О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере «Малой стелы из Дахлы») | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI: 10.17223/19988613/58/21

О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере «Малой стелы из Дахлы»)

Статья посвящена некоторым аспектам бытования образа Сета в оазисах на примере так называемой «Малой стелы из Дахлы» (Музей Ашмолиан, № 1894.107.b), датирующейся III Переходным периодом. Автор рассматривает трансформацию, которая произошла в образе Сета в оазисах. Изображение Сета на стеле нетипично - здесь изображен Сет (Сутех) с головой сокола, на которой помещен солнечный диск, что связано с эволюцией его образа, начавшейся с периода Нового царства.

On some aspects of the veneration of Seth in the oases (on the example of the Smaller Dakhla stela).pdf Период процветания и развития культа бога Сета в эпоху Нового царства сменился его упадком, начавшимся в III Переходный период. Формирование образа Сета с этого времени во многом определялось локальными особенностями территории страны. В этот период внутри Египта образ Сета был полностью демонизирован и его культ перестал развиваться. Основными причинами, послужившими поводом негативного восприятия образа Сета после периода Нового царства, стали отождествление с Сетом иноземных завоевателей Египта и отрицательная роль Сета в мифе об Осирисе [1. P. 141-151; 2. P. 59-68; 3. P. 19-40; 4. P. 396-430]. Но в оазисах Западной пустыни Дахла (Dzdz) [5. P. 976-979; 6] и Харга (Knmt) [5. P. 907-910; 6] он продолжал свое развитие, претерпевая определенную трансформацию. Ее черты прослеживаются, начиная с III Переходного периода, на протяжении которого главным центром почитания Сета являлся город Мут (Мут эль-Хараб) - столица оазиса Дахла с периода Нового царства. Его древнегреческое обозначение звучит как M60ig, а древнеегипетское название точно не установлено [6. S. 189-190]. В период Нового царства Мут эль-Хараб развивался достаточно интенсивно [7]. Здесь находился посвященный Сету храм, который, возможно, являлся важнейшим культовым местом этого оазиса [8. P. 35; 9. P. 158]. Как можно установить по фрагментам храмовых рельефов Тутмоса III, Хоремхеба и династии Рамессидов, а также по другим материальным свидетельствам, храм существовал уже в период Нового царства [10. P. 3-6]. В III Переходный период храм продолжал функционировать и был дополнен новыми декоративными элементами [Ibid. P. 4-6]. Что касается культа Сета, то имеются свидетельства, доказывающие попытки вычеркивания имени Сета путем замены на имена других богов уже в Поздний период [Ibid. P. 5]. К памятникам, отражающим высокую степень почитания Сета в оазисе Дахла, относится так называемая «Малая стела из Дахлы» - иератическая стела периода XXV династии (времени правления фараона Пианхи (рис. 1) [11. P. 165-172], которая содержит сообщение оракула Сета во время 10-го дня 3-го месяца на 24-м году правления Пианхи. В верхнем регистре стелы помещено изображение Сета с головой сокола и с уреем на лбу. Над головой Сета изображен солнечный диск, в руках он держит скипетр-^?^. Слева от Сета стоит божество, которое невозможно идентифицировать из-за повреждений стелы, но предположительно это может быть Амон-Ра, о котором также упоминается в тексте стелы. Справа от Сета стоит даритель, подносящий Сету цветы и благоуханную воду. Текст стелы сообщает, что некто Та-биа, сын Паи (P?y), состоящий на служебной должности, совершает ежедневные подношения пяти хлебов в честь своего отца. Это подношение от его имени выполняет жрец, сын Анх-хор (anx-@rw). Сет наделяется следующими эпитетами: %wtx a? pHty z? Nwt - «Сет, великий силой, сын Нут». «Малая стела из Дахлы» является очень показательным памятником, который демонстрирует, какие изменения стали происходить в развитии образа Сета начиная с III Переходного периода. Содержание стелы интересно прежде всего тем, что отражает почитание двух богов - не только Сета, но и Амона-Ра, о котором в тексте стелы упоминается несколько раз как о чтимом боге. Амон, равно как и Сет, являлся очень значимым божеством в оазисах - в Сиве и Бахарии он почитался как верховный бог [12. P. 423-425], в Дахле наряду с Сетом являлся одним из верховных богов [12. P. 435-437], а храм в Хибисе, в оазисе Харга, был посвящен непосредственно ему. Характерно, что это не первый памятник, где Сет и Амон (или Амон-Ра) оказываются связанными. В храме Сета в Омбосе [13. Pl. LXXIX] времени Нового царства, частично реконструированном при Рамсесе III, жрец Усер-хат (Wsr-H?a-t) добавил дверную перемычку, на которой изображены Амон и Сет, сидящие спинами друг к другу, причем Сет изображен в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Над ними помещено изображение крылатого солнечного диска, а под ними - изображение переплетенных нильских растений. Надпись с левой стороны: «[^] в Карнаке для ка этого, жреца Сета, Усер-хата, праведного голосом^» ([_] m Ipt n k? pn Hm nTr n %tX Wsr-H?t m?a Xrw^). Надпись с правой стороны: «Сет Омбосский, владыка Верхнего Египта, бог великий, владыка неба, чадо прекрасное Ра. Дает восхваление ка твоему, Сет великий силой_» (%tX nbwty nb %m?w nTr a? nb pt sfy nfr ra rdi i?w n k?.k %tX a? pHty ^'). Таким образом, связь Сета с Амоном объясняется их 146 К.Ф. Карлова статусом государственных богов в период Нового царства. В оазисах эта связь сохраняла актуальность вплоть до греко-римского периода. Другой памятник, где сообщается о наличии культа Амона-Ра и Сета, но уже в оазисе Харга, происходит предположительно из Фив. Это кубическая статуя, датирующаяся временем от Позднего периода до раннептолемеевского периода [14. P.158-160]. Владелец статуи -Па-ди-имен-неб-несут-тауи (PA-di-Imn-nb-nswt-tAwy), который в числе прочего являлся жрецом Амона-Ра Южного (Hm(-nTr) Imn-Ransw-nTrw) и Сета - жрец Сета в южных оазисах (Hm-nTr n %wtx n wHAt-rsyt) и жрец жезла Сета (Hm-nTr n p(A) mdw n %wtx) в южном оазисе. Примечательно, что владелец статуи относился к фиванскому жречеству, как об этом сообщают надписи на статуе, и занимался административными вопросами в качестве писца Амона (sS Imn), писца казны (sS pr-HD) и царского счетного писца в южном оазисе, в Хибисе (wHAt-rsyt !b), т.е. в оазисе Харга. Как отмечает Д. Клотц, наличие таких титулов у одного лица подтверждает существование тесных экономических связей между Фивами и оазисом Харга, которые были засвидетельствованы в период от XXX династии до раннептолемеевского времени [15. P. 901-909]. Владелец статуи руководил хозяйственной деятельностью в оазисах, служа в качестве храмового писца Амона в Карнаке, и в то же время являлся жрецом Сета. Это свидетельствует о том, что культ Сета в оазисах имел официальный статус, в отличие от того процесса по вымещению его культа, который происходил в государстве. Рис. 1. «Малая стела из Дахлы» О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере «Малой стелы из Дахлы») 147 Однако определенная трансформация культа Сета все же происходит, и это выражается в первую очередь в изменениях его иконографии, поскольку изображение на «Малой стеле из Дахлы» не совсем типично - помимо того что Сет изображается с головой сокола, над ним помещен солнечный диск, что указывает на связь Сета с солнечным культом. Эта связь не является случайной и получает особенное развитие в период Нового царства. Ближайшей иконографической аналогией является антропоморфное изображение Сета с солнечным диском на голове, помещенное на колонне, относящейся к гелиопольскому храму времени правления Мернептаха, фараона XIX династии [16. P. 84]. Фараон подносит Сету две вазы-и^. Сет держит в руках хопеш и скипетр-w9Й, его эпитет - владыка XIX нома WAbwy. Главная особенность этого изображения Сета, как и в случае со стелой из Дахлы, - помещение солнечного диска на его голове. Такая связь Сета с солнцем может объясняться особенностями развития его образа в период, предшествовавший эпохе Нового царства. Э. эль-Банна полагает, что распространение культа Сета в северовосточной Дельте стало возможным после экспансии гиксосов, среди которых Сет пользовался особым почитанием [Ibid. P. 83]. Однако о возможном наличии культа Сета до прихода гиксосов может свидетельствовать упоминание храма Сета в Гелиополе. От периода Среднего царства известен скарабей принца Ни-маат-ра (Ny-mAat-Ra), на котором помещена следующая надпись: «Князь Гелиополя, Ни-маат-ра, в храме Сета» (HAty-a n Iwnw Ny-mAat-Ra m Hwt-aAt %tX) [Ibid. P. 84]. Другое упоминание о храме Сета в Гелиополе относится к периоду Нового царства. В надписи на кубической статуе Хапи-ха (@apy-Xa) говорится: «_для ка, посвященного в тайны Гелиополя, надзирателя дома Ра, писца жертвенного стола, владыки обеих земель, жреца Хапи-ха, сына Неб-хотепа в доме Сета в (?) Гелиополе» (^и qA и snTr Hry sStA n Iwnw imy-r pr Ra-sS wdHw n nb tAyw Hm-nTr @apy-xa zA Nbw Htp и pr %tX m (?) Iwnw) [17. P. 41:4]. Связь Сета с солнцем выражается также в том, что на стеле он изображен с головой сокола. До этого Сет в антропоморфном облике и с головой сокола изображался только однажды - на фаянсовой печати времени Нового царства, где он в двойной короне стоит в паре с Хором, также увенчанным двойной короной [18. P. 40-41]. Оба божества заключены в картуш и стоят на знаке золота - nbw. Однако это не изображение на памятнике, а третье имя-титул, так называемое «золотое» имя египетского царя, поэтому изображение на стеле из Дахлы все же можно считать первым памятником, изображающим Сета с соколиной головой. Окончательная трансформация Сета в сокологолового бога на памятниках из оазисов происходит при XXVII династии. На рельефе из храма Хибиса в оазисе Харга времени правления Дария I [19. Pl. 43, 77:b ] изображен сокологоловый Сет в двойной короне, в килте Sndyt и с двумя крыльями, пронзающий копьем Апопа. Надпись, сопровождающая изображение, следующая: «Произнесение слов Сутехом, богом, великим силой, богом великим, находящимся в Хибисе. Сделал он даяние жизни подобно Ра, навечно» (Dd mdw и %wtX nTr aA pHty nTr aA Hr-ib @bt ir.и.f di аиХ mi Ra Dd). Начиная с конца III Переходного периода и вплоть до греко-римского времени в оазисах Сет изображается с соколиной головой [20. P. 64]. Его культ по-прежнему сохраняет свое значение, но при этом «Сетово» животное оказывается окончательно вытесненным из оформления памятников. Кроме того, на всех рассмотренных памятниках, связанных с оазисами, имя Сета выписывается 1© как Т %(w)tX в алфавитной форме, без детерминатива «Сетова» животного, которое присутствовало в написании имени Сета на более ранних памятниках, происходящих из оазисов. В основе вымещения животного Сета из изобразительной программы памятников могут лежать две причины, которые и обусловливали развитие образа Сета в указанное время. С одной стороны, происходила негативизация образа Сета, что вызывало изменение его статуса и приводило к запрету на изображение «Сетова» животного и попыткам избежать прямого написания имени Сета. Так, на победной стеле Пианхи Сет упоминается в положительной коннотации, но не прямо, а как сын Нут. Употребление эпитета zA Nwt не является случайным, а связано с его применением к Сету в период Нового царства: «^сын Нут, дает он тебе руки свои» (_ zA Nwt di.f n.k ay.f) [21. S. 24:79]. В письменных источниках Позднего периода образ Сета демонизируется, а сам Сет подвергается воздействию различных магических практик. Это прежде всего такие тексты, как «Книга победы над Сетом» и «Книга отражения зла», и тексты, содержащие описание так называемого «ритуала четырех шаров» [22; 23. P. 349-399; 24; 25]. С другой стороны, параллельно с процессом демонизации образа Сета актуализировалось представление о нем как об одном из двух богов-покровителей царской власти, имеющим, наряду с Хором, соколиную природу. В оазисах утвердилась особая традиция почитания Сета как Сутеха. Сама форма написания имени %(w)tx получила распространение с периода Нового царства как локальная (нижнеегипетская) форма почитания Сета [1. P. 2-3]. Традиционными эпитетами Сета в период Нового царства стали: nTr aA («бог великий»), aA pHty («великий силой»), nb pt («владыка неба»). Особое значение в контексте возвышения культа Сета приобретает эпитет ntr aA - «бог великий», который может употребляться по отношению к разным богам, но с древности связывался прежде всего с солнцем, что подчеркивает первоначальное употребление этого термина наряду с эпитетом иЬ pt - «владыка неба» [26. P. 7]. Особое внимание стоит обратить на то, в какой форме выражается почитание Сета на «Стеле 400-го года» - памятнике Рамессидов, избравших Сета своим богом-покровителем: «_царя Верхнего и Нижнего Египта, великого силой, сына Ра, любимого его, Омбосского, любимого Ра-Хорахте, да существует вечно-вековечно^Сутех, сын Нут, великий силой в ладье миллионов лет, повергающий врагов перед ладьей Ра, великий ревом_» (_иsw-bity %wtX aA pHty zA Ra mry.f иbty mry Ra-@rw AHty wии.f r иHH Dt^ %wtX zA Nwt aA pHty m wiA и HHw Xr Xfty m-HAt wiA и Ra aA hmhmt^) [27. P. 288: 6-7, 9-10]. С помощью эпитетов подчеркивается природа Сета (Сутеха) как бога-покровителя 148 К.Ф. Карлова царской власти и владыки Египта, который получает эту власть через свою связь с солнечным богом или посредством уподобления ему. Таким образом, та форма, в которой выражается почитание Сета на «Малой стеле из Дахлы», демонстрирует проявление ипостаси его образа как солнечного бога. Это связано с той значимой ролью, которую приобрел культ Сета в эпоху Нового царства. В условиях негативизации образа Сета эта базовая ипостась оказалась затененной, но не забытой. В рамках культовой традиции оазисов происходит трансформация мотива связи Сета с солнцем, в ходе которой Сет как защитник Ра и покровитель царской власти приобретает Хоровы черты. Однако образ Сета был многоаспектным, и его иконографическое тождество с Хором объясняется представлением о нем как о крылатом боге неба и солнца, парным Хору. Эти качества Сета могли актуализироваться в определенные периоды египетской истории и способствовать процветанию его культа в оазисах в поздний период египетской истории, независимо от процесса демонизации его образа в официальной идеологии. По-видимому, такое разграничение двух ипостасей одного бога было необходимо ввиду укорененности традиции почитания культа Сета в Дахле и Харге и могло поддерживаться на государственном уровне.

Ключевые слова

Сет, стела, оазисы, Дахла, сокологоловый, солнечный диск, Seth, stela, oases, Dakhla, falcon-headed, sun-disk

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Карлова Ксения ФедоровнаМосковский государственный областной университет ; Институт востоковедения Российской академии науккандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков; научный сотрудник отдела истории и культуры Древнего Востокаkseniadom87@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Velde te H. Seth, God of Confusion. Leiden : Brill, 1967. XI + 168 p
Soukiassian G. Une etape de la proscription de Seth // Gottinger Miszellen. 1981. Hf. 44. S. 59-68
Fabre D. Le dieu Seth. De la fin du Nouvel Empire a l'epoque greco-romaine. Entre mythe et histoire // Egypte, Afrique & Orient. 2001. № 22. P. 19-40
Smith M. The Reign of Seth: Egyptian Perspectives from the First Millennium B C E // Egypt in Transition: Social and Religious Development of Egypt in the First Millennium B C E / L. Bares, F. Coppens, K. Smolarikova, eds. Prague : Czech Institute of Egyptology, Charles University in Prague, 2010. P. 396-430
Porter B., Moss R.L.B. Topographical bibliography of Ancient Egyptian Hierogliphyc Texts, Reliefs and Paintings . Oxford : At the Clarendon press, 1995. Vol. VII: Nubia, the Deserts, and Outside Egypt. 453 p
Wagner G. Les oasis d'Egypte a l'epoque grecque, romaine et byzantine d'apres les documents grecs (recherches de papyrologie et d'epigraphie grecques) I. Le Caire : Bibliotheque d'Etudes, 1987. XXVI + 434 p
Hope C.A., Caper O.E. Egyptian Interest in the Oases in the New Kingdom and a New Stela for Seth from Mut el-Kharab // Ramesside Studies in Honour of K. A. Kitchen / M. Collier, S. Snape, eds. Bolton : Rutherford, 2010. P. 219-236
Hope C.A. Egypt and Libya: The excavation at Mut el-Kharab in Egypt's Dakhleh Oasis // The Artefact: the Journal of the Archaeological and Anthropological Society of Victoria. 2001. Vol. 24. P. 29-46
Kaper O.E. Epigraphic Evidence from the Dakhleh Oasis in the Lybian period // The Libyan Period in Egypt, Historical and Cultural Studies into the 21st-24th Dynasties : Proceedings of a Conference at Leiden University, 25-27. October 2007 (Egyptologische Uitgaven 23) / G.P.F. Broekman, R.J. Demaree, O.E. Kaper, eds. Leiden : Netherlands Institute for the Near East and Louvian - Peeters Publishers, 2009. P. 149-159
Hope C.A. Mut el-Kharab: Seth's city in Dakhleh Oasis // Egyptian Archaeology: the Bulletin of the Egypt Exploration Society. 2005. Vol. 27. P. 3-6.
Janssen J.J. The Smaller Dakhla Stela (Ashmolean Museum no. 1894.107b) // The Journal of Egyptian Archaeology. 1968. Vol. 54. P. 165-172.
Guermeur I. Les cultes d'Amon hors de Thebes: recherches de geographie religieuse. Brepols ; Brepols Publishers, 2005. XI + 664 p. XXI pl.
Petrie W.M.F., Quibell J.E. Naqada and Ballas. London : British School of Archaeology in Egypt, 1895. X +71p. LXXXVI pl.
Klotz D. A Theban Devotee of Seth from the Late Period - Now Missing: Hannover, Ex-Museum August Kestner, Inv. S. 0366 // Studien zur altagyptischen Kultur. 2013. Bd. 42. S. 155-180.
Klotz D. Administration of the Deserts and Oases: first millennium B.C.E. // Ancient Egyptian Administration (HdO 104) / J.C. Moreno Garcia, ed. Boston and Leiden : Brill, 2013. P. 901-909
Banna el E. A propos de quelques cultes peu connus a Heliopolis // Annales du Service des Antiquites de l'Egypte. 1993. № 72. P. 83-94
Bergmann E. Inedirte inschriftliche Denkmaler der kaiserlichen Sammlung in Wien // Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde. 1882. Bd. 20. S. 36-43
Rinsveld van B. Goden en godinnen van het Oude Egypte - Dieux et deesses de l'Ancienne Egypte. Bruxelles : Koninklijke Musea voor Kunst en Geschiedenis, 1994. 63 p
Davies N. de G. The Temple of Hibis in Khargeh Oasis. Pt. III. The Decoration. New-York : The Metropolitan Museum of Art, 1953. XI + 36 p. 80 pl
Kaper O.E. Temples and Gods in Roman Dakhleh: Studies in the Indigenous Cults of an Egyptian Oasis. Ph.D. Groningen : University of Groningen, 1997. 216 p
Schafer H. Urkunden der alteren Athiopenkonige. Leipzig : J.C. Hinrichs., 1905. Heft 1: Urkunden des agyptischen Altertums III. 152 S
Schott S. Urkunden mythologischen Inhalts. Leipzig : J.C.Hinrichs, 1939. Heft 1: Urkunden des agyptischen Altertums VI. 144 S
Goyon J.-C. Textes mythologiques II. Les revelations du mystere des quatre boules // Bulletin de l'Institut franyais d'archeologie orientale. 1975. № 75. P. 349-399
Altmann V. Die Kultfrevel des Seth. Die Gefahrdung der gottlichen Ordnung in zwei Vernichtungsritualen der agyptischen Spatzeit (Urk.VI) Wiesbaden : Harrasowitz Verlag, 2010. XIV + 227 S. (Studien zur spatagyptischen Religion 1)
Fiedler N. Spruche gegen Seth. Bemerkungen zu drei spaten Tempelritualen. Ph.D. Heidelberg : Universitat Heidelberg, 2011. 498 S. URL: http://www.ub.uniheidelberg.de/archiv/13643
Берлев О.Д. Два царя - два солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: the egyptological legacy of Oleg D. Berlev / S. Quirke, ed. Berlin : Achet-Verlag, 2003. P. 1-18
Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Oxford : B.H. Blackwell LTD, 1971. Vol. 2. XXXII + 928 p
 О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере «Малой стелы из Дахлы») | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI:  10.17223/19988613/58/21

О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере «Малой стелы из Дахлы») | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI: 10.17223/19988613/58/21