Историография проблем «государства всеобщего благосостояния» и «европейской социальной модели»
Исследования на тему социальной политики как части политической модели управления стала развиваться в 1960-е - 1970-е гг., что можно объяснить углублением европейской экономической интеграции и процесса глобализации и последовавшими за этим изменениями в моделях «государства всеобщего благосостояния» ведущих европейских стран. Анализ социального измерения Европейских сообществ и ее влияния на национальную социальную политику получил новый виток развития в 1980-х - 1990-х гг. с подписанием Маастрихстского договора и углублением европейской валютной интеграции. Современная исследовательская литература ставит вопрос о создании «социальной модели ЕС» как способа урегулирования экономических и политических проблем европейских стран в условиях финансового кризиса.
The historiography of «welfare state» and «European social model».pdf 1960-е - 1970-е гг. являются началом становления методологии сравнительного анализа государственных моделей социального обеспечения на основе эмпирических данных. В этот период происходит обновление социальной политики в развитых странах вследствие интернационализации внутреннего рынка и эволюции индустриального общества и его потребностей. Одним из авторов, внесших важный вклад в исследование социальной политики, является американский социолог Ричард Титмусс. Он определяет социальную политику как действия, направленные на достижение определенных целей и учитывающие неэкономический фактор общественных отношений [1. С. 23, 24]. Понятие социальной политики, таким образом, лишено любой доктринальной принадлежности. Этот подход представляет собой баланс между двумя социально-антропологическими теориями, доминировавшими в послевоенный период: «механистической теорией», основанной на классическом принципе саморегулирующейся рыночной экономики, и противоположной ей теорией эволюции общества благодаря политическому прогрессу, подкрепляемому социальными программами. Р. Титмусс характеризует государство в качестве «распределителя» общественных благ в области городского планирования, транспортных и жилищных условий, экологической политики, которые члены общества не в состоянии приобрести самостоятельно. Это частично объясняет активное участие органов власти в социальном урегулировании в «государстве всеобщего благосостояния», например во Франции. Классическим считается определение социальной политики Томаса Маршалла: «Использование политической власти с целью дополнения или изменения процессов экономической системы, чтобы достичь результатов, которые эта экономическая система не достигнет самостоятельно» [2. С. 11]. Работы Т. Маршалла отражают общественные ожидания послевоенного времени относительно закрепления и универсализации трудового права, эволюционировавшего на протяжении XVII-XX вв. в западных странах, где гражданство часто является главным условием доступа к государственным благам, таким как здравоохранение, гарантия трудовых стандартов, образование [3. С. 28]. Гаральд Виленский, один из ведущих исследователей экономической и социальной политики стран Европы и США, вводит понятие «политического профиля» страны (policy profiles) [4. С. 212] через сравнение национальных программ социального обеспечения с учетом налоговой и бюджетной политики, экономических показателей, политической легитимности режима, трудовых гарантий, уровня здравоохранения [4. С. 361]. Междисциплинарный подход Г. Виленского, комбинирующий принципы политической экономии с политической социологией [5], получил широкое применение в работах, посвященных изучению социальной политики в Европе, после введения евро. «Теория социального регулирования» Ж.-Д. Рейно [6] широко используется во Франции в области менеджмента и исследований на эту тему, противопоставляя французский термин regulation (нормотворчество) английскому rule (норма, правило). Согласно этой теории, систему социального обеспечения можно представить как цикл создания, внедрения, поддержания и сворачивания социальных норм. Стоит отметить еще несколько исследователей, внесших существенный вклад в развитие научной мысли в области социальной политики. Ф. Катрайт анализирует влияние изменения политического курса на социальное законодательство [7. С. 537-550]. П. Кайм-Кодл исследует программы социального обеспечения в Австрии, Германии, Ирландии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, США, Новой Зеландии, Австралии, используя метод сравнительного анализа [8]. Х. Хекло является автором концепции «свободного альянса» (issue network), системы взаимодействия лоббистских групп, общественных организаций и экономических структур, влияющих на государственную, экономическую и социальную политику [9. С. 88]. П. Флора, редактор сборника исследовательских работ на тему западноевропейского «государства всеобщего благосостояния», предлагает сравнительный анализ программ социального обеспечения в Европе, основанный на эволюции социальной политики под влиянием процесса модернизации и внутриполитических изменений [10]. Дж. Хиггинс уделяет большое внимание критериям сравнительной методологии и определению «социальной политики», а также факторам, влияющим на выбор программ социального обеспечения [11. С. 221-242]. В целом, исследовательская методология в области социальной политики 1960-1970-х гг. заимствуется из смежных дисциплин - философии, антропологии, культурологии, экономики - и лежит в основе современного метода сравнительного анализа программ социального обеспечения в демократических странах. Изучение социальной политики Европейских сообществ в 1980-2000-е гг. В 1980-1990-е гг. происходит углубление европейской экономической интеграции, однако «социальная Европа» остается ограниченным понятием. Объект исследования в ранних работах по социальной политике ЕЭС остается неопределенным, так как самому явлению «европейская социальная политика» еще не было дано конкретное определение [12. С. 12]. Исследователей европейской социальной политики можно условно разделить на реалистов и функционалистов [13. С. 9]. Реалисты, или сторонники межправительственного подхода, анализировали европейскую социальную политику в зависимости от циклов экономического развития государства. Они считали, что социальная составляющая Европейских сообществ, обладая правовой базой исключительно в виде основополагающих договоров и вторичного права ЕС, всегда будет иметь менее значимую роль, чем экономический фактор. Функционалисты и неофункционалисты также полагали, что социальная политика ЕЭС остается вторичной по отношению к экономическому развитию Сообщества, но, благодаря «эффекту равномерного распространения» (spillover effect) и инициативам европейских институтов, разовьется в отдельную отрасль европейского права. Наиболее комплексные работы в области европейской социальной политики представлены в рамках теории «исторического институциона-лизма» [14. С. 693-721]), возникшей вследствие усиления роли европейских институтов. Развитию процесса интеграции и научных исследований в этой области также способствовали европейские деятели, среди которых особое место занимает Жак Делор (19851995 гг.), бывший Президент Еврокомиссии. В современной литературе по европейской социальной политике преобладают два вектора исследования: признание «европейской социальной модели» со сложившейся в процессе интеграции самостоятельной правовой базой и опровержение ее существования как политического явления. Согласно второму направлению, социальная политика входит в компетенцию стран Евросоюза. Некоторые исследователи рассматривают эволюцию национальных социальных моделей под влиянием внешнеэкономических факторов, что еще более подчеркивает нечеткость социального курса ЕС. Другие связывают анализ социальной политики Евросоюза с финансовым кризисом еврозоны и рассматривают социальную составляющую в качестве «регулируемой переменной» европейской валютной системы [15. С. 4]. В условиях экономического и финансового кризиса преобладает «промежуточный» подход к проблеме: «европейская социальная модель» как попытка координирования национальных программ социального обеспечения стран ЕС в некоторых отраслях. Работы датского социолога Госты Эспин-Андерсена занимают особое место в анализе европейских моделей социального обеспечения. Г. Эспин-Андерсен связывает эволюцию «государства всеобщего благосостояния» с процессом постиндустриализации [16. С. 126] и выявляет зависимость социальной политики от других политических сфер: трудовых отношений, политики занятости, финансового сектора. Эспин-Андерсен утверждает, что традиционный анализ расходов правительства на социальную политику не является весомой характеристикой в определении социального типа государства; необходимо теоретическое обоснование выбора стран и обозначение широкой концептуальной основы для анализа сходств и различий между моделями. Публикации Эс-пин-Андерсена являются авторитетными для исследователей в данной области, хотя релевантность введенных им категорий «государства всеобщего благосостояния» сегодня активно обсуждается. Работы Роберта Гейера в области социальной политики ЕС являются хорошим учебным пособием для понимания того, как соотносятся национальное и европейское право в области социального обеспечения. Р. Гейер считает, что формирование настоящей «европейской социальной модели» зависит скорее не от действий европейских институтов, но от политического выбора стран ЕС [13. С. 13]. Жан Писани-Ферри, основатель исследовательского института Брюгель (Bruegel), директор по кадрам в области экономической политики при премьер-министре Франции, профессор в университете Пари-Дофен, критикует современную экономическую политику ЕС и предлагает следующие структурные реформы: решение проблемы банковского долга; рекапитализация; ускоренное перераспределение производства в наиболее продуктивных секторах для сокращения различий между уровнями конкурентоспособности стран еврозоны; корреляция государственных бюджетов; перераспределение европейских фондов в пользу экономик, находящихся в стадии рецессии; увеличение финансовых вложений со стороны Европейского инвестиционного банка и др. [17. С. 67-72]. Также известны в международных экспертных кругах следующие политические деятели и исследователи. А. Сапир, старший научный сотрудник центра «Брю-гель», профессор экономики, бывший советник при президенте Европейской комиссии, является руководителем экспертной группы при Еврокомиссии и автором доклада «Повестка дня ЕС 2004 г.» («доклад Сапира»). Он анализирует политическое и экономическое развитие европейских стран и предлагает стратегию по укреплению экономического роста ЕС и улучшению условий жизни населения [18]. Важный вклад в развитие экономической и социальной политики ЕС внесла М. Родригес, европейский политический деятель, профессор, бывший министр труда Португалии. М. Родригес участвовала в разработке Европейской стратегии занятости и роста и Лиссабонского договора. Р. Фриман, директор Школы социальных и политических наук Университета Эдинбурга, опубликовал многочисленные исследования в области политики здравоохранения европейских стран. Широко известными в Европе аналитиками являются руководители исследовательских ассоциаций в области социальной политики: Ф. Поше (Европейский институт профсоюзов), Б. Ванерк (Европейская социальная обсерватория), Ф. Эрзог, («Конфронтации Европы»). Журналист К. Дегриз регулярно публикует работы на тему европейского социального диалога. Работы в области гендерной политики на рынке труда можно встретить у М. Джепсен, исследователя Европейского института профсоюзов. П. Розанваллон, французский историк, профессор Колледжа Франции, директор французской Высшей школы социальных наук, является общепризнанным исследователем в области демократических процессов, форм государственного управления, европейской социальной политики и французского «государства всеобщего благосостояния». Д. Винкотт, профессор Школы социальных и политических наук Университета Эдинбурга, специализируется на вопросах управления и принципа субсидиарности в европейском социальном праве. С. Боррас, профессор в бизнес-школе Копенгагена, ведет исследования в области инновационной политики. Совместно с К. Радалли, профессором политических наук Центра европейских исследований Ж. Моне, С. Боррас является автором «двойного» подхода к анализу европейской социальной политики: идеационного (ideational approach), через политические парадигмы, и организационного, через исследование институтов ЕС [19. С. 470]. В рамках европейского трудового и конкурентного права стоит отметить работы К. Барнар, профессора Кембриджского университета. П. Лелие, эксперт от Бельгии в консультативном Комитете по социальному обеспечению при Еврокомиссии, является автором работ по анализу «открытого метода координации» в социальной политике Евросоюза [20]. Большим авторитетом в европейских научных кругах пользуются исследовательские центры (think-tanks). Научная ассоциация «Брюгель» (Bruegel) специализируется на исследованиях в области европейской макроэкономической политики, мировой экономики, глобального управления, финансового регулирования, инновационной и антимонопольной политики. Европейский институт профсоюзов (European Trade Union Institute, ETUI), научный центр при Европейской конфедерации профсоюзов, ведет исследования в сфере европейской социально-экономической политики и трудовых отношений, а также организует программы профессионального обучения для членов конфедерации [21]. Независимый германский «Фонд Бер-тельсманна» (Bertelsmann Stiftung) проводит исследования в области социальной и экономической политики, культуры, здравоохранения, образования и разрабатывает стратегии по укреплению процесса европейской интеграции [22]. «Европейская социальная обсерватория» (Observatoire Social Europeen, OSE), расположенная в Брюсселе, публикует работы в сфере взаимодействия социальной политики европейских стран и ЕС [23]. Независимый бельгийский центр социально-политических исследований и информации (Centre de recherche et d'information socio-politiques, CRISP) изучает процессы принятия решений и социальный диалог в Бельгии и Евросоюзе [24]. Франко-бельгийская ассоциация «Конфронтации Европы» (Confrontations Europe) объединяет представителей европейских корпораций, профсоюзов, регионов, политических деятелей и исследователей в области европейской финансовой политики, социальной экономики, территориального сплочения, политики окружающей среды, образования и выступает за более активное участие гражданского общества в процессе европейской интеграции как способа выхода из экономического кризиса [25]. Деятельность широко известных в Европе исследовательских институтов «Фонд Р. Шумана» (Fondation Robert Schuman) и «Наша Европа - Институт Жака Делора» (Notre Europe - Institut Jacques Delors) вносит весомый вклад в дискуссии по проблемам демократии, экономической и социальной интеграции, расширения, внешней политики ЕС [26, 27]. Европейский Фонд по улучшению условий жизни и труда (European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, Eurofound) анализирует социальные программы стран ЕС в области социального диалога и трудовых отношений, а также координацию трудовых и жилищных стандартов в Европе [28]. Американо-европейский Фонд Маршалла «Германия-США» (German Marshall Fund, GMF) предоставляет многочисленные публикации по проблемам социальной экономики, демократического представительства и гражданского общества в ЕС [29]. Хельсинский центр исследований в области труда и экономики (Labour Institute of Economic Research) занимается мониторингом макроэкономического развития и трудового права Евросоюза [30]. Парижский Центр по изучению социологии организаций (Centre de Sociologie des Organisations), созданный при Национальном центре научных исследований, ведет исследовательскую работу в сфере экономической социологии и социологии общественных отношений с особым вниманием на трудовые отношения [31]. Деятельность кельнского Института М. Планка по изучению общества (Max Planck Institute for the Study of Societies) привлекает внимание к проблеме места социальных и политических аспектов в современной экономике и анализирует взаимосвязь между экономическим, социальным и политическим процессами [32]. Берлинский институт социальных исследований (Social Science Research Center) публикует работы по проблемам современного общества в процессе глобализации на основе сравнительного анализа в области политики образования, занятости, условий труда, равенства шансов, рыночной экономики и динамики политического развития [33]. Расположенный в Вене Международный центр сравнительных исследований в области общественных наук, экономики и политики (ICCR Foundation) использует междисциплинарный сравнительный подход для анализа европейской интеграции и издает «Европейский исследовательский журнал социальных наук» (European Journal of Social Science Research) [34]. Еврокомиссия также выступает инициатором исследований в области европейской социальной политики благодаря информации, предоставляемой ей консультативными институтами, такими как европейская обсерватория в сфере политики по борьбе с социальным исключением (observatoire europeen des politiques nationales contre I'exclusion sociale), обсерватория в сфере пенсионной политики (observatoire du vieillissement et des personnes agees), обсерватория в сфере семейной политики (observatoire des politiques familiales) и др. Среди аналитических журналов стоит отметить ежеквартальный «Журнал европейской социальной политики» (Journal of European Social Policy), публикуемый Университетом Эдинбурга и охватывающий все аспекты социальной политики стран Евросоюза и европейских институтов. «Европейский журнал социального обеспечения» (The European Journal of Social Security), совместное издание Университета Утрехта и Университета Эдинбурга, анализирует взаимодействие европейской социальной политики и политики стран ЕС в миграционной, налоговой, демографической отраслях. Лондонский Интернет-журнал «Социальная Европа» (Social Europe Journal) публикует статьи по актуальным проблемам европейской социальной демократии и позиционирует себя как академическая дискуссионная платформа. Журнал «Европейские Сообщества» (European Societies) издается Европейской социологической ассоциацией (European Sociological Association, ESA) с целью привлечения внимания общественности к значимости социальных наук в развитии европейской интеграции. «Европейский журнал в области социальной работы» (European Journal of Social Work) британского издательства «Тейлор и Франсис» (Taylor&Francis) издает работы в области социальных услуг и сравнительного анализа социальных и культурных моделей европейских стран. «Европейский журнал по исследованиям в трудовой сфере "Трансфер"» (Transfer: European Review of Labour and Research), совместное издание Европейского института профсоюзов и Свободного университета Брюсселя, публикует исследования в области европейских коллективных переговоров и корпоративного диалога. «Журнал социальной политики» (Journal of Social Policy) Лондонской школы экономических и политических наук представляет работы по прогнозированию тенденций социальной политики в международном контексте. В отечественной науке необходимо назвать следующих ведущих ученых в области европейского социального права. Автором наиболее комплексных работ является Марина Викторовна Каргалова, руководитель Центра проблем социального развития Европы при Российской академии наук. Работы Центра, и в частности М.В. Каргаловой, сосредоточены на исследованиях процесса социального развития ЕС в XXI в., анализе европейского социального партнерства и взаимодействия ЕС и России в области социальной и экономической политики и направлены на разработку концепций современной социальной политики в мировом контексте [35-37]. М.В. Каргалова также является автором монографии «Социальное измерение европейской интеграции», комплексного учебного пособия для исследователей в области европейского социального и трудового права [38]. Также стоит отметить работы и учебные пособия Льва Матвеевича Энтина, профессора МГИМО, доктора юридических наук и специалиста по европейскому праву, посвященные изучению трудового права Евросоюза в широком контексте международного и конституционного права [39]. Профессорский состав МГИМО внес значительный вклад в русскоязычную историографию по европейскому социальному праву. М. Л. Энтин является редактором журнала «Вся Европа» и специалистом в области нормотворчества ЕС и партнерства ЕС и России [40]. Работы Тамары Викторовны Шашихиной, директора Европейского учебного института при МГИМО, специализируются на темах корпоративного и предпринимательского права ЕС [41, 42]. М.Л. Энтин и Т.В. Шашихина совместно выпустили сборник «Какими станут внутренние и внешние политики ЕС в результате вступления в силу Лиссабонского договора. Материалы международной конференции, проведенной МГИМО МИД России 22 февраля 2008 г.» [43]. Лариса Валерьевна Дериглазова, профессор Томского государственного университета и руководитель Центра Европейского союза в Сибири, является признанным специалистом в области социальной политики ЕС и автором многочисленных публикаций на данную тему [44, 45]. В целом, русскоязычные работы объединяет стремление дать оценку европейской социальной политике для прогнозирования сотрудничества России и ЕС в области корпоративного управления и международного трудового права. В зарубежных исследованиях социальная политика ЕС зачастую рассматривается в качестве второстепенной по отношению к экономической. Г. Виленский писал о том, что социальная политика - это расплывчатая, «остаточная» категория, в отличие от экономической политики или политики в области окружающей среды [46. С. 24]. Трудности создания «европейской социальной модели» связываются с проблемами европейской интеграции: расширение Евросоюза, отсутствие «европейского демоса», демократический дефицит. Многие исследования носят скептический характер: в условиях кризиса зоны евро все меньше специалистов верят в возможность создания «европейской социальной модели» в кратко- и среднесрочной перспективе. Во многих работах используется метод сравнительного анализа. Сравнение проводится между национальными социальными моделями стран-членов ЕС; между странами зоны евро; между странами зоны евро и странами, которые не входят в зону евро; между национальной политической моделью и «европейским социальным измерением». Большинство исследователей предлагают варианты решения социальных и экономических проблем ЕС. К сожалению, эти предложения зачастую идеалистичны. Наиболее конкретные идеи формируются в профсоюзных и предпринимательских кругах, участвующих в процессе принятия решения в ЕС, например Европейским институтом профсоюзов, представляющим интересы работников на общеевропейском уровне, или Федерацией «Бизнес Европа» (Business Europe), объединяющей предпринимателей и работодателей из 35 европейских стран.
Ключевые слова
cоциальная политика,
«европейская социальная модель»,
«государство всеобщего благосостояния»,
Social policy,
European social model,
welfare stateАвторы
Фирсова Юлия Александровна | Томский государственный университет | аспирант кафедры мировой политики исторического факультета | yulia.firsova87@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Titmuss R.M. Social policy: An Introduction. Allen & Unwin, 1974.
Marshall T.H. Social Policy in the Twenthieth-Century. London : Hutchinson, 1975.
Marshall T.H. Citizenship and the Social Class. Pluto rerspectives, 1992.
Wilensky H.L. Rich Democracies. Political Economy, Public Policy, and Performance. University of California Press, 2002.
Comparing Rich Democracies, with Harold L. Wilensky (Conversation with History) // University of California Television. October 3, 2002. URL: www.uctv.tv/shows/Comparing-Rich-Democracies-with-Harold-L-Wilensky-Conversations-with-History-7061, свободный (д
Reynaud J.-D. Les regles du jeu : L'action collective et la regulation sociale. Paris : Armand Colin.
Cutright Ph. Political Structure, Economic Development and National Social Security Programs // American Journal of Sociology. Vol. 70, №. 5 (Mar., 1965).
Kaim-Caudle Peter R. Comparative Social Policy and Social Security: A Ten-country Study. London : Martin Robertson, 1973.
Heclo H. Issue networks and the Executive Establishment // King A. The New American Political System. American Enterprise Institute for Public Policy Research, Washington D.C., 1978.
Flora P., andHeidenheimer A. The Development of Welfare States in Europe and America. New Brunswick : Transaction Books, 1981.
Higgins J. Comparative social policy // The Quarterly Journal of Social Affairs. № 2(3). 1986.
Geyer R.R. Exploring European Social Model. Polity Press, 2000.
Harrison R.J. Europe in Question: Theories of Regional International Integration. London, 1974.
Skocpol T., Pierson P. Historical Institutionalism in Contemporary Political Science / Katznelson I., Milner H. V. Political Science: State of the Discipline. New York : W.W. Norton, 2002.
Degryse Ch., JepsenM., andPochet Ph. The Euro crisis and its impact on national and European social policies. Brussels : ETUI, 2013.
Esping-Andersen G. The comparative macro-sociology of welfare states // Moreno L. Social Exchange and Welfare Development. Madrid : Consejo superior de investigaciones cientificas, 1993.
Pisani-Ferry J. Assurance mutuelle ou federalisme: la zone euro entre deux modeles // Journees de l'economie de Lyon 2012, no. special «Problemes economiques». Novembre 2012.
An agenda for a growing Europe. Making the EU Economic System Deliver. Report of an Independent High-Level Study Group established on the initiative of the President of the European Commission. July 2013 // Euractiv. URL: www.euractiv.com/sites/all/euract
Borras S., Radaelli C.M. The politics of governance architectures: creation, change and effects of the EU Lisbon Strategy // Journal of European Public Policy. № 18, 4 June 2011.
Lelie P., Vanhercke B. Inside the social OMC's learning tools: How "Benchmarking Social Europe" really worked // OSE, Brussels, Research Paper 10 February 2013.
L'ETUI // ETUI - European Trade Union Institute. URL: www.etui.org/fr, свободный (дата обращения: 20.12.2013).
The Foundation // Bertelsmann Stiftung. URL: http://www.bertelsmann-stifftung.de/cps/rde/xchg/bst_engl/hx.xsl/index.html, свободный (дата обращения: 21.12.2013).
Observatoire Social Europeen - presentation // OSE: European Social Observatory. URL: http://www.ose.be/files/OSE_presentation/OSEpresentation_fr.pdf, свободный (дата обращения: 24.12.2013).
A propos du CRISP // CRISP - Centre de recherche et d'information socio-politiques. URL: http://www.crisp.be/a-propos (дата обращения 20.12.2013).
Fields of study // Confrontations Europe. URL: http://www.confrontations.org/en/researches, свободный (дата обращения: 20.12.2013).
La Fondation Robert Schuman au coeur de l'Europe // Fondation Robert Schuman, le Centre de recherches et d'etudes sur l'Europe. URL: http://www.robert-schuman.eu/fr/la-fondation-robert-schuman, свободный (дата обращения: 21.12.2013).
Nos axes de travail // Notre Europe - Institut Jacques Delors. URL: http://www.notre-europe.eu/011-329-Nos-axes-de-travail.html, свободный (дата обращения: 23.12.2013).
About Eurofound // Eurofound. 13.12.2013. URL: http://www.eurofound.europa.eu, свободный (дата обращения: 18.12.2013).
GMF Annual Report 2012 // The German Marshall Fund of the United States. URL: http://gmfus.wpengine.netdna-cdn.com/wp-content/uploads/2013/03/AR-2012_web.pdf, свободный (дата обращения: 18.12.2013).
About the Institute // Labour Institute for Economic Research. URL: http://www.labour.fi/english/ptintroduction.asp, свободный (дата обращения: 15.12.2013).
Qui sommes-nous? CSO-CNRS: Centre de socjologie des organisations. URL: http://www.cso.edu/labo.asp, свободный (дата обращения: 15.12.2013).
About the MPIfG // Max-Planck-Institut ffir Gesellschaftsforschung/Max Planck Institute fort he Study of Societies. URL: http://www.mpifg.de/institut/institut_en.asp, свободный (дата обращения: 19.12.2013).
About the WZB // WZB: Wissenschaftszentrum Berlin far Sozialforschung. URL: http://www.wzb.eu/en/about-the-wzb, свободный (дата обраще ния: 21.12.2013).
The ICCR Foundation // ICCR Foundation - Research for society, economy and policy. URL: http://www.iccr-foundation.org/about, свободный (дата обращения: 19.12.2013).
Каргалова М.В. От социальной идеи к социальной интеграции. М. : Интердиалект+, 1999.
Каргалова М.В. Социальная политика Европы в XXI веке // Современная Европа. 2006. № 1.
Каргалова М.В., Аринина А.Н. Роль социального государства в условиях экономического кризиса. Европейский опыт и Россия. М. : Ин-т Европы РАН, 2009.
Каргалова М.В., Егорова Е.Н. Социальное измерение европейской интеграции. М. : Европ. учеб. ин-т МГИМО, 2010. 200 с.
Энтин Л.М. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. М. : Аксиома, 2009.
Энтин М.Л., Орина И.В., Энтин Л.М., Трыканова С.А. Актуальные проблемы европейского права : учеб. пособие. М. : Флинта, 2011. 163 с.
Шашихина Т.В. Корпоративное право ЕС. Киев : Киевский институт международных отношений имени Тараса Шевченко, 2004.
Шашихина Т.В. Отдельные аспекты гармонизации законодательства о предпринимательской деятельности в РФ и ЕС. Доклады РЕЦЭП. М., 2005.
Энтин М.Л., Шашихина Т.В., Славкина Н.А., Бирюков М.М. Какими станут внутренние и внешние политики ЕС в результате Вступления в силу Лиссабонского договора : мат-лы Междунар. конф., проведенной МГИМО МИД России 22 февраля 2008 г. М. : Аксиома, 2008.
Дериглазова Л.В. Социальная политика Европейского союза. Материалы к курсу лекций // Валютная и социальная политика Европейского союза : учеб. пособие / под ред. доц. А.Г. Тимошенко. Томск : Томский государственный университет, 2004.
Дериглазова Л.В. Модернизация европейской социальной модели в условиях кризиса // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 1 (17).
Wilensky, H.L., Luebbert, G.M., Hahn, S.R., Jamieson, A.M. Comparative social policy. Theories, methods, findings. Institute of International Studies, University оf California, 1985.