Образовательные кредиты: как они меняют ландшафт финансирования высшего образования? | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/22

Образовательные кредиты: как они меняют ландшафт финансирования высшего образования?

В статье исследуется роль образовательных кредитов как инструмента финансирования высшего образования в России в условиях растущей стоимости обучения и устоявшейся тенденции снижения государственных расходов. Анализируется текущая практика предоставления образовательных кредитов в России и за рубежом с особым вниманием к моделям, где государство играет ключевую роль в субсидировании образовательных затрат. Рассматриваются проблемы и ограничения, связанные с доступностью образовательных кредитов, а также предлагаются пути совершенствования их условий, включая возможность участия работодателей в погашении кредитов. В работе используются данные социологического опроса, в рамках которого были получены мнения экспертов-экономистов (N=248) по вопросам эффективности образовательных кредитов как механизма обеспечения финансовой доступности образования. Образовательные кредиты рассматриваются как важный элемент финансовой системы высшего образования, однако для достижения устойчивого эффекта необходимо улучшение условий возврата кредитов и активное участие частного сектора. Научная новизна заключается в комплексном анализе существующих механизмов и предложении конкретных рекомендаций по совершенствованию образовательных кредитов в России. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

гуманитарный сектор экономики, государственные расходы, индивидуальная плата, образовательные кредиты, доступность высшего образования, финансирование образования, человеческий капитал

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Арзуманян Мария АртуровнаИнститут экономики РАНнаучный сотрудник Центра экономической теории социального сектораarz.marie@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». 2023. № 8 (50). 38 с.
Государство, общество и гуманитарный сектор: результаты экспертного опроса / под ред. Н.А. Буракова, О.А. Славинской. Препринт. М. : Институт экономики РАН, 2023. 48 с.
Абанкина И.В., Семенова К.А. Образование: инвестиции в будущее // Гуманитарный сектор патерналистского государства / под общ. ред. А.Я. Рубинштейн. СПб. : Алетейя, 2023. Гл. 4. С. 108-151.
Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66, № 4. P. 281-302.
Schultz T.W. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51, № 1. P. 1-17.
Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. 3rd ed. Chicago : University of Chicago Press, 1993. 390 p.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. О.В. Буклемищева и др.; под науч. ред. Е.М. Майбурда, В.С. Автономова. М. : Дело Лтд, 1994. 720 с.
Musgrave R.A. A Multiple Theory of Budget Determination. Finanz Archiv // Public Finance Analysis. 1956. Vol. 17, № 3. P. 333-343.
Friedman M. The role of government in education // Economics and the public interest. New Brunswick : Rutgers University Press, 1955.
Askim J. Student Financing for Social Equity in Norway, 1947-2020. In book: Successful Public Policy in the Nordic Countries: Cases, Lessons, Challenges. Oxford University Press, 2022. P. 153-173.
de Gayardon A., Callender C., Des Jardins S. Does student loan debt structure young people’s housing tenure? // Evidence from England. Journal of Social Policy. 2022. Vol. 51, № 2. P. 221-241.
Tannenbaum S. Student Loan Debt: A Bubble Ready to Burst? // Cornell Journal of Law and Public Policy. 2024. Vol. 33. P. 511-537.
Рубинштейн А.Я., Гринберг Р.С., Городецкий А.Е. Патерналистское государство и гражданское общество // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 5 (57). С. 142-149.
 Образовательные кредиты: как они меняют ландшафт финансирования высшего образования? | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/22

Образовательные кредиты: как они меняют ландшафт финансирования высшего образования? | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19988648/70/22