Образ идеального героя в героическом эпосе Месопотамии и германскойкультуры. Опыт сравнительного анализа | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Образ идеального героя в героическом эпосе Месопотамии и германскойкультуры. Опыт сравнительного анализа

Рассматриваются различия в понимании социальной роли правителя в месопотамской и германской культурах на примере англо-саксонского эпоса «Беовульф» и месопотамских произведений о Гильгамеше.

Тhe Image of the ideal hero in the heroic epos of Mesopotamiaand in the German culture. (сomparative analysis).pdf Эпический герой как воплощение социального идеала человека или человека, приближающегося к идеалу, является носителем коллективных, традиционных ценностей породившей его культуры. Образы, мотивы и сопровождающие их ценности, которые входят в эпос, формируются в народнойкультуре в самое раннее время. Анализ этих ценностей может пролить светна культурные отличия ближневосточного и западноевропейского традиционных обществ. Вопрос заключается в следующем: являлись ли эти отличияизначальными, присущими тем или иным обществам ещё в архаичную догосударственную эпоху, или это порождение цивилизации- Остановимся лишьна различиях в понимании социальной роли правителя в месопотамской и германской культурах и рассмотрим аспект обязанностей правителя передколлективом, а также понимание в эпосе самого коллектива.Древняя Месопотамия и Северная Европа в раннее Средневековье представляют собой архаичный этап развития переднеазиатской и западноевропейской культур. Одним из известнейших эпических персонажей в древнемДвуречье считался Гильгамеш [1]. Помимо известного аккадского эпоса «Овсё видавшем» [2], до нас дошло ещё несколько более ранних шумерскихгероических сказаний [3; 4; 5], повествующих о Гильгамеше. Позднее их мотивы вошли в сюжетную линию эпоса. Сказания тесно примыкают к фольклору, отличаются по жанру, не связаны композиционно друг с другом, лишены развёрнутого образного действия и детального «эпического» описания - всего того, из-за чего их нельзя в полной мере отнести к эпосу [6.С. 305-307]. «Эпос о Гильгамеше», безусловно, более «зрелое» произведениепо сравнению с «Беовульфом», относящееся к городской культуре. «Беовульф» же относится к периоду разложения родовых отношений, к аграрной, более архаичной культуре, так же как и шумерские героические сказания.Это обстоятельство, однако, не исключает возможности выделить из эпосанаиболее архаичные культурные пласты. Одним из великих эпических героев раннесредневековых англов и саксов и, наверное, культуры германцев в целом является Беовульф [7]. Несмотря на то, что тексты о Гильгамеше и Беовульфе были созданы в очень отдаленных друг от друга культурных и временных рамках, они относятся примерно к одной стадиальной плоскости - эпохе так называемой военной демократии.А.Н. Кокуев148Согласно традиционным представлениям об идеальном человеке как представителе социума, хороший человек - это тот, кто своей деятельностьюприносит пользу людям, своим однообщинникам, дружинникам и т.д., тем более, если таковую осуществляют германский конунг или шумерский лугаль. Будучи главными представителями правящей элиты, они несли ответственность за весь коллектив и, соответственно, их основной обязанностьюявлялось забота о нем [8. C. 15].Многие подвиги Беовульфа - это помощь, оказанная людям. Они содержат в себе обязательный мотив защиты коллектива [7. Ст. 276-282, ст. 423-426] или верность долгу [7. Ст. 458-473, ст. 2332-2335], часто кровному.Три основных подвига, составляющих основу сюжетной линии произведения, доказывают это. Беовульф сражается с Гренделем, верный старому долгу своего предка, и если целью подвига можно назвать получение щедройнаграды и славы героя, то его итогом становится помощь вполне конкретным гаутам, которые воспринимались как побратимы, а значит, соплеменники. Аналогичная мотивация определяет поведение героя и в поединках с матерью Гренделя и драконом - защитить, обезопасить, либо отомстить за представителей своего коллектива [7. Ст. 2510-2514]. Здесь не герой ищетподвига - подвиг сам находит героя. Связанный узами долга перед дружиной и племенем, Беовульф вынужден следовать своим обязанностям, чтобысоответствовать своей социальной роли, превращающейся для него в судьбу.Одной из обязанностей Гильгамеша, в том числе как правителя, объясняющей причины его подвигов, является забота о коллективе. Гильгамешстроит стену вокруг Урука, вступает в открытое противостояние с правителем Киша Аггой [5]. Отправляясь в поход на Хуваву (Хумбабу) [4, 2], эпический герой тоже руководствуется целью помочь людям. Он добывает кедр, дерево, ценное в месопотамской пустыне, и убивает отрицательного персонажа Хуваву, который «не ведает матери, не знает отца-родителя», живёт в горах, вдали от людей [4. Стк. 148(79)-149(80)], чем сходен с отрицательнымперсонажем из другого эпоса - Гренделем [7. Ст. 101-107]. Результаты подвига Гильгамеша, в конце концов, оборачиваются славой победителя над злом, воплощённым в Хуваве, а также ливанским кедром, привезённым в Урук [2. С. 163, стк. 39-43]. Значимость события подчёркивается ещё и тем, что подвиг героя сохраняется в народной памяти.Собственные объяснения мотивации своих подвигов у Гильгамеша [4.Стк. 16-33] и Беовульфа [7. Ст. 1386-1389] аналогичны. Однако в своих рассуждениях о бренности всего сущего Гильгамеш задаётся вопросом: «Развене так уйду и я-» - и сам же на него отвечает: «Воистину так, воистину так// Самый высокий не достигнет небес, // Самый огромный не покроет земли, // Гаданье на кирпиче не сулит жизни- // В горы пойду, добуду славы-» [4.Стк. 27-31]. В сказании герой как нельзя близко подходит к вопросу о смысле жизни, который для него заключается в прославлении себя подвигами во имя собственного коллектива (см. выше). Обязанность заботиться о своёмколлективе превращается здесь для Гильгамеша в смысл жизни. Аналогичная мотивация, но значительно менее явная и вне сравнения с Гильгамешемдаже незаметная, может присутствовать в поведении Беовульфа. Автор «БеоОбраз идеального героя в героическом эпосе Месопотамии и германской культуры149вульфа» уделяет главное внимание сюжету взаимного воинского долга князяи дружины и тесно связанному с ним мотиву кровной мести (совершенно отсутствующему в произведениях о Гильгамеше), и только за этим обнаруживается скрытый мотив заботы о племени. У Гильгамеша же на первый план в качестве мотива для подвигов выходит забота об Уруке и его жителях.Отличия в понимании социальной роли правителя выражаются и в том, каким образом в анализируемых произведениях изображается подчинённыйправителю коллектив. В «Беовульфе» - это сплошь и рядом представителиаристократии: конунги, их благородные жёны, дружинники. Даже само слово «гауты» употребляется исключительно как синоним дружины гаутов.Обычные соплеменники проходят фоном, их нет, «Беовульф» - сугубо аристократический эпос.Сюжеты о Гильгамеше более демократичны. Во-первых, здесь упоминаются жители Урука. Отправляясь в поход на Хуваву, Гильгамеш собираетнекое подобие народного ополчения, при этом очень чётко произведениеотделяет мирных общинников от образовавшейся военной дружины правителя [4. Стк. 48-51]. Во-вторых, они играют в отдельных сказаниях важнуюсамостоятельную роль. Перед сражением с Аггой Гильгамеш советуется с «собранием старцев города Урука», и уже после того, как получил у них отказ на открытые военные действия, он решает заручиться поддержкой «Собрания мужей города Урука». При этом народное собрание само успокаиваетстрахи героя и уговаривает его вступить в противостояние с врагом [5.Стк. 3-14, стк. 24-39]. Образы народа и правителя, созданные в сказаниях и поэме «О всё видавшем», отражают их сосуществование и активное сотрудничество, как представителей одной семьи под названием Урук. Гильгамешсвободно общается с однообщинниками, руководит -------ими и помогает им. Образ отцовской трепетной заботы об Уруке и его жителях, которая проявляется в подвигах и разговорах с подданными, не ограничивает понимание коллектива лишь одним войском, дружиной.Ценность помощи коллективу приобретает в лице власть имущего эпического героя государственную обязанность заботы правителя о тех, кем он управляет. Трактовки этого и в германской, и в месопотамской культуре могут отличаться, но факт присутствия подобной ценности в указанных эпических произведениях представляется очевидным. Мотивация поступковглавного героя «Беовульфа» акцентируется авторским текстом на ценностяхличной выгоды конунга и его дружины. Мотив правительственной заботы о племени в целом не является первостепенным. Коллектив представлен узкойсоциальной прослойкой - политической элитой, не отождествляемой напрямую с коллективом народным. «Беовульф» прежде всего аристократическоепроизведение, созданное аристократами для аристократов.В эпических произведениях о Гильгамеше в мотивации действий героявыделяется защита и забота о подданных как часть правительственных обязанностей. Образ коллектива, представленный в них, по своему социальномусоставу соответствует действительным общинникам, народу, в отличие от «Беовульфа». Анализ взаимоотношений правителя и коллектива показывает, что социальные отношения сохраняют (или приобретают) внутрисемейные, А.Н. Кокуев150патриархальные черты. В сравнении с «Беовульфом» это более чётко просматривается во взаимоотношениях Гильгамеша и Энкиду [1]. Однако эта проблема уже выходит за рамки настоящей статьи и требует отдельного обстоятельного исследования.

Ключевые слова

Беовульф, Гильгамеш, epos, Beowulf, Gilgamesh

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кокуев Алексей НиколаевичТомский государственный университетаспирант кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории исторического факультетаkan315@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии // Вопросы древней истории. 1981. № 4.
Беовульф [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norse.ulver.com/other/beowulf/beowulf.html
Послы Аги... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/vostok/13.htm--ftn1
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: В 2 ч. / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983. Ч. 1.
Жрец к «Горе Бессмертного»... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/vostok/14.htm
Гильгамеш, Энкиду и нижний мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hworld.by.ru/myth/sumer/gil.en.n.m.html
Когда Ану сотворил небо. Литература древней Месопотамии / Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 2000.
Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М., 1979.
 Образ идеального героя в героическом эпосе Месопотамии и германскойкультуры. Опыт сравнительного анализа | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Образ идеального героя в героическом эпосе Месопотамии и германскойкультуры. Опыт сравнительного анализа | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия