ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (КОНЕЦ 50-х - НАЧАЛО 90-х гг. ХХ в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2007. № 1.

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (КОНЕЦ 50-х - НАЧАЛО 90-х гг. ХХ в.)

В статье на основе архивных документов и материалов исследуется проблема обеспечения высших учебных заведений Сибири научно-педагогическими кадрами (НПК) в конце 1950-х - начале 1990-х гг. Дана характеристика профессорско-преподавательского состава, рассмотрены основные формы повышения квалификации НПК (аспирантура, соискательство, институт старших научных сотрудников, факультеты повышения квалификации преподавателей, научные стажировки, творческие отпуска), изменение производственных условий и социально-бытового положения, влияние идеологии и политики на научно-педагогическую деятельность профессоров и преподавателей сибирских вузов.

The structure of the teaching staff of higher school in SIBERIA: tendencies of development and regional medsurement (the.pdf Важнейшим условием успешного функционирования высшей школы является ее обеспечение научно-педагогическими кадрами и в первую очередь учеными высшей квалификации - докторами и кандидатами наук. На это серьезное внимание в 1960-1980-е гг. обращали правящая партия и правительство, которые нацеливали вузовские коллективы на необходимость дальнейшего укрепления высших учебных заведений высококвалифицированными работниками, роста их профессионального мастерства и научного уровня [1].К началу изучаемого периода наиболее высоким в квалификационном отношении кадровым потенциалом в регионе обладали вузы Томска, где обеспеченность специалистами с учеными степенями и званиями составляла свыше 31 % от общего количества научно-педагогических работников (НПР). В 1958/59 уч. г. в госуниверситете (ТГУ) на 8 факультетах и 52 кафедрах работало 298 преподавателей, в том числе 132 (44,2 %) "остепененных" работника [2. Л. 53]. Среди них такие известные ученые, как профессора М.А. Большанина, А.П. Бунтин, В.В. Кессених, В.Д. Кузнецов, П.П. Куфарев, Н.А. Прилежаева, А.Б. Сапожников, В.А. Хахлов и др. [3. Л. 143-145]. К началу 1960-х гг. в политехническом институте (ТПИ) доктора наук, профессора составляли 3,6 % от общего состава НПР, кандидаты наук, доценты - 29,2 % [4. Л. 540]. В это же время преподавательскую работу в мединституте (ТМИ) вели 1 академик, 2 члена-корреспондента АМН СССР, 3 лауреата Сталинской премии, среди которых были ученые с мировым именем - А.Г. Савиных, Д.Д. Яблоков, С.П. Карпов. Кроме того, постоянно работали со студен -тами 30 докторов и 118 кандидатов наук [5. Л. 155-161].Значительная часть "остепененных" специалистов была сосредоточена в высших образовательных учреждениях Иркутска, Новосибирска, Омска, Красноярска, где доля от общего числа НПР в среднем составляла почти 28 %. В 1958/59 уч. г. в Иркутском госуниверситете, например, ученые степени и звания имели 35,9 % преподавателей [6. Л. 3], в Омском сельхозинституте - 28,7 % [7. Л. 8], в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта - 28,5 % [8. Л. 8], Красноярском мединституте -29,1 % [9. Л. 37], Сибирском автомобильно-дорожном институте - 27,9 % [10. Л. 140]. Крайне низким оставался квалификационный уровень научно-педагогических кадров в вузах Алтайского края, Кемеровской, Тюменской, Читинской областей, Горного Алтая, Бурятии, Тувы и Хакасии. Архивные материалы свидетельствуют, что во второй половине 1950-х гг. в Абаканском [11. Л. 9-16], Горно-Алтайском [12. Л. 15-16], Ишимском [13. Л. 3-4], Кызыльском [14. Л. 23], Новокузнецком [15. Л. 88-89] и Тобольском [16. Л. 1-2] пединститутах не было ни одного доктора наук, а удельный вес преподавателей и сотрудников, обладавших ученой степенью, не превышал 22 %.Квалификация НПР определяет как уровень постановки учебно-воспитательного процесса и его целенаправленность, развитие науки, так и качество подготовки будущих специалистов. Приведенные данные говорят о недостаточной обеспеченности сибирских вузов к началу 1960-х гг. именно высококвалифицированными кадрами. Поэтому первоочередной задачей управленческих структур в центре и на местах была комплектация учреждений высшего образования региона научно-педагогическими работниками соответствующего уровня подготовленности.Работа эта в рассматриваемый период времени велась по нескольким направлениям. В молодых вузах ректораты и деканаты для чтения спецкурсов широко использовали приглашение ученых из ведущих институтов и университетов, академических и отраслевых НИИ. Так, например, в 1969/70 уч. г. для чтения спецкурсов в Восточно-Сибирском технологическом институте были приглашены такие крупные специалисты, как В.Н. Талалаев - профессор Московского текстильного института, О.И. Дракин - профессор Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева, А.А. Зеленин -профессор Московского автомобильно-дорожного института им. Ленсовета [17. Л. 11-12]. На рубеже 1970-1980-х гг. значительная часть научно-педагогических работников высшей квалификации Томского госуниверситета, в рамках договора о шефской помощи и содружестве, пополнила преподавательские составы Алтайского и Омского университетов. Это доктора наук, профессора А.П. Бородавкин, В.И. Матющенко, A.M. Малолетко, Н.А. Томилов, кандидаты наук Ю.Н. Гавло, Г.И. Чечель и др. [18. Л. 3, 17].Кроме указанных источников пополнения НПК, важную роль играло привлечение ученых на работу по совместительству. Такая практика широко использовалась руководством новосибирских и красноярских вузов. В 1959/60 уч. г. 437 преподавателей Новосибирска, кроме основной работы, совместительствовали в других высших учебных заведениях. Широкое распространение получило совместительство во вновь открытом НГУ, где занятия со студентами проводили как ученые СО АН СССР, так и доктора наук крупных производственных объединений города и области [19. Л. 21-23]. В Красноярском госуниверситете на математическом факультете в 1984/85 уч. г. работали 27 штатных совместителей: 18 человек на 0,5 ставки и 9 человек на 0,25 ставки, в их числе 4 доктора и 23 кандидата наук. Примечательно, что 4 кафедры факультета из 6 возглавлялись совместителями, докторами наук [20. Л. 37].Попытки укрепить сибирские вузы за счет перемещения специалистов из других городов, в том числе и посредством штатного совместительства, не были эффективными из-за отсутствия на местах достаточно действенных в этом отношении материальных стимулов. Объявляемые конкурсы на замещение вакантных должностей, как правило, не привлекали крупных ученых из других высших образовательных и научно-исследовательских учреждений. К слову, в 1962 г. из Алтайского, Иркутского, Красноярского, Омского, Томского политехнических, Новосибирского электротехнического и Сибирского металлургического институтов уволилось 58 преподавателей, имевших ученые степени и звания, поступило же на 19 человек меньше, в следующем году отрицательное сальдо таких перемещений достигло уже 36 человек, в 1975 г. составило 34 и в 1990 г. - 18 человек [21].В таких условиях ректораты стремились укрепить научно-педагогические кадры своих вузов высококвалифицированными специалистами, прежде всего за счет внутренних источников. К ним относились различные формы аспирантуры, соискательство и система перевода на должность старших научных сотрудников (с.н.с.).Основной формой подготовки кандидатов наук в высших учебных заведениях Сибири в конце 1950-х - начале 1990-х гг. являлась аспирантура. В своей деятельности ректораты, общественные организации и коллективы факультетов стремились добиться, чтобы в нее поступали преимущественно лица с полностью или частично сданными экзаменами кандидатского минимума, с заделом по теме диссертации и имевшимися публикациями.В высшей школе тех лет сложилась практика, когда кандидатуры аспирантов в обязательном порядке предварительно рассматривались и утверждались на заседаниях партбюро факультетов и в парткомах вузов. Помимо вышеназванных, учитывались и критерии идеологические - членство в КПСС и ВЛКСМ, "общественная активность", "политическая зрелость", "моральная устойчивость" (особенно на обществоведческих специальностях) и т.д. Зачастую рекомендации и оценки партийных органов играли решающую роль при направлении в аспирантуру, в ряде вузов она была малочисленной и неэффективной. Например, в июне 1967 г. был закрыт прием в аспирантуру Томского инженерно-строительного института из-за крайне низкой эффективности ее работы, и во второй половине 1960-х гг. выпуск аспирантов происходил за счет наборов предыдущих лет [22. Л. 92-93]. В 1980-х гг. состояние дел в аспирантуре Алтайского госуниверситета было настолько критическим, что коллегия Минвуза РСФСР сделала руководству вуза предупреждение о ее закрытии [23. Л. 39].К началу изучаемого периода подготовку ученых через аспирантуру вели томские - университет, институты - политехнический, медицинский, электромеханический инженеров железнодорожного транспорта, педагогический, инженерно-строительный; новосибирские институты - электротехнический, медицинский, инженерно-строительный, сельскохозяйственный, инженеров железнодорожного транспорта, геодезии, аэрофотосъемки и картографии; иркутские - университет, институты - горно-металлургический, медицинский, финансово-экономический, сельскохозяйственный и педагогический; омские институты - машиностроительный, автомобильно-дорожный, ветеринарный и сельскохозяйственный; красноярские - политехнический, медицинский, лесотехнический и педагогический; Алтайский сельскохозяйственный и Сибирский металлургический институты.В 1959 г. была открыта аспирантура при Новосибирском институте инженеров водного транспорта, в которой начали проходить аспирантскую подготовку по одной специальности 5 человек с отрывом от производства. К концу 1980-х гг. подготовка научно-педагогических кадров в транспортном вузе осуществлялась по 10 специальностям: кораблестроение, гидротехническое строительство, механизация перегрузочных работ, судовождение, эксплуатации судовых энергетических установок, экономика и управление на транспорте, эксплуатация судового оборудования и др. За 1959-1991 гг. в НИИВТе было защищено 12 докторских и 182 кандидатских диссертаций [24. С. 71].В 1960-е - начале 1990-х гг. аспирантура была открыта при Алтайском и Кузбасском политехнических, Бурятском сельскохозяйственном, Кемеровском медицинском, Восточно-Сибирском технологическом, Братском индустриальном, Новосибирском народного хозяйства, Тюменском инженерно-строительном, Абаканском, Барнаульском, Омском, Читинском педагогических институтах и других вузах [25. Л. 2-3]. К августу 1991 г. аспирантура работала при 67 учебных заведениях Сибири (из 94) против 27 (из 58) в 1958 г. [26].Следует сказать, что в количественных и качественных характеристиках различия по отдельным образовательным учреждениям были весьма значительны. Наиболее многочисленные контингенты аспирантов были в томских университете и политехническом институте, где в 1958 г. обучалось соответственно 89 и 110 человек [27. Л. 56].Вместе с тем в большинстве вузов региона такая форма подготовки научно-педагогических кадров не получила большого развития. Обучение велось лишь по нескольким специальностям, незначителен был прием и выпуск аспирантов. Например, в 1959/60 уч. г. в аспирантуре Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта было 17 чел., Красноярского политехнического института - 7, Сибирского автомобильно-дорожного института - 6, Омского сельхозинститута - 8, Иркутского педагогического института - 5 чел. [28. Л. 33].Такое положение было обусловлено комплексом объективных причин. Качество подготовки специалистов находится в прямой зависимости от наличия необходимых для этого условий: профессорско-преподавательского состава, материальной базы для исследований и т.д. В этом отношении многие высшие учебные заведения Сибири еще не были готовы к значительной подготовке кандидатов наук через собственную аспирантуру. Между тем непрерывное наращивание контингента студентов, сопровождавшееся ростом преподавательских кадров и отсутствием высококвалифицированных научно-педагогических работников, слабое пополнение их за счет аспирантов-целевиков вынуждали вузы открывать и расширять ее. Тем самым низкая эффективность аспирантуры была предопределена заранее.Этому способствовали также отсутствие конкурса при приеме в аспирантуру и слабый контроль ректоратов, ученых советов, общественных организаций за ходом аспирантской подготовки. Значительная часть поступавших в нее не только не имела научного задела по диссертации, но даже и темы исследования. Не случайно в 1965 г. на 282 места аспирантуры очной формы обучения десяти технических институтов - Алтайского, Иркутского, Красноярского, Омского, Кузбасского политехнических, Новосибирского и Томского инженерно-строительных, Новосибирского электротехнического, Сибирского металлургического и Томского радиоэлектроники и электронной техники - было подано только 286 заявлений [29].Существенные недостатки имелись и в деле организации работы аспирантуры. В ряде случаев работа аспирантов планировалась плохо, темы диссертаций были малоактуальны, утверждались несвоевременно, аттестация аспирантов проводилась некачественно. В силу этих причин в 1965 г. доля успешно окончивших аспирантуру составила в АПИ и СМИ - 0 %, КузПИ -11,1 %, КрасПИ - 15,7 %, НЭТИ - 25,2 %, ТИСИ - 0 %, ОмПИ - 17,8 % [29].Наряду с подготовкой кандидатов наук на местах, широкое развитие получила целевая аспирантура, введенная Минвузом СССР в 1959 г. Она давала возможность полнее и эффективнее удовлетворять потребности тех вузов Сибири, которые не имели собственной аспирантуры и остро нуждались в научных кадрах. Целевая аспирантура была сосредоточена при наиболее крупных вузах Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Воронежа, Свердловска, Новосибирска и Томска. Масштабы и темпы подготовки кадров через данную форму обучения определялись также молодостью преподавательского состава вновь создаваемых вузов. В 1965 г. преподаватели со стажем работы в высшей школе до 3 лет составляли: в институтах - ВосточноСибирском технологическом - 56,2 %, Тюменском индустриальном - 48,9 %, Новосибирском советской кооперативной торговли - 43,4 %, Кемеровском медицинском - 38,5 %, Читинском педагогическом - 41 % [30. Л. 4]. В Томском политехническом институте в 1967 г. из 83 преподавателей кафедр общественных наук только 13 человек (15,7 %) имели ученые степени и звания; педагогический стаж работы 50 преподавателей (60,2 %) не превышал трех лет [31. Л. 165].Поэтому целевая аспирантура давала возможность вузам региона решить важнейшую задачу - подготовить "остепененных" специалистов. Эта практика себя целиком оправдала. Ее решению способствовало осуществление мероприятий, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г. "Об улучшении подготовки научно-педагогических кадров". В соответствии с этим постановлением намечалось расширение целевой аспирантуры при наиболее крупных образовательных учреждениях страны [32. С. 387-388]. На протяжении всего рассматриваемого периода времени сибирские вузы активно использовали эту форму подготовки кандидатов наук. Только в 1968/69 уч. г. высшие учебные заведения Кемеровской области направили в целевую аспирантуру 245 человек [33. Л. 2-4]. Тюменским государственным университетом за 1976-1980 гг. целевым назначением в аспирантуре ведущих вузов России было подготовлено 59 преподавателей [34. Л. 13].В то же время в развитии целевой аспирантуры накопились определенные трудности и противоречия. Несмотря на большую работу вузовских коллективов по отбору и подготовке кандидатов наук для направления в аспирантуру, многие из них не выдерживали вступительных экзаменов и не зачислялись на данную форму обучения. Это можно проследить по табл. 1, составленной по материалам обследования комиссией Минвуза РСФСР ряда инженерных вузов региона [35. Л. 124-125].Таблица 1Некоторые данные по высшей технической школе Сибири о результатах вступительных экзаменов в целевую аспирантуру (1967-1969 гг.)Как видно из табл. 1, во второй половине 1960-х гг. более высокий процент зачисленных в целевую аспирантуру среди упомянутых выше вузов отмечался в Алтайском и Красноярском политехнических и Сибирском технологическом институтах.Кроме того, значительная часть аспирантов целевого назначения не возвращалась после окончания своей подготовки в центральных вузах страны. Например, за 1960-1968 гг. в Алтайский политехнический институт из 88 аспирантов не возвратились 39 чел. (44,3 %) [36. Л. 55-56]. Из 103 чел. Омского госуниверситета, направленных в первой половине 1980-х гг. в целевую аспирантуру ведущих университетов, возвратились домой 37 чел. (36,2 %) [37. Л. 20]. С аналогичными трудностями сталкивались и в других высших образовательных учреждениях региона.Наряду с целевой аспирантурой важное значение придавалось подготовке кандидатов наук на местах.Настоящей кузницей высококвалифицированных научно-педагогических кадров являлись такие вузовские города, как Томск, Иркутск и Новосибирск, в институтах и университетах которых проходили аспирантскую подготовку соискатели ученой степени из многих учебных и научно-исследовательских учреждений Сибири и Дальнего Востока. Если в томских вузах в 1958/59 уч. г. обучались более 250 аспирантов, в новосибирских - около 70, в иркутских -свыше 120, то в 1990/91 уч. г. - соответственно - 1008, 532 и 327 [38].Изучение документов показало, что наиболее крупные аспирантуры действовали при ТГУ, ТПИ, ТИАСУРе, ТМИ, ИГУ, ИПИ, НГУ и НЭТИ. В частности, ежегодный прием в 1966-1970 гг. в аспирантуру Иркутского госуниверситета составлял около 30 человек на очное и 20 - на заочное отделения [39. Л. 3]. Самая большая численность аспирантов была в Новосибирском электротехническом институте в 1985 г. - 165 человек, из них половина учились заочно [40. Л. 17]. Подготовка специалистов-исследователей в аспирантуре названных вузов велась практически по всем ведущим отраслям науки и техники. В Новосибирском госуниверситете 65 % аспирантов готовилось по физико-математическим направлениям [41. Л. 53]. Благоприятные условия для подготовки аспирантов по техническим, геолого-минералогическим, химическим наукам были созданы в ТПИ, ИПИ, ТИАСУРе и НЭТИ [42. Л. 125-126]. Большое внимание в аспирантуре ТГУ, ИГУ, НГУ уделялось подготовке специалистов по гуманитарным, биологическим, экономическим, юридическим наукам, а в ТМИ - медицинским [43. Л. 46-47; 160-161].Располагая солидным научно-педагогическим потенциалом, значительным количеством известных ученых, докторов наук, профессоров, эти вузы обеспечивали качественное прохождение аспирантуры по многим специальностям. Плодотворное руководство подготовкой кандидатских диссертаций осуществляли опытные специалисты, лидеры научных школ и направлений. В высших учебных заведениях Томска ведущими учеными в конце 1950-х -начале 1990-х гг. были А.И. Данилов, В.А. Пегель, К.П. Ярошевский, И.М. Разгон, М.В. Тронов, В.Е. Зуев, М.П. Кортусов, И.П. Лаптев, З.Я. Бо-яршинова, Ф.П. Тарасенко, В.В. Серебренников, М.С Кузнецов, А.К. Сухотин, В.Д. Филимонов, М.С. Бобровников, Б.Г. Могильницкий, В.А. Шваб, Н.Н. Киселев, А.П. Бычков, Ю.В. Куперт, А.И. Гончаренко, М.Е. Плотникова, Г.Л. Рыжова, А.С. Ревушкин, А.Н. Жеравина, И.А. Александров (ТГУ); К.В. Радугин, А.А. Воробьев, Л.П. Кулев, А.Н. Добровидов, Г.А. Месяц, Г.Н. Кок, П.А. Удодов, В.А. Москалев, И.К. Лебедев, С.С. Сулакшин, А.Н. Диденко, Г.А. Сипайлов, Л.М. Ананьев, В.Я. Ушаков, Л.Я. Ерофеев, К.А. Хорьков, И.П. Чернов, В.В. Евстигнеев, Ю.П. Похолков, Ю.А. Карбаи-нов, В.Л. Чахлов, В.З. Ямпольский, Ю.С. Нехорошев (ТПИ); А.Г. Фетисов, А.А. Перельман, И.В. Торопцев, Н.И. Федотов, А.С. Саратиков, Д.И. Гольдберг, С.П. Ходкевич, В.В. Пекарский, Б.А. Альбицкий, В.Д. Суходоло, М.А. Медведев, Е.Д. Красик, В.В. Новицкий, А.К. Стрелис, А.Я. Шиянев-ский, Г.Ц. Дамбаев, Б.И. Альперович, Р.С. Карпов, Д.Д. Яблоков (ТМИ); Г.А. Воробьев, В.П. Тарасенко, И.П. Чучалин, Е.С. Коваленко, И.Н. Пустын-ский, А.И. Зайцев, A.M. Кориков, В.П. Обрусник, Н.А. Лавровский (ТИРиЭТ -ТИАСУР); Г.М. Рогов, Л.С. Ляхович, Д.И. Чемоданов, В.А. Зибарев (ТИСИ);A..П. Дульзон, Н.Ф. Тюменцев, Ф.Ф. Шамахов, Л.Ф. Пичурин, С.В. Гудош-ников, Э.Г. Беккер, И.Л. Бухбиндер (ТГПИ) и др. [44].В иркутских вузах, например в ИПИ, можно назвать профессоров М.К. Косыгина, С.А. Вахромеева, К.В. Соломина, С.В. Елисеева, И.В. Францкого, И.К. Скобелева, С.Б. Леонова, Б.А. Байбородина, М.Б. Васильева, А.И. Ляхова, А.Н. Волкова; в ИГУ - М.М. Одинцова, Н.А. Флорен-сова, В.И. Дулова, И.А. Парфиановича, А.Г. Золотарева, Б.С. Санжиева,B..В. Васильева, А.Н. Зыкова, Г.Б. Виттенберга, Г.В. Тропина, Ю.П. Козлова, Н.Н. Щербакова и многих других видных исследователей и педагогов [45. Л. 63-64; 126-127].Следует отметить, что ведущие учреждения высшего образования Сибири, кроме обычной работы с кандидатами в аспирантуру, стремились расширять систему предварительной научной стажировки, которая была направлена на подготовку стажеров-исследователей для поступления в аспирантуру, поэтому ректораты ряда учебных заведений устанавливали более тесные творческие контакты с однопрофильными вузами региона, несли повышенную ответственность за комплектацию и функционирование аспирантуры. В ходе этой работы ученые выезжали в города азиатской части страны, где непосредственно на кафедрах институтов рассматривали степень готовности диссертаций и перспективы их выполнения, проводили совещания и семинары, на которых обсуждались вопросы, связанные с подготовкой кадров высшей квалификации.Важное значение в подготовке кандидатов в аспирантуру отводилось Институту повышения квалификации преподавателей общественных наук (ИПК) при Новосибирском госуниверситете (директор И.А. Молетотов) и факультетам повышения квалификации вузовских преподавателей (ФПК) при ведущих вузах региона [46. С. 140, 144]. Кафедры ИПК и ФПК оказывали молодым преподавателям помощь в подготовке и сдаче кандидатских экзаменов, знакомили с постановкой научных исследований, предоставляли возможность посещать курсы лекций для студентов, аспирантов и стажеров, проводившихся авторитетными учеными, профессорами - докторами наук, членами Академии наук СССР, а также спецкурсы и спецсеминары по соответствующим специальностям, интересам и уровню подготовки. Активную работу в 1970-1980-е гг. с кандидатами в аспирантуру, слушателями ФПК при НГУ проводили академики М.М. Лаврентьев, Ю.Г. Решетняк,A..Д. Александров, А.П. Ершов, члены-корреспонденты АН СССР Ю.Л. Ершов, Г.А. Михайлов, профессора В.П. Ильин, В.Н. Врагов, Т.И. 3еленяк,B..Н. Монахов, Д.М. Смирнов, С.С. Гончаров и др. [46. С. 145]. В 1967 г. был организован ФПК при НЭТИ, одним из центральных направлений которого стала подготовка инженеров, преподавателей вузов и стажеровисследователей для поступления в аспирантуру, обучение навыкам работы с вычислительной техникой [47. Л. 125-126].Опыт таких ведущих учебных заведений Сибири, как томские госуниверситет и политехнический институт, которые успешно осуществляли подготовку кадров через аспирантуру, свидетельствует о том, что более 70 % поступавших в аспирантуру этих вузов являлись соискателями соответствующих кафедр [48. Л. 117]. Находясь в качестве соискателя, кандидаты для поступления в аспирантуру сдавали экзамены кандидатского минимума, поддерживая связь с кафедрой, начинали работу над научной темой, которая нередко становилась диссертационной. Кафедры, в свою очередь, не только выявляли способных кандидатов в аспирантуру, но и соответствующим образом готовили их. Для соискателей организовывались циклы лекций по методике научных исследований, применению вычислительной техники. Особое внимание уделялось вопросам подбора научных руководителей. К работе с аспирантами привлекались лучшие научные кадры, главным образом из числа наиболее подготовленных профессоров, докторов наук. При этом будущие научные руководители подбирались так, чтобы их научные интересы были близки избранной тематике или совпадали. Примером всесторонней работы с аспирантами может служить деятельность кафедры новой и новейшей истории ТГУ. Здесь основную часть аспирантов составляли направленные в университет научные сотрудники и преподаватели молодых вузов Сибири и Дальнего Востока. На кафедре большое внимание уделялось доаспи-рантской подготовке будущих соискателей ученой степени. Как правило, связи с ними устанавливались за 2-3 года до поступления в аспирантуру, когда определялась тема изыскания. Обращалось внимание на необходимость подготовки будущими аспирантами 1-2 статей по теме диссертации, углубленного изучения иностранного языка, сдачу кандидатских экзаменов, такое внимание к начинающим исследователям со стороны высококвалифицированных специалистов давало весьма ощутимые результаты. Во время очередного переизбрания на должность профессора, доцента учитывалось и качество работы с аспирантами [49].В процессе обучения аспирантов деканаты, кафедры и общественные организации постоянно осуществляли контроль за их работой. На заседаниях кафедр, партийных бюро периодически заслушивались отчеты аспирантов и научных руководителей о выполнении индивидуальных планов работы, систематически (1-2 раза в год) проводились аттестации аспирантов, добивались от каждого из них защиты кандидатских диссертаций в установленный трехлетний срок. Большое место в процессе этой работы отводилось профессиональной подготовке аспирантов: прослушивание лекций и спецкурсов ведущих ученых, знакомство с основами информатики и вычислительной техники, участие в научных конференциях, прохождение педагогической практики и т.д.Вместе с тем, располагая солидным потенциалом в плане научного руководства аспирантами и соискателями ученых степеней, высшие образовательные учреждения Сибири использовали его не совсем продуктивно. О недостаточном внимании ректоратов и ученых советов к этому вопросу, сложившемся в некоторых ведущих вузах, в частности в Новосибирском госуниверситете, говорят следующие факты. Во второй половине 1970-х - первой половине 1980-х гг. в НГУ около 75 докторов наук, профессоров могли руководить аспирантами, однако 40 профессоров-совместителей из академических НИИ, вследствие перегруженности основной работой, имели от одного до трех человек. В то же время у 20 научных руководителей данного вуза обучалось по 5 и более аспирантов [50. Л. 117-118].Аналогичная ситуация складывалась и в Томском госуниверситете, где аспирантурой руководили свыше 80 докторов наук, профессоров. При норме на научного руководителя в среднем до 5 аспирантов некоторые признанные ученые, такие как A.M. Гришин, В.Е. Панин, М.С. Кузнецов, В.П. Фадин, Н.С. Голосов, В.В. Серебренников, А.К. Сухотин и другие, имели более 10 человек [51. Л. 18]. Правда, несмотря на значительную нагрузку, большинство из них с поставленными задачами справлялись.Коллективы сибирских вузов, в том числе и общественные организации, проявляли интерес к формированию смены профессорско-преподавательских кадров, держали на контроле вопросы, связанные с работой аспирантуры. Так, например, коммунисты Томского политехнического института на своем собрании (январь 1963 г.) резко критиковали руководителей тех кафедр, которые не вели систематической работы по отбору кандидатов в аспирантуру. Вследствие этого значительное число аспирантов не имели научного задела. Проведение экспериментальных исследований задерживалось из-за недостаточного развития лабораторной базы многих кафедр. Плохо было налажено обеспечение аспирантов материалами, научной литературой, по ряду кафедр не решались вопросы публикации трудов соискателей ученых степеней. В силу этих причин лишь незначительная часть аспирантов защищала диссертации в срок. Из 163 человек, окончивших аспирантуру ТПИ за период с 1958 по 1962 г., 118 (72,3%) чел. не представили своих работ к защите, за указанное время не выпустили ни одного кандидата наук кафедры металловедения и термической обработки металлов (зав. кафедрой - профессор А.Н. Добровидов), геофизических методов разведки (зав. кафедрой - профессор Д.С. Миков), № 43 (зав. кафедрой - доцент Н.П. Курин) и др. Собрание в своем решении потребовало устранить имевшиеся недостатки, установить строгий контроль за работой аспирантов со стороны заведующих кафедрами, научных руководителей и деканатов [52. Л. 24-26].Следует, однако, заметить, что принципиальная и последовательная линия на усиление контроля за процессом формирования и повышения квалификации научно-педагогических кадров, критическая оценка проделанной работы позволяли некоторым вузам добиваться повышения результативности аспирантуры, используя для этого различные формы административно-партийного воздействия. К примеру, партком Иркутского госуниверситета, рассматривая на своих заседаниях такие вопросы, как "О состоянии подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру ИГУ" (февраль 1968 г.), "О деятельности аспирантуры университета" (ноябрь 1974 г.), "О работе ректората и парткома ИГУ по подготовке аспирантов к преподавательской деятельности" (апрель 1981 г.), потребовал от кафедр разработки четких планов научной деятельности, рекомендовал ввести в практику работы партбюро и ученых советов факультетов детальное обсуждение кандидатур для поступления в аспирантуру [53. Л. 46-47].Вследствие практического осуществления руководством ИГУ этих, а также ряда других решений большинство поступивших в аспирантуру университета имели задел по теме предстоящего диссертационного исследования, сданные кандидатские экзамены. Как результат, повысился коэффициент полезного действия данной формы подготовки научно-педагогических кадров.В Сибирском металлургическом институте ученый совет неоднократно анализировал процесс формирования кадрового потенциала вуза (1967, 1970, 1975, 1983 гг.) [54. Л. 26].Принятые меры дали возможность несколько повысить действенность работы аспирантуры ряда высших учебных заведений системы Минвуза РСФСР, однако в подавляющем большинстве сибирских вузов наблюдалась низкая эффективность ее функционирования. К слову, в десяти институтах г. Новосибирска, имевших аспирантуру, за 1968-1973 гг. процент успешно окончивших обучение составил 45,5 %, что было значительно ниже общеминистерских показателей [55. Л. 4-7].Как известно, самые большие трудности в организации своевременной защиты диссертаций возникали у аспирантов в конце завершения обучения. В регионе специализированные советы (спецсоветы) к середине 1970-х гг. могли обеспечить защиту только 39,8 % специальностей, от общего их числа, по которым в Сибири велась подготовка аспирантов [56. С. 19].В 1976 г. произошли существенные изменения в аспирантской подготовке. На основании постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР изменился порядок присуждения ученых степеней и званий [57. С. 436]. Высшая аттестационная комиссия (ВАК), ранее действовавшая при Минвузе СССР, была преобразована в ВАК при Совете министров СССР. Проведенные мероприятия по перестройке работы ВАКа способствовали переформированию спецсоветов, изменению порядка сдачи экзаменов кандидатского минимума, введению новых требований к оформлению диссертаций. Это поставило перед вузовскими коллективами задачу разработки целевой системы мер по улучшению работы аспирантуры на местах.Реорганизация спецсоветов, выразившаяся в резком сокращении числа специальностей во второй половине 1970-х гг., создала дополнительные сложности и в дальнейшем негативно отразилась на эффективности региональной аспирантуры. Так, если в Томском госуниверситете в 1971-1975 гг. работало 11 советов, имевших право принимать к защите кандидатские диссертации по 62 специальностям, то в 1976-1977 гг. решением президиума и коллегии ВАК СССР было создано 10 советов по присуждению ученой степени по 15 специальностям [58. Л. 4, 9].В этой связи выпускники аспирантуры молодых сибирских вузов, где отсутствовали специализированные советы, оказались в еще более сложном положении, так как для защиты кандидатских диссертаций их направляли в другие вузы (чаще центральные), в которых из-за обилия поступавших диссертаций возникали очереди, что приводило к дополнительной трате времени, а иногда и к разочарованию некоторых исследователей [59. Л. 87].В рассматриваемый период времени ряд высших учебных заведений Сибири совместно с областными (краевыми) органами власти неоднократно обращались в ВАК СССР с просьбами об открытии новых спецсоветов. В 19811987 гг. при содействии Томского обкома КПСС количество специализированных советов в ТГУ выросло с 14 в 1981 г. до 18 в 1987 г. [60. Л. 21-22].Только в спецсоветах Новосибирского электротехнического института за вторую половину 1980-х гг. было защищено 325 кандидатских диссертаций [61. Л. 43-44]. В целом же к началу 1990-х гг. на базе ведущих сибирских вузов системы Минвуза РСФСР было создано и функционировало 65 специализированных советов, и количество научных специальностей достигло 95 [62. С. 21]. Вместе с тем их количество в других сибирских вузах и, прежде всего, в большинстве учебных заведений системы Минпроса, Минбыта, МПС, Минсельхоза и Центросоюза оставалось недостаточным для совершенствования подготовки кандидатов наук на местах. Достигнутые результаты не удовлетворяли потребности высшей школы региона в "остепененных" научно-педагогических кадрах и свидетельствовали о неэффективности функционирования аспирантуры как основного источника пополнения преподавательского состава специалистами высокой квалификации.Думается, что одним из сдерживающих факторов в основе малоэффек -тивности деятельности аспирантуры являлось значительное ухудшение материальных условий, в которых находились аспиранты. В первую очередь это относилось к стипендии аспирантов. Если в 1971 г. размер стипендии был равен 67-79 % от средней зарплаты, то в 1980-е - начале 1990-х гг. он уменьшился до 45-53 % [63. С. 193]. Отрицательное влияние на престиж аспирантуры оказывало и плохое обеспечение аспирантов жилищно-бытовыми условиями. По данным вузовских месткомов и профкомов, аспирантов, особенно целевиков, проработавших несколько лет на научной и преподавательской работе, часто семейных, попросту снимали с очереди на жилье. Кроме этого, годы обучения в очной аспирантуре не включались в общий педагогический стаж, что влекло за собой снижение социального статуса работника высшей школы.Изложенные выше причины материального плана обусловили постепенное падение интереса к аспирантуре со стороны работников базовых отраслей народного хозяйства (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство), где уровень оплаты труда приблизился или превысил соответствующий показатель для научно-педагогических кадров [63].Основные итоги работы аспирантуры сибирских вузов можно проследить по данным табл. 2 [64].Как показывает табл. 2, в 1958 г. из 182 выпускников аспирантуры сибирских вузов защитили диссертации в срок 23,0 % аспирантов, к концу изучаемого периода из 613 закончивших обучение 30,9 % вышли на защиту, что было ниже среднего показателя по Минвузу РСФСР, составившего 50 %. Из табл. 2 также видно, что в 1991 г. свыше трети выпускников аспирантуры высших учебных заведений Томска, Иркутска, Новосибирска, Красноярска окончили аспирантуру с представлением или защитой.Лучший в регионе уровень подготовки аспирантов демонстрировал Томский университет. Здесь, почти 65 % аспирантов, окончивших в 1989/90 уч. г. аспирантуру, смогли успешно защитить кандидатские диссертации или представить их к защите [65]. Вместе с тем анализ выпуска аспирантов в тех вузах, где данная форма обучения была открыта сравнительно недавно и рост ее искусственно форсировался, свидетельствует, что такая практика была не оптимальной и в конечном итоге себя не оправдала. Это относилось к целому ряду высших образовательных учреждений Барнаула, Тюмени, Кемерова, Читы, Улан-Удэ, Горного Алтая, Хакасии и Тувы.Тем не менее кардинальное увеличение аспирантуры в сибирских вузах, в условиях острейшей нехватки "остепененных" научно-педагогических работников, рассматривалось в качестве основного средства решения кадровой проблемы.Не получила развития в высшей школе годичная аспирантура, поступали в нее, как правило, единицы. Хотя последняя была наиболее эффективным средством повышения квалификации преподавательского корпуса, так как направлялись в нее лица с уже сложившимися научными интересами для завершения исследований. К примеру, в 1969 г. в годичную аспирантуру Минвуза РСФСР было направлено 107 человек, в том числе 37 преподавателей вузов Сибири и Дальнего Востока [66].Наряду с аспирантурой использовался и другой механизм подготовки высококвалифицированных специалистов - метод соискательства, то есть работа вузовских преподавателей и сотрудников над диссертациями вне аспирантуры. Соискателям, успешно сочетавшим производственную или педагогическую деятельность с научной, по постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 августа 1956 г. № 1174 предоставляли только творческие отпуска с сохранением заработной платы на срок до трех месяцев для завершения диссертации [67. С. 81].В связи с открытием в стране сети факультетов, институтов повышения квалификации, развитием стажировки на промышленных предприятиях и в научных учреждениях ректораты вузов направляли на учебу лиц со сложившимися научными интересами. Так, например, за вторую половину 1970-х гг. соискателями Алтайского политехнического института была защищена 61 кандидатская диссертация, Иркутского сельскохозяйственного - 46, Новокузнецкого педагогического - 35, ВосточноСибирского технологического - 47 диссертаций. По отдельным годам это составляло от 2 до 5 % преподавательского состава. Однако, как уже отмечалось, высокая учебная нагрузка не оставляла шансов большинству научно-педагогических работнико

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петрик Валерий Владимирович Томский государственный университет кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и регионоведения гуманитарного факультета(8-3822) 56-34-02; дом. (8-3822) 64-33-25, соискатель ученой степени доктора исторических наук кафедры истории и документоведения исторического факультета
Всего: 1

Ссылки

ЦДНИТО. Ф. 115. Оп. 10. Д. 603.
Новосибирский университет: опыт интеграции образования и науки. Новосибирск, 1991.
Текущие архивы читинских педагогического, политехнического, медицинского институтов. Годовые отчеты вузов за 1990/91 уч. г.
Народное хозяйство Новосибирской области за 1981-1985 гг.: Стат. сборник. Новосибирск, 1997.
Текущие архивы вузов г. Иркутска. Годовые статистические отчеты за 1966-1991 гг., форма 3-НК, 4-НК, 5-НК.
ГАЧО. Ф. П-3. Оп. 63. Д. 69; Оп. 57. Д. 126.
ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 229. Д. 28; Оп. 242. Д. 12.
ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 113. Д. 58.
ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 123. Д. 156.
ЦДНИОО. Ф. 9277. Оп. 1. Д. 29.
ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 229. Д. 28; Оп. 242. Д. 12; Оп. 243. Д. 139.
ЦХАФАК. Ф. П-1. Оп. 133. Д. 169.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 3960.
В.И. Ленин, КПСС о развитии науки. М., 1985.
ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 113. Д. 58.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 5. Д. 68.
ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 222. Д. 172.
ГАНО Ф. П-4. Оп. 64. Д. 60.
ТА МО РФ. Годовые отчеты вузов Сибири за 1958-1991 гг.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 90. Д. 27.
ЦДНИТО. Ф. 115. Оп. 10. Д. 579; За советскую науку (ТГУ). 1982. 6 янв.
Иркутский университет (ИГУ). 1982. 15 дек.
ГАКО. Ф. П-75. Оп. 11. Д. 145.
ЦХИДНИКК. Ф. 7162. Оп. 1. Д. 24.
Центры документации новейшей истории Сибири. Документы местных органов государственной власти и управления, протоколы первичных партийных организаций вузов за 1958-1991 гг.
ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 191. Д. 66.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 96. Д. 188.
ЦДНИТО. Ф. 320. Оп. 10. Д. 33.
ЦДНИИО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 114.
ГАИО. Ф. Р-1813. Оп. 1. Д. 2364.
Центры документации новейшей истории Сибири. Протоколы первичных партийных организаций вузов региона за 1958/59 уч. г.
Бюллетень MB и ССО РСФСР. 1985. № 6.
За советскую науку (ТГУ). 1985. 3 окт.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 93. Д. 230.
ЦДНИИО. Ф. 3435. Оп. 1. Д. 29; ГАКО. Ф. П-1881. Оп. 1. Д. 134.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 9269.
ЦДНИТО. Ф. 320. Оп. 10. Д. 43.
Текущий архив Красноярского госуниверситета. Годовой отчет о работе КрасГУ за 1987 г.
Государственные архивы и центры документации новейшей истории Сибири. Документы местных органов государственной власти и управления региона за 1958-1991 гг.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 9269; Д. 9287.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 9304
ЦДНИОО. Ф. 4094. Оп. 6. Д. 217; ЦДНИТюО. Ф. 1438. Оп. 2. Д. 60.
Государственный архив и Центр документации новейшей истории Томской области. Документы местных органов государственной власти и управления за 1958-1991 гг.
Текущие архивы ТГУ, ТПИ, ТИАСУРа, ТИСИ, ТМИ, ТГПИ. Годовые отчеты вузов за 1958-1991 гг.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 9256; Д. 9268.
Образование в Российской Федерации: Стат. сборник. М., 1994.
Основные показатели работы вузов Сибири и Дальнего Востока в 1985 г. и выполнении планов XI пятилетки. Иркутск, 1986.
ТА МО РФ по высшему образованию и государственные архивы Сибири. Годовые отчеты вузов региона за 1958-1991 гг.
ЦХАФАК. Ф. П-9765. Оп. 1. Д. 21.
Текущий архив Томского политехнического института. Годовые отчеты ТПИ по учебной работе за 1959-1990 гг.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 4553.
ЦДНИТО. Ф. 320. Оп. 10. Д. 92.
ЦДНИТО. Д. 438. Л. 104.
ЦДНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 275.
Энергия (НЭТИ). 1981. 14 янв.
ГАКО. Ф. П-75. Оп. 11. Д. 72.
ЦДНИИО. Ф. 3435. Оп. 1. Д. 48.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 64. Д. 62.
Научные кадры в СССР. Динамика и структура, М., 1991.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2626.
ГАИО. Ф. Р-2808. Оп. 1. Д. 179;
ЦДНИТО. Ф. 115. Оп. 10. Д. 39.
ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 95. Д. 170;
Текущие архивы АПИ, ИСХИ, НГПИ, ВСТИ. Годовые статистические отчеты о работе аспирантуры за 1976-1980 гг., форма 1-НК.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 9269.
Образование в Российской Федерации: Стат. сборник. М., 1994.
ГАРФ. Ф. А-9606. Оп. 1. Д. 291.
Текущий архив Томского госуниверситета. Статистический отчет о работе аспирантуры ТГУ за 1989/90 уч. г., форма 1-НК.
Текущий архив Иркутского политехнического института. Справка о выполнении вузами MB и ССО РСФСР плана приема, выпуска и распределения аспирантов в 1969 г.
Аспирантура. М., 1971.
ТА МО РФ по высшему образованию и государственные архивы Сибири. Годовые статистические отчеты вузов региона о работе аспирантуры за 1958 и 1991 гг., форма 1-НК.
Научные кадры в СССР. Динамика и структура. М., 1991.
Бюллетень ВАК СССР. 1985. № 3.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 93. Д. 230.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1976. Т. 10.
ЦДНИТО. Ф. 115. Оп. 10. Д. 633.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 27. Д. 39.
ЦХАФАК. Ф. Р-1534. Оп. 2. Д. 212.
ГАНО. Ф. Р-1848. Оп. 1. Д. 24.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 35а. Д. 317.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 3246.
ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 84. Д. 54.
Новокузнецкий филиал государственного архива Кемеровской области (НФГАКО). Ф. Р-86. Оп. 1. Д. 116.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 4990.
За советскую науку (ТГУ). 1981. 17 дек.
Бюллетень ВАК СССР. 1985. № 3.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 76. Д. 148.
ГАИО. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 1745.
Текущий архив Новосибирского электротехнического института. Статистический отчет о работе аспирантуры НЭТИ за 1985/86 уч. г., форма 1-НК.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 85. Д. 125-126.
ЦДНИТО. Ф. 115. Оп. 10. Д. 39.
Государственный архив и центр документации новейшей истории Томской области. Документы местных органов власти и управления, годовые отчеты вузов г. Томска за 1958-1991 гг. ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 72. Д. 28; Оп. 78. Д. 18.
ЦДНИТО. Ф. 320. Оп. 10. Д. 92.
ЦДНИИО. Ф. 127. Оп. 84. Д. 54;
ГАНО. Ф. Р-1848. Оп. 1. Д. 2057.
ТА МО РФ по высшему образованию и государственные архивы Сибири. Статистические отчеты иркутских, новосибирских и томских вузов за 1958/59 и 1990/91 уч. гг., форма 1-НК.
ЦДНИОО. Ф. 9277. Оп. 1. Д. 33.
ГАРФ. Ф. А-605. Оп. 1. Д. 4990.
ЦХАФАК. Ф. П-3948. Оп. 1. Д. 18.
АКО. Ф. П-75. Оп. 11. Д. 141.
ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 222. Д. 60.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1981. Т. 9.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 76. Д. 148.
Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ф. 17. Оп. 103. Д. 1032.
ЦДНИТО. Ф. 4584. Оп. 3. Д. 17.
Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Ф. П-9765. Оп. 1. Д. 23.
Очерки истории высшей школы Новосибирска: Сборник. Новосибирск, 1994.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 83. Д. 103.
Текущий архив Министерства образования Российской Федерации (ТА МО РФ) по высшему образованию. Годовые статистические отчеты вузов Сибири за 1958 и 1991 гг., форма 5-НК.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2434.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-605. Оп. 1. Д. 223.
Текущие архивы АПИ, ИПИ, КрасПИ, ОмПИ, КузПИ, НИСИ, ТИСИ, НЭТИ, СМИ, ТИРиЭТа. Статистические отчеты вузов о работе аспирантуры за 1965 г., форма 1-НК.
ЦХИДНИКК. Ф. 7162. Оп. 1. Д. 25.
Текущие архивы Алтайского, Иркутского, Красноярского, Омского, Томского политехнических, Новосибирского электротехнического институтов за 1962, 1975 и 1990 гг.
ЦДНИТюО. Ф. 124. Оп. 86. Д. 197.
Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. Р-1751. Оп. 1. Д. 555.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 27. Д. 39.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-4. Оп. 33. Д. 1865.
Отдел хранения спецдокументов Государственной архивной службы Республики Алтай (ОХСД ГАСРА). Ф. 1. Оп. 2а. Д. 726.
Центр документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТюО). Ф. 124. Оп. 96. Д. 147.
Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГАРТ). Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 1.
Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-117. Оп. 16. Д. 56.
ЦДНИОО. Ф. 701. Оп. 1. Д. 111.
Центральный государственный архив республики Хакасия (ЦГАРХ). Ф. Р-528. Оп. 1. Д. 836.
ЦДНИТО. Ф. 507. Оп. 1. Д. 2671.
ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2249. (Т. 1).
ЦДНИТО. Ф. 357. Оп. 11. Д. 22.
Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 1069.
Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 17. Оп. 70. Д. 57.
Текущий архив Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта. Годовой отчет о работе НИИЖТа за 1958/59 уч.г.
Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК). Ф. 3107. Оп. 1. Д. 54.
Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 607. Оп. 1. Д. 2434.
Высшая школа: Сб. основных приказов, постановлений и инструкций. М., 1978. Ч. 2.
 ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (КОНЕЦ 50-х - НАЧАЛО 90-х гг. ХХ в.)             | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2007. № 1.

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (КОНЕЦ 50-х - НАЧАЛО 90-х гг. ХХ в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2007. № 1.

Полнотекстовая версия