Эволюция внешней политики Королевства Нидерланды в рамках европеизма и атлантизма
Рассматривается эволюция голландской внешней политики после Второй мировой войны в рамках европеизма и атлантизма. Кратко даются определения трех основных черт внешней политики Нидерландов, охарактеризованные профессором Й. Ворхувом, известные как морской меркантилизм, нейтралистский абстенционизм и интернационалистский идеализм, являвшиеся приоритетными принципами до Второй мировой войны. В послевоенный период внешняя политика Нидерландов приобрела три новые константы в своем развитии, включающие в себя: 1) соблюдение трансатлантических интересов в рамках внешней политики и политики безопасности; 2) упор на надгосударственные структуры в рамках европейской интеграции; 3) традиционное преимущество экономической интеграции над политической.
Evolutionofthe Netherands foreign policy within europanism and atlanticism.pdf Знаменитый голландский ученый и политикЙ. Ворхув в своей книге о голландской внешнейполитике «Мир, Прибыль и Принципы» говорит офеномене «малых стран», подчеркивая, что невсегда только размер страны является выражениемее мощи и влияния на международной арене [1.С. 10]. Так, Королевство Нидерландов после Вто-рой мировой войны сыграло не последнюю роль вформировании европейской интеграции и транс-атлантического партнерства. В данной работе рас-сматривается эволюция голландской внешней по-литики в послевоенное время на примере истори-ческих и политологических исследований запад-ноевропейских и американских ученых. Обраще-ние к теме объясняется недостаточной ее изучен-ностью в России. Среди современной российскойлитературы можно выделить лишь некоторые тру-ды по этой тематике, одной из самых интересныхиз них, на наш взгляд, является монографияГ.А. Шатохиной-Мордвинцевой «История Гол-ландии» [2].Несмотря на то, что Нидерланды могут счи-таться «малой страной» на европейской арене сре-ди таких больших государств, как Германия,Франция или Великобритания, они со своей «Ла-бораторией Мира» [3. С. 4] в Гааге «являютсябольшим государством по сравнению с Мальтойили Люксембургом» [1. С. 10]. В 1958 г. А. Ван-денбосх отмечал, что в определенный момент Ни-дерланды, являясь малой страной по своим гео-графическим размерам, стали действовать каксреднее по мощи и силе влияния государство ивзяли на себя важную роль «великого посредника»[1. С. 4]. Это подтверждает М. Глен в своей рецен-зии на книгу А. Ванденбосха «Голландская внеш-няя политика с 1815 г.: Исследование политикималого государства», где говорит о том, что Ван-денбосх считал «необходимым одобрить действиявсех послевоенных правительств в Нидерландахкак «малого партнера» великого блока западныхгосударств», а «повторяющее отчасти историюнынешнее растворение независимости малойстраны» в их политике необходимо считать «оп-равданным и благодетельным» [4. C. 175]. Ярким€БЕпримером этого стало назначение вние принципу «нейтралитета» [6. С. 194]. Любойотрицательный маневр в отношениях, например, севропейскими державами, мог отразиться на мор-ской торговле, которая являлась одним из основ-ных составляющих голландской экономики. ПослеВторой мировой войны ситуация меняется, тради-ция нейтралистского абстенционизма утрачиваетсвое значение. В 1949 г. Нидерланды присоеди-няются к Североатлантическому альянсу и следу-ют принципам Pax Americana [6. С. 194]. Можемконстатировать, что в данном случае произошелпереход от Pax Britannica к Pax Americana. В то жевремя исследователи говорят о так называемой«отстраненности в зависимости» (aloofness in dependence),имея в виду, что Нидерландам, участ-вуя в западном блоке, где лидирующие позициизанимает одна держава, разрешено поддерживать«свой традиционный нейтралитет» в новых усло-виях, и нет необходимости развивать свою «амби-циозную внешнюю политику» [6. С. 194]. Послед-ней чертой голландской внешней политики явля-ется «интернационалистский идеализм», которыйберет свое начало в кальвинизме и характеризует-ся «определенной наивностью и неопытностью вмировой политике, склонностью к урегулирова-нию международных вопросов при помощи зако-нодательных актов, верой в международные со-глашения, отражением морали в области внешнейполитики и интересом в надгосударственныеструктуры как возможность решения междуна-родных проблем» [7. С. 102-103].Как отмечают авторы, вышеназванные подхо-ды четко прослеживались до оккупации Нидер-ландов немецкими войсками в 1940-1945 гг. [7.С. 102-103], после этого ситуация меняется. Вовнешней политике начинают четко прослеживать-ся три ключевые константы, по которым идет ееразвитие после Второй мировой войны: 1) соблю-дение трансатлантических интересов в рамкахвнешней политики и политики безопасности;2) упор на надгосударственные структуры в рам-ках европейской интеграции; 3) традиционныйприоритет экономической интеграции над поли-тической [7. С. 96].Голландская приверженность атлантизму объ-ясняется: во-первых, содействием ‰дєяСША впадноевропейских держав вне НАТО будет пре-дотвращено, а сотрудничество в рамках Североат-лантического альянса станет лишь еще одной при-чиной для укрепления связи между европейскимидержавами и США [8. С. 109].Еще одним ярким примером голландскойвнешней политики в рамках атлантистского под-хода служит участие Нидерландов в 1990-1991 гг.в операции «Буря в пустыне». В это же время намеждународной арене происходят другие немало-важные события, которые заставляют учитыватьбыстроменяющуюся реальность. На повестку днявыходят новые вызовы, но самым актуальным яв-ляется вопрос о политическом будущем Европы.Европейский, как и атлантический, настрой вголландской внешней политике на протяжениивсего послевоенного периода не терял своей акту-альности. Как было отмечено выше, начиная с1950-х гг. Нидерланды активно участвуют в учре-ждении единых европейских институтов, несмот-ря на некоторые колебания на начальном этапе иотказ в формировании надгосударственных орга-нов. Хотя впоследствии развитие и реализацияфункций и деятельности в европейских структу-рах на надгосударственном уровне станут однимииз ключевых во внешней политике Нидерландов.В первую очередь это касалось несогласия с тем,чтобы доминировала одна или несколько «боль-ших» держав» (прежде всего, речь идет о Франциии Германии), также подчеркивалась важностьтрансатлантического сотрудничества в рамкахобщей внешней политики и политики безопасно-сти. Первоначально данный факт отразился впредложении Нидерландов усилить надгосударст-венные органы Европейского сообщества: Комис-сию и Европейский парламент [1. С. 199]. В нача-ле 1960-х гг. еще одним камнем преткновения врамках надгосударственного характера в европей-ских структурах стал план Фуше, по которомунадгосударственный элемент в Европейских со-обществах должен быть ослаблен, а организация,которая встанет во главе ЕС, должна носить статусмежгосударственной [9. С. 199]. Для Нидерлан-дов, как для малого государства, это означало уси-ление роли «больших государств» - Германии иФранции, что противоречило атлантическим инте-ресам Голландии, а также угрожало внутреннимполитическим и экономическим институтам Ни-дерландов. В этом смысле Й. Ворхув по отноше-нию к европейскому направлению учитывает важ-ность «создания большой Европы как зоны сво-бодной торговли, имеющей тесные связи с Соеди-ненными Штатами, находящейся под управлениемнадгосударственных и демократических органов»[1. С. 289]. Но уже 1979 г. отмечен «голландскойпобедой», так как было принято решение о пря-мых выборах в Европейский парламент, чего такяростно добивались голландцы. Действия именнотакого надгосударственного органа, как Европей-ский парламент, могли уравнять шансы в продви-жении и реализации своих интересов таких «ма-лых стран», как Нидерланды. Современный гол-ландский ученый М. ван Келен подчеркивает, чтов настоящее время существует неоднозначная точ-ка зрения приверженности Нидерландов федера-лизму или надгосударственности в вопросах евро-пейской интеграции. Отмечая согласие одних по-литиков в том, что «Европейское сообщество яв-ляется надгосударственной структурой, и все ини-циативы по усилению его наднационального ха-рактера должны быть поддержаны, и предпринятывсе попытки сдержать переход к межгосударст-венному» [7. С. 97], ван Келен обращает вниманиена точку зрения других. Они полагают, что дляНидерландов «в будущем Европейская интеграциядолжна стать федерацией своих членов» [7. С. 97].Такую же дискуссионность приобретает и вопросо третьей константе во внешней политике Нидер-ландов.Среди западноевропейских исследователей досих пор нет единого мнения о том, какие направ-ления в европейской политике были приоритет-ными. Андевег Р. и Ирвин Г. считают, что транс-атлантическое партнерство стояло на первом мес-те [6. С. 200]. Другие авторы подчеркивают, чтовопрос интеграции, прежде всего, основан на эко-номических интересах Нидерландовлитического союза с включением больше надгосу-дарственных органов, но потерпели поражение.Попытка Нидерландов «интегрировать общуювнешнюю и политику безопасности в институцио-нальные рамки будущего Европейского союза» спервого взгляда может показаться как «основноеизменение» в европейских подходах голландскойвнешней политики. Но при более детальном рас-смотрении можно констатировать, что «созданиеЕвропейского союза предоставило уникальнуювозможность объединить европейские внешнеэко-номические отношения и европейское политиче-ское сотрудничество. Это могло бы стать причи-ной для создания единой структуры вместо двух.Более того, голландская поддержка восстановле-ния Западно-Европейского союза, который вклю-чал бы функции обороны в ЕС и участие в форми-ровании европейской составляющей безопасностии обороны, относится больше к устранению совет-ской угрозы, которая бы изменила всю европей-скую обстановку безопасности» [10. С. 129].Таким образом, на протяжении всего послево-енного периода Нидерланды, были хоть и «малойдержавой» по определению, являлись значитель-ным актором в европейской интеграции и транс-атлантическом партнерстве. Но только не всегдаголландская «самостоятельность» и так называе-мая отстраненность в зависимости от других страниграли на руку самим Нидерландам.
Ключевые слова
внешняя политика Нидерландов,
европеизм,
атлантизм,
the Netherlands foreign policy,
Europeanism,
AntlanticismАвторы
| Смоленчук Ольга Юрьевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | соискатель кафедры мировой политики | smolenchuk@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Voorhoeve J.J.C. Peace, profits and principles: a study of Dutch foreign policy. The Hague, 1979.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. История Нидерландов. М., 2007.
Vandenbosch A. Dutch Foreign Policy since 1815: A Study in Small Power Politics. The Hague, M. Nijhoff, 1959.
Глен М. Историческая наука за рубежом. Обзоры и рецензии. Э. Ванденбос. Голландская внешняя политика с 1815 г. Исследование политики малого государства // Вопросы истории. 1962. № 2.
Harryvan A., van der Harst J., Wiberg H. Dutch Regime Values and Their Basic Sources // Mouritzen H., W.ver O.,Wiberg H. European Integration and National Adaptations: a theoretical inquiry. New York, 1996.
Andeweg R.B., Irwin G.A. Governance and Politics of the Netherlands (Comparative Government and Politics). New York, 2002.
Van Keulen M. Going Europe or Going Dutch. How the Dutch Government shapes European Union Policy. Amsterdam, 2006.
Van Staden A. The changing role of the Netherlands in the Atlantic Alliance // West European Politics. 1989, Vol. 12, Issue 1. URL: http://dx.doi.org/10.1080/01402388908424725, свободный.
Hellema D.A. Dutch Foreign Politics. The role of the Netherlands in World Politics. Dordrecht, 2009.
Coolsaet R., Soentendorp B. Belgium and the Netherlands// Manners I., Whitman R. The foreign policy of European Union member states. Manchester, 2000.