А. Мёллер ван ден Брук как идеолог «консервативной революции» в освещении германской историографии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

А. Мёллер ван ден Брук как идеолог «консервативной революции» в освещении германской историографии

Рассматривается оценка в современной германской историографии роли А. Мёллера ван ден Брука в становлении идеологии немецкой «консервативной революции» в годы Веймарской республики.

Arthur Moeller van den Bruck as an ideologist of the Conservative Revolution in the appraisingof German historiography.pdf Последнее десятилетие XX столетия ознаме-новалось в западной и отечественной историогра-фии возрастанием интереса к такому европейско-му идейному феномену прошедшего столетия, как«консервативная революция», особенно ее немец-кому варианту периода Веймарской республики вГермании. Одной из причин такого интереса явля-ется, по верному замечанию С.Г. Алленова, «ре-нессанс революционно-консервативной идеи» [1.С. 94]. Впрочем, феномен «консервативной рево-люции» всегда присутствовал в духовной и поли-тической жизни послевоенной Европы. Вклад еёвидных представителей в различные сферы запад-ной культуры ХХ столетия настолько весом, что,занимаясь проблемами истории идей, истории фи-лософии, политологии, невозможно было игнори-ровать их труды. В политическом отношенииидеологемы «консервативной революции» подпи-тывали правоконсервативные силы в ФРГ, «новыхправых» во Франции, итальянских неофашистов.Не будет преувеличением сказать, что «кон-сервативная революция» была самым парадок-сальным явлением германского консерватизмапрошлого столетия. Уже в самом термине «кон-сервативная революция» заключено логическоепротиворечие. Соединение в одном понятии двух,казалось бы, не совместимых тенденций - карди-нального разрыва с традицией и, одновременно, еесохранения, вызывало в научном дискурсе неод-нозначные оценки [2. С. 1-7; 3]. «Консервативнаяреволюция» была попыткой создания идеологии«нового немецкого национализма» радикальногохарактера. Ее деятели стремились обновить гер-манский консерватизм и придать ему современ-ный и динамичный характер. К числу характерныхчерт «консервативной революции» обычно отно-сят: противопоставление немецкого народногодуха и немецкой культуры ценностям западнойцивилизации, поиск особого пути историческогоразвития Германии в русле «немецкого (прусско-го, национального) социализма», идею авторитар-но-корпоративного государства, антилиберализмj/TT2 ,бескомпромиссную борьбу против веймарскойдемократии и республики. Эти черты делали«консервативную революцию» родственной на-ционал-социализму - другому течению радикаль-ного германского консерватизма. Возникновениеи развитие идеологии «консервативной револю-ции» в Веймарской республике стало ответом наидейный и политический кризис немецкого кон-серватизма после Первой мировой войны и Но-ябрьской революции. Ее видными представителя-ми в Веймарской Германии считаются такие дея-тели немецкой гуманитарной и общественно-политической мысли межвоенного периода, какОсвальд Шпенглер, Артур Мёллер ван ден Брук,Эрнст Юнгер, Карл Шмитт, Эдгар Юлиус Юнг.А. Мёллер ван ден Брук (1876-1925) былединственным значительным идеологом «консер-вативной революции», чей переход на позиции«революционного консерватизма» был предопре-делен его довоенным творчеством. Получив при-знание как литературный и театральный критик,переводчик и издатель совместно Д.С. Мережков-ским первого немецкоязычного собрания сочине-ний Ф.М. Достоевского, Мёллер ван ден Брук ужев своих довоенных работах выразил эстетическоенеудовлетворение культурой и повседневностьюкайзеровского рейха и позиционировал себя какнемецкого националиста, презиравшего буржуа-зию и все, что с ней связно. В дальнейшем иссле-дователи неоднократно указывали на то, что исто-ки младоконсерватизма Мёллера ван ден Брука(центрального идейного течения «консервативнойреволюции», основателем которого он был) нахо-дятся в его довоенных сочинениях.Служба в годы Первой мировой войны в ве-домстве военной пропаганды подвигла Мёллераван ден Брука обратить внимание на политику истимулировала его интерес прежде всего к про-блемам современной политики и поиску смысланациональной идентичности немцев, которым онувлекался еще до войны [4; 5]. Изданный в 1916 г.«Прусский стиль» стал рубежной вехой в полити-зации творчества Мёллера ван ден Брука. Книгаформально была посвящена архитектуре, но фак-тически автор обнаружил в истории Германии такназываемый прусский стиль, который быстро рас-пространил на другие сферы действительности.Первый значительной политической работойМёллера ван ден Брука становится написанная в1918 г. и изданная в 1919 г. книга «Право молодыхнародов» [6]. Затем последовали статьи по раз-личным вопросам текущей политики, и, наконец,вышедший в 1923 г. шедевр политической публи-цистики Мёллера ван ден Брука, библия «консер-вативной революции» - «Третий рейх». Одновре-менно, начиная с 1919 г., Мёллер ван ден Брук сгруппой единомышленников (Генрих фон Гляй-хен, Ганс Шварц, Макс Хильдеберт Беем и др.)разворачивает активную организационную дея-тельность, которая в конечном итоге привела ксозданию в 1919 г. идейного центра младоконсер-вативного направления в идеологии «консерва-тивной революции» «Июньского клуба» (в даль-нейшем, после смерти Мёллера ван ден Брука, пе-реименованного в «Клуб господ»), одного извлиятельнейших теневых политических клубов впервые годы существования Веймарской респуб-лики. В свою очередь, участники «Июньскогоклуба» стали инициаторами формирования болееширокого объединения, быстро набирающего силумладоконсервативного движения - движениякольца (Der Ring-Bewegung).Первое основательное исследование идейногонаследия А. Мёллера ван ден Брука как идеолога«консервативной революции» предпринял амери-канский историк немецкого происхожденияК. фон Клемперер. Согласно К. фон Клемпереру,истоки политических взглядов Мёллера ван денБрука следует искать в предвоенном и военномвремени. Таким образом, по мнению К. фон Клем-перера, он стал политическим мыслителем подвлиянием войны и революции [7. С. 171]. Мёллерван ден Брук выступил как духовный вождь ново-го поколения, которое критически относилось кбуржуазным ценностям. Его политические воззре-ния определялись поиском мифологических основполитики. Такой подход к пониманию политикиявлялся эмоциональным, но в то же время позво-лял выработать достаточно динамичное ее вос-приятие. В этом одновременно выражались сла-бость и сила политических взглядов Мёллера ванден Брука и всего неоконсервативного движения вВеймарской Германии, которое в сравнении с не-мецким консерватизмом кайзеровской эпохи оста-валось, по существу, аполитичным движением [7.С. 171]. Тезис о противоречиях между «старыми»и «молодыми» народами стал для Мёллера ван денБрука ключевым в объяснении причин Первоймировой войны. Истоки концепции о «молодых»народах восходили к предвоенным временам. Поубеждению К. фон Клемперера, Мёллер ван денБрук перенес предвоенный культ молодежногодвижения в Германии на почву географическогомистицизма. Англичане, французы, итальянцыпринадлежали, по убеждению Мёллера ван денБрука, к «старым» народам. Немцы, русские иамериканцы - к «молодым» [7. С. 172].В контексте оценки вклада Мёллера ван денБрука в разработку внешнеполитической про-граммы германского младоконсерватизма в Вей-марской республике К. фон Клемперер делает двапримечательных вывода, с одним из которыхможно согласиться, с другим - нет. Оправдан, нанаш взгляд, вывод о том, что концепция «моло-дых» народов, как и русский большевизм, былаантиимпериалистической [7. С. 173]. Однако едвали можно согласиться с выводом К. фон Клемпе-рера о том, что книга «Право молодых народов»была написана в пику 14 пунктам президентаВ. Вильсона, и что если бы на Парижской мирнойконференции победили предложения Вильсона, тоне было бы дальнейшей радикализации политиче-ских взглядов Мёллера ван ден Брука вплоть доразработки концепции «Третьего рейха» [7.С. 173-174]. К. фон Клемперер явно не учитываетлогику развития внешнеполитической концепциигерманского консерватизма, которая после пора-жения Германии в Первой мировойМёллера был идейно-богатой концепцией, но вконечном итоге не достаточно эффективной, что-бы предохранить минимум консерватизма противмаксимума революционного натиска» [7. С. 178].К. фон Клемперер, характеризуя главную идею«Третьего рейха» Мёллера ван ден Брука, полагал,что книга была направлена на критику партийно-поли-тической системы Веймарской Германии.Мёллер ван ден Брук был убежден: «все беды не-мецкой политики исходят от партий» [7. С. 177].Критика парламентской системы Мёллером ванден Бруком была одновременно критикой либера-лизма, который он считал порождением X1X сто-летия под влиянием материализма, релятивизма,индивидуализма, нигилизма и масонства [7.С. 177].Как известно, Мёллер ван ден Брук с прису-щим ему эстетическим подходом к политике давалхлесткую и образно-афористичную характеристи-ку либерализма. «Либерализм - свобода не иметьникаких убеждений, но утверждать при этом, чтоименно подобный подход и является главнымубеждением» [8. С. 172]. «Либерализм подорвалкультуру. Он уничтожил религию. Он разрушилОтечество. Он был самоубийством человечества»[8. С. 187]. Идейные истоки либерализма Мёллерван ден Брук выводил из интеллектуальной тради-ции древнегреческого софизма. Современный ев-ропейский либерализм ведет свое начало с эпохиВозрождения, «место возникновения современно-го либерализма находится там, где индивидуумвырвался из средневековых обстоятельств» [8.С. 190]. Решающая же роль в становлении либера-лизма принадлежит, по мнению Мёллера ван денБрука, Просвещению, особенно его английскому ифранцузскому вариантам. По мнению К. фонКлемперера, для Мёллера ван ден Брука смыслсуществования консерватизма заключался в про-тивопоставлении либерализму - традиции, рацио-нальности - религии, индивидуализму - сообще-ства. Консерватизм XIX столетия не выполнил этузадачу, поэтому был подвергнут Мёллером ванден Бруком острой критике. Исходя из отношенияМёллера ван ден Брука к традиционному немец-кому консерватизму, К. фон Клемперер подчерки-вает важность для его политических взглядов про-тивопоставления «реакционного» и «консерватив-ного» человека. «Отказ Мёллера и его друзей при-соединиться к Немецкой народной национальнойпартии, которая подходила под определение реак-ционной, привело их на независимый путь созда-ния нового консерватизма» [7. С. 179].Важным элементом консерватизма Мёллераван ден Брука был национализм. Он воспринималнацию как некое динамичное и аполитичное обра-зование. По утверждению К. фон Клемперера,Мёллер ван ден Брук верил, что только идея нацииспособна удержать немцев вместе после падениямонархии. Идея нации заменила в консерватизмеМёллера ван ден Брука идею монархии [7. С. 179].Подводя итог размышлениям о роли и значениимладоконсерватизма Мёллера ван ден Брука в де-ле формирования идеологии «консервативной ре-волюции», К. фон Клемперер констатирует: «По-литическая теория Мёллера образует единое це-лое, в котором культурологические, историческиеи политические аспекты связаны друг с другом»[7. С. 183]. Несмотря на то, что Мёллеру ван денБруку удалось привлечь внимание к актуальнымпроблемам германского консерватизма, мифоло-гизм его политического мышления не позволилему выразить конкретные и практические потреб-ности немецкого консерватизма в Веймарскойреспублике [7. С. 184].Несколько с иных позиций оценивает идейноенаследие Мёллера ван ден Брука другой видныйамериканский исследователь «консервативной ре-волюции» немецкого происхождения Ф. Штерн.Мёллер ван ден Брук был, по убеждениюФ. Штерна, не просто одной из значительных пер-сон «консервативной революции, но являлся од-ним из ведущих идеологов немецкого консерва-тизма в целом. Начало немецкой «консервативнойреволюции» Ф. Штерн связывает с деятельностьюосновоположников германского правого радика-лизма Пауля де Лагарда и Августа Юлиуса Лан-гбена, а высшей точки своего развития идеология«консервативной революции» достиглакрасно осознавал, что возвращение к старым кон-сервативным ценностям в условиях техническойцивилизации невозможно. Поэтому его усилиябыли направлены на разработку нового образцаконсерватизма в духе идеологии фёлькиш, где наместо религии как высшей ценности следовало быпоставить государство, которое должно взять подсвою охрану в современном индустриальном об-ществе культурные и политические добродетели[10. С. 235-236]. По мнению Ф. Штерна, Мёллерван ден Брук еще до Первой мировой войны счи-тал, что в Германии слишком много цивилизациии слишком мало культуры [9. С. 238].Возвращаясь к оценке главного труда Мёллераван ден Брука, Ф. Штерн пишет: «Третий рейх» -вершина мысли Мёллера и фелькишеской идеоло-гии» [9. С. 303]. Далее Ф. Штерн отмечает, что в«Третьем рейхе» Мёллер ван ден Брук анализиру-ет не конкретные проявления политических дви-жений в Веймарской республике, а конструируетих идеальный тип [9. С. 304]. Он призывает к но-вой, на этот раз национальной революции, котораядолжна преобразовать немецкую культуру. Глав-ная задача, которую ставил перед немецким обще-ством Мёллер ван ден Брук, была задача достиже-ния национального единства. В рамках решенияэтой задачи Мёллер ван ден Брук подверг критикелиберализм и марксизм. Он призвал рабочих отка-заться от марксистского социализма и принятьидею сословно-корпоративного «немецкого со-циализма», в котором классовые различия не ме-шали бы сохранению единства народа [9. С. 306-307]. Но, с другой стороны, новое национальноегосударство должно ликвидировать неравенствосовременного капитализма и уничтожить либера-лизм и парламентаризм [9. С. 308]. Наряду с мар-ксизмом и либерализмом острой критике в«Третьем рейхе» Мёллер ван ден Брук подвергтрадиционный немецкий консерватизм, характе-ризуя его как реакционную идеологию. Однако,как верно отмечал Ф. Штерн, вся интеллектуаль-ная и публицистическая мощь критики Мёллераван ден Брука имела мало общего с реальной по-литической действительностью. По мнениюФ. Штерна, концепция «Третьего рейха» базиро-валась в первую очередь на религиозных и мифо-логических идеях и может классифицироватьсякак род политической религии [9. С. 312].В 1962 г. вышла биография Мёллера ван денБрука Г.И. Швирскотта [10]. По мнениюГ.И. Швирскотта, для того чтобы дать общуюоценку роли и места младоконсерватизма в исто-рии немецкого консерватизма, необходимо вы-явить его связь с консерватизмом XIX столетия[10. С. 88]. В основе консерватизма лежал прин-цип легитимности, служащий для сохранения егоисторического континуитета и традиции. Г.И.Швирскотт полагает, что Мёллер ван ден Брук по-пытался привести консервативную идеологию всоответствие с требованиями современности.Мёллер ван ден Брук понимал, что условия жизнив XX в. существенно отличаются от века XIX, аконсерватизм в Германии закостенел в своем са-модовольстве [10. С. 90]. Но попытка Мёллера ванден Брука придать новый идейный импульс не-мецкому консерватизму тем не менее, согласноГ.И. Швирскотту, окончилась неудачей, посколькуее источником являлись аполитичный эстетизм иромантика. Поэтому, несмотря на то, что Мёллерван ден Брук позиционировал себя как консерва-тора-модер-ниста, он в глубинных слоях своегомировоззрения остался романтиком [10. С. 94-95].Г.И. Швирскотт также указывает на еще однуважную черту идеологии младоконсерватизма и вцелом «консервативной революции», а именно,утрату христианских основ консерватизма. По-пытки Э.Ю. Юнга, О. Шпанна и В. Штапеля реа-нимировать христианство были единичными слу-чаями в рядах «консервативных революционе-ров». Скептическое отношение младоконсервато-ров к христианству Г.И. Швирскотт связывает спослевоенными духовными тенденциями в Герма-нии и мощным влиянием идейного наследияФ. Ницше [10. С. 95-96], хотя, по утверждениюГ.И. Швирскотта, с точки зрения консерватизмаXIX в., любая политическая позиция, не получив-шая христианского обоснования, не может в пол-ной мере считаться консервативной [10. С. 97].Исходя из отношения младоконсерваторов к хри-стианству, Г.И. Швирскотт полагает, что вследст-вие конфронтации Мёллера ван ден Брука с хри-стианством и идеологией немецкого консерватиз-ма XIX столетия его идейные поиски выходят зарамки консерватизма [10. С. 98].Главную заслугу Мёллера ван ден Брука в раз-работке идеологии немецкого консерватизма вВеймарской республики Г. Швирскотт видит ввозрождении имперского мифа. Г. Швирскотт от-мечает, что имперская идея имела глубокие корнив гуманитарной и общественно-политическоймысли Германии. Ренессанс имперской идеи про-изошел, по его мнению, на рубеже XIX-XX вв.ввиду недовольства правыми кругами реализациейимперской идеи в кайзеровской Германии. Ноименно Мёллеру ван ден Бруку после 1918 г. уда-лось сделать имперский миф ключевым понятиемнемецкого консервативного движения, а затем исимволом национальной революции [10. С. 105].Под «Третьим рейхом» Мёллер ван ден Брук по-нимал не просто историческое звено, которое сле-довало после Второго рейха Бисмарка и средневе-ковой священной римской империи германскихнародов, а высшую цель исторического развитиянемецкой нации и германского государства. Тре-тий рейх Мёллера ван ден Брука - это конечныйрейх, к которому всегда стремился немецкий на-ционализм [10. С. 108].Имперская идея в изложении Мёллера ван денБрука имела три основополагающих принципа.Во-первых, общество должно трансформироватьсяв народ, чтобы до конца осознать свою имперскуюмиссию. Во-вторых, новая немецкая империядолжна выйти за рамки старого национальногогосударства и создать более крупную националь-ную общность. В-третьих, империю следует по-строить на принципе иерархии. Создать новуюимперию должна «третья партия» (первоначаль-ное название книги Мёллера ван ден Брука) пар-тия исторического континуитета немецкого наро-да [10. С. 107]. Г.И. Швирскотт подчеркивает, чтов понимании сущности имперского народа Мёл-лер ван ден Брук расходился с идеологами фёль-кише и отводил решающую роль в национальномединении имперского народа не идее крови и поч-вы, а духовным и культурным ценностям [10.С. 107]. Третий рейх мыслился Мёллером ван денБруком как корпоративное, антилиберальное иантипарламентское государство во главе с младо-консервативной элитой. Внешние границыТретьего рейха должны включать в себя Австриюи молодые народы Востока Европы. Во внешнейполитике Третий рейх должен в большей степениориентироваться на Азию, чем на Западную Евро-пу [10. С. 109].Г.И. Швирскотт соотносит младоконсерватизмМёллера ван ден Брука и его окружения с правымнационал-большевизмом. Он определяет нацио-нал-большевизм как третью силу между национа-листически настроенными коммунистами и на-ционал-социалистами, которая отвергла марксизм,но призвала к сотрудничеству с Советской Росси-ей. Решающими факторами возникновения нацио-нал-большевизма&‰†¬ є, по мнению Г.И. Швирскоттастали: 1) отношение к Версалю; 2) популярностьсоциалистической идеи, которую уже не моглиигнорировать правонационалистические круги[10. С. 124-125]. Младоконсерваторы не осталисьв стороне от формирования национал-больше-вистской идеологии и принятия частью веймар-ских правых новой «восточной идеологии», чему вбольшой степени способствовало увлечение Мёл-лера ван ден Брука русской культурой [10. С. 127-128]. Г.И. Швирскотт полагал, что при оценке«восточной идеологии», разработанной Мёллеромван ден Бруком, необходимо исходить из его зна-менитой концепции противоборства «старых» и«молодых» народов. Русских, как и немцев, Мёл-лер ван ден Брук относил к «молодым» народам.Поэтому идея союза Германии с большевистскойРоссией против западных держав не была дляМёллера ван ден Брука неким временным такти-ческим ходом, а являлась исторически предопре-деленным решением. Г.И. Швирскотт ставит во-прос: была ли «восточная идеология» Мёллера ванден Брука новой формой германского империа-лизма, или содержала антиимпериалистическиечерты? И приходит к выводу, что антиимпериали-стом Мёллера ван ден Брука все же назвать нельзя[10. С. 137].Известный философ консервативного направ-ления Герд Клаус Кальтенбруннер называет Мёл-лера ван ден Брука, «возможно, самым значитель-ным представителем консервативной революции»[11. С. 185]. Подобно немецким романтикам нача-ла XIX столетия, выступавшим в защиту монар-хии, Мёллер ван ден Брук столетием позже сталМусагетом немецкого империализма и антидемо-кратической оппозиции против Веймара [11.С. 195]. Как политический романтик он не искалподдержки общества с помощью конкретной со-циально-политической программы или в качествезащитника определенных общественных слоев. Онпровозглашал метаполитические видения. Его пе-реживания истории и культуры Центральной иВосточной Европы оказали значительное влияниена становление мифа о Третьем рейхе и разработ-ку идеи «консервативной 'F7революции[12. С. 70-71]. Он и его единомышленники хотелидобиться расположения пролетарских масс, чтобыотвлечь их от марксизма и привлечь к идее нациии национального государства [12. С. 77].В 1970-1980-х гг. интерес к творческому на-следию Мёллера ван ден Брука заметно снижается(исключение монография Л. Дюпе). Германская иевропейская историография «консервативной ре-волюции» возвращается к наследию Мёллера ванден Брука в 1990-х гг. на волне новых дебатов осущности «революционного консерватизма».Французский исследователь Д. Коэдель, ученик ипоследователь Л. Дюпе, называет Мёллера ван денБрука главным идеологом неоконсерватизма вВеймарской республике и в целом «консерватив-ной революции» [13. С. 37]. По мнению Д. Коэде-ля, поскольку политический лексикон консерва-тизма XIX столетия потерпел крах, Мёллеру ванден Бруку пришлось осваивать политический лек-сикон своих противников, в частности использо-вать понятия, не присущие консервативному по-литическому жаргону: «демократия», «револю-ция», «социализм», - вкладывая в них консерва-тивное содержание [13. С. 39]. При этом под де-мократией Мёллер ван ден Брук понимал народ-ное сообщество, под революцией - «консерватив-ную революцию», под социализмом - националь-ный, органический, корпоративный социализм.Но, использование Мёллером ван ден Бруком по-литической терминологии своих идейных против-ников, особенно левых, способствовало его пере-мещению в поле их политического и интеллекту-ального дискурса. Д. Коэдель считает главнойособенностью политической концепции Мёллераван ден Брука, впрочем, как и всей «консерватив-ной революции», идейный дуализм между правыми левым, приведший к феномену «правых людейслева» [13. С. 50-51].Х. Верт в рамках своего труда, посвященногоразвитию идеи «национального социализма» вГермании (первое издание вышло в 1996 г.), пред-принял анализ представлений Мёллера ван денБрука о социализме на фоне его общих социально-политических взглядов [14]. Согласно Х. Верту,сущность концепции национального социализмаМёллера ван ден Брука состояла в его идейнойнеприязни к западным формам общества и, одно-временно, была символическим декором в осуще-ствлении национальной идеи [14. С. 85]. Помимолиберализма, Мёллер ван ден Брук также отвергали марксистский социализм, который он восприни-мал как одну из форм проявления либерализма.Х. Верт считает, что Мёллер ван ден Брук всвоих представлениях о структуре общества исхо-дил из концепции Ф. Тённиса о противопоставле-нии общества и сообщества. Общество означалодля него либеральную форму организации социу-ма, ведущую к разложению и упадку. Сообществовоспринималось как альтернатива обществу и оз-начало единство, сплоченность и товарищество[14. С. 85-86]. Антибуржуазность Мёллера ванден Брука основывалась не на отрицании импринципов бюргерского общежития, а на еговзглядах как представителя довоенной немецкойбогемы, которая предпочитала эстетско-роман-тический подход к жизни взамен повседневномусуществованию и быту. Поэтому, как полагаетХ. Верт, несмотря на то, что для Мёллера ван денБрука предвоенная Германия была тем идеалом,который он хотел восстановить, он решительноотвергал любые формы проявления вильгельме-низма, как наиболее яркое выражение мелкобур-жуазного образа жизни. Бюргер, в его глазах, былпредставителем западного либерализма в Герма-нии [14. С. 90]. В унисон устоявшейся в историо-графии «консервативной революции» точки зре-ния о различном понимании Мёллером ван денБруком и О. Шпенглером идеи «национальногосоциализма» Х. Верт утверждает, что концепциисоциализма двух крупнейших идеологов младо-консерватизма во многом совпадают. Более того,Х. Верт убежден, что «национальный социализм»Мёллера ван ден Брука берет свое начало в «прус-ском социализме» Шпенглера [14. С. 98].Очередную фундаментальную трактовку идей-ного наследия Мёллера ван ден Брука в рамкахсвоей концепции немецкого консерватизма в Вей-марской республикенедостаточно консервативен [15. С. 159]. Причинукраха немецкого консерватизма после 1918 г.Мёллер ван ден Брук усматривал, согласно Р. фонБуше, в отсутствии у немецкой нации осознанногополитического духа. Немецкий народ - «молодой»народ, который еще не выработал четких духов-ных и политических критериев своего существо-вания [15. С. 159]. Основой для консервативногообновления должен стать так называемый «консер-вативный человек», которого Мёллер ван ден Брукотделяет от реакционера. Реакционер - человекпрошлого, «консервативный человек» смотрит вбудущие. «Консервативный человек должен полно-стью посвятить себя «Третьему рейху» [15. С. 165].Р. фон Буше выделяет шесть основополагаю-щих политических тезисов Мёллера ван ден Бру-ка. Первое, война проиграна из-за недостатка внароде политически осознанного немецкого духа.Второе, современная политика - обман. Третье,парламентаризм - господство посредственностей.Четвертое, «либерализм губит народы». Пятое,переживания недавнего прошлого и либеральноеразложение общества способствуют долговремен-ной политической обороне консерватизма. Шес-тое, реакционер, как внутренняя опасность дляконсервативного обновления, должен быть пре-одолен [15. С. 166]. По мнению Р. фон Буше, Мёл-лер ван ден Брук не просто стремился обновитьидеологию консерватизма, он претендовал на рольобновителя самой «идеи консерватизма» [15. С.171]. В связи с этим он полагал, что войну и рево-люцию следует считать необходимыми предпо-сылками в деле обновления консерватизма, а по-литизация якобы аполитичного немецкого народадолжна способствовать преодолению либерализ-ма, парламентаризма и режима партий и стать ос-новой новой консервативной утопии «Третьегорейха», к которой должен стремиться «консерва-тивный человек» [15. С. 173].Как мы показали выше, с момента своего ста-новления германская историография «консерва-тивной революции» по праву причисляла Мёллераван ден Брука к числу ведущих идеологов «рево1,¦ »U-люционного консерватизма». Давая оценку Мёл-лера ван ден Брука как идеолога «консервативнойреволюции», немецкие историки прежде всего вы-деляли ряд типологических черт его мировоззре-ния и социально-политической доктрины, которыебыли присущи всей «консервативной революции»в целом. Особенность же политических взглядовМёллера ван ден Брука заключалась в том, что онбыл родоначальником значительной части кон-цептуальных идейных установок «консервативнойреволюции». Именно на этой черте его идейно-теоретического наследия концентрировалась гер-манская историография.

Ключевые слова

«консервативная революция», Артур Мёллер ван ден Брук, германская историография, Conservative Revolution, Arthur Moeller van den Bruck, German historiography

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Терехов Олег ЭдуардовичКемеровский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношенийterehov1968@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х - начала 1930-х годов: проблема интерпретации // Политические исследования. 2003. №4. С. 94-107.
Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. Darmstadt, 1993.
Умлянд А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 116-126.
Moeller van den Bruck A. Fuhrende Deutsche: Vom Dogmatischen; Ulrich von Huten; Martin Luther; Der Grosse Kurfurst; Friedrich Schiller; Otto von Bismarck; Friedrich Nietzsche. Minden i. W. o. J.
Moeller van den Bruck A. Verirrte Deutsche: Vom Deutschen u. vom Problematischen; Christian Gunther; Reinhold Lenz; Maximilian Klinger; Christian Dietrich Grabbe; Georg Buchne; Hermann Conradi. Minden i. W., o. J.
Moeller van den Bruck A. Das Recht der jungen Volker. Munchen, 1919.
Klemperer K. von. Konservative Bewegungen zwischen Kaiserreich und Nationalsozialismus. Munchen, 1962.
Мёллер ван ден Брук А. Третья империя // А. Мёллер ван ден Брук, А. Васильченко. Миф о вечной империи и Третий рейх. М., 2009.
Stern F. Kulturpessimismus als politische Gefahr. Eine Analyse nationaler Ideologie in Deutschland. Bern, Stuttgart, Wien, 1963.
Schwierskott H.-J. Arthur Moeller van den Bruck und der revolutionare Nationalismus in der Weimarer Republik. Gottingen, 1962.
Kaltenbrunner G.-K. Von Dostojewski zum Dritten Reich. Arthur Moeller van den Bruck und die Konservative Revolution // Politische Studien, Zweimonatsschrift fur Zeitgeschichte und Politik. 1969. H 184. Marz/April. S. 184-200.
Dupeux L. «Nationalbolschewismus» in Deutschland 1919-1933: kommunistische Strategie und konservative Dynamik. Munchen: Beck, 1985.
Goeldel D. «Revolution», «Sozialismus» und «Demokratie »: Bedeutungswandel dreier Grundbegriffe am Beispiel von Moeller van den Bruck // Intellektuellendiskurse in der Weimarer Republik: zur politischen Kultur einer Gemengelage / Hrsg. von M. Gangl, G. Ra
Werth Ch. Sozialismus und Nation: die deutsche Ideologiediskussion zwischen 1918 und 1945. 2. Aufl. Weimar, 2001.
Bussche R. von dem. Konservatismus in der Weimarer Republik: die Politisierung des Unpolitischen. Heidelberg, 1998.
 А. Мёллер ван ден Брук как идеолог «консервативной революции» в освещении германской историографии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

А. Мёллер ван ден Брук как идеолог «консервативной революции» в освещении германской историографии | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия