Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (от 1960-х до 2010-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI: 10.17223/19988613/58/19

Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (от 1960-х до 2010-х гг.)

Предпринята попытка на основе материалов фототеки ИИЯЛ УНЦ РАН проследить развитие практики паломничества башкир к целебным источникам в период с 1960-х гг. по настоящее время. Для сравнения выбраны два объекта: источник у горы Нарыстау в Миякинском районе и Ассинский целебный родник в Белорецком районе Республики Башкортостан. На данных примерах прослеживается характерная для первой четверти XXI в. трансформация практики паломничества от локальных форм к более масштабным вариантам.

Objects of the sacred landscape of the Bashkirs in the materials of the photographic library of the department of ethnol.pdf Сакральный ландшафт башкир весьма богат и разнообразен: практически каждый населенный пункт имеет или имел в прошлом свои почитаемые объекты: горы, родники, ущелья, скалы. В данной статье мы остановимся на двух разных по содержанию объектах почитания: источнике у горы Нарыстау в Миякинском районе и Ассинском целебном роднике в Белорецком районе Республики Башкортостан. В фонде фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (ИИЯЛ УНЦ РАН) содержатся их фотографии, сделанные разными поколениями этнографов с полувековой разницей: в 1960-1970-е и 2010-е гг. [1]. Культ водных источников - родников, ключей, колодцев, рек, озер - явление, распространенное во всем мире. У башкир он также получил широкое распространение и, трансформируясь, продолжает существовать в настоящее время [2. С. 26]. Одно из его проявлений - почитание святых источников с целебной, исцеляющей водой. Повсеместно на территории проживания башкир имелись, а зачастую сохранились и до наших дней, родники, вода которых наделялась особыми, сверхъестественными исцеляющими свойствами. Как правило, каждый из них имеет легенду, предание, объясняющие святость его происхождения. Так, источник под горой Ауштау в Учалинском районе республики считается забившим после трагической гибели на этом месте миссионера из восточных стран, распространявшего ислам. Минеральный источник, на базе которого возник санаторий Танып в Аскинском районе, по преданию, возник в конце XVIII в. у могилы паломника, который, возвращаясь из хаджа в Мекку, умер на этом месте. Он издавна почитался местным населением, а впоследствии выяснилось, что его вода по химическим свойствам идентична термальным источникам чешских Карловых Вар. В полуверсте от известного мавзолея средневекового мусульманского миссионера Хусейн-бека в Чишминском районе в начале прошлого века также существовал святой родник под названием Сынтар. Современник оставил описание колодца: «Из высокой травы выходит небольшой сруб, обшитый досками; к задней стороне сруба прикреплен столб, а на нем доска с арабской надписью. Ключ закрыт сверху доской, на которой стоит ведерко, а на самом верху столба хранится железный ковшик. Правоверный, побывав на могиле святого, считает своим долгом испить целебную для души воду ключа^ В начале лета здесь бывает масса паломников-мусульман» (фото 1) [3. С. 84-85]. В целом большая часть историй о происхождении святости таких источников так или иначе имеет исламский характер и связана с мусульманскими святыми, направлением течения воды на Киблу (Мекку) и прочими обстоятельствами. Первый из рассматриваемых нами объектов - источник под названием Зыяратлы койо (Зыяратлы койо - от башкирского зыярат (могила) и койо (источник, родник); другое название Изге Гали (Изге Fane - Святой Гали)) - на сегодняшний день, пожалуй, самый популярный источник у мусульманского населения края. Родник бьет рядом с горой Нарыстау в долине реки Демы, в 1,5 км от деревни Ильчигулово. Он известен в первую очередь по захоронению святых (аулия (эулиэ)), находящемуся на вершине горы. Среди материалов фототеки отдела этнологии ИИЯЛ УНЦ РАН имеется фотография источника, датированная 1963 г. (фото 2). Снимок черно-белый, сделан в ходе I этнографической экспедиции ИИЯЛ С.Н. Шитовой. На фотографии видно, что родник обнесен кладкой из камня-плитняка. С одной стороны каменной конструкции из-под не- 132 Ю.А. Абсалямова, Р.Х. Исламова большого отверстия выходит вода. Судя по изображению, она сверху закрывалась плетнем, который можно было убрать; видимо, для того, чтобы набирать воду из колодца, находящегося внутри. Сам источник расположен в открытой местности, рядом в кадре не видно никаких сооружений, деревьев, домов и пр. Фото 1. «Священный колодец Сынтар» [3. С. 84] Фото 2. Родник у деревни Ильчигулово Миякинского района БАССР. 1963 г. Фото С.Н. Шитовой В настоящее время это место изменилось до неузнаваемости. О причинах этого речь пойдет ниже. Сейчас здесь расположен целый комплекс, включающий сруб над источником, купальню, мечеть, а также металлическое сооружение в форме шатра на вершине горы над самим захоронением святых (фото 3-6). Фото 3. Родник у деревни Ильчигулово Миякинского района Республики Башкортостан. Общий вид. 2017 г. Фото 5. Мечеть рядом с горой Нарыстау. 2017 г. Фото 4. Родник у деревни Ильчигулово Миякинского района Республики Башкортостан. 2017 г. Фото 6. Шатер с надгробием над могилой святых на горе Нарыстау. 2017 г. Место это издавна почиталось, причем не только среди местного населения. По словам информаторов, еще в 1920-1930-х гг. сюда на верблюдах приезжали паломники из Казахстана и Средней Азии [4. С. 138]. Здесь, на площадке высокого сырта, расположен це-л^1й средневековый некрополь Ильчигулово-IV, куда Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии 133 входят Нарыстау и близлежащие горы [5. С. 103]. Это место, известное также как Ногайское кладбище, состоит из раннемусульманских захоронений XII-XV вв. Большинство курганов сейчас уже сравнялось с землей, а ранее они были обложены камнями [4. С. 14]. В народной памяти сведения о принадлежности могил несколько противоречивы. Первая версия - наиболее популярная до недавнего времени - приписывает могилы на горе Нарыс эпическим героям Идукаю (И^укзй), за образом которого кроется легендарный темник Золотой Орды Едигей (1352-1419) и его сыну Мурадыму (Мора^ым; исторический Нураддин (| 1440). Некоторые считают, что на горе Нарыс погребен Идукай, а на соседней - Мурадым [Там же. С. 138]. Однако, несмотря на растиражированность данного варианта, по нашим материалам, Идукаю и Мурадыму местное население отводит не основную гору, рядом с которой выходит родник, а соседнюю, находящуюся в полукилометре к западу. По другим сведениям, на горе Нарыстыу находится захоронение святой женщины (аулия) с ребенком; при этом на соседнею гору информаторы помещают могилу двух батыров (записано в 2011 и 2017 гг.). Первая версия подкрепляется самим текстом башкирского эпоса «Идукай и Мурадым», в котором повествуется о борьбе башкир за освобождение от монгольского владычества. Главный герой Идукай предстает объединителем башкирских племен, бесстрашным батыром. Он погибает после многочисленных битв, а перед смертью завещает положить свое тело на белого верблюда и похоронить в том месте, куда он его привезет. Таким образом, Идукая хоронят на горе Нарыс: «И^укэй^ец Ksy^shcH Лк нарына адкан hуц, Лк нары алы.п kutksh hyg Куп каялар yткsн, ти, Куп кыударды кискэн, ти, Бвтэ яуды эйэртеп Нарыд таyFа еткэн, ти. Шунда туктап, каранып, Нарыд таудыц итэге Бер тубэгэ суккэн, ти» После того как тело Идукая Повесили на его белого верблюда, После того как белый верблюд увез его Прошел много скал, говорят, Перешел много рек, говорят, Повлекши за собой все войско, Дошел до горы Нарыс, говорят, Остановившись там, осмотревшись, На подножье горы Нарыс Побежал галопом на одну из вершин, говорят» [6. 1695-се бит]. Его сын Мурадым пал от рук врагов на р. Сакмара, что находится по другую сторону Уральских гор. Но завещал похоронить себя рядом с отцом [4. С. 138]. Еще одна версия, записанная башкирскими языковедами А.А. Камаловым и Ф.У. Камаловым, приписывает захоронение на горе Нарыс Гали-батыру (Гр.ли-батыр), образ которого восходит к историческому Али ибн Абу Талибу, сподвижнику Пророка Мухаммада, его зятю и двоюродному брату. Али - широко распространенный во всем исламском мире персонаж преданий, легенд, сказок. В башкирском фольклоре он предстает как красивый юноша, батыр, сражающийся против врагов своего народа, обладающий волшебной саблей. Его верный конь по имени Дуль-дуль умеет летать. Однажды Гали-батыра смертельно ранят, и конь уносит его, чтобы тело хозяина не досталось врагам. Хоронят батыра на горе Нарыстау со всеми почестями, а у подножья горы на месте следов Дуль-дуля начинает бить родник с целебной водой, который называют Изге Fsле (Святой Гали). Больные, испив воды из родника, выздоравливают, уставшие наполняются силой [7. С. 249-250]. Первые археологические исследования здесь были проведены во второй половине XIX в. Н.М. Малиевым. В 1986 г. башкирским археологом Г.Н. Гарустовичем в ходе археологической разведки было обнаружено семь новых курганов и могильников разных эпох. В ходе исследования выяснено, что выкладка на вершине Нарыстау являлась пустой, а на соседней находилось захоронение мужчины-воина со следами рубленой раны. Оно отнесено к кочевникам XIV в. [5. С. 103]. Но уже в 2010-х гг. появилась новая версия, которая сразу же вытеснила предыдущие. Ее авторами стали местные последователи суфизма: по сведениям, полученным от своего духовного наставника с Северного Кипра - главы суфийского ордена Накшбандийа шейха Назима Адиль аль-Кубруси аль-Хаккани, - которому было ниспослано откровение, они озвучили версию о принадлежности захоронения двум сподвижникам Пророка Мухаммеда (сахабам), посланным в 630-х гг. для проповедования ислама башкирам [8]1. Версия была очень быстро растиражирована в СМИ, Интернете. С этого времени начинается новый всплеск интереса к памятнику. Популяризации памятника способствовали сооружение над могилой красивого металлического шатра при поддержке республиканского благотворительного фонда [9], установление надмогильных плит с именами сподвижников. Впоследствии рядом была построена мечеть, подсобные помещения, в том числе комната для совершения омовения. Сегодня территория, на который находится родник, ограждена забором. Сам родник, как было уже сказано, почитался издавна и славился целебной водой. По преданию, местному жителю в Мекке во время совершения хаджа (конец XIX в.) сказали, что ему нет надобности набирать воду из священного источника Зам-зам, так как источник на его родине обладает такими же чудодейственными свойствами. Здесь надо отметить, что традиция наделения воды из почитаемых источников свойствами воды Зам-зам распространена у башкир и встречается применительно и ко многим другим объектам. Несмотря на известную сакральность, в советские годы родник использовался большей частью с утилитарными целями. В 1980-х гг. над ним поставили небольшой сруб, внутри которого сделали колодец для охлаждения молока из находившейся поблизости молочной фермы деревни Ильчигулово. Однако он по-прежнему наделялся особыми свойствами. Когда в начале 2000-х гг. вода в роднике стала убывать, местное население объяснило это тем, что местный предприниматель собирался организовать продажу воды и даже установил там насос. Только после того, как он оставил свою затею, уровень воды поднялся вновь [10]. Сакральность места выражается также в распространенном поверье о том, что человеку с недобрыми помыслами в роднике показывается жаба либо змея. И наоборот - те, кто приходит с чистой душой, видят там золотую рыбку. В 2010-е гг., когда паломничество к источнику приобрело республиканский масштаб, рядом с источником построили купель с разделением 134 Ю.А. Абсалямова, Р.Х. Исламова на мужскую и женскую половины. Считается, что троекратное окунание в воду источника позволяет излечиться от многих болезней. В настоящее время к источнику приезжают со всей республики и из соседних регионов, причем часто встречаются и паломники-немусульмане. Более того, сюда организуются как религиозные, так и обычные туристические однодневные туры из Уфы, находящейся в 160 км. Причиной такого массового паломничества стало несколько факторов: во-первых, новая версия происхождения, которая связывает объект с одними из самых уважаемых в исламе личностей - сахаба-ми, во-вторых, возможность широкой пропаганды благодаря Интернету (так, Google на запрос «Нарыстау сахабы» выдает 1 280 результатов) и, наконец, существенная финансовая поддержка благотворительного фонда, благодаря которой место паломничества превратилось в целый мемориальный комплекс с мечетью, купелью, облагороженным родником и прочей инфраструктурой. Другой объект, рассматриваемый нами, - целебный родник в селе Ассы Белорецкого района республики, в предгорьях хребта Зилмердак. Ассинские минеральные источники в настоящее время являются гидрогеологическим памятником федерального уровня. Ассы - древняя башкирская деревня, в конце XVIII в. в ней проживали 168 жителей, в середине XIX в. - 420, в 1920 г. - 708. Целебные источники издавна использовались местным населением. Они выходят из-под земли на месте впадения речки Туз-елга (То^-'^^к^а, башкирское Соленая река) в реку Большой Инзер. На протяжении двух километров по левому берегу реки на поверхность выходят 17 родников, в 14 из них - минерализованная вода. Впервые свойства источников описал академик Ф.Н. Чернышев в 1889 г., исследовав их воду в Петербургском горном институте. В 1901 г. проба воды была выслана в Берлинский университет для анализа, по результатам которого оказалось, что по химическому составу она близка к водам Киссенгокских источников. В 1953 г. здесь начинает работать водолечебница, минеральную воду стали использовать при заболеваниях желудочно-кишечного тракта [13. С. 88]. В 1991 г. был налажен разлив минеральной воды «Ассинская». А в 2001 г. на базе источников был основан известный бальнеотерапевтический курорт «Ассы», который специализируется на лечении заболеваний костно-мышечной системы, заболеваний кожи, нервной системы. В фототеке ИИЯЛ УНЦ РАН хранится фотография колодца с лечебной водой и грязью, находившегося в селе Ассы. Фотография датируется 1975 г., сделана в ходе полевого выезда сотрудником сектора этнографии М.Г. Муллагуловым (фото 7). Фото 7. Источник с целебной водой и грязью. С. Ассы, 1975 г. Фото М.Г. Муллагулова Фото 8. Ассинский минеральный источник. С. Ассы, 2016 г. Фото 9. Бетонный колодец внутри сруба Как было отмечено выше, местные жители с давних пор использовали эту минеральную воду источника при желудочно-кишечных заболеваниях. Кроме того, ее применяли в виде ванн при заболеваниях опорнодвигательного аппарата. По сравнению с ильчигулов-ским родником ассинский источник в прошлом веке был обустроен более основательно, над ним имелся небольшой бревенчатый сруб. На территории республики вдоль трасс можно встретить много родников, над которыми для удобства сооружены схожие строения, которые защищают их от мусора. Родники в целом при полукочевом образе жизни были важным источником воды, и за ними всегда был налажен уход. До настоящего времени в отдельных деревнях сохра- Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии 135 няется традиция ухода за родниками, хотя и не в той степени, в какой она была распространена в прошлом. Истоки родника очищаются от ила, камней, мусора, над ними устанавливаются срубы. Русла родников также регулярно очищаются от упавших веток, крупных камней. В целом традиционное отношение к воде было более трепетным. По сообщениям информаторов, в недавнем прошлом ее расходовали довольно экономно. И это несмотря на обилие воды - башкиры, как известно, всегда выбирали место для деревень по берегам рек и озер. Расточительное использование воды (сарыф итеу) приравнивалось к греху: «.hыу^ыц хакы ^ур, артыFын momoHopFa ярамай» (Цена воды велика, ее нельзя тратить больше необходимого); «.hыу алтынДан Да киммзт» (Вода дороже золота). Не разрешалось попусту ее выливать, использовать сверх необходимого. Грязную воду после стирки выливали в определенное место во дворе (кеше аяFы баQмаFан урын - там, куда не ступает нога человека), иначе земля «обижалась» (ер рзнйей). В прошлом, исключая период половодья, башкиры часто использовали в качестве питьевой речную воду. И это было одной из причин того, что запрещалось в реку выбрасывать мусор, стирать, загрязнять ее, плеваться или сморкаться в нее. На фото 8, сделанном в 2016 г., бревенчатый сруб стоит уже в другом месте (как отмечалось выше, минеральных источников всего четырнадцать). Если на фото 7 вода явно пробивается у подножья горы, то здесь источник выходит на ровной местности, причем посреди населенного пункта. Сам сруб выглядит намного более ухоженно, выкрашен, декорирован. На нем висит табличка, указывающая, что внутри находится выход минерального источника. Внутри для удобства набирания воды поставлен бетонный круг, на нем закреплен ковш (фото 9). Таким образом, источник пригоден для круглогодичного использования. После того как на базе источника был построен санаторий и он приобрел известность в республике, местные жители также стали использовать эту целебную воду в коммерческих целях. Они предоставляют места для проживания и устраивают у себя во дворе ванны для желающих полечиться. Во многих дворах имеются специальные домики для постояльцев. По словам жителей, желающих лечиться в таких условиях много. Таким образом, оба объекта в течение полувека претерпели существенную трансформацию. Если раньше их почитание / использование носило местный характер, то сейчас оба памятника известны на всю республику. Первый стал местом массового паломничества и приобрел республиканское значение. Неузнаваемо преобразился он и внешне: на некогда пустом поле с малозаметной каменной конструкцией над родником сейчас расположился целый комплекс с надгробным шатром, мечетью, купальней и прочими сооружениями. Второй объект также сильно преобразился, однако его изменения связаны с тем, что источник стали использовать в медицинских целях не только в республиканском, но и во всероссийском масштабе. ПРИМЕЧАНИЯ 1 На надмогильных плитах написаны имена сахабов (сподвижников пророка Мухаммада) - Зубаир бин Заит и Абдуррахман бин Зубаир. Основанием для этого стали сведения из сочинения «Таварих-и Булгария» под авторством Хисамутдина бин Шарафтудина Булгари Мусли-ми. В нем называются имена сахабов (Абд ар-Рахман бин Зубаир, Зубаир бин Джада, Талха бин Усман), посланных в Булгар с миссионерской целью. Однажды зимой заболела дочь булгарского царя Туй-бике, и миссионеры при помощи веника из веток березы, выросшей из посоха, вылечили ее, выпарив в бане. Увидев такое чудо, булгары приняли ислам; двое из сподвижников уехали в Аравию, а Зубаир бин Джада женился на Туй-бике [11. С. 142]. При этом посетивший Булгар в XII в. Абу Хамид ал-Гарнати записал у булгар схожее предание, но там уже речь шла о бухарском купце, излечившем булгарского царя и его жену [12].

Ключевые слова

фототека, сакральный объект, ландшафт, phototech, sacred object, landscape, holy sources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Абсалямова Юлия АликовнаУфимский научный центр Российской академии науккандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературыyuli81@mail.ru
Исламова Резеда ХарисовнаУфимский научный центр Российской академии наукаспирант отдела этнологии Института истории, языка и литературыisrezeda@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Фототека Отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН: собиратели, коллекции / сост. Р.Х. Исламова; отв. ред. А.В. Псянчин. Уфа, 2016
Абсалямова Ю.А. Вода и святые источники в системе традиционных религиозных представлений башкир // Этногенез. История. Культура : I Юсуповские чтения : материалы междунар. науч. конф. Уфа, 2011. С. 26-29
Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М., 1909
Миякинский район - родина Акмуллы / сост. Р.М. Валиахметов, Р.З. Шакуров. Уфа, 2006
Бахшиев И.И., Тузбеков А.И. Археологические памятники как объекты сакрализации // Известия Уфимского научного центра РАН. 2015. № 4
Башҡорт халыҡ ижады. Тарихи ҡобайырҙар, хикәйәттәр (иртәктәр). Өфө, 2000. 5-се том.
Камалов А.А., Камалова Ф.Ү. Башҡорт теленең тарихи-этимологик топонимик һүҙлеге. Өфө, 2007.
Башҡортостан - әүлиәләр иле. Өфө, 2012.
Новая мечеть у горы Нарыстау // Урал : благотворительный фонд. URL: http://xn--80ab5asof.xn--p1ai/news/248/
Полевые материалы. Миякинский район РБ, д. Ильчигулово. Информатор: Расаева Найля, 1958 г.р.
Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. : «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булга-рия». Татарские шаджара. Казань, 1972.
Абу Хамид ал-Гарнати. Ясное изложение некоторых чудес Магриб. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Garnati/frametext1.htm
Геологические памятники природы России. М., 1998.
 Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (от 1960-х до 2010-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI:  10.17223/19988613/58/19

Объекты сакрального ландшафта башкир в материалах фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (от 1960-х до 2010-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI: 10.17223/19988613/58/19