The language policy of China in Xinjiang and its role in the Chinese-uyghur Conflict.pdf Со времен образования КНР в северо-западных регионах Китая, прежде всего в такихкак Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский(СУАР) и Тибетский автономные районы, доста-точно остро стоит национальный вопрос. В этихрегионах традиционно проживают национальныеменьшинства, ранее имевшие достаточно слабыеконтакты с ханьцами, весьма различные по этни-ческому происхождению, относящиеся к разнымрелигиозным конфессиям и говорящие на различ-ных языках. На современном этапе в рамках мно-гонационального государства, коим сейчас явля-ется Китай, любые этнические группы (будь томалочисленные народы или титульная нация) на-деляются равными правами: правом на собствен-ную историю и культуру, правом на свободу веро-исповедания и другими правами.Следует сразу же отметить, что в КНР в ее со-временной истории эти права в основном неущемлялись сколько-нибудь серьезным образом.Исповедуя идеологию атеизма, китайское руково-дство, как правило, не навязывало малым народамкакие-либо религии. Для государств, где наиболеераспространенной религией является буддизм,закрепление его в качестве религии официальнойвообще не свойственно. Также не отмечалось заэтот период масштабных преследований на на-циональной почве. Однако в других областяхкультуры отношения китайцев и соседних народовскладывались не всегда гладко.Лишь в 50-х гг. XX в. к территории Китая былиприсоединены Тибет и Восточный Туркестан (нынеСиньцзян). Как тибетцы, так и тюркские народыСиньцзяна, в основном уйгуры, имеют древнюю ис-торию и богатые культурные традиции. Уйгуры яв-ляются преемниками тохарской цивилизации, суще-ствовавшей на этих территориях более 2000 лет на-зад. Естественно, что при новых порядках, в услови-ях коммунистической диктатуры маоистов все онистолкнулись с необходимостью мириться с этой но-вой идеологией. В связи с низким уровнем индуст-риализации КНР в первые десятилетия ее существо-вания и неразвитостью коммуникаций западные на-циональные автономии долгое время не ощущали насебе культурного давления со стороны ханьского эт-носа. Но ситуация изменилась с принятием курса наэкономическое развитие этих регионов и началоммассовых переселений туда китайцев из восточныхрайонов в 1980-х гг. [1]. В это время жители нацио-нальных автономий на западе страны стали посте-пенно ощущать на себе активное влияние китайскойкультуры. Оно, помимо прочего, состояло в том, чтоместные языки стали вытесняться китайским.Существует печальная закономерность, сос-тоящая в том, в процессе международной интегра-ции количество языков в мире неумолимо сокра-щается. В первую очередь это касается не являю-щихся официальными ни в одной стране мираязыков малочисленных народов, не имеющих соб-ственной государственности. В условиях постоян-ного научно-технического совершенствования иинтенсификации экономических контактов междугосударствами практическая функция языка каксредства общения начинает значительно преобла-дать над его культурной функцией. Вследствиеэтого языки мира, имеющие наибольшее числоносителей, одним из которых является китайский,получают еще большее распространение и приоб-ретают еще большую популярность, в то времякак языки, мало распространенные, слабо приспо-собленные для международного общения, забы-ваются и исчезают. Это вполне естественный про-цесс. И для Китая эта проблема особенно актуаль-на. По подсчетам исследователей из КНР, в странена грани исчезновения находятся более 130 язы-ков [2]. Некоторые западные ученые вовсе указы-вают на цифру около 200 [3].В основе этнополитических конфликтов в за-падном Китае лежит, прежде всего, вопрос неза-висимости этих территорий. И острее всего этапроблема стоит в Синьцзян-Уйгурском автоном-ном районе. Идеи независимости Синьцзяна, ко-торый был присоединен к Китаю фактически на-сильственным путем, где на протяжении первойполовины XX в. не раз вспыхивали восстания, ак-тивно пропагандируются отдельными группамилиц и политическими деятелями как в самом Ки-тае, так и за рубежом (преимущественно в ислам-ских государствах) [4]. Конфликт уйгуров и ки-тайцев принял открытый характер в середине1990-х гг., затем, после десятилетнего затишья,вновь обострился в конце первого десятилетияXXI в. При этом нередко противостояние прини-мает экстремальные формы. От акций протестаместное население несколько раз переходило какциям гражданского неповиновения и организа-ции терактов. Это впоследствии обусловило необ-ходимость тщательного исследования явления уй-гурского сепаратизма, и на эту тему появилосьмножество научных трудов, преимущественно зарубежом [5]. Руководство КНР, естественно, осоз-нает опасность такого положения и принимаетразличные меры с целью предотвращения кризи-сов. Прежде всего, усилия направляются на эко-номическое развитие региона с целью создать внем такие условия жизни, при которых у населе-ния не было бы причин желать дестабилизации.Стремясь осуществить это в кратчайшие сроки,руководство КНР, не тратя времени на подготовкуквалифицированных специалистов в самом регио-не, направляет их в Синьцзян из других провин-ций. Этот шаг многие воспринимают как попыткуэтнической ассимиляции местного населения.Но для ассимиляции всегда необходимо некото-рое культурное взаимопонимание между народами.На деле уйгуры и этнические китайцы живут весьмаизолированно друг от друга. Кроме того, общениемежду представителями уйгурского и ханьского эт-носа сильно затруднено. Китайцы, прибывающие свостока, на уйгурском языке не говорят, а для обще-ния между собой выходцы из разных регионов, гдераспространены диалекты, сильно различающиесяфонетически и лексически, вплоть до полного непо-нимания между их носителями, естественным обра-зом избирают официальный разговорный язык пу-тунхуа, что в дословном переводе означает обще-употребительный язык. Идея его популяризации натерритории всей страны в КНР закреплена консти-туционно. С целью облегчения общения между ки-тайцами по всей стране в КНР и была принята про-грамма по распространению путунхуа. Этот говор,созданный на основе мандаринского диалекта, явля-ется единственным, на котором ведут свое вещаниеСМИ, на нем осуществляется обучение в школах.Местное уйгурское население преимущественновладеет только своим, специфичным для северо-запада Китая диалектом китайского языка. Такимобразом, местное население, для которого китайскийязык и так является неродным, вынуждено фактиче-ски осваивать его заново. Это дополнительно спо-собствует отторжению китайского языка уйгурами.Далее, ставя своей задачей облегчение научно-го общения для дальнейшего развития пригранич-ных районов, руководство страны разрабатываетплан реформы образования в районах проживаниянациональных меньшинств. Одним из результатовэтого является то, что начальное образование, кпримеру, в Синьцзяне осуществляется раздельнодля лиц, говорящих на различных языках. То естьпредставители малых народов имеют возможностьполучить его на родном языке, а уже затем начи-нать углубленно изучать китайский язык как сред-ство межнационального общения. Эта системаподробно описывается в трудах некоторых китай-ских специалистов в области лингвистической пе-дагогики и внешне выглядит довольно продуман-ной [6]. Однако на деле она имеет серьезные не-достатки, в частности, не учитывает высокуюсложность изучения двух языков с различнымиписьменными системами для учащихся среднейшколы. Что же касается высшего образования, тооно во всех вузах страны осуществляться с опре-деленного времени только на китайском языке. ВСиньцзяне это привело к резкому сокращениюпредставителей коренных народов, обучающихсяв университетах (до 2004 г. преподавание велосьна двух языках, теперь же даже преподавание уй-гурской литературы иногда ведется на китайском).Этот фактор представляется более серьезным длявозникновения недовольства среди коренного на-селения. Вывод национального языка из сферывысшего образования и, как следствие, из научнойсферы вовсе ведет к тому, что языки нацмень-шинств перестают развиваться. Они теряют спо-собность вырабатывать неологизмы и новыеграмматические конструкции, из-за чего все болееудобным для использования во всех сферах жизнистановится государственный язык [7]. Ситуацияусугубляется сама собой. И в последнее время вСиньцзяне со стороны коренного населения всечаще звучат заявления о том, что правительствопытается уничтожить уйгурский язык [8].Многие западные исследователи при анализекультурной составляющей конфликта в Синьцзянеобращают свое внимание именно на лингвистиче-ский фактор. В последние годы появилось доста-точное количество работ, освещающих роль язы-ковой политики КНР в усугублении культурныхпротиворечий между китайцами и уйгурами [7].Действительно, факты говорят о том, что причи-ной этого не является запрет исламской пропове-ди, разрушение исторических памятников, запретна ношение национальной одежды или навязыва-ние пищевого рациона, неприемлемого для му-сульманского народа. Главным фактором куль-турного давления в данный момент является су-жение руководством страны сферы для использо-вания национального языка представителями ма-лых народов, которое принимает действительноугрожающие масштабы. При этом нельзя сказатьопределенно, осуществляют ли китайские лидерыосознанный лингвицид, или, пытаясь способство-вать развитию культуры малых народов, неожи-данно создают для себя побочную проблему. Такили иначе, при анализе синьцзянского конфликтас точки зрения культуры следует непременно об-ращать внимание на такой вопрос, как политикагосударства в отношении языка, в том числе язы-ков малочисленных народов.Ситуация, сложившаяся в настоящее время вКНР не является исключительной. Процесс посте-пенного исчезновения национальных языков вкрупных странах, как уже отмечалось выше, носитестественный характер. Практически в любоммногонациональном государстве можно наблю-дать сходный процесс. В Российской Федерациитак же, как и в КНР, языки национальных мень-шинств имеют крайне узкую сферу употребления.Среди самих представителей определенных на-циональностей, согласно статистике, появляетсявсе больше людей, не владеющих языком своегонарода, что приводит к исчезновению этих языков.Это касается, прежде всего, народов, численностькоторых особенно мала. Однако при этом далеконе всегда этот процесс ведет к открытому выра-жению протеста представителями различных эт-нических групп. Здесь, конечно же, играет своюроль уровень культурного самосознания народа. Иесли мы говорим о коренном населении Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, то уровеньего культурного самосознания очень высок, чтоопределяется преимущественно историческимфактором.Все это, естественно, понимают и руководите-ли КНР. Но при этом они продолжают реализовы-вать свой курс в области языковой политики. За-дачей любого многонационального государстваявляется обеспечение равноправия для всех про-живающих на его территории народов. Одним изнеотъемлемых прав этих народов является правона сохранение своей национальной культуры, втом числе и национального языка. И, с одной сто-роны, государство обязано этому способствовать.Власти КНР в последние десятилетия действи-тельно предпринимали шаги в этом направлении[9]. Но, с другой стороны, критически важным длялюбого многонационального государства являетсявопрос о сохранении своей территориальной цело-стности и национального единства (особенно дан-ная проблема обострилась в последние годы). Инельзя отрицать тот факт, что наличие единогогосударственного языка является одним из ре-шающих факторов в этом вопросе. Любое много-национальное государство, проводя политикупопуляризации официального языка, пытаетсясоздать такие условия, при которых, во-первых,все его население способно было бы свободнообщаться между собой; во-вторых, на всей тер-ритории страны создавалось бы некое единоекультурное пространство, которое являлось бынаднациональным фактором мирного сосущест-вования народов. Все это в действительности на-правлено на осуществление такой прагматичнойцели, как сохранение территориальной целостно-сти. И в случае с КНР нет оснований считать, чторуководство страны, насаждая столь настойчивокитайский язык в районах национальной автоно-мии, всего лишь реализует популярную сегодняидею лингвистического империализма. На самомделе китайские лидеры находятся в поиске ком-промисса, притом весьма сложного и труднодос-тижимого. Это компромисс между необходимо-стью обеспечения целостности государства и со-хранением национальной культуры малых наро-дов [10]. Необходимость поиска такого компро-мисса встает сегодня в любом государстве, объе-динившем народы с различной культурой и исто-рической судьбой. В КНР к настоящему моментудостичь его, к сожалению, пока не удалось. Од-нако данная проблема не является неразрешимой,и в ближайшем будущем выход, возможно, будетнайден.
Бондаренко А.В. Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая в начале XXI века. М., 2010.
Hongkai Sun. Research on the endangered languages of China // New developments in Chinese linguistics. Hong Kong, 1999. P. 3-17.
Bradley David. Language policy and language endangerment in China // International Journal of the Sociology of Language. 173 (2005). P. 1-21.
Сыроежкин К.Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. Алматы, 2003.
Millward James. Violent Separatism in Xinjiang: A Critical Assessment. Washington, 2004.
Rong Ma. Bilingual Education for China's Ethnic Minorities // Chinese Education and Society. 2007. Vol. 40, №. 2. P. 9-25.
7. Dwyer Arienne M. The Xinjiang Conflict: Uyghur Identity, Language Policy and Political Discourse. Washington, 2005.
Uyghur Language Under Attack: The Myth of "Bilingual" Education in the People's Republic of China. Uyghur Human Rights Project, 2007.
Xing Huang. Minority language planning of China in relation to use and development. Beijing, 2003.
Yuxiang Wang, Phillion Joann. Minority language policy and practice in China: the need of multicultural education // International Journal of Multicultural Education. 2009. Vol. 11, № 1.