Стекло fajon de Venice из раскопок в Москве и других городах (Вязьма, Мангазея) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/10

Стекло fajon de Venice из раскопок в Москве и других городах (Вязьма, Мангазея)

Рассматриваются фрагменты сосудов, декорированные цветными нитями и палочками, расположенными в толще стекла. Подобные фрагменты встречаются в слоях XVII в. многих городов - как в Европейской России, так и в Сибири. Автор проанализировал формы и цвет основы сосудов, цвет и вид декоративных палочек, рассмотрел технику их изготовления, Для небольшого числа фрагментов был проведён анализ химического состава. Это позволило отнести большинство из них к так называемому стеклу fajon de Venice. Два фрагмента можно отнести к собственно венецианской продукции.

Fajon de Venice Glass from Excavation in Moscow and Other Cities (Mangazeya, Vyazma).pdf Внимание к поздним слоям при раскопках русских городов позволило обнаружить большое количество фрагментов стеклянных сосудов. Зачастую они представляют собой мелкие обломки, которые трудно идентифицировать. С этой точки зрения более информативны фрагменты с декором. Для рассмотрения мы выбрали один определённый вид декора - цветные нити и палочки, расположенные в толще стекла - так называемое филигранное стекло. Выбор именно этого вида связан с тем, что он легко определяется даже на небольших фрагментах, разнообразен по цвету, выполнен в характерной, хорошо изученной технологии. Судя по литературе, встречаются они во многих городах России и Украины. Надо отметить, что авторы статей не всегда верно определяют технологию нанесения декора и описывают подобные находки как расписные. Для данной публикации нами детально изучены сделанные в этой технологии фрагменты из Москвы, Вязьмы и Мангазеи, которые частично опубликованы [1; 2. С. 71; 3. Рис. 135]. К настоящему времени в материалах Археологической службы Москвы (руководитель - А.Г. Векслер) зафиксировано 442 находки. Из них визуально изучены 269, комбинации цветов рассмотрены для 206, проведён анализ состава для 23 фрагментов. Фрагменты из вяземского региона (Смоленская обл.) происходят из раскопок Т.В. Сергиной: работы в Вязьме 1973 г. - 12 фрагментов, 1988 г.- 21 фрагмент и работы в Дорогобуже 2000 г. - 2 фрагмента. Из них в разное время проанализировано 26 фрагментов. Из раскопок в Мангазее нами визуально изучены 46 фрагментов из раскопок 2011 и 2012 гг. (раскопки Г.П. Визгалова), а также использованы иллюстрации к публикации 2008 г. [3. Рис. 135]. В публикуемой статье представлены результаты изучения морфологии (форма сосудов и цвет сосудов и декора), технологии изготовления и нанесения декора, рассмотрены результаты анализов химического состава. По тем фрагментам, которые имеются в нашем распоряжении, можно, с определённой долей вероятности, восстановить конструкции сосудов, к которым они относятся. Преобладают четырёхгранные закрытые сосуды с невысоким горлом (штофы - рис. 1, 1). На горло штофов, по-видимому, надевали дополнительно свинцовое горло с резьбой (рис. 1, 2), на которое навинчивали свинцовую крышку. Изредка встречаются небольшие стопы на поддоне (6 фрагментов), у которых тулово округлое - расходящийся конус (рис. 1, 3), один фрагмент (рис. 1, 5) можно интерпретировать как нижнюю часть вазы (рис. 1, 4). Цвета основы разнообразны. Преобладают естественно окрашенные стекла: серо-голубые, оливковые, серые (здесь цвет зависит не от специально добавленных красителей, а от примеси окиси железа в основных стеклообразующих). Встречаются также синие и пурпурные. Цвета палочек, использованных для декора -белые, красные, синие, жёлтые, изредка встречаются зелёные. Они могут быть наложены как по отдельности, так и в различных комбинациях (рис. 2). Нами рассмотрены комбинации цветов в выборке из 203 фрагментов из раскопок Археологической службы г. Москвы. Из 4-х основных цветов - красные, синие, белые, жёлтые - зелёные встречаются очень редко и на мелких фрагментах, что не позволяет изучить их сочетания с другими цветами. Всего возможно 15 вариантов сочетаний четырёх признаков. Однако, как показывает детальное рассмотрение выборки, в ней совсем нет сочетаний белого и жёлтого цветов; синего, белого и жёлтого; единичны синие полосы и жёлтые полосы без сочетания с другими цветами; сочетания жёлтого с синим и белым. Наиболее многочисленны белые полосы без других цветов и сочетание красного с белым. Помимо цвета палочек разнообразие декору придаёт вид палочек - они могут быть как сплошными, так и составленными из отдельных нитей, которые, в свою очередь, могут быть наложены параллельно (рис. 2, 3, 6) или закручены, образуя сетку (классическая филигрань). Филигранные полосы, по преимуществу, белые и сочетаются с белыми (рис. 2, 1), или красными сплошными полосами, однако встречаются и двухцветные, в которых белые нити сочетаются с красными (рис. 2, 2, 6) или синими. Составные нити также, в основном белые (рис. 2, 3, 5, 6), сочетаются со сплошными белыми или с красными. Относительно поверхности сосуда встречаются как плоские (рис. 2, 1, 2, 5, 6), так и выпуклые (рис. 2, 3, 4, 7). Всё это, в сочетании с разными цветами основы, создаёт большое разнообразие внешнего вида сосудов при их стандартной форме. Рис. 1. Формы сосудов: 1 - реконструкция штофа; 2 - верхняя часть штофа со свинцовым горлом - Москва, № 11481; 3 - нижняя часть стакана на поддоне - Москва, № 726; 4 - аналогия - к № 5 [8], № 11; 5 - донце на поддоне - Москва, № 18223 ■ 1 ■ Рис. 2. Виды палочек: 1 - № 32; 2 - № 727; 3 - № 725; 4 - № 1243; 5 - № 341; 6 - № 1; 7 - № 26; 1-5 - Москва; 6-7 - Вязьма Сосуды изготовлены по технологии венецианской филиграни, подробно описанной Н.Н. Качаловым [4. С. 114-118]. Она распадается на два этапа. На первом изготавливают полосы (рис. 3), на втором полосы накладывают на заготовку, а затем производят разнообразные манипуляции для изготовления самого сосуда (рис. 5). При изготовлении палочек цветные нити накладывают на бесцветную основу. После этого заготовку можно вытянуть - тогда нити останутся вертикальными, или закрутить, чтобы получить сетку. Это позволяет добиться различного вида переплетения нитей (рис. 3). Затем палочки накладывают на заготовку сосуда (рис. 3/ 2, 3, 4). В зависимости от степени разогрева нитей и наложенных палочек, они могут выступать на поверхности сосуда или глубоко погрузиться в стенки (рис. 2; 4). После этого заготовку покрывают тонким слоем жидкого стекла. Увидеть, что это наклад, а не роспись, можно только разглядывая дно сосуда, где иногда виден срез палочки (рис. 2, 2, 4). Для наклонного расположения нитей заготовку дополнительно закручивают (рис. 5). Это также можно увидеть на донце сосуда. Получившуюся заготовку дорабатывают: туло-ву придают нужную форму, смотря по тому, какой сосуд хотят изготовить, формуют дополнительные элементы. Для получения штофа верхнюю часть сжимают специальными щипцами и вытягивают горло, при изготовлении стоп на низ заготовки накладывают нить, образующую поддон. Узорчатые стволики для изговлення филигранных стеклянных изделий Извлечённая из форма заготока с приставшими стерженьками Обработка заготовки со стерженьками Второй набор стекла на обкатанную заготовку Рис. 3. Нанесение палочек на заготовку сосуда. Источник: [4. Рис. 77-82] Раз дум анис стеклянной заготовки в форме со стерженьками Форма со вставленными в неё стеклянными стерженьками Химический состав изучен у 47 фрагментов. Были применены различные методы анализа: спектральный количественный (лаборатория археологической технологии Института истории материальной культуры (СПб.) - А.Н. Егорьков), спектральный полуколичественный (лаборатория кафедры археологии исторического ф-та МГУ - Ю.Л. Щапова), рентгено-флюоресцентный (Е.И. Александровская), для одного фрагмента использован микрорентгенофлуоресцент-ный анализ (Институт нефтегазовых технологий Казанского федерального университета - Б. Гареев и Г. Баталин). Интерпретация результатов анализов проводилась по методике Ю.Л. Щаповой [5. С. 99-108] и Т. Ставярской [6. S. 24-27], что позволяет путём несложных подсчётов определить набор основных стек-лообразующих красителей, обесцвечивателей, а также установить источник щёлочного сырья. При полуколичественном анализе результаты выражаются не в числах, а в рангах концентрации, причём максимальная концентрация обозначается «1» (много), минимальная - «7» (мало). Следовательно, с этими данными невозможно производить вычисления, поэтому определетральной Европы, а золы растений пустынной зоны -для стеклоделия Южной Европы, в частности, Венеции. Детальное изучение указанной группы сосудов позволяет относить их к так называемому стеклу fagon de Venice: сосудам, сделанным по венецианской технологии, но за пределами Венеции. Однако цветные палочки, использованные для декорирования, возможно, производили в Венеции, откуда они как полуфабрикаты расходились по всей Европе. Два фрагмента, сваренных на золе Calidium capsicum, можно отнести к венецианской продукции. Поскольку до конца XVII в. в России не было собственного стеклоделия, то стеклянные сосуды, найденные в слоях XVI-XVII вв. можно рассматривать как импорт. В XVII в. основная торговля с западными странами производилась через Архангельск, куда прибывали корабли с товарами [7. С. 100]. Возможно, с этим связано присутствие подобных сосудов в северных и сибирских русских городах этого времени. В заключение можно высказать кое-какие замечания о назначении рассмотренных сосудов. Ваза и стопы (см. рис. 1, 3, 4) явно относятся к столовой посуде. Что касается штофов - наличие свинцового горла под свинцовую же крышку может свидетельствовать, что их использовали для транспортировки дорогих крепких спиртных напитков - настоек и наливок. Можно предполагать, что на фоне цветного содержимого особенно ярко выделялись цветные полосы на стенках. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Здесь и далее номера даны по каталогам стеклянных находок, составленным автором.

Ключевые слова

fagon de Venice glass, chemical content of glass, glass technologies, ancient glass, стекло fajon de Venice, химический состав стекла, технология стекла, древнее стекло

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лихтер Юлия АбрамовнаООО «Археологические изыскания в строительстве»кандидат исторических наук, советник по наукеJulialikhter@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Glas aus zwei Jahrtausenden. Bestaende der Galerie von 700 v. d. Zt bis 1975. Staatliche Galerie Moritzburg Halle: Staatliche Galerie Moritzburg, 1977. 98 s.
Захаров В.Н. Западноевропейские купцы в России. Эпоха Петра I. М. : РОССПЭН, 1996. 345 с.
Stawiarska T. Szkla z okresu wplywow rzymskich z Polnocnej Polski. Studium technologiczne. Ossolineum. Wroclaw etc., 1984. 156 P.; tab., map.
Качалов Н.Н. Стекло. М. : Изд-во АН СССР, 1959. 466 с.
Щапова Ю.Л. Древнее стекло. Морфология, технология, химический состав. М. : Изд-во МГУ, 1989. 120 с.
Лихтер Ю.А., Сергина Т.В. Химия и технология стеклянных изделий Северо-западного региона Смоленской области // Археология Подмос ковья. М. : ИА РАН, 2008. Вып. 4. С. 69-92.
Визгалов Г.П., Пархомович С.Г., Мангазея: новые археологические исследования (материалы 2001-2004 г.). Екатеринбург ; Нефтеюганск : Магеллан, 2008. 296 с.
Векслер А.Г., Лихтер Ю.А. Об одном типе стеклянных находок из культурного слоя Москвы XVII в. // Труды конференции «Древние ремес ленники Приуралья». Ижевск, 2001. С. 365-375.
 Стекло fajon de Venice из раскопок в Москве и других городах (Вязьма, Мангазея) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/10

Стекло fajon de Venice из раскопок в Москве и других городах (Вязьма, Мангазея) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/10