В поисках «национальной» идеи. Рец.: Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917-1922 гг.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. 500 с. 300 экз
In Search of the "National" Idea. REVIEW: Nam I.V. National Minorities of Siberiaand Far East during the Historical Crisis (1917-1922). Tomsk: Tomsk University publishes, 2009. 500 p.pdf Не будет преувеличением сказать, что эту ра-боту ждали. Не сгущу краски заявлением, что онапоявилась именно тогда, когда ее ждали. «Нацио-нальный вопрос», обреченный на вечность в этни-чески гетерогенном государстве, приобретает ещебольшую остроту в распавшейся империи. Резковозросшая интенсивность миграционных процес-сов, формирование этнических групп в иноязыч-ном окружении, факты их неприятия и массовыеслучаи неизбежного в условиях политической иэкономической нестабильности девиантного этни-ческого поведения, крайним проявлением которо-го становится этнический экстремизм, необходи-мость воспитания национальной терпимости у на-селения делают своевременным и общественнозначимым исторический опыт конструированияполиэтничного сообщества, тем более в периодсоциальных потрясений.История этнических меньшинств, живущих запределами «своей» территории, долгое время бы-ла, по меткому выражению иркутского историкаБ.С. Шостаковича, «маргинальным приложением»к основному, «магистральному» направлению ис-тории. Эстафета традиционного изучения дорево-люционными исследователями исключительноаборигенного населения (в частности, Сибири), былаподхвачена советской исторической наукой, опреде-лившей в качестве приоритетного объекта исследо-вания «государствообразующие» этносы припрактически полном забвении других «состав-ляющих» населения того или иного администра-тивного образования.Постсоветская история открыла шлюзы дляизучения этнических групп, волею судеб оказав-шихся вдали от своего этнического «очага». Про-цесс «единства и борьбы» двух неизбежно пере-живаемых ими противоположных процессов - ин-корпорации в принимающий социум при непре-кращающихся попытках сохранения собственногоэтнического мироощущения - захватил научноесообщество. «Залповый выброс» исследований оразных этнических и конфессиональных группах,в целях самосохранения принимающих чужиеправила игры и одновременно громко заявляющихо наличии собственного «я», еще ждет анализаисториков науки.Сибирь не стала (да и не могла стать) исклю-чением. Веками формировавшееся политэтничноесообщество предоставило благодатную почву дляисследования путей и тенденций его образованияи принципов совместного бытия разных народов -носителей огромного многообразия культур и тра-диций. 2000-е гг. обогатили историческую наукусерьезными теоретическими концепциями сущно-сти и этапов развития диаспоры и значительныммассивом конкретных исторических исследова-ний, посвященных локальным этническим груп-пам в различные исторические периоды (как пра-вило, дореволюционный или постсоветский).Монография И.В. Нам выбивается из общегоряда. Впервые предпринята попытка комплексно-го исследования национальных меньшинств какобъектов этнической политики череды сменяю-щих друг друга правительств и одновременносубъектов движения за национальное самосохра-нение и право определения собственного правово-го статуса как национально-культурной общностина обширной территории от Урала до Тихогоокеана в один из сложнейших периодов россий-ской истории - революции и Гражданской войны.Автор занимается данной проблемой болеечетверти века. Материалы 123 фондов 16 архивови более 200 наименований газет, впервые введен-ные ею в научный оборот, позволили из рассеян-ных по разным хранилищам фрагментов воссоз-дать целостную картину поиска разнородным си-бирским обществом оптимальной концепции «на-циональной» жизни, предоставляющей возмож-ность всестороннего развития каждому этносу, впериод ожесточенной борьбы за власть. Не прида-вая «национальному вопросу» самостоятельнойценности, общероссийские партии тем не менеепрекрасно отдавали себе отчет в том, что без пред-ложений его решения на пике политической борь-бы - времени, когда каждая политическая сила по-лучает наилучшую возможность заявить о себе, -их программа действий будет неполноценной, анациональные меньшинства как потенциальныесоюзники - потеряны. Именно в условиях револю-ции и Гражданской войны, когда национально-персональная автономия стала важным элементомполитического сознания и программным положе-нием большинства политических партий и нацио-нальных движений в России, национальные мень-шинства получили шанс осуществления своихкультурно-автономистских притязанийЛейтмотив исследования автора - анализ исистематизация альтернативных большевикампрограмм различных политических сил по реали-зации права на культурно-национальное развитиенародов, оказавшихся в положении этническогоменьшинства. Провозгласив равенство всех наро-дов основой своей национальной политики, совет-ская власть в качестве «ответного жеста» потребо-вала от национальных сообществ безусловногопризнания ее патерналистской роли - разделенияими идеи тотального контроля советским государ-ством национальной жизни и примирения с рольюлишь объекта национальной политики, без праваголоса в решении собственной судьбы. Однакоэтнические сообщества «отеческой» заботе госу-дарства предпочли идею национально-культурной(национально-персональной) автономии, рассмат-ривавшей сам народ как правоспособное лицо ипредоставлявшей ему как субъекту национальнойполитики право на самоорганизацию и саморазви-тие. Анализируя суть идеи, разработанной авст-рийской социал-демократией и получившей даль-нейшую разработку в программах ряда партий,прежде всего социал-демократической партииБунд, И. В. Нам выделяет три главных ее признака:персонализм, т.е. принцип добровольной этниче-ской самоидентификации; экстерриториальность,позволяющую удовлетворить национальные инте-ресы, не нарушая территориальной целостностигосударств; признание национальных сообществколлективными субъектами права, единственноправомочными с точки зрения представительстванациональных интересов (С. 37). Именно НПА,идею которой отстаивали национальные органи-зации, была, по их мнению (и, как нам представ-ляется, не без оснований) лучшим способом обес-печения свободного национального развития лю-бого этноса вне зависимости от его численности итерритории проживания, поскольку статус носи-теля национальных прав предоставлялся нации, ане территории.Проблема изучения национально-персо-нальной автономии, впервые поставленная авто-ром монографии еще в начале 1980-х гг., получилапоистине революционное звучание. Обнаружен-ные ею и опубликованные в середине 1990-х гг.программные документы ряда партий, многие изкоторых вошли в рецензируемую монографию,дали начало новому направлению в историческойнауке - ретроспективному осмыслению нацио-нального вопроса в стратегии действий всей мно-гообразной палитры политических сил. Историче-ские изыскания и теоретические разработкиИ.В. Нам оказались востребованы государствен-ной властью при разработке Федерального закона«О национально-культурной автономии» (1996 г.).Опираясь на широкий массив источников, ав-тор реконструирует многоплановую картину «на-циональной» жизни на территории обширного ре-гиона, справедливо отмечая множественностьформ и интенсивность сибирского опыта нацие-строительства в условиях политической неста-бильности и экономической разрухи, глубоко ана-лизируя всю амплитуду мнений партий и движе-ний по национальному вопросу - от предоставле-ния самых широких прав этносам в определениисобственной «национальной» судьбы до в конеч-ном итоге возобладавшей политики национально-го нивелирования, на долгие годы свернувшей на-циональное движение и в значительной степенистеревшей национальную память. Автор шаг зашагом убедительно показывает процесс «проверкина прочность» национальным вопросом разныхполитических режимов: непримиримость больше-виков, наиболее радикальных в программных за-явлениях, но категорически отрицающих культур-но-нацио-нальную автономию как форму нацио-нального определения; деятельность сибирскихобластников по осуществлению НПА, метанияКолчака между идеологией «единства и недели-мости» и необходимостью сохранения демократи-ческого «лица» в этнической политике; уникаль-ность опыта национального строительства в Даль-невосточной республике, конституция которойвпервые в мировой практике предоставила нацио-нальным меньшинствам право на культурно-национальную автономию. Политика Министер-ства по национальным делам ДВР, определившегопрактическую реализацию культурно-нацио-нальной автономии в числе своих приоритетныхзадач, впервые получила детальный анализ в ре-цензируемой работе. В условиях Гражданскойвойны, японской интервенции и общей хозяйст-венной разрухи министерство, не имевшее анало-гов в истории, проводило совещания националь-ных меньшинств с участием представителей орга-нов национального самоуправления, создавалообластные национальные отделы, передавало в ихведение национальные школы, разрабатывалопроект закона о национально-культурной автоно-мии, который до замены руководства министерст-ва коммунистами - противниками концепцииНКА - имел все шансы на практическую реализа-цию (С. 388-396).В монографии И.В. Нам последовательно пока-заны все этапы эволюции этнического самосознаниянациональных меньшинств - от борьбы за сохране-ние этнической идентичности в условиях дисперс-ного расселения и отрыва от этнического «очага» доощущения самодостаточности в определении задачнационального самосохранения и способов их реше-ния, всплески этнической активности, закономерныедля периода революционных потрясений, надежды иразочарования, драматизм раскола по классовомупринципу, оттолкнувшего лидеров национальныхдвижений от советской власти.Я искренне порадовалась за автора, создавше-го серьезную, глубокую, научно обоснованную и вто же время захватывающе интересную работу.Порадовалась и за научное сообщество, которомупредстоит удовольствие ее прочтения, осмысленияи научного использования.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 325
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Кальмина Лилия Владимировна | Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) | доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник | kalminal@gmail.com |
Ссылки
Вы можете добавить статью