Зависимость структуры бюджетных расходов северных регионов от волатильности цен и объемов добычи углеводородов (на примере ХМАО и ЯНАО) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/5

Зависимость структуры бюджетных расходов северных регионов от волатильности цен и объемов добычи углеводородов (на примере ХМАО и ЯНАО)

Зависимость доходов бюджетов северных регионов от динамики макроэкономических показателей, прежде всего от мировых цен на энергоносители, оказывает существенное влияние на их стабильность и устойчивость. В периоды роста цен на углеводороды, добыча которых формирует значительную часть доходов большинства северных субъектов Федерации, наблюдается формирование бюджетного профицита, что создаёт возможности для увеличения инвестиций в экономику и инфраструктуру. Однако при снижении цен возникает дефицит, вынуждающий к сокращению расходов, в том числе по социально значимым направлениям - образованию, здравоохранению, социальной политике. Подобная зависимость снижает предсказуемость бюджетного планирования, ограничивает реализацию долгосрочных стратегий развития и повышает социальные риски, что представляет серьёзную угрозу для устойчивого развития регионов. Целью настоящей работы являлась оценка зависимости структуры бюджетных доходов и расходов северных регионов от изменений цен и объемов добычи углеводородов на примере Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Так, в структуре доходов бюджетов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов доминируют поступления от нефтегазового сектора. Соответственно, их региональные бюджеты остаются уязвимыми к колебаниям конъюнктуры сырьевых рынков, что ведет к изменению структуры расходов и трансформации бюджетных приоритетов. В результате исследования выявлены устойчивые зависимости между изменением доходов бюджета и долей ключевых разделов расходования. Так, было обосновано, что до 2021 г. оба региона сохраняли преобладание социально ориентированной модели распределения расходов, однако с 2022 г. в ЯНАО наметился сдвиг в сторону финансирования экономических и инфраструктурных проектов. Значимость полученных результатов заключается в выявлении структурных изменений в бюджетной политике северных нефтегазовых регионов под воздействием внешнеэкономических факторов, что позволяет на практике прогнозировать расходы на ключевые разделы бюджета в зависимости от изменения доходов и своевременно корректировать приоритеты финансирования. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

региональное развитие, бюджетная политика, структура расходов бюджета, северные нефтегазовые регионы, нефтегазовые доходы, ХМАО, ЯНАО

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гончарова Ксения СергеевнаЮгорский государственный университеткандидат экономических наук, научный сотрудник высшей школы цифровой экономикиksenia.gon4arowa@gmail.com
Садыков Дмитрий РашидовичЮгорский государственный университетаспирантsadykovdr97@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Кутышкин А.В., Орлова Д.С. Диагностика устойчивости развития региональных социально-экономических систем на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2019. Т. 19, № 2. С. 103-116. doi: 10.14529/ctcr190209.
Olaniyi C.O., Odhiambo N.M. Does economic complexity provide antidotal pathways to evade the resource curse syndrome? A novel role for institutions // Sustainable Development. 2024. P. 1-25. doi: 10.1002/sd.3266.
Фридман Ю.А., Логинова Е.Ю., Речко Г.Н. Институты развития как инструмент снижения рисков сырьевой экономической модели: практика российского региона // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : материалы XIII международной научно-практической конференции : в 2 т. North Charleston, USA, 13-14 сентября 2017 года. Т. 1. North Charleston, USA : CreateSpace, 2017. С. 116-119.
Alotaibi A. Budget Policies During and After the Oil Crisis of 2014: Comparative Analysis of Saudi Arabia, UAE, and Kuwait // International Business Research. 2019. Vol. 12 (6). P. 23. doi: 10.5539/ibr.v12n6p23.
Бабкина М.А. Особенности бюджетного планирования на региональном уровне // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 11-1(69). С. 82-84. doi: 10.24411/2411-0450-2020-10870.
Колотай П.Е., Филимонова И.В. Региональные пропорции распределения межбюджетных трансфертов в России // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2023. Т. 2, № 4. С. 154159. doi: 10.33764/2618-981X-2023-2-4-154-159.
Степанова О.А. Управление финансами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сборник материалов XII международной научно-практической конференции, Москва, 17 июня 2022 года. М. : ИРОК; АЛЕФ, 2022. С. 305-312.
Байгузина Л.З. Некоторые аспекты оценки эффективности использования государственных бюджетных средств // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 6(168). С. 82-87. doi: 10.34773/EU.2022.6.13.
Погодаева Т.В., Артюхов Д.А. Структурные особенности экономики Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 11. С. 50-55.
Анисимова А.А. Стратегическое бюджетное планирование: опыт Норвегии и Швеции // Финансы. 2015. № 5. С. 72-77.
 Зависимость структуры бюджетных расходов северных регионов от волатильности цен и объемов добычи углеводородов (на примере ХМАО и ЯНАО) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/5

Зависимость структуры бюджетных расходов северных регионов от волатильности цен и объемов добычи углеводородов (на примере ХМАО и ЯНАО) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/5