PERFECTION OF ECONOMY TEACHING AT THE NATURALSCIENCEFACULTIES..pdf Идущий мировой финансово-экономический кризис серьезно затронулпромышленные сферы производства, что прямо отразилось на социальнойжизни общества в России.Кризис заставляет вести поиск оптимизации, модернизации производства,и это, в свою очередь, ведет к росту безработицы и социальной напряженностив обществе. Например, в первой половине 2009 г. безработных было 2,27 млнчеловек [1, с. 1], а на сентябрь 2010 г. - 8,6 млн человек [2, с. 1]. Сокращениебезработицы происходит и за счет роста образовательных услуг. Количествовузов в стране выросло. По данным Росстата, их на 1 млн чел. было: 1913 г. -0,8; 1940 г. - 4,5; в 1960 г. - 3,7; 1990 г. - 3,5; 2008 г. - 7,8 [3, с. 1].В стране развивается на новом качественном уровне конкурентная борьбамежду государственным и коммерческим образованием. В начале учебногогода многие коммерческие вузы не набрали положенное количество студен-тов. Это объясняется тем, что определенная часть студентов не может запла-тить за обучение. Имеющиеся денежные средства население в первую оче-редь использует на оплату коммунальных услуг, питание. Банковские креди-ты дороги, если нет работы, то они недоступны.В этих противоречивых условиях социально-экономической жизни обще-ства преподаватели-экономисты совершенствуют учебный процесс посредст-вом изменения учебных программ, написания учебно-методических пособий,пересмотра содержания лекций.Начавшийся переход вузов на двухуровневую ступень образования - ба-калавров и магистров требует составления новых курсов и программ по эко-номике.На естественных факультетах курс экономики является общеобразова-тельным предметом. Это вызывает определенную трудность в его преподава-нии, поскольку количество лекционных и практических занятий значительносокращено. Бакалаврам необходимо дать не только теоретические знания, нои научить их составлять элементарный бизнес-план, который поможет имА.И. Литовченко160вписаться в хозяйственную деятельность. Магистранты должны получитьглубокие теоретические знания, что способствует развитию их научно-исследовательских навыков.Большую роль в учебном процессе играет живое слово преподавателя, егообщение со студентами, поскольку на лекции часто возникает диалог междустудентами и преподавателем. В процессе диалога студенты высказываютсвою точку зрения, их выслушивают и делают вывод под запись.Особенно такая работа актуальна со студентами естественных факульте-тов очной и заочной форм обучения. За то короткое время, которое выделяет-ся на изучение экономических дисциплин на естественных факультетах, не-обходимо не только чтобы студенты уяснили предмет науки, но и смогли ис-пользовать знания в реальной жизни страны. Преподаватель должен пробу-дить интерес к самостоятельному изучению курса, чтению социально-экономической литературы.Например, при рассмотрении темы «Общественное производство» можнопроанализировать процесс восстановления Саяно-Шушенской ГЭС и обра-тить внимание на то, что это сложный, длительный (рассчитан до 2012 г.),очень затратный процесс (более 40 млрд рублей). Поскольку Саяно-Шушенская ГЭС своей энергией питала весь промышленный и социальныйкомплекс Западной и Восточной Сибири, поэтому ограниченное производст-во энергии может сказаться на качестве социальной жизни населения данныхрегионов. При этом необходимо разъяснить студентам потребность в рацио-нальном отношении к энергии и ее экономии, показать, что данная техноло-гическая катастрофа была вызвана недостаточным вложением средств в ка-питальный ремонт со стороны собственников, а также небрежностью управ-ленческого персонала по отношению к модернизации объекта.Эта лекционная тема должна иметь логическое продолжение и на семи-нарских занятиях, где необходимо провести анализ ресурсных возможностейстраны и показать пути рационального их использования. Следует обратитьвнимание студентов на то, что природные условия в нашей стране разные, ипоэтому в каждом регионе необходимо учитывать их в организации хозяй-ственной деятельности. Например, в Сибири заниматься земледелием риско-ванно, так как климат резко континентальный. В 2009 г. летом в Бакчарскомрайоне Томской области выпало столько осадков, что залило все зерновые, икогда пришло время их убирать, они еще не созрели, и поэтому сроки уборкисдвинулись. В Оренбургской же области, напротив, была такая засуха, чтовсходы засохли на корню, земля потрескалась на 75 см.Аномальным стал 2010 г., когда в европейской части страны установи-лась жара на два месяца. В 16 регионах страны сгорели посевы зерновых.Пришлось отказаться от экспорта пшеницы на мировой рынок.Природные аномалии породили беду - природные пожары. В день возни-кало по 50 пожаров. Всего в стране зарегистрировано около 1200 природныхпожаров. Без жилья осталось около трех тысяч человек. Направляются ог-ромные денежные суммы на восстановление жилья, приобретение мебели ит.д., на укрепление лесозащитных полос - 12 млрд рублей [4, с. 2].Совершенствование преподавания экономики на естественных факультетах161Эти примеры говорят о том, что общество при ограниченных природныхресурсах делает альтернативный выбор. Анализируем производственныевозможности общества при примере абстрактной модели (рис. 1).Рис. 1. Абстрактная модель: И - неэффективное про-изводство; К - эффективное производство; З - расту-щая экономика, требует новых ресурсов, производст-венные возможности раздвигаютсяЛогический анализ этой темы можно продолжить в реферативных и док-ладных работах с их презентацией, например, обсудить реферат по теме«Малые предприятия в области геологии». Проанализировав, что такое ма-лые предприятия, посчитать, какие необходимы первоначальные денежныезатраты для их создания и через какое время эти затраты окупятся, а такжеотразить показатели их хозяйственной деятельности в таблицах, графиках,используя местный материал.Презентация реферативных проектов проходит в группе, и в результатеобсуждения выявляются плюсы и минусы рассматриваемого проекта, а удач-ные проекты рекомендуются на студенческую научную конференцию эконо-мического факультета.Такая работа побуждает студентов естественных факультетов к творче-скому, исследовательскому поиску материала, умению его анализировать,делать выводы, защищать и отстаивать свою точку зрения, развивает желаниереализовывать свои наработки в практике.Степень подготовки студентов по курсу «Экономика» на естественныхфакультетах выявляется на экзамене. Экзамен - это объективный процесспроверки знаний. Раньше экзамен в своей классической форме предполагалответ по билетам - в каждом билете было по два вопроса (один по микро-, адругой - по макроэкономике) и преподаватель в личном собеседовании состудентом субъективно оценивал уровень его знаний.Во второй половине 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. в учебный процессбыли введены новые формы приема экзаменов:1. Тестирование. По каждой учебной теме оформляется несколько тестов,так, по теме «Предмет и метод экономики» можно использовать следующийтест:Экономические проблемы могут быть решены:а) с помощью экономических моделей;б) с учетом политических соображений;Возм. Зерно,млн тРакеты,шт.А 5 0Б 4,8 1В 4,5 2Г 3,9 3Д 3,5 4Е 1,8 5Ж 0 6ЗА.И. Литовченко162в) с помощью экономических наук;г) с учетом мнений и ценностных ориентаций каждого человека.2. Логические упражненияЗачем нужна экономическая наука обществу? Объясните, почему недос-таточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы,связанные с решением практических задач.3. Построение графиковВ таблице представлены данные, характеризующие различные ситуациина рынке консервированной фасоли.Р Qd,млн банокQs,млн банок8 70 1016 60 3024 50 5032 40 7040 30 90Примечание. Р - цена, денежные единицы;Qd - количество спроса;Qs - количество предложения.1. Построить график кривых спроса и предложения по данным таблицы.2. Если рыночная цена на банку фасоли равна 8 денежным единицам, чтохарактерно для данного рынка - излишки или дефицит? Каков их объем?3. Если рыночная цена на банку фасоли равна 32 денежным единицам, точто характерно для данного рынка - излишек или дефицит?4. Чему равна равновесная цена на этом рынке?5. Рост потребительских расходов повысил потребление фасоли на 15 млнбанок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновес-ный объем производства?4. Решение задачВ компании пять акционеров, каждый из которых имеет по 100 акций.Прибыль компании составила $80000. Налог на прибыль - 40%. 80% остав-шейся прибыли акционеры решили направить на выплату дивидендов. Налогна доход, направленный на выплату дивидендов, составляет 50%. Определитеокончательный дивиденд на акцию, который получает каждый акционер.Далеко не все студенты справляются с экзаменационными заданиями спервого раза. Здесь надо уметь использовать теоретические знания по эконо-мике на практике.В настоящее время совершенствуется проверка экономических знанийстудентов естественных факультетов через интернет-экзамен. Практическиубирается субъективное суждение преподавателя о качестве знаний студентапо экономике. За 80 минут студент должен ответить на 36 вопросов. Еслинабирает 100 баллов, то экзамен сдан на отлично. Из каждой темы даетсяодин вопрос, и за одну минуту студент должен дать ответ. Тесты, как прави-ло, построены с учетом будущей специальности студентов. Например, поспециальности «Геология» студенты при рассмотрении проблем введения вСовершенствование преподавания экономики на естественных факультетах163экономическую теорию должны дать ответ на 36 вопросов следующего ха-рактера:1. Позитивная экономика занимается… Даются четыре варианта ответов, надо вы-брать один:1. Использованием экономических законов ипринципов при решении определенных соци-ально-экономических задач3. Поиском путей выхода из кризиса2. Определением величины имеющихся ре-сурсов4. Выявлением содержательной стороны эко-номических процессов и явленийПо специальности «География» студентам необходимо ответить на сле-дующий тест:1. Изучение экономических явлений, заключающееся в сборе и описаниифактов, событий, представляет собой следующие связи. Варианты ответов:1. Причинно-следственные 2. Нормативные3. Функциональные 4. Эмпирические2. Открыл обратную зависимость между уровнем зарплаты и безработи-цы. Варианты ответов:1. Дж. Хикс 2. М. Фридман3. Э. Филлипс 4. Д.Ж.М. КейнсЕще одной распространенной формой проверки экономических знанийстудентов естественных факультетов является участие в общеуниверситет-ской олимпиаде по экономике.Команда студентов, состоящая из 5-7 человек, защищает честь факульте-та по экономике на общеуниверситетском уровне. Распределение командныхмест по университету позволяет судить о степени подготовки студентов поэкономике.Таким образом, проведенный анализ показывает, что на естественных фа-культетах существуют определенные возможности по совершенствованиюпреподавания экономических дисциплин, что проявляется в конечном ре-зультате в участии студентов в экономических конференциях, олимпиадах иинтернет-экзаменах, это способствует развитию интеллектуальных и органи-зационных способностей молодых специалистов.Главная же задача преподавателей по курсу «Экономика» - подготовитьмолодых специалистов, способных перевести нашу экономику на инноваци-онный путь развития.
Как жилось и живется россиянам? // Аргументы и факты 2009. № 38. С. 1.
Как жилось и живется россиянам? // Аргументы и факты. 2009. № 46. С. 1.
Как выходим из кризиса? // Аргументы и факты. 2010. № 20. С. 1.
Сарычева М. Пожары в России // Комсомольская правда. 2010. № 32. С. 2.
Чепурина М.Н., Киселева Е.А., Ермилова С.В. и др. Сборник задач по экономической теории. Киров, 2005. С. 52-72.