Рец.: Соловенко И.С. «Рельсовые войны» в России в 1998 году. Монография / И.С. Соловнеко; Юргинский технологический институт. Томск: Изд-во Томского политехнического университете. Томск, А, 2011. 209 с
Review: Solovenko I.S. «Rail's wars» in Russia in 1998. Monograph / I.S/ Solovenko; Iurginskytechnology institute. Tomsk: Tomsk technology institute publishing. Tomsk, 2011. 209 s.pdf Новым явлением в жизни российского обще-ства конца 1980-х - 1990-е гг. стали массовые ак-ции протеста. Серьёзный импульс протестным на-строениям в то время придало рабочее движение.Зародившись в 1989 г. в шахтёрском Кузбассе, онов сравнительно короткий срок охватило трудовыеколлективы других регионов, различных отраслейпромышленности, выдвинуло своих лидеров, вы-работало свои специфические формы и методыборьбы и громко заявило о себе в стране. В период1989-1998 гг. горняки являлись безусловными ли-дерами протестного движения трудящихся всейстраны. Особую поддержку со стороны обществашахтёрское движение стало ощущать в годыборьбы с результатами «шоковой терапии». Зако-номерно, что с середины 1990-х гг. их политиче-ские лозунги активно поддержали представителиинтеллигенции и пенсионеры. Кульминацией про-тестного движения трудящихся и пенсионеров, еговысшей формой явились «рельсовые войны»1998 г., когда по всей стране прокатилась волнаблокад важнейших железнодорожных путей.В силу своей новизны, политической, соци-ально-экономической и другой значимости проте-стное движение вызвало интерес исследователей,получило освещение в ряде общероссийских и ре-гиональных публикаций. Но ни в одной из нихспециально не рассматривались «рельсовые вой-ны» как радикальная форма протеста. Впервыетакую попытку предпринимает доцент, кандидатисторических наук И. С. Соловенко в своей моно-графии «"Рельсовые войны" в России в 1998 го-ду». Новизна монографии определяется объектоми предметом её изучения («рельсовые войны» какрадикальная форма отстаивания экономическихправ и интересов), территориальными рамками,которые охватывают всю Российскую Федерацию,а также постановкой и освещением малоизучен-ных или неизученных проблем протестного дви-жения, таких, например, как участие пенсионеровв протестном движении, влияние «рельсовыхвойн» на процесс трансформации различных сто-рон российского общества, эволюция требований итактики забастовщиков, критический подход к вы-водам предшествующих исследователей. Научнаяработа состоит из введения, четырёх глав и заклю-чения. Во вводной части автор убедительно и ар-гументированно показывает научную актуаль-ность и современную практическую значимостьизбранной темы, анализирует общероссийские ирегиональные публикации по истории протестногодвижения, даёт им объективную оценку, пред-ставляет и характеризует источниковую и методо-логическую базу исследования, определяет егоцель и решаемые задачи в ходе её достижения,чётко указывается объект и предмет изучения.«Рельсовые войны» 1998 г. не были случай-ным явлением в жизни российского общества. Содной стороны, они были порождены наследиемсоветской системы, прежде всего, её затратнойэкономической деятельностью, с другой - соци-ально-экономическим и политическим кризисом1998 г. Вполне логично то, что первая глава моно-графии посвящена рассмотрению как самих кри-зисных явлений, так и их негативных последствий.Банкротство, кризис неплатежей и другие острыепроблемы экономического характера, возникшиепосле начала «шоковой терапии» в 1992 г. и уси-лившиеся под влиянием дефолта 1998 г., нашлиотражение в первом разделе данной главы. Здесьже И.С. Соловенко обстоятельно рассматриваетпроблемы реструктуризации угольных предпри-ятий. Как и большинство других авторов, он при-знаёт её излишнюю форсированность, что отрази-лось в многочисленных ошибках и просчётах. Нов отличие от них, И.С. Соловенко комплексно по-казывает негативные последствия реструктуриза-ции, повлекшей закрытие угольных предприятий,безработицу, возникновение депрессивных горо-дов и районов. Логичным является второй разделглавы, посвящённый анализу проблем в социаль-ной сфере. В центре внимания автора оказалисьтакие проблемы этой сферы, как длительная за-держка заработной платы горнякам, которая, какустановил исследователь, составляла от 10 до 27месяцев, безработица, рост инфляции, уменьше-ние реальных доходов населения, сокращениепродолжительности его жизни. Особо выделяетсяи рассматривается проблема переселения горняковиз северных регионов страны, где угольные пред-приятия являлись убыточными и, соответственно,без государственной дотации не могли функцио-нировать, в центральные регионы страны, где онидолжны были получить квартиры и новую работу.Однако на основании проведённого исследованияавтор приходит к выводу, что проблема переселе-ния и другие социально-экономические вопросыПравительством и Президентом РФ практическине решались, а если и решались, то в основномэпизодически, а больше вообще декларативно, т. е.принятием различного рода решений, постановле-ний, которые, как правило, не выполнялись. Разу-меется, это вызывало недовольство горняков, по-рождало различного рода «мирные» протесты, нокогда они поняли, что власть и на них никак нереагирует, тогда они пошли на крайние меры истали перекрывать шоссейные и железные дороги.«Рельсовые войны» 1998 г. И.С. Соловенкосчитает апогеем не только социально-эконо-мического, но и политического кризиса, одним изего важнейших показателей. Однако прежде чемсделать такой вывод, автор обстоятельно рассмат-ривает и характеризует общественно-поли-тическую обстановку, особенно в угольных её ре-гионах, где она отличалась особой остротой, со-провождалась действием и противодействием раз-личных политических сил, партий, профсоюзов.Пристальное внимание в монографии отводитсяизучению и освещению реакции Правительства,Президента РФ на шахтёрские волнения и высту-пления. По мнению автора, она была крайне мед-ленной и малоэффективной, в целом, отражаласлабость федеральной власти. Свои рассуждения ивыводы автор подкрепляет конкретным историче-ским материалом, документами, содержащимися вприложении к монографии, результатами социо-логических опросов, из которых следует, что по-давляющее большинство опрошенных винило ввозникшей кризисной ситуации Президента иПравительство РФ. И. С. Соловенко, в отличие отдругих исследователей, не перекладывает всю от-ветственность за кризисную ситуацию на феде-ральную исполнительную власть, а видит и назы-вает другие причины её возникновения и разви-тия - низкая эффективность менеджмента местнойисполнительной власти и директорского корпуса,слабая и противоречивая законодательная база,отсутствие должной правовой культуры населе-ния, противодействие международных экономи-ческих организаций и др. Но, к сожалению, всеэти причины и факторы сдерживания, действо-вавшие на региональном и местном уровнях,представлены автором в общем плане, без долж-ной конкретизации.Наибольший интерес вызывают вторая и тре-тья главы работы, посвящённые непосредственно«рельсовым войнам» и их участникам. Впервыеавтор предпринял попытку рассмотреть социаль-ный, профессиональный, а частично националь-ный и гендерный состав пикетчиков, определить иобъяснить, кто среди них наиболее активно, по-следовательно и стойко отстаивал свои права иинтересы всех бастующих. Особо высоко и ува-жительно в монографии оценивается протестноеповедение пенсионеров, ветеранов труда, которыес рельсов уходили в числе последних. Всероссий-ская акция протеста, по мнению автора, приобреланародный характер, отличалась разнообразиемсвоего возрастного, социального и профессио-нального состава участников. Но в этом он видиткак силу, так и её слабость, поскольку все участ-ники имели общую цель, но существенно расхо-дились во взглядах на формы и методы её дости-жения. Более того, забастовщики понимали, чтоони не добьются конечных результатов без поли-тических союзников. Поэтому проблема поискасоюзников выделена автором в отдельный разделвторой главы, где рассматриваются различные оп-позиционные общественно-политические органи-зации и силы, включая такие влиятельные, как Не-зависимый профсоюз горняков, Росуглепрофсоюз,Федерация независимых профсоюзов России и др.,показывает процесс их взаимодействия с бастую-щими горняками, машиностроителями, врачами,учителями и т. д. При этом автор делает обоснован-ный вывод о том, что в 1998 г. профсоюзы уже невыражали политические интересы трудящихся, апревратились в традиционные тред-юнионы[С. 73], они не смогли сохранить лидерство в про-тестном движении. Аналогичная оценка участия впротестном движении даётся компартии РФ.Большую смысловую нагрузку несёт третьяглава монографии, посвящённая стратегии и так-тике «рельсовых войн», освещению эволюции итребований бастующих, раскрытию форм и мето-дов борьбы пикетчиков, начиная от самых мирныхи цивилизованных до крайних, экстремистских.Исследователь не только вскрывает, иллюстрируетразличные эпизоды, формы «рельсовых войн», но ипытается их обобщить, проследить динамику борь-бы, выявить и охарактеризовать её этапы, регио-нальные особенности. Однако содержание моно-графии значительно могло выиграть, если бы авторграфически отразил динамику «рельсовых войн»,представил карту России, с обозначением городов ирабочих посёлков, где были такие войны.Разумеется, «рельсовые войны» несли эле-менты непредвиденности, непредсказуемости иони не могли не представлять опасность для пас-сажиров. Проблема обеспечения железнодорож-ных перевозок стала одной из важных общерос-сийских и региональных проблем и неслучайноона нашла отражение в специальном разделе мо-нографии. Автор вскрывает всю сложность иопасность ситуации, возникшей на железнодо-рожном транспорте, показывает и анализируетмеры, предпринятые как со стороны властныхструктур, так и пикетчиков, и устанавливает, чтоза время всероссийских «рельсовых войн» в 1998году каких-либо серьёзных инцидентов на желез-ной дороге не наблюдалось.«Рельсовые войны» в России в 1998 г. осуще-ствлялись в условиях продолжающейся либераль-ной трансформации российского общества. По-этому автору важно было определить их роль иместо в трансформационных процессах, показатьотношение к ним в обществе. Разработке и осве-щению этих проблем И. С. Соловенко посвятилчетвёртую главу своей научной работы. Специфи-ка главы заключается в том, что она построена восновном на опубликованных источниках, такихкак материалы периодической печати и данныесоциологических опросов, хотя мало содержитссылок на архивные документы. Однако это непомешало автору решить поставленные задачи. Спомощью периодической печати, данных соцоп-росов автор исследовал и осветил некоторые ма-лоисследованные вопросы протестного движения,в том числе такую важную проблему, какой явля-ется проблема отношения в обществе к «рельсо-вым войнам». Историку удалось проследить эво-люцию этих отношений, которые начинались споддержки бастующих различными слоями рос-сийского общества в различных моральных и ма-териальных формах, а затем стали приобретатькритический характер. Автор вскрывает причины,повлекшие изменения в обществе к пикетчикам,называя такие весомые, как осложнение экономи-ческих проблем бастующих регионов, отсутствиереальных результатов борьбы с Правительством иПрезидентом РФ. Но формирование негативногонастроя в обществе к «рельсовым войнам» не оз-начало их прекращения. Для этого надо было най-ти компромисс, решить целый комплекс проблемморально-психологического, производственно-технического и другого характера. Особая роль врешении проблем принадлежала хозяйственнымруководителям, которые несли прямую ответст-венность за работу угольных предприятий. В этойсвязи автор исследует деятельность директорскогокорпуса по нормализации ситуации, сравнивает еёс периодом забастовочного движения, выявляетновизну подходов, которая проявилась в кадровыхпеременах, оперативном решении социально-экономических проблем, адаптации к требованиями условиям рыночной экономики. Перемены кос-нулись и деятельности общественно-политическихорганизаций, которые также рассматриваются вданной главе. Одной из важнейших перемен, ав-тор считает, переход от поддержки пикетчиков кпризывам прекратить блокаду железных дорог.Это требование выдвигали как профсоюзы, так икоммунисты и исследователь считает его вполнеобоснованным и необходимым, так как оно утра-чивало свою перспективу.Четвертая глава монографии завершается подве-дением итогов и выявлением последствий «рельсо-вых войн». Всё это представлено в отдельном разде-ле. В нём автор дает оценку радикальной формыпротеста, вскрывает причины её провала, определяетместо и роль в протестном движении. И.С. Соловен-ко не идеализирует «рельсовые войны», а видит вних как негативные, так и позитивные последствия.Одной из таких негативных и опасных сторон онсчитает наличие в них признаков гражданской вой-ны, экономические потери регионов и страны в це-лом. В качестве позитивных последствий называют-ся такие, как открытое обсуждение острых проблемроссийского общества, коррекция курса реформ винтересах большинства населения и др. К сожале-нию, как в данном разделе, так и в заключении мо-нографии автор не обозначил те уроки, которыедолжны извлечь власть, общество, трудовые коллек-тивы из «рельсовых войн», чтобы в дальнейшим онине повторялись. Содержание монографии могло вы-играть, если бы автор шире использовал архивныеисточники угольных предприятий, чаще приводилимена участников тех драматических событий оте-чественной истории.В целом монография является интересной исодержательной работой, которая существеннообогащает историографию протестного движениясовременной России. Данная публикация можетбыть использована в учебном процессе и в науч-ных исследованиях.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 316
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Першиков Анатолий Николаевич | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и регионоведения | vpz@gmail.ru |
Ссылки
Вы можете добавить статью