Рассматривается роль купечества в строительном деле г. Томска во второй половине XIX - начале XX в. Деятельность каждого купца прямо или косвенно касалась сферы строительства и благоустройства города. Представители купеческого сословия выступали не только в качестве заказчика архитектурных сооружений, но и в роли подрядчика строительных работ. Благотворительность купцов также сыграла немалую роль в развитии технического образования в Томске. В начале XX в. купеческий заказ сменяется большей частью государственным заказом, а также заказами от общественных организаций и состоятельных граждан.
The merchants’ role in the construction industry in Tomsk in the second half of XIX - early XX centuries.pdf Вопрос истории формирования сибирского строительного дела неразрывно связан с деятельностью томского купечества. В начале XX в. сибирские города получают активное экономическое развитие. Если в пореформенное время важнейшие начинания и контроль над осуществлением строительных работ принадлежали государству, то в период капитализма инициатива исходит в основном от частных лиц. Купечество, увеличивая свои капиталы, становится крупным архитектурным заказчиком, стимулируя развитие архитектуры и строительства в Сибири. Строительство жилых домов, школ, лечебниц, контор осуществлялось главным образом на средства частных лиц, среди которых ведущее место занимали купцы. Роли сибирского купечества как важного архитектурного заказчика посвящена большая работа томских ученых «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество» [1]. На примере городов Томской губернии в книге показано участие купеческого сословия в процессе строительства зданий, путем вложений в недвижимость, как средства реализации предпринимательской и благотворительной деятельности. Кроме щедрой купеческой благотворительности на городское благоустройство и строительство общественных зданий существовали еще и профессиональные потребности в строительстве. Деятельность каждого купца не обходилась без вложения капиталов в строительство жилых и производственных помещений. Для оптимизации строительного предприятия и в результате конкуренции между собой крупные предприниматели использовали технические новинки, новые строительные и облицовочные материалы и прогрессивные конструкции. Реализуя свои запросы, они стимулировали рынок труда, создавая не только возможность рабочим строительных специальностей заработать на жизнь, но и формируя потребность в квалифицированных рабочих, в том числе в каменщиках, слесарях, десятниках. В строительстве в этот период времени преобладал хозяйственный способ организации строительных работ, при котором работы выполнялись собственными силами застройщика, без привлечения сторонних подрядных организаций. Однако в ведущих сферах строительства - железнодорожном, промышленном, городском - доминировал наемный труд. Сооружение зданий, промышленных и транспортных объектов осуществлялось в основном подрядным способом, наемными артелями [2. С. 141, 142]. При подрядном способе во главе бригады стоял подрядчик-предприниматель. Возможно, частная строительная практика более всего отражает социально-экономическое положение губернии. Архивные материалы, а именно книги Томского публичного маклера и нотариуса на записку контрактов, договоров и условий, содержат контракты на выполнение строительных работ, где купцы являлись подрядчиками. Например, 19 марта 1877 г. крестьянин Нижегородской губернии Петр Архипов и томский купец второй гильдии Шостак заключили договор о том, что «12 законтрактованных человек, хороших мастеров по каменной кладке, знающих хорошо это дело с десятником, ни в коем случае не позднее 25 апреля должны произвести каменную кладку здания помещения Мариинского казначейства» [3]. Еще один контракт 1877 г., заключенный 11 марта между государственным крестьянином Томской губернии из деревни Ново-Троицкая Иваном Максимовым Федоровым и томским второй гильдии купцом Селивановым, содержит договоренность о выполнении работ «каменной и кирпичной кладкой со сводами на готово выкопанной земле» [4]. Материал для строительства заготавливали до начала сезона, дешевле всего это было сделать зимой. В маклерских книгах мы находим контракты на поставку строительных материалов, где одной из сторон выступают купцы. Так, 8 декабря в 1879 г. томский купец второй гильдии Иван Васильевич Хмелев заключил контракт с крестьянином Томской губернии и округа Ур-тамской волости деревни Батуриной Дмитрием Макаровым Кармановым, по которому крестьянин подрядился «доставить Хмелеву в г. Томск к 1 июля 1880 г. плах сосновых, 6 аршинных [4,3 м. - Л.Щ.], шириной от 8 до 9 вершков [35,5 - 40 см], в чистоте толщиной 1,5 вершка [ 6,7 см] - 900 шт., и плах сосновых 6 аршинных шириной от 8 до 9 вершков, в чистом толщиной 1 вершок [4,445 см] - 300 шт. Плахи должны быть лучшего достоинства, не гнилые. Заколы не более 4 вершков [17,8 см]. Всего плах 1200 шт. ценой по 23 коп. за каждую плаху на сумму 276 руб. серебром» [5]. Все строительные контракты определяли сроки производственных работ, их начало и окончание. Нарушение этих сроков влекло за собой выплату неустойки. Вот продолжение контракта, описанного выше, с купцом Шостаком: «В случае моей, Архипова неустойки или неправильности Шостак выполняет эти работы за мой счет по каким ему угодно ценам и я все убытки обязан уплатить Шостаку беспрекословно. При исполнении этих работ как рабочие, так и десятник должны оказывать совершенное повиновение как Архитектору, производителю работ, так и Шостаку или лицу от него» [6]. Случай нарушения контракта, заключенного в Городской управой со строителями, оговаривается следующим образом: «Если я взятого подряда в чем либо не исполню, то за все недоставленное количество лесу, плах или дров должен уплатить Городской управе в виде неустойки двойную против контракта цену, как равно должен и возвратить полученный задаток. Вдвое ответствую в исправности исполнения сего всем имеемым мною имуществом, в чем бы таковое не заключалось» [Там же]. Требование к качеству строительных работ, так же как и к самому материалу - бревну, доске, кирпичу, было непременным условием заработка подрядчика и рабочих. В 90-х гг. XIX в. наблюдалось изменение масштаба подрядной деятельности. Подрядчиков пореформенного времени, оперировавших сравнительно небольшими суммами, сменили крупные строителипредприниматели. У крупного подрядчика было по несколько бригад, он являлся единственным хозяином строительной фирмы, организатором и производителем работ. По положению о подрядах и поставках всякий строительный подрядчик при заключении договора обязан был предоставить залог на сумму предполагаемого подряда, в денежном или имущественном эквиваленте [7]. «На каждый подряд или поставку должно быть выбираемо особое промысловое свидетельство по сумме принятого подрядчиком или поставщиком в каждом календарном году обязательства: при сумме свыше 200 тыс. руб. - свидетельство I разряда, при сумме от 50 тыс. до 200 тыс. руб. - свидетельство II разряда, при сумме от 10 до 50 тыс. руб. - III разряда, при сумме 500-10 тыс. руб. - IV разряда для торговых предприятий. Промысловые свидетельства на подряды и поставки с определенной суммой и бесплатные билеты на подряды с неопределенной суммой должны контрагентами выбираться обязательно из учреждений, выдающих эти свидетельства того именно уезда, где подряд или поставка должны исполняться» [8]. Надо сказать, что промысловые свидетельства III и IV разрядов брались столичными предпринимателями. Для Сибири были характерны меньшие суммы подрядной строительной деятельности. К концу XIX в. альтернативу купцам в строительном деле составляли инженеры и техники, имеющие надлежащее образование и представлявшие интересы передовых европейских фирм и предприятий на территории Сибири. Например, интересы Нижнетагильского завода наследника П. П. Демидова, открывшего в Томске контору и склад технических изделий, представлял в 1894 г. техник П. Степанов [9]. В Томске в 1910 г. находились склады технических и механических изделий фирм «Попов и Зверев», «Антон Эрлангер и Ко». Кроме того, ремонт водопроводов и других мелких хозяйственных работ брали на себя слесарномеханические мастерские [10]. Существовали фирмы, которые специализировались только на продаже строительного материала. После постройки железной дороги в Сибири в Томской губернии можно было приобрести любой строительный материал. Достаточно посмотреть периодические и справочные издания этого периода: торгово-промышленные календари, памятные книжки, газеты. Вот некоторые объявления из газеты «Сибирская жизнь» за 1907 г.: «Технико-строительная контора «И.И. Верезубов и Ко» имеет на складе кирпич, щебень, камень бутовой, железобетон»; магазин В. А. Осипова наряду с предметами домашнего хозяйства продает обои, изразцы для печей разных цветов и рисунков»; «Технико-промышленное бюро имеет на складе в Томске асфальт кровельный, толь, цемент, картон» [11. C. 120, 121]. И все же не только строительные фирмы обеспечивали город строительными материалами и инструментами. Зачастую одним из направлений бизнеса купечества были магазины и лавки скобяных изделий. Томская строительная комиссия закупала строительные товары и инструменты в лавке купца второй гильдии Петлина Философа Петровича. Например, 10 апреля 1880 г. было куплено товара на сумму 54 руб. 20 коп. [12. Л. 331]. Большую известность имел магазин скобяных товаров Е.Х. Некрасовой на ул. Миллионной. C середины XIX в. и до 1914 г. в области строительных материалов происходил процесс перехода от традиционных к новым, более прогрессивным строительным материалам, эффективным видам стеновых, отделочных, кровельных и многих других материалов и изделий. Однако заметим, что активное расширение ассортимента строительных материалов в этот период времени существенно повлияло лишь на архитектуру. Механизации самого производства, облегчающей нелегкий труд строителя, не уделялось достойного внимания. Как показывает статистический обзор В.В. Громана, в начале XX в. большинство подрядчиков предпочитали дешевый ручной труд механизированному: «Насколько позволяют судить полученные ответы, механические двигатели пока еще сравнительно мало употребляются при строительных работах». Даже в 1917 г. на всю Российскую империю в строительстве использовалось всего около 200 экскаваторов, преимущественно зарубежных марок. На строительстве участка Транссибирский магистрали механизированным способом было выполнено всего 12% земляных работ [13. С. 79]. Потребность в квалифицированных строительных кадрах в результате экономического роста региона в рамках общегосударственных преобразований второй половины XIX в. привела к подъему технического и ремесленного образования. Купечество сыграло немалую роль в развитии технического образования в Томске, которое было необходимо для пополнения квалифицированной рабочей силы. Благотворительные вклады купцов в начальное общее и техническое образование в Томске можно рассматривать как дальновидность деловых людей, понимающих, что их благосостояние зависит также от материального благосостояния края. Таким образом, деятельность каждого купца прямо или косвенно касалась сферы строительства, проектирования и благоустройства сибирского города Томска. Это выражалось как в непосредственном участии купцов в строительном деле, в качестве подрядчика, так и в роли заказчика. Благотворительные вклады купечества в развитие ремесленного образования г. Томска имели очень важное значение для обеспечения строительными кадрами развивавшейся строительной промышленности, столь нуждавшейся в квалифицированных технических кадрах. Газета «Сибирская жизнь» в 1897 г. поместила заметку о значении технического образования для Сибири: «.Людей с научным образованием, людей с технической подготовкой так еще мало у нас. Вследствие редкости своей они так еще дороги для нас, что многим мелким предприятиям приглашение их даже не под силу и, не зная чем и с кем работать, молчит русская предприимчивость и идут к нам широкою рекою заграничные капиталы, а вместе с ними и техники. вместо заграничных техников сибирякам всеми силами нужно стремиться сделать таковыми своих сыновей и внуков. в промышленном образовании одинаково важны и высшие, и средние, и низшие училища. Идея дела принадлежит инженеру, разработка идеи - технику, а работа - ремесленникам» [14]. Во второй половине XIX в. складывается довольно стройная система производства строительных работ и выстраивается цепочка исполнителей от заказчика, которым выступает частное лицо или государственное учреждение, до простых рабочих, непосредственных исполнителей заказанных работ, в числе которых были десятники, артельные старосты, мастера, подрядчики разного уровня, техники и инженеры, руководившие и контролирующие ход работ. Все они выполняли волю не только заказчика, но и замысел архитектора, и в конечном итоге общественный заказ на то или иное здание или сооружение. Сейчас мы можем судить о выполнении работ по качеству дошедших до нас построек. Характерный для второй половины XIX в. купеческий заказ сменяется большей частью государственным и заказами от разного рода фирм, общественных организаций и состоятельных граждан, так как запись в купеческое сословие с 1898 г. стало уже не обязательным условием предпринимательства. На видное место выходят монополисты разных отраслей, российские и международные фирмы, которые уже имеют свой стиль в архитектуре (например, модерн и неоклассицизм), свои масштабы сооружений и зданий, планировки жилых и производственных помещений.
Бойко В.П., Ситникова Е.В., Шагов Н.В., Богданова О.В., Залесов В.Г., Манонина Т.Н. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века): Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новониколаевск / В.П. Бойко [и др.]; под ред. В.П. Бойко. Томск : Изд-во ТГАСУ, 2011.
Очерки истории строительной техники России в конце XIX - начале XX вв. М., 1964.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 220. Оп. 1. Д. 42. Л.145.
ГАТО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 42. Л. 72.
ГАТО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 44. Л. 112.
ГАТО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 60. Л. 89.
Свод Законов Российской Империи, повелением Государя Императора Николая Первого составленный. Издание 1887 года. СПб., 1900. Т. X, Ч. 1: Положение о казенных подрядах и поставках.
ГАТО. Ф. 239. Оп. 4. Д. 26. Л. 1.
Томский справочный листок. (Томск). 1894. 25 дек.
Сибирская жизнь (Томск). 1910. № 289.
Сибирский торгово-промышленный календарь. (Томск). 1910.
ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1751.
Громан В.В. Обзор строительной деятельности в России. СПб., 1912.
Сибирская жизнь. 1897. № 240.