Проблемы использования завещаний как источника в изучениирелигиозности англичан эпохи Реформации в современной британской историографии
Рассматриваются подходы современных британских историков к использованию завещаний как исторического источника в изучении религиозности англичан эпохи Реформации XVI-XVII вв. Освещается существующий к настоящему времени спектрмнений по этому вопросу.
The Problems of Use of Wills as a Source for the Study of Religiousnessin England in the Reformation Period in Contempor.pdf Одним из источников в исследовании религиозности англичан наканунеРеформации и в выявлении динамики утверждения протестантизма в странев XVI в. могут быть завещания. Вопросами анализа завещаний занималсяцелый ряд современных британских историков [1. P. 246-249; 2. P. 28-43; 3.P. 320-334; 4. P. 171-172, 220-221; 5. P. 58, 76; 6. P. 15-16; 7. P. 250-251; 8.P. 485-486, 629].К. Хейг считает продуктивным подразделение преамбул завещаний в соответствии с содержащимися в них доктринальными утверждениями на три вида: «традиционные», «нейтральные» и «протестантские». Это позволяетпроследить формирование позитивной приверженности главным протестантским идеям и упадок свойственной католикам приверженности к почитанию святых и заупокойным молитвам. Явно протестантские преамбулыиспользовались в течение долгого времени - до 1580-х гг. - в небольшомчисле завещаний [9. P. 200]. Оценивая познавательное значение завещаний, К. Хейг пишет, что завещания составляли обычно более состоятельные люди, мужчины, то есть представители той категории лиц, которые с относительно большей вероятностью могли быть протестантами. Уверенно определить религиозные взгляды завещателя непросто. Современники, например, не видели отчетливых различий в формулах. Многие историки показали, что завещания не индивидуальны, большинство из них составлено писцами по формуле, взятой из предыдущих завещаний [10; 11]. Углубляясь в изучениеотдельных регионов, историки различили даже влияние руки отдельногописца, путём чего распространялись протестантские взгляды [12. P. 89, 93].При всех трудностях анализа завещаний С. Бригден тем не менее обнаружила, что лондонские завещания периода 1522-1547 гг. дают ценные сведения об изменениях религиозных верований от католицизма к протестантизму, особенно если внимание обращается не только на преамбулы завещаний, но и на упоминаемые в завещаниях пожертвования на религиозные и благотворительные нужды [13. P. 333-348]. Но в целом, по мнению П. Коллинсона, до середины XVII в. эти источники не позволяют вполне адекватноВ.Н. Ерохин74отразить эволюцию общественного мнения и личных религиозных взглядовконкретного человека [14. P. 197].Изучением завещаний также специально занимался Дж. Скарисбрик, принадлежащий к числу историков-ревизионистов, которые придерживаются мнения, что англичане не хотели Реформации и большинство из них медленно её воспринимало [15]. В середине 1530-х гг. две трети завещаний всё ещё упоминали необходимость поминальных молитв, а в трети завещаний, как считает исследователь, необходимость заупокойных молитв предполагалась как сама собой разумеющаяся. В среднем в каждом пятом завещанииоставлялись деньги монахам. Около 60% завещаний оставляли деньги на ремонт церковных зданий и их оснащение необходимой утварью [15. P. 3].Рассуждая о возможности клишированного характера завещаний, Дж.Скарисбрик отмечает, что писец, конечно, мог повлиять на составление завещания, но трудно представить, что составитель, писавший текст, мог побудить завещателя давать средства нескольким церковным приходам или монахам - ведь завещания составляли представители белого духовенстваили служащие судов. Завещания знати наверняка составлялись по точномуслову завещателя. Так что, по мнению ученого, в большинстве завещаниймы действительно слышим голос завещателя [15. P. 11]. Во многих завещаниях, пишет Дж. Скарисбрик, видна подлинная религиозность, когда бедныйчеловек детально расписывал в завещании передачу церкви предметов из своего небольшого имущества [15. P. 17-18].К. Лиценбергер в своей работе «Английская Реформация и светские лица: Глостершир, 1540-1580» (1997) [16] проанализировала материалы церковных судов из Глостерской епархии, рассмотрела финансовое состояниецерковных приходов, уделив особое внимание приходам Тьюксбери и СентМайклз в Глостере, а также проделала очень большую работу по анализу 3,5тыс. завещаний, представив результаты в своём исследовании в таблицах и схемах. От периода 1541-1580 гг. по стране в целом сохранились примерно 8тыс. завещаний. Преамбулы этих завещаний, как считает К. Лиценбергер, можно сгруппировать в три типа: традиционные, протестантские и двусмысленные. Исследователи в последнее время приходят к выводу, что следуетанализировать не только преамбулу завещания. Предлагается выявить, комуи какое имущество оставляется в завещании, каковы распоряжения завещателя об организации похорон, кем предположительно были свидетели и исполнители завещания по их религиозным взглядам, но даже после этогообычно всегда остаются неясности. В то же время К. Лиценбергер очень осторожно подошла к истолкованию завещаний: например, ни в один из годовмежду 1541-м и 1580-м она не смогла найти более 10 завещаний с отчётливопротестантскими преамбулами, но в то же время к 1550 г. в завещаниях прекращаются упоминания о необходимости молитв за умерших, что можносчитать явно протестантским признаком. Вряд ли также стоит рассматриватьнеопределённо-двусмысленные завещания, составленные через несколькодесятилетий после начала Реформации, как оппозиционные по отношению к протестантизму: например, между 1570 и 1580 гг. 88% завещаний, составленных в народной среде, были двусмысленными. В дореформационныхПроблемы использования завещаний как источника в изучении религиозности англичан75завещаниях постоянными были упоминания о молитвах у алтаря, заупокойных молитвах и мессах, о мортуариях (панихидах), о десятинах на поминдуши, так что их отсутствие по умолчанию всё же, по её мнению, можнорассматривать как свидетельство распространения протестантизма. Многиесовременные британские историки склоняются к мнению, что заметные свидетельства укоренения протестантизма в Англии можно отнести к 1580-м гг.
Ключевые слова
wills as a historical source,
Reformation in England,
завещания как исторический источник,
Реформация в АнглииАвторы
| Ерохин Владимир Николаевич | Нижневартовский государственный гуманитарный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и всеобщей истории | volodja@intramail.ru; erohin_vladimir@inbox.ru |
Всего: 1
Ссылки
Litzenberger C. The English Reformation and the Laity, Gloucestershire, 1540-1580. Cambridge, 1997.
Scarisbrick J.J. The Reformation and the English People. Oxford, 1984.
Zell M.L. The Use of Religious Preambles as a Measure of Religious Belief in the Sixteenth Century // BIHR. 1978. Vol. 51.
Moir M. Church and Society in 16th Century Herefordshire. M. Phil. Thesis. Leicester, 1984.
Brigden S.E. The Early Reformation in London, 1520-1547. Cambridge Ph. D. thesis, 1977.
Collinson P. The Religion of Protestants: The Church in English Society, 1559-1625. N. Y., 1982.
Haigh C. English Reformations. Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxford, 1993.
Aslop J.D. Religious Preambles in Early Modern English Wills as Formulae // JEH. 1989. Vol. 40.
Sheils W. J. The Puritans in the Diocese of Peterborough, 1558-1610. Northamptonshire Record Society, 1979.
Palliser D.M. Tudor York. Oxford, 1979.
Brigden S. London and the Reformation. L., 1979.
Spufford M. Contrasting Communities: English Villagers in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Cambridge, 1974.
Dickens A.G. Lollards and Protestants in the Diocese of York, 1509-1558. Oxford, 1959.
Clark P. English Provincial Society from the Reformation to the Revolution: Kent 1500-1640. Hassocks, 1977.
Spufford M. The Scribes of Villagers' Wills in the Sixteenth and Seventeenth Centuries and Their Influence // Local Population Studies. 1971. Vol. VII.
Zell M.A. The Use of Religious Preambles as a Measure of Religious Belief in the Sixteenth Century // Bulletin of the Institute of Historical Research. 1977.