Рассматривается процесс эволюции системы подготовки докторов наук в советский период на примере вузов Сибири. Внимание уделено проблемам в работе организационных институтов по подготовке научных кадров высшей квалификации, аналитически оценена их эффективность.
State policy in the sphere of training cadres of doctors of sciences and its implementation in the universities of Siberia in the postwar period.pdf Ученые степени и звания, отмененные в России в 1918 г., были восстановлены в 1934 г. на новой основе. Для научных и научно-педагогических работников вузов устанавливались две ученые степени - кандидата и доктора наук. Для получения докторской степени необходимо было иметь ученую степень кандидата и публично защитить докторскую диссертацию на избранную тему. Однако и после восстановления ученых степеней и званий централизованной системы подготовки кадров докторов наук в масштабах всей страны не существовало. Хотя в 1937 г. при Академии наук СССР был создан институт докторантуры, распространялся он в основном на ученых самой АН и центральных вузов страны. Например, в 1947 г. 81% докторантов АН СССР составляли ученые из вузов и НИИ Москвы и Ленинграда [1. С. 27]. Вместе с тем вузы страны, в особенности региональные, остро нуждались в кадрах докторов наук. Поэтому 4 ноября 1947 г. Постановлением Совмина СССР было утверждено «Положение о порядке прикомандирования научных работников в докторантуру Академии наук СССР», в соответствии с которым появилась возможность прикомандирования в докторантуру к институтам АН СССР на срок до 2 лет наиболее перспективных работников периферийных вузов и НИИ, активно работающих над докторскими диссертациями, для завершения работы над ними. С 1951 г. докторантура действовала и при крупнейших вузах страны - Ленинградском и Московском государственных университетах. Ежегодный контингент приема в докторантуру устанавливался в количестве 200 человек, в том числе 90 - для вузов, 40 - для научно-исследовательских институтов и предприятий министерств и 70 - для АН СССР и академий наук союзных республик [2. С. 24]. Лица, выдвигаемые в докторантуру АН СССР, должны были иметь ученую степень кандидата наук и определенный стаж научно-педагогической работы в ученом звании доцента. Прикомандированные ученые освобождались на два года от учебных поручений в вузе, получали доступ к новейшему оборудованию, центральным архивам, библиотекам и т. д. Каждый из них прикреплялся к научному консультанту из числа академиков. Однако введенный в 1947 г. механизм докторантуры посредством прикомандирования представителей университетов в подразделения АН СССР оказался недостаточно эффективен для системы периферийных вузов. Во-первых, количество мест, выделяемых в докторантуру, по-прежнему было недостаточным. Например, за все время существования докторантуры при АН СССР (1948-1956 гг.) подготовку в ней прошли лишь 9 представителей Томского государственного университета (ТГУ). Во-вторых, некоторые из ученых, прошедших докторантуру, после ее окончания и защиты диссертации не возвратились обратно в свои вузы. Так, трое из девяти докторантов ТГУ после окончания докторантуры не вернулись на работу в университет. В связи с этим в 1940-1950-е гг. в целом по стране, а особенно в Сибири, ситуация с подготовкой научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации продолжала оставаться неудовлетворительной. Количество докторов наук среди профессорско-преподавательских коллективов вузов было весьма незначительным. По вузам Министерства высшего и среднего специального образования (МВ и ССО) СССР за период 1950-х гг. доля докторов наук относительно всего преподавательского состава снизилась с 6,4% (1951 г.) до 4,7% (1960 г.). По вузам Сибири ситуация была еще хуже, и аналогичный показатель в 1961 г. здесь составлял 2,6%. Даже в наиболее обеспеченных кадрами высшей научной квалификации вузах Томска, Омска, Красноярска и Иркутска доля докторов наук была ниже уровня среднероссийских показателей. Это было связано с тем, что, во-первых, в регионе не существовало благоприятных условий для занятий научной деятельностью. Во-вторых, учебная нагрузка на преподавателей вузов постоянно возрастала в связи с увеличивающимся количеством студентов, что также ограничивало возможности заниматься научной работой [3. С. 151-153]. В 1950-е гг. в вузах страны наблюдались разные тенденции в развитии кадрового научного потенциала. В некоторых из них (порядка 45 вузов, в основном европейской части страны) ежегодно происходил как абсолютный, так и относительный рост количества докторов наук. В других наблюдался абсолютный рост числа докторов наук, но снижался относительный (Московский, Ленинградский, Казанский университеты и т.д.). Среди сибирских вузов к ним можно отнести Томский университет. Здесь наблюдался абсолютный рост количества профессоров-докторов, хотя и незначительный: в 1950 г. было 16 профессоров-докторов, а в 1960 г. - 20. Но относительный рост количества профессоров-докторов к основной массе преподавательского состава происходил слабо. В 1950-е гг. процент профессоров-докторов среди преподавательского состава ТГУ колебался в пределах 5-7%, а в 1960 г. он составлял 5,7% [4. Л. 153]. Имелись вузы, в которых абсолютный рост количества докторов наук не изменялся, а относительный -падал. Эти вузы за десятилетие не продвинулись вперед по показателям абсолютного роста кадров высшей научной квалификации, а в относительном ушли назад в связи с количественным ростом своих преподавательских коллективов. Например, такое положение с кадрами докторов наук было в Сибирском металлургическом институте [4. Л. 150]. Существовали вузы, в которых происходило уменьшение количества докторов наук как в абсолютных, так и относительных показателях. Так, в Иркутском университете в 1959 г. было 4 доктора наук, или 2,9%, а в 1959 г. - 2 доктора наук, или 1%. Такая же ситуация была в Московском инженерно-физическом институте, Ленинградском институте авиационного приборостроения и ряде других вузов страны [4. Л. 150]. Ряд сибирских вузов в начале 1960-х гг. вообще не имел в своем составе докторов наук. Это были такие вузы, как Алтайский политехнический, Кемеровский горный и Сибирский автодорожный институты [4. Л. 151]. В связи с этим с середины 1950-х гг. велись активные поиски новых решений для налаживания организованной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 августа 1956 г. «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров» существовавшая система подготовки научных и научно-педагогических кадров через докторантуру отменялась как недостаточно эффективная. Было признано, что повышение квалификации научных работников и подготовка докторских диссертаций должны являться результатом активного участия ученого в научно-исследовательской работе своего научного учреждения или вуза. Поэтому для лиц, успешно сочетающих педагогическую деятельность с научной работой, по рекомендации советов вузов предоставлялись творческие отпуска сроком до 6 месяцев для завершения докторской диссертации [5. С. 9]. Творческие отпуска стали на некоторое время основной формой поддержки ученых, работающих над докторскими диссертациями. В 1961 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 июня 1961 г. «О мерах по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров» в вузах для лиц, работающих над докторскими диссертациями и «имеющих серьезные результаты научных исследований», выделялись должности старших научных сотрудников (докторантов), которые освобождались от учебных поручений на два года для подготовки и защиты докторской диссертации. На должности старших научных сотрудников могли быть переведены кандидаты наук, имеющие ученое звание доцента или профессора, как правило, не старше 45 лет. Право выдвижения на эту должность имел ученый совет вуза в пределах установленного для вуза плана приема в докторантуру, а окончательное утверждение происходило приказом министра. После перевода каждый научный сотрудник регулярно должен был отчитываться на заседании кафедры и один раз в год на ученом совете вуза о выполнении работы над диссертацией. Недостаток предыдущей формы докторантуры заключался в том, что докторские диссертации разрабатывались в отрыве от проблем, которыми занимались вузы или НИИ, темы диссертаций докторантов должны были соответствовать направлению работы определенного института АН СССР и утверждались его Ученым советом. Принципиальное отличие новой формы было в том, что при ней преподаватель работал над исследованием, входящим в план научной работы данного вуза. Кроме того, выполнение тем находилось под постоянным контролем руководства и общественных организаций вуза [6. С. 34-35]. За первые 3 года существования института старших научных сотрудников (1962-1965 гг.) министерством было переведено на эти должности 550 кандидатов наук, из них 274 человека (49,8%) в вузах Москвы и Ленинграда, а остальные - в вузах других городов, в том числе 81 человек (14%) по вузам Сибири и Дальнего Востока [7. Л. 98-99]. Число вузов, которые использовали этот институт для подготовки докторов наук, увеличивалось главным образом за счет вузов Сибири и Дальнего Востока. Так, в лидерах по стране по числу представленных кандидатур в докторантуру на 1964 г. были такие сибирские вузы, как Томский политехнический институт (19 человек) и Томский государственный университет (16 человек). В целом институт старших научных сотрудников был более эффективен, чем предыдущая форма докторантуры. Так, в 1962-1977 гг. на должности старших научных сотрудников в вузах страны было переведено порядка 8 тыс. человек, из них 54,2% защитили докторские диссертации и 16,4% представили их к защите. Министерство высшего и среднего специального образования СССР было удовлетворено такими результатами и подчеркивало, что только благодаря этому институту был «преодолен голод многих вузов в докторах наук». Особенно почувствовали это вузы Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии [8. С. 58]. Действительно, некоторые, прежде всего крупные, вузы Сибири качественно усилили свой научно-педагогический состав. Так, если к началу 1965 г. только 37% от общего количества кафедр ТГУ возглавляли профессора и доктора, то число таких кафедр в 1970 г. достигло 59,4%. Новосибирский университет в этом плане имел еще более высокие показатели (90%), правда, в том числе, за счет совместителей, работающих в системе Сибирского отделения АН СССР [9. Л. 3]. В то же время во многих вузах Сибири (прежде всего во вновь открывшихся) эффективность института старших научных сотрудников была низкой, что не позволяло им улучшить показатели остепененности своих научно-педагогических составов [10. С. 211, 212]. Основным недостатком в работе института старших научных сотрудников было то, что не все переведенные на эти должности защищали диссертации в установленный срок. Так, по стране за 1962-1965 гг. 23% окончили пребывание на этих должностях с защитой диссертации в срок окончания, еще 22% представили свои диссертации к защите. Подавляющее большинство старших научных сотрудников защищали докторские диссертации через год после окончания срока пребывания в этой должности. Среди факторов, влиявших на несвоевременную защиту диссертаций старшими научными сотрудниками (докторантами), были: неудовлетворительный отбор в соискатели докторской степени, недостаточный контроль над работой старших научных сотрудников со стороны руководства вузов. Зачастую старшим научным сотрудникам (докторантам) мешала высокая педагогическая, общественная и административная нагрузка, от которой они не могли полностью отказаться. После реформы Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и реорганизации советов по присуждению ученых степеней (1974 г.) значительным препятствием для старших научных сотрудников стало отсутствие в Сибири докторских советов по большинству специальностей. Из-за этого происходила задержка защиты диссертации у многих старших научных сотрудников. Отрицательно на подготовке докторов наук сказывались недостаточная материальная база вузов для проведения экспериментальных исследований, нехватка учебных и лабораторных помещений, средств на командировки и т.д. Возникали трудности с публикацией основных результатов исследований докторантов, с оформлением диссертаций. Несмотря на определенные успехи, ситуация с численностью докторов наук в целом по вузам Сибири оставалась сложной на всем протяжении советского периода. Согласно статистическим данным, численность докторов наук в вузах Западной, а в особенности Восточной Сибири традиционно была ниже, чем в других регионах РСФСР [3. С. 158, 159]. К 1991 г. численность докторов наук в вузах Сибири хотя и увеличилась в 5,4 раза, в сравнении с 1958 г., однако их доля в профессорско-преподавательском составе оставалась низкой - 3,3% (по вузам РСФСР в среднем 4,7%) [11. С. 90]. Таким образом, долгое время в СССР не существовало организационного института по подготовке кадров докторов наук в масштабах всей страны. Учрежденный в 1947 г. Институт докторантуры при АН СССР, позволявший вузам прикомандировывать своих научных работников к ее институтам для написания и защиты докторской диссертации, сыграл незначительную роль в плане подготовки научных кадров для периферийных вузов. В результате в 1956 г. он был отменен. Более эффективной формой подготовки научных кадров высшей квалификации стал Институт старших научных сотрудников, практиковавшийся с 1962 г. и позволивший частично решить проблему комплектования вузов Сибири кадрами докторов наук.
Цеховой Николай Петрович | Томский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Томск) | кандидат исторических наук | tseh.86@mail.ru |
Воронецкая Ольга Семеновна | Томский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Томск) | кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин | tf@mail.tomsknet.ru |
Бараненков Ф.И., Балезин С.А. Подготовка и подбор научных кадров // Вестник высшей школы. 1947. № 4. С. 24-28.
Топчиев А.В. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации // Вестник высшей школы. 1948. № 9. С. 24-26.
Водичев Е.Г. Путь на Восток: формирование и развитие научного потенциала Сибири (середина 50-х - 60-е гг.). Новосибирск : Экор, 1994. 203 с.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 1017.
Геращенко Б.С. Всемерно улучшать подготовку научных кадров // Вестник высшей школы. 1956. № 10. С. 7-11.
Васильев Д.И. Докторов наук должно быть больше // Вестник высшей школы. 1964. № 12. С. 34-35.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 1959.
Васильев Д.И., Скрягин А.Д. От кандидата - к доктору наук // Вестник высшей школы. 1978. № 1. С. 57-60.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2232.
Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х - начале 90-х гг. XX века. Томск : ТГУ, 2006. 648 с.
Петрик В.В. К проблеме подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (докторов наук) в вузах Сибирского региона 1958-1991 гг. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. Вып. 5 (42). С. 86-90.