Проблемы развития православия в Северной Америке во время архиерейского правления архиепископа Тихона (Беллавина). 1899-1906 гг.
Рассматриваются проблемы развития православия в Северной Америке в конце XIX - начале XX в. Произошедшее за это время укрепление положения православной церкви и распространение православия по всей территории США, а также в Канаде во многом явилось результатом деятельности архиепископа Тихона (Беллавина), возглавлявшего Алеутскую и Аляскинскую епархию с 1899 по 1906 г. Описываются наиболее значимые результаты его правления, позволившие православной общине Северной Америки пережить катаклизмы начала ХХ в. и сохраниться до сих пор.
Problems of the Russian Orthodox Church in North America during the leadership of ArchbishopTikhon (Bellavin), 1899-1906 years.pdf Изучение истории Русской православнойцеркви (РПЦ) остается актуальным на протяжениивсего последнего десятилетия. Это обусловленокак большой ролью церкви в истории Российскойимперии, так и постепенным усилением ее значи-мости в социокультурных реалиях современнойРоссии. История зарождения и существованияправославия на Североамериканском континентепредставляет собой отдельный и до сих пор мало-изученный эпизод в истории РПЦ. Между темразвитие и распространение православия в НовомСвете напрямую связаны с историей восточноев-ропейской и, особенно, российской эмиграции,которая внесла заметный вклад в историю и куль-туру Соединенных Штатов. Развитие православияв Северной Америке также имело большое влия-ние на историю коренных народов Аляски и при-легающих островов со времени возникновения тамРусско-Американской компании.Распространение православия в Новом Светеначалось в 1741 г., когда Алексей Чириков на па-кетботе «Св. Павел» и Витус Беринг на пакетботе«Св. Петр» достигли северо-западного побережьяАмерики. После возвращения на Камчатку экспе-диции Беринга - Чирикова рассказы ее участниковоб открытых землях заинтересовали промыслови-ков, охотников и купцов. Они вскоре и начали ос-воение Алеутских и Командорских островов, гдеони же начали проповедовать христианство. Зна-чительная прибыль, которую приносила торговляпушниной, добывавшейся на новооткрытых зем-лях, привела в Иркутск в 70-х гг. XVIII столетияГригория Шелихова. Торгово-промысловая ком-пания Шелихова и партнеров сыграла важнуюроль в деле основания укрепленных поселений наАляске. Со времени возникновения на новых зем-лях первых русских поселений появилась необхо-димость в организации православной миссии.Григорий Шелихов обратился к митрополиту Нов-городскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу(Петрову) с просьбой прислать священника, обе-щав содержать храм и причт за счет компании.Вследствие увенчавшегося успехом ходатайстваски вернулось в Россию. Продажа Аляски повлек-ла за собой экономическое и культурно-религиозное запустение этого региона. Американ-ский православный вестник (далее - АПВ) за1898 г. так характеризует сложившуюся ситуацию:«Тридцать лет, прожитые Аляской после снятияздесь русского флага, довели коренных ее жителейдо последней степени нищеты. Все, созданноездесь русской цивилизацией, разрушено, и унич-тожено, и обитатели страны поставлены ныне вусловия, гораздо более худшие, чем даже в какихони были до появления в Аляске белого человека»[1. С. 13].Возрождение православия на территорииСША началось при предшественнике святителяТихона - епископе Николае (Зиорове). Пора егослужения (сентябрь 1891 г. - сентябрь 1898 г.)стала временем увеличения числа приходов, обра-зования Православного общества взаимопомощи(далее - ПОВ), т.е. союза православных братствСеверо-Американской епархии, начала изданияжурнала «Американский православный вестник» игазеты «Свет», открытия Миннеаполисской мис-сионерской школы. Русская духовная миссия при-ступила к окормлению жителей Канады. Возрож-дение и распространение православия было вомногом обусловлено ростом количества имми-грантов из России и Восточной Европы (в Север-ную Америку направлялось 90% всех эмигрантов,с 1820 по 1924 г. прибыло более 3 млн 353 тыс.россиян).Будущий Патриарх Московский и всея Русиприбыл в Алеутскую епархию в ноябре 1898 г.Перед ним стояла сложная задача всемерно под-держать наметившееся культурно-религиозноевозрождение и претворить в жизнь те мероприя-тия, которые были лишь намечены в общих чертахего предшественниками. Одной из главных про-блем, с которыми пришлось столкнуться епископуТихону, была тотальная материально-финансоваяскудость этой самой отдаленной епархии РПЦ.Она была вызвана несколькими причинами.Помимо аляскинских, ни один из приходов вШтатах, кроме кафедрального собора в Сан-Франциско, на начало служения Тихона не имел идесятилетней давности: религиозно-культовая ин-фраструктура просто не успела сложиться. Крометого, имели место недостаточное финансированиеАлеутской епархии Св. Синодом и финансоваяслабость самих прихожан, лишь недавно обосно-вавшихся в Америке. Сам преосвященный Тихон всвоем отчете о состоянии епархии за 1899 г. такописывал материальное положение приходов: «Водних приходах нет вполне соответствующих иприличных помещений для храма, и ютятся церк-ви то в небольших комнатах (в самых большихгородах), то в бывших общественных залах (а вАнзонии даже в бывшем театре); в других хотя иесть церкви, но то право на владение оными оспа-ривается униатами, а то построены они в долг, и уприхожан нередко нет средств не только для по-гашения долгового капитала, но и для уплатыпроцентов; в третьих совсем нет церквей там, гдеесть православные» [2. С. 149].Не лучше было положение и на Аляске, и ост-ровах. Там также шел процесс оживления и воз-рождения православия. В самых первых центраххристианизации индейцев, таких как Ситка, уси-ленно шел процесс обращения в православие всеновых аборигенов. Сами жители требовали по-стройки новых церквей или хотя бы часовен, атакже православных школ, но средств на это небыло. В других, наиболее отдаленных от цивили-зации приходах, существовавшие церкви и часов-ни были ветхие и зачастую не имели самых необ-ходимых для богослужения предметов. Так, на-пример, в селении Чигник Бельковского прихода«вместо располагавшегося ранее молитвенногодома жители селения построили из выкидного ле-са довольно хорошую часовню. В длину часовня спапертью 30 футов, в ширину 20. Крыта соломой,с куполом, на котором водружен крест. Иконоста-са нет…» [1. С. 243].Для преодоления кризисной финансовой си-туации епископ Тихон в первую очередь всяческипоощрял деятельность приходских братств, осо-бенно Православного общества взаимопомощи(ПОВ). В его состав входило много братств быв-ших униатских приходов. Общество имело цельюоказание материальной помощи как отдельнымбратчикам, так и всему православному делу вСША, участвуя в строительстве храмов, школ,приютов и т.п. Касаемо ПОВ в упомянутом вышеотчете святитель пишет: «Общество» с каждымгодом все более возрастает: в минувшем году всостав его входило 38 братств (из коих 4 женских)в количестве 1335 членов; «запомог» оно выдало29 на сумму 6 625 дол.; основной капитал его воз-рос до 4 055 дол. В мае месяце прошлого годапроисходила в г. Аллегени главная Конвенция де-легатов общества; на некоторых заседаниях при-сутствовал и я. На Конвенции между прочим былопостановлено: 1) на каждую вновь строящуюся (сразрешения архиерея) церковь члены обществаобязаны давать единовременно по 25 центов (чтосоставляет свыше трехсот дол.); 2) давать ежеме-сячно из сумм общества по 30 дол. на издание га-зеты «Свет»; 3) увеличить посмертную запомогудо 500 дол. (ранее выдавалось по 400 д.)» [2.С. 156-157].Владыка Тихон, таким образом, делал главныйупор на внутренние ресурсы своей епархии, в пер-вую очередь, развивая участие и помощь прихо-жан в распространении православия в СевернойАмерике. Кроме того, на проведение крупных ме-роприятий (например, строительство собора вНью-Йорке) ему удавалось получать дополни-тельные средства из Св. Синода, а также периоди-чески за помощью приходилось обращаться к пра-вославным людям самой России, чьи пожертвова-ния шли на нужды православия в США.Результаты деятельности святителя в развитиибратств и укреплении внутренних финансов от-четливо видны при сопоставлении отчетных дан-ных за 1899 и 1905 гг. Так, если в 1899 г. быловсего 38 братств, то в 1905 г. - уже 80, основнойкапитал возрос с 4055 до 12000 дол. «При по-стройке церквей, их благоукрашении, а в Штатахи в содержании причтов большую помощь оказы-вают братства, - пишет епископ Тихон в отчете1905 г. - Такие организации имеют и униатыздешние («Соединение», «Союз», «Общество Рус-ских Братств»); в них членами состоят и нашиправославные. Но с расширением Православия вАмерике явилась возможность завести нам своюсобственную организацию, которая задается це-лью не только оказывать помощь при болезнях исмерти своих членов, но преследует и религиозно-просветительные цели, помогает при постройкецерквей, издает газету («Свет») и брошюры. За 10лет своего существования Общество выдало раз-ных запомог до 75 тысяч долларов по раскладкам(средним числом каждый член платит около 80центов в месяц)» [3. С. 195].В 1905 г. ПОВ исполнилось 10 лет, на VI кон-венции делегатов от братств, состоявшейся вКливленде, было принято решение ввести стипен-дии в миннеаполисской семинарии и кливленд-ской бурсе.Явный рост числа и активности братств отме-чался и на Аляске. В 1905 г. в этом регионе их бы-ло 23, они объединяли 1947 членов. Характернойчертой Аляски было наличие братств и обществтрезвости, ставящих целью борьбу с алкоголиз-мом, которым индейское население страдало по-сле прихода на континент европейцев. Среди аля-скинских братств владыка особенно отмечал сит-кинское Николаевское, которое «за последние го-ды значительно оживилось, возросло и сделалосьпопулярным даже среди местных американцев, ииные из них с любовью и ревностью участвуют вбратских заботах о бедных и своими пожертвова-ниями и личным трудом. Между прочим братствоиз тех средств пожертвовало 200 долларов на при-обретение серебряной вызолоченной Дарохрани-тельницы (изображающей собою Ситхинский со-бор)» [3. С. 195]. Также в Уналашкинском и Ха-найском братствах, кроме обыкновенной помощибедным, был организован братский суд, читальни,мелкий кредит, аптечки.Другой острой проблемой, возникшей по мерераспространения православия, была нехватка свя-щеннических кадров. Если в 1899 г. всех приходовв епархии было 29, то в 1905 г. их насчитывалосьуже 60. Число прихожан за это время возросло с30 до 55 тысяч (реально количество православныхбыло еще больше, так как не учитывались многиегреки, имеющие своих священников, а также не-которые сербы и арабы). Между тем в 1899 г. на30 тысяч человек паствы имелось 3 архимандрита,1 протоиерей, 6 иеромонахов, 26 священников,1 протодиакон, 1 иеродиакон, 3 диакона и 27 пса-ломщиков. Итого лишь 68 церковнослужителей.При огромных пространствах Северо-Амери-канской епархии и очень рассеянном проживанииправославных людей священники чисто физиче-ски не могли в течение года выполнить требы всехприхожан и посетить все приходы.Рост числа православной паствы во времяправления владыки Тихона был вызван несколь-кими социально-религиозными процессами, на-чавшимися еще при его предшественниках. Одиниз наиболее важных - постоянная иммиграция натерриторию США из Европы и Азии, среди имми-грантов было некоторое количество лиц, придер-живающихся православия. Итогом иммиграцион-ного процесса стало возникновение Русинской иСиро-Арабской миссий - двух наиболее крупныхпо численности православных общин восточныхштатов.Перед владыкой Тихоном, таким образом,встала проблема увеличения числа священнослу-жителей. До 1905 г. большинство из них либо на-значалось из России, либо это были выпускникиамериканских православных школ, которые пред-варительно посылались «на Большую землю» врусские семинарии для завершения своего обуче-ния. И тот и другой вариант были сопряжены снекоторыми негативными моментами.Как отмечал сам святитель в отчете 1905 г.,«…выписывать человека "за глаза" несколькорискованно (не всегда можно полагаться и наофициальные отзывы о нем); иногда приезжаютсюда люди мало подходящие, которые и сами ско-ро разочаровываются в Америке, и еще скорее вних разочаровываешься; да и те, которые оказы-ваются подходящими, не надолго остаются здесь:тоска по родине и близким, совершенно инойсклад американской жизни, не всегда симпатич-ный для русского человека, необходимость своихдетей посылать в русские школы, - все это и мно-гое другое заставляет наших миссионеров устрем-ляться обратно в родные края» [3. С. 183].К этому добавлялась национальная спецификамиссионерского служения в Северной Америке:Русинская, Сиро-Арабская, Греческая и Сербскаяобщины предпочитали иметь пастырей из числасвоих соплеменников, более близких им по языкуи образу жизни.Преимущество назначения священнослужите-лей из числа местных уроженцев было еще и ввозможности персонального отбора каждой кан-дидатуры. Пастыри, выросшие на североамери-канской земле, гораздо лучше понимали прихо-жан, их нужды и быт, чем приезжие из России.Прекрасно осознавая все вышеперечисленныепреимущества воспитания собственных священ-нических кадров, владыка писал: «Нам нужназдесь своя семинария (или нечто в ее роде). В этихвидах я и предполагал воспользоваться сущест-вующей у нас в Миннеаполисе миссионерскойдвухклассной школой, дабы постепенно преобра-зовать ее в семинарию. А так как в семинариютрудно поступить, окончив лишь одну простуюцерковно-приходскую школу, то в Кливланде унас устроена подготовительная к ней школа с об-щежитием, - "бурса" (как любят называть руси-ны)» [3. С. 183].Надо отметить, что открытие собственной се-минарии в епархии планировал еще епископ Ни-колай, но осуществил эту идею именно святительТихон. Свои соображения о необходимости уст-роить в Миннеаполисе семинарию он изложил вособой записке Св. Синоду и Указом от 10 августа1905 г. его предложения были одобрены. В итоге,в 1905 г. были открыты два класса семинарии вМиннеаполисе и подготовительная школа в Клив-ленде, в последнюю владыка подарил свою биб-лиотеку из духовных и светских книг.Святитель Тихон, таким образом, создал внут-риепархиальную структуру церковного образова-ния, что способствовало росту численности и ка-чества подготовки православных священников вСеверной Америке.К концу 1905 г. в епархии было 3 архимандри-та, 3 протоиерея, 13 иеромонахов, 53 священника(из них 2 заштатных), 3 иеродиакона, 3 дьякона,38 псаломщиков и учителей - итого 116 священ-нослужителей. Однако несмотря на значительноеувеличение числа пастырей, в условиях постоян-ного роста православия последних все равно нехватало. Эта проблема должна была разрешиться вдальнейшем по мере прихода лиц, окончившихминнеаполисскую семинарию и кливлендскуюшколу.Наряду с рассмотренными выше проблемамисама протяженность территории епархии, вклю-чающей одно из наиболее крупных государствмира, также представляла собой большие трудно-сти в развитии православия в Северной Америке.Если также принять во внимание географическиеи климатические особенности некоторых регионов(особенно Аляски и островов), то становится по-нятно, что зачастую большую часть времени в го-ду православный священник был занят передви-жениями (иногда очень утомительными и небезо-пасными для здоровья) по приходам своего благо-чинного округа. И пока он посещал одни приходы,другие долгие месяцы оставались в ожидании.«Представьте же теперь нашу епархию, - го-ворится в АПВ за 1904 г., - во всей ее пространст-венной совокупности: Аляску с ее непроходимы-ми тундрами, острова, разделенные лишеннымиправильного сообщения водами, отдаленнейшиепункты, добравшись куда вы должны ждать об-ратного парохода по шесть месяцев: везде вы вполной зависимости от прихотливой погоды, отприхотливых расписаний рейсов, везде чувствуетесебя отрезанными от остального мира! - Пред-ставьте себе затем десятки приходов, раскинутыхпо громадным - на тысячи и тысячи миль - про-странствам, далеко не везде удобным для пере-движения, - и вы поймете, какой гигантский труд,какое истинно миссионерское, самоотверженноеделание принимали на себя святители русскойцеркви, всячески стараясь неопустительно выпол-нить свой Архипастырский долг - посещение всехподчиненных им приходов, личного назидания,ободрения и совета и т.д.» [4. С. 6].Сам будущий первосвятитель РПЦ, подобномногим своим простым священникам, также пу-тешествовал по епархии по несколько месяцев вгоду. Так, сразу по приезде в США он предпринялпоездку по обозрению приходов, которая длиласьс 20 апреля по 25 августа. За это время владыкапроехал почти 25 тысяч верст, и тем не менее ос-тались непосещенными 5 наиболее отдаленныхаляскинских приходов.Подчеркивая проблемы, вызванные террито-риальным масштабом епархии, святитель Тихонписал: «Крайняя разбросанность мест жительстваправославных вредно отзывается на религиознойжизни их: бывают случаи, что за неимением свя-щенника православные не только сами крестят ипогребают, но и вступают в браки по одномутолько «лайсенсу от корта» (по разрешению мест-ных светских властей. - Т.Ш.); некоторые вынуж-дены бывают обращаться за требами к униатскомуи римскому католическому духовенству, а грекиобращаются к епископальному и пресвитериан-скому духовенству» [2. С. 153].В дальнейшем эта ситуация должна была раз-решиться увеличением количества клириков изчисла американских семинаристов и развитиемсистемы путей сообщения. На момент же служе-ния Тихона выходом была только упорная, само-отверженная деятельность духовенства, постояннообъезжавшего свои приходы. Сам владыка являлсятому примером: описания его длительных путе-шествий по епархии присутствуют в каждом томеАПВ с 1899 по 1906 г.Прямым следствием роста числа православныхверующих и организации новых приходов былапроблема строительства новых храмов. Она нахо-дилась в прямой зависимости от финансовой си-туации. Большинство общин в восточных штатахдля постройки церкви брали ссуды в банках. Приактивной деятельности притча и кураторов общи-на быстро выплачивала долг, в противном случаеприхожане едва справлялись с выплатой процен-тов и то при помощи субсидий от епархиальногоначальства, последняя ситуация была более рас-пространенной. Так, например, в 1899 г. на церк-вях только Нью-Йоркского благочиния числилсядолг на сумму свыше 20 тысяч долларов.Будущий первосвятитель РПЦ, как уже отме-чалось выше, решил развивать и укреплять внут-ренние финансы православных приходов за счетроста активной деятельности братств. С 1899 по1905 г. количество церквей в епархии увеличилосьс 42 до 72, а часовен и молитвенных домов - с 55до 83.Одной из главных заслуг святителя Тихона впериод его служения в Северной Америке являет-ся строительство Свято-Николаевского собора вНью-Йорке, ставшего в 1905 г. кафедральным. К1899 г. православная община этого города сущест-вовала уже 5 лет и значительно увеличилась засчет притока эмигрантов и обращения в правосла-вие униатов. Между тем единственная православ-ная церковь размещалась в арендованном доме№ 323 по 2-й авеню. Снимаемое помещение небыло церковным, в итоге алтарь был обращен нена восток, как положено по канонам православия,а на запад. Священник Александр Хотовицкий на-зывал алтарь и клирос «микроскопическими», на-сколько тесно было во время богослужений, по-нятно по его словам: «До слез тяжело видеть мас-сы православных людей, иногда прибывших изда-лека, безнадежно пытающихся проникнуть хотябы в коридор, прилегающий к церкви… Минув-шие святки дали много тому подтверждений: уВладыки Тихона, прибывшего к нам нарочно поцерковным делам в это время и совершавшего внашей церкви многократные службы, изболела, поего выражению, вся душа…» [5. С. 102].Во время богослужения из-за переполненностистояла ужасная духота. В обморок падали не толькоженщины, но и мужчины, гасли свечи. Из-за множе-ства народа давление на пол было очень сильное, изнающие люди опасались, что он вскоре может про-валиться. Строительство нового, более вместитель-ного храма было остро необходимо.Между тем и само значение Нью-Йорка, одно-го из крупнейших городов США, куда прибывалосновной поток европейских эмигрантов, предпо-лагало наличие величественного храма, как знако-вого культового православного сооружения, оли-цетворяющего собой престиж РПЦ.Проблема строительства собора в Нью-Йорке,таким образом, приобретала общеепархиальноезначение.В 1900 г. по ходатайству владыки Тихона Св.Синод выделил 22 тысячи долларов на постройкуправославного храма в Нью-Йорке. Выбор зе-мельного участка и совершение купчей происхо-дили при непосредственном участии святителя,возглавившего Строительный комитет. Послеприобретения участка остался долг в 14 тысяч(земля в центре Нью-Йорка уже тогда была оченьдорогой), а общие затраты на постройку собора,по скромным подсчетам, должны были обойтись в50 тысяч долларов. Справиться с такими затрата-ми своими силами не представлялось возможным.Тогда, посредством деятельности Св.Синода,проблему строительства православного храма вСеверной Америке удалось вывести на правитель-ственный уровень. Император Николай II разре-шил повсеместный, в пределах империи, сбор по-жертвований на строительство православного рус-ского храма в Нью-Йорке и лично пожертвовал 5тысяч рублей.Стиль постройки выбирался очень тщательно.«С одной стороны, никаких излишеств, на первомплане - практичность, удобство и дешевизна, но сдругой - чтобы новый храм являлся здесь прилично-достойным выразителем величия православной верыи славы отечества...» [5. С. 50]. Владыка лично неод-нократно ездил на место строительства, проводилмногократные заседания Строительного комитета,на которых детально обсуждались рисунок-проектпредполагаемого храма. Помимо церкви, в храмедолжны были быть помещения под школу, брат-ские собрания, типографию и редакцию.В итоге, 6 (19) мая 1901 г. состоялась торжест-венная закладка нового храма в честь святителяНиколая Чудотворца. Первые службы в нем нача-ли проводиться уже с лета 1902 г., а полностьюСвято-Николаевский собор был построен и освя-щен в мае 1903 г. Этот величественный собор досих пор остается одним из наиболее значимыхправославных храмов в Северной Америке, в на-стоящее время он является главным храмом Пат-риарших приходов в США.Обязательным атрибутом христианской церк-ви является наличие монастырей, возможность ве-дения монашеского образа жизни. Мысль о необхо-димости открытия монастыря в Алеутской епархиипосещала многих предшественников святителя, ноименно Тихон Беллавин, посвященный в мае 1905 г.в сан архиепископа, сделал ее реальностью.Проблему учреждения монастыря подняли са-ми прихожане, православные и униаты, которыево время посещения владыкой епархий «высказы-вали желание монашеского жития». Помимо них,на 1905 г. среди североамериканских православ-ных миссионеров находилось 19 монахов, вынуж-денных жить в приходах, в миру.Обосновывая необходимость учреждения мо-настыря, архиепископ Тихон писал в Св. Синод:«Монастырь может быть также и хорошей школойдля подготовления псаломщиков. В них, с посто-янным открытием приходов в Штатах, ощущаетсябольшая нужда... Монастырь может нести и вооб-ще просветительную службу для ПравославнойМиссии. Для сего нужно открыть его там, где по-близости много есть и православных, и униатов. Ите, и другие будут посещать его, утешаться исто-выми службами (коих русины - большие любите-ли), назидаться поучениями и наставлениямистарцев… Наконец, задачи и значение монастыряв Америке не исчерпываются только просвети-тельным его служением - он может вести и благо-творительную службу: при нем может находитьсяприют для сирот, об открытии которого думаетПравославное Общество Взаимопомощи здешнихБратств. Приюту легче существовать при готовоммонастырском хозяйстве, и под сению святой оби-тели лучше возрастать и преуспевать в религиоз-но-нравственной жизни» [3. С. 186].На средства с организованного владыкой сбо-ра пожертвований в июле 1905 г. была купленаферма близ г. Майфильда (Южный Кэнан, штатПенсильвания) с домом, хозяйственными по-стройками и фруктовым садом. С разрешенияСв. Синода 18 (31) июля 1905 г. там был открытСвято-Тихоновский мужской монастырь - перваяправославная обитель на Североамериканскомконтиненте.Обращаясь к положению православия в Се-верной Америке в конце XIX - начале XX в.,нужно отметить, что после кризиса, связанногос продажей Аляски, с 80-х гг. позапрошлогостолетия начались возрождение и распростране-ние православной церкви на территории этогоконтинента. Решающее значение в процессерасширения и укрепления здесь православияимела деятельность архиепископа Тихона Бел-лавина, будущего Патриарха Московского ивсея Руси, возглавлявшего Алеутскую и Северо-американскую епархию в один из определяю-щих этапов ее существования.Обладая высокими духовными качествами,будучи талантливым, энергичным администрато-ром и хозяйственником, он сумел разрешить мно-гие проблемы и провести в жизнь замыслы своихпредшественников. Благодаря мудрой конфессио-нальной и социальной «политике» святителя Ти-хона к православной церкви в Северной Америкеорганично присоединились несколько крупныхнерусских этнических общин, усилился процессперехода в православие униатов. Он открыл в Се-верной Америке свою семинарию, построил но-вый кафедральный храм, учредил монастырь. Принем образовалось два новых викарства со своимиепископами.Подводя итог, можно сказать, что именно ар-хиепископ Тихон развил необходимую религиоз-ную православную инфраструктуру на территорииСеверной Америки, которая позволила этой кон-фессии пережить катаклизмы XX в., сохранитьсебя и свои традиции и вернуться впоследствии
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 332
Ключевые слова
архиепископ Тихон, христианские общины в Северной Америке, Американский Православный вестник (АПВ), Archbishop Tikhon, the Christian communities in North America, Journal of the American Orthodox Messenger (AПВ)Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Шабанова Татьяна Владимировна | Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ | старший помощник начальника редакционно-издательской группы научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, лейтенант | lev.shabanov@mail.ru |
Ссылки
Американский православный вестник: орган православной американской миссии / под ред. прот. Л. Туркевича, А. Хотовицкого. Нью-Йорк, 1898. 522 с.
Материалы к житию святителя Тихона Московского. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона: Первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки. СПб., 2008. 160 с.
Алеутский отчет // Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Богословский сборник. Вып. VI. С. 180- 205.
Американский православный вестник: орган православной американской миссии / под ред. прот. Л. Туркевича, А. Хотовицкого. Нью-Йорк, 1904. 496 с.
Американский православный вестник: орган православной американской миссии / под ред. прот. Л. Туркевича, А. Хотовицкого. Нью-Йорк, 1900. 531 с.
Вы можете добавить статью