Деятельность Алтайского губернского экономического совещания по развитию образования в губернии в 1920-е гг.
Рассматривается деятельность Алтайского губернского экономического совещания в 1920-е гг. Автор отмечает, что важное место в его работе занимали вопросы народного образования, в частности, развития профессионального образования. Сравниваются результаты проводимой работы в области образования в 1920-е гг., что позволило заложить основы одной из лучших систем образования в мире, и политика в области образования в настоящее время, когда Россия существенно сдала позиции в этой области.
Activities of the Altai provincial economic Meeting for a development of education in the province in the 1920th years.pdf Несмотря на вызванные Первой мировой и Гражданской войнами трудности в экономическом развитии губернии в 1920-е гг., Алтайский губернский экономический совет (АлтГубЭКОСО) значительное внимание уделял вопросам образования. Так, в резолюции губернского съезда к докладу «Денежное и материальное снабжение просветительных учреждений Алтайской губернии за счет государственного, местного бюджета и местных фондов отмечается: «Подтверждая лишний раз катастрофичность дела народного просвещения в условиях новой экономической политики и сознавая всю глубину причин финансового и экономического затруднения Республики, съезд в то же время полагает: 1) при расъассигновании государственной росписи доходов и расходов Нарком-просом не были учтены все особенности Алтайской губернии, в частности, количество просветительных учреждений и степень их живучести, ввиду непредоставления общей сметы по Алтгу-боно. 2) Послать от имени съезда немедленно мотивированное заявление с просьбой доассигнова-нии кредита в Наркомпросе и Сибнаробразе. Для ускорения командировать особое лицо, снабдив его специальными уполномочиями, приложив в качестве материалов смету на 1922 г. Заявление поручается подать Завгубоно» [1. Л. 185]. Исходя из ситуации, сложившейся в губернии, а также из наличия существующих просветительных учреждений, оставленных на государственном снабжении и зафиксированных уже после окончательного сокращения, предлагалось распределить полученные от государства денежные средства на три месяца за вычетом 20% следующим образом. Резолюция включает ведомость по разассиг-нованию кредитов по Алтайскому губнаробразу. В ведомости просветительные учреждения распределены по подразделениям. В частности, выделены: отдел губнаробраза, соцвос, профобр, политпросвет. По каждому из подразделений предусмотрена подробная роспись распределения денежных средств и продпайков, исходя из численности работников. Ведомость на государственное снабжение просветительных учреждений предусматривала следующее требование: «Полученные вышеуказанные средства расходовать исключительно по их прямому назначению; т.е. уплату служащим и работникам просвещения согласно указаниям Глав-ко Наркомпроса. Выплачивать задолженность работникам просвещения за 1921 г. только из кредитов 1921 г. и в случае недостаточности такового составить кредиторский список с обоснованными документами» [1. Л. 185об]. Резолюция включает подробную роспись и обоснование расходов на работу просветительных учреждений из местного фонда. В частности, отмечается: «Находя, что отпускаемые Губраспре-дом 525 пайков на работников просвещения городов в количестве 1141 человек, а также и 70 пайков на 154 человека служащих (включая сюда и всех ответ-работников) далеко недостаточно». Поэтому далее в резолюции ставится задача: «Ходатайствовать немедленно от имени съезда перед Губфондом и перед Губисполкомом о забронировании за Губоно пайков ежемесячно 1000» [1. Л. 185об]. При этом в резолюции подчеркивается: «. Съезд находит необходимым заявить открыто, что в случае отказа пойдет немедленно не только сокращение маложизненных учреждений, созданных под влиянием революционного энтузиазма, но и существующих уже годами и имеющих достаточные жилищные условия и учебные пособия для того, чтобы жить. Ходатайствовать перед Губ-профсоветом и фондовой Комиссией о выделении предметов широкого потребления не только городским служащим и работникам просвещения, но и в деревне на 7705 человек, так как приказ № 88 не предусматривает снабжение указанными предметами» [1. Л. 185об]. Не был оставлен без поддержки и технический персонал просветительных учреждений, плановое снабжение которых распоряжением центра не было предусмотрено. Денежное и материальное снабжение просветительных учреждений в Алтайской губернии предусматривало и привлечение возможностей местного бюджета. Все это свидетельствовало о том, что руководство губернии стремилось использовать различные каналы на поддержку учреждений просвещения. Поэтому в резолюции Алт-ГубЭСО существенная роль отводилась и местному бюджету. Предлагалось настоятельно ходатайствовать перед Алтгубисполкомом об ускорении работы Губернской налоговой комиссии как по разрешению самого вопроса о местном бюджете, так и о выделении заявленной сметой Губоно денежной суммы на содержание учреждений по народному просвещению, находящихся частично или полностью на местном бюджете. При этом отмечалось, что «всякая дальнейшая оттяжка и промедление поведет также неминуемое закрытие просветительных учреждений» [1. Л. 185об]. Анализ резолюции свидетельствует о том, что руководство Алтайской губернии не только проявляло обеспокоенность в связи со сложившимся положением в области образования, но и предпринимало меры по улучшению ситуации в этой области, подтверждая, что вопросы народного просвещения были у него в числе приоритетных. Следует отметить, что в резолюции поднимались и такие вопросы, как местное самообложение и производственная деятельность Наробразов и их учреждений. Всё это могло в определенной степени улучшить положение учреждений народного просвещения. Эти меры могли снизить бюджетные расходы и переложить часть из них на образовательные учреждения. При этом подчеркивалось: «По вопросу о самообложении в сельских местностях съезд находит, что несмотря на достаточно изданные распоряжения Губкомом и Губис-полкомом, в части касающейся самообложения и на всю важность данного вопроса, распоряжения выполняются не всегда в первую очередь с должной решительностью и серьезностью», а, что касалось производственной деятельности, указывалось на то, что «не всеми отделами была учтена важность производства, как способа изыскания средств для своих учреждений» [1. Л. 186]. В то же время ставилась задача соблюдения принципа хозяйственного расчета и открытия производственных мастерских только в том случае, если себестоимость произведенный продукции дешевле, чем на вольном рынке или у частных кустарей. Сопоставляя политику руководства Алтайской губернии в области просвещения в 1920-е гг. и политику, проводимую в образовании почти через 100 лет, в настоящее время, следует отметить, что в первом случае она была направлена на сохранение учреждений просвещения, несмотря на сложнейшую социально-экономическую и политическую ситуацию. Политика оптимизации, проводимая сегодня в системе образования, привела к сокращению численности учреждений образования, и прежде всего в сельской местности. Важное место в деятельности АлтГубЭСО занимал вопрос развития системы профессионально-технических учебных заведений в Алтайской губернии. Рассматривая 10 июня 1922 г. на заседании Алтайского Губернского экономического совещания смету Губпрофобра на 1922 г., его участники приняли следующее решение: «I. Все профтехнические учебные заведения Алтайской губернии разбить на следующие категории: а) имеющие общегубернское значение и безусловно заслуживающие преимущественно перед остальными поддержки ГубЭКОСО отнести в Барнауле - Технический и Педагогический техникумы и в г. Бийске - Педагогический техникум. б) имеющие общегубернское значение, но требующие помощи ГубЭОСО, во вторую очередь, куда отнести в Барнауле - красильно-ткацкую школу и в Бийском уезде - Енисейскую механическую профшколу по сельскохозяйственному машиностроению. в) школы безусловно-жизненные и могущие содержать себя на основах самоокупаемости -Барнаульская шорно-сапожная и Ново-Барнаульская (Куличинская) профшкола. г) школы нежизненные и подлежащие ликвидации, - в Барнаульском уезде - механическая профшкола в с. Повалиха, а в Рубцовском уезде - в с. Локоть - механическая профшкола по сельскохозяйственному машиностроению» [2. Л. 70]. Анализируя постановление по итогам вышеназванного заседания Алтайского губернского экономического совещания, необходимо отметить, что к решению вопроса о сохранении и развитии системы профессионального образования Алт-ГубЭКОСО подошло всесторонне. Учитывая реалии и возможности, участники совещания пришли к выводу о необходимости сохранения профессиональных учебных заведений, имеющих важное значение для губернии. В то же время было решено закрыть две профшколы, которые были признаны нежизненными и подлежащими ликвидации. Одновременно было отмечено, что утверждаемая смета расходов Губпрофобра является умеренной, а требуемые ассигнования - это тот минимум, без которого невозможно существование профшкол в 1922/23 учебном году. Постановлением было предусмотрено предоставление и сохранение за Барнаульским механическим техникумом здания на 2-й Алтайской улице (бывшее высшее начальное училище), а в случае невозможности предоставления этого здания было предложено еще два варианта размещения техникума. При этом подчеркивалось, «чтобы предоставление здания состоялось немедленно и не вызывало задержки своевременного начала учебных занятий в наступающем учебном году» [2. Л. 70]. В отношении Барнаульской красильно-ткацкой и профшколы, учитывая ее не только общегубернское, но и общесибирское значение, было принято принципиальное решение о передаче ей подходящего здания в черте города. Помимо этого, АлтГубЭКОСО вошло с предложением в Коммунотдел о предоставлении проф-техническим заведениям губернии соответствующих льгот по арендной плате за занимаемые ими помещения. В декабре 1922 г. на заседании Алтайского губернского экономического совещания рассматривался вопрос о смете расходов на 1922-1923 гг., учебных учреждений губернского значения. В постановляющей части Протокола № 92 от 2 декабря 1922 г. отмечено: «По смете ГубОНО включить кредиты на дополнительное вознаграждение учащихся в школе III Коминтерна и расходы по интернату на экипировку учащихся в заявленной ГубОНО сумме. Ввиду этого кредит на содержание названной суммы отпустить в 641 8376 руб. 50 коп.» [3. Л. 3]. О том, какое большое внимание уделялось вопросу подготовки рабочей молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, свидетельствует открытие рабочих факультетов (рабфаков) по всей стране. В Алтайской губернии работа рабфаков рассматривалась на заседании АлтГубЭКОСО. Так, на заседании 24 сентября 1923 г. был утвержден план работы рабфака на 1923-1924 гг. В протоколе № 38 от 24 сентября 1923 г. отмечено: «План работы утвердить с поправками Губплана. Предложить Ком-хозу внести на обсуждение ГубЭКОСО вопрос об освобождении от арендной платы учреждений, состоящих на местном бюджете» [4. Л. 9]. Заслуживают внимания два документа АлтГуб-ЭКОСО, в которых утверждались сметы на 1922/23 учебный год Барнаульского механического и Барнаульского педагогического техникумов. При их рассмотрении необходимо учитывать общее социально-экономическое положение в стране и Алтайской губернии, в частности. Высокий уровень инфляции, обесценивание денег способствовали тому, что сметы составлялись из расчета как в натуральной, так и в денежной формах. В качестве одного из замещающих эквивалентов, которые широко использовались в рассматриваемый период, была мука. Анализируя смету расходов механического техникума, состоявшую из пяти статей расходов, мы видим, что уже первая статья предусматривала натуральную плату личному составу работников техникума на 22 человека (табл. 1). Табл.ица 1. [2. Л. 76об] Наименование продуктов Норма на 1 чел. Количество Перевод на муку Примечание месяц год Мука 3 п. 66 п. 792 п 792 п Мясо 20 ф. 11 п. 132 п. 264 п. Считать 1 п. мяса= 2 п. муки Растительное масло 5 ф. 2 п. 30 ф. 33 п. 99 п. Считать 1 п. масла = 3 п. муки Соль 3 ф. 1 п. 26 ф. 19 п. 32 ф. 10 п. 2 п. со-ли=1 п. муки Чай У4 ф. 5,1/2 ф. 1 п. 26 ф. 33 п. 1 ф. чая=1/2 п. муки Сахар 3 ф. 1 п. 26 ф. 19 п. 32 ф. 79 п. 1 ф. саха-ра=4 п. муки Примечание: п. - пуд; ф. - фунт. Таблица 2. [2. Л. 76об] Наименование Норма Месяц Сапоги по 1 паре 22 пары На 4 пуда - 88 пуда муки Пимы по 1 паре 22 пары На 2 пуда 22,5 ф. -58 пуда Шапки 1 шт. 22 на 1 п. - 22 п. Варежки 1 пара 22 20 ф. - 11 п. Бязь 16 аршин 352 аршина 8 ф. - 70 п. Сукно 3 аршин 66 аршинов 1 п. - 66 п. Полушубков 1 на 5 чел. 5 шт. 5 п. - 25 п. Статья II предусматривала количество муки потребной на профодежду (табл. 2). Смета в статье 111 содержит подробную роспись ремонта здания и нормы расходов материалов на его проведение [2. Л. 77]. Статья IV - Оборудование мастерских [2. Л. 77], включала расходы в размере 1037 п. муки. Статья V - Материалы для мастерских - предусматривала 67 п. муки. Общая потребность муки по всем статьям расходов составляла 3659 п. Доходная часть сметы состояла из следующих показателей [2. Л. 77об.]: 1. Реализация урожая - овса - 80 п. или 40 п. муки сена - 240 п. или 24 п. пшеницы - 150 п. 2. Плата за учение со 100 учащихся по 6 пуд. -600 п. 3. Плата за вступительные экзамены - 40 п. 4. От заказов и продажи изделий - 350 п. 5. От просушки (пиломатериалов) - 200 п. Итого: 1404 п. Заключает смету вывод о том, что для нормальной жизнедеятельности техникума требуется 2255 пудов муки. Таким образом, из сметы следует, что образовался дефицит между доходной и расходной частью сметы. Однако несмотря на это, губернские власти не закрыли техникум, понимая важность сохранения учебного заведения. Значительный интерес представляет смета на 1922/23 учебный год Барнаульского педагогического техникума [2. Л. 74-75]. Она включала примерный учебный план и учебные практики, объяснительную записку, где отмечалось, что примерный учебный план на 1922/23 учебный год включает в себя минимум учебных часов и предметов, необходимый для прохождения тех научных дисциплин, без которых будущий педагог не в состоянии будет справиться с требованиями школы; подробную роспись всех расходов: по оплате личному составу работников техникума - 10,5 пайков, на которые предусматривалась выдача продуктов питания и профодежды; хозяйственные расходы и ремонт. Несмотря на сложную обстановку того времени, преподаватели обеспечивались дровами для отопления. Расходная часть сметы предусматривала 1423 пуда 11 фунтов муки. Доходная часть сметы включала: 1. Плата за учение. Предполагалось, что из 100 чел. 25% подлежат освобождению от платы. Из оставшихся 75 чел. оплату произведут 60 чел., а 15 чел. по тем или иным причинам будут отчислены. Учитывая, что размер платы составит 6 пудов муки, общая сумма составит - 360 п. 2. Плата за экзамен составляла 1 пуд с человека, предполагалось, что экзаменующихся будет 40 чел., что позволит получить 40 пудов. 3. Устройство 4 платных вечеров. Переводя предполагаемый доход от этих мероприятий на муку, предполагалось получить 10 пудов. В заключение отмечалось, что приход по смете составлял 400 пудов муки. Дефицит бюджета при этом составлял 1013 пудов 11 фунтов [2. Л. 75]. Несмотря на дефицит, руководство губернии не ставило вопрос о закрытии техникума. Можно сделать вывод о том, что вопросы народного образования, несмотря на только что закончившуюся Гражданскую войну, находились под постоянным контролем руководства Алтайской губернии. Об этом свидетельствуют материалы заседаний Алтайского губернского экономического совещания. В сложной социально-экономической обстановке власти ставили задачу сохранения учреждений образования, поддержки их работников. Особое внимание отводилось развитию профессиональной подготовки молодежи. Принимаемые меры позволили впоследствии обеспечить проведение ускоренной индустриализации и выстоять в Великой Отечественной войне в борьбе с фашистской Германией. Необходимо отметить, что достигнутые успехи в развитии образования, к сожалению, в настоящее время не только не укрепляются, а, наоборот, идет процесс снижения его качества. Особенно пострадала система профессионального образования. Об этом свидетельствуют результаты конкурса выпускников начального и среднего профессионального образования, который проходил в июле 2013 г. в Лейпциге (ФРГ), где приняли участие представители 53 стран мира по 45 номинациям. Представители России заняли последнее место. Поэтому следует использовать накопленный в предыдущие годы опыт в подготовке кадров, которые потребуются для проведения новой индустриализации в России.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 236
Ключевые слова
экономическое совещание, Наркомпрос, профобразование, смета, продпайки, economic meeting, National committee of education, professional education, estimate, food rationАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Воронин Дмитрий Васильевич | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук Прокопьевского филиала | voronin@prk-tsu.tck.ru |
Ссылки
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 75.
ГААК. Ф. Р-10. Оп. 1. Д.134.
ГААК. Ф. Р-10. Оп. 1. Д.1191.
ГААК. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 33.
Вы можете добавить статью