Рецензия: Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество. М. : Новый хронограф, 2015. 512 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 4 (42). DOI: 10.17223/19988613/42/29

Рецензия: Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество. М. : Новый хронограф, 2015. 512 с.

Review : Sysoeva E.K. School in Russia. XVIII - early XX centuries: governance and society. M., 2015. 512 p..pdf В 2015 г. вышла в печать фундаментальная монография Евгении Константиновны Сысоевой, посвященная актуальной проблеме, имеющей важное значение для науки и общественной практики - роли народной школы в России XVIII - начала XX в. Автор на обширном источниковом материале и с привлечением широкого круга историографических работ по теме исследования анализирует деятельность всех типов начального, повышенного начального и среднего образования в стране. Характер изложения материала свидетельствует об отличном владении автором источниками и глубоком знании соответствующей исторической и специальной литературы. Монография Е.К. Сысоевой не ограничивается сугубо историко-педагогическим ракурсом рассматриваемых вопросов, в центр изучения школьного дела автор ставит более широкие проблемы историко-культурного звучания. Состояние и преобразование системы отечественного просвещения на протяжении исследуемого периода коррелируются с политическими событиями, требованиями жизни, отношением власти и общества к проблемам народной школы. Исследователь справедливо отмечает, что в отличие от сухих цифр создаваемая многоцветная картина во всем разнообразии ее явлений поможет расставить необходимые акценты, представить реальный процесс формирования культурного потенциала российского общества, его уровень во время переломных моментов в истории страны. Композиционно работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Список рекомендованной литературы, иллюстраций и указатель имен облегчают работу с монографией и поиском нужного материала. Структурно каждая глава выделена по проблемно-хронологическому принципу: XVIII в.; начало - вторая четверть XIX в.; пореформенный период; конец XIX -начало XX в. С вышеприведенным делением на главы стоит согласиться, так как каждая эпоха, выделенная автором, имела свою специфику в становлении и развитии школьного дела. Каждая из глав основной части, в свою очередь, состоит из нескольких - от трех до пяти - разделов, имеющих свое функциональное назначение в историко-культурном исследовании системы общеобразовательной школы России, а в комплексе позволяющих автору ставить и решать сложные научные задачи, связанные с воссозданием и исследованием взаимосвязи реформ народного образования с политикой государственных кругов и общественным мнением. Уместно выглядит иллюстративный ряд монографии, где собраны наиболее показательные для избранной темы материалы: гравюры, картины, рисунки, фотографии городских и сельских школьных зданий, учителей и учащихся, обложки Уставов образовательных учреждений, учебной литературы, портреты известных на ниве просвещения государственных деятелей и выдающихся педагогов. Все они исполняют роль своего рода зрительного воплощения представлений об отечественной школе и могут быть полезны тем, кто интересуется темой народного образования Российской империи. Во введении (С. 10-28) выделена постановка проблемы, специальный раздел посвящен историографии темы и анализу источников. Е.К. Сысоевой использованы обширные неопубликованные материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации и Центрального исторического архива г. Москвы. Территориальные рамки монографии охватывают шесть учебных округов, включающих территории центрально-европейской части и юга России, Поволжье, Зауралье и Западную Сибирь. В то же время для обоснования своей позиции автор широко использует общероссийские статистические данные. В первой главе «Век Просвещения» (С. 29-83) речь идет о развитии народного образования в XVIII в. -первом шаге в создании системы светской школы, без которого реформы XIX столетия в этой области были бы невозможны. Последовательно освещены попытки становления общеобразовательной школы в России, связанные с деятельностью Петра I, Екатерины II, М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова, А.Я. Поленова, В.В. Крестинина, Н.И. Новикова, П.В. Завадовского и др., дана оценка результатов работы Уложенной Комиссии, указано на принципиальную позицию государственной власти: образование народа (куда входило и финансирование школ) - дело общества. Вторая глава «От века просвещения к Великим реформам» (C. 84-201) поднимает вопросы реформирования народного образования в начале XIX в., положительно характеризует институт визитаторства и эффект его воздействия на работу школ и учителей, отмечает влияние Отечественной войны 1812 г. на русское общество и образовательную политику правительства. Следует согласиться с выводом Е.К. Сысоевой о том, что во второй четверти XIX столетия в основе курса правительства лежало стремление наиболее полно реализовать принцип сословности образования, о чем свидетельствует устав 1828 г. Говоря о принятии школы населением в 1850-х гг., автор выделяет осознание обществом необходимости образования и важности его регулярного характера. Очень интересен раздел, посвященный учительским будням: работе педагога, его авторитету, профессионализму и обратной связи: общество - педагог. В третьей главе «Реформа народного образования. Школа в пореформенной России» (C. 202-360) последовательно и подробно рассмотрены подготовка, реализация, положительный итог школьной реформы 1864 г., открывшей путь для развития общеобразовательной школы без жесткого административного регулирования. Специальные разделы главы посвящены женскому образованию и частным школам. Отдельно охарактеризованы учительские кадры (профессиональная подготовка, социально-гендерный состав и пр.) и общественно-педагогическое движение в России (Петербургское педагогическое общество, комитеты грамотности). Е. К. Сысоева справедливо отмечает противостояние общества и власти в оценках пути дальнейшего развития образования в период контрреформ начиная с 1866 г., а также возвращение сословности в среднем образовании. Несомненной заслугой автора являются масштабные статистические подсчеты количества учебных заведений разных типов, сведения о численности педагогов, учащихся и пр. в абсолютных числах и процентном соотношении, детализация числа выпускников и не окончивших полный курс училища, анализ источников финансирования и размера содержания учебных заведений. Завершающая, четвертая, глава книги посвящена вопросам реорганизации общеобразовательной школы в условиях отечественной модернизации конца XIX -начала XX в. (С. 361-491). Этот процесс удачно показан исследователем как логичное завершение преобразований пореформенного периода. Автор четко раскрыла позицию власти и общества по поводу внедрения всеобщего обучения в стране: общественность - «за», благодаря ее активности Министерство народного просвещения разработало, а Государственная дума одобрила 3 мая 1908 г. законопроект о введении всеобщего обучения в Российской империи. Однако данная законодательная инициатива, как и другие проекты школьных преобразований начала XX в., не получила одобрения императора и Государственный совет не утвердил ее в качестве закона. Вместе с тем в книге аргументированно, основываясь на надежных статистических источниках, показаны успехи отечественной народной школы к 1917 г.: грамотные горожане составляли 69,4%, сельские жители - 37,1%. Именно это поколение, получившее начальное и среднее образование в начале XX в., вступило во взрослую жизнь в период глубоких революционных потрясений, ему выпала сложнейшая задача переустройства страны в 1920-1930-е гг., эти люди и их дети победили фашизм. Однако Е.К. Сысоева справедливо подчеркнула, что многие проблемы народного образования не были полностью решены и при смене общественно-политического строя. Работа отличается точностью изложения, оригинальными и обоснованными выводами. Монография Е. К. Сысоевой - многоплановое исследование. Автору удалось показать не только чисто профессиональные моменты деятельности педагогов и учащихся. Он стремится выявить идеологические и психологические аспекты их работы, оценить влияние общественного мнения на развитие школьного дела России избранного периода. Так, учителя и представители общественно-педагогического движения предстают на страницах исследования не просто заурядными исполнителями, но образованными людьми, творчески подходящими к порученному делу. Они остро чувствовали насущные потребности своего времени, стремились внести посильный вклад в процветание России, осознавали необходимость трансформации сословного общественного строя. Книга написана хорошим языком - легко, красочно, просто и вместе с тем сугубо научно. Перед нами тот редкий случай, когда академичная монография изложена настолько блестяще и в научном, и в литературном плане, что ее содержание будет доступно и интересно широкой читательской аудитории - от научных работников до школьников и всех, кому небезразлична история народного образования в России. Рецензируемая монография будет востребована в наши дни не только среди специалистов-историков, но и среди представителей власти и общества, так как учет почти двухвекового опыта школьного строительства в Российской империи по-прежнему остается актуальным благодаря большому хронологическому периоду, охваченному исследованием, и масштабности задач, стоявших перед народной школой XVIII - начала XX в.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иерусалимская Светлана ЮрьевнаЯрославский государственный университет кандидат исторических наук, младший научный сотрудникosniyar@uniyar.ac.ru
Иерусалимский Юрий ЮрьевичЯрославский государственный университет доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой историиosniyar@uniyar.ac.ru
Всего: 2

Ссылки

 Рецензия: Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество. М. : Новый хронограф, 2015. 512 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 4 (42). DOI:  10.17223/19988613/42/29

Рецензия: Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество. М. : Новый хронограф, 2015. 512 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 4 (42). DOI: 10.17223/19988613/42/29