The basic ideas of the treatise of Humbert of Romans«De praedicatione sanctae crucis» ..pdf В 1274 г. на Лионском соборе папа Григорий X пытается вдохновить население Европы на очередной крестовый поход. Однако его усилия тщетны: крестовые походы хотя и будут еще существовать, но уже как священныевойны внутри западного христианства и на его границах, но не как войны за отвоевание Святой Земли. В конце концов, в 1291 г. мамлюками была взятаАкра, что окончательно уничтожило присутствие крестоносцев на БлижнемВостоке. Приблизительно в 1266 г., пытаясь спасти ситуацию, доминиканецГумберт из Романса пишет свой трактат «О проповеди святого креста» 1. Известно, что Гумберт, автор изучаемого нами трактата, родился в конце XII в.в Романсе (Romans), небольшом городке к северу от Валанса, ныне одном из городов региона Рона-Альпы во Франции. Гумберт оканчивает Парижскийуниверситет, где получает звание магистра искусств, после чего занимаетсяизучением теологии и каноническим правом. В середине 20-х гг. он вступаетв доминиканский орден. В период послушничества он оставался в Париже, но будучи посвященным в орден, был отправлен в Лион. В 1237 г. он становится настоятелем лионского монастыря доминиканцев. Примерно в 1240 г.Гумберт был избран главой Римской провинции доминиканского ордена.Имеются сведения о том, что в свое время его даже предлагали избрать папой [2. P. 9]. В ноябре 1244 г. Гумберт становится во главе французской провинции ордена, 31 мая 1254 г. на генеральном капитуле в Будапеште он был избран пятым по счету великим магистром. 30 мая 1263 г. Гумберт уходит в отставку и удаляется в доминиканский монастырь в Лионе. Именно в этотпериод Гумберт пишет бóльшую часть своих сочинений [3. P. 699], в том числе и «учебник» по проповеди крестового похода, предназначенный для подготовки проповедников. Умер Гумберт из Романса 14 июля 1277 г. в Валансе (Valence).Трактат не случайно был написан как «учебник». В XIII в. получает распространение идея о том, что церковное вероучение должно доступно преподноситься народу проповедниками, которых для этого необходимо подго1 Текст источника приводится на основе транскрипции первопечатного издания (HumbertiRomani De praedicatione sanctae crucis contra Saracenos. Nürnberg, 1495), сделанной профессором Куртом Вилладс Йенсеном (Kurt Villads Jensen) из университета Южной Дании (Universityof Southern Danemark) [1].В.Л. Портных152товить. В связи с этим появляется целая серия так называемых artespraedicandi, которые являются своего рода «учебниками» техники проповеди[4]. Трактат «О проповеди креста», строго говоря, не относится к именнотакому роду учебников, но его написание имеет сходные мотивы. Более того, не случаен тот факт, что трактат написал доминиканец. С 30-х гг. доминиканцы и францисканцы стали широко привлекаться к проповеди крестовых походах на всех «фронтах» священной войны [5].В своего рода преамбуле к трактату Гумберт перечисляет ключевые идеи, лежащие в основе всего труда. В традициях предшествующей истории крестовых походов Гумберт пишет о крестоносцах как о своего рода «избранном народе». Крестоносцы являются «войском Христа», которое наравне с ангелами есть войско Бога. Война, которую ведут крестоносцы, имеет божественное предписание: «Война поистине справедлива, если она ведется благодаря сыну Божьему, и ведет на небо для восхваления Божьего слова». Подобно папе Урбану II на Клермонском соборе, Гумберт противопоставляет«справедливый» крестовый поход, «несправедливым» войнам в самой Европе, призывая отказаться от вторых в пользу первых. Периодически Гумберт, как это часто делали современники крестовых походов, проводит параллелимежду ветхозаветными войнами и походами крестоносцев. Однако он специально оговаривает, что Ветхий Завет остался в прошлом в том смысле, что евреи более не обладают каким-либо особым статусом: «Его войны вели евреи, которые с тех пор, как они вышли из Египта, до тех пор, пока они былинародом Бога, почти всегда вели войну с неверными, атакуя их или подвергаясь их атакам, что становится ясно, если мы с усердием читаем священныеистории». Гумберт -------приводит аналогию между крестоносцами и «войскомГоспода, направленным против неверного Валака» (царь Моавитский, упомянут в книге Числа). Согласно Библии Валак пытался склонить Валаама к тому, чтобы проклясть еврейский народ. Однако Бог явился Валааму, и последний не смог произнести проклятия в отношении народа израильского, а произнес лишь благословение: «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят-» (Числа 24:9). Гумберт упоминает эту фразу Валаама, но добавляет свой комментарий: «Если все это правда для войска, выступившего против Валака, насколько больше это относится к войску христиан, выступившему против сарацинов».Участие в походе приветствуется как с помощью молитв, так и с помощью финансовых вложений и, что является приоритетным, путем личногоучастия. Достаточно любопытен тезис о том, что крестовый поход есть обязанность, поскольку человеческое тело является феодальным держанием от Бога, и в случае, если это требуется, его необходимо выставить в защитусеньора. Гумберт пишет: «Нужно заметить, что мы держим наше тело на правах феода у Бога»; «Тело наше мы должны… выставлять, из соображений феода, из соображений воздаяния и из соображений того, что это будетпотом возмещено лучшим». В свое время сходные идеи также высказывалпапа Иннокентий III в энциклике Quia major в 1213 г.: «Каждый из нас - вассал Бога и обязан помочь ему отвоевать его королевство» [6. P. 105].Базовые идеи трактата «О проповеди святого креста»Гумберта из Романа153Как это характерно для крестовых походов в целом, Гумберт уделяетвнимание и проблеме воздаяния. По этому поводу он цитирует письмо папыЛьва IV (847-855) к франкскому войску: «Всевышний знает, что если ктолибо умирает, он умирает во имя истины веры, спасения отечества и защитыхристианства, и последует ему небесная награда от Бога». Не стоит забывать, что труд Гумберта - это материал для агитации. И воздаяние всегдабыло важным моментом при привлечении в крестоносное движение новыхучастников. Подобные декларации делались уже на Клермонском соборе, в преддверии первого крестового похода: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:29)» [7. C. 52].Таким образом, в основе труда Гумберта из Романса лежит теория о том, что крестоносцы являются «избранным народом», который исполняет божественную волю и получает за это воздаяние, что, в общем, свойственнопредшествующим трудам современников крестовых походов.
| Портных Валентин Леонидович | Новосибирский государственный университет | аспирант кафедры всеобщей истории | valport@list.ru |
Tyl-Labory G. Humbert de Romans // Dictionnaire des lettres françaises. Le Moyen Age. P., 1993.
Morenzoni F. La littétature des artes praedicandi de la fin du XII au début du XV siècle // Geschichte der Sprachtheorie. 3. Sprachtheorien in Spätantike und Mittelalter. Tübingen, 1995.
Maier C.T. Preaching the crusades. Mendicant friars and the cross in the thirteenth century. Cambridge, 1994.
Brett E.T. Humbert of Romans. His Life and Views of Thirteenth-Century Society. Toronto, 1984.
Humberti Romani OP Liber de praedicatione sanctae crucis [Электронный ресурс] / Transcribed and edited by Kurt Villads Jensen. University of Southern Danemark, 2007. Режим доступа: http://www.jggj.dk/saracenos.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. латинский.
Заборов М.А. Крестовые походы в документах и материалах. М., 1977.
Cole P.J. The Preaching of the Crusades to the Holy Land. 1095-1270. Cambridge, Massachusetts, 1991.