Supporting Center for Students with Disabilities as a project office: basic practicesand recommendations.pdf Технология группового проектного обучения,показавшая свою эффективность в синтезе опытаработы и обучения, привитии навыков общения,умения работать в группе, за прошедшие 5 летпрочно вошла в практику деятельности препода-вателей кафедры истории и социальной работыТомского государственного университета системуправления и радиоэлектроники [1. С. 309]. Сутьданной технологии заключается в том, что натретьем курсе студенты объединяются в проект-ные группы и разрабатывают план, который помо-гает решить конкретную проблему. Студенты приэтом используют знания, полученные на лекциях.Эта технология показала возможность проектныхкоманд решать практические исследовательскиепроблемы, у участников ГПО наблюдается повыше-ние успеваемости и активности в решении жизнен-ных и профессиональных проблем. Особую цен-ность методика ГПО показала в привитии навыков,плохо формируемых в обычном процессе обучения,но полезных в практической деятельности.На базе одного из студенческих проектов в2010 г. был создан Центр сопровождения студен-тов с инвалидностью (ЦеССИ), главная задача ко-торого - создание безбарьерной среды в вузе (какв материальном, так и в социально-психоло-гическом смыслах). Он развивается на основе раз-работок проектных групп студентов и преподава-телей. Администрация вуза уделяет Центру значи-тельное внимание. Выделена аудитория, оборудо-ванная всем необходимым для проведения психо-логических консультаций, адаптационных и ин-формационных мероприятий. Поддержанием фун-кционирования центра заняты группы ГПО, выби-рающие соответствующие темы проектов.Вместе с тем в работе этой организации можноотметить ограничения, накладываемые самой при-родой проектной работы, - короткий жизненныйцикл команд, обслуживающих потребности цен-тра, отсутствие внешнего заказчика и, как следст-вие, внешнего контроля продукта деятельностикоманд. Исходя из классических принципов про-ектного управления, в таких условиях невозможноговорить об эффективности работы организации,так как основной её актив - организационные зна-ния. Нами уже отмечались [2] основные направле-ния использования лаборатории социального про-ектирования в качестве проектного офиса и центразнаний, призванные нивелировать часть негатив-ных эффектов такой специфической работы. От-метим, что названные нами ограничения, в сущно-сти, характерны для любых видов реализации про-ектного подхода в образовании. Часть из них ме-нее значима для обучающего аспекта ГПО, новажна для практической деятельности, которая внастоящий момент разворачивается на базеЦеССИ. Таким образом, цель настоящей статьи -проанализировать работу проектных офисов врамках технологии группового проектного обуче-ния и сформулировать рекомендации по повыше-нию эффективности такой работы на примереконкретной организации - Центра сопровождениястудентов с инвалидностью ТУСУР.Зарубежная практика проектного обученияпредлагает некоторые способы решения частиуказанных проблем. Например, программа Peer toPeer (Равный равному), реализуемая Университе-том прикладных наук Лауреа в Хювинкяя (Фин-ляндия) [3], предполагает систему обучения бака-лавров делового администрирования, полностьюпостроенную на проектном подходе, в которойстудент проходит весь курс обучения через цепоч-ку проектов, заказчиками которых выступают ре-альные коммерческие организации. Теоретическаячасть обучения наслаивается на проектную. В та-кой системе студент успевает накопить некоторыйобъем собственного опыта в качестве участниканескольких проектных команд и разнонаправлен-ных проектов, жестко ограниченных по временидлительностью семестра. Однако если поисквнешних заказчиков для проектов будущих бакалав-ров делового администрирования сравнительно без-болезнен (проекты реализуются бесплатно для за-казчика, хотя российская и международная практиказнает и другие примеры), то в случае социальнойработы поиск квалифицированного внешнего заказ-чика часто бывает затруднен.Одним из выходов, подсказанных самой прак-тикой, является вовлечение проектных команд вработу над отдельными аспектами внешних ис-следований, выполняемых кафедрой, где коллек-тив «большого» исследования выступает заказчи-ком исследований малых. Это путь, по которомуразвивается в настоящее время ЦеССИ, об опытекоторого хотелось бы поговорить подробнее.Опыт вовлечения команд в грантовый проект вцелом успешен, но при соблюдении определенныхрекомендаций эффективность такой работы моглабы быть намного выше, чем в настоящее время.Очевидными требованиями, вытекающими из ин-тересов нового стейкхолдера (заинтересованноголица, в данном случае - исследовательской груп-пы преподавателей), являются, в частности, со-кращение времени между формированием новойпроектной команды и возможностью её привлече-ния к проекту; наличие системы критериев, позво-ляющих оценить потенциал привлекаемой коман-ды; снижение процента неудачных проектов.Проверенным инструментом устойчивого по-вышения «успешности» проектной деятельностиявляется применение методов управления органи-зационными знаниями и практиками (knowledgemanagement) и проектных методологий. При этомважной является не бездумная и однократная ди-рективная реализация методологии, а созданиесамоорганизующейся системы управления зна-ниями, техниками и практиками, интегрированной'E0с научной и учебной деятельностью и удовлетвораспределить задания по членам группы. Состав-лять карты памяти удобнее и быстрее, чем вестижурнал заседаний групп, однако только в том слу-чае, если в команде уже готова система сокраще-ний и условных символов, закрепленная в отдель-ном документе. Этот документ плюс совокупностькарт памяти могут являться хорошим внутреннимдокументом, позволяющим группе опираться напредыдущие достижения, документом, из которо-го удобно готовить полнотекстовый отчет, мате-риалом для написания статей, курсовых и ди-пломных работ.Также один из видов коммуникаций, разрабо-танный в рамках ГПО и применимый в работецентра в начале любого из этапов работы, - методанализа сонаправленности. Этот вид коммуника-ций позволяет корректировать цели группы в со-ответствии с групповым имаго [5] и основан наметоде номинальных групп. В случае, когда ос-новная, поставленная когда-то перед Центромцель будет достигнута, его работники собираютсяна совещание, на котором втайне друг от другапишут на листах (анонимно или нет - решается вкаждом конкретном случае индивидуально). Каж-дый описывает, какую он видит дальнейшую цель,задачи, на какой срок откладывается достижениеэтой цели, какие для ее достижения необходимыресурсы и т.д., в зависимости от поставленных ди-ректором вопросов. Отсутствие коммуникаций итайна на первом этапе применения этого метода не-обходимы, чтобы избежать «эффекта толпы». Затемдиректор Центра собирает эти листы и обрабатываеткаждый из пунктов с учетом мнения работников иклиентов службы. В результате получается даль-нейший план работы, в рамках которого учтены ин-тересы всех заинтересованных сторон.Наработанные методики позволяют сформи-ровать систему накопления информации в рамкахЦеССИ. Центр сопровождения студентов с инва-лидностью ТУСУР должен решать задачи адапта-ции и социализации студентов-инвалидов и содей-ствовать их успешной учебе. Минимальные гаран-тии клиента ЦеССИ заключаются в том, что со-стояние его физического и эмоционального здоро-вья не ухудшится. Для решения задач Центра, ес-ли делать вывод из многочисленных исследованийпроблем студентов-инвалидов, следует проводитьс ними работу по формированию навыков успеш-ной личности, работать с преподавателями и ад-министрацией вуза, а также вести пропагандист-скую работу по внедрению идей инклюзии в соз-нание сокурсников студента и вообще - его окру-жения. Вместе с тем, не стоит обходить и «при-земленные» темы, такие, как организация занятийв группах со студентами-инвалидами в доступныхдля них помещениях.При этом у центра должен существовать блокфиксации идей, лучших практик, то есть ЦеССИдля оптимизации своей работы должен стать так-же центром знаний. Не обсуждая в рамках даннойстатьи возможности и проблемы работы самогоцентра, сконцентрируемся над возможностяминакопления опыта в его рамках.Для начала представим себе, какие документыстоит оставлять в архиве ЦеССИ. Самое очевид-ное - годовые (или семестровые) отчеты о дея-тельности. Кроме того, можно подумать о фикса-ции процесса и результатов работы с отдельнымислучаями, переписки с партнерами, протоколовсовместных собраний, которые планируется про-водить в помещении ЦеССИ.Минимальной единицей при создании отчетаможет быть описание отдельного акта деятельно-сти. То есть если в Центр приходит клиент с ка-кой-либо жалобой, это должно фиксироваться.Желательно такие обращения фиксировать в видеотдельных граф, таких как Ф.И.О., факультет,курс, возраст, краткое описание проблемы со словклиента, предположительные действия. Рекомен-дуется оставить графу для описания работы с ним.Эта база данных должна быть засекречена, в об-щем отчете может появляться только в анонимномвиде. Вместе с тем к ней обязательно должныиметь доступ все участники проекта. Целесооб-разно выкладывать файлы-описания в Сеть, с ог-раниченным доступом к ресурсу. Каждый разго-вор с клиентом, а также с другими сторонами, ко-торые могли бы ему помочь, заносится туда же.Целесообразно организовать отдельный сервер, накотором создавать Вики-страницы. Ведение про-токолов заседаний может стать, таким образом,интерактивным, сразу быть доступным для всехзаинтересованных сторон.Отдельно стоит вопрос о накоплении опытауспешных практик применительно к «неудобнымтемам». Многие из помещений нашего вуза неприспособлены к обучению инвалидов, а значит,существенным блоком работы Центра может стать«паллиативное лечение», решение персональныхпроблем с накоплением знаний в отдельных стать-ях. Рекомендуется возвращаться к этим статьям стем, чтобы по мере накопления анализировать со-держащиеся в них данные и приходить к новымуровням обобщения.Постепенное накопление материалов позволитдиректору центра без труда создавать аналитиче-ские отчеты за любой удобный период времени.Эти отчеты, а также первичные стенограммы бу-дут доступны последующим работникам центра,что позволит сразу ввести их в курс дела, обеспе-чит преемственность. Для развития блока знанийможно использовать ресурсы ГПО. Формированиекоманд, помогающих улучшить блок знаний, бу-дет способствовать улучшению всей работы. Та-ких людей можно направлять в другие проектныекоманды для передачи опыта. Проведение такойработы может помочь центру стать очагом науки ипрактики университета, повысить качество учеб-ной, воспитательной и практической работы.Подводя итоги, можно сказать, что для работытакой структуры, как центр сопровождения сту-дентов с инвалидностью, необходимо создать блокнакопления знаний, причем сделать работу этогоблока автоматической. Это необходимо в связи сменяющимся персоналом центра, состоящим изстудентов, и необходимостью каждый раз зановообучать следующую команду. Использованиелучших нароботанных в рамках ГПО практик на-копления и переработки знаний позволит ЦеССИбыть одновременно научным и образовательнымцентром университета, в короткий срок готовитьновую команду сопроводителей, то есть организа-ция знаниевого центра на базе ЦеССИ - одно изусловий создания самоорганизующейся и само-поддерживающейся системы адаптации инвалидовв рамках высшего учебного заведения.
| Берсенев Максим Валериевич | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работы | isr@mail.tusur.ru |
| Мусабиров Илья Леонидович | ООО «Плюс Мобайл», г. Санкт-Петербург | руководитель группы аналитики | ilia@izzr.net |
Грик Н.А. Технология группового проектного обучения в учебном процессе бакалавриата // Современное образование: Технические университеты в модернизации экономики России: Материалы междунар. науч.-метод. конф., 27- 28 января 2011 г., Россия, Томск. Томск:
Берсенев М.В., Мусабиров И.Л. Лаборатория социального проектирования кафедры ИСР в процессе группового проектного обучения как знаниевый центр и проектный офис в первом приближении // Социальная работа в России: образование и практика. Томск: ТУСУР, 2009.
What is P2P // P2P Laurea [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.laureap2p.fi/en/index.html, свободный.
Коберн А. Быстрая разработка программного обеспечения. М.: Лори, 2002. 314 с.
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. М.: Эксмо, 2010. 288 с.