Сватовство у марийцев середины XIX - начало XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Сватовство у марийцев середины XIX - начало XX в.

Рассматривается сватовство как одно из кульминационных обрядовых действий всего предсвадебного цикла в традиционной марийской брачной обрядности. Во многом формирование различных обрядов при сватовстве обусловлено межкультурными контактами.

The Maris marriage brokerage in the middle of XIX - beginning of XX century.pdf В середине XIX в. у всех этнографическихгрупп марийцев сформировался единый свадеб-ный ритуал, который в настоящие время получилназвание традиционного. Он состоял из пяти эта-пов: 1) выбор невесты; 2) сватовство; 3) сговор;4) свадьба; 5) послесвадебные обряды. В статьепредпринята попытка рассмотреть сватовство какодно из кульминационных обрядовых действий впредсвадебном цикле традиционной брачной об-рядности марийцев и выявить его основные струк-турные единицы, состав и функции главных дей-ствующих лиц, а также диалектные различия. За-ключения брака посредствам сватовства в концеXIX - начале XX в. считалось наиболее правомер-ным актом оформления брака, при котором сохра-нялся весь цикл обрядов. Сватовство yдырйyктымашт (букв. пропой девушки) (луговые ма-рийцы)/сoрaсьымаш (восточные марийцы)/ыдырйyaш (горные) было ключевым элементом в пред-свадебном цикле.В обряде сватовства у луговых марийцев боль-шую роль играл тулар мари - сват; он был глав-ным действующим лицом. Человека, по чьей ре-комендации осуществлялось сватовство, называлиончыч коштшо, кокла коштшо, путлышо, тулармари, куда мари (сватун), тамлуше, темче (сват),у горных марийцев - туклар мара (сват). С тече-нием времени, видимо, под влиянием русскогонаселения в марийской свадьбе определеннуюроль начинают играть женщины-свахи, хотя в тра-диционной марийской свадьбе этот персонаж от-сутствовал. У восточных марийцев сватовствопроходило при помощи супружеской пары - ту-лар тыши. У горных марийцев эту роль в основ-ном выполняла женщина. Появляются специаль-ные термины, обозначающие конкретных дейст-вующих лиц: ончыч коштшо вате (жена сватунаиз деревни невесты), тулар вате (жена свата),сваха - вате, темлыше вате (сваха, сватунья).Прямым результатом русского влияния на свадеб-ный ритуал горных и луговых марийцев, соседст-вующих с русским населением, явилась смена вначале XX в. марийских терминов, обозначающих06 Tcсватов и сватовствоВетлужском районе калым получил название ално,а приданое - кузук; в Уржумско-Вятском и Кок-шайско-Приволжском районах - олно и кузык; ал-не и кузэк в Санчурско-Яранском районе [8].Одаривание как характерная черта марийскойсвадебной обрядности было свойственно уже впредсвадебный период. В некоторых районах по-дарок невесты являлся символическим согласиемна брак. Кроме того, вышитое полотенце, пода-ренное невестой жениху, служило неким знакомполучения ею нового социального статуса. Одари-ваться также могли сваха, родственники жениха, вчастности отец. У горных марийцев подарки - ми-нерь - подвязывали через плечо [9. С. 134]. Сампроцесс одаривания сватов марийцы называликнымыланн солыкым пуымаш (букв. дарение плат-ков за согласие). У марийцев Моркинской волостиЦаревококшайского уезда этот обряд получил на-звание yдыр солык йумо (букв. дарение невестойплатков) [10. С. 138].В конце ХIХ - начале ХХ в. во время сватов-ства проводился обряд закрепления брачного до-говора молодых. Он получил название - шергашвашталыш (букв. обмен кольцами). К примеру,А.А. Фукс описывала это следующим образом.Отец невесты, ожидая жениха, кладет на стол ка-равай хлеба и ставит блюдо коровьего топленогомасла. Невеста дожидается в избе, стоя у печки.Встретив жениха, тотчас нарезают ломтикамихлеб и намазывают маслом. Жених первым беретломтик и подает невесте, которая, откусив, пере-дает его отцу. От него ломтик таким же порядкомпереходит к невесте и, наконец, возвращается кжениху, который должен съесть оставшийся кусо-чек [11. С. 225]. В некоторых местах Козьмодемь-янского уезда при завершении этого обряда в ка-честве жертвы по маленькому кусочку хлеба бро-сали в огонь [9. С. 134]. Аналогичным образомпоступали марийцы Уржумского и Яранского уез-дов, которые в огонь бросали хлеб, оставшийсяпосле молитв [12. С. 59]. В Ветлужском уезде этотобряд проходил с поочередным распитием водкиженихом и невестой и последующим троекратнымобменом кольцами [7. С. 136]. Подобный обряд,но без свечи и молитв, исполняли восточные ма-рийцы. Частично у горных марийцев в указанныйхронологический период обряд освящения брач-ного договора видоизменился и проходил соглас-но христианской традиции [5. С. 231]. Молениепроходило перед образами, после чего следовалтроекратный обмен кольцами. Один из заимство-ванных элементов, прочно вошедший в свадебныйкомплекс горных марийцев на правах традицион-ного, - это обычай благословения родителей [9.С. 133].После получения согласия на брак и домашне-го обручения следовал обряд yдыр арака йyаш(букв. пропивать девичье вино), соответствующийпо своей функциональной значимости русскому«запою» и означающий совместное пиршествовступающих в родство семей. Аналогичный обрядыдыр йyaш во время сватовства проводился и угорных марийцев Козьмодемьянского уезда Ка-занской губернии [5. С. 231]. Мать невесты обхо-дила соседей и приглашала принять участие впиршестве. Во время сватовства у луговых и вос-точных мари девушка в знак согласия выйти за-муж дарила жениху поясное полотенце, у гор-ных - полотенце [4. С. 75]. У уржумских марийцевжениху и сватам подносили стакан с вином, по-крытый полотенцем. После сватовства семьи ак-тивно готовились к предстоящей свадьбе, и в этотпериод могло проходить еще несколько ритуаль-ных посещений дома невесты.Таким образом, рассматривая сватовство втрадиционной брачной обрядности марийцев,можно говорить как об общих элементах, так и осерьезных диалектных различиях. Во многомформирование различий при проведении сватов-ства обусловлено межкультурными контактами.Там, где культурные контакты марийцев с рус-скими были минимальными, например у восточ-ных марийцев, свадебная обрядность сохраниламного архаических черт. Напротив, у части луго-вых (Царевококшайский уезд) и горных мари про-слеживаются заимствования в сфере семейно-брачной обрядности.У русского населения марийцы частично за-имствовали свадебную терминологию

Ключевые слова

марийцы, традиционная свадебная обрядность, сватовство, Maris, traditional wedding rituals, marriage brokerage

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белевцова Виктория ОлеговнаПоволжская социально-гуманитарная академия (г. Самара)ассистент кафедры истории и теории мировой культурыm.b.nika@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура экстерриториальных групп (XVII - начала XX вв.). Чебоксары, 2007.
Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. М.: Наука 2001.
Полевые материалы автора - 2008 г. Республика Марий Эл, Кировская область.
Молотова Т.Л., Токсубаева Л.С. Функциональные особенности свадебной одежды марийцев // Современная обрядность народов среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казан. ун- та, 1990.
Кушелев П.С. Черемисская свадьба (Из быта черемис Козьмодемьянского уезда Казанской губернии) // Марийский археологический вестник. Йошкар-Ола, 1998. № 8.
Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887.
Смирнов Н.Н. Черемисы. Казань,1889.
Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.
Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972.
Евсеев Т.Е. Обычаи, верования и суеверия марийцев // Марий Эл, 1927. № 10.
Фукс А. Записи о чувашах и черемисах. Казань, 1840.
Смирнов И.Н. Свадебный обряд марийцев // История и культура марийского народа. Йошкар-Ола, 1994.
 Сватовство у марийцев середины XIX - начало XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Сватовство у марийцев середины XIX - начало XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия