Fulfillment of quality of education based on the stateeducational Insurance.pdf 1. Объективная необходимость страхования сферы образованияГоворить сегодня об образовательном страховании можно, лишь опира-ясь на глубокое понимание и вживание в характер и специфику наступившейсоциальной реальности. На смену классического времени, полагающего раз-витие общества как устойчивое, имеющее определенность в целях, идеалах инормах, прогнозируемое и прозрачное в своем движении, приходит принци-пиально новый тип социальности. В работах западных исследователей она(социальность) называется «постиндустриальным обществом» (Д. Белл,А. Турен, Ж. Фурастье, Д. Гэлбрей, О. Тоффлер, К. Боулдинг и др.), общест-вом «третьей волны» (О. Тоффлер), «постмодерном» (Ж.-Ф. Лиотар, П. Коз-ловски). Для более полного ее понимания говорят также о «космическойэре», «информационном обществе», «глобальной деревне», «посттрадицона-лизме». Предлагаются и другие определения, например, «общество потреб-ления» или «общество риска», каждое из которых фиксирует в качестве клю-чевых различные характеристики современного социального мира. Как ос-новные характеристики такого типа социальности в первую очередь называ-ются «децентрализация коммуникационных связей, социальной структуры,науки и экономики (в отличие от их концентрации в индустриальном обще-стве)» [1. С. 11]. Децентрация является следствием того, что уходит от своейцентрирующей роли экономический фактор (фактор материального произ-водства, богатства и собственности). Фокусирование внимания на нем теперьне требуется, активной предстает вся социальная сфера, все ее структуры -центральные и периферийные, в том числе и сфера образования. Все оникоммуницируют на равных, самоорганизуются в конкурентной борьбе, какговорит Ж. Бодрийяр, за качество жизни человека как потребителя [2. С. 2].Возможность подобной децентрации осуществляется благодаря росту ролизнаний и уровню образования, что позволяет прийти к власти «оверстратуинтеллектуалов» [3], умеющему обращаться с все увеличивающимся объе-мом информации, разрабатывать «интеллектуальные технологии» [4. С. 331-333], которые приобрели для постиндустриального общества столь же важ-ное значение, какое для общества индустриального имела машинная техно-логия [5], и на этой основе создавать модель «программируемого общества»[6]. Такова новая онтология современного общества.Каждой формации социальной практики соответствует особый аспекттруда и свой особый режим приложения усилий, своя модель «экономии»совершаемой работы. Следовательно, характер труда, определяющийся обли-ком современности, должен рассматриваться из перспектив историческогопознания форм социального бытия. Это непосредственно касается темы тру-да как деятельности, связанной с производством потребительных стоимостей,т.е. с самой возможностью создавать и обретать вещи как вместилища полез-ности. Полезность является не свойством, атрибутом и тем более не субстан-цией, а отношением, которое объемлет все остальные общественные отноше-ния. Для Маркса оно было производственным и выражалось в форме эконо-мической детерминации. Для нас это то отношение, которое доминирует вопределенную историческую эпоху, свидетельствуя об историчности любыхдетерминаций. В античности, например, критерии полезности задаются поли-тикой, в Средневековье - религией, в Новое время - экономикой, а теперьначинают задаваться образованием. Это не значит, разумеется, будто в ан-тичную эпоху полезное в чем-либо устанавливается «политически», с помо-щью неких рескрипций и предписаний, а в Средние века - «религиозно», по-средством неких процедур сакрализации. Речь идет о том, что политика, ре-лигия, экономика, равно как и образование, предполагают особые формыпроявления собственных целей в деятельности людей. Трудовая деятельностьв этом контексте получает свое определение одновременно как результат икак предпосылка свершающейся объективации принципов становления «по-литических», «религиозных», «экономических», «образовательных» отноше-ний в способах обращения с людьми. В рамках таких способов обращения иинтерпретируются с точки зрения своей полезности, будучи поставленнымина службу, исходя из совокупности функциональных нужд развития общест-ва. Трудовая деятельность предстает при этом выражением структурных ха-рактеристик общественной взаимосвязи, нашедших воплощение непосредст-венно в людях и различных составляющих их «полезности».Исследование трудового аспекта социально-экономического развития об-наруживается уже в трудах классиков политэкономии: Д. Локка «Трудовойтеории собственности», где труд рассматривается как фактор возникновениясобственности и производственной деятельности [7. С. 44], В. Петти «Поли-тической арифметике», у которого мы находим выражение «Труд - отец иактивный принцип богатства…» [8. С. 54]. Продолжателем линии Петти былР. Кантильон, говоривший: «Земля - источник, или материал, из которогосоздается богатство; труд - способ, как это делается…» [9. С. 50]. Вслед заПетти, Кантильоном А. Смит считал, что богатство прирастает производст-вом, а его источником служит труд. Свое кредо А. Смит сформулировал так:«Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд,который доставляет ему все необходимые для существования и удобстважизни продукты». В мануфактурный период капитализма, когда господство-вал ручной труд, А. Смит расширил созидательную роль труда, напрямуюувязав ее с определением стоимости, а затем и цены товаров: «…труд пред-ставляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров»[10].На машинной стадии капитализма, когда в процессе производства чело-век стал фактически придатком машины, оценка трудового фактора произ-водства раздвоилась. К. Маркс продолжил развитие теории трудовой стоимо-сти, настаивая на особой роли наемного труда в создании стоимости. Нео-классики же предложили уравнять роль труда с другими факторами произ-водства, исключив его особую роль и вместе с ним социальный фон эконо-мики. В контексте этого трудовая модель человека в прошлом была квинтэс-сенцией тогдашних представлений о нем как об экономическом субъекте. Содной стороны, она представляла работника тяжелого физического труда. Вней воплощалась узость личности, ограниченной рамками отупляющего ма-териального производства в самом прямолинейном его понимании. С другойстороны, она основывалась на предпринимателе, все интересы которого сво-дились к материальным аспектам (максимизации прибыли). Примитивностьподобных политэкономических представлений о человеке труда проистекалаиз неразвитости характера производства, которое могло существовать и бы-стро развиваться, получая необходимые научно-технические знания и духов-ные блага как бы извне - из периферийных научных, образовательных икультурных сфер, отделенных от общего потока народнохозяйственных про-цессов. Однако еще в 1890 г. А. Маршалл отметил: «Но и нравственные мо-тивы также входят в состав тех сил, какие экономист должен учитывать.Предпринимались, правда, попытки сконструировать некую абстрактнуюнауку о действиях «экономического человека», свободного от всяких нравст-венных принципов, расчетливо и энергично, но вместе с тем методически иэгоистично наживающего деньги. Однако эти попытки успеха не имели, да иосуществлялись они весьма несовершенно» [11].Современная концепция роли труда в социально-экономическом разви-тии опирается на огромные сдвиги в характере механизмов и источников са-модвижения современной экономики и общества, а также новом представле-нии о его носителе - человеке. На протяжении XX в. природные и приобре-тенные самими людьми качества превратились в основной критерий эконо-мической жизнеспособности и социального прогресса активно развивающих-ся стран. В этот период система экономических, социальных, политическихотношений в развитых странах мира, преодолевая инерцию прошлого, при-спосабливалась к коренному видоизменению роли и самого существа челове-ка в обществе, в частности в экономической сфере. Постепенно сформиро-вался новый облик человека труда, коренным образом отличный от того, чтобыло в прошлом. Это произошло в результате выдвижения теории человече-ского капитала, которая оформилась на рубеже 50-60-х гг. ХХ в.Заслуга в ее выдвижении принадлежит американскому экономисту, лау-реату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель быларазработана в книге Г. Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эм-пирический анализ главным образом в области образования» (1964). Эта ра-бота стала основой для всех последующих исследований в данной области -Й. Бен-Порэта, М. Блауга, Р. Лэйарда, Дж. Минцера, Ф. Уэлча и др. Именноони впервые предложили рассматривать человека как капитал и поставиливопрос о роли инвестиций в него. В их работах человеческий капитал тракту-ется как приобретенные знания, опыт, творческий потенциал, морально-психологические качества, т.е. совокупность свойств, обеспечивающих ростдохода владельцу («носителю») человеческого капитала и увеличение при-были работодателю. Г. Беккер и Т. Шульц считали, что именно образование -основа, обеспечивающая постоянный рост производительной силы труда,поскольку инвестиции в целях улучшения образования и профессиональнойподготовки работников непосредственно влияют на уровень трудового по-тенциала. Благодаря теории человеческого капитала вложения в образованиечеловека стали рассматриваться как источник экономического роста, не ме-нее важный, чем «обычные» капиталовложения. Т. Шульц, Э. Денисон,Дж. Кендрик и ряд других исследователей произвели количественную оценкувклада образования в экономический рост. Так, Денисон, проанализировавэкономический рост США за 1929-1982 гг., сделал вывод, что определяю-щим фактором повышения производительности труда является образование.По его расчетам, прирост душевого дохода в США в течение послевоенногопериода на 15-30% был обусловлен повышением образовательного уровнярабочей силы. Следует отметить, что существует положительная взаимосвязьмежду уровнем образования и доходом, выраженная коэффициентом корре-ляции, который равен 0,72 [12]. Рост уровня образования, способствуя повы-шению интеллекта, ведет к увеличению доходов человека, а также ВВП инационального богатства общества в целом. Опыт таких стран, как Гонконг,Сингапур, Южная Корея, подтверждает, что ставка на инвестиции в образо-вание для создания конкурентоспособного человеческого капитала являетсянаиболее эффективной стратегией экономического развития государства. От-сюда следует, что необходимым условием развития и сохранения человече-ского капитала страны является национальная система образования.Как видно, на ХХ в. приходится тот исторический поворот в развитии ци-вилизации, когда в общие рамки экономических, воспроизводственных про-цессов вошел обширный массив высокопрофессиональных и творческих ви-дов труда, что вывело на поверхность экономических отношений индивиду-альность человека, которая стала его важнейшим экономическим свойством.Выдвижение человека в центр современных воспроизводственных процессоввлечет за собой глубокие изменения содержания всей системы экономиче-ских понятий. Обогащение представлений о содержании экономических ре-сурсов и экономических отношений в первую очередь относится к системевзаимосвязей первичных понятий экономики, двух полюсов эффективности:тандема «потребности - труд (деятельность)», которые являются одновре-менно и ядром человеческого фактора и первичной основой отношений эф-фективности.Так, экономическое понятие современного человека как носителя трудо-вой функции стало коренным образом отличаться от того, которое было впрошлом. Оно охватило весь спектр качеств личности: индивидуальных иколлективных, биологических и общественных, естественно включая все этикачества не в полном их объеме, а лишь в аспекте их воздействия на эконо-мическую эффективность воспроизводственных процессов для человека иобщества. Современный человек труда выступает как производитель всейсовокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизводст-венных видов деятельности, создатель «второй природы» и все более созна-тельный субъект глобальных процессов, носитель индивидуальных и коллек-тивных целей и средств научно-технического, экономического, духовного исоциального развития, регулятор его направлений и приоритетов. Человектруда остается воплощением экономических интересов, стимулов и критери-ев развития. Он может полноценно существовать в изменившемся мире толь-ко в том случае, если ему доступны самые высокие уровни не только техни-ческого, но и гуманитарного, и социального мышления и деятельности.Российский опыт реформ 90-х гг. прошлого столетия показал, что эконо-мику нельзя основывать на торговле ее природными ресурсами и манипуля-циях в сфере финансов. Однако на фоне повышенного интереса представите-лей бизнеса и научной общественности в современных условиях к темам,связанным с финансовой сферой, маркетингом и развитием кредитно-банковской инфраструктуры, проблемы труда явно проигрывают. Между темобъективно они являются центральными при оценке эффективности эконо-мики и жизнеспособности общества, тем более в нынешних реалиях, когдачеловеческий фактор становится определяющим. Вклад производительноститруда в экономическийном мире сильные конкурентоспособные позиции базируются на присвоенииуникальных ресурсов, то конкурентоспособность в обществе, основанном назнаниях, зависит от способности строить свою собственную компетентность,свое собственное знание, основанное на согласованном взаимодействии меж-ду ресурсами, которые находятся в свободном доступе на рынке. Все это вы-зывает повышенное внимание к трудовому фактору и проблемам его исполь-зования. Поэтому в новых мирохозяйственных условиях стратегически важноверно оценивать модернизационный потенциал развития и определять инст-рументарий его реализации. Исследователи мирового опыта экономическихтрансформаций связывают модернизационный потенциал страны с последо-вательно проводимым инновационным подходом к экономическому разви-тию [14. С. 27-42]. Специфика этого подхода, как демонстрирует опыт разви-тых стран, заключается в новом понимании развития, которое связываетсяименно с человеческим развитием, в процессе которого человек должен статьи главным его фактором, и его непосредственным участником (в последнеевремя стал использоваться термин «инклюзивное развитие»), и главным по-требителем результатов развития.Состояние человеческого потенциала определяется длительностью пере-ходного периода, так как демографические процессы и обновление рабочейсилы принадлежат к числу самых продолжительных из всех воспроизводст-венных явлений. В период обновления его адаптация к современным соци-ально-экономическим состояниям осуществляется системой образования.Это ставит образовательный фактор на уникальное место в достижении успе-ха реформ. В плане решения данной задачи от образования зависит формиро-вание мировоззрения, социального кругозора, понимания системной картиныпричинно-следственных взаимосвязей воспроизводственного процесса. Всеэто является не только фундаментом профессионализма, но и основой каче-ства массового интеллекта, хозяйственной интуиции и нравственных основ,которые при всех системах определяют характер ключевых решений на лю-бом уровне, а также выбор теоретических концепций и конкретных рецептов,соответствующих данному моменту жизни каждой семьи, предприятия илистраны в целом. Основа «новой экономики» - трудовые ресурсы, воспроиз-водящиеся образовательными процессами.Таким образом, первым основным тезисом наших исследований являетсянеразрывная внутренняя связь образованности человеческого фактора с про-блемами социально-экономической эффективности современного этапа раз-вития цивилизации.Широкая современная трактовка человека и экономических аспектов егодеятельности раздвигает границы наших представлений об эффективности, инаоборот, задачи повышения последней требуют все более исчерпывающегои детального раскрытия роли образования на современном этапе развитияобщества и экономики в контексте новых явлений в сфере труда и организа-ции общества, обусловленные новой социальной реальностью.Новые явления в сфере труда и организации общества в контексте новоготипа социальности широко обсуждаются в современной западной литературе(Д. Белл, М. Кастельс, О. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Т. Сакайя и др.). В послед-ние годы к дискуссии присоединяется российская «постиндустриальная вол-на» в лице В. Иноземцева, В. Орлова, В. Сагатовского, А. Асмолова, Т. Ой-зермана, Г.И. Петровой и др. Многие отмечают, что предположения Марксаоб историческом созревании всеобщего труда явно сбываются в современномразвитом капиталистическом обществе. Уходит в прошлое не только ручной,но и механизированный труд, да и в целом материальный производительныйтруд существенно сокращается в своем объеме. Расширяются сферы услуг,управления, информации, науки, массовых коммуникаций и т.п. Структурнаяорганизация общества, подобная пирамиде, сменяется на «сетевую», склады-вающуюся «из небольших полупостоянных конструкций, дополняемых мно-гочисленными временными модулями» [1]. Труд в современном мире приоб-ретает ту особенность, что его предметом чаще всего являются живые люди,с которыми завязываются субъект-субъектные отношения, а их работа слива-ется с любой повседневной практикой, осуществляемой человеком, исчезаетгрань, отделяющая трудовую деятельность от просто деятельности. Такаятотальная диффузия труда в свою характеристику превращает любой жест,любое движение, любую непроизвольность, т.е. любую форму активности ипассивности человека. Эффективность работы, таким образом, зависит отуникальности навыков и способностей человека, его умения адаптировать ихк постоянно меняющимся условиям, т.е. высокая квалификация становитсяведущим производственным ресурсом.Сегодня все большее внимание уделяется нетривиальным, или «созда-ваемым», ресурсам, к которым относятся навыки, умения, квалификации, атакже методы выполнения и действия. Эти создаваемые ресурсы, которыеможно объединить общим понятием «знания», не могут быть изучены илиполучены раз и навсегда. Именно поэтому в совокупности процессов, обес-печивающих конкурентоспособность, все более важными становятся обу-чающие процессы. Исходя из того, что знание превращается в фундамен-тальный ресурс в современной экономике, его получениеосновополагающему фактору наращивания национального богатства в широ-ком смысле, а не как к фактору получения прибыли. Последние десятилетияярко выявили ведущую роль интеллектуальности как основной составляю-щей трудового потенциала в развитии производства, обусловленного уров-нем и качеством образованности людей. Интеллектуальные ресурсы лично-сти есть сформированные в процессе формального и неформального обуче-ния знания, информация и креативные способности человека. В процессе ихформирования задействованы врожденные и сформированные в процессевоспитания способности личности. Интеллектуально богатыми являются лю-ди, которые обладают глубокой общей и профессиональной подготовкой,хорошими тактическими способностями, умеют находить правильные реше-ния стоящих перед ними задач и обеспечивать их выполнение. Чрезвычайноважный момент - интеллектуальные ресурсы самовозрастают в процессе ихпотребления. Отсюда следует, что инвестирование средств в интеллектуаль-ные ресурсы, в частности в виде затрат на образование, ведет к увеличениюзапаса знаний, что позволяет их носителям справляться с более широкимкругом проблем.Интеллектуальные ресурсы становятся потенциалом развития общества.Однако он реализуется лишь в определенной степени, поскольку выделяемыегосударством средства на содержание соответствующей инфраструктуры(обеспечивающей воспитание и обучение человека, производство, накопле-ние и передачу знаний) ограничены, что на сегодняшний момент являетсяострейшей проблемой отечественного образования, несмотря на наблюдае-мую с 2002 г. определенную положительную динамику (в 90-х гг. прошлогостолетия оно катастрофически снижалось в процентах и к ВВП, и к государ-ственным расходам). В результате, даже по оценкам весьма либерально на-строенных ученых, российское образование накопило массу сложнейшихпроблем, которые ждут своего решения. Т.Е. Степанова и Н.В. Манохина вы-деляют следующие [14. С. 202]:1. Рынок образовательных услуг институционально слабо структуриро-ван - не сформулированы основные «правила игры» субъектов рынка (госу-дарства, образовательных учреждений-производителей и граждан, организа-ций - потребителей образовательных услуг). Для каждого из них не опреде-лен круг их ответственности (кто и за что отвечает, в каких рамках, кто и начто имеет право); непрозрачной является процедура ценообразования на об-разовательные услуги.2. Значительный временной лаг между возникновением спроса на спе-циалистов определенного профиля и тем периодом, когда этот спрос можетбыть реально удовлетворен. Адаптационные возможности системы образова-ния в настоящее время не соответствуют темпу преобразований в экономике,прежде всего динамике конъюнктуры спроса на тех или иных специалистов.3. Несоответствие теоретических знаний, приобретаемых в образователь-ных учреждениях, тому, что требуется от специалистов. Способы преодоле-ния этого разрыва могут быть различными - стажировки, повышение квали-фикации, дополнительное образование, переподготовка, самообразование.Они требуют затрат, в том числе финансовых, и в нынешних условиях долж-ны осуществляться постоянно, т.е. в режиме непрерывного образования.Перечисленные проблемы свидетельствуют о крайне низкой конкуренто-способности отечественного образования, в то время как еще до середины90-х гг. ХХ в. оно демонстрировало всему миру серьезные конкурентные пре-имущества. Так, для России возникает риск прямых материальных потерьили вероятность неполучения желаемого экономико-хозяйственного резуль-тата (национального дохода, прибыли), обусловленный образовательнымфактором. Тем не менее наша сфера образования сохраняет необходимыйстартовый потенциал для преодоления своей кризисной ситуации. Так какобразование является высшей общественной ценностью, первичной по отно-шению к проблемам развития экономики, магистральное направление разви-тия общества, то его модернизация должна находиться под контролем госу-дарства. Осуществление его модернизации требует существенных финансо-вых затрат, в том числе и на формирование компенсационных фондов, сред-ства которых будут направлены на минимизацию рисков, неизбежно сопут-ствующих масштабным социально-экономическим проектам, к которым от-носится образование. В данном контексте речь вполне может идти и о фор-мировании страхового фонда в рамках государственного страхования длясферы образования. Историческая практика показывает, что в любом обще-стве (феодальном, капиталистическом, социалистическом и т.п.), с однойстороны, постоянно существуют риски, угрожающие социальному и эконо-мическому положению любого человека, а с другой - действует в той илииной форме система страхования, составляющая неотъемлемое звено обще-ственных отношений.Таким образом, вторым основным тезисом наших исследований являетсято, что роль образования как основы экономического развития и социальногопрогресса обусловливает необходимость его государственного страхованиядля решения связанных с ним проблем в контексте новых явлений в сферетруда и организации общества.Известно, что основу страхования вообще составляет принциптуального потенциала, который в большей степени формируется системойобразования.В процессе производственной деятельности и физические и интеллекту-альные элементы трудовой деятельности расходуются или потребляются.Поэтому для поддержания непрерывности производства как физические, таки интеллектуальные элементы трудовой деятельности должны постоянновоспроизводиться. В этой связи определенная часть общественного продуктав виде страховых взносов должна расходоваться для обеспечения жизнедея-тельности работника и поддержания его работоспособности, включая подго-товку нового поколения работников, заменяющих тех, кто утратил способ-ность к труду. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, кото-рое обусловлено новыми явлениями в сфере труда и организации общества. Всилу этого образовательное страхование населения выступает в качестве эко-номического метода воспроизводства рабочей силы при наступлении страхо-вого случая - отсутствие трудоспособности в случае низкой образованностичеловека труда. Следовательно, образовательное страхование как экономиче-ская категория представляет собой совокупность экономических отношений,обеспечивающих воспроизводство рабочей силы при наступлении страховогослучая, т.е. с возникновением угрозы материальной необеспеченности работ-ника из-за невозможности участия его в производственном процессе по при-чине необразованности.Из этого вытекает третий основной тезис наших исследований о том, чтообразовательное страхование - одна из сторон трудовых отношений, как исоциальное страхование, частью которого оно является.Итак, новый мирохозяйственный порядок требует «нового человека». Вэтом плане очень своевременно и важно наполнить новыми оригинальнымисоставляющими процесс реформирования российской системы образованиякак сферы производства «нового человека». Представляется, что основнойидеей реформирования национальной системы образования должнофункции при подготовке трудовых ресурсов для экономик страны и прово-дить научные исследования по всем направлениям науки, техники и произ-водства. В реализации курса реформ в развитии нашего государства образо-вание стало прежде всего мощным источником научного знания гуманитар-ного, естественно-научного и технического, обеспечивающего перспективудуховного, экономического и социального развития России. Оно должноформировать научное, демократическое, гражданское общественное миро-воззрение, интеллектуальный, культурный и морально-этический менталитетобщества, основанный на отечественных традициях, общечеловеческих цен-ностях, достижениях современной цивилизации, демократических принципахуважения и защиты прав всех граждан страны. Указанное предназначениесистемы образования для нашего общества обусловливает необходимостьгосударственного контроля за качеством образования, который направлен наобеспечение единой государственной политики в области образования, по-вышение качества подготовки трудовых ресурсов, рациональное использова-ние средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системыобразования. При этом использование системой образования своих внутреннихресурсов не должно служить поводом для уменьшения объемов государствен-ного финансирования и государственного участия в образовании, что наблюда-ется в настоящее время. К сожалению, очевидной является неопределенностьгосударства в вопросе о степени своего участия в развитии системы образова-ния. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольныефункции в образовательной сфере, с другой - не готово к наращиванию затратв образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению уча-стия государства в обеспечении образовательных прав граждан.Для того чтобы выжить в условиях недофинансирования, образователь-ные учреждения вправе принимать желающих для обучения на платной ос-нове. Такое 0јц|јположение почти неизбежно стимулирует коммерциализациюобразовательной деятельностими устрашения или даже энергичной кампанией нетерпимости к этому соци-альному злу. Для того чтобы переломить ситуацию, требуются последова-тельные меры административного и дисциплинарного характера. Вся системаобразования нуждается в перестройке таким образом, чтобы по возможностиисключить или хотя бы минимизировать условия для существования «тене-вого» рынка образовательных услуг. В связи с этим искоренение коррупции всистеме образования можно рассматривать как одну из задач модернизацииее экономических отношений. Только так можно реально защитить консти-туционное право граждан России на образование. Кроме того, сам процесспредоставления «теневых» услуг обучающимся приобретает все более чет-кую организацию.Описанные выше явления носят негативный характер, а их кумулятивныйэффект крайне деструктивен. В нашем исследовании акцент делается в пер-вую очередь не на прогрессирующем нравственном разложении всех участ-ников образовательного процесса, а на размывании системы бесплатного об-разования, которое и обусловливает возникновение отрицательных явлений исостояний в сфере образования. Так, сложившаяся ситуация в сфере образо-вания, вызванная в первую очередь недостатком объемов государственногофинансирования, позволяет прогнозировать увеличение в ближайшие годычисла лиц, прямо или косвенно получающих образование на платной основе. Внастоящее время в Российской Федерации не предусмотрено ни одной эффек-тивной государственной финансовой программы получения на платной основеобразования гражданами Российской Федерации. Поэтому предлагается зако-нодательно закрепить на всей территории Российской Федерации положение опредоставлении возможности получения образования только на платной осно-ве через систему государственного образовательного страхования.Суть системы государственного образовательного страхования заключа-ется в том, что центральным звеном является Фонд государственного образо-вательного страхования (финансируемый за счет обязательных страховыхвзносов на образование, федеральных ассигнований, пожертвований, егокоммерческой деятельности и взносов при добровольном образовательномстраховании), а застрахованные лица будут обращаться к вышеуказанномуфонду за финансированием получения образования или проведения научно-исследовательской работы (в магистратурах, аспирантурах и докторантурах)в государственных или муниципальных образовательных учреждениях попрограммам государственного образовательного страхования. Фонд государ-ственного образовательного страхования в этом случае выступает посредни-ком, во-первых, между государством и гражданином, во-вторых, между госу-дарством и образовательным учреждением, в-третьих, между гражданином иобразовательным учреждением. Следовательно, государственное образова-тельное страхование в Российской Федерации проводится Фондом государ-ственного образовательного страхования и его территориальными органами(страховыми образовательными организациями), составляющими единуюцентрализованную систему органов управления средствами государственногообразовательного страхования. Он, аккумулируя в себе все денежные средст-ва на оплату образования (за счет обязательного и добровольного образова-тельного страхования), станет единственным органом, владеющим полной идостоверной информацией, часть которой он, в свою очередь, должен будетпредоставлять налоговым органам. Возникновение конфликтной ситуации всфере образования рассматривается органом страховщика на основанииписьменного заявления страхователя или застрахованного лица в течениеодного месяца со дня получения страховщиком указанного заявления. О при-нятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной формев течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случаенесогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органомстраховщика решением конфликт подлежит разрешению в вышестоящем ор-гане страховщика или в суде в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации. Должностные лица, допустившие нарушения в сферегосударственного образовательного страхования, несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.С учетом вышесказанного представляется целесообразным:- разработать и принять нормативно-правовые акты, регулирующиестраховые отношения в сфере образования;- разработать и внедрить программу государственного образовательногострахования. В связи с этим необходимо разработать действенный механизмпрактического осуществления норм законодательства, предусматривающихгосударственное образовательное страхование, реально доступное значи-тельному числу лиц, стремящихся получить образование в государственныхили муниципальных образовательных учреждениях в России;- определить перечень образовательных учреждений, которые будут по-лучать государственный заказ, и указать, при каких условиях (по программамобязательного и добровольного страхования). Обучение в этих учебных заве-дениях осуществлять за счет средств системы государственного образова-тельного страхования;- разработать и ввести систему мероприятий по налоговому стимулиро-ванию инвестиций в сферу образования через процесс налогообложения (на-лог на образование) путем прямого финансирования юридическими лицамиучебных заведений и системы обучения сотрудников на рабочем месте (льго-ты по налогообложению).Предлагаемая система государственного образовательного страхованияпозволит гражданину реализовать свое право на качественное образованиенезависимо от его имущественного положения. Ведь благодаря новой систе-ме страхования даже платное образование станет для граждан РоссийскойФедерации открытым и доступным. При внедрении государственного обра-зовательного страхования в России государственным и муниципальным об-разовательным учреждениям предоставляется возможность финансированиясвоих научно-исследовательских работ в полном объеме, а также предусмот-рено их материально-техническое содержание.Фонд государственного образовательного страхования как центральныйорган государственного образовательного страхования в России сможет вы-ступить независимым лицом в проведении рейтинга на востребованность го-сударственного образовательного учреждения. Проблема независимого рей-тинга образовательных ресурсов - это проблема объективной оценки дея-тельности образовательных учреждений. Однако объективная оценка, на нашвзгляд, не может быть достигнута ни социальными опросами, ни рекламнойинформацией, она может быть только дополнением для объективизации ре-альных данных (например, о количестве поступивших граждан в то или иноеучебное заведение), которыми будет обладать Фонд государственного обра-зовательного страхования. Важным достижением при проведении рейтингабудет возрастание здоровой конкуренции между образовательными учрежде-ниями. Ведь от занятого в рейтинге места зависит не только финансовое бла-гополучие учебного заведения, но и перспективы его развития.Итак, выскажем основную идею контроля за качеством образования черезсистему государственного образовательного страхования. Она заключается втом, что Министерство образования и науки РФ (а по сути, и само государст-во) через Фонд государственного образовательного страхования будет, с од-ной стороны, гарантировать и реализовывать права в сфере образования какграждан, так и образовательных учреждений, а с другой - путем закрепленияза ними исполнения государственных обязательств будет прививать им чув-ство финансовой самостоятельности и ответственности.Таким образом, государство как носитель политической стабильности ивыразитель воли гражданского общества заинтересовано сохранять в своихруках достаточно сильные рычаги влияния на систему образования. Таким«рычагом» вполне может стать программа государственного образовательно-го страхования в Российской Федерации.
Тоффлер О. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. С. 448-462.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 389 с.
Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2003. 526 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
Хабермас Ю. Производительная сила коммуникации. М.: АО «Kami»: Изд. центр AKADEMIA, 1995. 245 с.
Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программируемого общества // Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 410-430.
История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. 784 с.
Петти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики: В 2 т. М.: Эконов-Ключ, 1993. Т. 1. С. 5-74.
Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус: Век, 1995. 336 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер с англ. М.: Эксмо, 2007. 233 с.
Маршалл А. Основы экономической науки: Пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. 832 с
Плюснин Ю.М. О трех направлениях в стратегии социального воспроизводства // Никитский клуб. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 6: Воспитание, образование, обучение в гражданском обществе. М., 2002. С. 87-90.
Семенов А. Основы экономического роста // Экономист. 1999. № 8. С. 21-22.
Степанова Т.Е. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика). М.: Гардарики, 2008. 234 с.