Начало демократизации корейского общества | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 4 (30).

Начало демократизации корейского общества

С начала образования и до 1987 г. Республика Корея была страной с авторитарным политическим режимом. Процесс демократизации Республики Корея начался в 1987 и завершился к 1993 г. Ему способствовали экономические, политические, социальные факторы, которые будут подробно рассмотрены в данной статье, а именно: экономическое развитие, поддержка демократического пути политической элитой и необходимость легитимации власти, отсутствие консенсуса относительно политических и социальных ценностей, религиозные перемены и влияние церкви, социальные перемены и социальный плюрализм, воздействие внешних акторов. При анализе факторов была использована классификация Самюэля Хантингтона, данная им в книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.».

Beginning of democratization in Korean society.pdf Самюэль Хантингтон писал: «Политическая система какого-либо государства XX в. определяется как демократическая в той мере, в какой лица, наделенные высшей властью принимать коллективные решения, отбираются путем честных, беспристрастных, периодических выборов, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, а голосовать имеет право практически все взрослое население. Определенное таким образом понятие демократии включает два аспекта - соревновательность и участие, - которые Роберт Даль считал жизненно важными для своей реалистической демократии или полиархии. Оно предполагает также существование гражданских и политических свобод слова, печати, собраний и организаций, необходимых для политических дебатов и проведения избирательных кампаний» [1. С. 17]. Исходя из вышеприведенной цитаты, для демократии необходимо наличие оппозиционных правительственному режиму сил в обществе, а также институтов и механизмов для мирных политических перемен, таких как выборы и выборный процесс. В результате демократического движения авторитарный государственный аппарат заменяется на демократический. Демократизация - замена авторитарного правительства на правительство, выбранное в результате свободных, открытых и честных выборов. Это определение демократизации, понимаемое как процесс вовлечения населения в политический процесс, широко распространилось по всему миру. В самом общем смысле демократизация означает процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя. Процесс демократизации в Южной Корее проходил на фоне мировых процессов демократизации в мире в последней четверти ХХ в. Параллельно перемены происходили в Южной и Восточной Европе (бывшие страны социалистического блока), Южной Америке, на Филиппинах. Республика Корея столкнулась с теми же последствиями, что и другие страны, запустившие процесс быстрых политических перемен. Чтобы рассмотреть причины, способствующие началу демократического процесса в Республике Корея, укажем, какие факторы определяются исследователями как способствующие демократизации. Согласно Самюэлу Хангтингтону, среди величин, способствующих демократии и демократизации, называются следующие [1. С. 48, 49]: - высокий в целом уровень экономического благосостояния; - относительно равное распределение дохода и/или богатства; - рыночная экономика; - экономическое развитие и социальная модернизация; - существование феодальной аристократии в какой-то момент истории общества; - отсутствие феодализма в обществе; - сильная буржуазия («нет буржуа - нет демократии» в лаконичной формулировке Баррингтона Мура); - сильный средний класс; - высокий уровень грамотности и образования; - инструментальная, а не созерцательная культура; - протестантизм; - социальный плюрализм и сильные промежуточные группы; - развитие политического соревнования раньше расширения политического участия; - демократические властные структуры внутри социальных групп, особенно тех, которые тесно связаны с политикой; - низкий уровень гражданского насилия; - низкий уровень политической поляризации и экстремизма; - политические лидеры - сторонники демократии; - опыт существования в качестве британской колонии; - традиции терпимости и компромисса; - оккупация страны продемократически иностранной державой; - влияние продемократически иностранной державы; - стремление элиты подражать демократическим государствам; - традиции уважения к закону и правам личности; - гомогенность (этническая, расовая, религиозная) общества; - гетерогенность (этническая, расовая, религиозная) общества; - консенсус относительно политических и социальных ценностей; - отсутствие консенсуса относительно политических и социальных ценностей. Как мы видим, среди факторов есть противоречащие друг другу. Дело в том, что ни одно из условий не является необходимым и достаточным, как подчеркивает Хантингтон, имеет значение комбинация факторов, причем случай каждого государства уникален. Проанализируем, какие из этих факторов повлияли на демократический процесс в Республике Корея. Экономическое развитие. К 1987 г. уже свершилось «Чудо на реке Ханган» - Республика Корея добилась высокого уровня экономического развития, построила практически с нуля производство, стала крупным импортером продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это прежде всего заслуга авторитарных лидеров (в частности, Пак Чхон Хи), которые проводили политику активного вмешательства государства в экономику и с помощью нее добились высоких результатов. Пример Южной Кореи показывает, что авторитаризм при определенных условиях может быть подходящей средой для начала развития экономики, позволяя сосредоточить все силы и аккумулировать имеющиеся ресурсы на выполнении определенной стратегии и достижении долгосрочных задач. Но в дальнейшем наиболее эффективными становятся минимальное вмешательство государства в экономику и возможность развиваться по рыночным законам, иначе экономика страны теряет конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Так, кризис 1997 г. во многом произошел из-за неравномерного перераспределения государственных ресурсов, вкладываемых в чеболи - крупные корпорации, находящиеся под покровительством государств и являющиеся «локомотивом» экономики Кореи, что было связано с государственной политикой концентрации производства. В итоге государству удалось провести реформу экономико-промышленного сектора и вернуть свои позиции. В конце 1980-х гг. было уменьшено вмешательство государства в частный сектор экономики. Тем не менее связь государственного аппарата с экономической элитой (в частности, руководством чеболей) и значительное влияние государства на экономику сохраняется и в современной Корее. Экономика, на которую влияло государство, была сосредоточена на выполнении задач единой долговременной стратегии: развитие определенных отраслей промышленности, наращивание импорта, обеспечение притока капитала и инвестиций, увеличение ВВП. Уровень жизни обычных граждан был при этом достаточно низким, как и их доход. В период с 1980 по 1985 г. производительность росла на 10,8%, а зарплаты - на 5,5% в год [2. С. 83]. С течением времени возникла необходимость, сохраняя позиции в мировой экономике и продолжая развиваться, улучшить социальное обеспечение и уровень жизни населения, так как стабильная политическая обстановка является одним из условий отсутствия забастовок рабочих, остановки производства и проблем в экономике. Средний класс, образованию которого в Республике Корея способствовали экономическое развитие и социальная модернизация, начал принимать участие в политической жизни страны. Авторитарный политический режим в Корее, возглавляемый Чон Ду Хва-ном, к началу 1980-х гг. имел низкую легитимность -с 1972 г. выборы президента были не прямыми, его выбирала коллегия выборщиков - согласно конституции Юсин, принятой Пак Чхон Хи. Эта система сохранилась и после его убийства, и после свержения Чхве Гю Ха и прихода к власти с помощью военного переворота Чон Ду Хвана. Соответственно, полностью подконтрольные президенту выборы были формальностью. Но в 1985 г., желая обеспечить себе международную и внутреннюю поддержку и показать свою приверженность демократии, Чон Ду Хван согласился провести выборы, на которых большинство голосов получила оппозиция во главе с Ким Дэ Чжуном и Ким Ён Самом. Оппозиция настаивала на прямых выборах президента, Чон Ду Хван не удовлетворил это требование и фактически назвал своим преемником Ро Дэ У. На фоне этих событий возрастало напряжение в обществе - рабочие, студенты и представители церкви поддерживали необходимость демократических перемен. Переломный момент для демократического движения в Республике Корея настал в 1987 г., когда к демонстрантам примкнули представители среднего класса. Однако от участия в забастовках их вначале отпугнули применяемый слезоточивый газ и жестокие столкновения на улицах. Поддержка демократического пути политической элитой и вопрос легитимности власти. Переход к демократии в Республике Корея начался в декабре 1987 г. во время президентских выборов и завершился декабре 1992 г. ими же. В феврале 1993 г., впервые за всю 45-летнюю историю страны, переход власти совершился мирным путем в результате всеобщих выборов. Во многом этому способствовали усилия, предпринятые Ро Дэ У, - поддержка демократии и трансформации режима. Во время своей предвыборной кампании в 1987 г. Ро Дэ У пообещал, что он начнет эпоху народной демократии, в которой все граждане Кореи будут иметь одинаковый доступ к политическому процессу и смогут наслаждаться высоким уровнем жизни [2. С. 117]. В своей «Декларации 29 июня» (1987 г.) он пообещал изменить авторитарный режим Чон Ду Хвана на демократический и выделил восемь пунктов [3. С. 256]: 1. Внести поправки в конституцию, сделав возможным прямые выборы президента. 2. Пересмотреть закон о президентских выборах, чтобы обеспечить свободный доступ к ним кандидатов и в действительности соревновательность. 3. Амнистировать политических заключенных, включая Ким Дэ Чжуна (ставшего в 1998 г. президентом Кореи). 4. Защищать человеческое достоинство и расширить право на неприкосновенность личности. 5. Отменить строгий Основной закон о прессе (Basic Press Law) и вернуть свободу прессы [4]. 6. Укрепить местную автономию и автономию университетов. 7. Изменить политический климат в сторону диалога и компромисса. 8. Добиться существенных социальных реформ. Декларация была важным шагом в истории корейской демократизации. Некоторые исследователи считают, что декларация была инициирована «сверху», чтобы не допустить возрождения авторитарного режима. Другие - что она была ответом на «июньское демократическое движение», которое уже запустило процесс демократизации «снизу». Кроме того, не стоит забывать о желании нового президента показать себя в хорошем свете перед мировым сообществом в преддверии Олимпийских игр, которые должны были состояться в Сеуле в 1988 г. Автор этой статьи скорее разделяет вторую точку зрения. Нельзя не отметить влияние демонстраций, в частности студенческих, на перемены в проводимой президентом политике - студенческие выступления продолжались весь период существования Республики Корея (в силу отсутствия консенсуса относительно политических и социальных ценностей, по Хантингтону). Остановимся подробнее на «июньском демократическом движении», способствующем пересмотру курса Ро Дэ У в сторону демократизации. Демонстрации начались 10 июня 1987 г., когда Ро Дэ У был выдвинут кандидатом в президенты от Народной партии справедливости (Democratic Justice Party). Начатые студентами волнения прокатились по всей стране, в них участвовали 240 тыс. человек в 22 городах, население городов поддерживало демонстрантов. Ро Дэ У отдал приказ мобилизовать армию 19 июня, но отменил его через несколько часов [5. С. 1], возможно, опасаясь повторения «Резни в Кванджу» - расстрела демонстрантов в 1980 г. Вместо этого он выступил с «Декларацией 29 июня», которая может считаться капитуляцией перед народным демократическим движением [6. С. 282]. В 1988 г. в парламент вошли оппозиционные партии, деятельность которых подавлялась во время правления Чон Ду Хвана. Дискуссии в Национальной Ассамблее развернулись вокруг «Инцидента в Кванджу» и пересмотра недемократичных законов Пятой республики [2. С. 37]. Оппозиция также требовала, чтобы ключевые политические фигуры Пятой республики покинули свои посты. Государственная партия справедливости (Democratic Justice Party) отказывалась идти на такие шаги, как следствие напряжение в парламенте росло. В 1990 г. оппозиции все же удалось добиться пересмотра «наследия Пятой республики» - начались расследования деятельности политиков, в частности Чон Ду Хва-на, которого обвинили в коррупции. Вскоре Демократическая партия справедливости объединилась с двумя оппозиционными, превратившись в Демократическую либеральную партию (Democratic Liberal Party). Религиозные перемены и влияние церкви. Республика Корея также явилась ярким примером влияния быстро распространившегося христианства на демократический процесс. Так, Хантингтон утверждает, что существует сильная корреляция между западным христианством и демократией, добавляя еще один фактор, влияющий на демократизацию. Современная демократия, по его утверждению, в первую очередь наиболее энергично развивалась в христианских странах. К 1988 г. католическая и/или протестантская религия доминировали в 39 из 46 демократических стран. Эти 39 демократических государств составляли 57% от общего числа (68) стран, являвшихся преимущественно западно-христианскими. И, напротив, только семь (12%) из 58, где преобладали другие религии, были демократическими. Особенно редко встречалась демократия в странах по преимуществу мусульманских, буддистских или конфуцианских [1. С. 85, 86]. В конце Второй мировой войны в Корее основными религиями были буддизм и конфуцианство. Христиане составляли примерно 1% населения. В середине 1980-х гг. около 25% населения Кореи были христианами - из них четыре пятых - протестантами, главным образом пресвитерианами, а одна пятая - католиками. Переходили в христианство в основном молодые городские жители, принадлежавшие к среднему классу. Мотивы их обращения объяснялись глубокими социально-экономическими переменами, совершавшимися в Корее. «Для миллионов, хлынувших в города, - говорится в статье, цитируемой Самюэлем Хантингтоном, - и для многих из тех, кто остался в изменившейся деревне, статичный буддизм аграрной эпохи утратил привлекательность. Христианство, с его идеей личного спасения и индивидуальной судьбы, давало большее ощущение комфорта во времена потрясений и перемен» [1. С. 87]. Христианство также предоставляло более надежный доктринальный и институциональный базис для сопротивления политическим репрессиям. Оно отличалось тем, что несло идею равенства и почитания власти, независимой от государства. На смену конфуцианскому авторитаризму и буддийской пассивности пришла христианская воинственность. В 1974 г. пять корейских епископов вывели 5 000 католиков на первую крупную демонстрацию против режима военного положения, установленного президентом Паком. Многие из главных лидеров оппозиционных движений, например Ким Дэ Джун и Ким Янг Сам, были христианами, а представители протестантского и католического духовенства, такие как преподобный Мун Ик Хван и кардинал Ким Су Хван, возглавляли борьбу против репрессий военного правительства. К началу 1980-х гг. церкви стали "основным форумом оппозиции режиму"» [1. С. 87]. В 1986 и 1987 гг. кардинал Ким, другие католические лидеры и главная организация протестантов -Национальный церковный совет - решительно поддержали кампанию оппозиции за прямые выборы президента. В конфликте с правительством «церкви и соборы обеспечивали институциональный базис для борьбы за справедливость и права человека, а также публичное пространство для инакомыслящих и инаковерующих. Католические священники, Римско-католическая ассоциация молодых рабочих-католиков, Городская промышленная миссия и протестантские пасторы политизировались и начали представлять собой немаловажную часть антиправительственного движения. Собор Мьёндон в Сеуле стал символическим местом встреч политических диссидентов» [1. С. 90]. Таким образом, Корея в некотором роде перевернула веберовскую взаимосвязь: экономическое развитие стимулировало экспансию христианства, а христианские церкви, их лидеры и верующие стали главной силой в осуществлении перехода к демократии в 1987-1988 гг. [1. С. 97]. В решающий момент кампании за демократию в Южной Корее кардинал Ким совершил откровенно политический шаг, прямо подтвердив необходимость «пересмотра конституции» и заявив: «Мы должны безотлагательно принести демократию в Корею» [1. С. 98]. После распространения христианства и урбанизации в корейском обществе произошли большие изменения, так как до индустриализации большая часть населения были крестьянами и проживали в деревнях, придерживаясь конфуцианских традиционных ценностей, подразумевающих приверженность иерархии, сильной власти - и как следствие, позитивное отношение к авторитаризму, эти ценности воплощающему. Поэтому социальные перемены также были очень важным фактором: 1. Быстрый экономический рост и социальные перемены привели к тому, что из преимущественно аграрной, традиционной и этнически гомогенной страна стала урбанизированной, индустриальной и социально фраг-ментированной, с высоким уровнем разделения труда. 2. Для быстрого экономического развития нужны были специалисты. И частный, и государственный секторы нуждались в развитии образования. А сочетание относительно большого числа студентов, социального и экономического неравенства в стране, недостаточно полный контроль государства над университетами и демократическая риторика привели к тому, что именно студенты были в авангарде политической активности. 3. Сочетание оппозиционных политических партий, политической активности рабочих и студентов бросало вызов авторитарному государству, приводя, с одной стороны, к нарушению гражданского порядка и стычкам с правительством, с другой - к влиянию на процесс демократизации, так как правительство сталкивалось с требованиями и реальными действиями в поддержку демократии [2. С. 97, 98]. Таким образом, возникающие конфликты были катализатором демократии и имели скорее позитивный эффект. Однако нельзя забывать и жестокие подавления восстаний, в первую очередь восстание в Кванджу, когда студенческое выступление против авторитарного режима, к которому присоединилась часть жителей города, было подавлено регулярной армией с участием наземных частей и авиации. По официальным данным, которые, вероятно, занижены, погибшими числились 207 человек, около 1 000 были ранены [7]. Кроме того, продолжались многочисленные забастовки рабочих, требующих поднять уровень заработной платы и улучшить условия труда. С 1985 по 1986 г. произошло более 659 конфликтов с участием рабочих. Забастовки были запрещены законом, движение рабочих подавлялось Пак Чхон Хи и Чон Ду Хваном. Но поддерживалось христианской церковью в Корее. В итоге в 1987 г. рабочим было дано право организовываться, протестовать и вести совместные переговоры, а также право поддерживать политических кандидатов [8. С. 115]. Нельзя не отметить и воздействие внешних акторов, в частности США и администрации Р. Рейгана, которые поддерживали демократические перемены в Южной Корее. Все эти факторы повлияли на начало демократического процесса, завершение которого ознаменовал приход к власти Ким Ён Сама (25 февраля 1993 г.), первого президента, за которым не стояла поддержка военных. Так завершилось движение демократических реформ, запущенных Шестой республикой Ро Дэ У (1987 г., первые демократические выборы), и вслед за совершением «экономического чуда» Корея совершила и «чудо политическое».

Ключевые слова

Korea, democratic process, democratization, Республика Корея, демократический процесс, демократизация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ведяшкина Виктория АнатольевнаТомский государственный университетаспирант исторического факультетаameli_1103@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

BBC News. Flashback: The Kwangju massacre. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/752055.stm, free.
Politics and policy in the new Korean state: from Roh Tae Woo to Kim Young-Sam. Longman Australia Pty Ltd., 1995. 246 p.
Asia's unknown uprising. Vol. 1: South Korean social movement in the 20th century. George Katsiaficas. Oakland PM Press, 2012. 451 p. URL: http://books.google.ru/books?id=9H7Hgbcsr8cC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false, free.
NickB., Williams Jr.S. Korea Abolishes Restrictive Press Law but Keeps Some Curbs. November 11, 1987. URL: http://articles.latimes.com/1987-11- 11/news/mn-13587 1 new-laws, free.
AdesnikA. David, SunhyukKim. At First You Don't Succeed: The Puzzle of South Korea's Democratic Transition». CDDRL Working Papers. Num ber 83, July 2008. Retrieved February 5, 2011. 31 p. URL: http://cddrl.stanford.edu/publications/if_at_first_you_dont_su
The transformation of South Korea. Reform and reconstitution in the six Respublic under Roh Tae Woo, 1987-1992 / Robert E. Bedeski. Routledge, 1994. London and New York, 197 p.
A History of Korea: From «Land of the Morning Calm» to States in Conflict. Jinwung Kim. Indiana University Press, 2012. 684 p. URL: http://books.google.ru/books?id=QFPsi3IK8gcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false, free.
Сэмюэл Хантингтон. Третья волна. Демократизация в конце XX в. / пер. с англ. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2003. 368 с. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F% 2Fwww. archipelag.ru%2Fdownload
 Начало демократизации корейского общества | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 4 (30).

Начало демократизации корейского общества | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 4 (30).

Полнотекстовая версия