Analysis of the theoretical aspects of financial stability regions.pdf В новых условиях особую актуальность приобретает ответ на вопрос обустойчивости региональных финансов. Роль научного подхода в решенииактуальных задач повышения конкурентоспособности и финансовой устой-чивости регионов резко возрастает. В связи с этимк важное значение приоб-ретает совершенствование методического инструментария для исследованияпроблем финансовой устойчивости регионов, которое ставит новые задачи вповышении конкурентоспособности регионов России в целях преодолениянеравномерности их развития и создания механизмов развития.В силу объективных и субъективных причин регионы России имеют раз-ный уровень конкурентоспособности экономики, что является причиной ихдифференциации по финансовой устойчивости. Именно поэтому финансоваяустойчивость регионов в значительной мере определяется конкурентоспо-собностью их экономики. Очевидно, что регионы с высоким уровнем конку-рентоспособности, как правило, располагают большими внутренними финан-совыми возможностями, что сказывается на их финансовой устойчивости. Инапротив, во многом благодаря финансовой устойчивости тот или иной реги-он конкурентоспособен, В этой связи, на наш взгляд, необходимо рассматри-вать финансовую устойчивость региона как один из важнейших факторовконкурентоспособности территории.Проблема финансовой устойчивости, как и проблема конкурентоспособ-ности, в большей степени изучена на микроуровне - между предприятиями,фирмами и т.д. В последнее время появляется все больше публикаций, затра-гивающих отдельные вопросы проблем финансовой устойчивости и конку-рентоспособности на макроуровне. Наименее изученной в отечественной ли-тературе остается проблема финансовой устойчивости на региональномуровне, и уже поэтому требуется дополнительная проработка этой категориии разработка инструментария ее оценкиПриступая к анализу категории «финансовая устойчивость региона», не-обходимо отметить, что общепринятой трактовкительности. В философской литературе под устойчивостью понимается посто-янство, пребывание в неизменном состоянии. В естественных науках устой-чивость рассматривается как способность противостоять усилиям, стремя-щимся вывести исследуемый объект из исходного состояния. Таким образом,устойчивой системой будет считаться та, которая находится в некоем опти-мальном и неизменном состоянии, в котором, как правило, отсутствуют тен-денции к изменению.В научной литературе имеется целый ряд публикаций, посвященных ана-лизу категорий «финансовое состояние», «финансовая устойчивость». Обзорразличных точек зрения позволил раскрыть сущностное содержание финан-совой устойчивости, под которой понимается важная составная часть харак-теристики финансового состояния организации, определяемая его финансо-вой стабильностью и независимостью в случае изменения внешних и внут-ренних условий производства, способностью поддержания платежеспособно-сти и перспектив средне- и долгосрочного развития.Под финансовой устойчивостью региона понимают сбалансированностьденежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменениепод воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения пол-номочий органов власти региона, его социально-экономического и политиче-ского развития в текущей и долгосрочной перспективе [1]. Очевидно, чторост ВРП является определяющим детерминантом развития региона. Без рос-та экономики невозможно развитие региона за счет собственных ресурсов.Большинство исследователей при оценке финансовой устойчивости ре-гиона оценивают лишь устойчивость бюджета как главного источника ре-сурсной базы региона, не рассматривая при этом иных источников средств.Мы обращаемся к финансовой устойчивости, следовательно, определяет-ся и сфера анализа - это финансы. Характеризуя финансовую устойчивость,можно отметить, что это, прежде всего, способность территории рассчиты-ваться по своим обязательствам, а также состояние экономики, при которомобеспечиваются условия для ведения расширенного воспроизводства за счетсобственных источников. Отсюда необходимо отметить особенность - непросто неизменное состояние объекта, а развитие, расширение. С другой сто-роны, финансовая устойчивость - составная часть общей устойчивости ре-гиона, которую определяют сбалансированность финансовых потоков, нали-чие средств, позволяющих региону поддерживать свою деятельность в тече-ние определенного периода времени.Развитие субъекта экономики - это процесс накопления положительныхизменений, которые приводят к повышению эффективности его функциони-рования: изменение его производительных ресурсов, структуры, свойств,показателей и функций.В рамках синергического подхода развитие экономического субъекта -это процесс его самоорганизации на базе роста уровня и качества человече-ского капитала [2]. Основатель синергетики Герман Хакен считает, что имен-но самоорганизация общества во всех направлениях его жизнедеятельностилежит в основе государства будущего [3].В соответствии с Указом Президента РФ «О государственной стратегииэкономической безопасности Российской Федерации» [4] финансовая устой-чивость - это состояние экономики, характеризующееся низким уровнем де-фицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков ирасчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальнойвалюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бу-маг, снижением внешнего и внутреннего долга, обеспечением финансовыхусловий для активизации инвестиционной деятельности. Таким образом,факторов, влияющих на финансовую устойчивость регионов, много. Самопонятие и механизм обеспечения финансовой устойчивости многоаспектны.В системе анализа финансового состояния региона можно выделить ко-эффициентный подход, направленный на расчет финансовой устойчивоститерритории и систему SWOT-анализа, оценивающую сильные и слабые сто-роны развития региона. Устойчивость территориальной бюджетной систе-мы - это состояние сбалансированности консолидированного бюджета субъ-екта РФ, обеспечивающее условия для саморазвития региона в целом и му-ниципальных образований, входящих в их состав, в частности. Традиционносовокупность показателей финансовой устойчивости территориальной бюд-жетной системы включает:1) соотношение доходов и расходов, определяющее «дефицит» («профи-цит») бюджета, т.е. его сбалансированность;2) динамику структуры доходов и расходов, показывающую изменениеудельного веса отдельных статей доходов и расходов;3) показатели тенденции развития, отражающие общее направление из-менения устойчивости элементов территориальной бюджетной системы. Кним относятся:- коэффициент изменения устойчивости, который показывает среднего-довой темп роста дохода, он должен превышать единицу;- коэффициент сбалансированности, который рассчитывается как соот-ношение темпов роста доходов и расходов за период, который должен стре-миться к единице;- среднегодовой темп сокращения дефицита бюджета за длительный пе-риод, который может свидетельствовать о тенденции устойчивости террито-риального бюджета, если его значение меньше единицы;- уровень дотационности муниципальных районов и городских округов,который показывает размер финансовой помощи территориям из бюджетоввышестоящего уровня в зависимости от обеспеченности данных образованийбюджетными средствами [5].Для оценки финансовой устойчивости региона - субъекта РоссийскойФедерации - предлагается и более широкий состав укрупненных региональ-ных индикаторов финансовой устойчивости [6], таких как:- степень дефицитности (профицитности) регионального бюджета;- доля федеральных трансфертов и налоговых поступлений в региональ-ном бюджете;- внешний долг региона иностранным государствам, Федерации, другимрегионам (абсолютный и в процентах к ВРП);- внутренний долг региона (в процентах к ВРП);- уровень инфляции в сравнении со средним по стране;наличие стабилизационных фондов, финансовых резервов, задолженно-сти со стороны других государств, Федерации, других регионов;- банковский капитал региональных банков в доле от общего банковскогокапитала страны;- доля расходов на обслуживание внешних и внутренних долгов регионав процентах к региональному бюджету;- доля трансфертов в муниципальные бюджеты в региональном бюджете;- соотношение экспорта из региона в другие страны и импорта в региониз других стран;- соотношение ввоза и вывоза товаров в другие регионы страны;- утечка капиталов из региона за рубеж и в другие регионы;- доля региональных инвестиций в ВРП;- доля денежных расчетов в общем объеме оборота товаров и услуг;- уровень гарантированности банковских вкладов в регионе;- степень невыполнения финансовых обязательсгв в регионе;- средние значения показателей финансовой устойчивости производст-венных предприятий, организаций региона в сравнении с нормативными зна-чениями.Установление критериев, пороговых значений, пределов изменения ин-дикаторов финансовой устойчивости экономики региона - субъекта Россий-ской Федерации - применительно ко всему кругу индикаторов представляетисключительно трудную в методологическом и практическом отношениизадачу.В оценках финансовой устойчивости авторы этих предложений ориенти-рованы на увеличение доходной составляющей и снижение расходной части.Такая ситуация может возникнуть как при применении экономических меха-низмов, так и в связи с конъюнктурными процессами в экономике. В этомслучае финансы являются количественным отображением результатов произ-водственной деятельности экономических субъектов, базовыми и индикатив-ными показателями которой служат значения расхождений доходов и расхо-дов различных секторов экономики, ее результативности и в итоге - финан-совой устойчивости региона.Анализ подходов к оценке финансовой устойчивости регионов показал,что в настоящее время наиболее распространеннымиторой степени нивелировать ценовые диспропорции между различными тер-риториями.Например, российское агентство «Эксперт РА» отмечает, что по итогамвторого квартала 2009 г. только 8 регионов России из 83 в рейтинге финансо-вой устойчивости занимают позиции в группе роста или стагнации. Это Ма-гаданская, Сахалинская, Еврейская автономная, Тамбовская и Псковская об-ласти, а также республики Калмыкия и Дагестан, Ставропольский край. Ос-тальные 90% регионов испытывают спад финансовой устойчивости. За вто-рой квартал 2009 г., согласно исследованию указанного агентства, количест-во устойчивых к кризису регионов снизилось в 2,6 раза. При этом экономиче-ский кризис затронул наиболее освоенные и густонаселенные регионы стра-ны. Менее антикризисно устойчивыми оказались сырьевые, торгово-обслуживающие регионы и регионы, обладающие диверсифицированнойструктурой экономики. Наиболее успешно противостояли кризису или дажеразвивались регионы, экономика которых продолжает интенсивно инвести-роваться, а производимая продукция продается на рынках с благоприятнойконъюнктурой [7].Одним из примеров являются результаты исследования группы экспертовпо региональной экономике [8]. Они провели анализ на основе сопоставленияфинансового потенциала и риска и их динамики. Это позволило ученым рас-пределить регионы по категориям «частного» рейтинга финансовой устой-чивости. В соответстви с этим рейтингом выделены 4 группы регионов:класс А (высокая надежность), класс В (удовлетворительная надежность),класс С (низкая надежность), класс D (неудовлетворительная надежность). Вкаждой группе выделены регионы с позитивной, негативной и нейтральнойдинамикой. Томская область поставлена в третью группу с негативной дина-микой. Исследования были проведены за три года. На основе этого анализаученые определили возможности выхода из кризиса и последующего разви-тия.Другая группа экспертов провела анализ на основе ряда отобранных по-казателей, исходя из многообразия факторов, влияющих на финансовую ус-тойчивость. К этим показателям отнесены: соотношение доходов консолиди-рованного бюджета на душу населения к величине прожиточного минимумав регионе (%), соотношение расходов консолидированного бюджета на душунаселения к величине прожиточного минимума в регионе (%), соотношениедоходов консолидированного бюджета к расходам (%), соотношение вели-чины депозитов и вкладов юридических лиц на душу населения к величинепрожиточного минимума в регионе (%), удельный вес убыточных организа-ций, удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общем объ-еме кредиторской задолженности (%), соотношение суммарной просрочен-ной задолженности по заработной плате к величине прожиточного миниму-ма, индекс потребительских цен (%) [9].Согласно разработкам Ф. Перроу [9], экономическое пространство пра-вомерно определять как силовое поле, напряженность которого неравномер-на. В направлении к полюсам действуют определенные центростремительныесилы, существуют и силы центробежные. Эти полюсы как бы группируютнововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в резуль-тате образуют территориальные концентрации. Последние характеризуются,в частности, тем, что четко прослеживается связь между производимым со-вокупным доходом и инвестициями, экономическим и социальным уровнемразвития и т.п. Это определяет экономический потенциал региона. Таким об-разом, региональный полюс роста представляет собой сочетание развиваю-щихся и расширяющихся отраслей, способных вызвать экономический рост взоне своего влияния.Исследователями также установлено, что возникновение территориаль-ных «точек роста» обусловлено неравномерностью масштабов и эффективно-сти производства; наличием особо удобных территорий для размещенияпредприятий нескольких сопряженных отраслей; набирающей силу тенден-цией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеет-ся высокотехнологический потенциал, и другими причинами.Концепция «точек роста» применительно к территориальной организацииРФ и ее регионов, а во многих случаях городов и районов становится весьмапродуктивной. Производственные предприятия, экономические структуры,институты власти регионов, городов и районов постоянно испытывают воз-действие многочисленных дестабилизирующих факторов.В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осущест-влять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использо-вания доходов для социальных нужд региона и развития производств, проек-тирования на локальный рынок.Различают адаптационные и бифуркационные механизмы системных из-менений объекта. Адаптационные - это постепенные, эволюционные и целе-направленные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов.Бифуркационные изменения - катастрофические, радикальные, революцион-ные изменения с огромными рисками и с неизвестными последствиями. Би-фуркации - это сильно неравновесные состояния системы, из которых онаможет перейти в одно из нескольких возможных вероятностных состояний.С помощью количественного и качественного анализа экономической,социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которойдействуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваютсявнешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развитиярегиона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), клю-чевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВРП),инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы эко-номического роста), проводится сравнительный анализ экономического раз-вития аналогичных регионов, региональный бенч-маркинг (целенаправлен-ный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образомвыявляются внешние факторы регионального развития.Риски финансовой безопасности региона - субъекта Российской Федера-ции - целесообразно разделять на внешние (международные), внутристрано-вые и внутрирегиональные. В составе внутрирегиональных угроз все боль-шую роль начинают играть социальные угрозы финансовой устойчивости, ккоторым в первую очередь относится углубляющаяся дифференциация бо-гатства и бедности, доходов разных слоев населения, достигшая большихмасштабов в России после проведения рыночных реформ.Большую тревогу и озабоченность вызывают угрозы финансовой устойчи-вости, обусловленные нарастающей коррумпированностью государственногоуправленческого аппарата, проявлениями недобросовестной конкуренции.Проблемы обеспечения финансовой устойчивости России и ее регионовцелесообразно разделить на две группы: во-первых, все, что связано с недос-таточностью объема финансовых ресурсов; во-вторых, связанные с несовер-шенством финансовой политики государства, деятельности органов управле-ния финансовой системой на федеральном, региональном, местном уровнях,недостатками государственного регулирования и контроля функционирова-ния бюджетно-налоговой и банковской системы России.Корни бюджетных проблем дотационных регионов, средних и крупныхгородов кроются в бюджетных реформах начала XXI в., а также в недально-видной финансовой и бюджетной политике ускоренного наращивания эко-номически необоснованных социальных затрат, неравномерном росте пенсийи опережающем росте доходов населения в сравнении с ростом производи-тельности труда. Сюда же надо приплюсовать высокую инфляцию, даже вкризисном 2009 г., «поддерживаемую» опережающим ростом цен на услуги ипродукцию ЖКХ и госмонополий государством [11].В межбюджетных отношениях существует явный дисбаланс интересовсубъектов РФ и их столиц. Внешняя сбалансированность консолидированныхбюджетов субъектов РФ не отражает их глубинную разбалансированность,значительные дефициты бюджетов городов РФ, их общую бюджетную не-достаточность. И ЭТУ проблему крупнейших городов можно решить, передавим законодательно полностью налог на доходы физических лиц в соответст-вии с их особой значимостью. И логика тут довольно очевидная: все местныеналоги будут связаны с личной собственностью гражданина - с его недвижи-мостью и доходами.В настоящее время государственная статистика не позволяет достовернооценить меру устойчивости и устойчивого развития регионов и страны в це-лом. Ориентировка на среднероссийские, среднерегиональные и другие дан-ные становится все менее полезной: используя эти данные, можно утратитьориентиры и принять ошибочные решения. По имеющимся оценкам, стати-стическая информация лишь на 2/3 содержит данные, необходимые, напри-мер, для прогнозирования. Практическому выполнению этой ключевойфункции препятствует дефицит показателей, который достигает 40%.Обратимся к анализу ситуации в Томской области, используя проект От-чета об исполнении областного бюджета за 2010 г.Характеризуя диспропорциональность в распределении налоговых до-ходов по уровням бюджетной системы на территории Томской области, сле-дует отметить довольно высокий уровень централизации: в федеральныйбюджет поступило 64,3% всех налогов, в областной - 27,2%, в местные бюд-жеты - 8,4% [12]. При этом собственные доходы областного бюджета состав-ляют 66,2%, безвозмездные поступления - соответственно 33.8% (поступле-ния от бюджетов другого уровня - 31,7%, поступления от государственнойкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 2,1%). Анализ тер-риториальной структуры налоговых доходов областного бюджета, мобили-зуемых на территории муниципальных образований (19 муниципальных рай-онов и 1 ЗАТО), показывает, что, как и в предыдущие годы, налоговые дохо-ды в основном формировались на территории 4 муниципальных образованийи составили 90,25%.В силу существующей системы распределения налоговых доходов и не-достаточности источников финансирования утвержденных расходов в Том-ской области применяются традиционные источники финансирования дефи-цита бюджета: государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты и кре-диты, полученные от кредитных организаций. Отношение объема государст-венного долга Томской области к собственным доходам на 01.01.2010 г. со-ставило 35,8%, на 01.01.2011 г. - 30,8%. Снижение существенное. Этому спо-собствовала жесткая система экономии. Наибольшие расходы по обслужива-нию государственного долга в Томской области за 2006-2010 гг. были в2009 г. - 2,7%, в 2010 г. - уже 1,7%. Причиной столь существенного сниже-ния является замещение долговых инструментов с рыночной ставкой при-влеченными кредитами из федерального бюджета по ставке 1/4 ставки рефи-нансирования ЦБ РФ.Если ориентироваться на показатели доходов и расходов бюджета, егодотационность, то действительно можно говорить о низкой надежности Том-ской области и в настоящее время о позитивной динамике (по методике Цен-тра исследования региональной экономики), поскольку повышен рейтингкредитоспособности по международной шкале до «В+».Проведенный анализ позволяет еще раз подтвердить необходимость бо-лее глубоких исследований в области теоретического обоснования категорийстабильности и финансовой устойчивости регионов, кроме того, актуаль-ность вопросов разработки моделей оценки финансовой устойчивости регио-нов, а также вопросов разработки моделей оценки финансовой устойчивости.
Зенченко С.В.Анализ методов оценки финансового потенциала региона // Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Сер. «Экономика». 2008. № 8. URL: http/vvww.ncstu.ru
Корчагин Ю.Д. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения. Воронеж: ЦРЭИ, 2007.
Хакен Г. Самоорганизующееся общество. URL: http:/ /spkurdyumov. narod.ru
О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента РФ от 24.04.1996 г. № 608// КонсультантПлюс.
Нелюбова Н.Н. Финансовая устойчивость бюджетной системы Волгоградской области // Финансы. 2007. № 5.
Гаскаров А.Р. Финансовая устойчивость экономики региона - субъекта Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования. М.: ИЭ РАН, 2005.
Эксперт РА: финансовая устойчивость снизилась в 90% регионов. URL: http:// rosfincom. ru/ analytics/537489.html
Центр исследования региональной экономики. URL: http/www.raexpert.ru/rankingtable/
Печаткин В.В., Перфилов В.А. Финансовая устойчивость как ключевой элемент конкурентоспособности регионов / Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук. URL: http://iseiiii.communiryhost.ru/thread/ ?thre
Perroux F. Maltinational Investments and the Analysis of Development and Integration Poles // Economies and societies.1973. № 5-6.
Популизм и бюджеты регионов РФ. URL: http://yvww.rg.ru/2010/ll/23foyudget.html
Проект Отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год // Материалы Департамента финансов Томской области.