Индустриальное развитие и миграционные процессы в Автономном районе Внутренняя Монголия в годы первой пятилетки (1952-1957 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Индустриальное развитие и миграционные процессы в Автономном районе Внутренняя Монголия в годы первой пятилетки (1952-1957 гг.)

Рассматривается период индустриального развития Внутренней Монголии и миграционные процессы, которые происходили в этот период. Проводится анализ причин индустриального развития Автономного района Внутренняя Монголия и взаимосвязь миграционных процессов и индустриального развития в данном регионе. Выделяются основные этапы миграционных процессов.

Industrial development and migration processes in Inner Mongolia Autonomous Region during the first five-year plan (1952-1957).pdf С момента основания Китая в 1949 г. и до конца 1952 г. центральным правительством осуществлялись две главные задачи региональной политики: стабилизация цен и формирование новой структуры управления в регионах. К концу 1952 г. эти задачи были выполнены и перед КПК встал вопрос ускорения модернизации, хотя в то время центральное правительство имело еще недостаточно опыта в проведении реформ, связанных с индустриализацией и модернизацией промышленности. Поэтому первый пятилетний план в Китае был практически полностью скопирован с первой пятилетки Советского Союза [1]. В задачу первого пятилетнего плана входило строительство 156 крупнейших индустриальных и 694 крупных и средних предприятий. Главными целями были: развитие энергетики, угольной и нефтяной промышленности, расширение транспортной системы, увеличение количества рабочей силы, создание кооперативов в сельской местности, формирование научных учреждений, создание благоприятных условий для развития национальных меньшинств [1. С. 157]. Внутренняя Монголия была включена в первый пятилетний план как одна из приоритетных областей развития. Центральное правительство объясняло это тем, что на территории Внутренней Монголии уже был сформирован рабочий класс и действовали партийные комитеты. Более того, Центром было объявлено, что монголы - одна из немногих национальных групп, которая стремится к развитию и модернизации [2]. В январе 1953 г. центральным правительством принимается решение о строительстве крупнейшего предприятия по производству железа и стали во Внутренней Монголии - в западной части Суйюани, в г. Баотоу. Данное решение основывалось на результатах работы геологов в конце 1952 г., которые обнаружили крупнейшие залежи железной руды в районе горы Баянобо. В марте 1953 г. этот район был выбран как основное место добычи руды для металлургического предприятия [2. С. 177]. Металлургическое предприятие в г. Баотоу должно было стать одним из двух центров тяжелой промышленности КНР наряду с г. Ланьчжоу и Ухань. Так как доля сельскохозяйственной продукции составляла 77% экономики региона, то, безусловно, процент инженеров и квалифицированной рабочей силы в регионе был недостаточным. Индустриальное развитие Внутренней Монголии потребовало притока трудовых мигрантов, и ими могли стать только ханьцы. Тем более, что условия их пребывания на территории АРВМ были уже оговорены в схеме «двух дверей». Данная схема была предложена Мао Цзэдуном Уланху осенью 1950 г. Мао пытался решить территориальные проблемы и политические противоречия между Центром и Внутренней Монголией путем осуществления схемы «двух дверей». «Первая дверь»: ханьцы окажут помощь монголам в объединении АРВМ и Суйюани. «Вторая дверь»: монголы не должны препятствовать ханьцам в добыче железной руды в районе горы Баянобо, а также строительству предприятия в г. Баотоу по производству железа и стали. Уланху принял данную схему Мао Цзэду-на, и это стало началом воссоединения АРВМ и провинции Суйюань [2. С. 174]. Данная схема, с одной стороны, способствовала восстановлению территориальной целостности Внутренней Монголии, с другой -разрешала ханьскую миграцию, которая последовала после объединения. Строительство металлургического предприятия в Баотоу было одним из ключевых проектов центрального правительства. В мае 1954 г. металлургический центр в Баотоу был преобразован в государственное предприятие [3]. Для быстрого развития предприятия требовалось достаточное количество ресурсов, прежде всего энергетических. В связи с этим в 1954-1955 гг. началась разработка первого месторождения коксового угля в горах Иньшань около горы Дацин, что находится в 40 км на северо-восток от Баотоу. В середине 1950-х гг. приступили к строительству железной дороги, соединяющей металлургическое предприятие и окрестности гор Дацин и Баянобо [4]. Развитие железных дорог было необходимым условием для индустриального развития не только Внутренней Монголии, но и всего Северного Китая. В октябре 1954 г. началось строительство железной дороги, соединяющей промышленные центры Внутренней Монголии и провинции Ганьсу: Баотоу - Ланьчжоу. Данная магистраль должна была идти на запад через оросительный район Хотао, затем - на юг через пустыню Алашань и Нинся-Хуэйский Автономный район к городу Ланьчжоу. Пустыня Алашань была одним из важнейших мест для развития ресурсной базы Внутренней Монголии. По мере строительства железной дороги вдоль магистрали осваивались новые месторождения. Прокладывание железной дороги через Алашань в 1956 г. привело к развитию еще двух центров по добыче коксового угля в районе Вуда и Хайпо-вань [4]. В 1955 г. была открыта трансмонгольская железная дорога, которая связывала Улан-Батор, Внутреннюю Монголию и Пекин. Город Цинин (Уланцаб) стал транзитным центром АРВМ. Благодаря развитию железных дорог приграничное поселение Эрэн-Хото получило развитие как пограничный город. Помимо развития транспортной системы, металлургической и угледобывающей промышленности, происходили изменения и в других областях. Центром активно поддерживалась лесная промышленность региона, осуществлялись вырубка леса и деревообработка. В 1956 г. было положено начало развития производства соли в районе оз. Цзиланьтай в пустыне Алашань, а Хух-Хото получил развитие в сфере легкой промышленности [4. С. 288]. Осуществление первого пятилетнего плана во Внутренней Монголии положило начало развитию главных отраслей промышленности. Строительство индустриального центра в Баотоу способствовало как развитию сырьевой базы региона, так и формированию инфраструктуры городов и отдельных регионов АРВМ. Проект железной дороги Баотоу - Ланьчжоу ознаменовал развитие ресурсной базы пустыни Алашань. Внутренняя Монголия в 1952-1957 гг. получила огромные инвестиции в промышленное и сельскохозяйственное развитие. В конце 1952 г. вложения в промышленный сектор составили 163 млн юаней, в 1957 г. - 633 млн юаней [5]. Центральное правительство возлагало большие надежды на развитие Внутренней Монголии. Первый пятилетний план открыл новый этап ханьской миграции в данный регион. После образования КНР миграция во Внутреннюю Монголию осуществлялась спла-нированно, преследовала конкретные политические цели и имела свои причины. В 1952-1957 гг., исходя из целей, миграцию в АРВМ можно условно разделить на три типа: 1. Демобилизация ветеранов Корейской войны началась примерно с конца 1952 г. Безусловно, в 1953 г. проблема занятости стояла достаточно остро в КНР. Центральное правительство полагало, что ветераны могут найти работу в северных и северо-западных районах Китая, тем более что большинство из них не имели образования. Так как Внутренняя Монголия стала одним из главных центров индустриального развития КНР, то, безусловно, многие индустриальные объекты и шахты нуждались в рабочей силе. Также причиной послужили националистические настроения многих монгольских скотоводов, и, безусловно, присутствие военных стало сдерживающей силой. Однако большая часть ветеранов была отправлена в Синьцзян [6]. 2. Началом спланированной миграции ханьских рабочих во Внутреннюю Монголию стоит считать конец 1953 - начало 1954 г. В это время во Внутреннюю Монголию были направлены необходимые кадры, состоящие из инженеров в области нефтедобычи, бухгалтеров, медперсонала, металлургов. Помимо квалифицированных кадров в АРВМ были командированы физики и профессора из Фуданьского университета Шанхая [6. С. 63-64]. Такой вид миграции являлся необходимым для данного региона: отсутствие квалифицированной рабочей силы было серьезной преградой для развития региона, тем более что во Внутренней Монголии развивались не только промышленность, но и образование и медицина. 3. Миграция молодых семей в регионы Внутренней Монголии также преследовала определенные политические цели. Центральное правительство аргументировало данную миграцию тем, что Внутренней Монголии необходимы волонтеры для ускоренного развития региона. Но не все переселенцы были волонтерами. Данный вид миграции имел скрытые цели. Многие из молодых переселенцев были партийными агентами, цель деятельности которых заключалась в проверке партийной работы в данном регионе [6. С. 65]. Таким образом, исходя из «Доклада центрального правительства о необходимости проверки осуществления национальной политики в местах проживания малых народностей» от 1952 г., осуществлялся контроль действий региональной элиты. Более того, Пекин осознавал необходимость усиления контроля над данным регионом в целом, опасаясь усиления советского влияния через МНР. Три основных типа миграции осуществлялись с конца 1952 по 1955 г. Однако масштабы миграции в данный период были не высокими. За период с 1950 по 1954 г. включительно внутренняя миграция в Китае составила около 600 000 человек [6. С. 75], а на долю мигрантов в АРВМ в этот период приходилось около 4,1% от общего числа [7]. Таким образом, среднегодовой поток мигрантов во Внутреннюю Монголию с 1950 по 1954 г. составил около 5 000 человек. Ханьская трудовая миграция осуществлялась и поддерживалась центральным правительством, несмотря на то что к началу 1953 г. во Внутренней Монголии уже проживало 6 493 000 ханьцев, т.е. 85,61% от всего населения АРВМ, и только 985 000 монголов, что составляло 12,99% всей численности населения автономного района [8]. Середина 1950-х гг. отмечена новым витком миграции во Внутреннюю Монголию. В 1955 г. 15 тысяч семей, т.е. около 80 тысяч человек, было переселено из провинции Шаньдун во Внутреннюю Монголию, Хэйлунцзян и Цзи-линь. Хотя центральным правительством не были оговорены причины переселения такого количества семей [9], они были связаны с индустриальным развитием данных регионов, так как наряду с АРВМ развивалась индустриальная база Северо-Восточного Китая. В это же время центральным правительством проводится реформа системы прописки - хукоу. С 1955 г. под хукоу попадали как городские жители, так и сельские. Данная система прописки была встроена в плановое управление миграционными процессами Китая во время индустриализации. Поэтому-то переселение населения на север и северо-восток Китая из провинции Шаньдун было плановым [6. С. 65]. C 1955 г. меняется характер миграции в северовосточном регионе Китая и Внутренней Монголии. Эти изменения были вызваны резким ухудшением отношений между КНР и СССР. Центральное правительство начало усиливать окраины, боясь как проникновения нежелательных идеологических элементов, так и военного вторжения. В 1955-1957 гг. миграция в провинцию Хэйлунцзян увеличилась с 9,54 до 17,27%, во Внутреннюю Монголию - с 4,10 до 6,75% от общего числа внутренней миграции [7. С. 378]. Основная часть ханьских мигрантов расселялась, осваивала землю и трудилась около индустриального комплекса г. Баотоу. В 1956 г. партия планировала отправить во Внутреннюю Монголию, Хэйлунцзян и Цзи-линь около 300 тыс. переселенцев из Шаньдуна, Хубэя и Пекина. По плану КПК около 100 тыс. человек должны были быть направлены во Внутреннюю Монголию, но на самом деле там осело около 51 тыс. человек. C 1955 по 1957 г. центральным правительством было направлено в Баотоу больше 100 тыс. мигрантов из Пекина, Шэньяна, Аньшаня и Шанхая [6. С. 69]. Развитие миграционных процессов в контексте ухудшения советско-китайских отношений перешло на новый уровень. С середины 1957 г. во Внутренней Монголии - на границе с МНР - появляются новые поселения - «военные фермы». Эскалация политического конфликта между СССР и КНР заставила центральное правительство не только усилить миграцию в АРВМ, но и создать военные поселения на случай обострения обстановки [10]. Миграция способствовала развитию и увеличению численности важных в стратегическом плане городов Внутренней Монголии. В период первого пятилетнего население Хух-Хото выросло со 148 до 320 тыс. человек, численность Баотоу увеличилась со 149 до 500 тыс. человек, население Цинина (Уланцаба) - с 30 до 80 тыс. человек [4. С. 288]. В экономическом плане пять лет плановой политики были достаточно эффективными. Шло активное развитие промышленных объектов, строительство железнодорожных путей, освоение пустынных территорий, увеличение пахотных земель и поголовья крупного рогатого скота. За пять лет Внутренней Монголии удалось улучшить экономические показатели по основным отраслям и сделаться перспективным регионом. Индустриальное развитие Автономного района Внутренняя Монголия и миграционные процессы, инициированные центральным правительством, были тесно связаны между собой. Важная составляющая успешного экономического развития Внутренней Монголии определялась не только инвестиционной политикой Центра, но и усилением ханьской миграции. С одной стороны, миграционная политика позволила восполнить недостаток квалифицированной рабочей силы в регионе, что позволило не только увеличить экономические показатели Внутренней Монголии, но и повысить качество работы государственных учреждений в сфере медицинского обслуживания и образования. С другой - данная политика усилила ханьскую колонизацию региона. Таким образом, индустриализация Внутренней Монголии имела как положительные моменты, которые проявлялись в развитии региона, так и отрицательные - увеличение ханьского населения в регионе и обострение межэтнической обстановки.

Ключевые слова

Внутренняя Монголия, индустриализация, миграционные процессы, Inner Mongolia, industrial development, migration

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мажинский Станислав ВитальевичТомский государственный университетаспирант кафедры востоковедения исторического факультетаmazhinsky@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

The Cambridge history of China. Volume 14, The People's Republic, Part 1: Emergence of revolutionary China 1949-1965. Cambridge university press, 2008. Р. 155.
Bulag E. Uradyn, Collaborative nationalism: the politics of friendship on China's Mongolian frontiers. N.Y., 2010. Р. 178.
Дун Чжикай, Ву Цзянчжэ. Синь чжунго гунъе дэ дяньцзиши - «156 сян» цзяньшэ яньцзю 1950-2000 (Закладка первого камня промышлен ности нового Китая - исследование строительства «156 объектов» 1950-2000). Гуаньдунская экономическая пресса, 2002. С. 540.
Theodore Shabad. China's changing map: national and regional development, 1949-1971. N.Y. : NY Praeger Publishers, 1972. Р. 283.
Сяо Вэйминь. Нэймэнгу цзычжичуй ши миньцзу туаньцзе цзиньбудэ дяньфань (Модель национального восстановления и развития Внутрен ней Монголии). Университет Внутренней Монголии, 2010. С. 9.
Sczwarz Henry G. Chinese migration to North-West China and Inner Mongolia, 1949-59 // The China Quarterly. № 16 (Oct. - Dec. 1963). Р. 64.
Zai Liang, White Michael J. Internal migration in China, 1950-1988 // Demography. Vol. 33, № 3. (Aug. 1996). P. 378.
Kotkin Stephen. Elleman Bruce A., Mongolia in twentieth century: landlocked cosmopolitan. USA, 1999. Р. 197.
Kam Wing Chan. The Chinese hukou system at 50 // Eurasian geography and economics. 2009. Vol. 50, № 2. Р. 199.
Bulag Uradyn E. Alter/native Mongolian Identity: from nationality to ethnic group // Chinese society, change, conflict and rsistance. 2nd edition. USA ; Canada : Routledge, 2003. Р. 240.
 Индустриальное развитие и миграционные процессы в Автономном районе Внутренняя Монголия в годы первой пятилетки (1952-1957 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Индустриальное развитие и миграционные процессы в Автономном районе Внутренняя Монголия в годы первой пятилетки (1952-1957 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Полнотекстовая версия