Рассматриваются понятие, формы, закономерности второго трезвенного движения в России в мирный период 1907-1914 гг., а также его этапы: 1) 1907-1909 гг.: начало широкого обсуждения алкогольного вопроса, оживление деятельности обществ трезвости; 2) 1910-1912 гг.: проведены два первых Всероссийских антиалкогольных съезда, Государственная дума приняла законопроект о мерах борьбы с пьянством; развитие движения на местах; 3) 1913 г. - июль 1914 г.: верховная власть открыто поддержала трезвенников; прошли два первых Всероссийских праздника трезвости; приняты широкие просветительные и ограничительные меры. Движение способствовало оздоровлению и укреплению российского общества.
Temperance movement in Russia in 1907-1914: characteristics, stages, significance.pdf Второе трезвенное движение происходило в России в период развития капитализма, с 1888 по 1917 г. Цель предлагаемой статьи - выявить малоизученные в литературе этапы и закономерности движения в период мирного развития между окончанием революции 19051907 гг. и началом Первой мировой войны, когда оно получило наибольшее развитие. В качестве методологической основы мы используем работы российского синергетика Г.Ю. Ризниченко о стадиях эволюции сложных систем [1] и известного американского социолога Н. Смелзера о закономерностях социальных движений [2]. Используя выводы Г.Ю. Ризниченко, можно заключить, что период Русско-японской войны, революции и реакции (1904-1909 гг.) явился для России фазой «беспорядка», «хаоса», что вызывало в обществе недовольство, поиски выхода. Часть населения видела главную причину несчастий в системе продажи (легальной и нелегальной) основного российского алкогольного изделия - казённого «вина» -водки. Система стала особенно разрушительной для основного, «несущего» класса-сословия страны - крестьянства. Об этом красноречиво свидетельствовал на рубеже 1913-1914 гг. священник села Новоселье Тюкалин-ского уезда Тобольской губернии И. С. Голошубин: «...За последнее время... строгие ограничения заменились разрешением на неограниченное число пивных и продажу казённой водки при мелочных лавках. Появление этих нежелательных торговых помещений внесло в посёлки какой-то ураган, опустошающий карманы у людей слабохарактерных, малосильных и имеющих некоторую склонность к спиртным напиткам» [3. С. 6.] Многие люди выражали острое недовольство существующим порядком вещей, часть из них вступала в трезвенное движение. Трезвенное движение - это общественное движение за добровольный отказ граждан от употребления алкогольных изделий, за принятие органами государственной власти и местного самоуправления ограничительных и просветительных мер в отношении продажи, производства, распространения и потребления алкоголя. Оно относится к «реформистским», или «реформаторским», «мирным», или «ненасильственным», социальным движениям. Формы (проявления) движения в 1907-1914 гг. в России: принятие обетов трезвости; проповеди, беседы, лекции; крестные ходы, праздники, собрания; требования (петиции, прошения, жалобы); общества трезвости, организация ими взаимопомощи, просвещения, досуга (кассы взаимопомощи, бюро по трудоустройству; библиотеки, читальни, общеобразовательные школы; любительские хоры, вечера, концерты); издание и распространение печатных изданий (листовок, газет, журналов, брошюр, книг); публичные выступления на собраниях политических партий, во время избирательных кампаний, в Государственной думе, в думских комиссиях; депутатские запросы, разработка и принятие законопроектов. Внутри рассматриваемого периода (1907-1914 гг.) можно выделить три этапа. Первый этап - вторая половина 1907 г. - конец 1909 г. Это время спада общественного движения («период реакции»), вызванного как посттравматическими последствиями войны и революции, так и спадом (депрессией) промышленного производства 1904-1908 гг. Несмотря на неблагоприятные условия, на этом этапе начались широкое обсуждение алкогольного вопроса и принятие просветительных и ограничительных мер. Необходимым «толчком», «сигналом тревоги» послужили выступления 16 и 27 ноября 1907 г. на 1-й сессии III Государственной думы члена фракции октябристов самарского предпринимателя из крестьян М.Д. Челышёва (Челышова, 1866-1915). Он призвал к решительным мерам по утверждению трезвости как необходимому условию здорового развития русского народа и существования Российского государства. Выступая впервые 16 ноября 1907 г. в прениях по поводу речи председателя Совета министров П. А. Столыпина, он сказал: «Повторяю, если мы не будем трезвы, то в скором времени будем обезличены и стёрты с лица нашей родной земли. Применение Правительством этой системы взимания налогов с населения через водку, по-моему, есть зло, и на это нам, народным представителям, надо взглянуть строго и рассудительно, не с точки зрения отвлечённых политических прав, а действительной и будничной жизни, и такую систему просить правительство отменить» [4. С. 14]. Выступления Челышёва получили широкую общественную поддержку как внутри страны, так и за рубежом. На его имя поступило более 500 телеграмм и писем от организаций и граждан из разных уголков России, Будапешта, Стокгольма, Вены, Брюсселя, Швейцарии. Для того чтобы сделать их достоянием гласности, часть их он издал отдельной книгой [5]. Михаил Челышёв стал для движения идейным лидером - «агитатором, побуждающим к действию» (по Н. Смелзеру). По его предложению в Думу за подписью 31 её члена было внесено законодательное предположение, предусматривавшее важные противоалкогольные меры. Для рассмотрения предложения 11 декабря 1907 г. была избрана «Комиссия о мерах борьбы с пьянством» (1907-1912 гг.) Государственной думы (далее - Комиссия), явившаяся своего рода российским центром обсуждения алкогольного вопроса и разработки антиалкогольных мер. Председателем её стал член думской фракции правых епископ Гомельский Митрофан (Краснополъский. 1868-1919 гг., свя-щенномученик), товарищем (заместителем) - М.Д. Челышёв. Комиссия посылала в ряд важнейших министерств и ведомств запросы о том, что предпринимается ими для уменьшения алкогольного зла. В своих ответах ведомства указали следующие меры, принятые во многом под влиянием деятельности Комиссии: 1. Министерство народного просвещения в 1908 г. издало и разослало во все средние и некоторые низшие учебные заведения брошюру «Список наглядных учебных пособий и собрание программ для преподавания гигиены», где вопросы об алкоголизме были выделены в особую группу. 2. Военное министерство приказом от 30 декабря 1908 г. отменило выдачу нижним чинам в высокоторжественные дни «чарки» (около 123 мл) водки и воспретило «продажу водки и крепких спиртных напитков в солдатских лавках и буфетах, допустив лишь продажу лёгкого виноградного вина и пива». 3. Святейший Синод принял определение от 46 июня 1909 г. «О борьбе с пьянством в народе», где указал духовенству следующие необходимые средства борьбы: а) учреждение в приходах обществ трезвости, образцом для которых «могло бы служить [церковное] Алек-сандро-Невское общество трезвости в гор. Санкт-Петербурге c его уставом и изданиями для народа»; в) «обязательная для всех священников, неустанная, живая проповедь о вреде пьянства, как с церковного амвона, так и вне храма. с раздачею и распространением в приходе книг, брошюр, листков.»; д) «устройство в [церковноприходских] школах чтений религиозно-нравственных и патриотических», сопровождаемых показом «картин с помощью волшебного фонаря [проектора], а также общим пением»; использование чтений для наглядного показа вреда пьянства; е) «наконец, личный пример трезвости священнослужителей прихода.» (цит. по: [4. С. 743-756]). В 1909 г. в России начался промышленный подъём 1909-1914 гг., повлекший за собой рост экономики в целом. Наряду с ним в 1910-1914 гг. происходил и рост общественного движения (так называемый «новый революционный подъём») [6]. На наш взгляд, время 1910-1914 (или 1909-1914) гг. в понятиях синергетики можно охарактеризовать как период «устойчивого роста». Одним из проявлений подъёма активности реформистской части общества, выступавшей за мирное обновление страны, стало развитие трезвенного движения. Второй его этап - это конец 1909-1912 гг., когда в Петербурге и Москве впервые в истории прошли два Всероссийских съезда по борьбе с пьянством, а в III Государственной думе был принят законопроект о мерах борьбы с пьянством. На трёх названных «всероссийских собраниях представителей» (съезды и Дума) алкогольный вопрос был всесторонне обсуждён и намечены пути его решения. Была «собрана», «накоплена» энергия-информация и «передана» на места. Её распространение происходило через участников съездов и членов Думы, через светские и церковные газеты и журналы, важнейшим среди которых был журнал Александро-Невского общества трезвости «Трезвая жизнь». Последний выписывали во многих церковных приходах, а ряд материалов перепечатывали местные «епархиальные ведомости», обязательные к выписке во всех приходах. Рассмотрим, как это происходило. В Первом всероссийском съезде по борьбе с пьянством (Петербург, 28 декабря 1909 г. - 6 января 1910 г.) участвовали 543 человека. Преобладали врачи, правоведы, члены трезвенных, либеральных, социал-демократических организаций. Были приняты резолюции о принципах и направлениях борьбы с пьянством. Съезд единогласно провозгласил «руководящим началом общественного движения против пьянства полное воздержание от спиртных напитков», признал необходимым «ввести в виде отдельного предмета преподавание начал трезвости в низшей и средней школах»; допустить «ознакомление студентов с вредом употребления алкоголя при посредстве лекций», а также посчитал нужным введение следующих норм: предоставить сельским обществам и городским самоуправлениям права составления запретительных приговоров о продаже спиртных напитков; «открытие новых заведений в селениях должно быть допущено только с согласия населения, выраженного на сходах с участием женщин»; «рабочим на фабриках и заводах должно быть предоставлено право ходатайствовать о закрытии винных лавок вблизи заводов на расстоянии одной версты [1066,8 метра]». Вместе с тем съезд признал, что «коренной мерой в отрезвлении населения было бы постепенное упразднение питейного дохода путём уменьшения количества выпускаемых в продажу... спиртных напитков и замены питейного дохода другими источниками государственного дохода» [7. С. 89-92; 8. С. 133-136]. Как указывалось в русской периодической печати, значение форума состояло в том, что он: - прервал долгий, всенародный сон благодушного отношения к пьянству; - опубликовал обширный научный материал; - на долю его и будущих съездов «выпадает важная задача создания общественного движения, необходимого для завоевания в пользу антиалкоголизма активного большинства в Государственной думе и Государственном совете» [7. С. 309, 310, 311, 355]. Следующий за съездом 1911 г. ознаменовался новыми успехами движения. 16 февраля 1911 г. на четвёртой сессии III Государственной думы был принят при втором предварительном обсуждении подготовленный думской Комиссией законопроект о мерах борьбы с пьянством, предусматривавший важные ограничительные и просветительные меры в отношении водки [4. С. 609-619]. На членов Думы оказывался сильный нажим со стороны алкогольного капитала, дабы изменить законопроект в ходе третьего обсуждения, намеченного на осень того же года. (Это было одним из проявлений алкогольного «контрдвижения».) В ответ на давление весной -летом 1911 г. по почину петербургского Александро-Невского общества трезвости развернулась всероссийская кампания поддержки законопроекта. (Общество во главе со своим председателем протоиереем П.А. Миртовым стало своеобразным коллективным «лидером-органи-затором» трезвенного движения.) Граждане, общественные и профессиональные организации писали членам Думы письма и принимали постановления в его поддержку. Сто пятьдесят один такой документ был опубликован М. Д. Челышёвым отдельной книгой под говорящим названием «Пощадите Россию!» [9]. Поддержка с мест и энергичная деятельность Комиссии принесла свои плоды. Антиалкогольный законопроект, дополненный рядом важных положений, был принят при третьем, окончательном, обсуждении на пятой сессии III Государственной думы 16 ноября 1911 г. Он предусматривал: - право вынесения запретительных приговоров о продаже крепких спиртных напитков (далее - алкоголя) волостным, сельским сходам, городским думам и другим органам местного самоуправления на подведомственных территориях; - на сельских сходах по этому вопросу право решающего голоса получали наряду с домохозяевами их совершеннолетние жёны и матери; - воспрещалась торговля алкоголем в субботние и предпраздничные дни после 2 часов дня и полностью -в воскресные и праздничные дни; - места продажи алкоголя могли находиться: в столичных и губернских городах - не ближе сорока сажен (85 м), а в остальных местностях - не ближе ста сажен (213 м) от церквей и учебных заведений всех типов; - во всех начальных, средних и педагогических учебных заведениях учащимся должны были сообщаться «сведения о вреде, приносимом употреблением спиртных напитков» [4. С. 690-703]. По заключению Челышёва, главным результатом пятилетней деятельности Комиссии явилось то, что «пробудилось население»; появилась «громадная волна антиалкогольной идеи, которая, прокатываясь сейчас по России, растёт и ширится и которая истоком своим имеет Государственную Думу» [Там же. С. 757]. Принятый Думой законопроект поступил на рассмотрение в Государственный совет, где было сильно влияние помещиков-винокуров, сделавших всё для того, чтобы он не был принят. Несколько лет он обсуждался там и, наконец, в 1914 г. вернулся на доработку в IV Государственную думу. До 1917 г. он так и не обрёл силу закона, но многое из того, что в нём предусматривалось, было проведено в жизнь, начиная с весны -лета 1914 г., в результате царских указов. Третий из названных выше форумов, Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, прошёл в Москве с 6 по 12 августа 1912 г. по инициативе Александро-Невского общества трезвости, по благословению Св. Синода, под покровительством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, священномученика, 1848-1918). Участвовали 473 человека. В отличие от предыдущего петербургского съезда, здесь преобладали священнослужители и светские деятели, поддерживавшие Церковь. Резолюции съезда делились на несколько разделов. Первый - «Общие положения» - начинался тем, что «в основу борьбы с алкоголизмом должны быть положены религиозно-нравственные начала». Здесь же содержалось обращение «и к духовенству, и к интеллигенции. личным примером абсолютной трезвости, а также путём проповеди и организации обществ трезвости способствовать желанному отрезвлению родины». Во втором разделе - «Организация борьбы с пьянством» - указывались пути успешного развития приходских обществ трезвости: признавалось нужным предоставить «возможно более широкое активное участие в обществах» женщинам, особенно жёнам священников; желательным - «предоставление возможно более широкой самодеятельности и инициативы» членам обществ; более частые членские собрания; «постоянное живое взаимообщение руководителя общества и членов между собою» путём учреждения особого института выборных, «оказанием материальной помощи нуждающимся... предоставление им занятий в. домах трудолюбия, выдачей им пособий и взаимообразных ссуд». «Для поддержки приходских деятелей по борьбе с пьянством и для внесения в эту деятельность большей планомерности» съезд признал необходимым устройство в каждой церковной епархии «епархиальных братств трезвости». В подразделе «Борьба с алкоголизмом через школу» указывалось, что «необходимо сообщение систематических сведений во всех школах о вреде алкоголя и его влиянии». В подразделе «Общественная борьба» съезд обратился к духовенству с убеждением не устраивать «угощения спиртными напитками при так называемых “помочах” и в своих общественных и семейных собраниях». Признавалось необходимым ходатайствовать перед «правительством и местными властями о том, чтобы совершенно воспрещено было всякое рекламирование спиртных напитков, особенно кощунственного свойства». Наконец, была принята важная резолюция о том, что, выслушав доклад [М.Д. Челышёва] и мнения о выработанном Государственной Думой законопроекте о мерах борьбы с пьянством, «. съезд настаивает на скорейшем проведении законопроекта в жизнь» [10]. Как указывалось в адресе, преподнесённом митрополиту Владимиру от имени членов съезда, значение форума состояло в том, что он ясно показал размеры алкогольной опасности, угрожающей России; придал «новые силы для самой устойчивой и беспощадной борьбы с алкоголизмом»; «указал разнообразные средства и методы для борьбы»; наладил связи между прежде разрозненными участниками движения. Далее отмечалось, что отныне антиалкогольная борьба духовенства «из партизанской превратилась в народную и, может быть, в общегосударственную борьбу против общего страшного врага» [11. С. 175]. Действительно, Московский съезд положительно повлиял на то, что работа обществ трезвости на местах становилась более разносторонней и действенной. Это происходило, например, в Томской губернии [12. С. 66]. Третий этап движения - 1913 г. - июль 1914 г. Трезвенное движение, носившее охранительную и вместе с тем созидательную направленность, становилось всё более массовым. Российская верховная власть с начала 1913 г. перешла к его открытой поддержке с целью обрести в нём дополнительную опору и укрепить положение в стране. В год празднования 300-летия династии Романовых Николай II 4 апреля 1913 г. принял в Царском Селе депутацию от российских православно-церковных обществ трезвости из трёх священников во главе с руководителем Александро-Невского общества протоиереем П.А. Миртовым. Во всеподданнейшем адресе, поднесённом от имени «1800 церковных обществ трезвости», содержалась просьба дать положительную оценку движению. Николай начертал на адресе: «Прочёл с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле Русской трезвенного движения» [13. С. 597-600]. С января 1911 г. в Петербурге действовал состоящий под покровительством великого князя Константина Константиновича Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ). 28-29 апреля 1913 г. ВТСХТ при поддержке своих местных отделений и других обществ трезвости провёл в Петербурге и городах и сёлах 56 губерний первый Всероссийский праздник трезвости. В ходе него проводились богослужения в храмах с молитвами о страждущих от пьянства, крестные ходы, раздавались и продавались трезвенные листки, брошюры, значки, собирались пожертвования, читались лекции. Кроме того, 29 августа 1913 г. в Москве, в Московской и ряде других епархий прошёл Всероссийский церковный праздник трезвости. Наконец, 7-8 апреля 1914 г. состоялся организованный ВТСХТ второй Всероссийский праздник трезвости. Он прошёл в Петербурге и 55 губерниях и областях по той же программе, что и первый. Благодаря всероссийским праздникам трезвенная работа поднялась на новую ступень и приобрела новый широкий, открытый, всенародный характер [14. С. 13-17; 15. С. 15-29]. С 1909 по 1914 г. происходил заметный рост числа обществ трезвости и численности членов. Происходила своего рода «цепная реакция» распространения трезвенного движения. По нашим подсчётам, на 1 января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1 873 общества, в них числилось более 500 тыс. членов [16. С. 42, 43]. (Действительное число участников и обществ было несколько меньше, так как в некоторых обществах вёлся суммарный учёт записавшихся в общество за год. Например, если человек записался на три месяца, а по прошествии этого срока в этом же году записывался ещё на три месяца, то в итоговом подсчёте было два члена, а не один. Кроме того, некоторая часть обществ, по сути дела, не проявляла деятельности). 74,5% учтённых обществ находилось в сельских поселениях и 25,5% - в городских. В сельских обществах преобладали крестьяне, в городских - рабочие, значительная часть которых была выходцами из села. 1 782 общества (95,0%) были религиозными, из них 1 771 (99,4%) - православными. Приведенные цифры наряду с другими данными позволяют сделать вывод о том, что трезвенное движение было естественным средством самозащиты традиционного, «крестьянского» общества от разрушительной алкогольной политики со стороны капитала и государства. Благодаря ему происходили отрезвление, религиозно-нравственное просвещение, подъём культурного уровня, повышение благосостояния людей [16. С. 55-61]. 30 января 1914 г. рескриптом Николая II был отправлен в отставку министр финансов В.Н. Коковцов, а в рескрипте на имя его преемника П.Л. Барка провозглашалась новая финансовая политика с отказом от получения существенной части государственных доходов за счёт продажи казённой водки [17. С. 293]. 11 марта П.Л. Барк в циркуляре к управляющим акцизными сборами указал на необходимость «. относиться с полной благожелательностью к ходатайствам сельских обществ о закрытии или недопущении торговли крепкими напитками, неуклонно удовлетворяя все законно состоявшиеся о том приговоры» [18. С. 479]. Следствием рескрипта и циркуляра стало принятие большого числа приговоров сельских обществ о закрытии казённых винных лавок и проведение различными государственными ведомствами и Церковью ограничительных и просветительных мер. Итак, изложенное выше развитие движения можно представить в виде следующей таблицы: Этапы трезвенного движения в России в период мирного развития в 1907-1914 гг. Хронологические рамки Характеристика периода с точки зрения синергетики / историографии Основное содержание этапа Вторая половина 1907 -конец 1909 г. «Хаос», «беспорядок», «выбор пути» / период реакции Начало широкого обсуждения алкогольного вопроса в III Государственной думе; оживление деятельности обществ трезвости; первые просветительные и ограничительные антиалкогольные меры в школе, церкви и армии Конец 1909 г. -1912 г. «Устойчивый рост» (?) / новый революционный подъём Движение вышло на всероссийский уровень. Проведение двух Всероссийских антиалкогольных съездов в Петербурге (1909-1910) и Москве (1912); принятие Государственной думой законопроекта о мерах борьбы с пьянством (1911); заметный рост числа и активности обществ трезвости на местах 1913 г. - июль 1914 г. Публичные действия: Всероссийские праздники трезвости (1913, 1914); движение становится наиболее активным и массовым; царь и власти начали выказывать ему открытое покровительство; с весны 1914 г. - принятие органами местного самоуправления многочисленных запретительных приговоров в отношении питейных заведений Начавшаяся Первая мировая война была для России, согласно заключению Г.Ю. Ризниченко [1], «внешней катастрофой», прервавшей мирное развитие. Реформистское трезвенное движение ослабло, а в чрезвычайных условиях революции 1917 г. («внутренняя катастрофа») оно прекратило существование. Тем не менее в 1907-1914 гг. оно оздоравливало и укрепляло общество. Его достижения являются ценным историческим опытом, культурным наследием народов России.
Ризниченко Г.Ю. Стадии эволюции сложных систем // Сайт С.П. Курдюмова. Синергетика и эволюционизм. URL: http://spkurdyumov.ru/evolutionism/stadii-evolyucii-slozhnyx-sistem, свободный (дата обращения: 17.02.2014).
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М. : Феникс, 1994. Гл. 19. Коллективное поведение и социальные движения // URL: http://socioline.ru/pages/nejl-smelzer-sotsiologiya-uchebnik, свободный (дата обращения: 17.02.2014).
Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск : Тип. «Иртыш», 1914. IV. 1250 с.
Челышов М.Д. Речи М.Д. Челышова, произнесенные в Третьей Государственной думе о необходимости борьбы с пьянством и по другим вопросам: издание автора. СПб. : Б.и., 1912. VIII. 786 с.
Челышов М.Д. О вреде народного пьянства. СПб., 1908. 84 с.
История. Капиталистический строй / К.Н. Тарновский // Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 24. Кн. II. Союз Советских Социали стических Республик. С.118-121.
Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1. 361 с.
Для чего люди одурманиваются?: сб. / сост. Л. А. Богданович, Г.Т. Богданов. М. : Моск. рабочий, 1988. 288 с.
Челышов М.Д. Пощадите Россию!: правда о кабаке, высказанная самим народом по поводу закона о мерах борьбы с пьянством. Самара: Изд. М.Д. Челышова, 1911. 232 с.
Резолюции Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом // В борьбе за трезвость. М., 1912. № 8-9. С. 13-20.
Труды Первого Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг. : Тип. Александро-Невского об-ва трезвости, 1914. Т. 1. 182 с.
Афанасьев А.Л. Всероссийские съезды по борьбе с пьянством, III Государственная дума и трезвенное движение в Сибири и на Дальнем Востоке в 1910-1912 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2010. Июнь. № 335. С. 63-67.
Приём Государем Императором деятелей церковных обществ трезвости // Трезвая жизнь. СПб., 1913. № 5.
Отчёт о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1913 г. СПб., 1914. С. 3-17.
Отчёт о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. С. 15-29.
Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск : Том ский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.
Высочайшие рескрипты.. // Трезвая жизнь. СПб., 1914. № 3.
Циркуляр управляющего Министерством финансов // Трезвая жизнь. СПб., 1914. № 4.