Исследуются вопросы становления и реорганизации организационной структуры Западно-Сибирского управления гражданской авиации (ЗСУ ГА) в середине 1960-х - 1990-е гг. Указаны нормативные акты, лежащие в основе изменения структуры ЗСУ ГА, а также авиаотряды и аэропорты, входившие в его состав.
Reorganization of the West Siberian Department of civil aviation in 1960-1990-s: experiences and lessons.pdf Западная Сибирь - один из крупнейших промышленных центров России. Одной из задач современной системы документооборота архивной службы являются учет и систематизация всех этапов реорганизации любого предприятия, в том числе и ведомственных, к которым относятся авиапредприятия. В условиях существования относительной стабильности советской системы авиапредприятия также были подвержены структурным изменениям, в том числе и реорганизации. Реорганизация предприятий на любом этапе их существования - это весьма сложная процедура, еще сложнее ориентироваться работникам данных предприятий при выходе на пенсию или получении документальных подтверждений о стаже, наградах, командировках, выполнении специальных заданий и т.д. Сегодня, когда встает реальная необходимость в обеспечении справочно-исторической информацией бывших работников аэрофлота, важно знать, как называлось на определенном этапе подразделение, в котором работал человек. Составление исторической справки предприятия является важным этапом в работе каждого архивного отдела организации, особенно если оно является преемником ранее существовавшей организации. Исследованиям проблем развития гражданской авиации в Западной Сибири посвящено не так много работ. В основном это юбилейные труды, вышедшие к важным датам в судьбе сибирских авиапредприятий. Среди них можно выделить работы Шиловского, Сычевой, коллективный труд по истории Томского авиапредприятия, статьи по истории авиапредприятия г. Томска, г. Барнаула и др. [1]. Авторы данных публикаций акцентируют внимание на роли данных авиапредприятий в развитии региона, выполнении плановых показателей по перевозке почты, грузов, пассажиров, выполнении сельскохозяйственных работ, а также дают характеристику личному составу авиапредприятий. Среди основных источников изучения истории развития и применения гражданской авиации в народном хозяйстве особое место занимают материалы Государственного архива Новосибирской области, Фонд Р. 1712, где представлены как первичные, так и сводные отчеты авиапредприятий. При подготовке статьи были использованы материалы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики, в основном для корректировки и перепроверки имеющихся материалов. Изучаемый объект рассматривается в последовательности от прошлого к настоящему, выявляя этапы развития ЗСУ ГА. Если применять принцип историзма в оценке развития авиатранспорта, то, во-первых, необходимо рассматривать, в каких условиях проходил процесс развития авиатранспорта во второй половине ХХ в.; во-вторых - что он представлял собой в середине 19601980-х гг.; в-третьих - каковы были особенности и итоги данного развития как в стране, так и в Западной Сибири, какие факторы влияли на развитие данного вида транспорта в изучаемом регионе. Поэтому основными методами изучения этапности развития ЗСУ ГА были анализ, синтез, индукция и дедукция. История развития гражданской авиации Сибири уходит корнями в далекое прошлое и берет начало в 30-е гг. ХХ в., когда в 1932 г. было организовано Сибирское управление сельхозавиации. В период с марта 1934 г. по сентябрь 1935 г. управление называлось Западно-Сибирская контора гражданской авиации. В годы третьей и четвертой пятилеток (с 9 сентября 1937 по 2 января 1942 г.) управление носило название Западно-Сибирское управление гражданского воздушного флота. В условиях Великой Отечественной войны перед Сибирью была поставлена сложная задача обеспечения воздушного моста, способствующего поставке ценных грузов для армии и продуктов для фронта и тыла, поэтому с января по сентябрь 1942 г. название управления соответствовало прямым его функциям -Управление воздушной магистралью Москва - Иркутск, с сентября 1942 г. управлению было возвращено прежнее название, которое в неизменном виде просуществовало до сентября 1952 г. и было преобразовано в Западно-Сибирское территориальное управление Гражданского воздушного флота. В 1965 г. прошла очередная реформа и были восстановлены министерства. В условиях изменения управления народным хозяйством СССР гражданская авиация также претерпела реорганизацию. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1964 г. «Об образовании общесоюзного министерства гражданской авиации СССР» [2. С. 373] на базе Главного управления гражданского воздушного флота при Совете министров СССР, которое было создано для улучшения руководства Гражданским воздушным флотом и обеспечения дальнейшего развития гражданской авиации. Данный указ повлек за собой перераспределение функций и конкретизацию основных направлений развития данной отрасли. 15 сентября 1964 г. все территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в управления ГА, ОАГ ГВФ - в ОАГ ГА, в том числе Западно-Сибирское управление ГА. Основными функциями управления стало обслуживание населения и нужд народного хозяйства воздушным транспортом и авиацией специального применения. В подчинении ЗСУ ГА находились аэропорты Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей и Алтайского края. В составе ЗСУ ГА располагались 18 летных отрядов, которые включали в себя аэропортовые комплексы и летные эскадрильи (см. таблицу). Перечень летных отрядов в составе ЗСУ ГА в середине 1960-х - начале 1990-х гг. Объединенный авиаотряд Центральный аэропорт № летного отряда Самолетный парк Барнаульский ОАО Михайловка 341 Ми-4п; Ан-2; Ми-2; Ми-8; Як-40; Ан-26б; Ту-154б-1, б-2; Л-410 341 ЛО Ми-4п; Ан-2; Ми-2; Ми-8; Як-40; Ан-26б; Ту-154б-1, б-2; Л-410 Горно-Алтайский ОАО Горно-Алтайск Ан-2 Кемеровский ОАО Кемерово 196 ЛО Ан-2; Ан-24б,рв; Ан-26б; Ту-154 Колпашевское АП Южный 237 ЛО Ан-2; Як-40; Ан-28 257 ЛО Ми-2; Ми-8 Новосибирский ОАО Северный 6 ЛО Ил-14; Ан-24 116 ЛО Ан-2; Ми-8 204 ЛО Ан-24; Ан-26; Ми-2; Ан-30; Л-410м; Ми-26 Новокузнецкий ОАО Спиченково 184 ЛО Ан-24рв; Ми-2; Ми-8; Ту-154б,м; Ан-26б Омский ОАО Центральный 365 ЛО Ан-24б,рв; Ан-26; Л-410; Ту-154м; Ка-32 Стрежевской ОАО в 1970-е гг. - Александровский ОАО, в конце 1980-х гг. Стрежевской ОАО переименован в Стрежевское ГАП Стрежевой 244 ЛО Ан-2; Ми-8т Толмачевский ОАО Толмачево 114 ЛО Ан-24б 204 ЛО Ту-104а,б (1957-1978), далее отряд выведен в Новосибирский ОАО 384 ЛО Ил-18в,д,е; Ту-154а,б-1,м; Ил-86 448 ЛО Ан-24рв; Ан-26б Томский ОАО Богашёво с 1967 (до этого использовался а/п Каштак) 119 ЛО Ан-24рв; Ан-26 284 ЛО Ан-2; Л-410; Ту-154 За время своего существования ЗСУ ГА оставалось в прежнем составе, изменялось лишь количество и качество аэропортовых комплексов и число летных эскадрилий. Однако в условиях перехода на самоокупаемость и новых условиях хозяйствования и организации предприятий ЗСУ ГА подверглось существенной реорганизации, что в конечном истоге привело к прекращению деятельности такой структурной единицы, как «ЗСУ ГА». В 1990 г. вступило в силу новое положение о министерстве. Оно ограничивало функции министерства как органа государственного управления воздушным транспортом в стране. С этого момента основной функцией МГА было проведение в жизнь государственной политики социально-экономического развития воздушного транспорта как составной части народно-хозяйственного комплекса [3. С. 472], что в результате привело к созданию новых авиакомпаний и выделению аэропортов в самостоятельные объединения. В 1991 г. МГА на основании Распоряжения Совета министров РСФСР (от 18 сентября 1991 г. № 1026-р) было преобразовано в Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации [4]. Данные структурные изменения предполагали создание конкуренции «Аэрофлоту» в борьбе за рынок авиауслуг в условиях перестройки. Анализ структуры в условиях относительной организационной стабильности позволяет говорить об эффективности (хотя со значительными оговорками) на самом крупном этапе в развитии авиатранспорта в контексте экономических, политических, социальных изменений в советском обществе. В условиях новых экономических отношений на основании приказа Министерства гражданской авиации СССР № 232 от 9 октября 1990 г. в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения страны и Западно-Сибирского территориального региона в авиационных перевозках, обеспечения безопасности полетов, повышения культуры обслуживания пассажиров, расширения самостоятельности предприятий, экономической заинтересованности коллективов в конечных результатах хозяйственной деятельности, внедрения демократических форм управления и конкурентоспособных организационных структур в соответствии с решениями президиума совета отрасли от 9 июля 1990 г., Совета командиров ОАО ЗСУ ГА от 24 сентября 1990 г. и Совета трудового коллектива ЗСУ ГА от 25 сентября 1990 г. ЗападноСибирское управление гражданской авиации (ЗСУ ГА) реорганизовано с 1 января 1991 г. и на его базе создан концерн «Сибирские авиалинии» («СибАВИА») [5]. Тем самым ЗСУ ГА в его прежнем составе прекратило свое существование. Концерн «СибАВИА» являлся производственно-хозяйственным комплексом, который в интересах государства, Западно-Сибирского территориального региона и входящих в состав концерна предприятий и организаций осуществлял воздушные перевозки и авиационные работы на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления на основании закона СССР «О государственном предприятии» и устава концерна «Сибирские авиалинии» («СибАВИА»). Высшим органом управления являлся совет. В состав концерна входили предприятия: Новосибирский ОАО, Толмачевский ОАО, Омский ОАО, Томский ОАО, Барнаульский ОАО, Новокузнецкий ОАО, Кемеровский ОАО, Колпашевский ОАО, Стрежевской ОАО, ОМТС, ЦАВС, УГЦ. Однако столь разветвленная система с самостоятельными элементами оказалась неуправляемой в условиях новых экономических отношений. В результате в условиях перехода к рыночным механизмам функционирования всех отраслей экономики на основании Постановления Правительства РФ № 399 от 11 июня 1992 г. и Приказа Министерства транспорта РСФСР № 65 от 31 августа 1992 г. было создано Западно-Сибирское региональное управление воздушного транспорта. Совместным решением Совета концерна «СибАВИА» и Западно-Сибирским теркомом профсоюза авиаработников была образована ликвидационная комиссия о расформировании концерна «Сибирские авиалинии» и произведена передача предприятиям, входящим в концерн, хозяйственных функций, выполняемых дирекцией концерна. Если говорить о каждом из объединенных авиаотрядов, входивших в состав Западно-Сибирского управления ГА, то в 1991 г. объемы перевозок пассажиров, почты, грузов в Омском аэропорту достигли наивысших показателей. Отправки авиапассажиров, без учета транзитных, достигали почти миллиона человек в год. В летний период осуществлялось более 100 рейсов в сутки. Омский аэропорт был одним из крупнейших на магистрали, соединяющей столицу нашей Родины с Дальним Востоком. Города Крайнего Севера, Средней Азии через Омск были соединены с Западом и Востоком нашей страны. Дальнейшее развитие получила и малая авиация. 17 районных центров и населенных пунктов были связаны авиалиниями Омской области. Широкое применение Ан-2 не только на пассажирских авиаперевозках, но и по оказанию скорой медицинской помощи, по охране лесов от пожара и т.д. расширили спектр услуг, оказываемых омской авиацией. В 1994 г. произошло разделение коллектива авиапредприятия на авиакомпанию «Омскавиа» и «Омский аэропорт». Позже из единой структуры авиапредприятия выделилась диспетчерская служба по управлению движением. В связи с началом международных рейсов в 1997 г. Омский аэропорт получил статус международного, что позволило увеличить пассажиропоток и расширить географию полетов. Авиакомпания «Омскавиа» просуществовала до 2009 г. и была признана банкротом [6]. Новейшая история Томской авиации началась в 1991 г., когда произошла реорганизация Томского объединенного авиаотряда в Томское государственное авиапредприятие. Томское авиапредприятие, став самостоятельным, в 1999 г. было объединено с Колпашев-ским и Стрежевским авиапредприятиями сначала в ФГУП «Томск Авиа», а затем в 2004 г. ФГУП «Томск Авиа» было акционировано, 100% акций принадлежали Министерству имущественных отношений РФ (с 2008 -ФАУГИ). 7 июля 2006 г. из ОАО «Томск Авиа» было выделено ООО «Авиакомпания "Томск Авиа"». Колпашевское ГАП как самостоятельное просуществовало в период с 1992 по 1999 г., а в 1999 г. вошло в состав авиакомпании «Томск Авиа». Аналогичная судьба постигла и Стрежевское авиапредприятие, которое также в период 1992-1999 гг. существовало как Стрежевское ГАП, а затем в 1999 г. вошло в состав «Томск Авиа» [7]. В 1995 г. аэропорту «Барнаул» присвоен статус международного. 23 сентября 1997 г., в соответствии с Программой внешнего управления Барнаульского государственного авиационного предприятия (БГАП), на базе аэропортового комплекса было создано ОАО «Авиапредприятие "Алтай"», которое продолжает работу и по сей день. Аэропорту было присвоено имя Г. Титова [8]. В 1990-е гг. Кемеровское авиапредприятие претерпело изменения: с 5 марта 1991 г. приказом МГА № 47 Кемеровское авиапредприятие ЗСУ ГА переименовано в Кемеровское государственное авиапредприятие концерна «Сибавиа», а с 1 июля 1994 г. на основании пр. № 51 от 27 июня 1994 г. Кемеровское государственное авиапредприятие концерна «Сибавиа» переименовано в Акционерное общество открытого типа «Кемеровское авиапредприятие». Планы были грандиозные, и их реализация должна была принести как акционерам, так и области огромные дивиденды. Акционерный период на Кемеровском предприятии был недолгим, однако именно он принес самые сложные и тяжелые последствия для его развития. В силу экономических катаклизмов, происходящих в государстве, не всегда рационального использования ресурсов предприятия, недальновидной политики руководства аэропорта АООТ «Кемеровское авиапредприятие» стало банкротом и распалось. Однако область без столь важного и стратегически значимого объекта обойтись не могла. В результате реорганизации распоряжением администрации Кемеровской области за № 882 от 24 августа 1998 г. для обеспечения функционирования международного сектора аэропорта г. Кемерова было создано ГУП «Аэропорт Кемерово». 196-й летный отряд, просуществовав до 1992 г., был переименован в 7-й летный отряд, а с декабря 1995 г. вышел из состава Кемеровского авиапредприятия и получил новое название - АОЗТ «СИАИР», ставший с июня 1998 г. составной частью компании «Сибирь». С 1990 г. самолетами Ту-154 Новокузнецкого объединенного авиаотряда стали выполняться рейсы в Москву. В 1991 г. было начато строительство нового здания аэровокзала, котельной, двух ангаров, аварийно-спасательной станции. К 1993 г. в авиапредприятии насчитывалось 9 самолетов Ту-154, из них 3 самолета Ту-154М и 6 - Ту154Б, 6 самолетов Ан-24, 5 самолетов Ан-26, 10 вертолетов Ми-8 и 10 вертолетов Ми-2. В 1995 г. введено в эксплуатацию здание амбулатории для медицинского обслуживания работников авиапредприятия. К 1998 г. расширилась география полетов. Авиакомпания выполняла рейсы по России и международные чартерные рейсы. К началу 1998 г. на предприятии сложилась крайне сложная обстановка. В результате 26 февраля 1998 г. Арбитражный суд Кемеровской области ввел арбитражное управление предприятием и назначил Виктора Белозерова внешним управляющим. 25 августа 1999 г. ЗАО «Аэрокузбасс» на открытых торгах приобрело имущественный комплекс ОАО «Аэрокузнецк». В ноябре 2000 г. введен в действие ангар для выполнения любых форм технического обслуживания и доработок на самолетах класса Ту-154 и ниже. 12 ноября 2001 г. ЗАО «Аэрокузбасс» преобразовано в ООО «Аэрокузбасс» [9]. Стремительное сокращение перевозок региональных и местных авиалиний, произошедшее в 1990-е гг., ударило сильнее по аэропорту Новосибирск - Северный, чем по Толмачёво, что привело к резкому сокращению числа рейсов и обслуживаемых пассажиров. Кроме того, областное контрольно-ревизионное управление выявило ряд заведомо убыточных сделок по продаже имущества предприятия, а также нецелевого использования средств. На маршрутах из Новосибирска в Нижневартовск, Стрежевой, Сургут стало летать Томское авиапредприятие. Новосибирск - Северный в 2004 г. был признан банкротом. В 1992 г. аэропорт «Толмачево» стал самостоятельным предприятием и получил статус международного. Спустя три года завершился процесс акционирования авиапредприятия: 51% акций находятся в государственной федеральной собственности, а 49% принадлежат коммерческим предприятиям и частным лицам. Сегодня на базе аэропорта «Толмачево» базируется одна из крупнейших авиакомпаний «J7 Aerolines». Реорганизация привела к сокращению местных воздушных линий, что значительно снизило пассажиропотоки внутри Сибирского региона и создало определенные трудности в перемещении между областями Западной Сибири, где авиация порой выступала единственным связующим звеном. Поэтому сегодня, принимая управленческие решения по организации авиатранспортных услуг, руководителям авиапредприятий необходимо учитывать положительный опыт, накопленный в предыдущий период существования как общесоюзных, так и региональных авиалиний.
Шиловский М.В., Шиловский Д.М. Воздушный причал Сибири. Очерки истории аэропорта Толмачево 1957-2007 гг. Новосибирск : Студия визуальных решений, 2007. 272 с.
Сычева Т.А. Очерки по истории аэропорта Кемерово. Кемерово, 2004.
Томск начинается здесь: 40 лет и один день. Томск, 2008.
Евдокимов В.А. Воздушная гавань, открытая веками: к 80-летию акционерного о-ва «Омский аэропорт». Омск : Омский аэропорт, 2009.
Ведомости Верховного совета СССР. 1964. № 31. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/zakony/3946578, свободный; http://base.garant.ru/3946578, свободный.
История отечественной гражданской авиации. М., 1996.
Распоряжение Совета министров РСФСР от 18 сентября 1991 г. № 1026-р. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=EXP;n=205709, свободный.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО) Ф. 1712. Оп. 1. Л. 11-12.
Официальный сайт Омского аэропорта. URL: http://www.aeroomsk.ru/index.php?page=_aeroport&base=4; официальный сайт авиакомпании «Омска виа». URL: http://omskavia.ru, свободный.
Официальный сайт аэропорта «Стрежевское». URL: http://russianplanes.net/REGISTA/Strezhevskoe_GAP, свободный; официальный сайт авиапредприятия «Алтай», аэропорт «Барнаул» им. Г. Титова. URL: http://www.airaltay.ru/about/history, свободный.
Официальный сайт аэропорта г. Новокузнецка «Аэрокузбасс». URL: http://www.aerokuz.net/index.php?option=com_content&view=article&id= 6&Itemid=11, свободный.