Копты в социополитических системах Египта и Судана | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Копты в социополитических системах Египта и Судана

С тех пор как Египет стал основным интеллектуальным и культурным центром в арабском исламском мире, судьба коптов, а если взять шире - всей христианской общины Ближнего Востока, является показателем будущего других религиозных меньшинств региона. Выявление обстоятельств, которые помогли коптам выжить в окружении своих братьев - египетских мусульман, поможет другим общинам найти выход из многих напряженных ситуаций. Сегодня в условиях глобальной нестабильности важно изучать опыт урегулирования религиозных и национальных конфликтов в рамках одного государства.

Copts in Socio-political Systems of Egypt and Sudan.pdf Как дух, душа и тело неразрывно связаны между собой, так и государственное устройство зависит от самосознания всего народа и малой его общины в ее культурном строительстве и определяется исповедуемой религией. Копты -самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Некоторые исследователи называют коптов этносом, даже отдельной нацией, обладающей целостностью, внутренней национально-религиозной сплоченностью и солидарностью. Однако сами копты чувствуют себя частью своего народа и мусульман Египта называют своими братьями. Копты довольно успешно занимаются частным предпринимательством. Большая их часть формирует так называемый средний класс. Как удается им в условиях постоянного давления и гонений занимать столь высокое положение в обществе? Это связано с отличным от мусульман религиозным христианским сознанием коптов и вытекающим отсюда иным восприятием мира. Влияют на коптов и древнеегипетские корни, которые выработали определенное сознание, связанное с экономической деятельностью. На протяжении многих веков копты сохраняют свои обычаи и взгляды. Их место в современном Египте не соответствует их представлению о своих правах. Не соответствует оно и современным демократическим постановлениям в области прав меньшинств. В период британской оккупации Египта на рубеже XIX-XX вв. англичане, в отличие от французов, не стали прибегать к услугам коптов, так как не доверяли им. Копты стали постепенно вытесняться с государственных постов сирийцами и европейцами. Деятельность коптов в период британской оккупации была направлена на расширение представительства коптов в правительстве и государственной службе наравне с мусульманами. Несколько коптских лидеров принимали участие в демократическом парламенте, существовавшем в середине 1920-х гг. Английская колонизация Египта способствовала вовлечению коптской общины в освободительное движение Египта, с одной стороны, и, с другой, - способствовала дальнейшей интеграции коптов в процесс формирования общенациональной политической культуры египтян. Революция 1919 г. заставила египтян вспомнить единые корни происхождения христиан и мусульман, заставила жителей Египта осознать единство египетского общества. Хотя коптов и обвиняли, что они являются проводниками английской политики, в революцию коптские священники призывали свою паству к свержению британской оккупации. Национализм проявляется, писал русский философ И.А. Ильин, прежде всего в инстинкте национального самосохранения и в искренней любви. Проблема национализма разрешима только на основе духовного понимания родины, так как «национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию». Национализм рассматривался Ильиным в отождествлении духовной жизни каждой личности с духовным потенциалом всего народа [1. C. 196]. Национализм Ильин органически связывает с такими понятиями, как «духовность» и «религиозность». Нация образуется, развивается, осуществляется в тесной связи с религиозным и культурным самосознанием общества, она всегда есть нечто большее (живое, сокровенное, мистическое, духовно спонтанное), чем данная, исторически ограниченная национальная идеология. В нашем случае арабо-мусульманская идеология Египта в большинстве случаев поддерживается христианским самосознанием коптов. Этнический фактор, который выступает в качестве важного компонента как угнетения, так и освобождения, привлекается, как правило, в поддержку других форм самобытности сообщества (религиозной, национальной, территориальной), а сам по себе к развитию сопротивления или устремленности в будущее не ведет. Коптская община почувствовала себя частью национального союза в борьбе за независимость Египта против колониальных христианских властей. Формирование в 1918 г. партии «Вафд», которая объединилась с коптами в движении за независимость, опиралась на национальный союз с территориальным статусом, а не как раньше -этническим. Партия боролась за создание светского общества в Египте, ратовала за активное вовлечение коптского населения в национально-освободительную борьбу мусульманского общества. В жизни этноса и его части, сформированных на религиозной основе, наступают периоды, когда религиозность начинает снижаться в этническом самосознании как этно-дифференцирующий признак, и этносы начинают дифференцироваться по другим критериям этничности. Именно это состояние двух различных религиозных частей одной нации позволило на время объединиться для достижения независимости от общего внешнего врага. Однако с принятием конституции в 1923 г. копты не получили того, за что боролись: в конституции страны их статус не был оформлен законодательно. Коптам пришлось примириться с тем, что независимость, за которую они боролись, была для мусульманского государства. Дальнейший процесс политизации религии у мусульман явился результатом исламизации политических институтов. К 1937 г. у коптов осталось 9% всех государственных постов, тогда как доля коптского населения составляла до 20%. В религиозных ссорах 1930-1940-х гг., положивших конец мирному сосуществованию двух конфессий, христиане соблюли субординацию по отношению к мусульманскому большинству. Революция 1952 г. и движение арабизации, когда строилось арабское (но не египетское) национальное государство Египет, привело к маргинализации коптов, их удалению от активной жизни общества. Весь период нахождения у власти Насера (1952-1970) и Садата (1970-1981) был неблагоприятен для коптов, так как имел целью подавления влияния всех несогласных и тех, кто представлял угрозу режиму. Отличительной чертой государственной политики Хосни Мубарака - следующего после А. Садата президента Египта - стала тенденция на дальнейшее ослабление коптов как той силы, которая способна подорвать его авторитет как мусульманского лидера. После падения режима Мубарака в 2011 г. и выхода из тюрем многих исламистов ситуация с гонениями на коптов только ухудшилась. Результатом давления на государство радикальных террористических групп стало принятие правительством Египта драконовского дополнительного закона (1981 г., подтвержден в 1997 г.), ограничивающего многие основные права граждан. Представительство коптов в правительстве Египта сокращалось постепенно. Так, в 1942 г. из 264 мест в парламенте 23 места занимали копты и 16 из 147 - в Верхней палате парламента. Как минимум один представитель коптской общины всегда имел портфель в кабинете министров. После революции 1952 г. государственный аппарат Египта полностью стал мусульманским. Копты в правительстве занимали важные посты только в качестве послов и чиновников за границей. В 70-х гг. XX в. копты составляли 27% представителей высшей бюрократии, 35% адвокатов, 40% врачей и 60% ВВС. К концу XX в. у коптов не осталось ни одного рычага давления на власть - они стали полностью зависимы от власти и не могли противостоять правительству. Налицо притеснение коптов с политической точки зрения. В начале третьего тысячелетия были закрыты коптский религиозный журнал «Аль-Кираза» («Проповедь») с тиражом более 400 тыс. экземпляров и коптская газета «Аль-Ватани» («Родина»), выходившая с 1958 г. и на протяжении своего почти полувекового существования всегда являвшаяся защитницей демократии для всех египтян [2. C. 147]. Египетское правительство, установив контроль в СМИ и школах, университетах, сформировало образ копта как опасного и враждебного элемента внутри общества, стремящегося подорвать национальное единство. Однако действительный мирный национальный союз в Египте возможен только при урегулировании вопроса о женитьбе и уравнивании в правах мусульман и христиан. Закон о семье 1995 г., регламентирующий женитьбу, развод, алименты, опекунство детей, основывается на религии каждой стороны. На практике государство признает в этом законе только три «небесные религии». Мусульмане подчиняются закону Личного Статуса (Personal Status Law), основанного на Шариате, христиане - закону, основанному на канонах, иудеи - иудейскому закону. В случаях смешанных браков - между христианкой и мусульманином - суд обращается к закону Личного Статуса. Государство не признает смешанные браки между представителями ислама, христианства, иудаизма [3]. Если христианка выходит замуж за мусульманина, Коптская церковь отлучает ее от церкви. Используя общественное мнение и финансовое давление, семья девушки пытается повлиять на ее решение. Молодые, нарушая закон об обязательном присутствии опекуна для браков в возрасте от 16 до 21 года, прибегают к различного рода хитрым уловкам. Большинство христианских семей возражают против брака их дочери с мусульманином. Если девушка принимает ислам, ее семья теряет право на опекунство, которое переходит к мусульманскому опекуну. Закон умалчивает о возрасте, приемлемом для смены религии. Гражданский и религиозный закон запрещает коптским мужчинам жениться на мусульманках. Копт и мусульманка могут оформить гражданский брак за границей. Развод Коптская церковь разрешает только в исключительных случаях: таких как измена или переход из одной религии в другую. Большинство девушек, выходя замуж за мусульманина, принимают ислам. Законодательной необходимости в смене религии не существует. Причиной принятия ислама среди высших классов коптского общества становится давление семьи мужа и ложное представление о «свободе» мусульманки. Проблемой является ежедневное насильственное обращение молодых христианок в ислам. По данным только за 1994 г. (лондонская газета «The Observer») в Египте зафиксировано от 7 до 10 тысяч случаев обращения христианок в ислам, которые перед этим обращением были изнасилованы и взяты насильниками замуж. «Мы платим за мирный союз с мусульманами очень большую цену, превращая своих дочерей в рабынь-мусульманок», - считают в коптской общине [4]. Протестантский пастор, живущий и работающий в Египте, основал центр помощи коптским девушкам, изнасилованным и беременным, а затем насильно обращенным в ислам. Он был занесен экстремистами в черный список и с 1984 г. подвергался преследованиям, в результате которых его дочь была убита, жена ранена [5]. В 2004 г. в пригородных супермаркетах было похищено несколько юных христианок. По свидетельству коптских ассоциаций, их заманили в подвал магазина обещаниями сделать подарок, затем держали взаперти до окончательного перехода в другую веру. Слухи о подобных фактах насильственного обращения в ислам быстро распространяются в общине. Коптские епископы призывают свою паству быть крайне осторожной. Даже бывший патриарх Шенуда, обычно не склонный публично заявлять о претензиях коптов, отмечал «серьезность ситуации». Переход в другую веру в Египте считается событием более печальным, чем смерть близкого человека. Весной в 2011 г. в Каире вспыхнули столкновения между христианами и мусульманами, причиной которых стали слухи о похищении христианки, обращенной в ислам. Сотни салафитов - последователей одного из самых радикальных течений в исламе, используя огнестрельное оружие, бутылки с зажигательной смесью, подожгли две церкви, десятки торговых лавок и домов христиан. В результате столкновений погибли 15 мусульман и христиан, 240 человек получили ранения. К обострению межрелигиозных отношений приводит продолжающаяся исламизация страны. Каждый год тысячи коптов под давлением принимают ислам. В случаях смены религии новообращенные должны изменить свою опознавательную карту и другие официальные документы. Если этого не делают христиане, принявшие ислам, то они обвиняются в фальсификации документов и подвергаются преследованиям со стороны правительства. Египтян, принявших христианство, арестовывают по обвинению в «подрыве национального единства» и «оскорблении веры». Их убивают, заключают в тюрьмы (чаще всего женщин), пока они снова не примут ислам. Таким образом, мусульмане, принявшие христианство, попадают в «ножницы» конституционного и религиозного закона. Даже в таких условиях ежегодно христианство принимает около 100 официально зарегистрированных мусульман. Общее число обращенных предположительно доходит до нескольких тысяч. Конфликтным является вопрос о строительстве и содержании коптских церквей. Действующий указ Оттоманской империи от 1856 г. о приобретении собственности для немусульман соответствует настоящему президентскому указу о строительстве мест для молитвы. Как во времена Оттоманской империи, так и в современной республике Египет в вопросе о реконструкции церквей требуется одобрение главы страны. В 1934 г. в добавление к указу 1856 г. приняты 10 условий, определяющих местоположение храма, размеры религиозной общины, строящей храм, близость других церквей. Одно из условий закона о строительстве новой церкви разрешает строительство только в случае отсутствия таковой в радиусе двух километров. Это условие не учитывает ни количество, ни плотность населения, ни наличие храма другой ветви христианства. Законы, принятые в 1934, 1964 гг., создали условия, при которых невозможно построить или отремонтировать храм. В ответ на сильную критику данного закона в конце ХХ в. президент Мубарак сделал несколько шагов для облегчения перестройки церквей. В 1999 г. он издал указ в соответствии с гражданским строительным кодексом 1976 г., чем значительно облегчил восстановление церковного имущества. В течение 2000 г. правительство издало 29 разрешений на реконструкцию, а местными властями было позволено отремонтировать 350 храмов. Этот указ важен тем, что уравнивает права христианских церквей и мусульманских мечетей. Камнем преткновения стала задержка документов на строительство церквей в Министерстве внутренних дел, а силы безопасности не дают хода имеющимся разрешениям. Так, например, разрешению на реконструкцию 110-летней церкви в деревне близ Луксора, полученному в 1993 г., так и не дали хода «в целях безопасности». В Асьютском округе, где исламскими экстремистами был расстрелян автобус с иностранцами, власти проверяют все храмы в отношении безопасности, перед тем как разрешить реконструкцию церковного здания. В 1998 г. самая большая христианская община около Асьюта наконец получила разрешение на строительство нового храма на месте старой церкви св. Георгия в Дефэш. Однако по проекту новый храм слишком мал, чтобы вместить всех верующих быстрорастущей общины. Даже такой храм после начала строительства в 2000 г. был осквернен местными мусульманами, после чего строительство было заморожено. В Восточном Каире прихожане храма Архангела Михаила получили разрешение от Министерства внутренних дел на расширение храма в 1996 г., которое было подтверждено губернатором Каира в 2001 г. Однако местные власти района отказали в просьбе до его особого подтверждения президентским указом [6]. С 1988 по 1998 г. официальными египетскими властями было разрешено строительство 57 коптским церквям, 72 протестантским и 11 католическим, включая строительство храмов в новых городах. В эти же годы разрешение на перестройку получили 29 церквей. В 1980-е гг. перестройка храмов в среднем увеличилась на 5% и в 1990-е гг. -на 20%. Однако из этой статистики не ясно, сколько выданных разрешений было вновь запрещено и отклонено на местном уровне. Несмотря на существование указа о равных правах церквей и мечетей в вопросе о реконструкции, для восстановления или ремонта церквей предусмотрено множество различных препятствий. Кроме разрешения на реконструкцию высшими властями, требуется разрешение местных властей. Службы безопасности также могут не дать храму разрешение на снабжение водой и электричеством. Льготные условия -освобождение от коммунальных платежей - существуют только для зданий при мечетях. Случаи блокирования и запрещения очень разнообразны и зависят от отношений местных служб безопасности и губернатора с местными представителями церкви. В январе 2004 г. египетскими армейскими частями был атакован Патмос - коптский центр для сирот и слаборазвитых детей. 600 солдат и два бульдозера пытались разрушить забор. В результате один человек был убит, девять - среди них монахини - ранены. Правительство настойчиво (1996, 1997, 2001, 2002, 2003 гг.) пытается разрушить центр, расположенный в 50 м от дороги. Оно считает, что Центр подпадает под действие закона, который ограничивает строительство зданий в 100 м от дороги. Но в законе есть оговорка о зданиях, построенных задолго до выхода закона, к которому относится Центр. На мечети, стоящие вдоль Суэцкого канала меньше чем в 50 м от дороги, никто не обращает внимания [6]. Правительственные чиновники, особенно местного уровня, рьяно заставляют выполнять все законы, касающиеся церковных проектов, и едва следят за соблюдением проектов строительства и ремонта мечетей. В 2010 г. недалеко от Каира полиция применила слезоточивый газ против коптов, которые пытались отстоять свое право на строительство церквей и протестовали против повсеместного возведения мечетей. Стражи порядка безжалостно разрушают постройки, возведенные без разрешения, добиться которого практически невозможно. В городе мусульманам достаточно открыть рядом с церковной стройплощадкой молельный зал, чтобы аннулировать саму возможность строительства церкви. Несколько сотен тысяч коптов не имеют зданий для богослужения [7]. В городе Мубарак-сити, в губернаторстве Асьюта, четверть жителей (150 тыс. христиан) вообще не имеют храма. В результате такой политики верующие используют частные дома для религиозных нужд. Коптов обвиняют во многих грехах, прежде всего в прозелитизме, к коему приравнивался сам факт открытого исповедания ими христианской веры и «порче нравов» мусульман. Именно Верхний Египет, где концентрация коптского населения исторически была наиболее высокой и в прошлом нередко происходили инциденты на религиозно-общинной почве, стал главной ареной экстремистской деятельности «Аль-Гамаа». С 1980 г. нападения членов «Аль-Гамаа» на коптов приобрели черты целенаправленного террора. Идеологическим обоснованием этого террора служил тезис о поддержке коптами западных «крестоносцев» и их «агрессивности» по отношению к мусульманам. Некоторые антикоптские акции имели и более «приземленную» цель: пополнить финансовые средства радикальных организаций. Так, один из духовных лидеров Омар Абд ар-Рахман, слепой проповедник из Асьюта, в специальной фетве разрешил грабить коптские магазины для финансирования священной войны, правда, при условии доказанности оказания их владельцами помощи «врагам ислама» [8. C. 170]. В повседневных отношениях между христианской и мусульманской общинами поддерживается атмосфера нетерпимости. Во время рамадана (ежегодный одномесячный пост в исламе) всем, кроме иностранцев, запрещается есть или курить днем. Копты, чтобы перекусить, вынуждены прятаться в автомобилях за газетами и т. п. Неуважение к христианам проявляется по отношению к местам и предметам их поклонения. Так, дерево, которое укрывало Богородицу и Святого Младенца в Габель аль- Тейр (Верхний Египет), было спилено мусульманином, так как мешало ему своими ветками и опадавшими листьями, хотя в округе было известно о намерении правительства оградить эту христианскую святыню стеной [9]. Обобщая вышеприведенные факты, можно сказать, что правительство Египта проводит религиозную дискриминацию: 1) в вопросах, касающихся женитьбы, опекунства, образования, заработной платы, продвижения по карьерной лестнице; 2) всех тех, кто переходит из ислама в христианство; 3) субсидирует программы в СМИ, где христиан высмеивают, оскорбляют. Христианские СМИ либо закрываются, либо находятся под жестким контролем властей; 4) сокращает представительство коптов в высших эшелонах власти, а также в политической, военной и образовательной сферах; 5) предпринимает недостаточные меры по пресечению преследований коптов в провинциях со стороны террористов и членов мусульманской общины; 6) по статистике, со стороны полиции и правительственных сил безопасности больше злоупотреблений совершается в отношении задержания коптов, чем людей других вероисповеданий. Египетское правительство не признается в дискриминационной политике против коптов. Значительная община коптов компактно проживает в Судане. Ещё первые христиане, спасаясь от римских гонений, уходили на север Судана и основывали там первые поселения, которые в дальнейшем объединились в христианские царства Алоа, Мукурра, Нобатия. К 1300 г. христиане, численно увеличившись, были самым грамотным населением и играли значительную роль в жизни страны. Преследования коптов начались в XV-XVII вв. с началом процесса исламизации страны. Следующий иммиграционный поток коптов из Египта в начале XIX в. был хорошо принят в Судане. Однако преследования со стороны Махдистского правительства в 1885-1898 гг. заставили часть коптов принять ислам, войдя в суданские семьи. Англо-египетское вторжение в Судан в 1889 г. позволило коптам восстановить свое экономическое положение и религиозную свободу благодаря поддержке новой власти. Они заняли позиции в торговле, медицине, социальной сфере, банковском деле. Их процветающий бизнес и умелое управление сделало их привилегированным меньшинством. В 60-е гг. XX в. с усилением роли ислама режим Национального исламского фронта начал преследование коптов в Южном Судане. Это побудило спокойных и аполитичных коптов в религиозном вопросе присоединиться к оппозиции. До этого времени их неконфликтное проживание с мусульманами помогало им избегать религиозных и расовых проявлений нетерпимости со стороны мусульман. Десятилетие спокойствия сменилось новыми притеснениями в 1983 г. в связи с принятием «Исламского закона», в котором мусульмане утверждали превосходство ценностей ислама. Христиане, объединенные в «Христианский альянс», выдвинули свою кандидатуру на выборах 1986 г. и выступили против Национального исламского фронта, борющегося за установление религиозного государства. Исламисты объединили христиан с коммунистами и объявили их пятой колонной. Впрочем, христиан всегда обвиняли в этом. В 1990-х гг. продолжалась политика ограничения коптов в их правах: последовательно закрывались коптские школы, прекратилось транслирование воскресной христианской службы. Дети коптов испытали различные притеснения (навязывание исламского платья - хиджаба - вместо традиционной коптской одежды, изучение Корана). В школах на уроках истории умаляется или игнорируется период до арабских завоеваний и восхваляется история распространения ислама и арабского языка. Постепенно коптов вытеснили из сферы бизнеса, а обращение торговцев за защитой к местным властям приводило к дополнительному взиманию и сокращению торговли. Сценарии преследования христиан в разных мусульманских странах походят один на другой. Копты защищают свой духовный принцип, выраженный в их религии - христианстве, претерпевая различные виды унижения, выдавливания из общества и страны вплоть до уничтожения.

Ключевые слова

копты, меньшинства, христианский, конфликт, Египет, Copts, minority, conflict, Christian, Egypt

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривец Елена АлексеевнаИнститут востоковедения Российской академии наук (г. Москва)кандидат исторических наук, научный сотрудникhel-helena@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Ильин И.А. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1993. Т. 1.
NisanMordechai. Minorities in the Middle East. A History of Struggle and Self-Expression. Jefferson ; N. Carolina ; L., 2002.
«Country Reports on Human Rights Practices-2000. Egypt» US Department of State, February 23, 2001. URL: www.state.gov/g/ drl/rls/hrrpt/2000/nea/index.cfm?docid=784, свободный.
Minorities in the Middle East, in «Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt». URL: www.copts.net/detail.asp? id=497, сво бодный.
Summary of Finding, Center for Religious Freedom. URL: www.freedomhouse.org/religion/publications/endangered, свободный.
Egyptian government blocks church construction and Coptic social service center, in «Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt». URL: www.copts.net/detail.asp?id=589, свободный.
Egypt's Endangered Christians, First Coptic International Conference in Zurich, 2004. URL: www.copts.net/detail.asp?id=594, свободный.
Кудрявцев А.В. Мусульманско-коптские конфликты в Египте (70-е годы ХХ - начало ХХ1 в.) // Ближний Восток и современность. Вып. 14. М. : Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002.
Tree that Christians say bowed to Jesus cut down in Egypt. URL: www.copts.net/detail.asp?id=55, свободный.
 Копты в социополитических системах Египта и Судана | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Копты в социополитических системах Египта и Судана | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 1 (27).

Полнотекстовая версия