Маркетплейсы как инструмент роста и источник рисков для предприятий малого бизнеса: влияние сотрудничества на экономические показатели
В статье проведено исследование влияния цифровых торговых платформ (маркетплейсов) Wildberries и Ozon на микроэкономические показатели малых предприятий в России. На основе кейс-анализа четырех компаний из различных секторов (одежда, текстиль, детские товары, продукты питания) выявлены ключевые последствия платформенной зависимости: снижение операционной маржи, ограничение ценовой автономии, рост транзакционных издержек. Использованы методы сравнительного анализа финансовых показателей, расчета индекса платформенной зависимости (ИПЗ) и SWOT-анализа. Результаты подтверждают гипотезу о том, что рост оборота через маркетплейсы сопровождается снижением рентабельности и стратегической гибкости бизнеса. Автор доказывает, что оптимальной стратегией является диверсификация каналов сбыта, сочетающая платформенные и альтернативные инструменты продаж. Также в статье приведены практические рекомендации, которые направлены на повышение устойчивости малых предприятий в условиях цифровой экономики. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
платформенная экономика,
малый бизнес,
маркетплейсы,
микроэкономические показатели,
ценовая стратегия,
Wildberries,
Ozon,
диверсификация каналов продажАвторы
| Суязов Владимир Николаевич | Российская международная академия туризма | кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента | s662@ya.ru |
Всего: 1
Ссылки
Дроздов И.Н., Истомин Д.И. Маркетплейс на рынке электронной коммерции: назначение, ключевые задачи, проблемы доверия и репутации, критерии и методы оценки эффективности // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 8. С. 2751-2764. doi: 10.18334/epp.13.8.118821. EDN EXRBZU.
Казанкина (Мандриченко) О.А., Кублин И.М., Шумакова И.А. Платформа электронной коммерции (маркетплейс): взгляд в будущее // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2024. № 1 (335). С. 15-28. doi: 10.535 98/2410-3683-2024-1-335-15-28. EDN OADAQW.
Сидоркин А.Е., Зотов Р.Р., Сорочан В.В. и др. Маркетплейс как эффективная бизнес-модель для продаж // Вестник Калужского университета. 2024. № 2 (63). С. 66-69. doi: 10.54072/18192173_2024_2_66. EDN FBGWVZ.
Торпищев Т.Р. Маркетплейс: управление предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке // Экономика и управление. 2023. Т. 29, № 1. С. 45-53. doi: 10.35854/1998-1627-2023-1-45-53. EDN ZHHYTV.
Уварова Л.А., Иванов Д.Ю. Моделирование процессов сбыта в системе «производитель маркетплейс» // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2024. Т. 19, № 3. С. 284-299. doi: 10.17072/1994-9960-2024-3-284-299. EDN SBAMGQ.
Филимонова Т.К., Овсеенко Г.А., Мустафаев Т.А. Разработка имитационной модели системы управления заказами для маркетплейс // Научно-технический вестник Поволжья. 2023. № 12. С. 145-148. EDN CMDWKA.
Srnicek N. Platform Capitalism. Cambridge: Polity Press, 2017 // ResearchGate. 2024.
Суязов В.Н. Организационно-экономический механизм инновационного развития предприятия индустрии туризма // Туризм: наука и образование : материалы VI Международного форума : в 2 ч. Ч. 2. Химки : Литературное агентство «Университетская книга», 2021. С. 176-184. EDN GLYKXH.
Rochet Tirole. Platform Competition in Two Sided Markets.pdf 10. The economic institutions of capitalism: firms, markets, relational contracting: Williamson, Oliver E: Free Download, Borrow, and Streaming: Internet Archive, 2003.
Williamson O.E. The economic institutions of capitalism: firms, markets, relational contracting. Free Download, Borrow, and Streaming: Internet Archive.
Kenney M., Zysman J. The Rise of the Platform Economy // Issues in Science and Technology. 2016. № 32 (3). Р. 61-69.
Елин И.Д. Маркетплейс будущее электронной коммерции // Global and Regional Research. 2019. Т. 1, № 1. С. 101-106. EDN NXPNSK.
Габалова Е.Б. Маркетплейс - современный инструмент повышения продаж // Modern Science. 2021. № 6-2. С. 35-37. EDN HHWJMZ.
Хлебович Д.И., Кордина И.В. Специализированный маркетплейс как перспективный формат электронной коммерции // Beneficium. 2023. № 1 (46). С. 51-59. doi: 10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).51-59. EDN JIVGQN.
Третьякова И.Н., Лазарев А.С., Щербаченко Е.Р. Маркетплейс как цифровая платформа продвижения продукта // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 6. С. 125-136. doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-6-125-136. EDN JEZHYS.
Еремеева А.И. Маркетплейс: факторы, влияющие на кризисные процессы // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 3. С. 118-122. doi: 10.34755AROK.2021.44.95.090. EDN PMEDXA.
Гаврилова В.А., Ляшко В.Г. Площадка маркетплейс как инновационная бизнестехнология // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2022. № 1. С. 231-234. EDN PJPZPY.
Абрамов Б.Л. Социальные сети как маркетплейс и инструмент онлайн-продаж // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5, № 4. С. 267-271. EDN GBZNMG.