Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта в 1940-1980 гг. (на примере деятельности Татарской республиканской организации общества «Знание») | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 6 (38).

Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта в 1940-1980 гг. (на примере деятельности Татарской республиканской организации общества «Знание»)

Статья посвящена изучению деятельности Татарской республиканской организации общества «Знание» по развитию лекционной пропаганды научно-технических достижений и передового опыта. Показана эволюция форм и методов лекционной работы, изучены влияние государственной политики на лекционную пропаганду, особенности взаимодействия с организациями, занимающимися разработкой и внедрением технических новшеств и передового опыта, выявлены проблемы лекционной деятельности. На основе анализа архивных материалов показано влияние деятельности Общества на экономическое развитие республики.

Dissemination of Scientific and Technical knowledge and advanced Production experience in 1940-1980 years (on the exampl.pdf После окончания Второй мировой войны в СССР начинается новый этап модернизации промышленности, вызвавший необходимость мобилизации научно-производственного потенциала страны для решения задач ускоренного развития в условиях нового витка противостояния капиталистической и социалистической систем развития. Новые производственно-технические условия требовали от широких слоев населения овладения техническими знаниями, передовыми разработками, достижениями науки и техники. Важнейшей задачей стало формирование у населения, особенно молодежи, интереса к техническому творчеству и производственному труду. Одним из способов решения поставленных задач была пропаганда научно-технических знаний среди широких слоев населения. Термин «пропаганда» применим к объекту исследования, поскольку подразумевает не только распространение знаний, но и активное восприятие этих знаний населением [1. С. 250-251]. Понятие «научно-технические знания», применяемое в статье, подразумевает технические решения, в которых реализуются достижения науки. Пропаганда передового производственного опыта подразумевает распространение знаний об изобретениях и рационализаторских предложениях, технологиях их применения на конкретных производствах, а также знаний о деятельности новаторов и передовиков производства. В данной работе рассматриваются особенности организации пропаганды научно-технических знаний и передового производственного опыта преимущественно в городах Татарской АССР, поскольку в городах имелся кадровый потенциал для организации мероприятий, выше была потребность в ускоренном внедрении достижений науки и техники в производство. Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, созданное в 1947 г. (с 1949 г. - Татарское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, с 1964 г. - Татарская республиканская организация общества «Знание») (далее - Общество), являлось мощной, институционально развитой пропагандистской организацией [2]. Архивные материалы позволяют изучить особенности организации, формы, методы и другие аспекты лекционной пропаганды. Следует отметить, что пропаганда научно-технических знаний являлась одним из самых сложных участков деятельности Общества, поскольку далеко не каждый может доступно изложить сложные технические вопросы, заинтересовать публику, грамотно ответить на вопросы. С одной стороны, пропаганда научно-технических знаний и передового опыта требует наличия высококвалифицированных лекторов, ученых-специалистов в узких областях знания, с другой стороны, необходима тесная связь с предприятиями, на которых реализуются научно-технические знания в виде изобретений, рационализаторских предложений, новаций. В первые же месяцы своего существования Казанское отделение Общества начало налаживать связь с заводами республики: авиационным заводом им. С.П. Горбунова (г. Казань), машиностроительным заводом им. С.М. Кирова (г. Казань), Казанским механическим комбинатом, ремонтно-механическим заводом (г. Свияжск) и др., по заказу которых в 1947 г. было организовано несколько лекций на научно-технические темы. Так, по заказу Свияжского завода были прочитаны лекции на темы «Новейшие течения в теории сопротивления материалов», «Новейшие данные по механической обработке металлов» и др. О востребованности просветительской работы говорит тот факт, что руководители предприятий обращались в Казанское отделение Общества для организации повторных лекций [3. Л. 20, 88]. Несмотря на некоторые успехи, в конце 1940-х гг. пропаганда научно-технических знаний и передового опыта в республике оставалась на низком уровне. Как видно из таблицы, из прочитанных в 1949 г. 4 582 лекций пропаганде технических знаний были посвящены всего 32 (0,7%). Основная проблема заключалась в отсутствии лекторов подходящей квалификации, имеющих производственный опыт. Крайне плохо обстояло дело с привлечением в ряды Общества инженерно-технических работников (ИТР). О неудовлетворительном состоянии пропаганды научно-технических знаний говорит и тот факт, что к 1949 г. в республике было открыто всего три лектория: на заводе им. Горбунова, заводе им. Ленина и заводе им. С.М. Кирова (все в г. Казань) [4. Л. 12]. Такое положение дел было признано неудовлетворительным. В 1949 г. Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний было преобразовано в Татарское, что подчеркивало необходимость усиления пропаганды знаний на территории всей республики. В городах создавались городские и районные отделения общества, на предприятиях и организациях - первичные [2]. Реформа принесла некоторые положительные результаты. В 1950 г. в республике насчитывалось уже 18 заводских и фабричных лекториев, на 9 промышленных предприятиях Казани были созданы первичные организации [4. Л. 109, 119]. В 1955 г. в республике были прочитаны 362 лекции на научно-технические темы и об опыте передовиков производства, что в 10 раз больше, чем в 1949 г. (см. таблицу). Вместе с тем необходимо отметить, что благодаря реформе значительно увеличилось общее количество лекций по международной тематике, истории КПСС, праву и педагогике, доля же лекций по научно-технической тематике оставалась незначительной (всего 3,4% в 1955 г.). Наиболее отстающим участком в пропаганде было распространение передового опыта. Основная проблема заключалась в том, что среди новаторов производства, рационализаторов и изобретателей немногие были готовы рассказывать о своих достижениях широкой аудитории, поскольку не имели соответствующего опыта лекторской работы. Для решения проблемы привлечения инженерно-технических работников, рационализаторов, новаторов производства к распространению передового опыта, а также увеличения числа мероприятий, посвященных пропаганде научно-технических достижений советской и мировой науки, были предприняты следующие меры. На всех крупных предприятиях республики были созданы первичные организации Общества и молодежные лектории. Это позволило значительно усилить лекционную пропаганду и организовать методическую помощь начинающим лекторам, усилить контроль за качеством читаемых лекций. Одним из ярких положительных примеров можно считать работу первичной организации Общества при Казанском химико-технологическом институте им. С.М. Кирова (КХТИ), которая была создана в 1960 г. и объединила 86 научных работников, профессоров, доцентов, ассистентов из различных областей науки и техники. Тематика читаемых лекций отличалась разнообразием: из 130 тем большинство было посвящено задачам семилетнего плана и путям его выполнения, ускоренному развитию технического прогресса в стране, большой химии, новой технике [12. Л. 45, 46]. Тематика лекций была доведена до сведения крупнейших предприятий города, которые отправляли в первичную организацию Общества заявки на интересующие их темы и согласовывали даты проведения мероприятий. Большинство лекций, прочитанных в 1960-1962 гг., читались именно по заявкам предприятий. По наиболее перспективным темам организовывались циклы лекций. Так, в 1960 г. группой лекторов были проведены циклы лекций на темы: «Современное представление о теории химического строения», «Достижения советских ученых в области фосфоро-органических соединений», «Большая химия и современная промышленность», «Комплексная автоматизация основных процессов в производстве синтетического каучука и спирта» и др. [13. Л. 47]. Группой Общества при КХТИ была создана выставка, отражающая 7-летний план развития химической промышленности, в ходе проведения которой организовывались экскурсии, беседы, консультации. Всего за время работы выставки ее посетили 1 700 человек, была проведена 81 экскурсия. Члены Общества проводили консультации на предприятиях, по научно-техническим вопросам на кафедре неорганической химии проводились семинары гальва-ностегов с участием представителей промышленных предприятий города и республики, читали лекции в Динамика лекционной работы по пропаганде научно-технических знаний и передового производственного опыта* Год Всего прочитано лекций Прочитано лекций на научно-технические темы и об опыте передовиков производства 3/2 (%) 1949 4 582 32 0,7 1955 10 631 362 3,4 1962 130 727 5 536 4,2 1965 154 263 8 394 5,4 1970 193 598 8 990 4,6 1976 254 183 13 068 5,1 1980 286 669 16 538 5,8 1985 282 170 17 014 6,0 *См.: [4. Л. 10, 11; 5. Л. 3; 6. Л. 1; 7. Л. 1; 8. Л. 1; 9. Л. 3; 10. Л. 1; 11. Л. 1]. Университете молодого химика, на семинарах учителей в общежитиях, производственных мастерских и школах [12. Л. 48]. Важнейшим направлением деятельности Татарского отделения Общества стало тесное сотрудничество с организациями, занимающимися разработкой и внедрением в производство научно-технических новшеств: инженерно-техническими обществами (с 1954 г. -научно-технические общества (НТО)), службами технической информации предприятий (НТИ), Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и др. Благодаря более тесной интеграции исключался параллелизм в работе, ряды Общества пополнялись высококвалифицированными инженерами. С другой стороны, Общество оказывало методическую и организационную поддержку указанным организациям при проведении конференций, выставок, семинаров. Так, совместно с первичными организациями ВОИР и НТО на заводе им. Горбунова были организованы институт передового опыта и заводской университет технической культуры, слушатели которых выступали с ценными инициативами. Например, инженер-конструктор завода В.П. Олимпиев взял шефство над цеховой бригадой в целях изыскания внутренних резервов для повышения производительности труда и культурно-технического уровня членов бригады. Еженедельно В.П. Олимпиев проводил в бригаде беседы на научно-технические темы, организовывал обсуждение вопросов улучшения организации труда, что привело к внесению на рассмотрение бригады ряда рационализаторских предложений [Там же. Л. 5]. Организационный вывод о необходимости интеграции деятельности всех учреждений, занимающихся распространением научно-технических знаний, лег в основу решения о создании в 1960 г. Республиканского научно-методического совета по координации пропаганды технических знаний, который должен был объединить усилия всех пропагандистских организаций технического профиля. В Совет входили представители научно-методического совета по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта Татарского республиканского отделения общества по распространению политических и научных знаний, представители НТО, ВОИР, Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров ТАССР, представители Дома научно-технической пропаганды, ЦБТИ (Центральное бюро технической информации), книжного издательства. Данный совет регулярно рассматривал планы пропаганды научно-технических знаний и передового опыта почти всех предприятий Татарской АССР. Эти планы координировались, наиболее крупные мероприятия объединялись в сводные годовые планы [14. Л. 12]. Совершенствовались формы пропаганды технических знаний. Новой формой в работе Татарского республиканского отделения Общества явилось проведение недель или декад технического прогресса. Так, в 1960 г. была проведена «Неделя технического прогресса» одновременно в четырех нефтяных районах Татарстана: Альметьевском, Азнакаевском, Лениногорском, Бавлинском. Для организации мероприятия во все эти районы в начале февраля 1960 г. из Казани были направлены бригады по 5-6 человек. План проведения «Недели» в каждом из четырех районов обсуждался в райкомах КПСС с участием партработников, руководителей организаций Общества, первичных организаций НТО и ВОИР, специалистов-производственников. Это позволило наиболее полно учесть местные запросы и возможности. В рамках «Недели» на предприятиях, стройках, в рабочих клубах, красных уголках и общежитиях было проведено более 250 лекций по вопросам технического прогресса. Для сравнения, Альметьевским отделением Общества за весь 1959 г. на эти темы было прочитано всего 88 лекций. Кроме традиционных лекций было организовано 8 совещаний-семинаров по обмену опытом бригад и ударников коммунистического труда, 9 вечеров ответов на вопросы, 4 тематических вечера о перспективах развития экономики региона, 11 встреч с передовиками производства, 5 экономических и технических конференций, 8 коллективных выездов лекторов на предприятия, 2 технические консультации и ежедневный показ технических кинофильмов, подготовлены технические странички в районные газеты. В ходе подготовки и проведения «Недели» были организованы два университета технической культуры и передового опыта в Азнакаеве и рабочем поселке Актюбинском. На первом занятии этих университетов (2425 февраля 1960 г.) присутствовали более 300 нефтяников [13. Л. 4, 5]. В ходе «Недели» были приняты в члены Общества 60 ИТР и новаторов производства, организованы четыре новые группы Общества. Были вскрыты также и недостатки в организации и содержании научно-технической пропаганды, вносились предложения по их устранению [Там же. Л. 6]. Проведение подобных мероприятий в республике позволяло широко использовать в одном комплексе разнообразные средства устной и печатной пропаганды, активизировать распространение передового опыта. Участие в проведении «Недели» различных организаций служило укреплению и развитию контактов между отделениями Общества, организациями НТО, ВОИР и учреждениями культуры. За 9 месяцев 1960 г. было проведено 6 «Недель» технического прогресса в нефтяных районах Татарстана, 3 «Недели» пропаганды технических знаний и передового опыта: в Зеленодольском районе, Приволжском и Бауманском районах Казани [12. Л. 11, 12]. Эффективным мероприятием признавались так называемые «Дни лекции», когда на предприятиях в определенный день проводились лекционные мероприятия по различным темам и слушатели сами выбирали, какое мероприятие им посетить. В 1959-1960 гг. на предприятиях Приволжского, Советского районов Казани, в Аэропорту было проведено свыше 60 «Дней лекции» [12. Л. 46]. С 1960-х гг. популярность приобрела новая форма повышения культурного и технического уровня трудящихся - двухгодичные институты передового опыта [Там же. Л. 20, 47]. Данные мероприятия привели к некоторым положительным результатам. Так, в 1962 г. только по линии Татарского республиканского отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний было прочитано 3 602 лекции на научно -технические темы и еще 1 934 лекции об опыте передовиков и новаторов промышленности, транспорта и строительства, что в 15 раз больше, чем в 1955 г. Однако в общем количестве читаемых Обществом лекций научно-техническая тематика составила чуть больше 4% (см. таблицу). Одной из проблем, с которыми сталкивались пропагандисты науки, ученые, практические работники, была проблема поиска и систематизации научно-технической информации: о том, какие открытия, изобретения и рационализаторские предложения были сделаны, где и кем. Данному вопросу уделялось серьезное государственное внимание. 29 ноября 1966 г. вышло в свет Постановление Совета министров СССР № 916 «Об общегосударственной системе научно-технической информации» [15], направленное на укрепление и активизацию работы по отбору и внедрению технических новшеств, по распространению передового производственного опыта. В соответствии с Постановлением на предприятиях должны были быть созданы службы технической информации. Одной из мер совершенствования информационной доступности было создание информационных карт на внедрение новшеств. На предприятиях стали составляться координационные планы научно-технической пропаганды. Татарское республиканское отделение общества «Знание» также совершенствовало свою работу. Начиная с 1967 г. Общество приступило к составлению сводных планов научно-технической пропаганды на всех предприятиях республики; к чтению лекций привлекались специалисты, ИТР, новаторы (среди членов Общества в 1967 г. насчитывалось 2 618 - 12% инженеров и техников); создавалась общая база лекторов с темами выступлений [14. Л. 11]. В порядке обмена опытом научно-методический совет по пропаганде научно-технических знаний Татарского республиканского отделения общества «Знание» приглашал из Москвы, Ленинграда и Свердловска новаторов производства. Например, из Ленинграда был приглашен инженер Ю.К. Беловинский, из Москвы -токарь-новатор тов. Ильин. На чертежи их изобретений и рационализаций был целый ряд заявок [Там же. Л. 11-12]. Большие усилия прикладывались к расширению сети народных университетов технического прогресса и передового опыта, которые были признаны эффективным способом повышения квалификации и творческой активности работников промышленных предприятий [16]. Показателен в этом отношении опыт народного университета технического прогресса Казанского электротехнического завода. Этот университет имел три факультета: конструкторский, технологический и факультет качества и надежности. Председателем Совета университета являлся главный инженер завода Р.С. Гильфанов. В программе университета были отражены конкретные проблемы развития предприятия и совершенствования производства на ближайшее время, большое внимание уделялось обмену опытом на своем предприятии и с другими предприятиями Казани и страны, для чего ежегодно организовывались командировки слушателей [17. Л. 1]. Слушатели, побывавшие в командировках, выступали с отчетами перед товарищами, докладывали о новшествах, внедряемых на других заводах. В результате только в 1973-1974 гг. было внедрено в производство 114 рационализаторских предложений по улучшению конструкции и технологичности изделий, качества и надежности, сделанных слушателями университета. В целях оперативного распространения научно-технической информации слушатели университета назначались референтами и техническими информаторами, которые дважды в месяц изучали, обобщали и отбирали поступающую на предприятие техническую литературу. По материалам, представляющим ценность для предприятия, проводились «часы» технической информации. Общим итогом работы университета стало значительное уменьшение брака и увеличение экономии материалов во всех цехах по механической обработке деталей и сборке изделий завода [Там же. Л. 2]. Усиление внимания к пропаганде научно-технических знаний дало положительные результаты. Только по линии общества «Знание» в 1967 г. было прочитано 4 137 лекций на научно-технические темы и 2 368 лекций об опыте работы передовиков производства (около 6% всех лекций). Экономический эффект от внедрения технических новшеств, заимствованных из различных информационных источников, в целом по республике составил в 1967 г. около 25 млн руб. [18. Л. 4]. К концу 1960-х гг. были систематизированы основные формы и методы пропаганды научно-технических знаний и передового опыта, которые включали следующие мероприятия: - лекции, доклады, беседы на научно-технические темы. Все лекции организовывались и проводились только через общество «Знание». Роль организаций НТО, служб технической информации состояла в том, чтобы правильно определять тематику лекций с учетом задач производства; - научно-технические конференции, совещания, семинары. Между обществом «Знание», организациями НТО и службами технической информации распределялись обязанности по проведению подготовительных мероприятий; - школы передового опыта (заводские и межзаводские). Школы были организованы непосредственно в цехах. Содержание работы школ было разным: показ приемов работы новатора, когда сам новатор практически показывал и рассказывал о своих достижениях, занятия специалистов и др. Главное - участники школы должны были усвоить прогрессивные способы работы на отдельных производственных операциях, освоить новую технологию, технические усовершенствования. Например, межзаводская школа, проведенная в январе 1968 г. на заводе «Сантехприбор» по теме «Фрезерование резьбы на автоматах», собрала технологов по механической обработке, конструкторов инструментальных цехов, токарей, фрезеровщиков, автоматчиков 13 предприятий Казани, всего 72 человека [Там же. Л. 14]; - университеты технического прогресса. На 1968 г. в республике насчитывалось 17 университетов технического профиля (на заводе «Теплоконтроль», Казанском мотостроительном, авиационном и др.). Организации НТО, «Знание», службы технической информации принимали активное участие в разработке учебных планов и программ, подборе лекторов и т.д. Университеты технического прогресса признавались высшей формой технической учебы; - творческие командировки комплексных бригад, производственные экскурсии играли большую роль в деле заимствования технических новшеств и передового опыта. Роль организаций НТО, «Знание», служб информации состояла в том, чтобы уточнить, на каком предприятии можно изучить опыт по данному вопросу, укомплектовать бригаду; - демонстрация научно-технических фильмов, журналов, оперативной информации, прослушивание радиовестников. На предприятиях практиковались обсуждения просмотренных фильмов, на которых рабочие и ИТР высказывали предложения по использованию новшеств и передового опыта на своем предприятии; - тематические выставки, радио, телевидение, наглядная агитация. Центральное бюро технической информации (ЦБТИ) в 1968 г. располагало десятью тематическими выставками, изготовленными на планшетах. Совместно с обществом «Знание» были налажены регулярные радио- и телепередачи в виде вестников технической информации. Улучшение координации деятельности организаций, занимающихся распространением научно-технических знаний и передового опыта, дало положительные результаты. Количество рационализаторских предложений в республике в 1967 г. увеличилось, по сравнению с 1966 г., почти на 20%. Внедрение новшеств имело значительный экономический эффект. Однако в 1967 г. организации НТО не смогли обеспечить выполнение плана по новой технике, который был выполнен на 85,7% [Там же. Л. 9]. Кроме прочих причин невыполнения плана, называлась и недостаточная пропаганда научно-технических знаний и несоответствие некоторых лекций современному состоянию развития науки и техники. Отмечалось также, что крайне мало проводилось публичных лекций на научно-технические темы, несмотря на явную заинтересованность в них трудящихся (за 1966-1967 гг. публичных лекций на технические темы было прочитано всего 30). О том, что научно-технический прогресс интересует слушателей, свидетельствует популярность лекций многих членов Общества, например, много положительных отзывов было сделано слушателями на лекцию канд. физ.-мат. наук В.В. Скворцова «Кибернетика и жизнь» [14. Л. 14]. Если говорить о территориальной распространенности лекционной работы, то лучше других обстояло дело с научно-технической пропагандой в г. Зеленодоль-ске, где за 1967 г. было прочитано 303 лекции на научно-технические темы и 54 лекции об опыте передовиков и новаторов. Хорошо обстояло дело в г. Набережные Челны, где были прочитаны 237 и 71 лекция соответственно. Хуже всего с лекционной пропагандой обстояли дела в Бугульме и Елабуге. В первом городе было прочитано всего 89 лекций на научно-технические темы и 24 об опыте передовиков и новаторов. Во втором - 92 и 27 лекций соответственно. Для организации помощи в научно-технической пропаганде в указанных городах были организованы выездные заседания Общества [Там же. Л. 8, 9]. Среди сельских районных организаций Общества хорошо обстояло дело с пропагандой в Агрызе и Азна-каеве. В первом районе было прочитано 115 лекций на научно-технические темы и 33 об опыте передовиков и новаторов. Во втором - 109 и 50 лекций соответственно. Особенно плохо обстояли дела в Куйбышевском, Сабинском, Дрожжановском, Черемшанском, Сарма-новском, Пестречинском и Высокогорском районах. В Куйбышевском и Сабинском районах, например, за 1967 г. не было прочитано ни одной лекции на научно-технические темы и ни одной об опыте передовиков и новаторов [Там же. Л. 9]. Новый этап развития лекционной пропаганды научно-технических знаний и передового опыта связан с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», в котором отмечалась необходимость «.широкого и ускоренного внедрения в практику достижений науки, техники, и передового опыта». Пропагандистским организациям предписывалось «.уделить главное внимание пропаганде научных открытий и высокоэффективных изобретений, опыта внедрения результатов научных исследований и разработок в производство, работы по повышению технического уровня и качества продукции, деятельности передовых научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, высших учебных заведений, объединений и предприятий.» [19]. В начале 1980-х гг. научно-методический совет (НМС) по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта при Правлении Татарского республиканского общества «Знание» особое внимание уделял оказанию методической помощи лекторам, выступающим по научно-технической тематике, поскольку в отчетных документах Общества указывалось на снижение качества читаемых лекций, несоответствие их содержания современному состоянию науки. Только за период с 1982 по 1984 г. был проведен один республиканский и 6 зональных методических семинаров для лекторов в Казани, Бугульме, Брежневе (ныне - Набережные Челны), Нижнекамске. В Нижнекамске на методическом семинаре для лекторов, состоявшемся в 1982 г., были прочитаны лекции «О единой технической политике КПСС», «О научно-техническом прогрессе в строительстве», «Методика подготовки и чтения лекций по научно-технической тематике» и др. [20. Л. 57]. В 1983 г. на семинаре в г. Казани были прочитаны лекции по темам «Основные направления научно-технического прогресса на современном этапе», «Промышленные роботы и их применение для автоматизации производственных процессов», «Лазеры и их применение в технике». Члены НМС принимали участие в проведении семинаров для лекторов на крупных предприятиях республики: КамАЗе, Казанском авиационном производственном объединении (КАПО), Казанском моторостроительном производственном объединении (КМПО), «Оргсинтезе» и др. В 1984 г. было издано 6 методических пособий в помощь лекторам, выступающим по научно-технической тематике, таких как «Основные направления научно-технического прогресса на современном этапе», «Пути рационального использования и экономии материальных и трудовых ресурсов», «Научно-технический прогресс и интенсификация общественного производства» и др. [Там же. Л. 58]. Определенного успеха добились городские организации общества «Знание». Так, в 1985 г. по проблемам научно-технического прогресса и распространения передового производственного опыта в г. Зеленодольске было прочитано 1 022 лекции, организовано 22 цикла лекций. Пропаганду научно-технических знаний вели 155 лекторов, среди которых были 2 кандидата технических наук, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии, Заслуженный изобретатель СССР. Наиболее популярными темами были: «Научно-технический прогресс как средство повышения производительности труда», «Передовая мысль - производству», «Развитие и совершенствование бригадной формы организации и стимулирования труда рабочих на современном этапе». Координировала работу пропаганды научно-технических знаний научно-методическая секция, которой руководил профессор, преподаватель Казанского авиационного института (КАИ) С.В. Златоустов [Там же. Л. 27]. Эффективность лекционной пропаганды в г. Зеле-нодольске связывалась с успехами промышленных предприятий. Так, в 1985 г. по производственному объединению «Завод им. Серго» от внедрения рационализаторских предложений была получена 531 тыс. руб. экономии, бригадной формой организации труда было охвачено 77% рабочих [Там же. Л. 28]. Инициатором новой формы пропаганды технических знаний явилась первичная организация завода им. А.М. Горького, где в чтении лекции принимали участие два человека: рационализатор-рабочий, рассказывающий о своем рационализаторском предложении, и инженер, дающий этому техническое обоснование. Такая форма проведения лекций вызвала интерес у слушателей. Научно-методическая секция рекомендовала распространить данный опыт среди других организаций, однако в источниках нет упоминаний о том, что данная практика была использована на других предприятиях [Там же]. Другим положительным примером можно считать деятельность Бауманской районной организации общества «Знание» (г. Казань). В 1985 г. вопросам пропаганды научно-технического прогресса была посвящена 1 751 лекция, опыту передовиков и новаторов производства - 37, в целом - 16% от общего числа лекций, прочитанных в 1985 г. Для сравнения, по Татарской АССР - 6% (см. таблицу). Всего по району лекции на научно-технические темы читали 229 лекторов [Там же. Л. 42]. Результатом работы явились конкретные предложения слушателей по совершенствованию производства, повышению качества продукции, увеличению производительности труда. Так, взятые на себя обязательства по сокращению брака на производстве слушателя школы передового производственного опыта фабрики по пошиву верхней одежды, инженера по сырью М.Е. Семеновой привели к сокращению процента внутренних выпадов на 10 фасонов на 1,5% с выпуском 37 700 единиц, повысилась рентабельность на 0,2%, было сэкономлено ткани 1 696,5 кв. м, подано 2 рационализаторских предложения с экономической эффективностью 2,3 тыс. руб. [Там же. Л. 43]. Большую работу по пропаганде вопросов НТП выполняли лекторы первичной организации общества «Знание» КАИ (председатель - доцент, канд. техн. наук В.А. Назарычев), в которой состояли более 300 человек, из них докторов наук и профессоров - 43 человека, кандидатов наук, доцентов - 193. В соответствии с фундаментальными исследованиями ученых института, лекционная работа велась по следующим направлениям: проблемы управления, динамики и прочности летательных аппаратов; физико-химические проблемы двигателей и энергетических установок летательных аппаратов; разработка прогрессивных средств и методов производства деталей, узлов и изделий; исследование проблем радиоэлектроники; исследования по математическим методам оптимизации, автоматизированным системам управления и использованию ЭВМ в производстве. Как видно из перечня, исследования ученых охватывали широкий круг проблем, связанных с развитием авиационной, космической, информационно-измерительной и вычислительной техники, что могло быть интересно не только специалистам, но и широкому кругу слушателей. В целях интеграции пропагандистских организаций с вузами, производственными коллективами, исследовательскими институтами ежегодно проводились республиканские смотры-конкурсы творческого содружества по лекционной пропаганде между вузами, НИИ и трудовыми коллективами. В 1985 г. первичная организация общества «Знание» КАИ заняла в таком конкурсе первое место, заключив пять договоров с различными предприятиями республики [20. Л. 43, 44]. Как отмечалось ранее, хорошие результаты давало участие в лекционной пропаганде рационализаторов и изобретателей, т.е. совместная работа организаций общества «Знание», НТО и ВОИР. В таких организациях, как НПО «Мединструмент», ТПО «Радиоприбор», НПО «Вакууммаш», составлялись совместные планы работы. Общими усилиями проводились научно-практические конференции, «Дни специалистов», «Дни новаторов», организовывалась работа школ передового опыта и университетов научно-технического прогресса [Там же. Л. 49]. Высокую эффективность лекционной работы показывали народные университеты технического прогресса. Например, народный университет технического прогресса Казанского завода «Полимерфото» был образован в 1964 г. Многие слушатели университета стали инициаторами соревнования за достижение высоких результатов труда. Об активности слушателей говорит их участие в рационализации и изобретательстве. Так, в течение 1985/86 учебного года слушателями технологического факультета производства желатина было подано 17 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 48,7 тыс. руб. Слушателями технологического факультета производства магнитофонных кассет было подано 8 рацпредложений с общим экономическим эффектом 20 тыс. руб. Слушателями технологического факультета товаров народного потребления подано 18 рационализаторских предложений, из которых внедрено в практику 13 с общим экономическим эффектом 90,9 тыс. руб. На механическом факультете 20 из 33 слушателей являлись активными рационализаторами, причем каждый из них подал два и более рационализаторских предложения [21. Л. 3-4, 31]. Результаты деятельности предприятия показали, что учеба в народном университете непосредственным образом способствовала повышению производительности труда, экономии сырья и материалов, лучшему использованию основных производственных фондов, повышению качества выпускаемой продукции. Вместе с тем необходимо отметить, что в 1980-е гг. радикального повышения количества лекционных мероприятий по научно-технической тематике не произошло. В 1980 г. удельный вес лекций по общественно-политической тематике составил 66,8%, по научно-технической тематике, экономике промышленности, транспорта, строительства, об опыте передовиков и новаторов производства этих отраслей народного хозяйства - 7,6% [22. Л. 9]. Качественных пропагандистов технических инноваций было крайне мало. Так, например, объединение «Вакууммаш» Приволжского района г. Казани единственное в городе (в числе 26 предприятий) создало в 1984 г. образцово-показательный цех с гибким автоматизированным производством. Перед обществом «Знание» встала задача по организации широкой пропаганды эффективности этого внедрения. Но оказалось, что в районе всего 8 лекторов специализировались на чтении лекций о новой технике, и ни один из них не был готов читать лекции на тему преимуществ гибкого автоматизированного производства [20. Л. 50]. Потребности в качественных пропагандистах технических знаний и инноваций значительно превышали возможности Общества. Анализ архивных данных позволяет сделать вывод о том, что в пропаганде научно-технических знаний в 1980-е гг. наметился крен в пользу чтения лекций на довольно отвлеченные от конкретного производства темы, связанные с особенностями реализации пятилетних планов, с перспективами тех или иных отраслей промышленности, о единой технической политике партии, органичном соединении НТР с преимуществами социализма. Количество лекций по распространению передового производственного опыта в 1984 г. сократилось на тысячу по сравнению с 1980 г. (3 603 лекции в 1984 г., 4 626 - в 1980 г.) [10. Л. 1; 23. Л. 2]. Пропаганда научно-технических знаний стала все больше походить на абстрактное просветительство. Так, в отчетном докладе НМС по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта за 1984 г. отмечалось, что «в лекциях не находят должного отражения вопросы контрпропаганды» [20. Л. 60]. К пропаганде научно-технических достижений слабо были привлечены ведущие специалисты НИИ и КБ, инженерно-технические работники предприятий, передовики и новаторы производства (в 1984 г. среди членов общества «Знание» менее 8% составляли инженерно-технические работники). О неудовлетворительном состоянии пропаганды научно-технических знаний говорит хотя бы тот факт, что в 1984 г. Татарским республиканским отделением общества «Знание» не было организовано ни одной публичной лекции по научно-технической тематике [20. Л. 61]. Негативно сказался на деятельности Общества и перевод его на хозрасчет и самоокупаемость. Следуя за постановлениями партии и правительства, Общество наращивало количество пропагандистских мероприятий, направленных на демонстрацию преимуществ социалистического уклада, разъяснение решений съездов партии, пленумов и т.д. Появились новые формы распространения знаний, например экспресс-университеты, которые, по существу, представляли платные курсы повышения квалификации. Все это имело весьма слабое отношение к распространению конкретно научных и технических знаний, утрачивалась связь Общества с производством, организациями НТО, конструкторскими бюро, вузами. Однако при всех вышеуказанных негативных моментах необходимо признать, что общество «Знание» сыграло существенную роль в общем повышении научно-технического уровня работников, увеличении объемов производства, в росте количества инноваций, рационализаторских предложений. Неоспорим тот

Ключевые слова

Tatar ASSR, lecture propaganda, dissemination of knowledge, organization «Knowledge» («Znanie»), propaganda of Advanced Production Experience, dissemination of Scientific and Technological knowledge, общество «Знание», Татарская АССР, распространение знаний, лекционная пропаганда, пропаганда передового опыта, пропаганда научно-технических знаний

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пинаева Дарья АлексеевнаКазанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИкандидат исторических наук, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплинdashkevna1@mail.ru
Юнусова Римма РустамовнаКазанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИсоискатель кафедры социологии, политологии и менеджментаlilith20@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 871.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 915.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 754.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 840.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 857.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 441.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.08.1983 № 814 «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяй стве» «Свод законов СССР». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=629, свободный (дата обращения: 04.06.2015).
Пинаева Д.А. Народные университеты в системе непрерывного образования советских граждан в 1970-1980 гг. (на примере Татарской АССР) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1-2 (39). С. 164-169.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 866.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 150.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 178.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 446.
Постановление Совмина СССР от 29.11.1966. № 916 «Об общегосударственной системе научно-технической информации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=21424;div=LAW;dst=100004;rnd=0.16967503470368683, свободный (дата обращения: 02.06.2015).
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 513.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 657.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 756.
НА РТ Ф. Р-7240. Оп. 1. Д. 28.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 61.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 230.
НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 366.
Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. Р-7240. Оп. 1. Д. 4.
Пинаева Д.А. Совершенствование организационной структуры Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний в конце 1940-х - 1950-е гг. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-2. С. 25-28.
Ярмолич Ф.К. Лекционная пропаганда естественно-научных и научно-технических достижений в конце 1940-х - начале 1950-х гг. (на мате риалах Ленинграда) // Новейшая история России. 2013. № 2. С. 250-256.
 Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта в 1940-1980 гг. (на примере деятельности Татарской республиканской организации общества «Знание») | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 6 (38).

Распространение научно-технических знаний и передового производственного опыта в 1940-1980 гг. (на примере деятельности Татарской республиканской организации общества «Знание») | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 6 (38).