Центр сопровождения студентов с инвалидностью как проектный офис: основные практики и рекомендации | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Центр сопровождения студентов с инвалидностью как проектный офис: основные практики и рекомендации

Рассматривается проблема формирования базы знаний в Центре сопровождения студентов с инвалидностью (ЦеССИ). В Центре, который начал работу в ТУСУРе, отсутствует постоянный штат сотрудников, его работу поддерживают студенты из проектных групп. Содержится описание собственных разработок авторов, таких, как анализ сонаправленности. Применение на практике всех указанных методик позволит руководителю подобной организации успешно накапивать и передавать знания об основной деятельности.

Supporting Center for Students with Disabilities as a project office: basic practicesand recommendations.pdf Технология группового проектного обучения,показавшая свою эффективность в синтезе опытаработы и обучения, привитии навыков общения,умения работать в группе, за прошедшие 5 летпрочно вошла в практику деятельности препода-вателей кафедры истории и социальной работыТомского государственного университета системуправления и радиоэлектроники [1. С. 309]. Сутьданной технологии заключается в том, что натретьем курсе студенты объединяются в проект-ные группы и разрабатывают план, который помо-гает решить конкретную проблему. Студенты приэтом используют знания, полученные на лекциях.Эта технология показала возможность проектныхкоманд решать практические исследовательскиепроблемы, у участников ГПО наблюдается повыше-ние успеваемости и активности в решении жизнен-ных и профессиональных проблем. Особую цен-ность методика ГПО показала в привитии навыков,плохо формируемых в обычном процессе обучения,но полезных в практической деятельности.На базе одного из студенческих проектов в2010 г. был создан Центр сопровождения студен-тов с инвалидностью (ЦеССИ), главная задача ко-торого - создание безбарьерной среды в вузе (какв материальном, так и в социально-психоло-гическом смыслах). Он развивается на основе раз-работок проектных групп студентов и преподава-телей. Администрация вуза уделяет Центру значи-тельное внимание. Выделена аудитория, оборудо-ванная всем необходимым для проведения психо-логических консультаций, адаптационных и ин-формационных мероприятий. Поддержанием фун-кционирования центра заняты группы ГПО, выби-рающие соответствующие темы проектов.Вместе с тем в работе этой организации можноотметить ограничения, накладываемые самой при-родой проектной работы, - короткий жизненныйцикл команд, обслуживающих потребности цен-тра, отсутствие внешнего заказчика и, как следст-вие, внешнего контроля продукта деятельностикоманд. Исходя из классических принципов про-ектного управления, в таких условиях невозможноговорить об эффективности работы организации,так как основной её актив - организационные зна-ния. Нами уже отмечались [2] основные направле-ния использования лаборатории социального про-ектирования в качестве проектного офиса и центразнаний, призванные нивелировать часть негатив-ных эффектов такой специфической работы. От-метим, что названные нами ограничения, в сущно-сти, характерны для любых видов реализации про-ектного подхода в образовании. Часть из них ме-нее значима для обучающего аспекта ГПО, новажна для практической деятельности, которая внастоящий момент разворачивается на базеЦеССИ. Таким образом, цель настоящей статьи -проанализировать работу проектных офисов врамках технологии группового проектного обуче-ния и сформулировать рекомендации по повыше-нию эффективности такой работы на примереконкретной организации - Центра сопровождениястудентов с инвалидностью ТУСУР.Зарубежная практика проектного обученияпредлагает некоторые способы решения частиуказанных проблем. Например, программа Peer toPeer (Равный равному), реализуемая Университе-том прикладных наук Лауреа в Хювинкяя (Фин-ляндия) [3], предполагает систему обучения бака-лавров делового администрирования, полностьюпостроенную на проектном подходе, в которойстудент проходит весь курс обучения через цепоч-ку проектов, заказчиками которых выступают ре-альные коммерческие организации. Теоретическаячасть обучения наслаивается на проектную. В та-кой системе студент успевает накопить некоторыйобъем собственного опыта в качестве участниканескольких проектных команд и разнонаправлен-ных проектов, жестко ограниченных по временидлительностью семестра. Однако если поисквнешних заказчиков для проектов будущих бакалав-ров делового администрирования сравнительно без-болезнен (проекты реализуются бесплатно для за-казчика, хотя российская и международная практиказнает и другие примеры), то в случае социальнойработы поиск квалифицированного внешнего заказ-чика часто бывает затруднен.Одним из выходов, подсказанных самой прак-тикой, является вовлечение проектных команд вработу над отдельными аспектами внешних ис-следований, выполняемых кафедрой, где коллек-тив «большого» исследования выступает заказчи-ком исследований малых. Это путь, по которомуразвивается в настоящее время ЦеССИ, об опытекоторого хотелось бы поговорить подробнее.Опыт вовлечения команд в грантовый проект вцелом успешен, но при соблюдении определенныхрекомендаций эффективность такой работы моглабы быть намного выше, чем в настоящее время.Очевидными требованиями, вытекающими из ин-тересов нового стейкхолдера (заинтересованноголица, в данном случае - исследовательской груп-пы преподавателей), являются, в частности, со-кращение времени между формированием новойпроектной команды и возможностью её привлече-ния к проекту; наличие системы критериев, позво-ляющих оценить потенциал привлекаемой коман-ды; снижение процента неудачных проектов.Проверенным инструментом устойчивого по-вышения «успешности» проектной деятельностиявляется применение методов управления органи-зационными знаниями и практиками (knowledgemanagement) и проектных методологий. При этомважной является не бездумная и однократная ди-рективная реализация методологии, а созданиесамоорганизующейся системы управления зна-ниями, техниками и практиками, интегрированной'E0с научной и учебной деятельностью и удовлетвораспределить задания по членам группы. Состав-лять карты памяти удобнее и быстрее, чем вестижурнал заседаний групп, однако только в том слу-чае, если в команде уже готова система сокраще-ний и условных символов, закрепленная в отдель-ном документе. Этот документ плюс совокупностькарт памяти могут являться хорошим внутреннимдокументом, позволяющим группе опираться напредыдущие достижения, документом, из которо-го удобно готовить полнотекстовый отчет, мате-риалом для написания статей, курсовых и ди-пломных работ.Также один из видов коммуникаций, разрабо-танный в рамках ГПО и применимый в работецентра в начале любого из этапов работы, - методанализа сонаправленности. Этот вид коммуника-ций позволяет корректировать цели группы в со-ответствии с групповым имаго [5] и основан наметоде номинальных групп. В случае, когда ос-новная, поставленная когда-то перед Центромцель будет достигнута, его работники собираютсяна совещание, на котором втайне друг от другапишут на листах (анонимно или нет - решается вкаждом конкретном случае индивидуально). Каж-дый описывает, какую он видит дальнейшую цель,задачи, на какой срок откладывается достижениеэтой цели, какие для ее достижения необходимыресурсы и т.д., в зависимости от поставленных ди-ректором вопросов. Отсутствие коммуникаций итайна на первом этапе применения этого метода не-обходимы, чтобы избежать «эффекта толпы». Затемдиректор Центра собирает эти листы и обрабатываеткаждый из пунктов с учетом мнения работников иклиентов службы. В результате получается даль-нейший план работы, в рамках которого учтены ин-тересы всех заинтересованных сторон.Наработанные методики позволяют сформи-ровать систему накопления информации в рамкахЦеССИ. Центр сопровождения студентов с инва-лидностью ТУСУР должен решать задачи адапта-ции и социализации студентов-инвалидов и содей-ствовать их успешной учебе. Минимальные гаран-тии клиента ЦеССИ заключаются в том, что со-стояние его физического и эмоционального здоро-вья не ухудшится. Для решения задач Центра, ес-ли делать вывод из многочисленных исследованийпроблем студентов-инвалидов, следует проводитьс ними работу по формированию навыков успеш-ной личности, работать с преподавателями и ад-министрацией вуза, а также вести пропагандист-скую работу по внедрению идей инклюзии в соз-нание сокурсников студента и вообще - его окру-жения. Вместе с тем, не стоит обходить и «при-земленные» темы, такие, как организация занятийв группах со студентами-инвалидами в доступныхдля них помещениях.При этом у центра должен существовать блокфиксации идей, лучших практик, то есть ЦеССИдля оптимизации своей работы должен стать так-же центром знаний. Не обсуждая в рамках даннойстатьи возможности и проблемы работы самогоцентра, сконцентрируемся над возможностяминакопления опыта в его рамках.Для начала представим себе, какие документыстоит оставлять в архиве ЦеССИ. Самое очевид-ное - годовые (или семестровые) отчеты о дея-тельности. Кроме того, можно подумать о фикса-ции процесса и результатов работы с отдельнымислучаями, переписки с партнерами, протоколовсовместных собраний, которые планируется про-водить в помещении ЦеССИ.Минимальной единицей при создании отчетаможет быть описание отдельного акта деятельно-сти. То есть если в Центр приходит клиент с ка-кой-либо жалобой, это должно фиксироваться.Желательно такие обращения фиксировать в видеотдельных граф, таких как Ф.И.О., факультет,курс, возраст, краткое описание проблемы со словклиента, предположительные действия. Рекомен-дуется оставить графу для описания работы с ним.Эта база данных должна быть засекречена, в об-щем отчете может появляться только в анонимномвиде. Вместе с тем к ней обязательно должныиметь доступ все участники проекта. Целесооб-разно выкладывать файлы-описания в Сеть, с ог-раниченным доступом к ресурсу. Каждый разго-вор с клиентом, а также с другими сторонами, ко-торые могли бы ему помочь, заносится туда же.Целесообразно организовать отдельный сервер, накотором создавать Вики-страницы. Ведение про-токолов заседаний может стать, таким образом,интерактивным, сразу быть доступным для всехзаинтересованных сторон.Отдельно стоит вопрос о накоплении опытауспешных практик применительно к «неудобнымтемам». Многие из помещений нашего вуза неприспособлены к обучению инвалидов, а значит,существенным блоком работы Центра может стать«паллиативное лечение», решение персональныхпроблем с накоплением знаний в отдельных стать-ях. Рекомендуется возвращаться к этим статьям стем, чтобы по мере накопления анализировать со-держащиеся в них данные и приходить к новымуровням обобщения.Постепенное накопление материалов позволитдиректору центра без труда создавать аналитиче-ские отчеты за любой удобный период времени.Эти отчеты, а также первичные стенограммы бу-дут доступны последующим работникам центра,что позволит сразу ввести их в курс дела, обеспе-чит преемственность. Для развития блока знанийможно использовать ресурсы ГПО. Формированиекоманд, помогающих улучшить блок знаний, бу-дет способствовать улучшению всей работы. Та-ких людей можно направлять в другие проектныекоманды для передачи опыта. Проведение такойработы может помочь центру стать очагом науки ипрактики университета, повысить качество учеб-ной, воспитательной и практической работы.Подводя итоги, можно сказать, что для работытакой структуры, как центр сопровождения сту-дентов с инвалидностью, необходимо создать блокнакопления знаний, причем сделать работу этогоблока автоматической. Это необходимо в связи сменяющимся персоналом центра, состоящим изстудентов, и необходимостью каждый раз зановообучать следующую команду. Использованиелучших нароботанных в рамках ГПО практик на-копления и переработки знаний позволит ЦеССИбыть одновременно научным и образовательнымцентром университета, в короткий срок готовитьновую команду сопроводителей, то есть организа-ция знаниевого центра на базе ЦеССИ - одно изусловий создания самоорганизующейся и само-поддерживающейся системы адаптации инвалидовв рамках высшего учебного заведения.

Ключевые слова

студенты-инвалиды, проектное обучение, центр сопровождения, students with disabilities, project study, Supporting Center

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Берсенев Максим ВалериевичТомский университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыisr@mail.tusur.ru
Мусабиров Илья ЛеонидовичООО «Плюс Мобайл», г. Санкт-Петербургруководитель группы аналитикиilia@izzr.net
Всего: 2

Ссылки

Грик Н.А. Технология группового проектного обучения в учебном процессе бакалавриата // Современное образование: Технические университеты в модернизации экономики России: Материалы междунар. науч.-метод. конф., 27- 28 января 2011 г., Россия, Томск. Томск:
Берсенев М.В., Мусабиров И.Л. Лаборатория социального проектирования кафедры ИСР в процессе группового проектного обучения как знаниевый центр и проектный офис в первом приближении // Социальная работа в России: образование и практика. Томск: ТУСУР, 2009.
What is P2P // P2P Laurea [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.laureap2p.fi/en/index.html, свободный.
Коберн А. Быстрая разработка программного обеспечения. М.: Лори, 2002. 314 с.
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. М.: Эксмо, 2010. 288 с.
 Центр сопровождения студентов с инвалидностью как проектный офис: основные практики и рекомендации | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Центр сопровождения студентов с инвалидностью как проектный офис: основные практики и рекомендации | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия