Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник

Представлены материалы о порядке ведения метрических книг в Российской империи. Данный вид исторических источников охарактеризован с точки зрения содержания, репрезентативности. В качестве модели для анализа выбраны метрические книги сибирских католических приходов.

Siberian Rome Catholic Common Vestries as a Representative Historic Source.pdf Энциклопедический словарь Брокгауза и Эф-рона дает следующее определение: «Метрическиекниги - публичные книги для записи рождений,браков, смертных случаев и др. подобных собы-тий. Помимо своего гражданско-правового значе-ния, метрические книги служат важным статисти-ческим материалом» [1. С. 201]. Мы вполне со-гласны с предлагаемым определением, особенноговнимания заслуживает указание на важность и ре-презентативность сведений, которые предостав-ляют исследователю источники данного рода.Первые упоминания о метрикации и порядкеведения церковных книг относятся к XVI в. Три-дентский собор (1545−1563 гг.) разработал поря-док их ведения. Предписывалось, чтобы в книгахкрещений отмечались день и час рождения, а вкниги бракосочетаний заносились не только именавенчаемых, но также имена их родителей, фикси-ровались полученные диспенсации (освобожде-ния), а если один из брачующихся вдовствовал -то и имя умершего супруга. В Российском госу-дарстве первые попытки введения церковно-приходских метрических книг были предпринятыв XVII в., в Малороссии. Львовский епископ Ио-сиф Шумлянский в своей книге «Метрика, котораящо значитѣ, для чого и якѣ давно есть в ЦерквѣБожией, тут вкоротце описуется», вышедшей воЛьвове в 1686 г., ссылается на созванный в КиевеПетром Могилою «метрополитанский собор»1646 г., «которым постановлено было, чтобы каж-дый священник вел метрические книги»; но, при-бавляет Иосиф Шумлянский, «после Могилы мет-рические книги были заброшены» [1. С. 203].В Московской Руси первое постановление от-носительно метрикации и церковных книг отно-сится к 1702 г., когда Петром Великим издан былуказ, чтобы все приходские священники городаМосквы доставляли в Патриарший духовный при-каз еженедельные ведомости обо всех случаях ро-ждений и погребений. Однако регулярное ведениеметрических книг прижилось в России гораздопозже. В 1806 г. были введены единые печатныеформы книг. Не обошлось и без злоупотреблений.Так как метрическая запись представляла в стране,не имеющей паспортной системы, основной доку-мент, удостоверяющий личность, появилась кор-рупция. В 1825 г. Синод предписал архиереям«искоренять взяточничество, привившееся к веде-нию актов состояния, особенно в консисториях»[1. С. 203].О важности единой системы метрикации сви-детельствует стремление государственной властиеё унифицировать и регламентировать. Законыотносительно постоянного и правильного веденияметрических книг появились: в 1826 г. - для като-ликов, в 1828 и 1838 гг. - для магометан, в 1832 г. -для лютеран, в 1835 г. - для евреев. Совокупностьювсех этих законов ведение метрических книг быловверено духовенству соответствующих исповеда-ний [2. С. 34-37].Обер-секретарь Святейшего Синода и препо-даватель церковного права в Духовной академииТ. Барсов в 1885 г. опубликовал в Синодальнойтипографии Санкт-Петербурга, официальном из-дательстве, «Сборник действующих и руково-дственных церковных и церковно-гражданскихпостановлений по ведомству православного испо-ведания». Побудительным мотивом послужилиследующие обстоятельства: «При отсутствииофициального свода законов, принадлежащих куправлению духовных дел православного испове-дания, время от времени и под разными заглавия-ми появляются частные издания, которые постав-ляют задачею знакомить как с полным кругом ду-ховных законов, так и с частными узаконениями,относящимися к известной отрасли православногодуховного ведомства… В видах удовлетворенияэтой потребности составитель, располагая запасоми теоретических, и практических сведений в об-ласти законодательства, пришел к мысли издатьруководство, которое, хотя бы несколько, воспол-нило отсутствие официального свода законов» [3.С. XVII]. Характерно, что составитель не предна-значил своего сборника специально для какого-либо определенного круга читателей или учреж-дений. Изданное в качестве официального, полу-чившее одобрение светских властей, оно должнобыло отныне стать практическим руководствомдля делопроизводства в канцеляриях и пособиемдля юристов-практиков. Источниками, из которыхсоставитель извлекал для сборника постановле-ния, послужили: Свод Законов Российской импе-рии, Полное Собрание Законов Российской импе-рии, включающее указы и доклады, удостоенныеВысочайшего утверждения, а также Полное соб-рание постановлений и распоряжений по ведомст-ву православного исповедания, в котором поме-щены постановления и распоряжения, извлечен-ные из документов и дел Архива Святейшего Си-нода. В главах XLVIII и XLIX отдела VII части IIIсистематизированы сведения «О церковных доку-ментах» и «О выдаче метрических свидетельств ивыписей из метрических книг и о порядке собира-ния и опубликования сведений из церковных до-кументов», регламентирован порядок взимания иразмер гербового сбора «с свидетельств, выписейи справок, выдаваемых из церковных документов»[3. C. 484]. Аналогичный труд, компилирующийнормативный материал, обобщающий сложив-шуюся практику и резюмирующий весь комплексзачастую неоднозначных и противоречивых от-ношений между светской иерархией, администра-циями государственно-православной и римско-католической церквей, помещен в «Церковнойэнциклопедии» католиков, вышедшей в 1881 г. вВаршаве [4. C. 224-232].Все метрические книги составлялись вте: церковном приходе. Данный вид историческо-го источника содержит в себе информацию, кото-рая позволяет определить территориальные гра-ницы прихода, временные промежутки принятиятаинств, их количество, то есть интенсивность ре-лигиозной жизни в приходе, имена священнослу-жителей, фамилии, имена и сословную принад-лежность окрещенных и повенчанных. Немало-важным фактом является дополнительная инфор-мация о месте предыдущего проживания всту-пающих в брак, о месте «урождения» родителейкрещаемого, о полученных сепарациях (разделе-ниях), диспенсациях (освобождениях) и принесен-ных обетах; все эти дополнительные сведения, какправило, вписывались карандашом рядом с основ-ной записью. Обратимся к конкретике.По данным метрических книг Омского при-ходского католического костела (табл. 1), в периодс 1909 по 1918 г. здесь было окрещено 5379 чело-век. Больше всего обрядов крещения было совер-шено в 1909 и 1911 гг. Соотношение мальчиков идевочек, прошедших обряд крещения, в разныегоды колебалось, но в среднем соответствовалонорме для младенческого возраста: 102 мальчикана каждые 100 девочек. Крестили преимущест-венно именно в младенческом возрасте, но какисключения бывали случаи крещения в 2-3 годадетей крестьян из отдаленных деревень. Крещае-мые дети были в большинстве своем из польскихсемей (немецких, австрийских, украинских, бело-русских значительно меньше), почти все они кре-щены в вере своих родителей. Случаи «перекре-щивания» из другого исповедания были редки: вкачестве примера можно упомянуть лишь о Мат-вее Бугнштейне, 1871 г. р., который 26 июня1909 г. в Омском костеле «из юдейского вероис-поведания» был обращен в католическое [6. Л. 28].Таблица 1Количество крещений в Омском католическом храме(1909-1918 гг.)*Год Мальчики Девочки Всего1909 406 410 8161910 254 263 5171911 316 340 6561912 202 207 4091913 264 264 5281914 261 249 5101915 242 248 4901916 222 215 4371917 199 188 3871918 333 285 618*Подсчитано по: ГАОО. Ф. 348. Оп. 2. Д.14, 16, 17, 18, 21, 23,27, 28.В поле деятельности приходского храма вхо-дили следующие населенные пункты: деревниПушкинская, МариенбургР WЇ, Ново-Красновка, Кел-лерово, Сладководск, поселки Зеленополь, Елиза-ветинск, Новоград, Донской, Семеновка и, естест-венно, сам уездный город Омск. Однако курат(настоятель, в православной церкви - благочин-ный) Омской церкви совершал обряды не только всвоем приходе, но и в католических часовнях, мо-литвенных домах Павлодара, Семипалатинска [7.Л. 24]. Даже в вагоне поезда Челябинск - Томскомским священником В. Мосеем «с совершениемобрядов Св. Таинства» 28 июня 1911 г. была ок-рещена девочка по имени Виктория, дочь мещан г.Мурома Владимирской губ. Алексия и Гелены Ба-лакиных (воспреемниками являлись Иван и Ядви-га Варнуцянские), о чем в книге регистрации быласделана соответствующая запись [8. Л. 80]. При-хожане других католических церквей, бывая вОмске, принимали здесь святые таинства. Так,крестьяне деревни Мариновка Каинского уездаТомской губернии и Андреевской волости Тюка-линского уезда Тобольской губернии - ИгнатийЗимель, Антон Анкипан, Александр Шмат, Иван иЭдуард Сейпулы приобщились к таинствам в Ом-ском приходском храме в июле 1915 г., о чем так-же в метрической книге имеются соответствую-щие записи [9. Л. 82].У Брокгауза-Эфрона находим любопытное за-мечание, разрешающее многие исследовательскиесомнения. «Так как приходская книга не можетбыть выносима из церкви, то всякая запись … де-лается сначала в особой черновой книжке и затемуже переписывается в беловую книгу; когда - за-кон не указывает» [1. С. 203]. Становится понят-ным, почему в метрических книгах нередко ока-зывается нарушенной хронология событий, появ-ляются имена священников, никогда не служив-ших в данном конкретном приходе, но бывшихздесь «проездом» и т.д. Записи «черновых кни-жек» могли месяцы, а то и годы, ожидать перене-сения в «беловую книгу». С этим связаны многиенеясности относительно метрических книг То-больского приходского римско-католическогохрама. Записи «разъездов» по обширной террито-рии КZП H!прихода были внесены единым комплексом вшого количества молодежи, желавшей создаватьсемьи и иметь детей. Пик брачности приходитсяна 1909-1910 и 1918-1919 гг., в годы войны бра-ков заключалось мало, порядка 23-25 в год; соз-дание семьи чаще всего откладывалось до оконча-ния войны. Мужчины в подавляющем большинст-ве создавали семью в возрасте 24-27 лет, а девицывступали в брак 17-19 лет от роду. Чаще всего бу-дущие супруги являлись жителями одного либососедних населенных пунктов. Например, 17 июля1912 г. в пос. Хлебном кс. Пржесмыцкий венчалкрестьянина пос. Васильев-Бор Утоминской вол.Тарского уезда Андрея Ивзаня 27 лет с крестьян-кою пос. Хлебного Тевризской вол. Тарского жеуезда Анною Стукач, девицей 17 лет [11. Л. 150], ав г. Ишиме 14 июля 1913 г. кс. Иоанн Булло по-венчал брак крестьянина Дубинской вол. Ишим-ского уезда Петра Коханского 19 лет с мещанкоюг. Ишима Анелей Валейшо, девицей 17 лет [11.Л. 157]. Таким образом, видим, что имели место имежсословные браки, однако они являлись скорееисключением, чем правилом.Следует заметить, что дворяне-католики былипо происхождению уроженцами Минской и Грод-ненской губерний. Чтобы нагляднее представитьособенности культурно-бытового характера мен-талитета сибирских католиков, рассмотрим пере-чень их имен и фамилий, зафиксированных в мет-рических книгах Тобольского костела. В 1917 г.родились дети в семьях: Борбзилловских-Печокас,Борейко-Рапанис, Боцян, Волнянко, Высоцких,Грецких, Журомских, Лисовских, Литовка, Лю-ковских, Милевских, Кассацких, Ровда-Сипко,Скуратович, Хорос, Шедко, Юшкевич, Юшко-Упеник. Среди женских имен особой популярно-стью у тобольских католиков пользовались: Аг-несса, Анна, Антонина, Екатерина, Елена, Софья,Станислава, Янина, а среди мужских - Иван, Ми-хаил, Осип, Павел, Станислав. Нарекали детям итрадиционно польские имена: Анеля, Ванда, Ире-на, Мальвина, Михалина, Казимир, Людвик, Фе-ликс, Фридрих [12. Л. 245-255].Печальная обязанность священников прово-жать в последний путь умерших также нашла своеотражение в метрических книгах: абсолютноебольшинство умерших - 94 и 192 чел. - приходит-ся на военные годы. В 1909 г. умерли всего16 чел., из них 9 детей в возрасте от 1 месяца до13 лет и 5 ссыльных каторжан, скончавшихся вТобольской каторжной больнице (Юрий Николае-вич Шляггер, дворянин 70 лет, Адам Малецкий33 лет, Иероним Ложинский, Августин Матусяк,Семен Авдышев, которым к моменту смерти былопо 31 году) [13. Л. 88-90]. Маленькие дети умира-ли в основном от чахотки, взрослые люди - от ти-фа. От старости в 1909 г. умерли лишь двое ме-щан - 70 и 81 года от роду. 1910 г. отмечен смер-тями девяти политических ссыльных; четверо изних умерли от паралича сердца, остальные - отчахотки (Стефан Заремба, Юстенюк Нестерович,Андрей Банасюк, Владислав Зданкевич, НиколасьЗавадский, Владислав Новак, Иосиф Игнатович,Бронислав Мельсиоров, Генрих Хитрых) [13.Л. 93-103]. В этот год свирепствовала чахотка, онасвела в могилу, кроме политкаторжан, еще 9 чел.,преимущественно крестьянского сословия. Поки-нули эту землю 15 детей в возрасте от 15 дней до12 лет, в том числе двое сыновей (1 год 1 мес. и3 года 5 мес.) губернского секретаря Бржезинско-го [13. Л. 95]. 1911 г. прошел без эпидемическихвспышек: в каторжной больнице зафиксированыфакты смертельных исходов от гангрены и тубер-кулеза легких (Осип Ксенжек 24 лет, Юзеф Идя-щик и Болеслав Марек - по 25 лет, Томаш Збиков-ский 46 лет) [13. Л. 104-110]. В 1912 г. зафиксиро-ван лишь один случай смерти среди каторжныхкатоликов - Марцелий Лукомский, 26 лет, умер оттуберкулеза легких [13. Л. 111]. Более в тюремномзамке смертей заключенных католического испо-ведания в последующие годы отмечено не было.1914-й, год активных военных действий на западестраны, был отмечен захоронением на ТобольскомЗавальном кладбище 13 военнообязанных католи-ков - подданных Российской империи - и 5 воен-нопленных, умерших от ран и брюшного тифа [13.Л. 128-131]. В 1915 г. в Тобольске появилось ог-ромное количество военнопленных - 105 из нихумерли и похоронены на местных кладбищах [13.Л. 132-143].Граждане Германии и Австрии сохраняли своеподданство, их дети также наследовали подданст-во родителей, как свидетельствуют об этом мет-рические книги. Так, в 1916 г. в Тобольске умерлиТаблица 2Демографические процессы в Тобольском приходе (1909-1918 гг.)*1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918Родились 221 225 117 151 182 165 190 156 67 123Венчались 40 31 19 22 26 23 11 25 20 67Умерли 16 48 36 19 53 94 192 63 30 71* Подсчитано по данным: ГУТО ГАТ. Ф. 156. Оп. 30. Д. 53, 54, 55, 57.от дифтерии Ирма Диркс, 5 лет, гражданка Герма-нии, и Мария Шваб, 36 лет, австриячка, от чахот-ки. Германские подданные Софья Рембаш-Оржеховская 1 года от роду и 15-летняя РозалияФранц нашли свой последний приют в Сибири в1917 г., за ними последовал в 1918 г. Густав Ос-вальд Гаупт, 27 лет, также германский подданный.Австрийские подданные закончили свой жизнен-ный путь в больницах Шведской миссии и Крас-ного Креста (Антон Кирхнер 28 лет, Иосиф Макс22 лет, Штефан Иоган 34 лет), все они умерли оттуберкулеза и были отпеты в Тобольском костеле[13. Л. 148-162].В традиции административного деления Рос-сии рубежа XIX-ХХ вв. полицейский округ име-новался благочинием и на уровне обыденногосознания отождествлялся с благочинием цер-ковно-православным. Именно этим фактом иможно объяснить происхождение следующейзаписи в заголовке: «Метрическая книга о рож-дении, браке и смерти по Томской духовнойконсистории Католического прихода г. Новони-колаевска за 1911-1913 гг.» [14. Л. 1]. Следуетпрокомментировать два факта. Первый, с 1912 г.католический храм в данном населенном пунктеполучил статус приходского и отныне имел ста-тус самостоятельной единицы в церковнойструктуре, соответственно, книги получал отсвоего имени, а не через Томский приход. Вто-рой, Томская духовная консистория являласьправославно-церковным учреждением, делаиных конфессий, исповеданий и деноминацийей не были подведомственны. В целях верифи-кации данного утверждения нами были изученыматериалы фонда Томской духовной консисто-рии в Государственном архиве Томской области[15], и этот тезис получил полное подтверж-дение.Данные статистики метрических книг позво-ляют исследователю составить ретроспективноепредставление о численности и составе населения.На основании записи в метрической книге выда-валось метрическое свидетельство, являвшеесядокументом, имевшим юридическую силу и удо-стоверявшим, что акт о рождении, браке илисмерти данного лица занесен в церковнуюявлялись бесспорным судебным доказательством.Юридическое удостоверение факта венчания, тоесть заключения церковного брака, не могло бытьоспорено. «…Брак начинается с момента совер-шения Таинства или обряда; само событие браканемыслимо без участия священнослужителей, ивсе, что записывается ими в акт о браке, записыва-ется на основании документов и собственногодействия» [1. С. 205]. Относительно верификациизаписей о рождении и крещении не всегда ситуа-ция представлялась однозначной. «В записи о ро-ждении свидетельствуется о двух разных событи-ях - о естественном событии рождения и о цер-ковном обряде крещения. Духовная власть даетнепосредственное удостоверение только о послед-нем, а о рождении вносит запись в книгу, основы-ваясь лишь на сделанных ей показаниях, причемсамый способ принятия таких показаний в законене установлен» [1. С. 205].Такое положение вещей сохранялось в Рос-сийском государстве вплоть до 1917 г. Так какофициальной государственной религией в Россииявлялось православие, то именно постановлениявысших органов этого исповедания определялигосударственную политику в данном вопросе. 2июля 1917 г. на заседании Предсоборного советаРусской православной церкви князь В.Н. Львовзаявил, что церковь должна внести изменения взаконодательство о разводе в соответствии с тре-бованиями государства, иначе говоря, легитими-ровать расторжение брака, совершенного путемвенчания в церкви. На предложения ввести госу-дарственную метрикацию и фиксацию брачногосостояния обер-прокурор ответил, что государствоне располагает достаточными средствами для этихцелей и, по его убеждению, эта сфера должна ос-таться в ведении церкви. «В будущем же, когдацерковная свобода упрочится, из той области, гдеЦерковь распоряжается вполне самостоятельно,должна выделиться область брачнаго права и ре-гулироваться в государственном порядке, хотя этаобласть по-прежнему должна оставаться в веденииЦеркви. В противном случае

Ключевые слова

метрическое свидетельство, церковные книги, метрикация, birth certificate, metrication, vestry books

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Недзелюк Татьяна ГеннадьевнаСибирская академия государственной службыкандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и праваtatned@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Энциклопедический словарь / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Т. XIX. СПб.: Типо-Литография И.А. Эфрона, 1896.
Лиценбергер О.А. Применение норм семейного права Римско-католической церкви в Российской Империи // Религия и право. 2003. №1. С. 34-37.
Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / сост. Т. Барсов. Т. I. СПб.: Синодаль- ная типография, 1885.
Encyklopedja kościelna podług teologicznej encyklopedji Wetzera i Weltego, z licznemi jej dopełnieniami przy wspołpracownictwie kilkunastu duchownych i świeckich osob / Wydanaprzez X. Michaіa Nowodworskiego. Tom XIV. Warszawa: W Drukarni F. Czerwiсskiego
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-156.Оп. 1. Д. 780а.
Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 348. Оп.2. Д.14. Л. 28.
ГАОО. Ф. 348. Оп. 2. Д. 27. Л. 24.
ГАОО. Ф. 348. Оп. 2. Д. 17. Л. 80.
ГАОО. Ф. 348. Оп. 2. Д. 21. Л. 82.
Государственное учреждение Тюменской области, городской архив г. Тобольска (ГУТО ГАТ). Ф. 156. Оп. 30. Д. 37.
ГУТО ГАТ. Ф. 156. Оп. 30. Д. 54.
ГУТО ГАТ. Ф. 156. Оп. 30. Д. 57.
ГУТО ГАТ. Ф. 156. Оп. 30. Д. 53.
ГАНО. Ф. Д - 156. Оп. 1. Д. 1178.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Томская духовная консистория Святейшего Правительствующего Синода, 1834-1861-1919.
ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 741.
ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 147.
ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 150.
Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Дискуссии в православной российской церкви начала ХХ века. Поместный Собор 1917-1918 гг. и предсоборный период. М.: Христианская Россия, 2000.
Декреты Советской власти. М.: Политиздат, 1957.
Мамонтова Е.А. Метрические книги ГАНО: подходы к созданию научно-справочного аппарата // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2001. С. 90-93.
 Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия