Исследуется принятие политических решений в молодежной политике города Томска на примере Молодежного совета, избранного в 2010 году. Основное внимание уделяется участию этой организации в обсуждении и принятии властных решений по вопросам молодежной политики Томска и Томской области. Исследование базируется на документах федерального, областного и местного значения о молодежной политике, помогающих выявить целесообразность молодежных политических организаций, в частности Молодежного совета города Томска (МСГТ).
Youth council of Tomsk in a city's youth policy.pdf На сегодняшний день исследование темы принятия политических решений, её теоретическое и прикладное применение становятся актуальными. В рамках данной статьи процесс принятия политических решений будет рассмотрен сквозь призму молодежной политики, а именно, на примере деятельности Молодежного совета города Томска (МСГТ). Безусловно, актуальность темы также связана с тем, что политика должна быть более рациональна и последовательна, а в связи с этим важно, чтобы политическая грамотность была приоритетной задачей для людей, занимающихся и реализующих молодежную политику. Наиболее значимыми в теории принятия политического решения являются труды зарубежных политологов: Г. Лассуэлла, И. Яниса, Ч. Линдблома. Современные российские исследователи А.А. Дегтярев, А.И. Соловьев, С.С. Сулакшин также уделяют внимание изучению данной темы. В свою очередь, труды Г. Саймона, Д. Марча и М. Крозье положили начало разработке основных теорий принятия управленческих решений. Невозможно оставить без внимания российских авторов, занимающихся исследуемой темой в области молодежной политики. Это О.А. Рожнов, В.А. Луков, А.А. Зеленин, И.В. Кирдяшкин. Рассмотрим ключевые понятия, используемые в данной работе. Для анализа категории принятия политических решений обратимся к мысли В.В. Лобанова, в соответствии с которой политические решения являются составной частью любого политического процесса, поэтому важно понимать общественную среду, в которой они принимаются, и подлинные мотивы лиц или организаций, которые их инициируют [1. С. 148]. Необходимо осознавать, что принятое решение должно отвечать политической ситуации, позиции участников и условиям данного намерения (заключения). С.И. Пелевин в своей диссертационной работе определяет понятие «молодежь» следующим образом: «В современной политической науке молодежь рассматривается не как демографическое понятие, а социальное и политическое. Такой подход в оценке молодежи особенно актуален для стран с демократическим транзитом, где молодежная политика оказывается на периферии переходных процессов, вызывая рост социально-политической активности молодежи и порождая негативное отношение к процессам демократизации» [2. С. 2]. Стратегия государственной молодежной политики в РФ, рассчитанная на период с 2006 по 2016 г., закрепляет возрастной ценз молодежи: «Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи» [3. С. 2]. Закон Томской области о государственной молодежной политике в Томской области гласит, что государственная молодежная политика в области является составной частью социально-экономической политики ее администрации и представляет собой деятельность органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, направленную на создание правовых, экономических, социальных условий, гарантий и стимулов для обеспечения социально-экономического, культурного, духовного и физического развития молодежи, а также на соблюдение ее прав на территории Томской области [4. С. 1-2]. В законе также указываются основные цели и задачи государственной молодежной политики. Главная цель государственной молодежной политики в Томской области - развитие и реализация потенциала молодежи в интересах общества. Основными задачами государственной молодежной политики являются: • обеспечение высокого уровня гражданской активности, нравственного и патриотического воспитания молодежи; • обеспечение высокого уровня трудоустройства молодежи; • развитие предпринимательской деятельности молодежи; • снижение уровня криминализации в молодежной среде; • вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь области; • улучшение жилищных условий молодых семей при государственной поддержке [4. С. 1-2]. Заметим, что в документе никоим образом не указано, что молодежь имеет право на принятие решений и хоть какой-то весомый голос в политике города и области, это как бы подразумевается, но явно об этом не говорится. Рассмотрев вышеупомянутые задачи, можно сделать вывод, что молодежная политика - это механизм политической мобилизации молодежи для решения каких-либо идеологических, социальных, патриотических задач. К сожалению, молодежь в рассмотренном документе выступает как объект, а не как группа, решающая вопросы, касающиеся ее настоящего положения и возможного будущего. Основными структурами, которые осуществляют влияние и поддержку в сфере молодежной политики города Томска и области являются департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области во главе с М. В. Максимовым; Законодательная дума ТО, включающая совещательный орган - Молодежный парламент ТО (председатель В.А. Копышен-ко); комитет по делам молодежи Думы города Томска (председатель Д.Н. Буинцев); управление по делам молодежи города Томска (в лице А.Н. Савицкого) и непосредственно мэр Томска Н.А. Николайчук (до июля 2013 г.). Принятие решений в молодежной политике является лишь формальным элементом деятельности молодежных организаций. Рассмотрим, например, образованный в 2010 г. (тогда же и состоялись выборы в Думу города Томска V созыва) Молодежный совет города Томска. Нормативная база деятельности МСГТ состоит из двух основных документов: Положения и Регламента. В первом закреплено, что МСГТ является постоянно действующим совещательным и консультативным органом при Думе города Томска, создаваемым с целью приобщения молодежи, постоянно или преимущественно проживающей на территории муниципального образования «Город Томск», к парламентской деятельности и формирования у молодежи активной гражданской позиции. Ясно, что речи быть не может о каких-либо обязывающих решениях, которые члены вновь созданного молодежного органа могли бы принимать. Становится очевидно, что отрицательный опыт Молодежной думы (эта молодежная организация, сформированная в 2007 году, самоликвидировалась спустя год), проецируется на деятельность подобного органа, т. е. Молодежного совета. В МСГТ было избрано 36 молодых депутатов: представители студенчества и вузовской молодежи, а также общественных организаций и рабочей молодежи. Принятие решений Молодежным советом города Томска, согласно главе 4, пункту 4.2 «Порядок принятия решений Совета» Регламента Молодежного совета, осуществляется большинством (более половины) голосов от числа присутствующих на заседании членов совета. По вопросам своей деятельности Молодежный совет принимает акты в форме решений, которые носят рекомендательный характер [5]. Согласно статье 25 Регламента МСГТ «решение Совета в пятидневный срок подписывается председателем Совета и направляется в Думу города» [6]. За время работы Молодежного совета важных решений, которые могли повлиять на судьбу города и молодых людей, замечено не было. Разве что принятие Молодежным советом решения о сохранении площадки на нижней террасе Лагерного сада и решения о внедрении «Трезвой карты города Томска». Печальное замечание томского политолога Сергея Шпагина: «Политика - такая сфера деятельности, в которой молодые, чаще всего, выступают не в качестве самостоятельной силы, защищая собственные интересы, а используются какими-то иными группировками, лидерами и т.д.» [7. С. 30] - лишь подтверждает вышеприведенный тезис. Ведь рассматриваемый молодежный орган создан для поддержки деятельности городской Думы, и то только тогда, когда в этом нуждаются «взрослые» депутаты. Отличным примером служит решение о сохранении площадки на нижней террасе Лагерного сада. Для придания проблеме гласности были привлечены местные СМИ, собрано заседание депутатов и представителей МС, которых интересовал данный вопрос. На тот момент существовало 2 позиции: первая, которую отстаивали депутаты V созыва Думы города Томска А. Н. Деев и В. В. Казаков, высказав свою точку зрения о переносе данной площадки в более отдаленное место, на площадь Южную. И вторая -мнение председателя городской Думы Е.С. Ильиных о сохранении конструкции на прежнем месте. Полагаю, нетрудно догадаться, чья позиция была принята молодежью и, в конечном счете, остальными участниками данной дискуссии. Однако данное событие, скорее, было исключением из обычной практики. Молодежный совет получил весомый голос в городской политике лишь потому, что мнение молодежи совпало с позицией лидера ТРО «Единая Россия», в остальное же время избранные парламентарии «варятся в собственном соку», принимая лишь решения внутриструктурного характера. Именно так и произошло с проектом «Трезвая карта Томска». Данный вопрос уже давно волнует молодежь города. 28 марта 2012 г. Молодежный совет проводил публичное обсуждение среди представителей молодежи проекта закона ТО о дополнительных ограничениях продажи алкогольной продукции на территории ТО. Инициатива МС предполагала: 1) запрещение наружной рекламы пива на территории ТО; 2) трансляция социальной рекламы на местном телевидении; 3) внедрение «трезвой карты»; 4) проведение классных часов в общеобразовательных учреждениях о влиянии алкоголя и табака на подрастающий организм человека. Молодыми людьми был разработан подробный план реализации проекта, впоследствии МСГТ начал его лоббировать сначала через депутатский корпус городской Думы, затем, выступив с инициативой на парламентских слушаниях, через Законодательную думу Томской области. В своем обращении к О.В. Козловской председатель МС предложила закрепить понятие «общественные места», определить территории и цели общественных мест, а также увеличить расстояние от общественных мест до мест продажи алкогольной продукции на 250 метров. Отметим, что первыми, кто попытался решить проблему своими силами, была организация «НАШИ». На данный момент МСГТ совместно с УВД города Томска и «Молодой гвардией» реализуют проект: выявляют магазины, не имеющие сертификата на продажу алкогольной продукции, проводят в школах «уроки трезвости». Технически - «Трезвая карта Томска» находится в разработке. Решения молодежных органов, касающиеся принятия решений на местном и областном уровне, воплощаются в жизнь тогда, когда они соответствуют потребностям правящих партий, заинтересованных лоббистских групп и административных структур. Словом, молодежь служит инструментом в достижении целей для депутатов городской Думы. Вырисовывается реальный механизм: весомый голос МСГТ был использован ведущей фракцией города в оправдании правильности своей позиции.
Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 448 с.
Пелевин С.И. Молодежь России в современном политическом процессе: технологии институционализации общественно-политической активности»: автореф. дис.. канд. полит. наук. Пятигорск, 2012. 27 с.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ [Электронный ресурс] / Сайт Молодежного Совета города Томска http://xn--b1adecpjglfbe9aq4jvd.xn--p1ai/dokumenti.html (свободный).
Закон Томской области о государственной молодежной политике в Томской области. [Электронный ресурс] / Сайт Законодательной Думы Томской области. URL:http:// duma. tomsk.ru/ files2/11178 Materialy k 8 sobra.(свободный).
Положение о «Молодежном Совете города Томска» [Электронный ресурс] / Сайт Думы города Томска. URL:http:// duma.admin.tomsk.ru/Molodeg/ (свободный).
Регламент Молодежного Совета [Электронный ресурс] / Сайт Молодежного Совета города Томска. http:// молодёжныйсо-вет.рф/reglament-msgt.html (свободный).
Шпагин С.А. Кадровый, интеллектуальный и организационный ресурс политики // Томский избиратель. 2008. №10.