«Студенческая посылка» как актант в сети студентов - учебных мигрантов из Казахстана: к вопросу о конструировании сообщества
Анализируется «студенческая посылка» как материальный объект, способствующий конструированию человеческого сообщества, а именно казахстанского мигрантского студенческого сообщества. Применяется концепция Бруно Латура, который повествует о забываемой исследователями материальной массе социального мира.
Student parcel" as an actant in the network of migrant students from Kazakhstan: on the question of constructing a comm.pdf Посылка - это набор материальных вещей или материальная вещь, посылаемые адресантом из точки «А» адресату в точку «В» с различными целями. «Студенческая посылка» не является исключением и обладает всеми функциями и характеристиками посылки обыкновенной. «Студенческая посылка» непосредственно связана со студентами, преимущественно проживающими в общежитии. Как пишет Мария Сафонова, «общежитие является тем местом, где в силу близости (в пространстве) и общности вещей легко поддерживать дружеские (соседские) связи и строить сети. С помощью вещей сети делаются устойчивыми, жесткими и видимыми» [1]. «Студенческая посылка», говоря языком Бруно Латура, обладает массивом актантов-нечеловеков, которые, в конечном счете, оказываются в общежитиях. В силу специфики Томска, где проводилось исследование, самой массовой группой иностранных студентов являются выходцы из Республики Казахстан [2]. Именно поэтому в фокус нашего исследования помещены сети, которые конструирует «студенческая посылка» из Казахстана, и актанты, принадлежавшие к данной группе. Дополнительной целью анализа статьи является выявление актантов-нечеловеков, через которых, возможно, этнизируется пространство (городское либо пространство общежития). В основу работы положены полуструктурированные интервью с казахстанскими студентами томских вузов, интервью со студентами из Казахстана - выпускниками томских вузов, и полевая работа в общежитии Томского университета систем управления и радиоэлектроники № 6 и общежитии Томского политехнического университета № 2. Первой задачей интервью было выяснить, получают ли данные студенты посылку как таковую вообще. Выяснилось, что абсолютно все информанты хотя бы раз за весь срок своего обучения получали посылку, кто-то регулярно получает ее и сейчас. Таким образом, основной исследовательский вопрос может быть сформулирован следующим образом: является ли «студенческая посылка», с точки зрения акторно-сетевой теории (ANT), звеном в акторно-сетевой цепи, способствующим формированию студенческого мигрантского сообщества, а предметы посылки - актантами-нечеловеками, способствующими культурному маркированию пространства? В начале исследования главной целью являлось насыщенное описание всей сети, формируемой посылкой (предметов, получателей, отправителей, эмоций, отношений, связывающих участников), с последующим анализом данных актантов-нечеловеков. В центре ANT стоит «дело», а не некая конструируемая группа. ANT является социологией процесса, которая уделяет значительное внимание не тому, что происходит во взаимодействии, а тому, как оно протекает, где общество - не вещь, не существительное, а глагол, процесс собирания различных элементов [3]. В связи с этим главной задачей описания будет являться то, куда выведет нас «посылка», поэтому мы вовсе можем не встретить в конце, к примеру, «казахстанской идентичности», «казахстанского землячества», «казахстанского мигрантского студенческого сообщества» и т.п., а предметы «посылки» не будут обладать культурно-маркирующей функцией. В своем исследовании мы сознательно отказываемся от изначально заданных категорий типа «культура», «социокультурное пространство», «общество», «сообщество» и т.п. Во-первых, ANT в силу внимания к процессу взаимодействия и отрицания деления социальной реальности на микро- и макроуровни не рассматривает общество или социальные структуры как объяснительные принципы, поскольку в логике ANT они сами требуют объяснения [4]. Во-вторых, мы считаем, что только полевой материал и его концептуализация в терминах исследуемых актантов дадут нам возможность говорить или не говорить о подобных категориях. Таким образом, главная цель исследования заключается в «плотном» описании того, что (и кто) собирается вокруг посылки. Логистика посылки. Основная логистика посылки производится уже сформировавшимся «традиционным путем», так как большинство студентов получают ее именно таким способом. Со слов информантов, я достаточно подробно описал маршрут «студенческой посылки» с целью выявления всего движения акторов возможных сетей. Путь посылки: 1) Возникновение мысли в голове родителя идеи об отправке своему ребенку посылки; мысль возникает в трех формах: а) «сделаю сюрприз своему чаду», б) «давно не отправляли посылку, необходимо послать, а то ребенок голодает» в) просьба самого студента; 2) поход в магазин: обычно покупается «клетчатая китайская сумка» больших размеров, затем осуществляется сам поход в магазин, где приобретаются все необходимые предметы посылки (которые будут описаны ниже); 3) упаковка посылки: сумка набивается до предела, по словам респондентов, иногда весьма трудно поднять посылку одному взрослому крепкому парню, не говоря уже о хрупких девушках; 4) посылка маркируется для опознания адресатом какими-либо атрибутами, зачастую привязывается тканевая лента определенного цвета или приклеивается наклейка, обозначающая принадлежность посылки к своему хозяину; 5) собственно отправка: ранним утром родители или родитель везут сумку на вокзал, передают ее водителю, который ставит ее в багажный отсек автобуса, после чего водителю даются контактные данные принимающей стороны и денежное вознаграждение за его труд; данный вид перевозок является незаконным, в связи с чем довольно часто сумка передается водителю не на самом вокзале, а за его пределами, чтобы обезопасить себя от санкций со стороны администрации автобусного управления; 6) переход границы: на своем пути посылка сталкивается с прохождением таможенного контроля, так как сумка едет к студенту без хозяина, а его наличие обязательно при пересечении границы. Видимо, существуют связи водителей и работников таможни, благодаря которым посылка либо совсем не проверяется, либо она находится вне зоны действия видимости для пограничников, либо сумка проверяется без наличия хозяина, однако это является нарушением контрольно -пропускной системы, что влечет соответствующую ответственность; 7) контрольный звонок: водитель автобуса телефонным звонком оповещает своего «клиента» о том, что он находится в паре часов от нужного места, чтобы у студента была возможность заранее прибыть на вокзал и забрать свои вещи; 8) получение посылки: ночью или утром посылка прибывает в пункт назначения, сонный будущий обладатель своей «заветной» сумки приезжает на вокзал, зачастую на такси, так как, как говорилось выше, посылки очень тяжелые, девушки обращаются за помощью к сильной половине; на вокзале принимающий подтверждает свои данные и, ориентируясь на маркировку, забирает посылку; 9) распаковка: в общежитии начинается распаковка посылки с дальнейшим ходом ее предметов. «В.: Расскажи про систему посылки от Усть-Каменогорска в Томск, весь ее путь. О.: Родители идут в магазин, закупаются, берут большую китайскую сумку, напихивают в нее как можно больше, только лишь бы она не порвалась, заматывают её скотчем, помечают как-то, ленту, может, завязывают красненькую. На вокзале пока стоит еще автобус, еще не зашли туда люди, родители подходят к водителю, договариваются с ним, дают деньги, - «увезите до Томска». Конечно, все с радостью соглашаются. Бывает, что водитель говорит, -я сейчас отъеду туда чуть дальше (там отдадите посылку. - А.С.), какие-то точки уже есть свои. В.: То есть они (водители) под свою ответственность ее берут? О.: Да, получается так. В.: А как с такой посылкой обстоит дело на таможне? О.: А я об этом так и не знаю... Я всегда удивлялся этому: то ли они делятся с этими таможенниками, то ли они прячут, но столько сумок спрятать невозможно. Наверное, действительно, просто делятся, чтобы они даже не смотрели эти сумки». Альтернативные пути. Помимо «традиционного пути» существуют и альтернативные способы транспортировки посылки, в которых появляются новые актанты, возможно, задействованные в формировании сетей. Нами были выделены два основных альтернативных пути отправки «студенческой посылки»: 1) Посылка отправляется со знакомыми либо родственниками, отправляющимися в место, где находится студент. Данный вид транспортировки пользуется большой популярностью, так как знакомым или родственникам отводится больше доверия, нежели неизвестному водителю, к тому же им не нужно платить. 2) Заказ автомобиля транспортно-логистической компании. Этот способ транспортировки также является альтернативным вариантом доставки посылки: группа родителей договаривается об отправке посылок своим детям, заказывают микроавтобус частной компании, нагружают его, после чего он следует в пункт назначения. Данный вид транспортировки является дешевым и надежным, но необходимо взаимодействие студентов и родителей для объединения в группы отправляющих и принимающих. «Я получал посылки первые два курса. В принципе, я и сейчас получаю посылки, но немного в другом формате: если, допустим, едут какие-то родственники или знакомые сюда... » (лексика информанта сохранена. -А.С.). «...алмаатинцам заказывают целую "Газельку", там не заказывают, там как, есть типа транспортная компания. "Газельку" в Алма-Ате загружают, все по деньгам сложились, и они своим ходом везут ее сюда, подъезжают к общагам. Я такое видел. Здесь (студенты. - А.С.) спускаются и вот эти вещи забирают. Сам лично помогал одной девушке поднимать сумарь, я так надорвался! Там столько всего прислали, ё-мое» (лексика информанта сохранена-А.С). Непостоянство. В ходе бесед со студентами было замечено, что существует некая закономерность в получении посылок. Посылка приходит регулярно только первые курсы, в дальнейшем либо меняется форма посылки, либо посылка перестает отправляться совсем. Это можно объяснить следующим: 1) трудовые и временные затраты не соответствуют реальной пользе, которую приносит посылка. На взгляд респондентов, гораздо проще осуществить денежный перевод с целью приобретения здесь тех же товаров без лишних усилий; 2) адаптировавшись на месте учебы, студенты начинают учитывать усилия, затрачиваемые родственниками на отправку посылки; 3) с процессом взросления в условиях самостоятельной жизни человек приобретает навыки менеджмента в области собственных финансов и зарабатывает доверие родителей. Это также подталкивает к замене посылки денежными переводами; 4) отправка посылки для некоторых категорий студентов и их родителей обходится в копеечку, к тому же приходится отдавать значительную сумму денежных средств водителю, который доставляет посылку (2 0003 000 руб.). Это заставляет родителей переходить на поддержку студентов в виде денежных переводов либо искать альтернативные способы логистики; 5) некоторые виды продуктов имеют ограниченный срок годности, который при определенных условиях (жаркое время года) истекает по пути из пункта «А» в пункт «Б»; 6) недавние изменения, которые переживает российская экономика, вызвали дешевизну рубля. В связи с этим в России на эквивалентную сумму можно купить больше товаров одной и той же категории, нежели в Казахстане, что является плюсом в сторону денежных переводов. «Зачем это все оттуда тащить (из Казахстана. -А.С.), покупать продукты, чтобы это все в дороге пропадало или подвяливалось. Просто, я как представлю, что будут там родители, бабушки, дедушки тащить эту сумку на горбу, надрываться, потом это будут везти автобусники, за это надо деньги платить. Я тут поеду встречать, потом оттуда (с вокзала - А.С.) сам буду ее "переть", надрываться. Вот, я ее принесу, вот, у меня находятся целых две сумки продуктов, что-то из этого всего пропало. Все это надо быстрее есть, т.к. все пропадает... Я считаю, что оно просто того не стоит. Если родственники хотят помочь, то они могут какую-то копеечку выслать. Взять сейчас хотя бы вот этот курс в стране, они могут выслать (деньги. - А.С.), и я здесь себе больше куплю, чем они там могут купить и выслать. Не знаю... захотел я то, пошел себе и купил. Захотел йогурт, пошел, купил себе йогурта, рассчитался сразу... захотел себе приготовить то, пошел, на эти деньги купил себе продуктов, приготовил, поел. Захотел пойти в пиццерию на выходных, пошел, сходил, поел пиццы. Я и ем сколько мне надо, и не напрягаюсь, что все это пропадет у меня сейчас» (лексика информанта сохранена. - А.С.). Классификация актантов-нечеловеков. Все ак-танты-нечеловеки «студенческой посылки» могут быть приведены в соответствие с некоторым делением. Мы предлагаем собственную унифицированную классификацию, благодаря которой вещи поделены на шесть классов, связанных со своим прямым назначением. Предметы, которые чаще всего встречаются в посылке: 1) нескоропортящиеся продукты: крупы, мучные изделия (выпечка, печенье, макароны), орехи, бобы, кукуруза, тушенка, конфеты, чай, кофе, консервированные овощи, фрукты, ягоды; 2) скоропортящиеся продукты: колбаса, молочные изделия, мясо, рыба, птица (данная категория продуктов отсылается преимущественно зимой в замороженном виде, чтобы избежать порчи продуктов); 3) овощи и фрукты; 4) винно-водочная продукция, сигареты; 5) предметы личной гигиены; 6) одежда. «Предметы посылки - это, в основном, конечно, продукты: макароны, крупы, гречка, рис, все такое, что может долго лежать, и в течение всего семестра я могу с ящичка это все брать. Чай, конечно, всякие сладости, кучу с Казахстана, потому что здесь все дороже получается, да и так, мама просто порадовать. Орешки какие-нибудь, могут даже колбасу какую-нибудь заморозить, зимой особенно, тушенка» (лексика информанта сохранена. - А.С.). Неэтнизация. После получения посылки и ее распаковки, как утверждают информанты, скоропортящиеся продукты съедаются в этот же день, а остальные занимают свое место в шкафах, холодильниках и на полках. В ходе исследования существовало предположение, что существуют «уникальные» актанты-нечеловеки, имеющие этническую окраску. В нашем случае это казахстанский шоколад фирмы «Рахат», имеющий особую популярность среди принимающей стороны (томичей) благодаря своим вкусовым качествам, и казахстанский коньяк фирмы «Бахус», привлекающий своей относительно невысокой ценой и качеством. Так же делалась попытка поиска похожих продуктов, имеющих популярность, связанную с этнической окраской. Однако, по мнению информантов, данные категории предметов посылки потеряли свою уникальность несколько лет назад, так как все это можно с легкостью найти на прилавках томских товаров среди тех же эквадорских фруктов, белорусского мяса, китайских овощей и т.д. Человек из Казахстана не ассоциируется с коньяком или шоколадом, а сами продукты не осуществляют культурное маркирование пространства. К тому же в Томске в настоящей момент существуют специализированные магазины, которые занимаются продажей исключительно кондитерской продукции фирмы «Рахат». На наш взгляд, в будущем данные торговые точки могут быть исследованы с точки зрения социальной топологии Джона Ло [4]. «Сейчасуже здесь (в Томске. - А.С.) можно купить спокойно. Сейчас тот же шоколад в магазине любом, зайди в "Ярче", в гастрономе любом... » (лексика информанта сохранена. - А.С). «Я уже давно не слышал, чтобы кто-то удивлялся казахскому коньяку, нет никакого предпочтения именно к казахскому коньяку. В основном, уже все пьют какой-нибудь "Бакарди"... » (лексика информанта сохранена. - А.С). Сети? Перспективной задачей исследования является определение того, кто и что собирается вокруг посылки. Иными словами, какие сети формируются вокруг этого актанта. Анализируя движение «студенческой посылки» в рамках ANT, где «пространства сетей» самостоятельны [5], можно выделить некоторые сегменты сети или сетей, образованные вокруг нее; определить внутренние живые и неживые актанты этих сетей, их акторов. На наш взгляд, посылка формирует огромное количество различных сегментов крупной сети: сеть «семья», сеть «таможня», сеть «родители» и т.п. Однако «студенческая посылка» сама по себе и формирующиеся на ее основе конструкции не несут этнических маркеров, а складывающиеся вокруг них сети не имеют этнической окраски.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 269
Ключевые слова
сеть, акторно-сетевая теория, социальные связи, Бруно Латур, студенческая посылка, actor-network theory, network, social bonds, Bruno Latour, student parcelАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Садырин Антон Алексеевич | Томский государственный университет | студент 4-го курса исторического факультета | realstar94@sibmail.com |
Ссылки
Вахштайн В.С. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. 2005. № 1. С. 94-115.
Кузнецов А.Г. Символический интеракционизм и акторно-сетевая теория: точки пересечения, пути расхождения и зона обмена // Социология власти. 2014. № 1. С. 64-74.
Вахштайн В. Джон Ло: социология между семиотикой и топологией // Социологическое обозрение. 2006. № 1. С. 24-29.
Рыбаковский Л.Л. Демографическое развитие России в XXI веке. URL: http://rybakovsky.ru/demografia1a16.html, свободный (дата обращения: 12.05.2014).
Сафонова М. Общежитие: общие вещи - общая жизнь // Communitas. 2006. № 1. С. 72-91.
«Студенческая посылка» как актант в сети студентов - учебных мигрантов из Казахстана: к вопросу о конструировании сообщества | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 4881
Вы можете добавить статью