Мексиканские клубы в США как форма институализации мексиканской диаспоры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Мексиканские клубы в США как форма институализации мексиканской диаспоры

Исследуется проблема существования клубов мексиканских мигрантов на территории Соединенных Штатов Америки как формы институализации диаспоры. Рассматриваются основные проблемы, связанные с миграцией из Мексики в США, а также процесс формирования и существование данных клубов, сферы их интересов и основные характеристики данных организаций. Делается вывод о том, что, несмотря на последние политические и экономические тенденции в мировой политике, клубы оказывают значительное влияние на жизнь мексиканских мигрантов, а также на политическую и экономическую ситуацию как в США, так и в Мексике.

Mexican clubs in the United States as a form of institutionalization of the Mexican diaspora.pdf Миграция населения с территории Мексики в США является одним из наиболее важных и проблемных политических вопросов в двусторонних отношениях. До 1999 г. позиция официального Мехико в отношении иммигрантов заключалась в «политике отсутствия политики», но в период правления президента В. Фокса (2001-2006 гг.) произошел прорыв в этой сфере. Министерство социального развития Мексики приступило к реализации государственной программы, согласно которой каждое песо, направленное мексиканцем из США в целях улучшения инфраструктуры или на социальные нужды, подкрепляется тремя песо из федерального бюджета, бюджета штата или муниципалитета. Помимо этого, в рамках межгосударственной программы были снижены банковские ставки на международные денежные переводы, значение которых для Мексики трудно переоценить: это первая статья доходов, опережающая доходы от нефтяного экспорта [1. С. 4546]. С введением трансграничной ипотеки работающие в США граждане Мексики получили возможность погашать в американских банках ипотечный долг, образовавшийся при улучшении жилищных условий мексиканских родственников на родине. В свою очередь, постоянный рост нелегальной миграции мексиканцев в США заставил Вашингтон пересмотреть политику пограничного контроля, которая стала более агрессивной и жесткой. В ходе реформы американского миграционного законодательства усилился пограничный контроль, увеличена численность пограничных патрулей, число которых к 2000 г. выросло до 9 212 человек и стало вторым по величине после ФБР (11 428 агентов) [1. C. 47]. Особое значение миграционная тематика и пограничное регулирование приобрели после событий 11 сентября 2001 г., когда все нелегальные иммигранты превратились в потенциальных террористов, что обусловило отнесение проблем миграции и пограничного контроля к сфере национальной безопасности США. Принятая американскими властями стратегия включала: количественное увеличение персонала, направленное на наибольшее физическое покрытие границы; использование в приграничной зоне мощных прожекторов; возведение изгороди по линии границы; установление датчиков контроля движения вблизи границы; применение приборов ночного видения при патрулировании; введение компьютерного банка биометрических данных лиц, пересекающих американо-мексиканскую границу [1. С. 49-60]. Повышение результативности в действиях американских патрулей привело к тому, что местами пересечения границы стали наиболее климатически сложные и труднодоступные районы (пустыни, горы). Следствием этого, как свидетельствуют статистические данные, стали практически ежедневно фиксируемые факты гибели нелегальных мигрантов от теплового удара, обезвоживания, переохлаждения, удушья или в результате несчастного случая на границе. Другим последствием проводимой американскими властями реформы стало увеличение числа «койотов» - проводников, которые за денежное вознаграждение помогают нелегалам пересечь границу. Кроме того, введение в миграционное законодательство США новых требований существенно усложнило легализацию незаконных мигрантов. По оценкам мексиканских экспертов, ужесточение пограничного контроля и требований миграционного законодательства повысило уровень затрат и тем самым снизило вероятность возвращения нарушителя миграционного законодательства США через некоторое время на родину. Касательно влияния на политические предпочтения следует отметить, что в политических взглядах испаноязычные американцы в большинстве своем ассоциируют себя с Демократической партией. Во внутренней политике важнейшими темами для них являются образование, межэтнические отношения и экономический рост. Во внешней политике по степени важности первое место занимают отношения с Латинской Америкой, далее следуют отношения с Европой и, наконец, с Азией. На выборах 2008 г., когда президентом США был избран Б. Обама, только англо-американцы проголосовали за Республиканскую партию (55%), в то время как за Демократическую партию отдали свои голоса 95% афроамерикан-цев, 70% латиноамериканцев, 62% азиатов и 66% других этнических групп [2. С. 148-151]. Анализ демографических данных дает основание ряду зарубежных специалистов прогнозировать усиление влияния латиноамериканского населения в социально-политической жизни США. Испаноговорящее население Соединенных Штатов составляет около 12% граждан страны (без учета нелегалов и лиц, не имеющих гражданства). Из общей численности населения США (на 2011 г. 309 469 203 человека) в настоящее время 35 млн человек являются испаноговорящими [3. С. 134]. По другим данным, латиноамериканцы стали самым многочисленным этническим меньшинством (14,8% американского населения), обогнав негритянское население (12,3%). Сегодня латиноамериканское население США составляет около 50 млн человек, учитывая нелегалов [4]. Согласно ряду прогнозов, к 2050 г. мексикано-американцы и мексиканцы вместе достигнут цифры в 70 млн [5. С. 48-50]. Испаноязычная общность не однородна, каждая ее подгруппа занимает свою нишу на рынке труда США и развивается со своими характерными особенностями. При этом значительная часть латиноамериканцев в США не может быть отнесена к традиционным социальным группам по признакам занятости: в настоящее время около половины всего испаноязычного населения являются пенсионерами, учащимися, неработающими женщинами, и большая часть этой половины - дети. Из этого следует, что в ближайшие годы будут происходить значительные изменения как в испаноязычном сообществе, так и в социальном составе населении США в целом. На сегодняшний день мексиканская диаспора в США, как и в целом латиноамериканская, не представляет собой единую сплоченную массу. Она имеет многоуровневую структуру. Все более активное участие представителей мексиканской диаспоры в политике свидетельствует о тенденции усиления ее влияния на социальную, экономическую, политическую и культурную ситуацию в Соединенных Штатах, что становится важным политическим фактором в межгосударственных отношениях. Мексиканские исследователи делают вывод, что не только иммигранты могут влиять на политику США, но и те, кто родился как в Мексике, так и в Америке, также склонны участвовать в политической жизни. Однако неэлекторальные формы участия (общественные акции протеста) -единственный возможный вариант для неграждан (основную часть которых составляют нелегалы). В ходе анализа причин и условий мексиканской миграции в США трудно переоценить роль, которую в последние десятилетия сыграли мексиканские, американо-мексиканские и испаноязычные организации (клубы), количество которых постоянно растет, а численный состав расширяется. Так, если в 1998 г. на территории США был зарегистрирован 441 клуб, в 2003 г. их стало более 600, а в 2012 г., по данным Института мексиканцев за рубежом (IME), насчитывается 1 829 клубов [6. С. 20-25], представляющих 83% всех организаций мексиканцев в США. Наибольшее количество клубов действует в приграничных штатах: Калифорнии (733), Техасе (447), Иллинойсе (99) и Аризоне (30), на территории которых проживает 84% мексиканских иммигрантов [4]. Сфера интересов, которые защищают клубы, и спектр их деятельности весьма широки: от организации общественных и спортивных мероприятий, сбора средств для помощи соотечественникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, до распространения информации по всем интересующим вопросам в Мексике и США. Клубы защищают права мексиканских граждан, поддерживают создание рабочих мест для мигрантов, выделяют стипендии студентам, желающим продолжать свое обучение в университете, оказывают материальную поддержку молодежи, помощь в реализации социальных, гражданских, культурных и спортивных программ, развитии лидерских качеств молодых людей. Клубы участвуют в реализации программ по развитию культуры, образования и мексиканской самобытности, а также кампании по профилактике латиноамериканской преступности в Америке. Для достижения своих целей клубы создают сети взаимодействий не только между собой, но и на правительственном уровне, налаживая связи между федеральным правительством и правительствами штатов, способствуют распространению политической культуры среди мигрантов, развитию академических связей между Мексикой и США, прежде всего в рамках разработки образовательных программ. Все возрастающая активность диаспоры вносит в деятельность мексиканских консульств на территории США коррективы, направленные на улучшение положения выходцев из Мексики [7. С. 62-66]. Мексиканские и американские специалисты отмечают, что в период с 2005 г. по сегодняшний день происходит значительное снижение миграционного потока. Однако причинами этого явления называют различные аспекты. Так, бывший президент Мексики Ф. Кальдерон акцентировал внимание на произошедшем в последние годы улучшении качества жизни в Мексике [8]. Таким образом он хотел привлечь внимание к своим заслугам в области социальной и экономической политике за годы своего президентства [9]. В свою очередь ученые исследовательских университетов Принстона и Гуадалахары выделяют в качестве основных причин ужесточение пограничного контроля со стороны США и увеличение числа репатриированных с американской территории нелегальных мексиканских мигрантов [4]. В условиях мирового экономического кризиса клубам мексиканцев в США стало гораздо сложнее помогать находить работу своим соотечественникам, отстаивать их права. Вместе с тем влияние данных организаций в последнее время не только не уменьшилось, но и имеет тенденцию к росту. Более того, клубы и в последующем будут продолжать оказывать влияние на все стороны общественной, экономической и политической жизни, способствуя сохранению переселенцами своей идентичности с на территории США значительного количества новых родиной, о чем, в частности, свидетельствует появление мексиканских молодежных организаций.

Ключевые слова

миграция, миграционная политика, нелегал, клубы мексиканских мигрантов, диаспора, IME, migration, migration policy, illegal, clubs of Mexican migrants, diaspora, IME

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гладкова Юлия ПавловнаОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогомагистр истории, аспирантка кафедры Всеобщая история, сотрудник Управления международного сотрудничестваyuliagladkova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Проценко А. Миграционное измерение двусторонних отношений // Латинская Америка. 2007. № 8. С. 45-60.
Norberto Tomas Emmerich. La participacion politica de los mexicanos en Estados Unidos. Mexico, 2010. 376 р.
Jonathan Fox. Ciudadanos binacionales. Mexico, 2011. 315 p.
Los datos estadisticos. URL: http://www.ime.gob.mx, свободный.
La migracion mexicana y el mercado de trabajo estadounidense. Mexico D.F, 2006. 369 p.
Lenin Bruno Priego Vazquez. Desde las entranas de los clubes. Un estudio del modelo asociativo migrante. Mexico, 2009. 120 р.
Mariangela Rodriguez. Mito, identidad y rito mexicanos y chicanos en California. Mexico D.F., 1998. 340 p.
Mauricio Torres. La migracion de mexicanos hacia EU disminuye desde 2005, dice el Gobierno. URL: http://mexico.cnn.com/ nacional/2011/07/11/lamigracion-de-mexicanos-hacia-eu-disminuye-desde-2005-dice-el-gobierno, свободный.
Marina Gil. A que vino Calderon a Houston? URL: http://www.semananews.com/news/2012/may/07/que-vino, свободный.
 Мексиканские клубы в США как форма институализации мексиканской диаспоры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Мексиканские клубы в США как форма институализации мексиканской диаспоры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Полнотекстовая версия