The interfamilial statuses and property and the juridical position of the Chuvash women in the end of XIX -beginning of XX century.pdf Статус чувашской женщины в семье и обще-стве, ее имущественно-правовое положение напротяжении жизни не остаются неизменными. Ис-ходя из традиционных представлений чувашей опредназначении женщины, о критериях зрелости иправовом положении, условно можно выделитьследующие статусы: девочка (детство), девушка (с13 до 15 лет), невеста (просватанная девушка), мо-лодушка cĕнĕ cын (замужняя женщина до рожде-ния первого ребенка), сноха (до женитьбы старше-го сына), свекровь (после женитьбы старшего сы-на), разведенная женщина и вдова.Для детей в чувашской семье определяющимбыл принцип главенства старшего по возрасту. Впериод детства чувашская девочка находилась наполном иждивении близких родственников и име-ла право быть принятой в общину. Согласно ар-хивным данным, исключением были незаконно-рожденные дети, вне зависимости от их пола. Тра-диционная мораль диктовала презрительное от-ношений со стороны общества к таким детям. Вподобных случаях сельская община имела правоне предоставлять надел земли, если это мальчик,не выбирать на общественные должности и вооб-ще относиться с недоверием [1. Д. 177. С. 676]. Втрадиционной чувашской семье рождению маль-чика, особенно первенца, больше радовались, чемрождению девочки [1. Д. 174. С. 111], что былообусловлено патриархальными традициями. Вслучае рождения мальчика уход за его матерьюбыл лучше, а на его крестинах, как сообщалось водном источнике середины XIX в., пируют лучшеи больше, за обедом кладут в тарелку деньги [1.Д. 174. С. 112].Возрастной период с 13 до 15 лет соответство-вал статусу девушки. Как и в предыдущем статусе,девушка находилась на полном попечении своихродителей. Примечательно то, что право на насле-дование девушка получала только после замуже-ства, вне зависимости от достигнутого возраста, вто время как парень вступал в права владения сдостижением гражданского совершеннолетия(21 год) [1. Д. 184. С. 51].Различия в социально-правовом положениимежду девушкой и парнем прослеживалисьчувашской женщины в связи с тем, что зачастуюбраки у чувашей заключались без любви, и невес-ту в большинстве случаев выбирали родители же-ниха. Основанием к женитьбе была, во-первых,традиционная мораль, которая осуждала образжизни холостяка: «взгляд на тех, кто долгое времяостается неженатым, определялся предосудитель-ным прозвищем - «ват каччă»» [1. Д. 174. С. 164].Во-вторых, будущая жена в большинстве случаеврассматривалась в традиционной чувашской семьекак помощница в работе. Это обрекало молодушкуcĕнĕ cын на зависимое и бесправное положение, ав целом могло быть причиной высокой конфликт-ности в семье. Традиционный этикет диктовал чу-вашской женщине определенные правила поведе-ния с родственниками мужа, связанные с системойзапретов и избегания. Например, она не могла по-являться перед родителями мужа без головногоубора, без обуви, не смела называть их по имени, абыла обязана пользоваться терминами родства [3.Т. 2. С. 53].Несмотря на низкое социальное положение всемье, молодушка имела некоторую экономиче-скую независимость, которая являлась важной со-ставляющей правового статуса индивида. Основойее экономической независимости являлись калым,приданое, а также существовавший правовой ре-жим нажитого супругами в течение брака имуще-ства, суть которого заключалась в том, что «всезаработки женщины принадлежали ей, а такжевыручаемые деньги в летнее время от продаж ку-риных яиц…» [1. Д. 216. С. 102].С момента замужества чувашская женщинаполучала юридическое право на наследование,но только по завещанию, так как «право на пря-мое наследование имели только незамужние до-чери» [1. Д. 184. С. 52]. Многие специалисты почувашской культуре сообщают о том, что иму-щество передавалось по мужской линии; на-следством, полученным дочерьми, считалосьприданое и личные вещи матери (одежда, укра-шения) [4. С. 42]. Однако, как свидетельствуютархивные данные, наследником родительскогодома мог стать не только любой из сыновей, нои любая изской. Согласно традициям, овдовевшая женщинапри повторном замужестве лишалась прав на вла-дение имуществом покойного мужа [1. Д. 156.С. 64]. Однако она имела право пользоваться до-лей имущества того ребенка, которого она брала ссобой в новую семью [1. Д. 184. С. 51]. Как из-вестно, женщине общиной не предоставлялся зе-мельный надел. Некоторым исключением былиовдовевшие солдатки, которым община разрешалаиспользовать надел мужа только до нового пере-дела [5. С. 26].
| Иванчина Оксана Александровна | Поволжская социально-гуманитарная академия (г. Самара) | ассистент кафедры истории и теории мировой культуры | oksana77786@mail.ru |
Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. I.
Михайлов А.И. Чувашка. М., 1928 .
Чуваши: этнографическое исследование. Чебоксары, 1970. Т. 2.
Фокин П.П. Обычное право чувашей в трудах В.К. Магницкого // Вопросы историографии историко-этнографического изучения Чувашии. Чебоксары, 1981. С. 34-44.
Денисова Н.П. Общественные традиции в хозяйственно- бытовой жизни чувашского крестьянства // Вопросы традиционной и современной культуры и быта чувашского народа. Чебоксары, 1984. С. 3-33.