V.G. Sakseltzev as a mode aircraft engineer, designer and scientist.pdf Мощь и величие советского оборонного ком-плекса СССР были достигнуты трудом, талантом иразумом плеяды блестящих ученых и конструкто-ров, инженеров, квалифицированных рабочих. Этидостижения стали возможны благодаря созданиюряда закрытых конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов (НИИ). Понятно,что их деятельность была засекречена, имена неразглашались, о достижениях не сообщалось в от-крытой печати. Только в последнее время появи-лась возможность назвать имена, в том числе в об-ласти военной авиации и космонавтики. Опреде-ленные ограничения секретности дали возмож-ность расширить представления о создании и ук-реплении оборонного комплекса страны и вкладелюдей, которые длительное время причислялись ктак называемым режимным специалистам [1.С. 10]. В их числе был В.Г. Саксельцев.Виктор Гаврилович Саксельцев род. 13 февра-ля 1906 г., в Царицыне. Его родители - отец Гав-риил Федорович Саксельцев (1874-1945), матьАнна Михайловна Голощапова (1876-1950) - былислужащими железной дороги в Ростове-на-Дону [2.Л. 306об.], происходили из крестьян Саратовскойгубернии. После службы в армии отец остался вЦарицыне. По архивным документам удалось най-ти корни Саксельцевых с XVII в., предки были кре-постными крестьянами, а дедушка - участник вой-ны с Турцией (1873-1874 гг.) [3. Л. 572-579]. По-сле революции 1917 г. Саксельцевы переехали вРостов-на-Дону, где Виктор Гаврилович закончилпромышленно-экономический техникум. По окон-чании учебы был направлен техником-механикомглавных мастерских Северо-Кавказской железнойдороги. Стремясь продолжить техническое образо-вание, он поступил в Ростовский индустриальныйтехникум (позднее авиационный), где училась мо-лодежь, увлеченная авиацией. Это было времявлюбленности в авиацию, авиастроение: «Нам ра-зум дал стальные руки-крылья, а вместо сердцапламенный мотор», - пела молодежь страны Сове-тов. Учёбу В.Г. Саксельцев совмещал с работойконструктора управления «Стройпуть» НКПС.Здесь и раскрылся его талант конструктора, изо-бретателя.В 1927 г. молодой специалист был призван вряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, служ-ба проходила в авиационных мастерских Северо-Кавказского военного округа (СКВО), где онстолкнулся с низким качеством отечественных са-молетов, которые были далеки от совершенства,что приводило к большому количеству аварий икатастроф [4. С. 169].В. Г. Саксельцев, понимая, что ему не хватаетспециальных знаний, продолжал учёбу без отрываот производства. В 1932 г. окончил Новочеркас-ский авиационный институт, получив специаль-ность авиационного инженера-технолога [5. Л. 10-11]. Продолжив свою деятельность в должностиинженера-конструктора, а затем начальника цеха,он внедрял новые разработки и рационализатор-ские предложения, участвовал в совершенствова-нии специального оборудования самолетов, пока-зал себя талантливым инженером, мечтавшим соз-дать что-то принципиально новое, необходимоедля обороны страны. Достижению этой цели онотдавал всю свою энергию, знания и силы. Им бы-ли разработаны: комплекс оборудования и прибо-ров для ночных полётов самолетов, аппаратура иметодика подготовки лётчиков к слепым полетам;система подвижных воздушных мишеней с авто-матическим сбрасыванием; конструкция и техно-логия серийного производства учебно-трениро-вочных бомб типа П-25; электрические бомбо-сбрасыватели, которыми были оборудованы бом-бардировщики СКВО; автомат-снайпер длястрельбы по самолётам противника; гироверти-кант на постоянном токе для бомбардировочныхприцелов. Создание и доработку новой техникиприходилось вести и на земле, и в воздухе, в ре-зультате чего был накоплен немалый производст-венный опыт, мастерские превратились в завод.На молодого, талантливого авиационного специа-листа и конструктора в 1935 г. во время одной изсвоих поездок обратил внимание нарком обороныК.Е. Ворошилов, в ходе инспекционной проверкиавиационных частей СКВО. В.Г. Саксельцев былпереведен в Москву в Особое конструкторскоебюро (ОКБ) Военно-Воздушной академии, гдевскоре стал заместителем начальника ОКБ. С 1935по 1938 г. он прошел путь от начальника конструк-торского отдела ВВА до начальника сборочногоцеха завода № 217, где собирались опытные образ-цы новых самолётов С. В. Ильюшина, А. С. Лавоч-кина, А. И. Микояна, А.С. Яковлева, выпускниковэтой академии, с которыми В. Г. Саксельцев рабо-тал в тесном контакте. Работу ОКБ первоначальнокурировал маршал М. Н. Тухачевский.С началом Великой Отечественной войны всервались на фронт, но В.Г. Саксельцева, как веду-щего специалиста и руководителя, эвакуироваливместе с заводом № 217 в Свердловск. Рабочие це-ха во главе с тридцатипятилетним начальником вусловиях суровой уральской зимы 1941/42 г. смон-тировали оборудование на новом месте и регуляр-но перевыполнили плановые задания. Урал принялбольшое число предприятий, оборонных КБ иНИИ. Первое время было исключительно трудно.Ощущалась нехватка продовольствия. Системацентрализованных поставок лишь складывалась. Нехватало жилья, люди ютились в землянках, бараках.С перебоем работали бытовые учреждения: бани,прачечные, парикмахерские, швейные мастерские[7. С. 253]. В больницах недоставало медикаментови медицинского оборудования, медицинского пер-сонала: врачи и сёстры были на фронте. Со време-нем социально-бытовые условия работников обо-ронных производств несколько улучшились. Бла-годаря героическому труду всего персонала завода№ 217 день ото дня увеличивался выпуск приборовдля наведения на цель и прицеливания для бомбар-дировщиков и истребителей. За самоотверженныйтруд большая группа лучших производственниковзавода № 217 получила в 1942 г. правительствен-ные награды, В. Г. Саксельцев также был награжденорденом «Знак Почета» [8. С. 150].В 1944 г. часть цехов завода № 217 была реэва-куирована в Москву. Здесь энергичного, хорошознающего производство В. Г. Саксельцева назначи-ли главным технологом завода № 689. Во времяодной из поездок на него обратил внимание нар-ком вооружений СССР Д.Ф. Устинов, назначив в1945 г. начальником производственно-техничес-кого отдела Министерства вооружений СССР. Не-обходимо отметить, что впоследствии дружескиеотношения, возникшие в военные годы междуэтими двумя людьми, сохранились до последнихдней жизни.В условиях холодной войны и гонки воору-жений, необходимо было противостоять США,создать потенциал сдерживания, требовалось но-вое совершенное оружие. Военные корпорацииСША достаточно быстро развернули выпускстратегических бомбардировщиков для доставкиядерного оружия, вели разработки новых, болеемощных атомных бомб. В Министерстве воору-жений СССР сохранился ритм работы, установив-шийся ещё в годы войны. Жесткая требователь-ность была нормой жизни, что позволило быстроналадить серийный выпуск автоматических системприцеливания и управления зенитным огнем, ос-нащение артиллерийских установок Военно-морского флота СССР, которые отличались болеевысокой надежностью и точностью поражения це-лей. При самом непосредственном участииВ.Г. Саксельцева начался серийный выпуск радио-локационных станций РЛС «РУС-2» [9. С. 104],приборов управления артиллерийским зенитнымогнем (ПУАЗО), синхронных следящих приводовдля орудийной наводки. За комплекс работ пообеспечению производства систем радиолокацион-ного наведения зенитной артиллерии в 1946 г.В.Г. Саксельцев был награжден орденом КраснойЗвезды [8. С. 150]. За разработку и организацию се-рийного производства следящих приводов к 100-ммзенитным орудиям, комплекты деталей которыхпроизводил Юргинский машиностроительный завод[10. С. 310], В.Г. Саксельцеву в 1950 г. была прису-ждена Сталинская премия [11]. Несмотря на загру-женность, он нашел время для завершения работынад кандидатской диссертацией.В мае 1952 г. министр вооружения СССРД.Ф. Устинов назначил молодого ученого замести-телем начальника нового Главного управленияМинистерства вооружений СССР, в конце 1952 г. -начальником данного управления (ставшего в1953 г Министерством оборонной промышленно-сти, а с 1958 г. - Государственным комитетом Со-вета Министров СССР по оборонной технике), по-ручив ему организацию и постановку научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ для осуществления в пре-дельно сжатые сроки серийного производства бое-вых ракетных комплексов. На этом этапеВ. Г. Саксельцеву довелось работать с такимикрупными фигурами отечественного ракето-строения, как академики С. П. Королев (первоезнакомство произошло на Урале), М. К. Янгель,Н.А. Пилюгин, В.П. Глушко, А.А. Благонравов,член-корр. АН СССР Г.И. Бабакин, главный кон-структор двигателей А. М. Исаев. Будучи учёным сшироким кругозором и выдающимися организа-торскими способностями, В. Г. Саксельцев умелопределить новые направления развития приклад-ных исследований, нацелить на их реализациюсвоих учеников и целые коллективы КБ. При егонепосредственном участии успешно разрабатыва-лись технические задания на первые ракетные ком-плексы и баллистические ракеты дальнего действия(БРДД), проводились исследовательские работыпо отработке конструкции, технологии изготов-ления и испытаний восьми ракетных комплексов.Так, 21 августа 1957 г. был осуществлён первыйпуск двухступенчатой межконтинентальной бал-листической ракеты Р-7а, которая полностью вы-полнила программу полёта, с 1960 г. поставленана боевое дежурство Советской Армии. Стартовыекомплексы были разработаны под руководствомконструктора В.П. Бармина [13. С. 326-334].К этому времени функции технического управ-ления Министерства обороны СССР заметно расши-рились. Начали осуществляться комплексные науч-но-исследовательские работы. Был также проведенкомплекс научно-исследовательских, конструктор-ских и экспериментальных работ по испытанию но-вых видов оружия с новыми ракетами-носителями.Результаты этой многогранной деятельности былиобобщены в ряде закрытых научных публикаций.Правительство СССР высоко оценило работуВ.Г. Саксельцева, он был награжден орденом Трудо-вого Красного Знамени, позднее - вторым орденомТрудового Красного Знамени.Накопленные знания и опыт необходимо былопередавать новым поколениям инженеров. В1956 г. Виктор Гаврилович был приглашен на пре-подавательскую работу в МВТУ им. Н.Э. Баумана иизбран доцентом. Одновременно читал несколькокурсов в Академии промышленности вооружений,созданной в 1948 г.В начале 1958 г. В.Г. Саксельцев был направленв Китайскую Народную Республику. Целью слу-жебной командировки была передача документа-ции и выпуск одного из образцов военной техни-ки, переданных Советским Союзом Китаю. Завыполнение этого задания В.Г. Саксельцев былнагражден «Орденом дружбы» и медалью «За бое-вое содружество» КНР. После возвращения из ко-мандировки он был утвержден в ученом званиипрофессора в МВТУ и включился в решение оче-редных стратегических задач, поставленных передвоенно-промышленном комплексом и Министер-ством обороны СССР. Неоднократно участвовал виспытаниях образцов ракетной техники. Одно изтаких испытаний 24 октября 1960 г. закончилосьвзрывом ракеты на космодроме Байконур, в ре-зультате которого погиб главнокомандующий ра-кетными войсками стратегического назначения,главный маршал артиллерии Н.М. Неделин и ещё77 человек [14. С. 178-179], В.Г. Саксельцев былтяжело ранен. После трагедии находился на дли-тельном лечении. Но Виктор Гаврилович нашелновое применение своим знаниям и навыкам:окончательно перешел на постоянную работу вМВТУ, стал уделять основное внимание подготовкенаучных и инженерных кадров, развитию новыхперспективных технологий космического и ракет-ного машиностроения, позволяющих существенноулучшить тактико-технические характеристикивоенной техники.Масштабность работ, в которых участвовалВ.Г. Саксельцев, позволила ему совместно с про-ректором МВТУ К.С. Колесниковым создать науч-но-исследовательский институт проблем машино-строения (НИИПМ). В.Г. Саксельцев стал его пер-вым директором, совмещая с заведованием кафед-рой № 8 - «Технологии ракетно-космического ма-шиностроения» (1962-1982 гг.). Кафедра стала ба-зовой по подготовке специалистов аналогичногопрофиля для закрытых вузов страны. Перспектив-ные студенты старших курсов, молодые специали-сты вовлекались в научные исследования, что яв-лялась естественным продолжением начатых ранееработ по профилю кафедры. Около 30 аспирантов исоискателей, у которых руководителем былВ.Г. Саксельцев, защитили кандидатские диссер-тации. Результаты исследований были обобщеныв двухтомной коллективной монографии, издан-ной в 1972 г. Закономерным итогом работыВ.Г. Саксельцева, проделанной на кафедре и вНИИ проблем машиностроения (создан в 1972 г.),стала защита в 1973 г. докторской диссертации, вэтом же году за заслуги в развитии науки и техники,подготовке инженерных кадров он был награждентретьим орденом Трудового Красного Знамени.НИИПМ и кафедра В.Г. Саксельцева вели со-вместные работы с закрытыми НИИ ЕвропейскойРоссии, Урала и Сибири, включая и Томск. По ря-ду работ ракетно-артиллерийской тематики и бро-небаллистики осуществлялось сотрудничество сНИИ прикладной математики и механики (НИИПММ) при Томском государственном университе-те, которое не прерывается до сих пор, но уже поновой, космической программе.Основная работа Виктора Гавриловича малооставляла времени на частную жизнь, исключени-ем были редкие посещения театра. Его жена - Ли-дия Фёдоровна Шильд, коренная ростовчанка, про-фессиональный музыкант, была верной спутницейдо конца своих дней (умерла в 1982 г.). Детей небыло. В.Г. Саксельцев скончался 16 ноября 1984 г.и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.Близкие родственники после 1935 г. считали Вик-тора Гавриловича репрессированным, так как послеего перевода в Москву связь с ним была утеряна.В. Г. Саксельцев свою жизнь посвятил органи-зации производства боевых ракетных комплексов,средств для оснащения самолётов специальнымоборудованием с целью обеспечения эффективнойстрельбы, бомбометания и оснащения их системойрадиолокации, технологии космического и ракет-ного машиностроения, а в последние годы - подго-товке научных и инженерных кадров. Его вклад воборону страны был высоко оценен Правительст-вом: он удостоен звания лауреата Сталинской пре-мии (1950) и заслуженного деятеля науки и техни-ки РСФСР (1978), имеет 30 наград.
Режимные люди в СССР. История сталинизма / [Отв. Ред. Т.С. Кондратьева, А.К. Соколов]. М.: РОССПЭН; фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009.
Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 182. Оп. 11. Д. 117.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 1930.
Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1970. Т. 1
Архив Министерства промышленности и энергетики РФ. Ф. 298. Оп. 4. Д. 104.
Промышленность Южного Урала в XIX-XX веках: Сборник научных трудов. М.: АИРО-ХХ. 2002.
Хомутова Н.С. Социальная политика на предприятиях военно-промышленного комплекса Урала в 1945-1950 гг. // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы ХХ Международной научно-практической конференции (17-18 апр
Кашуба Л.А. Памяти В.Г. Саксельцева // Производство конструкций ракетно-космической техники: Сб. науч. труд. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2006. С. 150-155.
Ощепков П.К. Жизнь и мечта: Записки инженера- изобретателя, конструктора и учёного / Предисл. Б.А. Остроумова. 4-е изд. М.,1984.
Галкин Н.В. История Юрги с древнейших времен до наших дней. Кемерово, 2001.
Лауреаты Сталинской премии // Правда. 1950. 25 мая.
Николаев А.А. Структура военно-промышленного комплекса на Южном Урале (1945-1965 гг.) // Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы ХХ Международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2003 г.) / Ур
Бармин И.В., Токарев Ю.М. Создатель стартовых систем и оборудования // Вестник РАН, 2009., № 4. С. 326-334.
Незабываемый Байконур / под общ. ред. генералполковника К.В. Герчика. М., 1998.