Система повышения квалификации в контексте «третьей роли» высшей школы СССР
На основе анализа нормативных правовых актов исследуется процесс институционализации системы повышения квалификации в СССР. Концептуальной основой исследования является «третья роль» высшей школы. Делается вывод, что система повышения квалификации в СССР институционализируется в 1960-е гг. В годы перестройки предпринимается попытка создания системы на основе концепции непрерывного образования, однако процесс прерывается с распадом СССР. Отмечается необходимость дальнейших исследований для определения места высшей школы в системе повышения квалификации и значения ее для общества. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
третья роль,
третья миссия,
система повышения квалификации,
дополнительное профессиональное образование,
непрерывное обучение,
советские вузыАвторы
| Расколец Виктор Владимирович | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, старший научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири, старший преподаватель кафедры российской истории | predator-101@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Университет и город в России в начале ХХ века / под ред. Т. Маурер, А. Дмитриева. М. : Новое литературное обозрение, 2009. 784 с.
Kerr C. The Uses of the University. London : Harvard University Press, 1963. 140 р.
Миссия Томского государственного университета // Томский государственный университет. URL: https://tsu.ru/university/mission.php (дата обращения: 15.09.2024).
Московский международный рейтинг «Три миссии университета» / MosIUR : The Three University Missions. URL: https://mosiur.org/about/memorandum/(дата обращения: 15.09.2024).
Центр реализации третьей миссии НИУ ВШЭ // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://3mission.hse.ru (дата обращения: 15.09.2024).
Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.
Шандала Д.Е., Грибовский М.В. Дискуссия о третьей роли. Подходы к изучению неакадемической деятельности университетов в историче ской ретроспективе // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 90. С. 66-73.
Сорокин С.Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ : дис.. д-ра филос. наук. Архангельск, 2020. 417 с.
Щедровицкий П.Г. Очерки концепции системы повышения квалификации // Очерки по философии образования. М., 1993. С. 77-96. URL: https://shchedrovitskiy.com/ocherki-koncepcii-sistemy-povyshenija-kvalifikacii/(дата обращения: 01.09.2024).
Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы. Н. Новгород : Изд-во ННГАСУ, 2013. 289 с.
О мерах распространения профессионально-технических знаний и положение о Секции профессионально-технического образования Народного комиссариата просвещения : декрет Совета Народных Комиссаров от 20.06.1919 // Электронная библиотека исторических документов. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/15691 (дата обращения: 26.08.2024).
Об учебной профессионально-технической повинности : декрет Совета Народных Комиссаров от 29.07.1920 № 325 // Исторические материалы. URL: https://istmat.org/node/42409 (дата обращения: 26.08.2024).
Силин А.В. Реализация учебной профессионально-технической повинности в период «военного коммунизма», 1920-1921 (на материалах Европейского Севера) // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С. 12-19.
Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М. : Экономика, 1974. 383 с.
О государственных трудовых резервах СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 // Электронная библиотека исторических документов. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/131140-o-gosudarstvennyh-trudovyh-rezervah-sssr-ukaz-ot-2-oktyabrya-1940-g (дата обращения: 23.08.2024).
Иларионова Т.С. К истории промышленных академий в СССР // Культура мира. 2020. Т. 8, № 22 (1). С. 66-96.
Типовой устав высшего учебного заведения : утв. СНК СССР 05.09.1938 // Е-досье. URL: https://e-ecolog.ru/docs/LBmKAWzeci8WhOeM5e-Uo?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 06.07.2023).
Ширяева В.А. Непрерывное образование: исторические аспекты и современное состояние проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. С. 69-76.
Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР : закон СССР от 24.12.1958 // Е-досье. URL: https://e-ecolog.ru/docs/HMPSfpGLyuH-25VyvGau4?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 17.08.2024).
О системе повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников отраслей народного хозяйства и работников государственного аппарата РСФСР : постановление Совета министров РСФСР от 30.07.1960 № 1148 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: https://libussr.ru/doc_ussr/usr_5564.htm (дата обращения: 21.08.2024).
Положение о высших учебных заведениях СССР : утв. Постановлением Совета министров СССР от 21.03.1961 № 251 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/DOCUMENT/9053534 (дата обращения: 03.07.2023).
О повышении уровня экономических знаний руководящих работников, специалистов, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 78-79.
Елютин В.П. Развитие высшей школы за годы советской власти // Вопросы истории. 1968. № 6. C. 3-19.
О совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта связи и торговли : постановление Совета министров СССР от 06.07.1967 г. № 515 // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 87-89.
Из истории дополнительного профессионального образования // Союз ДПО. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=12635 (дата обращения: 06.09.2023).
О дальнейшем совершенствовании работы факультетов повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений : инструктивное письмо от 01.04.1976 № 11) // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 72-74.
Инструкция о порядке стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях преподавателей высших учебных заведений // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 74-75.
Положение об институте повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 76-78.
Положение о высших учебных заведениях СССР : утв. Постановлением Совета министров СССР от 22.01.1969 № 251 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/765710565 (дата обращения: 07.07.2023).
О народном образовании : закон РСФСР от 02.08.1974 // Е-досье. URL: https://e-ecolog.ru/docs/GAT_GlY1LGlkR6qfgWR_0?utm_referrer= https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (08.09.2024).
Положение о факультете по подготовке организаторов промышленного производства и строительства и факультете планирования промышленного производства при высших учебных заведениях и о порядке стажировки слушателей этих факультетов // Высшая школа : сб. основных постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / под ред. Е.И. Войленко. М. : Высшая школа, 1978. Ч. 2. C. 80-82.
О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства : постановление Совета министров СССР от 06.02.1988 № 166 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/765704776 (дата обращения: 15.09.2024).
Арнаутов В.В., Сергеев Н.К. Историко-педагогический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования // Педагог. Наука, технология, практика. 2001. № 2 (11). С. 5-15.