Современность как текст и контекст глобальной истории | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Современность как текст и контекст глобальной истории

Рассматривается эволюция понимания Современности в зарубежной глобалистике.Утрата эпистемологического и социально-политического оптимизма современныхисследователей сопровождается критикой линейно-прогрессистских схем глобальной истории и рациональной парадигмы историописания, открывая дорогу принципам альтернативности, синергетики, транзитивности исторического развития.Диалог истории с социальной антропологией, этнопсихологией и контекстной лингвистикой способствует возрождению нового метанарратива.

Modernity as the text and context of the global history.pdf В работах американских международников последнего десятилетия сохраняется, а после событий «черного сентября» даже усиливается, ощущениеСовременности как экстремального состояния утраты былой определенностибазовых (пространственно-временных и ценностно-нормативных) координатчеловеческого развития. «Неопределенность» данного этапа трансформациисамой мировой системы и непредсказуемость будущего мировой цивилизации обесценивают поиски объективных определений эпохи турбулентности, придавая «некрологический» оттенок всем формам рационального дискурсаМодерности. Начиная с «конца истории» Ф. Фукуямы и заканчивая «поминками по Просвещению» Дж. Грэя, экспертному сообществу демонстрировалась ограниченность прежних объяснительных парадигм Современности, будь они политической, социологической или культурной природы, для выработки стратегии выживания в будущем.Объективными причинами неадекватности прежних подходов к пониманию и управлению глобальными процессами стало усложнение самогопредмета исследований современных авторов. Мультипликация мирсистемы за счет несуверенных акторов сопровождалась ослаблением ее «ответственных игроков» - централизованных властных структур, чей суверенитет был подхвачен олигополиями, этническими и конфессиональнымигруппировками, мафиозными и криминальными сетями.Неустойчивое состояние мирового сообщества отчасти объясняется и крахом прежнего мировидения: по признанию И. Валлерстайна, результатомисторического поражения социализма и либерализма, как двух одинаковопрогрессистских версий, стал реванш фундаменталистских течений, различающихся по своим этическим, этнопсихологическим основаниям и историческому опыту. Массовый выброс на рынок идей зачастую прямо противоО.И. Ивонина28положных социальных, экономических и военно-политических концептов, исходящих от носителей различных локальных и социокультурных идентичностей, заставляет усомниться в наличии единого вектора развития мировогосообщества, а тем более универсальных общезначимых ценностнонормативных регуляторов мирного сосуществования различных культур и цивилизаций [1. С. 236-237].Пришедший на смену биполярному миру «новый мировой беспорядок»дискредитировал в глазах исследователей базовые эпистемологические основания Модерности: рационализм, детерминизм, императив поступательнолинейного развития, универсализм гуманистических принципов международной системы. Разрушение рационалистической парадигмы видения мировыхпроцессов стало следствием внутренней логики развития социальногуманитарных наук, обогативших свой исследовательский арсенал, благодарявзаимодействию с достижениями современного естествознания, принципамитеории относительности, неопределенности, транзитивности, синергетики.Принцип субъективации истины получил наглядное обоснование в постмодернистском акценте на проблемах языка науки как орудии познания, конструирования и презентации изучаемой действительности. Если в соответствии с мнением представителей так называемого фигурального реализмаотталкиваться от понимания истории человечества как текста, то следуетпризнать, что летописцами Современности выступают самые разные авторы, с прямо противоположным ощущением пространства и времени, с разнойоптикой, а главное - предлагающие свое видение Современности различнымсегментам мировой аудитории.Эвристическая значимость категорий «идентичность», «культура», «традиция», введенных постмодернистами в оборот международных исследований, объясняется необходимостью учета ментальных факторов внешнеполитической мотивации различных акторов мировой системы, не принимавшихся в расчет сторонниками теории рационального выбора. Зависимость поведения на мировой арене от пространственно-временного контекста и типаидентичности различных субъектов мировой политики делает ее направленность неопределенной, открывая дорогу множеству альтернатив.Специфическая интерпретация тех категорий, которые еще недавно казались универсальными константами мира политики - «нация», «государство», «суверенитет», «признание» и др., - требует использования компаративных методов анализа и диалоговых стратегий в построении текста Современности, очищенного от незначительных деталей, а потому позволяющего дать более или менее внятное понимание глобальных проблем. Культура диалога способна преодолеть тиранию Запада в конструировании географического и социального пространства Современности, понять альтернативные пути и траектории развития, выйдя на понимание мира как коммуникативной сети, вбирающей в себя и связующей разные общества и их истории. Такая децентрализованная история человечества, сделавшая предметомисследования «встречи с другими» как источник и движущую силу экономических, социально-политических, технологических и иных типов изменеСовременность как текст и контекст глобальной истории29ний, ориентирует свой нарратив на мир «всеобъемлющего обмена» материальными и духовными ресурсами развития [2. С. 132].Содержательной метафорой Современности в работах 90-х гг. ХХ в. стало понятие «глобальной трансформации» мировой системы, затронувшей в числе прочих и ее пространственно-временные характеристики: «сжатиевремени», «расширение пространства» (Д. Харвэй), «ускорение взаимозависимости» (К. Омаэ). Апологеты (в лице С. Стрэнджа, К. Омаэ, Р. Кокса), скептики (С. Краснер, С. Хантингтон, Дж. Томпсон) и трансформационалисты (Р. Кейхан, Дж. Розенау, М. Сэндел) сходились в понимании глобальнойистории как противоречивого многоуровневого процесса, порожденного совокупностью как индивидуальных действий значимых игроков мировой политики, так и кумулятивным взаимодействием различных институтов, режимов и кросскоммуникаций. Причудливый симбиоз интеграции и фрагментации пространства современной истории, порожденный глобализацией, объяснялся разной скоростью и временем включения в глобальные процессытрадиционных и новых акторов, различием их статусных параметров, пониманием приоритетов и пределов глобальной трансформации [3. С. 27-28].Для того чтобы конфликт интерпретаций глобальной истории не привелк реальному «столкновению цивилизаций», необходимо стремиться, по мнению исследователей, к созданию ценностно-нормативной базы современногомиропорядка, интегрирующей в себя общегуманистические принципы равноправия, справедливости, стремления к общему благу, свойственные разным культурам. «Мирное» осмысление современности потребует преодоления как искушений абстрактного универсализма, плодящего эссенциалистские конструкты «мир-экономики», «информационного общества», «демократического мира», так и соблазнов социокультурного релятивизма. Балансв понимании Современности должен основываться на презумпции единстваи многообразия акторов глобальной истории, обладающих равными правами, но разными сценариями мирового развития.

Ключевые слова

transitivity, alternative history, competitive identities, world system multiplication, транзитивность, альтернативность, конкурирующие идентичности, мультипликация мир-системы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ивонина ОЛЬГА ИВАНОВНАНовосибирский государственный педагогический университетдоктор исторических наук, профессор кафедры всеобщейистории, историографии и источниковеденияivonina@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М.: Логос, 2003.
History and Theory. 2001. Vol. 40.
Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J. Global Transformations: Politics, Economics and Culture. Cambridge, 2000.
 Современность как текст и контекст глобальной истории | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Современность как текст и контекст глобальной истории | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия