Рецензия: Тресвятский Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 2 (28).

Рецензия: Тресвятский Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с.

Review: Tresvyatsky L.A. Orthodoxy on earth in the Kuznetsk the pre-revolutionary period. novokuznetsk: MAOU DPO IPK, 2013. 267 p..pdf Зарождение историко-церковного направления краеведческих исследований относится к концу XVIII в. и связано с именем митрополита Платона Левшина (умер в 1812 г.). Это направление включает в себя историю создания и функционирования храмов, жизнедеятельность лиц, связанных с церковью, и различных церковных организаций, изучение вещественных источников церковного обихода. Организационное оформление историко-церковного направления в краеведении произошло в середине XIX в., когда в центрах православных епархий стали издаваться газеты «Епархиальные ведомости», ставшие своего рода объединениями по изучению церковной истории. События 1917 г. прервали научное изучение истории Церкви. После крушения советского строя вновь возник интерес к церковной истории. К работам по региональному изучению данного направления относится монография доктора культурологии Л. А. Тресвятского, в которой исследуется история Русской православной церкви в Кузнецком уезде Томской губернии досоветского периода. Изучение духовной жизни населения Кузнецкого края значительно активизировалось в постсоветское время (Л.А. Тресвятский определяет это термином «краеведческий ренессанс» (С. 8), однако, по справедливому замечанию автора, в силу специфики и сложности темы, труднодоступности источников период до 1917 г. до сих пор не является магистральным. Первая глава посвящена процессу распространения православной веры в Западной Сибири и на Юге Кузбасса, в частности в течение XVII-XIX вв. Подчеркивается, что образование Сибирской епархии в XVII в. было важным звеном в государственной программе по освоению окраинных земель. Православие способствовало, во-первых, адаптации пришлого русского населения на новой территории, во-вторых - активному включению в орбиту социального и культурного взаимодействия аборигенов сибирского региона. Дополнительным стимулом стало выделение из состава Сибирской епархии в 1834 г. Томской епархии. Автор не соглашается с точкой зрения о насильственной христианизации сибирских народов. По его мнению, принятие православия было выгодно для инородцев, так как влекло за собой освобождение от выплаты ясака в течение нескольких лет. Касаясь проникновения православной традиции непосредственно в Кузнецкую землю, Л. А. Тресвятский отмечает огромную роль первого сибирского архиепископа Киприана, который за короткий срок служения (1621-1623 гг.) сумел укрепить внутрицерковную дисциплину и дал благословение на строительство храмов и монастырей. Благодаря воле владыки в Кузнецком остроге в 1621 г. воздвигается Спасо-Преображенский собор, который на многие десятилетия стал духовным центром Кузнецкого края. Во второй главе рассматривается история православных храмов дореволюционного Кузнецка. Много места уделяется Спасо-Преображенскому собору: его основанию, строительству каменного здания, биографиям настоятелей и причта, социальному составу прихожан. С не меньшим интересом читаются страницы монографии, посвященные истории церкви Одигитриевской иконы Божией матери - второму по значению храму в религиозной жизни Кузнецкой земли, построенному по инициативе купца И. Д. Муратова. Историкам русской литературы данная церковь известна тем, что в ней 6 февраля 1857 г. с М.Д. Исаевой обвенчался прапорщик Ф.М. Достоевский. После венчания Ф.М. Достоевский подарил настоятелю Одигитриевской церкви Е.И. Тюменцеву свою автобиографию. Долгое время этот документ считался утерянным во время пожара 1884 г., когда дом отца Евгения полностью сгорел [1. С. 76]. Однако Л. А. Тресвятский обнаружил в иркутской газете «Восточное обозрение» от 8 января 1905 г. небольшую заметку, в которой сообщалось, что автобиография Ф.М. Достоевского до сих пор хранится «у одного из кузнечан» (С. 93). Надеемся, что данное открытие не останется без внимания краеведов и будет для них стимулом для дальнейшего научного поиска. Третья глава посвящается многочисленным (автор насчитывает 18) сельским приходам Кузнецкой земли. Л.А. Тресвятский подразделяет их на крупные и средние по численности паствы и, опираясь на статистические материалы, каждый подробно описывает. Отмечается, что, по сравнению с городскими, сельские священники жили бедно. Доходы причта полностью зависели от прихода. Поэтому многие батюшки вынуждены были вести натуральное хозяйство. Вместе с тем близость к земле обеспечивала особую духовную скрепу между священником и верующими. В четвертой главе исследуется деятельность Алтайской духовной миссии (АДМ). Она была создана 15 декабря 1828 г. по инициативе Тобольского архиепископа Евгения для миссионерский работы среди коренного населения юга Западной Сибири - алтайцев, шорцев, телеутов. В станах миссии строились церкви и часовни, миссионеры жили в определенных станах и проводили богослужения как среди новокрещенных, так и среди местного русскоязычного населения. Наряду с пастырским долгом члены АДМ осуществляли еще и педагогическую деятельность. Они преподавали церковные предметы, учили грамоте и арифметике. Например, в 1861 г. в Кузнецком отделении АДМ В.И. Вербицким была открыта миссионерская школа для детей. Усилиями миссионеров были созданы алфавит и букварь для алтайцев, телеутов и шорцев. Л.А. Тресвятский останавливается также на слабоизу-ченных моментах жизни двух легендарных кузнецких старцев-исихастов - Зосимы и Василиска, кельи которых до сих пор не найдены, и вопрос о месте их расположения является предметом дискуссий археологов и историков Кузбасса [2]. Монография Л.А. Тресвятского важна не только с точки зрения актуализации в ней малоисследованных страниц истории православия в Кузнецком крае. Она является также своеобразным и уникальным справочником приходов и причт Кузнецкого уезда. Благодаря стараниям автора возвращены из небытия и забвения многие настоятели, дьяконы, псаломщики, пономари. Используя архивные документы из фондов Государственного архива Томской области, Российского государственного архива древних актов, Л.А. Тресвятский скрупулезно восстанавливает личные данные клира кузнецких храмов, рассказывает о каждом священнике. Особого внимания заслуживают статистические приложения к книге. Из них можно узнать сведения о численности причта, социальном составе и имущественном положении прихожан г. Кузнецка и Кузнецкого благочинного округа. Содержащиеся в приложении материалы являются прекрасными дополнениями к работе, что следует поставить в заслугу автору. Данное исследование будет интересно и полезно краеведам, историкам Русской православной церкви. Книга также может быть рекомендована в качестве пособия по курсу историческое краеведение в высших учебных заведениях.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дорофеев Михаил ВасильевичКузбасская государственная педагогическая академия (г. Новокузнецк)доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и методики преподавания историиnatdor13@mail.ru
Худолеев Алексей НиколаевичКузбасская государственная педагогическая академия (г. Новокузнецк)доктор исторических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и методики преподавания историиkhudoleev73@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Кушникова А.М., Тогулев В.В. Загадки провинции. «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах сибирских архивов. Новокуз нецк: Кузнецкая крепость, 1996. 470 с.
Ширин Ю.В. Археологические работы на юге Кемеровской области в 2010 г. по обследованию вероятного места обитания св. Петра Том ского. Отчет о научно-исследовательской работе. Кемерово : Издательский отдел Кемеровской и Новокузнецкой епархии, 2011. 127 с.
 Рецензия: Тресвятский Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 2 (28).

Рецензия: Тресвятский Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 2 (28).

Полнотекстовая версия