История развития мужской проституции в зарубежных странах | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/25

История развития мужской проституции в зарубежных странах

Рассмотрена историография одной из наиболее противоречивых в нравственном плане и потому в некотором роде табуированной для проведения научных исследований социальной практики, которой является проституция, а точнее, ее отдельной разновидности - мужской проституции. Сделан вывод, что мужская проституция возникла с момента зарождения цивилизаций, став частью этнокультурной жизни некоторых народов мира.

History of development of male prostitution in foreign countries.pdf С развитием общества связано большое количество различных социальных практик в силу многоаспект-ности мировоззрения человеческих индивидов и наличия возможностей для его практической реализации. Особенным многообразием подобных практик отличается и отличалась интимная (сексуальная) сфера жизни общества, половая жизнь как отдельных его представителей, так и целых социальных групп и общностей. В настоящей статье уделено внимание историографии одной из наиболее противоречивых в нравственном плане и потому в некотором роде табуированной для проведения научных исследований социальной практики - проституции, а точнее, ее отдельной разновидности - мужской проституции. При этом незнание социально-исторической природы данной практики не позволяет в полной мере составить представление о жизни общества в целом и дать подобной практике наиболее объективную нравственную оценку. Анализ этнографических источников свидетельствует, что точное время появления мужской проституции в истории человечества установить довольно сложно. Однако, согласно результатам научных исследований некоторых авторов, такая разновидность проституции в начале XXI в. «празднует» свое пятнадцатое тысячелетие [1. С. 8]. В трудах исследователей истории мужской проституции имеются указания на то, что первоначально она развивалась в трех формах: проституция гостеприимства, религиозная (храмовая, культовая) и меркантильная (легальная) проституция. Первые две формы не могут быть отнесены к проституции в полном смысле этого слова, поскольку выполнение данных действий предписывалось обычаями, правилами поведения, религиозными культами и санкционировалось господствующей моралью. Тем не менее эти своеобразные формы мужской проституции играют важную роль в осмыслении сущности оказания лицами мужского пола услуг сексуального характера на коммерческой основе [2. С. 10]. Религиозная (храмовая, культовая) мужская проституция была распространена в Древнем Вавилоне и других городах Междуречья, в Древнем Египте, Финикии, Карфагене, Армении, Персии, Палестине. Ею имели право заниматься только специальные служите ли храма. Половые акты, носящие как гетеросексуальный, так и гомосексуальный характер, совершались на алтаре и были посвящены богине - покровительнице храма. Согласно мнению некоторых ученых, эта разновидность мужской проституции в то время еще не представляла собой простой товарный обмен секса на деньги или иные материальные выгоды, она мотивировалась религиозными соображениями и строго регулировалось обычаями [3. С. 424]. Религиозное (храмовое, культовое) мужское проституирующее поведение стало одним из главных стимулов для распространения светского гомосексуализма как индивидуального явления и как обычая. Подобное поведение способствовало развитию мужской гомосексуальной проституции. Исходной точкой для последней, так же как и для гетеросексуальной мужской проституции, часто служил храм. Нередко между отдельными группами проститирующих лиц и конкретными храмами устанавливалась тесная взаимосвязь. Так, например, храм Афродиты в районе Афин служил местом для пребывания блудниц, а храм богини Ма в Зеле и Комане - как женских, так и мужских гетер [4. С. 58]. Местом и временем возникновения и развития меркантильной (легальной) мужской проституции можно, бесспорно, считать античный мир [5. С. 148]. Наиболее подробное изучение мужского проституирующего поведения во времена Древней Греции и Древнего Рима принадлежит И. Блоху, который выявил, что главное и доминирующее место в проституции мужчин в этих государствах занимала гомосексуальная мужская проституция, которая выступала в таком же объеме и в таких же многочисленных и разнообразных формах, как и женская проституция. Раннее существование и широкое распространение в Древней Греции мужской проституции, особенно гомосексуальной, объясняется давней традицией однополой любви между мужчинами в этом государстве. Так, например, о мужской проституции упоминается уже в законах Селевка. Во времена Солона повсеместное развитие мужской проституции (чаще детской или подростковой) и сводничества в Афинах потребовало специального контролирующего, или сдерживающего, данный процесс законодательства, знакомством с которым мы История развития мужской проституции в зарубежных странах 177 обязаны Эсхину. Например, один из законов Солона по этому поводу звучит следующим образом: «Если отец, или брат, или дядя, или опекун, или вообще глава семьи отдаст кого-нибудь внаймы для разврата, то Солон не позволяет подать жалобу за разврат на мальчика, а на того, кто его отдал внаймы, и того, кто нанял его, он на обоих возложил равный штраф. А когда мальчик, отданный внаем для разврата, вырастет, он не обязан ни кормить своего отца, ни давать ему помещение; он только должен его похоронить после его смерти и исполнить остальные обряды» [6. С. 175]. Относительно взрослых афинян другой закон Солона определяет, что позволивший совершить над собой непотребство не может быть архонтом, занимать место жреца, выступать в качестве адвоката, а также навсегда лишается права занимать какую-нибудь государственную должность. Начиная с V в. до н.э. наряду с общим распространением педерастии в Древней Греции всюду начинает появляться также гомосексуальная мужская проституция, которая в силу преобладания физического элемента в любви к мужчинам в эллинскую эпоху и во время Империи постепенно достигла таких размеров, что по своему значению перестала уступать женской гетеросексуальной проституции. Будучи неотъемлемым элементом культуры Древней Греции, мужская проституция стала источником вдохновения для древнегреческого изобразительного искусства, заняв в нем целое направление. Кухонная утварь, вазы с изображением эпизодов и сцен мужского проституирующего поведения пользовались весьма большой популярностью у древних греков. Необходимо отметить, что и в настоящее время предметы искусства с подобными изображениями имеют большую цену в сравнении с изображениями иных сфер жизни древних греков. В Спарте, несмотря на то что педерастия в ней также была старинным обычаем, благодаря строгим законам мужская проституция не получила такого широкого распространения, как в Древней Греции. Вместе с тем уже в VI в. до н.э. она достигла обширных размеров в ионийских городах, например в Самосе, потому что находилась здесь под влиянием восточной любви к несовершеннолетним лицам мужского пола, существенно отличной от греческой. Легальная мужская проституция неизбежно стала активно развиваться с того момента, как исчез принцип однополых отношений, который привязывал мальчика к одному мужчине и облагораживал интимно-чувственный элемент педагогическими отношениями. Когда же индивидуальная связь между мужчиной и мальчиком исчезла, и мальчик стал служить предметом вожделения одновременно многих мужчин, это дало новый импульс для развития мужской проституции в период Классической Греции. Мужская проституция была не чужда и Древнему Риму. Она была распространена среди знати благодаря римским военным завоеваниям. Как показывают исследования, к концу существования Римской империи мужское проституирующее поведение получило особый оттенок благодаря введению восточного обычая евнухов, который именно в это время получил большое внимание и существенную роль в общественной жизни римлян [4. С. 153-155]. В эллинскую эпоху произошла перемена во взглядах на идеал мужской красоты, что стало особенно благоприятным фактором для развития определенного типа феминизированных мужчин - кинедов. В этот период наблюдается всеобщая феминизация мужчин: в моду входит бритье лица, культивируются окрашивание волос светлой краской, приготовление косметических средств и мазей. Как следствие, стала более активно развиваться торговля мужчинами своим телом. Клиентами кинедов, благодаря широкому распространению гомосексуальных наклонностей, были представители всех слоев общества, но большинство из них принадлежало к высшим, богатым классам. Главный контингент мужской проституции в это время составляли рабы и военнопленные, а также иностранцы. Рабов готовили для этой цели уже с ранней юности. Проституирующие мужчины старались обращать на себя внимание дорогой, пестрой одеждой и золотыми украшениями. При этом они использовали косметику, духи, отличались женоподобной походкой. Также они пользовались определенными отличительными жестами, применяли условные знаки для привлечения клиентов. Пытаясь пресечь бурное развитие мужского проституирующего поведения, Солон в Афинах законодательно запретил педерастию для рабов, поскольку, по его мнению, подобного занятия достойны только свободнорожденные. В свою очередь, свободному гражданину недостойно вступать в интимные отношения с рабом [5. С. 249]. Также критиковалась проституция рожденных свободными мальчиков, даже из знатных фамилий, и Аристофаном. Тем не менее противостоять ей было довольно сложно. Например, в трудах Петрония встречаются описания соблазнения свободнорожденных мальчиков из знатных семей старшими мужчинами, и из этих описания явно следует, что даже сыновья знатных отцов продавали себя за подарки и что мальчики в школах взаимно поощряли друг друга к проституции. Характерной чертой мужской проституции в Древней Греции и Древнем Риме являлся ее организованный характер. Тайные клубы для мужчин, существовавшие в данных государствах, были одновременно местами для занятий мужской проституцией. Уже в то время приверженцы фригийской богини Котитто, так называемые бапты, устраивали гомосексуальные оргии самого развратного характера в тайных собраниях, на которые допускались одни только мужчины. Такие клубы педерастов существовали в Коринфе и Афинах. В Риме подобные тайные мужские клубы праздновали свои «мужские балы» в честь богини Вопа Веа, причем мужчины одевались в женские костюмы и применяли все тайны туалетного искусства. При всеобщем распространении в древности любви к мужчинам клиенты мужской проституции принадлежали ко всем слоям общества, начиная с самых высших и заканчивая рабами. Колоссальное распространение кинедизма во времена Империи было связано с тем, что императоры первых двух столетий нашей А.М. Смирнов 178 эры, за немногим исключением, лично были клиентами мужской проституции и поощряли ее. Так, исследователи отмечают, что Август держал для своих половых наслаждений мальчика Сарментуса. Тиберий устраивал на острове Капри оргии с мальчиками и ки-недами. Калигула содержал целый ряд мальчиков и в конце концов устроил в своем дворце мужской бордель, доходы с которого брал себе. Еще более прославился в этом отношении Нерон, который не только окружил себя проституированными мужчинами и даже с двумя из них, Спором и Пифагором, вступил в «брак», но и созывал на свои оргии всех представителей проституции, как гетеросексуальной, так и гомосексуальной. Интерес для нашего исследования вызывает то обстоятельство, что, например, Вителлий в молодости сам был проституированным мальчиком Тиберия и продолжал развратный образ жизни, будучи императором. Даже благородный Тит вначале был окружен множеством проституированных мальчиков и скопцов и устраивал развратные пиршества с ними, хотя впоследствии ограничил публичное проявление мужской проституции. Траян также был страстным любителем мальчиков и содержал при дворе многочисленных проституированных мужчин. Время царствования Ге-лиогабала было апогеем развития и публичного поощрения мужской проституции. Размеры, которых достигла такая проституция при Гелиогабале, были так обширны, что его преемник, Александр Север, был вынужден прежде всего выступить со строгими мерами против института евнухов и проституированных мальчиков. Он значительно сократил их число, удалил их с почетных должностей, а многих велел вывезти или даже умертвить. Следует назвать также императора Каринуса (конец III столетия) как ревностного покровителя мужской проституции. Свой дворец он наполнил мимами, проститутками, пантомимами, певцами и сводниками. Из позднейших императоров лишь немногие выступали в роли покровителей мужской проституции. Некоторые из них предпринимали попытки ограничивать ее, как Аврелиан или Тацит. Во времена Римской империи цены на рабов для разврата и вообще на проституированных мужчин достигли невероятной высоты. За первое сношение платили особенно дорого. Неудивительно, что в этой ситуации проституирующие юноши и мужчины очень быстро достигали громадного богатства, выкупали себе свободу если они были рабами, и даже пробивались во власть [4. С. 157-161]. Анализ научных исследований позволяет сделать вывод, что во время Римской империи получил развитие обычай заводить мужчин-метресс, имеющих статус жены. По своему значению они не уступали женщинам, а в политическом отношении даже превосходили их. В этой связи необходимо вспомнить то влиятельное положение, которое занимали некоторые конкубины (возлюбленные императоров. - А.С.), такие как Вини-ус, Лако и особенно вольноотпущенник Ицелус, у императора Гальбы. Всем этим людям повелитель дозволял пользоваться собой и предоставлял им громадную власть. Мужские метрессы нередко приобретали гро мадные богатства, как, например, Филострогос, бывший проституированный мальчик Лициния Суры, относительно которого философ Эпиктет сказал, что никто не пожелал бы купить блестящую судьбу Фило-строгоса такой же ценой, или Тримальхио, мальчиком прибывший в Рим, где он с 14 лет был возлюбленным своего господина и затем получил от него состояние сенатора. Начало многолетней связи между любовником и кон-кубином часто знаменовалось настоящей «свадьбой». Такие свадьбы и венчания между мужчинами не представляли ничего редкого для Древнего Рима. Об императорах Нероне и Гелиогабале историки указывают, что они публично венчались со своими проституированными мальчиками и катамитами [Там же. С. 166]. Широкое распространение гетеросексуальной мужской проституции, особенно во время Римской империи, было обусловлено ревностным спросом на нее со стороны женщин. Такие пользующиеся сексуальными услугами мужчин-проститутов женщины носили даже особые названия, например lecticariola (любительница носильщиков качалок) у Марциала или ludia (возлюбленная гладиаторов) у Ювенала. Сенека в своих произведениях упоминает как об особом виде мужской проституции о бедных мужчинах, которые на время нанимались к богатым женщинам в качестве «супругов» [Там же. С. 169, 171]. Несмотря на широкую распространенность мужской проституции в Древнем Риме, в ней видели опасность того, что всякий, кто продает свое тело за деньги, может с легкостью пожертвовать и общими интересами государства и общества. Именно поэтому не все римские императоры способствовали развитию мужской проституции (особенно педерастической) во времена своего правления. Некоторые из них предпринимали попытки искоренить данное явление в римском обществе. Так, против распространения мужской проституции в Риме был издан относящийся примерно к концу Ш в. до н.э. закон, который наказывал главным образом за соблазн и сводничество по отношению к свободным мальчикам штрафом в 10 тыс. сестерций. Император Домициан старался искоренить проституцию мальчиков и положить конец возмутительному сводничеству в отношении малых детей. Император Филипп Аравитянин уничтожил бордели для мальчиков и запретил разврат с ними. Христианские императоры стали запрещать не только сводничество и мужскую проституцию, но и вообще всякие гомосексуальные отношения между мужчинами, которые карались смертной казнью [Там же. С. 181]. В истории человечества мужская проституция не была чужда и восточным странам, где большее распространение также получила гомосексуальная мужская проституция в сравнении с гетеросексуальной. Она имела свои исторические традиции, представляющие определенный интерес для нашего исследования. В первую очередь это касается связи проституирующего мужского поведения с искусством, а точнее, с хореографией и танцами. Танцы играли одну из ключевых ролей в культурной жизни жителей древневосточных стран. Танце- История развития мужской проституции в зарубежных странах 179 вальные группы были оплотом для жизни и существования проституирующих мальчиков и юношей. Такие танцоры ходили по кофейням, и при желании их можно было вызывать в частные квартиры или постоялые дворы. Очень богатые люди сами содержали подобных мальчиков, которые в Турции были зачастую греческого, а в Персии - грузинского происхождения. Как следует из этнографических источников, мужская проституция, содержащая в себе элементы хореографии, просуществовала в турецких городах до начала XX в., где в праздничные дни на улицах можно было видеть мальчиков, одетых в роскошные женские одежды, с фальшивыми волосами. Они пели, плясали и завлекали мужчин на секс с ними [4. С. 68]. Достаточно продолжительную историю своего развития мужская проституция имеет и в Японии. Но и в этой стране гораздо большее развитие получила ее гомосексуальная составляющая. Об этом как об обыденном явлении упоминает, например, кодекс самурев «Бусидо», в котором упоминается даже такое малораспространенное в рамках западноевропейской цивилизации явление, как гомосексуальная проституция на водных судах [5. С. 251]. Мужская проституция не обошла и Древний Китай. Как и в Древней Греции и Риме, а также Востоке она по большей части носила гомосексуальный характер. В Древнем Китае существовали так называемые яшмовые мальчики удовольствия, которые служили для сексуального ублажения придворных чиновников [7. С. 34-44]. Мужское проституирующее поведение в Древнем Китае и Древней Японии, так же как и на Древнем Востоке, было связано с артистическими элементами. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что женские роли в японских и китайских театрах исполняли почти исключительно юноши. Актеры этих театров, с ранней юности обучаемые всем женским искусствам, составляли главное ядро древнеяпонской и древнекитайской мужской проституции. Мужская проституция в Китае имела профессиональный характер. Для будущих мужчин-проститутов в больших городах существовали специальные высшие школы любви и наслаждения. Похищенные или купленные в большинстве случаев мальчики обучались в них пению, музыке, декламации, рисованию и стихосложению, красивому и древнему письму -в общем всему, что может доставить удовольствие их будущим клиентам. Подобная практика существовала и в Японии, но не с таким качественным подходом. Мальчики, проживавшие в старых японских борделях, обучались не только музыке и танцам, но и всем известным на то время способам соблазнения. Наиболее талантливые из них переходили или продавались в театр, где у них было больше возможностей реализовать себя в профессиональном плане [4. С. 74-75]. На Древнем Востоке мужская проституция не могла развиться так широко, как в Европе, в силу отсутствия больших городов и, соответственно, спроса. Она появилась только в империи халифов, в больших городах, выросших отчасти на почве греческой культуры. Распространению мужской проституции на Древнем Востоке способствовали также учения магометанских гностиков, при том что учение пророка в чистом виде подвергало однополые сексуальные контакты между мужчинами проклятию. Впрочем, первыми очагами распространения мужской проституции, которая чаще всего носила гомосексуальный характер, стали именно священные города Мекка и Медина, помимо этого, являвшиеся центрами развития и распространения музыкального и вокального искусства, мужские представители которого, так называемые моханнат, образовали содружество профессиональных кинедов. Впоследствии моханнат стали типичными представителями мужской проституции и в других арабских городах, например в Багдаде, Бассоре, Куфе и Каире. В итоге мужская проституция на Древнем Востоке развилась до таких размеров, которые напоминают положение вещей во время римских императоров. Моханнат, всегда окруженные большим числом поклонявшихся им мужчин, за плату предлагали свои услуги лицам обоих полов. Костюмом и внешним видом они подражали женщинам: красили руки хной, носили широкие пестрые женские одежды и причесанные, заплетенные косы, пели под аккомпанемент ручного барабана и кастаньет. Подобно сводникам и женщинам-проституткам, они составляли собственный цех. Спрос на мужскую проституцию на Древнем Востоке соответствовал громадному числу проституирующих мужчин, которые обслуживали, прежде всего, высшие сословия. Благодаря знаменитому халифу Гарун аль-Рашиду, при котором гомосексуализм был воспет придворным поэтом Абу Нувасом, мужская гомосексуальная проституция достигла своего расцвета. Анализ исторических источников о жизни общества в восточных странах свидетельствует, что характерной чертой мужской проституции в них является давняя и крепкая взаимосвязь с купаниями и банями (саунами). Так, на магометанском Востоке в банях буквально процветала мужская проституция, носящая по большей части однополый характер. Для мужчин на Востоке купание является главным поводом, чтобы предаваться подобным утехам. Уже в «Сказках 1001 ночи» содержится указание на общественные бани как на главные места для однополых сексуальных сношений. Мужчины-проституты в банях сексуально удовлетворяли не только мужчин, но и женщин. Поскольку по закону доступ мужчинам в женские бани был строго воспрещен, туда часто приводили молодых рабов тайком, переодетых женщинами [Там же. С. 88]. Необходимо отметить, что гомосексуальная банная мужская проституция была развита не только на Востоке, но и в Западной Европе. Среди столиц западноевропейских государств наибольшее распространение она получила в Париже. Так, недалеко от площади Бастилии до сих пор существует баня, в которой, согласно исторической традиции, в пятницу по вечерам с давних пор собираются мужчины для удовлетворения однополых сексуальных потребностей. В свою очередь, Лондон имел гораздо меньше подобных бань, чем какой-либо другой европейский город. Вместе с тем в северной части Лондона также сохранилась до сего- А.М. Смирнов 180 дняшнего дня баня, посещаемая преимущественно пожилыми гомосексуалистами, которым оказывают услуги сексуального характера на коммерческой основе молодые юноши [4. С. 94-95]. Мужская гомосексуальная банная проституция, превратившись в традицию, сохранилась до настоящего времени в специализированных саунах для мужчин гомосексуальной направленности, открытых в крупных городах. Согласно данным научной литературы об истории сексуальной жизни народов мира в Средние века, мужская проституция была более развита на Востоке, чем на Западе. Однако, как справедливо указывают исследователи данного вопроса, из этого не следует, что на христианском Западе она была совсем не распространена. Под влиянием греко-византийских культурных традиций она пользовалась большой свободой и терпимостью [Там же. С. 297]. Италия, принявшая наследие Древнего Рима, «поплатилась» широким распространением мужского проституирующего поведения. В XIV и XV вв. наиболее значительные итальянские города, особенно Венеция и Рим, были центрами достаточно организованной мужской проституции. Именно поэтому итальянские власти в то время принимали все возможные меры, даже связанные с лишением жизни, чтобы ограничить и даже прекратить распространение этого явления в обществе. Так, основываясь на анализе итальянских источников права, следует отметить, что в Венеции предпринимались попытки устанавливать санкции за однополые проявления в оказании платных сексуальных услуг со стороны мужчин. С 30 августа 1443 г. был введен запрет мужчинам под страхом денежного штрафа и тюремного заключения публично появляться в женском платье. С середины XV в. известен ряд свидетельств смертных казней взрослых мужчин, которые пользовались услугами сексуального характеру молодых юношей и мужчин. При этом к смертной казни приговаривались и представители знати. В целях усиления борьбы с распространением мужской гомосексуальной проституции, особенно педерастического характера, в Венеции наказаниям были подвергнуты сводники и сводницы. Так, в предписании от 7 января 1468 г. было указано следующее: «Но так как сводники и сводницы, сводящие с мальчиками и с женщинами для педерастических целей, своими советами, обещаниями и вознаграждением соблазняют и распространяют это отвратительное преступление, то постановлено, чтобы сводники и сводницы подвергались такому же наказанию, как и сами педерасты, если сводничество их послужило причиной педикации мальчика или женщины» (цит. по: [5. С. 273]). Число проституирующих мужчин в Венеции в XV в. было так велико, а хождение их по улицам так свободно и непринужденно, что они составляли серьезную конкуренцию для женщин-проституток. При этом суровые наказания, которым подвергали даже несовершеннолетних проституированных мальчиков, оставались совершенно бесполезными. Любимым местом для прогулок проституирующих мужчин в средневековой Италии были окрестности монастырей крестоносцев и темные углы во дворцах, принадлежавших герцогам Моденскому и Феррарскому, в Венеции. Для встреч с проституирующими мальчиками (кинедами) пользовались также гондолами. Но излюбленными местами для мужской проституции, судя по многочисленным сообщениям, служили цирюльни, владельцы или служащие которых давали значительно больший процент гомосексуалистов и проституированных мужчин, чем другие профессии. Кроме того, для целей мужской проституции пользовались тавернами, борделями и частными квартирами женщин-проституток. В средневековой Франции деятельность проституированных мужчин была до такой степени публичной и заметной, что правительство вынуждено было привлекать пасторов и исповедников, чтобы выяснять положение вещей и, если возможно, помогать делу ограничения этого явления своими проповедями и советами. Таким образом, первые серьезные попытки преследования мужской проституции, как и в целом аморальных половых сношений, началось в Европе в Средние века, во времена расцвета христианства. Так, 2 марта 1455 г. власти Венеции, обеспокоенные ростом мужской гомосексуальной проституции в стране, отдали распоряжение о формировании отрядов надзирателей из числа пожилых дворян, которым вменялось разгонять собрания лиц с гомосексуальной ориентацией. 16 мая 1461 г. властями Венеции было принято предписание для врачей и цирюльников, обязывающее последних доносить о всяком поражении или повреждении заднего прохода у женщины или мужчины, вызванном педикацией. 25 августа 1464 г. был издан закон о наказании смертной казнью через сожжение за содомию [Там же]. На средневековом Востоке с его гигантскими городами мужская гомосексуальная проституция развилась до более значительных размеров, тем более что здесь всюду можно усмотреть греческое влияние, распространявшееся через Византию и вызвавшее, например у арабов, организацию типичного кинедизма, первоначально им чуждого. Греческих проституированных мальчиков можно было найти в Средние века во многих городах Востока и в странах, прилегавших к Средиземному морю. Распутную деятельность профессиональных соблазнителей мальчиков в самой Византии описывает Прокопий. Она была так распространена, что за нее присуждали к самым суровым наказаниям, даже к сожжению на костре. С распространением христианства, несмотря на все старания церкви, мужская проституция не исчезла. Она как явление выжила и в мусульманских странах. Данный вид проституции проник даже в мужские монастырские кельи. С появлением и распространением в конце XV в. сифилиса и других венерических заболеваний отношение официальных властей к проституции резко изменилось, ибо проститутки и проституты были основными носителями этих болезней. В связи с этим с середины XV в., например в Австрии, стали преследоваться мужчины, ведущие распутный проституирующий образ жизни. Их арестовывали, а при повторном изобличе- История развития мужской проституции в зарубежных странах 181 нии в аморальном образе жизни подвергали телесному наказанию в так называемых «смирительных домах». В 1751 г. в целях оздоровления нравственной атмосферы Марией Терезией была утверждена Комиссия целомудрия, просуществовавшая до 1768 г. Члены этой комиссии разыскивали лиц, виновных в прелюбодеяниях и занимавшихся проституцией, к которым затем применялись телесные наказания, заключение в «смирительном доме» и ссылка [4. С. 296-302]. В конце XVII в. европейской столицей мужской проституции стал Лондон, где услуги сексуального характера на коммерческой основе предлагали два противоположных типа проституирующих мужчин: бисексуальные, агрессивно-маскулинные либертины и женственные, пассивные «моли» (mollies - один из многочисленных жаргонных терминов, обозначающих проституток) - обитатели мужских борделей, носящие женское платье, имеющие женские клички, собственный диалект и т.д. Главный признаком либертинов являлась не сколько их особая сексуальная ориентация, сколько общая распущенность и отрицание морали. Либертины считали бисексуальное поведение абсолютно нормальным, даже не пытаясь его закамуфлировать. В обществе либертины и их поведение считались одинаково опасными как для девочек, так и для мальчиков. Напротив, «моли» были неагрессивны и менее опасны для общества [8. С. 29-30]. В Англии XVIII в. мужская проституция получила широкое распространение в публичных домах. В основном секс за деньги предоставляли клиентам-муж-чинам переодетые в женскую одежду молодые юноши [9. С. 5]. Проституирующее поведение мальчиков и молодых юношей нашло отражение в средневековом европейском изобразительном искусстве. Картины, гравюры и полотна, содержащие сцены ухаживания и любовных прелюдий с ними пользовались большой популярностью у ценителей искусства Европы того времени. Мужская проституция и притоны для занятием ею существовали в Европе на всем протяжении XVII-XVIII вв. С развитием полицейской системы в эпоху абсолютизма информация о мужчинах-проститутах из эпизодической превратилась в систематическую. В XVIII в. в парижской полиции был даже создан специальный отдел для регулярного наблюдения и слежки за проституирующими лицами мужского пола. Полиция заводила на мужчин-проститутов досье и периодически устраивала в отношении их разные провокации, пользуясь подсадными утками и т.п. Но ее подход к делу был откровенно сословным. Например, задержанных покупателей-аристократов большей частью сразу выпускали. Вместе с тем не по силам полиции было противодействовать совращению мальчиков в церковных школах и коллежах. По свидетельству современника, «содомитская практика в коллежах кажется настолько всеобщей, что можно только удивляться, встречая детей, которых их учителя пощадили». Однако полиции нравов такие дела были неподвластны, как и взаимоотношения в самой ученической среде [10. С. 199-200]. После Великой французской революции 1848 г. нравы в Европе сделались более либеральными, и торговля мужским телом стала распространяться более свободно. В XIX в. в Европе наибольшую распространенность получила педофильная и солдатская гомосексуальная мужская проституция, центром которой стал Берлин [11. С. 368-370]. В XX в. в западноевропейских государствах по мере раскрепощения нравов мужская проституция снова возродилась. Однако необходимо отметить, что в это время она стала рассматриваться как занятие более позорное, чем проституция женщин. Этому способствовало развитие гендерного стереотипа, предписывающего «слабому полу» служить мужчинам, но запрещающего подобное «сильному полу» [7. С. 35-44]. Таким образом, мужская проституция как социальное явление имеет богатую и давнюю историю. Можно сказать, что она возникла с момента зарождения цивилизаций, став частью этнокультурной жизни народов мира. Каким бы ни было отношение к этому явлению в настоящее время, но история его развития, характер распространения и отношение к нему со стороны представителей всех сословий, в том числе и власти, свидетельствуют о его приемлемости для социального развития. Мужское проституирующее поведение способствовало развитию культуры и искусства. Положительное отношение к данной социальной практике было связано и с тем, что она давала возможность для реализации людских страстей. Именно поэтому борьба с нею была очень сложной и практически невыполнимой задачей. Негативно к этой социальной практике относились лишь служители такой религии, как христианство, что было обусловлено борьбой за человеческий разум. Мировая история мужской проституции свидетельствует о том, что большим спросом среди лиц мужского пола, оказывающих услуги сексуального характера на коммерческой (выгодной) основе, пользовались несовершеннолетние и молодые юноши, а также те мужчины, которые были готовы пойти на однополые сексуальные контакты со своими клиентами. Знание истории развития мужского проституирующего поведения позволяет выработать объективную нравственную оценку этому социальному явлению в современном обществе.

Ключевые слова

история древнего мира, история цивилизаций, проституция, мужская проституция, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток, Древняя Япония, Древний Китай

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнов Александр МихайловичНаучно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказанийдоктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник Научноисследовательского центра-2samnauka@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Блох И. История проституции : пер. с нем. М. : АСТ, 1994. 311 с. (История нравов).
Дерюжинский В.О. Полицейское право. СПб. : Сенатская тип., 1911. 550 с.
Дерягин Г.Б. Криминальная сексология : курс лекций. М. : Щит-М, 2008. 552 с.
Клейн Л.С. Другая любовь : природа человека и гомосексуальность. СПб. : Фолио-Пресс, 2000. 864 с.
Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М. : Олимп ; ACT, 1998. 576 с.
Соловьева А.С. «Семья» и «род» в архаическую эпоху древней Греции: реформы Солона в области семьи и брака // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2020. № 14 (1). С. 173-183.
Князькин И.В. Всемирная история проституции. М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2006. 926 с.
Красуля С.Н. От жриц любви до обитательниц борделей // Проституция и преступность. Проблемы, дискуссии, предложения. М. : Юрид. лит., 1991. С. 10-36.
Попов И. Блудники вавилонские // Квир. 2008. Март. С. 4-11.
Криминология : пер. с англ. / под ред. Дж.Ф Шелли. СПб. : Питер, 2003. 864 с.
Сельченок К.В. Психология сексуальных отклонений. Минск : Харвест, 2000. 672 с.
 История развития мужской проституции в зарубежных странах | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/25

История развития мужской проституции в зарубежных странах | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/25