Outcomes: A Summary and Numerical Taxonomy of Dependent Variables // Family Business Review. 2024. № 25 (1). Р. 33-57.
Martinez J., Stohr B. Family Ownership and Firm Performance: Evidence from Public Companies in Chile // Family Business Review. 2010. № 20 (2). Р. 83-94.
Arrow K. Gifts and Exchanges // Philosophy & Public Affairs. 1972. № 1 (4). Р. 343-362.
Алесина А., Джулиано П. Культура и институты. Часть I // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 82-111.
Рубинштейн А.Я., Городецкий А.Е. Государственный патернализм и патерналистский провал в теории опекаемых благ // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10, № 4. С. 38-57.
 Парадоксы семейного бизнеса | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19988648/69/11

Парадоксы семейного бизнеса | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19988648/69/11