Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг

Полномасштабная война с Арменией из-за контроля над Нагорным Карабахом вынудила Азербайджан выдвинуть на первый план национально-государственного строительства вопросы военной безопасности. Ради укрепления боевого потенциала своих вооруженных сил и освобождения оккупированных частей своей территории Азербайджан начал планомерно сотрудничать с различными странами в военной области. Одновременно, военное и политическое руководство Азербайджана вынуждено было всегда держать в поле зрения взаимоотношения как с НАТО, так и с ОДКБ. При этом было очевидно, что взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ, в отличие от взаимодействия Азербайджана и НАТО, развиваются с большим трудом. В статье освещены основные этапы взаимодействия Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг., рассмотрены факторы, препятствующие сближению АР и ОДКБ.

Interaction between Azerbaijan and the CSTO in 1994-2011.pdf В мае 2011 г. Азербайджана вступил в рядыДвижения неприсоединения. Для многих это сталополной неожиданностью, а некоторые сочли этотшаг даже «странным» [1]. И это при том, что азер-байджанское политическое руководство за по-следние годы неоднократно заявляло о том, чтострана в обозримом будущем не желает стано-виться членом того или иного военного блока. Нанаш взгляд, одной из причин, побудивших офици-альный Баку принять это решение, были егосложные отношения с Организацией договораколлективной безопасности (ОДКБ).Практически сразу после обретения независи-мости Азербайджан оказался втянутым в военныйконфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха.К весне 1994 г. под контролем армянских воору-женных сил оказалось почти 20% территорииАзербайджана. Еще за несколько месяцев до этогоАзербайджан, рассчитывая на помощь России вурегулировании карабахской проблемы, присое-динился к ДКБ. Кроме того, вступая в ДКБ, Азер-байджан рассчитывал на помощь организации вреформировании своих вооруженных сил, а такжена приобретение у России современных системвооружения.Однако внешняя политика тогдашнего россий-ского руководства в отношении государств Юж-ного Кавказа продолжала оставаться недально-видной. Правда, в какие-то моменты у Москвымогло родиться ощущение, что проводимая еюполитика является более чем эффективной. Так, вконце первой декады сентября 1993 г. было обна-родовано распоряжение Президента России№ 623-рпс «О посредничестве Российской Феде-рации в урегулировании конфликта в НагорномКарабахе» [2], согласно которому вводились огра-ничения на поставки вооружений Азербайджану иАрмении. Хотя документ формально не давалвозможности обеим сторонам конфликта наращи-вать свою боевую мощь, в Баку сочли, что он на-правлен, прежде всего, против Азербайджана,вооруженные формирования которого как раз вэто время испытывали острую нужду в боевойтехнике и боеприпасах для сдерживания наступа-тельных действий армянской стороны. Кроме то-го, в Баку заявляли, что, несмотря на появлениеназванного документа, Россия продолжает снаб-жать Армению техникой и вооружением.Тем не менее, несмотря на эти заявления,Азербайджан присоединился к ДКБ. Нельзя ис-ключить, что в этот момент у Москвы родиласьиллюзия, что Баку неспособен к проведению неза-висимой военной политики, и по этой причинеРоссия не нашла нужным менять свое отношениек сторонам конфликта. Пожалуй, только этимможно объяснить тот факт, что тогдашнее высшееполитическое и военное руководство России про-должало усиленно поддерживать армянскую сто-рону в конфликте, наращивая поставки техники ивооружения Армении.Как пишет в своей книге «Генштаб без тайн»бывший пресс-секретарь Министерства обороныРоссии полковник В.Н. Баранец, «Несмотря на то,что азербайджанские власти и их спецслужбы не-однократно информировали Москву о своей оза-боченности нарастающим количеством поставокроссийских вооружений в Армению, высшие го-сударственные и военные руководители Россииотнеслись к этому с удивительным равнодушием(да, наверное, по-другому и не могло быть, если,судя по директивам Генштаба, все делалось подпатронажем правительства и его главы). И оченьвозможно, что такое положение сохранялось быдо сих пор, если бы на своих местах оставалисьпремьер Виктор Черномырдин, министр обороныПавел Грачев и НГШ Михаил Колесников. Но всю«малину» испортил честный русский генерал -Лев Рохлин» [3].Начало расследования незаконных поставокроссийского оружия армянской стороне в 1992-1996 гг., которым занялась специальная парла-ментская комиссия под руководством председате-ля Комитета Госдумы по обороне генерала ЛьваРохлина, вновь давало Баку надежду на то, чтополитика России в отношении карабахского кон-фликта не будет столь однобокой, но после траги-ческой гибели генерала в июле 1998 г., и при про-должающейся поддержке, которую Россия оказы-вала Армении в военной, экономической и поли-тической областях, надежды Азербайджана на«восстановление справедливости» окончательнорухнули. Как следствие, интерес Азербайджана кучастию в ОДКБ начал стремительно падать.Практически в это же время НАТО началоусиливать свою деятельность по включению быв-ших советских республик в орбиту своего влия-ния. Показательно, что в 1998 г. повышать уровеньбоеготовности своей армии на западные деньги неотказывалась даже Россия. Так, в сентябре 1998 г.под Ташкентом в рамках программы «Партнерствово имя мира» прошли учения «Центразбат-98». Со-общалось, что расходы на проведение учений соста-вили почти 5 млн долларов США. При этом отмеча-лось, что «почти за все заплатит командованиеНАТО, придающее маневрам огромное значение.США профинансировали участие в учениях Казах-стана, Киргизии, Узбекистана, Грузии и России, аазербайджанские военные прибыли в ЦентральнуюАзию на турецкие деньги»[4].При таких обстоятельствах Москве станови-лось сложно убедить Баку, что участие в ДКБ от-вечает его национальным интересам. Опять же,Россия, как создатель и главный спонсор ДКБ, нестремилась найти некие стимулы, позволяющие ейудержать Азербайджан в рядах организации. Вме-сто этого она заняла позицию обиженной стороны,обвиняя Баку в отказе от сотрудничества в воен-ной области. Азербайджан же, отчаявшись нала-дить реальное, а не декларируемое, сотрудничест-во с ДКБ и Россией, все больше и больше сталразворачиваться лицом к западу в вопросах воен-ного строительства. К тому же именно в это вре-мя стало известно, что чуть ранее Россия передалаАрмении оружия и боеприпасов на гигантскую,даже по меркам сегодняшнего дня, сумму - 1 млрддолларов США.Следствием сказанного стало то, что 2 апреля1999 г. Азербайджан, наряду с Грузией и Узбеки-станом, отказался от дальнейшего участия в ДКБ,которая, в свою очередь, именно тогда трансфор-мировалась в ОДКБ. Однако выход из организа-ции не означал, что Азербайджан категорическирвет с этой структурой и государствами, являю-щимися ее членами. Наоборот, Баку стал наращи-вать интенсивность диалога в военной сфере совсеми членами ОДКБ, за исключением, естествен-но, Армении. Как следствие, уже в 2006 г. армян-ские эксперты с тревогой отмечали соответст-вующий реальности факт, что «страны ОДКБ воо-ружают противника Армении» [5].Налаживание взаимовыгодного двухсторонне-го военно-политического сотрудничества со стра-нами, входящими в ОДКБ, способствовало появ-лению у ряда азербайджанских экспертов мнения,что страна могла бы возобновить свое участие вОДКБ. Однако в большинстве своем такого родаидеи не находят поддержки у политического и во-енного руководства страны. Хотя на первыйвзгляд может показаться, что членство в организа-ции может дать стране определенные плюсы.Российские эксперты склонны считать, что вэтом случае Азербайджан смог бы приобретатьбольшее количество систем вооружения у россий-ской стороны по льготным ценам. Однако реаль-ность такова, что Баку сегодня в основном удовле-творил свои потребности в закупке «традицион-ных» видов оружия и боевой техники и сейчас егоб ольше интересуют или перспективные боевыесистемы, или же оружие, обладающее исключи-тельными тактико-техническими характеристика-ми, а такие системы оружия Москва не готовапродавать Азербайджану.Сильно раздражают азербайджанскую сторонуи некорректные, а зачастую грубые, шаги полити-ков различного уровня в России, направленные на«насильственное» возобновление членства Азер-байджана в ОДКБ. Так, в декабре 2005 г., будучи вЕреване, тогдашний председатель комитета Сове-та Федерации по делам СНГ Вадим Густов в рядуразнообразных высказываний о ситуации на Юж-ном Кавказе заявил, что «нефтяные ресурсы - од-на из причин отказа Азербайджана от участия вОДКБ» [6].Непонятно, какую цель преследовал В. Густов,делая это заявление, но ответ азербайджанскойстороны, озвученный заведующим сектором поли-тических исследований общественно-полити-ческого отдела администрации президента Азер-байджана Фуадом Ахундовым, однозначно гласил,что главная причина отказа Баку от возобновлениясвоего членства в ОДКБ заключается «в том, чточлен ОДКБ - Армения - оккупировала 20% терри-тории Азербайджана» и далее «не только Азер-байджан, но и любая другая страна, будучи в ана-логичной ситуации, не смогла бы даже и помыш-лять о вступлении в военно-оборонительную ор-ганизацию вместе со страной, оккупировавшей еетерриторию» [7]. Еще более негативную реакциюу Баку вызывают заявления нынешнего генераль-ного секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. Особен-но, когда в них содержится угроза использоватьпотенциал ОДКБ для помощи Армении в случаевозобновления боевых действий в зоне Карабах-ского конфликта.Так, в июле 2008 г., будучи в Ереване, генсекОДКБ, комментируя слова азербайджанского ру-ководства о том, что в случае провала переговор-ного процесса начало войны за Карабах станетнеизбежным, «в несколько завуалированной фор-ме фактически предостерег Азербайджан от сило-вого варианта решения армяно-азербайджанскогоконфликта, пригрозив вмешательством силОДКБ». В частности, он сказал, что «согласно До-говору о коллективной безопасности, агрессияпротив одного государства-члена организациирассматривается как агрессия против всех членовОДКБ» [8]. При этом в мае того же года в эксклю-зивном интервью азербайджанскому информаци-онному порталу «Day.az» Н. Бордюжа стремилсяубедить азербайджанскую общественность, что«организация для достижения своих целей отдаетприоритет политическим средствам ... В Органи-зации существует единое мнение относительнотого, что эти конфликты должны разрешаться врамках уже существующих форматов исключи-тельно мирным путем. Вопрос о задействованиипотенциала ОДКБ в урегулировании заморожен-ных конфликтов на повестке дня Организации нестоит» [9]. Примечательно, что это интервью былообнародовано и на официальном сайте ОДКБ, какбы свидетельствуя о возможности сближенияОДКБ и Азербайджана [10].Естественно, слова Н. Бордюжи были с вос-торгом встречены в Ереване и, подхваченныесредствами массовой информации Армении, бы-стро стали известны и в Азербайджане. В Бакуслова генерального секретаря ОДКБ сочли «не-уместными и показателем его излишней болтли-вости» [11]. Более развернутую оценку словамН. Бордюжи дал азербайджанский политолог Иль-гар Мамедов в интервью сотруднику газеты«Эхо». В частности, он сказал: «Все это не можетне вызывать в Азербайджане раздражения, а какминимум непонимания. Если это делается созна-тельно, именно сейчас, в Армении и в контекстенагорно-карабахского конфликта, то это означает,что в России отношение к Азербайджану не изме-нилось с 90-х годов прошлого столетия. Неуже-ли Россия не может найти более аккуратногопредставителя на эту должность в ОДКБ, чтобы неболтал языком такое, что обоснованно враждебновоспринимается в Азербайджане» [Цит по.: 11].Сложно сказать, чем руководствовалсяН. Бордюжа, делая вышеприведенные заявления.Возможно, таким образом, он хотел «поощрить»армянскую сторону за ее участие в ОДКБ, воз-можно, одновременно пытался намекнуть азер-байджанской стороне, что её возвращение в лоноорганизации поможет Баку усилить свою системувоенной безопасности, а возможно, Н. Бордюжадействительно считает, что ОДКБ может принятьучастие в Карабахской войне на стороне Ар-мении.Примечательно, что Устав организации(ОДКБ) не содержит пункта, в котором прямо го-ворится о том, что «агрессия против одного госу-дарства-члена организации рассматривается какагрессия против всех членов ОДКБ». В пункте 3-мглавы второй Устава говорится следующее: « Це-лями Организации являются . защита на коллек-тивной основе независимости, территориальнойцелостности и суверенитета государств-членов,приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам» [12]. По-ложение об агрессии содержится в статье 4-й «До-говора о коллективной безопасности», и оно дей-ствительно гласит, что «если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны ка-кого-либо государства или группы государств, тоэто будет рассматриваться как агрессия противвсех государств-участников настоящего Догово-ра», но именно эта статья содержит еще оченьважное положение, а именно, что «при осуществ-лении этих мер государства-участники будут при-держиваться соответствующих положений УставаООН» [13]. А с этой точки зрения как раз Устав ирезолюции ООН, призывающие Армению освобо-дить оккупированные территории, дают Азербай-джану право на использование силы в Карабах-ском конфликте.Опять же нельзя сбрасывать со счетов того об-стоятельства, что в 2002 г. участники Договора околлективной безопасности преобразовали этоаморфное объединение в полноценную междуна-родную организацию, а одним важнейшим при-знаком международной организации, после нали-чия суверенных участников, создавших ее, являет-ся как раз наличие устава, который «создает меж-дународную организацию», а также «устанавлива-ет права и обязанности участников» [14].Кроме того, опять же согласно Уставу органи-зации, ее Генеральный секретарь не является ли-цом, в полномочия которого входит принятие ре-шения об использовании военной силы Организа-ции в том или ином случае. Генеральный секре-тарь является лишь «высшим административнымдолжностным лицом Организации и осуществляетруководство Секретариатом» [12], а ключевыерешения принимаются Советом коллективнойбезопасности, Советом министров иностранныхдел, Советом министров обороны, а также Коми-тетом секретарей советов безопасности на основеконсенсуса. Если же обратиться к Договору о кол-лективной безопасности, то там говорится о том,что «решение об использовании ВооруженныхСил в целях отражения агрессии в соответствии состатьей 4 настоящего Договора принимается гла-вами государств-участников» [13].Несомненно, в Баку осознают, что и от пози-ции Генерального секретаря ОДКБ многое зави-сит. Может, именно по этой причине азербай-джанская сторона опасается, что его заявлениямогут спровоцировать напряженность в отноше-ниях России и Азербайджана, в чем Баку катего-рически не заинтересован. В то же время азербай-джанское политическое руководство уже в 2002 г.могло записать в свой актив то обстоятельство,что, развивая тесные партнерские отношения сдругими государствами-участниками ОДКБ, в томчисле военной сфере, оно фактически создало си-туацию, при которой стало невозможным приня-тие членами ОДКБ коллективного решения об ис-пользовании потенциала Организации в войнепротив Азербайджана на стороне Армении. Всвою очередь, и августовская война 2008 г. со всейочевидностью показала, что члены организации,включая и Армению, не всегда готовы безогово-рочно поддерживать политику Москвы на постсо-ветском пространстве.Видимо, по этой причине в Азербайджаневполне спокойно восприняли информацию о том,что ОДКБ планирует создать Коллективные силыоперативного реагирования (КСОР), но в то жевремя в Баку с самого начала давали четко понять,что деятельность ОДКБ и его КСОР не будет рас-сматриваться как угроза национальной безопасно-сти страны, если новая структура ОДКБ не станетинструментом защиты Армении. Так, в феврале2009 г. руководитель пресс-службы МИД Азер-байджана Хазар Ибрагим в интервью Интернет-порталу «1news.az» заявил: «Азербайджан противконфронтации и обострения ситуации, причинойчего может стать вступление в один из военныхблоков, но, с другой стороны, соседняя страна-агрессор Армения является членом ОДКБ, и мынадеемся, что создание КСОР не станет причинойпродолжения агрессивной политики со стороныофициального Еревана» [15].Необходимо отметить, что в это время и рос-сийская сторона стремилась убедить Баку, чтосоздание КСОР не направлено против Азербай-джана. В марте 2009 г. тот же Н. Бордюжа во вре-мя своей пресс-конференции в Ереване на вопросжурналиста о возможности использования КСОР вКарабахском конфликте ответил: «В случае во-зобновления военных действий в зоне карабахско-го конфликта, коллективные силы оперативногореагирования Организации договора о коллектив-ной безопасности (КСОР ОДКБ) использоватьсяне будут» [16].Более того, в марте 2009 г. генеральный секре-тарь ОДКБ вновь предложил Азербайджану всту-пить в возглавляемую им организацию. В Бакуданное приглашение вновь было встречено до-вольно прохладно, так как Азербайджан «требуетпризнания Армении страной-агрессором со сторо-ны государств, входящих в организацию, и лишьпосле этого готов рассмотреть сделанное предло-жение» [17]. Несмотря на это, реакция Баку насоздание КСОР продолжала оставаться адекват-ной и после того, как 14 июня 2009 г. на сессииСовета коллективной безопасности государствОДКБ процесс юридического формирования этойструктуры ОДКБ перешел в завершающую ста-дию. Тогда же большинство азербайджанских во-енных экспертов сошлись на том, что для Баку«создание коллективных военных сил оперативно-го реагирования в ОДКБ не явится причиной воз-никновения в будущем какой-либо серьезнойопасности» [18].Казалось бы, во взаимоотношениях Азербай-джана и ОДКБ наконец-то наступила определен-ная стабильность, и ни одна из сторон не хочетразрушить с таким трудом достигнутое состояниепокоя, но подобная ситуация, как и следовалоожидать, длилась недолго, и причина этого опятьзаключалась в неразрешенном Карабахском кон-фликте.В августе 2009 г. посол Азербайджана в РФФедерации П. Бюльбюль оглу в своем интервьюазербайджанской прессе заявил, что «если посред-нические усилия Российской Федерации, а такжедругих сопредседателей МГ ОБСЕ не дадут ис-черпывающего эффекта и переговоры вновь зай-дут в тупик, то останется только один вариант. Иназвания такому варианту придумывать не при-дется. Оно уже вошло в международный полити-ческий лексикон: «Принуждение к миру» [19]. Не-обходимо отметить, что общий тон этого интер-вью был направлен на то, чтобы поднять автори-тет России и ее Президента Дм. Медведева в азер-байджанском общественном мнении, показать на-селению Азербайджана, что Россия кровно заин-тересована в скорейшем и справедливом решенииКарабахского конфликта.На следующий день, словно перечеркивая ут-верждения посла, что Россия хочет справедливогорешения конфликта, Генеральный секретарьОДКБ, комментируя слова азербайджанского по-сла, заявляет, что ОДКБ «основывается на Дого-воре о коллективной безопасности, где есть чет-вертая статья, в которой написано, что агрессияпротив одного из государств-членов ОДКБ рас-сматривается как агрессия против каждого. Ис-ходим из этого, все остальное - слова, которые втакой сложной обстановке, как разрешение нагор-но-карабахского конфликта, только вредят, а неприносят пользу» [20]. Таким образом, в очеред-ной раз отношения между ОДКБ, а точнее сказать,его Генеральным секретарем и Азербайджаном, крадости армянской стороны, вновь обострились. Вноябре 2009 г. армянский политолог А. Манасянуже всерьез брался утверждать, что очередной ви-зит Н. Бордюжи в Ереван - это «намек официаль-ному Баку на август прошлого года [август 2008]»[21]. Правда, при этом он никак не брался объяс-нить, почему сам Генеральный секретарь ОДКБ,комментируя выступление И. Алиева, говорил ужене о том, что ОДКБ придет на помощь Армении вслучае возобновления войны в Карабахе, а о том,что «это было не что иное, как заявление, ориен-тированное на стимулирование достижения со-глашения с Арменией по Карабаху, не более того.Пока интенсивность встреч говорит о том, чтоесть нацеленность руководства Армении и Азер-байджана на достижение взаимоприемлемого ре-шения по очень сложной проблеме, этот процессидет и это самое главное» [22].Примирительный тон руководителя Секрета-риата ОДКБ позволил уже депутату азербайджан-ского парламента, председателю Единой партиинародного фронта Азербайджана (ЕПНФА) Гуд-рату Гасангулиеву выступить со следующим пред-ложением: «. в случае признания Россией полно-го права Азербайджана на Нагорный Карабах мыможем даже вступить в ОДКБ, допустить разме-щение российской военной базы в Азербайджа-н е . Все это нужно ради урегулирования нагорно-карабахского конфликта». Свою позицию Г. Га-сангулиев подкреплял тем, что, будучи членомПарламентской Ассамблеи НАТО, понял, что «отних [НАТО] никакой помощи ждать не стоит»[23]. Однако предложение депутата было в штыкивоспринято большинством населения и частьюполитической элиты.Хотя депутат призывал пойти на вступление вОДКБ и заключение с Россией договора о «межго-сударственном стратегическом партнерстве»только в том случае, если Москва открыто под-держит Баку, его позиция оказалась проигрышной[24], даже несмотря на то, что Г. Гасангулиев на-ходил нужным отметить, что «если предложениене будет принято, придется потратить все средстваиз Нефтяного фонда Азербайджана на обеспече-ние нашей армии наисовременнейшим оружием,создание профессиональной армии и освободитьсвои земли, не испугавшись и не отступив дажеперед союзом Россия - Армения» [25].Удивительно, что практически в то самое вре-мя, когда Г. Гасангулиев подталкивал Азербай-джан к укреплению военных связей с Россией иагитировал за присоединение к ОДКБ, в Армениистали раздаваться голоса тех, кто стал призыватьполитическое и военное руководство этой страныпорвать с ОДКБ и начать активное сотрудничест-во с НАТО с целью, в конечном итоге, влиться вряды этой организации. Вот мнение эксперта ар-мянского центра политических и международныхисследований Рубена Меграбяна, озвученное ар-мянскому сайту «News.am» и затем перепечатан-ное азербайджанским информационным агентст-вом «Day.az»: «доселе Россия по понятным при-чинам выполняла цементирующую роль в ОДКБ,то развертывание стратегического сотрудничествас Турцией и Азербайджаном делает ОДКБ бес-смысленной и бесцельной структурой... Если про-водимую Россией политику посчитать примернойтакже для стран-членов ОДКБ, то уместен рито-рический вопрос: зачем нам нужна такая бесцель-ная организация, неужели недостаточно былослужить панацеей для фантомных болей прежнейимперии? . Находящиеся в Европе Южный Кав-каз, как и Армения, могут быть в безопасности,мире и благоденствии лишь в составе НАТО. Од-нако до этого мы должны урегулировать наши от-ношения с нашими соседями, без чего нашу безо-пасность не гарантируют ни Россия, ни НАТО, нидаже Всевышний» [26].К концу 2009 г. стало очевидно, что проблемавзаимоотношений ОДКБ и Азербайджана будет,как и раньше, рассматриваться через призму Ка-рабахского урегулирования. В середине декабряроссийский аналитик Иван Сафранчук так оцени-вал поведение сторон в случае возобновления бое-вых действий: «ОДКБ не вмешается в конфликт,хотя политически займет позицию в поддержкуодного из членов организации, но какое-либо во-енное вмешательство практически исключено. Чтокасается НАТО, то, я думаю, что оно непосредст-венно в конфликт не вмешается, но поддержка,даже политическая, Азербайджану будет скром-ной» [27].Практически в этот же день СМИ Армениираспространили фрагмент интервью министраобороны этой страны Сейрана Оганяна армянскойгазете «Азг», в котором он на вопрос о возможнойпомощи ОДКБ Армении в Карабахском противо-стоянии заявил: «В случае военных действий про-тив Армении ОДКБ обязана оказать нам военнуюпомощь» [28]. Естественно, это заявление практи-чески тут же было прокомментировано азербай-джанскими военными экспертами и политологами.Самым интересным при этом является то, чтоазербайджанская сторона, стараясь опровергнутьслова армянского министра обороны, не позволи-ла себе чрезмерно критических замечаний в адресне только ОДКБ, но и главы его секретариата, бо-лее того, один из популярных в Азербайджане во-енных экспертов Узеир Джафаров в интервью сай-ту «Vesti.az» стал даже «защищать» Н. Бордюжу, вчастности, сказав: «Насколько я знаю. НиколайБордюжа никогда не заявлял о том, что ОДКБ бу-дет защищать Армению в случае начала боевыхдействий. Он всегда говорил, что эта организациявыступает за мирное решение Карабахского вопро-са. В случае. боевых действий, ОДКБ. кромемер дипломатического воздействия на Азербай-джан ничего не сможет сделать, и я не думаю, чтосолдаты Казахстана и других стран, входящих в этумеждународную организацию безопасности, будутвоевать в Карабахе непонятно за что» [29].В свою очередь, обозреватель Европейскойредакции азербайджанского информационногопортала «Trend News» Эльмира Таривердиеватакже в своей публикации делает упор на то, чтоинтересы ОДКБ и Еревана в военной области неявляются тождественными, кроме того, она ука-зывает на то, что, за исключением Армении, уАзербайджана дружественные отношения со все-ми членами ОДКБ и что даже если «Армения отимени Нагорного Карабаха обратится к ОДКБ спросьбой о вмешательстве, вряд ли страны-участницы организации пренебрегут дружескимиотношениями с Азербайджаном. Казахстан, Кир-гизия, Таджикистан, Белоруссия и Узбекистан -страны, которые традиционно видят в Азербай-джане главного партнера и союзника на ЮжномКавказе» [30].Что касается России, то бесспорно, что в конце2009 г. она еще была не готова отказаться от тра-диционного восприятия ситуации на Южном Кав-казе и признаться Еревану, и даже себе, что у неепоявился огромный политический и экономиче-ский интерес к Азербайджану. Хотя только слепойбы не заметил, как быстро развиваются отношениямежду Москвой и Баку в энергетической сфере. Ас учетом того, что в Армении за процессом рос-сийско-азербайджанского сближения наблюдаютвполне профессиональные люди, неудивительно,что ряд официальных лиц этой страны стали вультимативной форме требовать от России, чтобыта перестала сотрудничать с Азербайджаном. Так,глава парламентской комиссии Армении по обо-роне, национальной безопасности и внутреннимделам Грайр Карапетян считает, что «страны, ко-торые считают себя партнерами Армении, не мо-гут иметь тесные отношения с Азербайджаном».Более того, он заявил: «Мы замечаем, что нашипартнеры по ОДКБ заключают двусторонние со-глашения с нашим противником, а это неприем-лемо» [31].Бросается в глаза, что как в Азербайджане, таки в Армении ОДКБ воспринимается не как авто-ритетная международная организация, а как инст-румент внешней политики России. Именно поэтой причине любое заявление генерального сек-ретаря организации или возглавляемого им секре-тариата воспринимаются и в Ереване, и в Баку какполуофициальная позиция Москвы. В очереднойраз это доказали события рубежа 2009-2010 гг.29 декабря 2009 г. посол Азербайджана в Рос-сии Полад Бюльбюль оглу в интервью азербай-джанскому телеканалу «ANS» сказал: «время уре-гулирования нагорно-карабахского конфликта уженастало. Каждый азербайджанец должен принятьучастие в освобождении земель». Далее он доба-вил: «Если кто-то думает отсидеться дома, покаармия отвоюет оккупированные земли, так не бу-дет. Вся страна, все общество, весь народ долженподняться и, объединившись как кулак, долженподдержать своего президента и освободить зем-ли». В этом же интервью Полад Бюльбюль оглувновь приложил все усилия, чтобы показать азер-байджанской общественности, что Россия не явля-ется врагом Азербайджана, а поэтому ОДКБ небудет использоваться для сохранения контроляАрмении над оккупированными территориями. Вчастности, он сказал: «Российские власти неодно-кратно заявляли о признании территориальнойцелостности и нерушимости границ Азербайджан-ской республики», также он отметил, что «ОДКБможет вмешаться лишь в том случае, если Азер-байджан нарушит территориальную целостностьРеспублики Армения»[32].Не успело высказывание посла стать достоя-нием широкой общественности, как 30 декабря всредства массовой информации России поступилосообщении пресс-службы секретариата ОДКБ, вкотором говорилось, что «высказывания посламожно трактовать как неверие в политико-дипломатические методы урегулирования, под-стрекательство к военному решению проблемы.Тем более странно это звучит из уст известноготворческого деятеля, человека искусства, идеала-ми которого должны быть достижение гармонии имира» [33].Данное заявление было воспринято в Бакукак нежелание России способствовать решениюКарабахской проблемы. А заявление секрета-риата ОДКБ было расценено как желание «во-енного блока, сформированного несколькимипророссийски ориентированными постсовет-скими странами, открыто продемонстрироватьподдержку Армении» [34]. Неслучайно поэтому,что на этот раз противостояние с секретариатомОДКБ вызвало резкую реакцию Баку, и 14 янва-ря 2010 г. посольство Азербайджана в Россиинаправило МИД РФ, а также в посольства стран-членов ОДКБ, расположенные в Москве, нотупротеста [33]. В документе, в частности, отме-чалось, что «в высказываниях Посла содержал-ся призыв не к войне, как то превратно было ис-толковано Секретариатом, а к освобождениюзахваченных в результате агрессивной войнымеждународно признанных, в том числе всемичленами ОДКБ, кроме Республики Армения,территорий Азербайджанской Республики».Также азербайджанская сторона сообщала, что«Посольство расценивает сообщение для СМИСекретариата ОДКБ как крайне неуместное, вы-ходящее за рамки компетенции Секретариата икак попытку вмешательства во внутренние делаАзербайджанской Республики» [35].Обострения отношений Азербайджана и Рос-сии, несомненно, каждый раз вызывали удовле-творение в Армении, хотя общий уровень россий-ско-армянских отношений армянские военныеспециалисты склонны считать неудовлетвори-тельным. Так, отставной генерал-майор АркадийТер-Тадевосян отмечал, что «несмотря на нашистратегические отношения, Россия не простиланам долгов, взамен чего получила от нас ряд объ-ектов, которые до сих пор пребывают в полумерт-вом состоянии, и неизвестно, когда они будут за-действованы. А были обещаны золотые горы». Вто же время он, уповая на Россию, считает, что«Россия, создав военный блок ОДКБ, фактическиобеспечила безопасность Армении. И государства-члены ОДКБ в случае необходимости тут же от-реагируют и окажут поддержку Армении» [36].Уверенности армянской стороне, несомненно,прибавляет и то, что генеральный секретарь ОДКБпродолжает делать заявления, которые истолко-вываются в Баку как недружественные, а в Ерева-не - как обещания о помощи в случае начала вой-ны. Так, 8 января 2010 г. Н. Бордюжа в очереднойраз заявил о том, что «Российская Федерация рас-сматривает вооруженное нападение на государст-во-члена ОДКБ как агрессию против всех госу-дарств-членов ОДКБ и осуществит в этом случаемеры в соответствии с Договором о коллективнойбезопасности» [37]. Несмотря на это, политиче-ское руководство Азербайджана не склонно дра-матизировать ситуацию. Так, даже после приве-денного выше заявления Генерального секретаряОДКБ, заведующий общественно-политическимотделом Администрации Президента Азербайджа-на Али Гасанов, в интервью «Vesti.Az» нашелвозможным завить, что если была бы гарантия то-го, что в случае вступления Азербайджана в ОДКБармянские войска уйдут с оккупированных терри-торий, страна могла вступить в эту организацию.Правда, при этом он нашел нужным отметить:«Никто же таких гарантий не дает». Также он об-ратил внимание на то обстоятельство, что «ОДКБзаявляет, что не намерена вмешиваться в кон-фликты, имеющиеся между членами организации.Спрашивается тогда: от кого эта организация со-бирается защищать Азербайджан? Пока что наэтот вопрос никто не дает вразумительного отве-та» [38].В отличие от руководства секретариата ОДКБ,так или иначе поддерживающего армянскую сто-рону в ее военно-политическом противостоянии сАзербайджаном, главы большинства государств,входящих в ОДКБ, не скрывают, что они не по-зволят использовать потенциал организации в ин-тересах Армении. Так, в конце 2010 г. на заседа-нии Совета коллективной безопасности ОДКБпрезидент Узбекистана И. Каримов после выступ-ления президента Армении С. Саргсяна заявил,что «назначение ОДКБ - это прежде всего защитастран-членов ОДКБ от внешней угрозы, а не уча-стие в решении противостояний и различных раз-борок между государствами ОДКБ и на простран-стве СНГ» [39], а весной 2011 г. уже президентБелоруссии А. Лукашенко во время встречи с пер-вым заместителем премьер-министра Азербай-джана Я. Эюбовым откровенно заявил: «Что бымне ни говорили о наших отношениях с Азербай-джаном, в том числе в ОДКБ, в других структурах,вы - та страна, которая в трудную минуту подста-вила нам свое плечо. Мы обязаны ответить вамдобром» [40].Тем не менее взаимоотношения между Азер-байджаном и ОДКБ продолжают оставаться слож-ными. «Большая заслуга» в этом принадлежит нетолько руководству Секретариата ОДКБ, но и от-дельным генералам Министерства обороны Рос-сии, которые часто, делая те или иные заявления,не утруждают себя необходимостью соотноситьсвои слова ни с общей внешнеполитической линейсвоего государства, ни других государств-членовОДКБ. Так, в июне 2011 г. азербайджанская обще-ственность была возмущена словами начальникаглавного оперативного управления Генштаба МОРоссии генерал-лейтенанта Андрея Третьяка, ко-торый в интервью армянскому информационномуресурсу «panarmenian.net» заявил о том, что в слу-чае войны в Карабахе ОДКБ придет на помощьАрмении [41]. Как следствие, послу России вАзербайджане пришлось отвечать на неприятныевопросы журналистов, особо подчеркивая, чтоМосква стремится наряду с другими сопредседа-телями МГ ОБСЕ добиться мирного разрешенияконфликта [42].Возможно, азербайджанская сторона не сталабы обращать столь пристальное внимание на ин-тервью российского генерала, если бы оно не бы-ло сделано накануне встречи президентов России,Азербайджана и Армении в Казани, которая, какпредполагается, может дать реальный толчок ка-рабахскому урегулированию.Все вышесказанное позволяет сделать вывод,что взаимоотношения между ОДКБ, а точнее егоСекретариатом, и Азербайджаном в обозримомбудущем вряд ли радикально изменятся в лучшуюсторону. Одна из причин этого заключается в том,что союзники России по ОДКБ не будут участво-вать в военной операции против Азербайджана настороне Армении, даже если на подобный шагвдруг решится Россия. Но в этом случае Россиярискует поставить под удар будущее ОДКБ, что,естественно, не отвечает ее интересам в Цен-тральноазиатском регионе. По этой причине Ар-мении «вряд ли стоит ожидать появления на кара-бахском фронте на стороне Армении солдат иофицеров Казахстана, Узбекистана, Таджикиста-на, Белоруссии или же Киргизии» [43].В свою очередь, Азербайджан и дальше будетобращать серьезное внимание на заявления офи-циальных лиц Секретариата ОДКБ, в том числе напроармянские или призывающие к сохранению нанеопределенное время статус-кво в зоне Карабах-ского конфликта. Следствием этого может статьто, что Баку начнет постепенно отказываться оттесного сотрудничества с Россией в военной сфе-ре, так как в Азербайджане считают, что ОДКБ безфинансового и экономического покровительстваРоссии просто несостоятельна, а поэтому именноМосква должна «сдерживать» Секретариат ОДКБот непродуманных заявлений. В случае, если этоне будет сделано, Россия потеряет остатки своеговлияния на военно-политическую ситуацию внут-ри Азербайджана, который, в конечном итоге, от-казался вступать в ОДКБ, в том числе и из-за аг-рессивной риторики чиновников этой организа-ции. На наш взгляд, Россия не должна позволятьсебе такой роскоши - терять богатых и влиятель-ных союзников, слабые же союзники только от-влекают на себя ресурсы РФ.

Ключевые слова

Азербайджан, ОДКБ, Карабахский конфликт, военная безопасность, Azerbaijan, the CSTO, the Karabakh conflict, military security

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ниязов Ниязи Сабир оглыСанкт-Петербургский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношенийNiNiyazi@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Азербайджан присоединился к неприсоединившимся // http://www.ng.ru/editorial/2011-05-27/2_red.html
Богатырев А. Укрепляя взаимное доверие // Красная звезда. 2003. 1 марта.
Баранец В.Н. Генштаб без тайн. М., 1999. // http://militera.lib.ru/research/baranets1/02.html
Черногаев Ю. НАТО оплачивает защиту СНГ // Коммерсант. 1999. 23 сент. // http://www. kommersant.ru/ doc. aspx? fromsearch=0031f631-8eb6-4ccf-8920-542031291f74 & docsid= 205621
Мартиросян С. Страны ОДКБ, вооружают противника Армении // http://www.noravank.am/ ru/?page = analitics &nid=478
Вадим Густов: США сделают все возможное, чтобы вырвать Грузию из СНГ // www.regnum.ru/news/557824.html
Азербайджан не вступает в ОДКБ из-за Армении? // www.regnum.ru/news/559139.html
Азербайджан купается в нефтедолларах // http:// www. rol.ru/news/misc/newssng/08/07/29_140.htm
Николай Бордюжа: «Если бы Азербайджан сейчас решил стать государством-членом ОДКБ, его собственная политика и практические действия внутри Организации были бы направлены на укрепление коллективной безопасности» // http://www.day.az/news/politics/118441.ht
http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Рзаев С. Неуместное заявление // http://echo-az.info/ politica07.shtml
Устав Организации Договора о коллективной безопасности // http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
Договор о коллективной безопасности // http:// www. dkb.gov.ru/start/index.htm
Живарев В.Е. Международное право // http://www.ecollege. ru/xbooks/xbook079/book/index/index.html?part- 011*page.htm
Гусейнов Р. Создание КСОР ОДКБ никоим образом не повлияет на стремление Азербайджана любым путем освободить оккупированные земли // http://1news.az/ interview/ 20090216100056680.html
В случае войны в Карабахе коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ использоваться не будут // http://www.milaz.info/ru/news.php?id=2919
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа предложил Азербайджану вступить в военный блок, где присутствует Армения // http://news.bakililar.az/news_ bordyuja_xochet_ videt_ 22586.html
Создание единого военного контингента странучастниц ОДКБ не окажет серьезного влияния на безопасность Азербайджана // http://www.milaz.info/news.php?id=4226
Баяндурлу И. Останется только один вариант - принуждение к миру, если Армения сорвет переговоры // http://azembassy.msk.ru/
Смилян М. Москва защитила Карабах от агрессии Азербайджана // http://www.gzt.ru/topnews/politics/253229.html
Визит Бордюжи - это намек официальному Баку на август прошлого года// http://www.panorama.am/ ru/ politics/ 2009/11/25/hrayr-karapetyan2
Генсек ОДКБ не верит, что Азербайджан пойдет на силовое решение карабахского конфликта // http:// news. bakililar.az/news_gensek_odkb_ne_28077.html
Депутат Гудрат Гасангулиев: «Ради урегулирования нагорно-карабахского конфликта даже можно допустить размещение российской военной базы в Азербайджане» // http://informer.az/news/politics/261120092621.shtml
Предложение депутата о вступлении Азербайджана в ОДКБ воспринято неоднозначно // http://ru.apa.az/news_ Предложение_депутата_о_вступлении 148377.html
Гудрат Гасангулиев: «Даже если мы договоримся с Арменией, но этого не захочет Россия, конфликт не разрешится» // http://ru.apa.az/news_Гудрет_ Гасангулиев:_» Даже_ если 148264.html
Армянский эксперт: «ОДКБ стала бессмысленной и бесцельной структурой» // http://www.day.az/news/ armenia/ 183106.html
Рустамов Э. Российский военный эксперт: «ОДКБ не станет вмешиваться в случае начала войны в Карабахе» // http://1news.az/interview/20091215110139840.html
http://www.nv.am/ index.php?option=com_ content & view=article&id=2865:2009-12-17-09-52-45&catid= 12:2009-06- 09-11-59-24; http://karabakh-news.com/6215-sejran-oganyan-vsluchae- voennyx-dejstvij-protiv-armenii-odkb-obyazana-okazatnam- voennuyu-pomoshh.htm
Бабаев Р. ОДКБ никогда не осмелится идти против Баку http://www.vesti.az/news.php?id=26340
Таривердиева Э. Армении пора понять, что ОДКБ - не панацея от всех проблем с соседями // http:// ru.trend.az/ regions/scaucasus/armenia/1606920.html
Грайр Карапетян требует осудить российско-азербайджанский договор о военном сотрудничестве // http:// news.bakililar.az/news_armyan_bespokoit_interes_29402.html
Абдулрагимов Э. Посол: «Настало время урегулирования нагорно-карабахского конфликта» // http:// anspress. com/ index.php?a=3&lng=ru&pid=20066
Азербайджан направил ноту протеста странам-членам ОДКБ // http://www.gazeta.ru/ news/lenta/ 2010/01/15/n _ 1445084.shtml
KTMT Azarbaycan safirinin musahibasina munasibat bildirdi // http://www.milaz.info/news.php?id=8906
Заявление Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации // http://azembassy.msk.ru/
Внешняя политика Армении продолжает спать мирным сном, не замечая вокруг ничего // http:// armtoday. info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=20516
Россия придет на помощь Армении в случае войны с Азербайджаном - выводы из слов Бордюжи // http://news.bakililar.az/news_rossiya_pridet_na_31683.html
Меджидли М. Али Гасанов: «Азербайджан давно бы стал членом ОДКБ, если бы были гарантии» // http://www.vesti.az/news.php?id=31975
Каримов призвал ОДКБ к осторожности при вмешательстве в конфликты внутри стран Организации // http:// www.newskaz.ru/politics/20101210/984938.html
Темников Р. Лукашенко благодарит Азербайджан за поддержку Беларусив трудную минуту // http://www. newsazerbaijan.ru/politic/20110519/296013084.html
Батыев Б. Российский генерал выступил с угрозой в адрес Азербайджана // http://www.vesti.az/news.php?id=79505
Батыев Б. Посол России высказал свою позицию по поводу угроз российского генерала в адрес Азербайджана http://www.vesti.az/news.php?id=79624
Ниязов Н.С. Единой политики военной безопасности стран СНГ не существует // www.milaz.info
 Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Взаимоотношения Азербайджана и ОДКБ в 1994-2011 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия